Путин и бедность как власти наносят двойной удар по малообеспеченным

Обновлено: 04.05.2024

Кремль на обочине: Китай досрочно построил общество благоденствия

Таким образом, подчеркнул председатель Китая, страна достигла цели ООН по искоренению бедности на 10 лет раньше установленного 2030 года, а ее вклад в мировую борьбу с этим явлением составил 70%.

Между тем Россия-то победила абсолютную бедность раньше. Еще в июне прошлого года наши власти направили в ООН отчет, в котором говорилось о том, что в стране практически отсутствует население, чей уровень жизни находился бы ниже определенного Всемирным банком критерия абсолютной бедности. По нему выходило, что уже в 2017 году в России менее 0,1% населения жили меньше чем на 3,2 доллара в день и менее 1% — на сумму менее 5,5 доллара в день.

Только вот странное дело — согласно официальной статистике реальные располагаемые доходы населения в России почему-то последовательно сокращаются аж с 2014 года, в очередной раз упав по итогам 2020 года на 3,5% и отставая к настоящему моменту от уровня 2013 года — последнего года устойчивого роста доходов — уже более чем на 10%. Общая численность граждан, вынужденных существовать на доходы ниже прожиточного минимума, по итогам только января—сентября 2020 года достигла 19,6 миллиона человек (13,3% всего населения страны), увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 400 тысяч человек.

И это при том, что за последние 10 в Китае реальные доходы населения выросли более чем вдвое, а доля ВВП в пересчете на душу населения два года подряд превышает 10 тысяч долларов США, что переводит Китай в разряд стран с доходом выше среднего.

А ведь международная экономическая конъюнктура все это время была одинакова и для России, и для Китая, при том что по размеру только золотых запасов мы опережали Китай еще в 2019 году. А уж про превосходство по объему и разнообразию полезных ископаемых говорить вообще не приходится.

Так почему же не Россия стоит ветки метрополитенов в Китае, а наоборот? Почему не Китай использует передовое российское высокотехнологичное оборудование, а наоборот? Почему же не Россия запускает космические аппараты к Марсу и открывает крупнейший в мире телескоп, а Китай?

А что у нас? А у нас, как заметил доктор политических и кандидат экономических наук, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, вопрос о саботаже указов и распоряжений президента стоит уже года два и вся статистика Счетной палаты наглядно свидетельствует о том, что президент указы издает, а чиновники правительства смотрят на них как на необязательные к исполнению бумажки.

Да что там говорить, в России три тысячи школ не имеет отапливаемых туалетов, а 13% населения в принципе использует для отправления нужд обычную деревянную будку во дворе. А все потому, что с бедностью-то у нас в стране, как мне кажется, никогда и не боролись системно и серьезно.

— Статистически-то у нас и правда, все неплохо. Мы подогнали МРОТ под потребительскую корзину, и вроде бы у всех все там совпадает. Но все это статистическая эквилибристика, модальная зарплата сейчас составляет 20 тысяч рублей, а число бедных неуклонно растет. Беда в том, что все наши большие деньги на борьбу с бедностью уходят в песок.

— Действительно, теоретически нам ничего не мешает бороться с бедностью так же эффективно, как в Китае. Они такие же люди, как и мы, разве что разрез глаз другой, всего и отличий. Но нам для успеха в борьбе с бедностью не хватает политической воли, нужны же серьезные реформы.

У нас же зарубежных инвестиций в стране кот наплакал, ноль практически. И все потому, что никаких гарантий для иностранных инвесторов у нас нет и не будет без серьезной правовой реформы. Так что какого-нибудь иностранного бизнесмена, 20 лет вкладывавшегося в экономику страны, могут спокойно и быстро посадить по за решетку по чисто формальному поводу.

И прецеденты, резюмировал Алексей Коренев, нам все хорошо известны.

Кстати, кроме чистого экономических различий в подходе к борьбе с бедностью китайцы и россияне разнятся, как это ни банально прозвучит, степенью и качеством своего патриотизма.

Этот фактор очень сильно цементирует китайский социум, и я лично знаю многих китайских состоятельных предпринимателей, даже не миллионеров, которые на этой основе активнейшим образом участвуют в социальной благотворительности. Например, для сирот или малообеспеченных детей из отдаленных районов Китая полностью оплачивают обучение, покупают одежду и так далее. Осуществляют, так сказать, удаленное родительство.

Увы, в России описанную Сергеем Мстиславским благотворительность представить практически невозможно, хотя редкие случаи подобного попечительства имеют место.

На лекарства для тяжелобольных детей скидываются всем миром по смс не наши олигархи, в разгар кризиса строящие себе умопомрачительные яхты, а все те же нищие россияне. Обездоленным пенсионерам хлеб в магазинах покупают такие же нищие студенты, а не владельцы заводов, газет, пароходов.

Да и потом, о каком цементировании российского социума может идти речь, если у нас сплошь и рядом полуголые блогеры танцуют то у Вечного огня, то на братских могилах павших в Великой Отечественной войне? Когда внуки в ходе прямой трансляции справляют малую нужду на своих же девяностолетних дедушек? Когда здоровые бугаи без причины пинают несчастных инвалидов? Когда государство до самой смерти отказывает пожилому ветерану в улучшении жилищных условий из-за того, что его ветхое жилье на 40 сантиметров (!) превышает какую-то там норму?

Женщина и собака

Российская система мер социальной поддержки помогла избежать массовой бедности во время пандемии коронавируса, однако затраты на нее оказались слишком высоки. Власти таким образом не смогут снизить бедность в два раза до 6,5% к 2030 году и выполнить цели, поставленные президентом Владимиром Путиным, утверждают эксперты Всемирного банка.

В 2018 году Владимир Путин перед своим очередным избранием сделал ряд обещаний, включая снижение бедности. Весной 2018 года были опубликованы так называемые майские указы, согласно которым планировалось в два раза снизить уровень бедности (с 13,2% до 6,5%) к 2024 году. Позднее срок исполнения этой программы был продлен до 2030 года.

В последние годы Путин почти на каждом публичном выступлении говорит о необходимости снижения бедности.

"Это плохо, конечно, что и 6,5% [бедных] сохранится. Но мы должны исходить из реалий. Это реально, я считаю. Цель амбициозная, но реальная", - заявил Путин на ежегодной пресс-конференции в декабре прошлого года.

Экономисты Всемирного банка полагают, что при сохранении существующих условий цель остается недостижимой, тем более что ситуацию значительно осложнила пандемия Covid-19.

"В России, если бы людям не предоставлялась социальная помощь, число бедных было бы на 20% больше, чем сейчас. Но это достижение очень дорого стоит: государственные расходы на осуществление программ социальной помощи составляют более 3% ВВП, что соответствует 30 млрд долларов США", - говорится в докладе Всемирного банка, опубликованном в среду.

Эксперты утверждают, что многим странам удается достигнуть такого же сокращения бедности, тратя на это наполовину или на треть меньше.

Об очередном пакете мер соцподдержки Путин говорил в своем послании Федеральному собранию 21 апреля. В частности, была анонсирована единовременная выплата на каждого школьника, повышение оплаты больничных по уходу за ребенком, дополнительные выплаты для беременных женщин и для детей, находящихся в трудной материальной ситуации. До этого в России были ведены такие меры, как льготная ипотека и материнский капитал на первого ребенка в семье, а во время пандемии осуществлялись и прямые выплаты семьям с детьми.

Однако, по мнению экспертов Всемирного банка, эффективность мер социальной поддержки в России снижает отсутствие национальной программы по борьбе с бедностью. В докладе это объясняется несколькими факторами:

  • В российской системе соцподдержки помощь малоимущему населению не является приоритетной, далеко не для всех программ борьба с бедностью является основой задачей;
  • Размер пособий слишком мал для того, чтобы помочь малоимущим выбраться из бедности;
  • Применяемые в стране методики проверки нуждаемости часто оказываются неэффективным средством для выявления бедных;
  • Граждане, желающие получить помощь, часто не могут разобраться в многочисленных программах с разными правилами и сроками исполнения;
  • Нынешняя система соцподдержки с трудом адаптируется к стрессовым ситуациям: в разгар пандемии многие жаловались на нечеткость и непоследовательность введенных властями экстренных мер;
  • Огромные региональные различия в социальных бюджетах и потенциале исполнительных систем: многим из самых бедных регионов не хватает средств на поддержку малоимущего населения, несмотря на общий большой уровень господдержки.

Как решить проблему бедности?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Эксперты Всемирного банка полагают, что лучшим методом борьбы с бедностью в России могло бы стать введение минимального гарантированного дохода (МГД).

Такой доход в понимании Всемирного банка - это регулярная выплата денег людям, живущим за чертой бедности. Он отличается от безусловного базового дохода, который предполагает выплаты всем членам сообщества, вне зависимости от уровня дохода и без необходимости выполнения работы.

"Введение национальной программы минимального гарантированного дохода обеспечит достижение целей в области борьбы с бедностью и потребует меньше затрат. Такая программа предполагает ориентацию использования ее основных сил и средств для поддержки нуждающихся, чтобы гарантировать им прожиточный минимум; кроме того, меры борьбы с бедностью будут способствовать формированию устойчивости дохода", - утверждают авторы доклада.

Идея введения МГД российскими властями уже обсуждается. Так, в сентябре прошлого года председатель "Единой России" Дмитрий Медведев поручил фракции единороссов в Госдуме создать рабочую группу по модернизации законодательства в сфере занятости и обсудить в ней этот вопрос. Инициативу поддержал и глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков - по его словам, введение МГД "положительно повлияет на рост доходов миллионов простых россиян".

Для перехода к этой системе, как отмечают экономисты Всемирного банка, России в первую очередь стоит усовершенствовать уже действующую в стране программу социального контракта.

Путин объявил о введении этой системы в феврале 2019 года в послании Федеральному собранию. Ее суть состоит в том, что государство оказывает гражданину помощь в трудоустройстве и повышении квалификации, предоставляет семье средства на организацию подсобного хозяйства или небольшого собственного дела.

"Для тех, кто действительно стремится изменить свою жизнь, социальный контракт дает возможность сделать это", - говорил Путин.

Чтобы эта система работала эффективней, необходимо, по мнению экспертов Всемирного банка, установить правила для введения единых стандартов реализации соцконтрактов на федеральном уровне, поскольку сейчас установленные регионами правила весьма разноречивы.

"Установление федеральных правил для унификации разных стандартов на основе образцов успешного опыта повысит качество и равнодоступность пособий и льгот. Это позволит одинаковым семьям получать одинаковую поддержку вне зависимости от места их проживания", - говорится в докладе.

Социальные инициативы президента становятся невыполнимыми, а население продолжает нищать

Дмитрий Родионов



В Счетной палате заявляют о рисках нереализации плана по снижению бедности в России, предложенных президентом социальных мер поддержки, может оказаться недостаточно для вывода из бедности почти 1 млн россиян. Об этом сообщает РБК со ссылкой на заключение ведомства на проект поправок в федеральный бюджет на 2020−2022 годы, внесенных правительством в целях финансирования мер из президентского послания Федеральному собранию.

Минэкономразвития ожидает по итогам 2019 года незначительное сокращение уровня бедности— с 12,6 до 12,5% в 2018 году. По оценкам ведомства, снижение показателя на 0,1 процентных пункта равнозначно выходу из бедности около 100 тыс. россиян, оценивает ведомство.

В настоящий момент известно, что, по итогам девяти месяцев 2019 года уровень бедности в России вырос. По данным Росстата, значение показателя за январь—сентябрь составляет 13,1% (19,2 млн россиян) против 13,0% (19,1 млн) за аналогичный период в 2018 году.

По данным Росстата на 2018 год, на денежные доходы от 27 тыс. до 45 тыс. руб. в месяц живет 23,7% населения (в 2017 году — 23,3%, в 2016-м — 22,8%), а 54,5% россиян в 2018 году имели денежный доход менее 27 тыс. руб. в месяц (в 2017 году — 56,5%, в 2016-м — 58,2%).

Впрочем, надо отметить, что все победные реляции властей о снижении бедности в России — ничто в сравнении с показателями в развитых странах Запада, где бедными считаются люди с уровнем дохода, который у нас посчитали бы средним и даже выше. При этом именно у нас в стране борьба с бедностью объявлена едва ли не национальной идеей. И где результаты? И есть ли вообще эта борьба, или это все имитация, включая распиаренные президентские проекты и попытки записать в Конституции социальный статус государства?

— У нас среди бедных много людей предпенсионного возраста, которых вообще не затрагивают предлагаемые меры поддержки, рассчитанные главным образом на семьи с несовершеннолетними детьми. Так что в выводах Счетной палаты нет ничего удивительного. Нельзя преодолеть бедность, не занимаясь развитием экономики и созданием новых рабочих мест, в особенности в малых городах и депрессивных регионах. Но власть ничего не делает для того, чтобы улучшить ситуацию на рынке труда или хотя бы компенсировать тот ущерб, который нанесло повышение пенсионного возраста.

— Дело не в каких-то значениях, полученных при помощи натяжек и подтасовок, а в том, есть ли у человека реальная возможность найти работу, обеспечивающую ему такой потребительский уровень, соответствующий существующим представлениям о нормальной жизни. Считается, что в Германии 16,1% бедных. Это намного больше, чем в России. Но в Германии к числу бедных относятся люди, у которых доход составляет менее 60% от заработной платы, т.е. все одинокие люди, получающие менее 1100 евро, или семьи с детьми с доходом менее 550 евро на человека попадают в категорию бедных. В России средняя заработная плата составляет 43,4 тысячи рублей. Соответственно, бедными в соответствии с немецкими критериями должны считаться все одинокие люди, у кого заработная плата менее 26 тысяч, и все семьи с детьми, в которых доход на человека менее 12 тысяч. Думаю, что доля таких людей в обществе значительно превысит 20%.

— Они работают, повышение пособия на ребенка — это очень важная мера. Но для того, чтобы существенно уменьшить бедность, этого явно недостаточно.

— Главная угроза, связанная с бедностью, заключается в том, что она легко принимает наследственный характер, в особенности в тех странах, где, как в России, власть не умеет и не желает с ней бороться. В результате в обществе появляется значительная доля людей (в России она, на мой взгляд, составляет примерно четверть населения), которые в силу рождения лишены возможности получить хорошее образование и найти работу, позволяющую им приобрести высокую самооценку и уважительное отношение со стороны окружающих. Столь значительное число людей, обреченных на маргинальный образ жизни, создает угрозу быстрого роста социальной напряженности при возникновении кризисной ситуации. Кроме того, оно способствует появлению депрессивных районов в крупных городах, что мешает нормальную развитию мегаполисов. У массовой бедности есть и другие крайне неприятные последствия: она препятствует формированию платежеспособного внутреннего спроса, создает предпосылки для возникновения дефицита квалифицированной рабочей силы, провоцирует отток из страны социально активного населения.

— Думаю, что у нас могут предсказать темпы экономического роста. Однако эти предсказания приходится постоянно завышать, поскольку они не нравятся действующей власти. Добиться существенного повышения экономического роста в условиях нынешнего социально-экономического курса принципиально невозможно.

— Всерьез бороться с массовой бедностью власти не могут, поскольку она является важнейшим условием сохранения нынешней социально-экономической системы и политического устройства.

— При прошлом правительстве Счётную палату никто не хотел слушать — просто прошлое правительство предпочитало закрывать глаза на отчёты и затыкать уши, так как как критиковали их, — напоминает политолог Иван Лизан.

— Новое правительство пока Счётную палату слушает — это не его недоработки, а предшественников. С большей долей вероятности, в определённый момент критику перестанут воспринимать и вновь начнут отмахиваться от советчиков и контролёров. Но пока что Кудрин и Мишустин явно неплохо сработались: Кудрин показывает системе её слабые места, Мишустин пытается их скорректировать в рамках президентского куса.

— С позиции 90,2% ещё нормально. С позиции 10,8% ­ — много. Всё зависит от точки зрения и страны для сравнения. В США 40 млн получают продовольственные карточки. Поэтому стоит исходить из того, что 10,8% ­- много. Должно быть сильно меньше.

— О мерах из послания президента Федеральному собранию: питание для детей, маткапитал на первого ребёнка, система поддержки бедных через социальные контракты. Эти меры не повышают напрямую доходы, не снимают долговое бремя. Эти проблемы могут решить лишь повышение зарплат, новые рабочие места и прощение долгов тем, кто в них погряз по самые уши.

— Конечно не учитывает — прогноз делали до коронавируса, который замедлит мировую экономику и погрузит её в третью волну мирового финансово-экономического кризиса. А для борьбы с бедностью придётся принимать комплексные решения: повышать размеры зарплат в бюджетном секторе (о санитарках вспомним), прощать населению долги, изменять схемы пространственного развития страны (из ряда поселений легче переселить людей, чем вывести их из кризиса).

— Это скорее споры о методологии подсчёта и сражение за 0,1%, которые не имеют отношения к реальности в силу своей малой значимости.

— Все зависит о того, что вы считаете борьбой. Если прямую раздачу денег, то нет. Если отсчитывать борьбу с бедностью с осознанием власти данной проблемы (а она всегда запаздывает с осознанием проблем), то да.

Из-за гаджетов пешеходы стали получать травмы на дороге в восемь раз чаще


Борьба с бедностью – одна из трех главных социально-экономических инициатив Владимира Путина, прозвучавших в послании Федеральному собранию. Несмотря на то, что государству уровень бедности удалось сократить на две трети, в последние годы доходы населения стагнировали – и ситуация приобрела негативный тренд. Новые меры потребуют до 500 млрд рублей в год и, как ожидается, смогут существенно снизить число бедных.

Владимир Путин заявил о трех ключевых предложениях. Первое – это борьба с бедностью путем предоставления пособий для малообеспеченных семей с детьми до семи лет. Второе – преодоление демографического спада путем увеличения материнского капитала и распространение его на первого ребенка. И, наконец, третье – стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики за счет снижения налога на прибыль для компаний.

На реализацию этих социальных и экономических мер, озвученных в послании Путина Федеральному собранию, потребуется от 400 до 500 млрд рублей в год, оценил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. По оценке Минэкономразвития, суммарная стоимость социально-экономических инициатив из послания в текущем году составит около 300 млрд рублей, а начиная с 2022 года будет составлять более 600 млрд рублей в год.

Помощник президента Андрей Белоусов говорит, что объем расходов на меры в социальной сфере составят около 400 млрд рублей, из которых на выплату пособий на детей трех–семи лет в 2020 году планируется потратить 134 млрд рублей.

Предложенные меры позволят России сделать серьезный шаг для борьбы с бедностью. На это направлено расширение пособий семьям с детьми с трех до семи лет.

В последние годы добиться серьезного снижения числа бедных не удавалось. По данным Росстата, за чертой бедности находится 19,2 млн человек. Конечно, по сравнению с 1995 годом или даже 2000 годом, когда уровень бедности доходил до 36,5 и 42,3 млн человек, ситуация выглядит лучше. Однако с 2000 и вплоть до 2014 года уровень бедности в России только снижался. За 13 лет количество бедных снизилось почти в три раза: с 42,3 млн в 2000 году до 15,5 млн человек в 2013 году. Если в 2000 году бедные составляли почти треть (29%) населения, то в 2013 году – лишь 10,8%. Однако с 2014 года после внешнего санкционного давления и окончания эпохи дорогой нефти, уровень бедности в России снова начал расти, и в последние годы находится на уровне 19-22 млн человек.

Росстат традиционно считал бедными тех, чьи доходы ниже МРОТ. По мере роста МРОТ автоматически увеличивалось и количество малоимущих. Однако в конце 2018 году методика расчета была изменена, и более адекватную картину об изменении уровня бедности по ней можно будет получить в этом году, когда сравнят показали 2018 и 2019 годов.

Новые озвученные меры по борьбе с бедностью, наконец, могут помочь добиться положительного эффекта. Пакет предложений президента направлен на преодоление ловушки слабого спроса: детские пособия позволят восстановить доходы нуждающихся семей, а это поддержит потребительский спрос, считают в МЭР.

Министр экономического развития Максим Орешкин оценивает, что выплаты семьям пособий на детей от трех до семи лет совместно с другими инициативами, озвученными в послании президента, позволят снизить бедность в России больше чем на 10% уже к концу 2020 года.

Сейчас за чертой бедности находятся 19,2 млн человек. Но уже в 2020 году уйти от нее должны чуть менее двух миллионов человек.

А к 2024 году президентом поставлена цель – снизить уровень бедности населения в России в два раза. Это значит, что через пять лет бедных в России должно стать на 10 млн человек меньше.

Особый интерес вызывает желание Путина накормить детей в начальной школе горячим питанием за счет государства – вне зависимости от того, бедные родители у него или с достатком. Такого не было даже в советские годы.

Не умаляя достоинства принятой социальной поддержки семей с детьми, эксперты переживают, что двукратного сокращения уровня бедности к 2024 году будет тяжело достичь только за счет предложенных мер.

Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева считает, что меры социальной защиты – это хорошо, но от бедности поможет только экономический рост.

«Меры социальной защиты смогут оказать влияние на уровень доходов неработающего населения. Но от бедности нас может спасти только экономический рост, который будет сказываться на главном источнике доходов населения – заработной плате.

Президент обещает также и государственные инвестиции. Летом уровень резервов в Фонде национального благосостояния преодолеет отметку в 7% ВВП, это значит, что все нефтегазовые сверхдоходы можно будет вкладывать в реальную экономику, в первую очередь дорожную и другую инфраструктуру.

По оценке Минэкономразвития, реализация инициатив президента позволит прибавить к росту ВВП 0,3 п. п. в 2020 году. Дополнительный эффект на рост инвестиционной активности составит 1 п. п. В целом российская экономика вырастет в этом году на 1,7%, прогнозируют там.

Судя по скорости, с которой депутаты восьмого созыва покинули Кремль, речь президента настроила их на серьезную работу.


Днем президент России Владимир Путин встретился с новым составом нижней палаты российского парламента, который сегодня приступил к работе. И речь шла о самых главных задачах, которые стоят даже не только перед Думой, но и перед всей страной. Глава государства вновь вернулся к теме - кто является главным врагом России и как его одолеть.

Их встреча начинается с вешалки. Гардероб Большого Кремлевского дворца переполнен. Народные избранники рвутся участвовать в делах страны.

Сразу видно, обновленная Дума. Впрочем, все ведут себя по-разному. Вот Анатолий Вассерман спешить не стал. Просчитал варианты и решил переждать давку у мраморной стены. Тем более что все необходимое с собой: на груди – планшет, в руках – книга.

"Просто не хотел стоять на пути у депутатов. Но сейчас тоже уже двинусь", - отметил Вассерман.

Выступление президента – событие волнительное. Поэтому и рассаживаются долго. Приходится торопить.

К депутатам Госдумы восьмого созыва президент обращался в Георгиевском зале Кремля. И место в данном случае имеет большое значение. Георгиевский - один из самых торжественных и парадных залов Кремлевского дворца. А народным избранникам предстоит большая работа, и от них ждут больших побед.

С чем придется сразиться, президент рассказал.

"У нашей страны, а значит у всех нас, много общих сложных вызовов. И повторю: главный наш враг, угроза для стабильного развития, для демографического будущего - это низкие доходы наших граждан, миллионов наших людей", - заявил Путин.

Бой предстоит тяжелый. Враг коварен. Например, инфляция в этом году превысит ожидаемый уровень. Поэтому людям надо помочь.

"Социальные выплаты, которые финансируются из федерального бюджета, должны быть в 2022 году проиндексированы по фактической инфляции. Предлагаю уже с 2022 года перейти на индексацию материнского капитала не по прогнозной, а по фактической инфляции за предыдущий год", - говорил президент.

Путин заметил, что деньги на это есть. И важно в ближайшее время сформировать целостную систему поддержки семей с детьми, на которую родители могли бы рассчитывать с момента появления малыша на свет и до окончания им школы. Необходимо позаботиться и о старшем поколении. Крупнейшая статья расходов бюджета – на социальную политику.

"На три предстоящих года на эти направления предполагается выделить 41,5 триллиона рублей, на развитие экономики, поддержку регионов - 15,1 триллиона, на здравоохранение – 10,9 триллиона рублей. Отмечу, что в законопроектах о федеральном бюджете и бюджете внебюджетных фондов каждый второй рубль расходов направляется на реализацию социальной политики и на здравоохранение", - подчеркнул глава государства.

Правительству президент поручил представить предложения. А депутатам теперь нужно принять необходимые изменения в закон. А еще повлиять на избирателей – чтобы прививались активнее.

Почти половина депутатов впервые приступили к работе. Есть полностью новая фракция. И новая частично – Путин обратил внимание на название.

"Справедливая Россия", теперь "За правду" еще, тоже хорошо", - отметил президент.

Конечно, депутатам интересна буквально каждая деталь – над головами то и дело появлялись мобильные телефоны. Они еще не во всех тонкостях разобрались, еще не во все вникли. Вот Анна Кузнецова в коридорах нижней палаты сориентировалась не сразу.

"В первый день заблудилась. Но сейчас уже не путаюсь", - рассказала она.

Старые таблички еще не успели снять, новые – не все повесили. У тех, кто перешел в нынешнюю Думу с прошлого созыва, есть, конечно, преимущество. Но самый мощный депутат уверяет: парламент не место для злоупотреблений.

"Это уже все в прошлом, когда пузиками толкались. На моей памяти только буквально в первом заседании Думы 7-го созыва была попытка", - отметил он.

Тут главное – командная работа. Открывала заседание сегодня Валентина Терешкова. Но и на новых парламентариев большая надежда. На всех – общая ответственность. Путин заметил, что экономика восстановилась, но проблем достаточно. И новым депутатам, решая глобальные вопросы, нужно не забывать, кто и зачем их выбирал.

"Для людей, для ваших избирателей, вы, прежде всего, народные избранники. Не забывайте об этом. Люди могут и будут обращаться к вам с самыми разными вопросами, даже может быть не входящими в вашу компетенцию, но они надеются на вас, и помнят о том, что пришли и проголосовали за вас. У нас есть самый хороший повод поблагодарить граждан России, поблагодарить их за активность в ходе избирательной кампании, за их активную жизненную позицию, сказать им спасибо за доверие, которое они оказывают власти, оказывают своим кандидатам в депутаты, сегодняшним депутатам Государственной думы", - подчеркнул Путин.

Поблагодарил президент и собравшихся, пожелав им ответственной и напряженной работы. Чем те и занялись почти сразу.

Судя по скорости, с которой депутаты восьмого созыва покинули Кремль, речь президента настроила их на серьезную работу.

Читайте также: