Чем можно объяснить развернувшуюся в сша борьбу за права чернокожих

Обновлено: 18.05.2024

Проявлением солидарности с борьбой негров стали выступления студентов против дискриминации негритянских студентов в высших учебных заведениях, против действий консервативных студенческих братств, поддерживавших расовую сегрегацию. После решения Верховного суда в 1954 г. о десегрегации школьного обучения широкий размах приобрели выступления с требованиями о претворении в жизнь этого решения. В частности, в Вашингтоне в 1957 и 1958 гг. были проведены Марши молодежи за интегрированные школы, в последнем из них участвовало до 15 тыс. человек. Участвуя в движении за гражданские права, многие молодые американцы столкнулись с неприглядными сторонами американской действительности, стали задумываться о причинах социальной несправедливости в стране.

В действиях студентов не было единства, они не использовали накопленный опыт и действовали в основном методом проб и ошибок. В особенности это относится к первым двум месяцам акции, когда между протестующими из разных колледжей не было постоянных контактов. Каждая группа имела свою собственную, автономную структуру. В некоторых студенческих городках акциями руководили избранные председатели, тогда как в других местах верховодили те, кто первыми проявили инициативу.

Учащиеся Колледжа Монтгомери обратились к новому председателю MIA Ралфу Эйбернети с просьбой помочь им организовать сидячую демонстрацию в здании суда. За эту акцию из колледжа отчислили семь студентов. Среди них был и Бернард Ли — председатель Студенческого комитета протеста Алабамы. Некоторое время спустя Ли вместе с Джеймсом Бивелом и несколькими другими активистами сидячих демонстраций были приняты в штат КЮХР. Новые члены привнесли с собой в движение совершенно новый настрой, они изменили всю конфигурацию сил, выступавших за расовое равенство. 35

Спад массовых выступлений молодежи и студентов в начале 70-х гг. нельзя объяснить воздействием какого-либо одного фактора. Во многом он был обусловлен внутренними трудностями движения, его неоднородностью, неорганизованностью и раздробленностью. Эти слабости молодежного движения еще более усугублялись раскольнической деятельностью ультралевых группировок. На развитие молодежного движения существенное воздействие оказала политика правящих кругов. Размах репрессий позволил дезорганизовать некоторые отряды молодежного движения и запугать его участников. В то же время частичные уступки ослабили недовольство части молодежи, отвлекли ее от активной борьбы. Эту же цель преследовало вовлечение молодежи в общественную деятельность в рамках существующего строя, прежде всего в избирательную активность основных буржуазных партий. В этот период активизировались консервативные и реакционные молодежные организации, которые вели борьбу с прогрессивным молодежным движением, они сумели привлечь па свою сторону часть шовинистически и расистски настроенной молодежи.

Заслуживает интереса и проблема воздействия молодежного движения на самих его участников и на то поколение, которое выросло в обстановке бурных 60-х гг. При всех изменениях в социальном положении, условиях жизни и мировоззрении бывших участников молодежного и студенческого протеста приобретенный политический опыт будет сказываться на них в течение многих лет.

В 70-е гг. значительное число бывших активистов молодежных организаций включилось в реформистскую деятельность в рамках традиционного политического процесса. Американские исследователи отмечали, что многие из участников молодежного движения вошли в организации левого крыла демократической партии либо близкие к нему, в разного рода реформистские группы, действующие на местном уровне. Особую группу составили активисты молодежного движения, которые продолжили самостоятельную политическую деятельность. На протяжении 70-х гг. представители молодой интеллигенции пытались осмыслить опыт своей борьбы, место работников интеллектуального труда в капиталистическом обществе и с учетом этого выработать определенную программу действий и попытаться претворить ее в жизнь. Они выступили с позиций защиты интересов простого человека против концентрации власти и богатства, против злоупотреблений монополий, требовали перераспределения доходов, обеспечения действительного равенства, демократических прав и свобод рядовых американцев.
3.3 Борьба с расовой сегрегацией в школах и общественных местах
Я уже упоминал о расовой сегрегации в одной из предыдущих глав. Теперь мне бы хотелось рассказать об этом явлении в свете проблемы сегрегации в школах и общественных местах. Чтобы понять, против чего боролось чернокожее население США, необходимо поставить вопрос о сущности сегрегации. Расовая сегрегация в США — отделение этнических групп в США посредством установления преград для социального общения, раздельного обучения и воспитания и других дискриминационных мер. Юридически, сегрегация перестала существовать в 1964 году (об этом чуть ниже), но фактически сегрегация существует и по сей день. Напомню, что после принятия 13-ой поправки к конституции США в 1865 году, запрещавшей рабство, официально существовала расовая сегрегация. Это выражалось в отдельных школах для белых и афроамериканцев, в формировании отдельных воинских подразделений для афроамериканцев и многом другом.

Одним из видов сегрегации была сегрегация в общественном транспорте. Но об этом я уже упоминал по той причине, что именно из-за сегрегации в общественном транспорте и случилась первая победа борцов движения за гражданские права негров.

Я же хочу остановиться на таком моменте, как расовая сегрегация в школах. Данный вид сегрегации выражался в том, что дети афроамериканцев не имели права посещать те же школы, которые посещали белые дети. Этот вид сегрегации был регламентирован законами штатов, и по этой причине, неграм приходилось посещать школы, находящиеся в другом конце города, а порой и попросту в другом населенном пункте. Преподавать в черных школах, разумеется, должны были черные учителя. Естественно качество образования в этих заведениях отличалось от того, которое получали дети белых американцев.

Решение юридически запретило расовую сегрегацию в американских школах, однако было встречено сопротивлением со стороны ряда штатов. Суд штата Алабама постановил, что решения Верховного суда не имеют силы, если входят в противоречие с законодательством штатов. В 1958 году Верховному суду пришлось вновь подтверждать своё решение.

Через два месяца, когда войска были выведены, белые школьники стали травить чернокожих детей, чтобы те покинули школу. Однако последние решили продолжать обучение. Из девятерых детей восемь окончили учебный год, один был исключён за то, что ответил на оскорбление.

Сфера борьбы черных активистов за свои гражданские права постоянно расширялась. В начале 60-х борьба против дискриминации шла в парикмахерских, куда не пускали черных, на автобусных маршрутах, в залах ожидания. Часто протесты заканчивались избиениями и заключением в тюрьмы.

Хуже всего дело обстояло в Алабаме. В городе Аннистон этого штата шесть членов Ку-Клукс-Клана вошли в междугородный автобус, согнали всех чернокожих пассажиров в заднюю часть автобуса и приказали водителю ехать без остановок до Бирмингема. Там негров высадили и толпа избила их железными прутьями. Полиция приехала слишком поздно.

В этой краткой главе, я затронул важнейшую проблему Америки второй половины XX века – сегрегацию. Более подробно об этой позорной главе в истории США я расскажу, в главе посвященной Мартину Лютеру Кингу, так как на примере анализа его действий я попытаюсь рассказать и о сегрегации и о движении ненасильственного сопротивления.

Не все, что хорошо кончилось, следовало начинать. Александр Фюрстенберг
ещё >>

Смотрим фотохронику событий, доказавших, что всего несколько человек иногда могут изменить жизнь всей страны и миллионов своих соотечественников.

Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №1 - BigPicture.ru

Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №2 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №3 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №4 - BigPicture.ru

Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №5 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №6 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №7 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №8 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №9 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №10 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №11 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №12 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №13 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №14 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №15 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №16 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №17 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №18 - BigPicture.ru

Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №19 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №20 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №21 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №22 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №23 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №24 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №25 - BigPicture.ru
Фотография: Самые яркие моменты борьбы афроамериканцев за свои права №26 - BigPicture.ru

Добавляйте нас в закладки — тут можно посмотреть лучшие посты недели, месяца, года и… за все время существования сайта


Протестные движения в США всегда были важной частью политической культуры страны. Многие важные законы, включая Акт о Гражданских правах 1964 г., были приняты под влиянием протестного движения. Сегодня движение расширяется, его частью за последние несколько лет стали даже школьники, которые выступали за запрет на свободную продажу оружия после нескольких случаев стрельбы в школах.

Black Lives Matter (BLM) — главное движение за гражданские права XXI в. Его часто сравнивают с движениями 1950–1960-х гг., однако между ними есть существенные отличия. Во-первых, стоит отметить, что движение зародилось онлайн в 2013 г., и с тех пор продолжает набирать обороты.


Несмотря на определенные успехи Радикальной Реконструкции, ситуация на юге страны лишь ухудшилась. Во-первых, там появились радикальные группировки белокожего населения, самая известная из которых — Ку-Клукс-Клан. Во-вторых, были приняты законы Джима Кроу, ставшие основанием для расовой сегрегации вплоть до середины XX в. Были также введены ограничения избирательного права для афроамериканцев — чтобы голосовать им необходимо было оплатить специальный налог и пройти тест на грамотность.

Положение чернокожего населения в XX в.

Вторая волна протестов возникла в 1940-х гг. США оправились от последствий Великой депрессии, но эти улучшения часто не касались афроамериканцев — они не могли получить работу на государственных предприятиях из-за дискриминации. Громкие заявления правительства о распространении демократии и борьбе с фашизмом в мире, вызывали недовольство чернокожего населения.


Этот марш имел огромный политический эффект и привел к значимым успехам в борьбе за гражданские права афроамериканцев. В 1964 г. был принят новый Закон о гражданских правах, запрещавший дискриминацию на основании пола, расы, цвета кожи и этнической принадлежности. В 1965 г. был принят Закон об избирательном праве, запрещавший тесты на грамотность, а также любые законы штатов, направленные на дискриминацию при голосовании. А в 1968 г. был принят Закон о запрете на дискриминацию при покупке и аренде жилья. Несмотря на достижения на законодательном уровне, с принятием этих законов дискриминация не прекратилась. В 1960-е гг., когда мирные выступления не давали значительных результатов, протестующие стали прибегать к более жестким мерам. Начались разграбления магазинов, погромы, которые были жестоко подавлены полицией, однако влияли на экономическую и социальную ситуацию в стране.

Протестные движения в США всегда были важной частью политической культуры страны. Многие важные законы, включая Акт о Гражданских правах 1964 г., были приняты под влиянием протестного движения. Сегодня движение расширяется, его частью за последние несколько лет стали даже школьники, которые выступали за запрет на свободную продажу оружия после нескольких случаев стрельбы в школах.

Во-вторых, большое отличие BLM от предыдущих движений заключается в отсутствии организации — оно объединено общей идеей, но четкой иерархии и лидеров у него нет. Движение также активно существует в двух измерениях — онлайн и офлайн, — что усиливает ощущение присутствия, свидетельствует о современности протестных движений и увеличивает количество участников, а также позволяет выйти за пределы одного государства.


Важно, что благодаря BLM многие нечернокожие американцы стали поддерживать сограждан в их борьбе с систематическим расизмом. Согласно опросам общественного мнения, сегодня 76% американцев (из которых 71% — белокожие) назвали расизм большой проблемой в США; это на 26 п.п. больше, чем в 2015 г. Коннотация при освещении событий в СМИ сильно влияет на восприятие людьми этих событий. Многие СМИ на протяжении XX в. освещали протесты в негативном ключе, фокусируясь на жестокости протестующих. Из-за развития новых каналов информации и интернета восприятие протестов американцами изменилось, поскольку они увидели точку зрения самих протестующих.

Несмотря на то, что явных проявлений расизма сегодня уже гораздо меньше, чем 60 лет назад, расовая несправедливость в американском обществе существует до сих пор.


О социально-экономическом положении афроамериканцев и его изменении можно судить, например, по разнице в зарплатах на протяжении последних 20 лет. В 2000 г. заработная плата белокожего американца была в среднем на 21,8% выше, чем у чернокожего; в 2019 г. — уже на 26,5% выше. Среди людей, окончивших колледж, в 2000 г. этот показатель составлял 12,5%, а в 2019 г. — 22.5%.

Стоит обратить внимание и на количество людей, получивших высшее образование. В 1991 г. — 66,4 тыс. афроамериканцев (0,2% от всего чернокожего населения страны) и 914 тыс. белых (0,4%) получили диплом бакалавра, в 2017 г. — 196,3 тыс. (0,5%) и 1,196 млн (0,5%), соответственно. Таким образом, образование стало гораздо более доступным для чернокожего населения, но разрыв в оплате труда продолжает увеличиваться, что в будущем может сделать обучение менее доступным для этой группы населения. Несмотря на то, что существование большого количества отдельных стипендий для студентов-афроамериканцев помогает сделать образование более доступным для них, это не решает саму проблему неравенства.

Если рассматривать только положение афроамериканцев в обществе как причину возникновения массовых протестов, то остается неясным, почему значительное число участников акций — не представители чернокожего населения, а белые, латиноамериканцы, азиаты и др. Здесь следует отметить вторую причину недовольства американцев — полицейскую жестокость. С 2013 по 2019 гг. в США полицией были убиты 7 664 человека, каждый год от рук полицейских погибают около 1 000 человек (всего от предумышленных и непредумышленных убийств погибают около 15 тыс. человек ежегодно).

Массовые протесты в 2020 г.

25 мая 2020 г. в городе Миннеаполис (Миннесота) в ходе ареста погиб афроамериканец Джордж Флойд. Его подозревали в использовании поддельной купюры номиналом 20 долл. Один из полицейских, приехавших на вызов, держал Дж. Флойда прижатым к земле, нажимая коленом на шею. Мужчина позже скончался в больнице. 7 мая афроамериканец Шон Рид был застрелен полицейскими при преследовании. За два месяца до этого афроамериканка Бреонна Тейлор была убита в своей квартире во время полицейского обыска. Всего за последние пять лет 24% из всех американцев, убитых полицией, были чернокожими.


Влияние протестов

Несмотря на то, что протесты все еще продолжаются, они уже оказали значительное влияние на различные сферы жизни американского общества. Например, с июня резко возросло количество отставок полицейских. Требования протестующих о реформе полиции были услышаны, после чего был принят ряд федеральных и местных законов, выполняющих их требования.

На федеральном уровне были предложены законы, пересматривающие ограниченный иммунитет для сотрудников правоохранительных органов. Более того, 16 июня президент Д. Трамп подписал указ о Безопасной полицейской деятельности для безопасных обществ (Order on Safe Policing for Safe Communities), в котором говорится о создании независимых аттестационных органов для полиции под эгидой генпрокурора. Указ, помимо всего прочего, призывает к созданию национальной информационной базы, где будут зафиксированы случаи применения чрезмерной силы.

На уровне штатов и муниципалитетов были приняты многочисленные указы и законы, запрещающие определенные методы для использования полицией (слезоточивый газ, удушающий захват, перцовый раствор и др.). В некоторых штатах были созданы комиссии для разработки новых инструкций для полицейских, а также новые методы надзора за действиями полиции.

Реакция властей США на протесты

Джо Байден в своих социальных сетях выражает сочувствие протестующим и обещает изменить ситуацию, когда станет президентом. В данной ситуации, у противника действующего президента на предстоящих выборах есть хорошая возможность привлечь избирателей на свою сторону. Благоприятным для него обстоятельством стало и то, что он был вице-президентом при первом американском президенте-афроамериканце Бараке Обаме. Более того, выбор Камалы Харрис в качестве кандидата на пост вице-президента — важный стратегический шаг для Дж. Байдена. Она является представительницей темнокожего населения США, а также поддерживает реформу уголовного кодекса и законодательства об иммиграции.

Реакция местных властей на протесты


Учитывая политическую культуру США и классическое разделение штатов на демократические, республиканские и колеблющиеся, в контексте приближающихся выборов следует рассмотреть как в каждом штате местные власти реагировали на протесты, поскольку есть возможность, что от реакции и партийной принадлежности губернатора штата будет зависеть решение граждан на президентских выборах и выборах губернатора (Приложение 1).

Большинство губернаторов поддержали мирных протестующих или признали участие в массовых акциях их правом согласно Первой поправке (свобода слова и собраний). Многие губернаторы высказались против беспорядков и протестов с применением насильственных методов. Некоторые из них аргументировали это тем, что такие методы отвлекают внимание общественности, прессы и правительства от истинного послания протестующих — расовой дискриминации и полицейской жестокости; другие же, сказали, что не потерпят беспорядков в любом виде (в основном губернаторы-демократы).

Губернаторы-республиканцы в большинстве своем осуждали нанесение урона частной собственности. Главы некоторых штатов высказались против призывов президента жестко подавлять протесты (в основном это были демократы), а некоторые губернаторы задействовали Национальную гвардию для поддержания порядка.

Реакция американцев на протесты

К лозунгам протестующих добавились и обещания проголосовать в ноябре так, что Д. Трампу придется покинуть овальный кабинет. Еще в июне 48% опрошенных заявили, что на выборах будут голосовать за Дж. Байдена (против 35% за Д. Трампа). По данным последних опросов общественного мнения, 47% собираются голосовать за Джо Байдена, 40% — за Д. Трампа.

По предварительным подсчетам электорального колледжа, Дональд Трамп выиграет с отрывом в два голоса выборщиков, только если все колеблющиеся штаты проголосуют за него (Приложение 2).

История противостояния черных и белых американцев. Борьба черных американцев за свои права в двадцатом веке. Приход к власти величайшего реформатора Америки - Дж. Кеннеди. Его закон об обеспечении равенства прав негритянского населения с белыми.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.03.2014
Размер файла 23,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Негритянский вопрос в США и попытки его государственно-правового регулирования

Корни противостояния черных и белых американцев уходят глубоко в историю.

В 1619--1865 годах в США существовала система рабовладения и использования труда рабов. Рабы происходили из Африки и были насильственно вывезены из мест проживания. Также становились рабами и их потомки.

Первых африканских рабов завезли в британскую Виргинию английские колонисты в 1619 году. В 1860 году в 15 американских штатах проживало 12-миллионное население, в состав которого входили 4 миллиона рабов. В этих штатах проживало 1,5 млн семей, и более чем у 390 тыс. семей имелись рабы. негритянский американец реформатор

Труд рабов использовался на плантациях. Благодаря труду рабов американские рабовладельцы получали высокие прибыли. В первой половине девятнадцатого века богатство Соединённых Штатов в большой степени было основано на рабском труде.

За период с шестнадцатого века по девятнадцатый век в страны Америки было насильственно завезено около 12 миллионов черных африканцев.

В 1774 году прошел первый Континентальный конгресс. На нем рассматривалось предложение об отмене рабства, но было встречено ожесточенным сопротивлением южных колоний.

Южане были консервативны в этом вопросе, потому что главной составляющей экономики южных колоний были плантации для выращивания хлопка и табака. Черные рабы для плантаторов были незаменимой рабочей силой.

В итоге южным колониям (которые вскоре стали называться штатами) позволили сохранить труд рабов и работорговлю.

Рабство было отменено только после победы северян над южанами в Гражданской войне 1861--1865 годов. В декабре 1865 года была принята Тринадцатая поправка к конституции США. Так был положен окончательный конец рабству в США. Рабство стало противозаконным и антиконституционным.

Сейчас в Америке под запретом даже слово "негр". Их называют "черными" или же - самое распространенное название - "афроамериканцами".

В настоящее время этот период американской истории считается в США одним из самых позорных периодов.

Среди американцев продолжаются споры о том, должно ли государство возмещать современным потомкам рабов ущерб, причиненный рабством их предкам.

Борьба черных американцев за свои права в двадцатом веке

Несмотря на то, что еще в середине девятнадцатого века рабство было формально отменено, еще больше ста лет после этого черные американцы считались "людьми второго сорта" и подвергались разнообразной дискриминации.

В 50 - х годах прошлого столетия стала массовой борьба афроамериканцев за свои права и резко возросло сопротивление расизму. "Негритянский вопрос" вышел на авансцену внутриполитической жизни. Такая активизация была закономерной. Стали особенно ощутимыми последствия процесса изменения социального состава "цветных" граждан" - из когда - то сельскохозяйственного населения афроамериканцы превратились в преимущественно рабочее.

В конце 50 - х годов 72% афроамериканцев были городскими жителями, причём рабочие составляли среди них большинство. Появление на национальной арене Мартина Лютера Кинга, возникновение новых афроамериканских организаций, стоявших на позициях массовых действий, показывало, что борьба афроамериканцев за свои права вступает в решающую фазу. Такое явление представлялось многим политическим деятелям США серьезной опасностью.

Встревоженность тем более росла, что республиканская администрация Эйзенхауэра, управлявшая страной с 1952 по 1960 год, оказалась неспособной ни должным образом оценить размеры опасности, ни предпринять шаги по её смягчению. Эту задачу пришлось решать президенту Кеннеди. О его деятельности по борьбе за полное равноправие цветного населения США в русской печати опубликовано до обидного мало. Исключением была работа Ю. Ф. Олещука, который сумел раскрыть суть стоящей перед Кеннеди задачи и показать пути её решения в условиях американской действительности. Материалы, факты, документы, приводимые автором упомянутого исследования, использованы при подготовке этого материала. Как, впрочем, и некоторые другие источники.

Положение афроамериканцев в 60-е годы в США

Положение этой части населения США было весьма непростым. Безработица достигала среди афроамериканцев бедственного уровня 5 - 6 % всех занятых. Поскольку афроамериканца "брали последним и выгоняли первым", то он страдал от неё больше всех. В 1958 году каждый пятый безработный был человек тёмного цвета кожи, хотя доля афроамериканцев в общей массе населения составляла 11%. Рекордными темпами в это время шло отставание уровня жизни афроамериканцев от белых. В 1952 году заработок афроамериканской семьи составлял в среднем 56,8% от доходов белой, а в 1959 - 51,7%. В 1963 году президент Кеннеди так обрисовал реалистическую картину жизни цветного населения США: "Негритянский ребёнок, родившийся в США, в какой бы части страны он ни появился на свет, имеет в два раза меньше шансов кончить школу, чем белый ребёнок. Он имеет в три раза меньше шансов кончить колледж, в три раза меньше шансов получить профессию, в два раза больше шансов стать безработным; в семь раз меньше возможностей зарабатывать 10 тысяч долларов… Перед ним перспектива получать в два раза меньше белого". И эта проблема стояла перед Америкой давно. Иногда она принимала просто нетерпимые формы.

Приведем один интереснейший пример из эпохи Первой мировой войны. Известнейшим и, пожалуй, самым талантливым американским генералом того времени был Д. Д. Першинг. И перед ним, командующим американской армией в Европе, тоже очень остро встала негритянская проблема. Першинг всю жизнь по службе был связан с афроамериканцами. И он был очень осторожен в расовом вопросе. Генерал отстоял создание отдельных 92-й и 93-й негритянских дивизий, но при определённых условиях. Эти части, хотя и предназначались для ведения боевых действий, использовались главным образом для обслуживания войск. Офицерские должности занимались белыми военными. Так, в "Буйволиной дивизии" ( 92-я негритянская ) не было ни одного негритянского офицера в звании выше первого лейтенанта, а в "Вечнозелёной дивизии" ( 93-я негритянская ) все офицеры были белыми. Положение негров в армии определялось рядом ограничений. Согласно приказу штаба Дж. Першинга от 7 августа 1918 года белые офицеры не должны были принимать пищу вместе с негритянскими офицерами, здороваться с ними за руку, разговаривать или встречаться вне службы. Эта ситуация не могла долго сохраняться. В годы Второй мировой войны, естественно, положение военнослужащих - негров, как и всех других солдат и офицеров, не принадлежавших к белому большинству, было уже иным. Однако избежать дискриминации в полном объеме всё же не удавалось.

Такие явления представлялись правящим кругам страны серьезнейшей опасностью, взывавшей к действию. Встревоженность тем более росла, что республиканская администрация Эйзенхауэра, управлявшая страной с 1952 по 1960 годы, оказалась неспособной ни должным образом оценить размеры опасности, ни предпринять меры к её смягчению. "Расовый вопрос" не фигурировал в числе её забот, если говорить о разработке долгосрочных и крупных планов. Кое - какие ограничительные меры принимались, когда возникали чересчур уж острые ситуации, но не больше. А ситуации, пугающие по размаху, возникали всё чаще. Литл - Рок, Гринсборо, Монтгомери, Ораджберт, Талахасси - эти южные города, бывшие в прежние времена оплотом старых порядков, стали ареной борьбы афроамериканцев за свои гражданские права. Масштабы её были столь внушительны, что дело, как известно, доходило до вмешательства армейских подразделений. Дополнительно заботило то, что волнения афроамериканцев были немаловажным проигрышем в плане внешнеполитическом. Они, естественно, снижали притягательный облик американского образа жизни, который являлся и поныне является важнейшей частью глобальной стратегии США. Проблему следовало решать безотлагательно. И её решили таким образом, каким это было возможно сделать только в условиях американской политической системы.

Известно, что в СССР национальный вопрос находился в центре внимания советского руководства. Было даже заявлено, что он наконец - то решён окончательно и бесповоротно, в результате чего возникла новая историческая общность людей "советский народ". Последующие события показали, что в данном случае желаемое выдавалось за действительное. Распад СССР показал, что национальный вопрос в стране так и не был решён. А вот в США…Впрочем, давайте посмотрим, что же в действительности произошло в Америке всего лишь за несколько лет.

Кеннеди берётся за решение проблемы

13 июля 1960 года американская пресса ознакомила страну с только что принятой демократической партией предвыборной программой. Политические обозреватели немедленно указали на её примечательную черту: значительные и конкретные - в отличие от обычно неопределённых - обязательства по борьбе с дискриминацией афроамериканского населения. На протяжении всей истории США ни один кандидат в президенты от любой из политических партий не заходил на этот счёт так далеко, как сделал это тогда молодой лидер демократов Джон Кеннеди. Кандидат в президенты дал следующие обязательства. Прежде всего, обещалось без промедления представить в Конгрессе законопроект об обеспечении равенства прав негритянского населения с белыми; ускорить проведение в жизнь решение Верховного Суда от 17 мая 1954 года о десегрегации обучения в государственных школах; бралось обязательство покончить с дискриминацией в жилье и создать комиссию по справедливому найму; сделать постоянным органом комиссию по гражданским правам при президенте, регулярно докладывать факты дискриминации.

Помимо этого, ряд благ обещался и в других разделах программы - там где речь шла о борьбе с бедностью, об "экономическом билле о правах" для рабочих (идея Франклина Рузвельта, которую вспомнил Кеннеди), о социальном страховании, пособиях по безработице, повышении минимума заработной платы. Естественно, такая программа резко повысила рейтинг молодого политика. Афроамериканский избиратель, там, где он мог осуществить право голосовать, т. е. преимущественно в южных районах страны, - отдавал свой голос демократическому кандидату.

Это было в его традициях ещё со времен Франклина Рузвельта. Да и альтернативы по сути дела не было. Республиканцы кардинальных перемен не предлагали. Высказывания республиканской платформы в адрес "цветных" представляли маловпечатляющий набор общих фраз. Результаты голосования были легко предсказуемы. Семь из каждых десяти афроамериканских избирателей отдали свои голоса Кеннеди. В крупнейших промышленных центрах Севера и Северо - Востока - даже восемь из десяти. А. Шлезингер - младший, историк и ближайший советник Кеннеди, имел все основания сделать вывод, что "именно негры посадили его в президентское кресло ( перевес Кеннеди над Никсоном оказался крайне малым, всего в 100 тысяч )", - сообщает Ю.В. Полищук.

Само собой разумеется, что сразу сломать сложившуюся систему и традиции было просто невозможно, Поэтому Кеннеди начал действовать постепенно, решая проблемы в несколько этапов. Вначале был провозглашён путь "исполнительного действия", т. е. предполагалось использовать те способы преобразований", которые конституция и сложившаяся политическая практика разрешали предпринимать правительству (исполнительной ветви федеральной власти) самостоятельно, без участия законодательной или судебной ветви. Следствием политики "исполнительного действия" было увеличение числа служащих в государственных учреждениях. Появились и приказы президента…о расширении полномочий комиссии по равным возможностям в найме на работу и о запрете в дискриминации на жилье…Первый приказ разрешал государственным органам привлекать к судебной ответственности компании (из тех, что получали правительственные заказы), проводившие дискриминации негров…Стало возможным даже отобрать заказ у таких компаний. Второе распоряжение объявляло незаконной дискриминацию в жилье, если последнее было построено с участием государственных средств", - сообщается в цитируемой мною работе.

В связи с этим Джон Кеннеди внёс проект закона (правительственный билль о гражданских правах) в Конгресс для обсуждения и последующего утверждения. Законопроект затрагивал четыре аспекта дискриминации - в найме на работу, политических правах (голосование), образовании и обслуживании. Что касается первого аспекта, то намечалось содействовать приобретению афроамериканцами квалификации, учитывая, что неквалифицированный труд более уязвим для безработицы и ниже оплачивается. На расширение профессионального образования планировалось израсходовать 400 миллионов долларов. Сумма по тем временам огромная. Кроме того, предусматривался закон по вопросам справедливого найма на работу, который возложил бы ответственность на предпринимателей и на профсоюзы. Комиссия по равным возможностям в найме должна была стать из временного органа постоянным. По части избирательных прав намечалось ускорить процедуру регистрации федеральными властями тех избирателей, которым местные власти в ней отказали; разработать правила ускоренного рассмотрения в судах дел о препятствовании в голосовании; запретить применять разные критерии при определении того, кто из граждан может голосовать на федеральных выборах и т. д. и т. п.

В области образования законопроект предлагал предоставить техническую и финансовую помощь тем школам, которые "находятся в процессе десегрегации", расширить программы обучения неграмотных и малограмотных взрослых лиц, дать министерству юстиции больше полномочий обращаться в суд в связи с дискриминацией в образовании. В сфере общественного обслуживания намечалось обеспечить равный доступ всех граждан ко всем видам обслуживания (гостиницы, рестораны, парки, стадионы, магазины и т. п.). Препятствование такого рода было бы основанием обращаться в суд со стороны потерпевшего. Предусматривалось применение и ряда других мер и созданию особых органов, которые сделали бы невозможной дискриминацию в сфере обслуживания.

Забегая вперед, отметим, что путь, избранный народом Америки, оказался правильным и позволил показать преимущества демократии перед тоталитаризмом. А в то время это было весьма важно. Законопроект о гражданских правах был последним и самым значительным мероприятием правительства Кеннеди по афроамериканскому вопросу. Летом и осенью 1963 года оно главным образом занималось продвижением законопроекта через Конгресс.

Как и следовало ожидать, это было трудной задачей. Сопротивление конгрессменов - реакционеров было ожесточённым, использовалась обструкция. Но тем не менее сопротивление противников реформ было преодолено. И, как говорится, без большой крови победа была одержана. Но это потом. При жизни президента Кеннеди, его предложения не вышли из стадии обсуждения. И только через год, в июле 1964 года, основные из них стали законом, подписанным уже Джонсоном. Но это отнюдь не умаляет величия президента Кеннеди, который вошёл в историю Америки как величайший реформатор

1. Геевский И.А. "США: негритянская проблема. Политика Вашингтона в негритянском вопросе (1945-1972 гг.)", Москва, 1973

На сегодняшний день США известны во всем мире как государство, которое всячески оберегает права и интересы своих граждан, передает NUR.KZ.

Но расовые проблемы до сих пор полностью не решены в этой стране. Ведь они глубокими корнями уходят в далекое прошлое Соединенных Штатов. Сегодня мы расскажем о том, откуда в США появились афроамериканцы, зачем было создано рабство и как проходила расовая сегрегация.

Со времен колонизации Северной Америки европейцами французские и британские колонисты уничтожили большую часть коренного населения - индейцев. Так как изначально на территории Америки не были построены фабрики, а были созданы плантации, возник спрос со стороны белых фермеров-колонистов на рабочую силу.

Многие не знают, но первыми рабами в США стали белые рабы. А именно ирландцы, которых большими партиями стали завозить англичане. Торговля ирландцами началась, когда Яков Второй продал 30 тыс. ирландских заключённых в американское рабство. Его прокламация 1625 года провозгласила необходимость отправки ирландских политических заключённых за границу и продажу их английским поселенцам в Вест-Индии.

С 1641 по 1652 гг. англичане убили более 500 тысяч ирландцев и ещё 300 тысяч продали в рабство. Только за это десятилетие население Ирландии сократилось с 1500 тыс. до 600 тыс. человек. Семьи разделяли, так как англичане не разрешали ирландским мужчинам брать с собой в Америку жён и детей. Это сделало население, состоящее из бездомных женщин и детей, беспомощным. Но и их англичане продавали через работорговые аукционы.

Вскоре британские колонисты случайно захватывают португальский корабль с африканскими рабами и начинается новая эпоха рабства в Америке. Британские колонисты начинают покупать африканских рабов на невольничьих рынках.

Попытки колонизаторов сделать рабами индейцев не привели к успеху. Индейцы были гордым и не желающим повиноваться народом. В 17-м веке на территории Америки было несколько десятков тысяч индейцев-рабов. Но в целом, они быстро умирали, а многие сбегали с плантаций. Таким образом, рабовладельцы отказались держать индейцев в рабстве, так как это было экономически невыгодно. Куда прибыльнее было покупать рабов из Африки.

Труд рабов широко использовался в плантационном хозяйстве. В первой половине XIX века национальное богатство Соединённых Штатов в значительной степени было основано на эксплуатации рабского труда. За период с XVI века по XIX век в страны Америки было завезено около 12 миллионов африканцев, из них около 645 тыс. — на территорию современных США.

В 1850-м году конгресс США принял закон о беглых рабах. Закон обязывал население всех штатов активно участвовать в поимке беглых рабов и предусматривал суровое наказание для рабов, тех, кто их укрывал и тех, кто не содействовал поимке раба. Во всех южных и северных штатах учреждались особые уполномоченные по ловле рабов, которым следовало оказывать содействие. Пойманных рабов помещали в тюрьму и под вооружённой охраной возвращали рабовладельцу. Чтобы раб был признан беглым, достаточно было, чтобы любой белый заявил и подтвердил под присягой, что этот негр является бежавшим от него рабом. Принятие закона вынудило многих негров бежать из США в Канаду.

После победы американцев над британцами в борьбе за независимость рабство продолжало существовать.

В северных штатах рабство к середине 19-го века было официально запрещено, но в половине других штатов оно активно существовало (преимущественно в южных).

В итоге рабство было отменено после завершения Гражданской войны 1861—1865 годов и принятия Тринадцатой поправки к конституции США в декабре 1865 года. Но в итоге расизм не исчез даже после этого.

После гражданской войны солдаты-южане создали тайную расистскую организацию Ку-Клукс-Клан. Адепты этой организации отстаивали такие идеи, как превосходство белых, белый национализм.

В 1957 году в город Литтл-Рок штата Арканзас ввели федеральные войска из-за отказа губернатора штата выполнять решение суда.

За права афроамериканцев активно боролись такие видные общественные деятели, как Мартин Лютерн Кинг, Малькольм Икс и партия "Черных пантер".

Также расовой сегрегации были подвергнуты 120 тысяч японских американцев в годы Второй мировой войны. Несколько лет до окончания войны японские американцы жили в концлагерях для военнопленных несмотря на то, что у них было американское гражданство.

В настоящее время на официальном уровне расизма в США не существует. Последним штатом, ратифицировавшим отмену рабства стал был Миссисипи, который в 2013 году официально признал рабство антиконституционным и противозаконным.

"Золото" Олимпиады неожиданно может достаться казахстанке

Казахстанский боксер заявил, что намерен покорить мир и запомниться, как легенда

Читайте также: