Сколько стоят права на трансляции в европейских футбольных лигах

Обновлено: 30.06.2024

Чемпионат мира сделал своё дело: футбол в России достиг невиданных масштабов популярности. Недаром первый тур РПЛ стал самым посещаемым за всю историю турнира. За пределами стадионов жизнь тоже кипит: теле- и интернет-аудитория растёт. Однако теперь и формат потребления изменился: за просмотр футбола нужно заплатить. Лайф — о том, на сколько придётся раскошелиться, чтобы наслаждаться самой популярной игрой с мячом.


О том, что для своевременного просмотра очередной серии любимого сериала нужно оформить платную подписку на соответствующий стриминговый сервис или онлайн-кинотеатр, сейчас уже знает каждый. Хотя ещё лет десять назад большинство не чуралось использовать бережно созданный пиратами торрент. Культура потребления медиаконтента меняется, и в спорте это тоже находит отражение, ведь футбол — такой же развлекательный контент, как и сериалы. Просто кому-то по душе вечером наблюдать за битвой за Железный трон, а кому-то — за чемпионской гонкой РПЛ.

Тот факт, что за просмотр футбольного матча не на стадионе тоже нужно платить, всё ещё вызывает у многих удивление. В России долгое время существовало спутниковое телевидение "НТВ-плюс", где предлагалась целая россыпь спортивных каналов, но его аудитория была нишевой. Сейчас она заметно увеличилась, футбольный медиарынок тоже реорганизовался, причём значительные изменения произошли за последний год.

27 июля 2018 года появился тематический канал о российском футболе — "Матч премьер", который пришёл на смену каналу "Наш футбол". Он входит в холдинг "Матч ТВ", но, в отличие от "большого брата", не является федеральным и общедоступным, а за просмотр его эфира необходимо платить.

— Стоимость месячной подписки на "Матч премьер" выросла всего на 80 рублей. Поскольку футбол конкурирует с другими типами развлечений, например с походом в кино, то мы считаем цену на подписку в размере 299 рублей вполне адекватной — она соответствует цене на один билет в кино в большинстве регионов РФ. У нас есть уверенность, что, с учётом улучшения качества контента на канале и сервиса на диджитал-платформе, количество подписчиков на канал "Матч премьер" будет только расти, — объяснили Лайфу в пресс-службе канала.

Однако, несмотря на то что "Матч ТВ" — единственный в стране федеральный спортивный канал, с точки зрения показа футбола в России он уже не монополист. Тенденцию с уходом в социальные сети подхватил интернет-канал "Сила ТВ". Он принадлежит агентству TeleSport, которое занимается покупкой и распространением прав на спортивный контент. В 2017 году "Матч ТВ" не смог договориться о покупке прав на показ чемпионата Испании по футболу, и флаг подхватил TeleSport.

По данным исследовательской компании Mediascope, занимающейся подсчётом аудитории медиа, на "Матч ТВ" в период с 1 июля 2018 года по 31 мая 2019-го самым популярным у аудитории иностранным футбольным чемпионатом стала Английская премьер-лига.

Однако этим летом на медиарынке взорвалась настоящая "бомба" — онлайн-кинотеатр "Окко", входящий в холдинг Rambler Group, объявил о покупке прав на трансляции чемпионата Англии по футболу. Появилась специальная редакция "Окко спорт", которую возглавил известный комментатор Владимир Стогниенко, уже переманивший ряд коллег с канала "Матч ТВ".

Фото © okko.tv

"Окко спорт" предлагает своим подписчикам доступ на сутки за 199 рублей, на месяц — за 549 рублей, на год — за 2990 рублей в случае оформления до 31 июля. За эти деньги зрителям предоставят 380 матчей сезона АПЛ, записи игр, а также аналитические и развлекательные программы, общий хронометраж которых превысит две тысячи часов. Предусмотрены и специальные условия.

Стоимость подписки в месяц составит около 300–400 рублей — это довольно стандартная цена за любой платный онлайн-сервис. Стратегией предусмотрена возможность появления других лиг в будущем. По нашим подсчётам, проект будет экономически эффективен

Михаил Гершкович, руководитель спортпроектов Rambler Group

Пока среди болельщиков продолжались дискуссии, стоит ли покупать подписку на вновь созданный сервис, который пока ещё никак себя не показал, у "Окко" уже окупились расходы. Компания заключила контракт с букмекерской конторой "Олимп" примерно на 20 миллионов евро.

Но и "Матч ТВ" недолго грустил из-за потери на показ АПЛ. Канал попытался минимизировать потери и купил права на показ Кубка Английской лиги — одного из английских турниров. Таким образом, английский футбол хоть и переехал с "Матча" на "Окко", но всё же не полностью.

— "Матчем" приобретены права на показ игр Кубка Английской лиги на три ближайших сезона (2019/20, 2020/21, 2021/22). Кроме того, минимум до сезона 2020/21 у канала права на Кубок Англии, Суперкубок Англии, а также Молодёжный кубок Англии (FA Youth Cup). Не стоит забывать, что у английских команд широкое представительство в Лиге чемпионов и Лиге Европы. Матчи английских команд в рамках этих турниров зрители федерального и тематических каналов "Матч ТВ" смогут увидеть в полном объёме в прямом эфире, — сообщили Лайфу в пресс-службе канала.

Будет "Матч ТВ" ощущать потери от ухода АПЛ или нет, станет понятно в ходе ближайшего сезона. С одной стороны, это должно означать неизбежные потери аудитории, с другой — самым рейтинговым для трансляции чемпионатом в России всё равно остаётся домашний. По данным компании Mediascope, в топ-20 самых просматриваемых футбольных трансляций в период с 1 июля 2018 года по 31 мая 2019-го вошли только две встречи иностранных чемпионатов. Испанское "класико" "Реал Мадрид" — "Барселона" расположилось на десятом месте с суммарной аудиторией 814,3 тысячи человек. Матч английского чемпионата "Манчестер Юнайтед" — "Ливерпуль" собрал у экранов 733,7 тысячи человек и занял 14-ю строчку.

При этом целых шесть игр с участием российских топ-клубов преодолели рубеж в один миллион человек. А дерби двух столиц в прошлом сезоне РПЛ — встреча питерского "Зенита" с московским "Спартаком" — стало лидером телепросмотра: его аудитория составила 1 352 200 человек.


Английская футбольная премьер-лига подвела итоги тендера на реализацию телевизионных прав в период с 2016 по 2019 год. Трансляции 504 матчей на территории Великобритании были разделены на семь пакетов. Ни один телеканал не мог претендовать на эксклюзив. Пять пакетов из 378 игр выкупил Sky Sports, два пакета из 126 матчей — канал BT Sport. Обошлось им это в общей сложности в 5,136 миллиарда фунтов, что на 70 процентов больше суммы ныне действующего соглашения. Это рекордный контракт в истории мирового футбола.

Заоблачные суммы

Английская премьер-лига (АПЛ) продолжает оставаться главной законодательницей мод в мировом футболе. Прежде всего с коммерческой точки зрения. Очередной удар по конкурентам был нанесен в минувший вторник, когда британцы объявили результаты тендера на телетрансляцию матчей трех предстоящих сезонов — с 2016/17 по 2018/19 год. Итоговая сумма превзошла самые смелые прогнозы.

АПЛ рассчитывала выручить 4,4 миллиарда фунтов, что тоже было бы рекордом. Но спрос на английский футбол оказался настолько ажиотажным, что в ходе торгов, в которых участвовали четыре телекомпании — кроме британских Sky и BT, еще американская Discovery Network и катарская beIN Sports, — цена достигла заоблачных высот. Наибольшую щедрость проявили английские медиагиганты, выигравшие и предыдущий трехлетний тендер.

В итоге АПЛ получит 5,136 миллиарда — столько заплатят Sky Sports и BT Sport за показ 168 матчей в каждом из трех предстоящих чемпионатов. Иначе говоря, сезон обойдется телевизионщикам в 1 миллиард 712 миллионов фунтов стерлингов. По нынешнем курсу это более двух с половиной миллиардов долларов. Sky выложит в общей сложности 4,176 миллиарда, или по 11 миллионов за матч, а BT — 960 миллионов (7,5 миллиона за игру). Согласно действующему соглашению, которое вступило в силу в прошлом сезоне и истекает в следующем, АПЛ получит от Sky и BT три миллиарда. То есть по миллиарду в год.

Главным героем торгов можно считать телекомпанию Sky. Из 168 прямых трансляций, выставленных на торги в каждом из сезонов (всего в чемпионате премьер-лиги проводится 380 игр), медиагиганту достались 126, включая 28 наиболее рейтинговых матчей, проводящихся в субботу днем. Всего за три сезона Sky покажет 378 встреч. BT — 42 матча в сезон (126 за три сезона), которые играются в субботу вечером и по рабочим дням.

Генеральный директор АПЛ Ричард Скудамор

Генеральный директор АПЛ Ричард Скудамор

Фото: Bebeto Matthews / AP

Стоит учесть, что общий доход АПЛ от телеконтрактов будет еще выше. Лига отдельно продает права на показ матчей за границей, где все 380 игр сезона могут транслироваться в прямом эфире. Согласно нынешнему трехлетнему контракту, вступившему в силу в 2013 году, из-за рубежа лига получит 2,5 миллиарда фунтов. По словам Скудамора, он понятия не имеет, сколько лига выручит по итогам нового соглашения, но вряд ли сумма будет меньше нынешней.

Капитан — Америка

Таким образом, от следующего контрактного периода АПЛ заработает порядка 8 миллиардов фунтов. Это около 12 миллиардов долларов за три сезона и 4 миллиардов — за один. Что вполне сопоставимо с суммами, которыми оперирует самый богатый чемпионат в мире — Национальная лига американского футбола (НФЛ). И у нее есть чему поучиться.

За последний год НФЛ заключила контракты минимум с четырьмя каналами — Comcast (950 миллионов долларов в год), CBS (1 миллиард), Fox (1,1 миллиарда) и ESPN (1,9 миллиарда долларов в год). Общий доход с учетом различных поступлений — примерно 5,5 миллиардов долларов. А ведь регулярный чемпионат американского футбола длится всего с сентября по декабрь.

Фото: Rui Vieira / AP

В прошлом году к старшему собрату смогла немного приблизиться Национальная баскетбольная ассоциация (НБА). В октябре НБА достигла соглашения с телекомпаниями ESPN и TNT о заключении девятилетнего контракта на общую сумму 24 миллиарда долларов. Это в три раза превышает стоимость действующего договора (новый контракт вступает в силу с сезона-2016/17): ежегодные платежи вырастут с нынешних 930 миллионов до 2,66 миллиарда долларов в год.

Что касается европейского футбола, то ему до показателей Англии и США пока далековато. Так, в Германии компания Sky Deutschland приобрела пакет на срок с 2013 по 2017 год, получив права на трансляцию матчей бундеслиги по кабельному и спутниковому телевидению, а также в интернете и через мобильные устройства. Цена — 628 миллионов евро в год (примерно 750 миллионов долларов) — превысила показатели предыдущего контракта на 52 процента. Правда, речь идет не только о первой бундеслиге, но и низших лигах, которые получают не менее 20 процентов от указанной суммы. Еще 70 миллионов евро приносят зарубежные телекомпании, транслирующие немецкий футбол по лицензии.

Если в Германии бундеслига традиционно больше зарабатывает на рекламе, то в Италии доходы от продажи медиаправ у некоторых клубов превышают 60 процентов бюджета. В минувшем году телекомпании Sky Italia и Mediaset приобрели права на показ матчей серии А с сезона-2015/16 и до сезона-2017/18. Первая заплатила за 380 матчей чемпионата 572 миллиона евро. Mediaset, принадлежащая небезызвестному Сильвио Берлускони, раскошелилась на 373 миллиона евро за 248 игр. Соответственно, общая стоимость телеправ первенства Италии составила 945 миллионов евро. Это на 114 миллионов евро больше, чем лига кальчо получает по нынешнему трехлетнему контракту.

Коммерческая составляющая чемпионата России оставляет желать лучшего

Коммерческая составляющая чемпионата России оставляет желать лучшего

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Как покупаются и продаются права на трансляцию спорта в России

Популярность спорта и коммерция на базе этой популярности — понятия неразделимые. Одним из источников заработка являются права на трансляции спортивных мероприятий в разных средах. Как же происходят продажа и покупка этих прав и какое место российские вещатели занимают на этом рынке?

С точки зрения правообладателя продажа выглядит просто: права реализуются любой заинтересованной стороне, вне зависимости от ее желания вещать самостоятельно или же нанимать субподрядчиков за другие деньги. Технически возможно продать права на однократную трансляцию соревнований на одной территории. Однако чаще они продаются пакетами, например права на трансляции всех матчей турнира на территории одной страны (группы стран или всего мира). Отдельные пакеты прав формируются для эфирного телевидения, платных каналов, Интернета и для демонстрации на мобильных устройствах.

Надо отметить, что контракты могут включать дополнительные условия — ограничения по спонсорам и другие параметры.

Откуда цены?

Объясняя назначенную цену, также можно говорить о косвенных затратах федераций на создание самого контента, например о контрактах ведущих игроков, благодаря которым и трансляции становятся столь популярны.

Если заявленная цена не отпугивает потенциальных вещателей и набирается более одного покупателя, пакеты прав реализуются через аукционы.

Безусловно, популярность прав на трансляции среди вещателей (и цены пакетов) зависит от вида спорта и уровня соревнований. Вряд ли в России получится дорого продать права на трансляцию матча по американскому футболу в соседнем дворе. Но права на вещание ключевых спортивных событий мира могут стоить весьма дорого.

К примеру, эксклюзивные права на трансляции Олимпийских игр до 2024 года включительно на территории Европы выкуплены еще в прошлом году компанией Discovery Communications, в чьей собственности находится канал Eurosport. Сумма сделки составила 1,3 млрд евро. Предыдущий обладатель эксклюзивного права на трансляции Олимпиад 2014 и 2016 годов (компания Sportfive) смог и сам заработать на аналогичном вложении — он продавал национальным каналам сублицензии. Будет ли такая возможность реализована сейчас — зависит от политики Discovery Communications.

Куда же уходят миллионы долларов, заплаченные федерациям? На компенсацию расходов самой федерации и дальнейшую популяризацию соответствующего вида спорта. В отличие от доходов от продажи билетов, львиная доля которого остается в руках стороны, принимающей соревнования).

Российские реалии

По словам Дмитрия Брюханова, подход к приобретению прав, принятый на международном уровне, воспроизведен на национальном рынке – у нас работают схожие принципы.

Точная стоимость прав на трансляцию тех или иных событий, а также прочие условия сделок правообладателя и вещателя, оглашаются не часто. Гораздо чаще они скрываются за завесой коммерческой тайны, а мы можем получить лишь общие представления о порядках величин или тенденциях. Так, например, инфляцию прав на популярный у россиян футбол совсем недавно Тина Канделаки оценивала в 15—20%. Видимо, подразумевались права на вещание мировых соревнований, а не только российских. На рост стоимости, опережающий официальные данные по инфляции, одновременно влияют несколько факторов: увеличение трансферных выплат за известных игроков (а соответственно, рост стоимости спонсорских контрактов, которые нужно как-то окупать) и скачки курса валют для прав на трансляцию иностранных соревнований.

Малопопулярный спорт

Сегодня наибольшие страсти кипят вокруг покупки трансляций крупнейших мировых соревнований по футболу и хоккею. Всего полгода назад публично решался вопрос с правами на чемпионат мира по футболу 2018 года, который пройдет в России. И практически каждое новостное агентство, хоть сколько-нибудь близкое к спорту, успело опубликовать аналитические материалы о скорости роста прав на освещение игр. Напомню, речь там шла о $120 млн и даже о предложении банковского кредита российским вещателям на покупку прав, хотя в итоге сошлись на более скромной оплате.

Но многообразие видов спорта не ограничивается самыми рейтинговыми его представителями. Однако в попытках опросить в России федерации, как минимум олимпийских видов, о том, как они распоряжаются правами на вещание соревнований, мы столкнулись с неожиданной сложностью: большинство федераций не хотят обсуждать этот вопрос, если у них не планируют ничего приобретать. Некоторые объясняют такую позицию тем, что условия договоров с партнерами конфиденциальны. Мы получили какую-то обратную связь только из нескольких федераций не самых распространенных видов спорта.

Кстати, ряд федераций национального уровня отдают права на трансляции бесплатно — лишь бы соревнования демонстрировались хоть на каком-то канале. Для них это способ популяризовать свой вид спорта и привлечь хотя бы небольшие спонсорские бюджеты на крупные соревнования.

Глазами вещателя

Как и для любого контента, при покупке прав на спортивные трансляции каналы оценивают ожидаемую популярность у аудитории, а также потенциальную прибыль от рекламодателей.

В зависимости от времени, оставшегося до обсуждаемого турнира или матча, стоимость прав может существенно меняться — свою роль будет играть наличие или отсутствие интереса со стороны конкурирующих каналов. При этом время всегда играет против телеканала. Чтобы окупить приобретение прав, необходимо под закупленный контент подобрать рекламу. А на это, как и на анонсы предстоящих трансляций в эфире, требуется время — вопрос не решается за несколько дней. Несмотря на это, случается, что соглашения о трансляциях подписываются буквально в последний момент. К примеру, так было перед трансляцией Кубка конфедераций по футболу 2017 года. Стоимость прав, озвученная правообладателем, была оценена российскими вещателями как завышенная, а к соглашению о скидке стороны пришли только примерно за три недели до события.

Медиаизмерения

Отдельного упоминания применительно к спортивному контенту заслуживают медиаизмерения. Правилами игры на телевизионном рынке управляют деньги. А медиаизмерения как раз ответственны за привлечение средств рекламодателей каналам и, в конечном итоге, спортивным федерациям.

Интернет-трансляции

Выше уже шла речь о правах для вещания контента в разных средах. Права на интернет-трансляции в целом пока дешевле, чем для распространения на традиционном телевидении, но за счет ухода молодой аудитории, интересной рекламодателю, в Интернет, стоимость их постепенно начинает выравниваться. Правда, пока для России самостоятельные интернет-трансляции популярных соревнований (тем более по подписке) — это скорее экзотика, нежели общее правило.

Рынок интернет-трансляций условно можно разделить на две половины. В одной его части интернет-порталы пытаются получить прибыль от трансляции популярного контента, покупая права на общих условиях и, соответственно, продавая рекламу или подписку. В другой части — федерации непопулярных видов спорта стараются обратить на себя внимание как можно большей аудитории.


Английская футбольная премьер-лига подвела итоги тендера на реализацию телевизионных прав в период с 2016 по 2019 год. Трансляции 504 матчей на территории Великобритании были разделены на семь пакетов. Ни один телеканал не мог претендовать на эксклюзив. Пять пакетов из 378 игр выкупил Sky Sports, два пакета из 126 матчей — канал BT Sport. Обошлось им это в общей сложности в 5,136 миллиарда фунтов, что на 70 процентов больше суммы ныне действующего соглашения. Это рекордный контракт в истории мирового футбола.

Заоблачные суммы

Английская премьер-лига (АПЛ) продолжает оставаться главной законодательницей мод в мировом футболе. Прежде всего с коммерческой точки зрения. Очередной удар по конкурентам был нанесен в минувший вторник, когда британцы объявили результаты тендера на телетрансляцию матчей трех предстоящих сезонов — с 2016/17 по 2018/19 год. Итоговая сумма превзошла самые смелые прогнозы.

АПЛ рассчитывала выручить 4,4 миллиарда фунтов, что тоже было бы рекордом. Но спрос на английский футбол оказался настолько ажиотажным, что в ходе торгов, в которых участвовали четыре телекомпании — кроме британских Sky и BT, еще американская Discovery Network и катарская beIN Sports, — цена достигла заоблачных высот. Наибольшую щедрость проявили английские медиагиганты, выигравшие и предыдущий трехлетний тендер.

В итоге АПЛ получит 5,136 миллиарда — столько заплатят Sky Sports и BT Sport за показ 168 матчей в каждом из трех предстоящих чемпионатов. Иначе говоря, сезон обойдется телевизионщикам в 1 миллиард 712 миллионов фунтов стерлингов. По нынешнем курсу это более двух с половиной миллиардов долларов. Sky выложит в общей сложности 4,176 миллиарда, или по 11 миллионов за матч, а BT — 960 миллионов (7,5 миллиона за игру). Согласно действующему соглашению, которое вступило в силу в прошлом сезоне и истекает в следующем, АПЛ получит от Sky и BT три миллиарда. То есть по миллиарду в год.

Главным героем торгов можно считать телекомпанию Sky. Из 168 прямых трансляций, выставленных на торги в каждом из сезонов (всего в чемпионате премьер-лиги проводится 380 игр), медиагиганту достались 126, включая 28 наиболее рейтинговых матчей, проводящихся в субботу днем. Всего за три сезона Sky покажет 378 встреч. BT — 42 матча в сезон (126 за три сезона), которые играются в субботу вечером и по рабочим дням.

Генеральный директор АПЛ Ричард Скудамор

Генеральный директор АПЛ Ричард Скудамор

Фото: Bebeto Matthews / AP

Стоит учесть, что общий доход АПЛ от телеконтрактов будет еще выше. Лига отдельно продает права на показ матчей за границей, где все 380 игр сезона могут транслироваться в прямом эфире. Согласно нынешнему трехлетнему контракту, вступившему в силу в 2013 году, из-за рубежа лига получит 2,5 миллиарда фунтов. По словам Скудамора, он понятия не имеет, сколько лига выручит по итогам нового соглашения, но вряд ли сумма будет меньше нынешней.

Капитан — Америка

Таким образом, от следующего контрактного периода АПЛ заработает порядка 8 миллиардов фунтов. Это около 12 миллиардов долларов за три сезона и 4 миллиардов — за один. Что вполне сопоставимо с суммами, которыми оперирует самый богатый чемпионат в мире — Национальная лига американского футбола (НФЛ). И у нее есть чему поучиться.

За последний год НФЛ заключила контракты минимум с четырьмя каналами — Comcast (950 миллионов долларов в год), CBS (1 миллиард), Fox (1,1 миллиарда) и ESPN (1,9 миллиарда долларов в год). Общий доход с учетом различных поступлений — примерно 5,5 миллиардов долларов. А ведь регулярный чемпионат американского футбола длится всего с сентября по декабрь.

Фото: Rui Vieira / AP

В прошлом году к старшему собрату смогла немного приблизиться Национальная баскетбольная ассоциация (НБА). В октябре НБА достигла соглашения с телекомпаниями ESPN и TNT о заключении девятилетнего контракта на общую сумму 24 миллиарда долларов. Это в три раза превышает стоимость действующего договора (новый контракт вступает в силу с сезона-2016/17): ежегодные платежи вырастут с нынешних 930 миллионов до 2,66 миллиарда долларов в год.

Что касается европейского футбола, то ему до показателей Англии и США пока далековато. Так, в Германии компания Sky Deutschland приобрела пакет на срок с 2013 по 2017 год, получив права на трансляцию матчей бундеслиги по кабельному и спутниковому телевидению, а также в интернете и через мобильные устройства. Цена — 628 миллионов евро в год (примерно 750 миллионов долларов) — превысила показатели предыдущего контракта на 52 процента. Правда, речь идет не только о первой бундеслиге, но и низших лигах, которые получают не менее 20 процентов от указанной суммы. Еще 70 миллионов евро приносят зарубежные телекомпании, транслирующие немецкий футбол по лицензии.

Если в Германии бундеслига традиционно больше зарабатывает на рекламе, то в Италии доходы от продажи медиаправ у некоторых клубов превышают 60 процентов бюджета. В минувшем году телекомпании Sky Italia и Mediaset приобрели права на показ матчей серии А с сезона-2015/16 и до сезона-2017/18. Первая заплатила за 380 матчей чемпионата 572 миллиона евро. Mediaset, принадлежащая небезызвестному Сильвио Берлускони, раскошелилась на 373 миллиона евро за 248 игр. Соответственно, общая стоимость телеправ первенства Италии составила 945 миллионов евро. Это на 114 миллионов евро больше, чем лига кальчо получает по нынешнему трехлетнему контракту.

Коммерческая составляющая чемпионата России оставляет желать лучшего

Коммерческая составляющая чемпионата России оставляет желать лучшего

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Спецкор Sport24 Александр Петров — с большим гидом по главной битве этой осени на российском телеке.

Почему РПЛ все же решилась на тендер?


Евгений Семенов, Sport24

С Фирсовым согласен и генеральный директор информационного агентства TelecomDaily Денис Кусков: «Дружба дружбой, а денежки врозь. Несмотря на все проблемы с качеством игры российской зрителю все равно РПЛ более близка — команды, пусть и хреновые, но свои. Поэтому рейтинги 2-3 основных матчей тура гораздо выше, чем цифры какого-нибудь топового матча чемпионата стран большой пятерки.


Александр Мысякин, Sport24

Илья Геркус


Александр Мысякин, Sport24

Алексей Панин видит в коллаборации возможность привлечь новых пользователей сервисов, при этом сократив расходы: «Так как платформы действительно мало отличаются друг от друга в смысле наполнения контентом, логично предположить, что у них скорее незначительное пересечение пользователей — они скорее подписаны на Оkkо или Start, а не на обе платформы одновременно. В этом случае совместное получение контракта может помочь обеим платформам получить новых пользователей.

Хотя бы потому, что все опрошенные эксперты сходятся во мнении, что оценить рыночную стоимость телеправ РПЛ сейчас в принципе невозможно.

Панин: «С позиции логики бизнеса эта сделка не должна отличаться от любой другой рыночной. То есть совокупные доходы от телетрансляций, включая подписки, привлеченных спонсоров, интеграции и так далее, должны превысить расходы на покупку прав на телетрансляции плюс стоимость их организации и производства сопутствующего контента на заложенную акционерами норму рентабельности.

С этой позиции стоимость прав на показ РПЛ — абсолютный черный ящик. Не известно, сколько зрителей готовы платить за просмотр российской лиги, особенно сейчас, когда она, кажется, находится в низшей точке за многие годы с точки зрения конкурентоспособности. Кроме того, большое количество текущих спонсоров РПЛ — это фактически административно назначенные финансовые доноры (например, компании из добывающих отраслей экономики, которым реклама может помочь только разве что с позиции формирования имиджа, но для этого есть более разумные и менее дорогие инструменты).

Спрашиваю у Алексея Панина: возможно ли повторение такой ситуации сейчас?

«С одной стороны, все стратегические вопросы рано или поздно решаются в ручном режиме. С другой — непонятно, считается ли таковым футбол, особенно сейчас (во всяком случае, вряд ли такое волевое решение может оказать какое-либо положительное влияние на рейтинг политического руководства, как это было 14 лет назад). Довольно очевидно, что футболу требуются деньги, и государство в лице своих различных агентов не готово дать столько, сколько нужно, поэтому конкурентный тендер объективно нужен. Но есть два но:

1,5-2 млрд рублей в год разницы между предложениями, о которой пишут сейчас — это 20-27 млн долларов, и это не те деньги, которые спасут российский футбол или выведут его на качественно новый уровень. Между 27 млн долларов и популизмом можно выбрать популизм.

В теории, неплохая подпитка для клубов нижней части таблицы, но вопрос, как поведут себя текущие спонсоры: останутся — или наоборот, сократят собственные вливания ровно на эту сумму? Особенно спонсоры из числа госкомпаний, которые пытаются сократить расходы, типа РЖД, и региональные администрации, которым просто необходимо это делать. Это уже скорее к слову о возможном финансовом эффекте нового контракта.

А насколько вообще реален вариант поделить телеправа?

Фирсов: «Вариант с разделением теоретически возможен — из РПЛ поступали сигналы, что готовы к этому. Но все зависит от того, насколько коммерчески интересными будут предложения по отдельным пакетам, пока известны только заявки на полный фарш.


Читайте также: