Как менялось правовое положение иудея в случае принятия им православия

Обновлено: 02.07.2024

Еврейские истоки и влияния в христианском ритуале и литургии

Христианское богослужение и традиционные формы общественного богопочитания несут на себе след еврейского происхождения и влияния; [3] уже сама идея церковного богослужения (то есть собрания верующих для молитвы, чтения Писания и проповеди) заимствована из синагогального богослужения. [3]

В христианском богослужении можно выделить следующие элементы, заимствованные из иудаизма:

Иудейское влияние можно видеть в становлении суточного богослужебного круга, в особенности в службе часов (или Литургия часов в Западной Церкви).

Возможно также, что некоторые элементы раннего христианства, которые явно выходят за рамки норм фарисейского иудаизма, могли произойти от различных форм сектантского иудаизма.

Принципиальные различия

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 26 октября 2011.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Основное различие между иудаизмом и христианством составляют три главные догмы христианства: Первородный грех, Второе пришествие Иисуса Христа и искупление грехов смертью Его. Для христиан эти три догмы призваны разрешить проблемы, которые в противном случае были бы неразрешимы. С точки зрения иудаизма этих проблем просто не существует.

Противоречия между христианством и иудаизмом

Отношение иудаизма к христианству

В Средние века существовали народные памфлеты, в которых Иисус изображался в гротескной, а порой и крайне оскорбительной для христиан форме (см. Толедот Йешу).

Некоторые лидеры иудаизма критикуют церковные организации за их антисемитскую политику. Например, духовный наставник евреев России раввин Адин Штейнзальц обвиняет Церковь в развязывании антисемитизма [14] .

Отношение христианства к иудаизму

Многие Православные Святые, как Святитель Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский, Иоанн Кронштадтский, Святитель Кирилл Патриарх Александрийский, Преп. Макарий Великий и многие другие отрицательно относятся к евреям и иудеям. Святитель Иоанн Златоуст называет синагоги "жилище демонов, где не поклоняются Богу, там место идолослужения [15] и приравнивает Иудеев к свиньям и козлам [15] " , осуждает всех иудеев, что они "живут для чрева, прилепились к настоящему, и по своей похотливости и чрезмерной жадности нисколько не лучше свиней и козлов…" [15] " и учит, что ни только не следует обмениваться с ними приветствиями и делиться простыми словами, а должно отвращаться от них, как всеобщей заразы и язвы для всей вселенной. [15] . Святитель Иоанн Златоуст считает, что Иудеям не будет прошения "за то, что убили Христа и подняли руки на Владыку – вот за что нет вам прощения, нет извинения… " [15]

Иоанн Кронштадтский учит, что “Евреи в большинстве за свое лукавство и бесчисленные злодеяния" [16] . [..] "Они крепко ненавидят нас и болеют дьявольскою ненавистью, они – жалки, несчастны, подвержены страстям, ненависть ослепила их сердечные очи, они враждуют и против Бога, заповедавшего всем любовь…” [16] , что “Все святые будут свидетели спасительности веры Христовой против евреев” [17] .

Феофилакт Болгарский утверждал, что "Антихрист родится от блудницы нечистой, жидовки сущей из колена Данова” [18] . А Иоанн Кронштадтский, что “все святые будут свидетели спасительности веры Христовой против евреев” [17] .

Окончательный разрыв между христианством и иудаизмом произошёл в Иерусалиме, когда Апостольский собор (около 50 года) признал соблюдение обрядовых предписаний Моисеева закона необязательным для христиан из язычников (Деян.15:19-20).

В христианском богословии иудаизм, основанный на Талмуде, традиционно рассматривается в качестве религии, во многих принципиальных вопросах фундаментально отличной от иудаизма эпохи, предшествовавшей Иисусу, признавая в то же время наличие многих характерных черт талмудического иудаизма в религиозной практике фарисеев времен Иисуса.

В Новом Завете

Несмотря на значительную близость христианства иудаизму, Новый Завет содержит ряд фрагментов, традиционно интерпретировавшихся деятелями Церкви как антииудейские, как-то:

Апостол Павел в Послании к Римлянам обращается к верующим из язычников со словами:

Взаимоотношения христианства и иудаизма на протяжении веков

Раннее христианство

Христианство с самого начала признавало в качестве Священного Писания еврейскую Библию (Танах), как правило в её греческом переводе (Септуагинта). В начале I века христианство рассматривалось в качестве иудейской секты, а позже — новой религии, развившейся из иудаизма.

Впоследствии, благодаря своему религиозному авторитету, факты, изложенные в Новом Завете использовались для оправдания проявлений антисемитизма в христианских странах, а факты участия евреев в гонениях христиан использовались последними для разжигания антисемитских настроений в христианской среде. [3]

В окончательном разделении христиан и евреев исследователи [33] выделяют две рубежные даты:

Тем не менее, многие христиане долгое время продолжали верить, что еврейский народ признает Иисуса Мессией. Сильный удар этим надеждам нанесло признание Мессией [источник не указан 482 дня] руководителя последнего национально-освободительного антиримского восстания Бар Кохбы (около 132 года).

В древней Церкви

Судя по дошедшим письменным памятникам, начиная со II века, антииудаизм в христианской среде возрастал. Характерны Послание Варнавы, Слово о Пасхе Мелитона Сардийского [35] , а позднее некоторые места из творений Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского и нек. др.

После Миланского эдикта (313 год) императоров Константина и Лициния, провозгласивших политику официальной терпимости к христианам, влияние Церкви в империи неуклонно возрастало. Становление Церкви как государственного института влекло за собой социальную дискриминацию иудеев, преследования и погромы, совершавшиеся христианами с благословения Церкви или инспирировавшиеся церковной иерархией. [33]

Святой Ефрем (306—373) называл иудеев негодяями и рабьими натурами, безумными, слугами дьявола, преступниками с ненасытной жаждой крови, 99-кратно худшими, чем неиудеи [37] .

В Средние века

IV Латеранский собор (1215 г.) потребовал от евреев носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в особых головных уборах. Собор не был в своём решении оригинальным — в странах ислама власти предписывали и христианам и евреям исполнять точно такие же установления.

В XVI веке, сперва в Италии (папа Павел IV), затем и во всех странах Европы, были созданы обязательные для поселения этнических меньшинств резервации — гетто, которые отделяли бы их от остального населения. В эту эпоху особенно свирепствовал клерикальный антииудаизм, который отражался, прежде всего, в церковных проповедях. Основными распространителями подобной пропаганды были доминиканский и францисканский монашеские ордена.

В Новое время

В православии

— Еп. Игнатий Брянчанинов. Отвержение Иудеями Мессии-Христа и суд Божий над ними [41]

Он же пояснял, что такое отношение иудеев к Иисусу, отражает и отношение к нему всего человечества:

— Протоиерей Н. Малиновский. Очерк православно-христианского вероучения [44]

Авторитетнейший иерарх Русской Церкви синодального периода митрополит Филарет (Дроздов) был убеждённым сторонником миссионерской проповеди среди евреев и поддерживал практические меры и предложения, к тому направленные, вплоть до православного богослужения на еврейском языке [45] .

После Холокоста

Позиция Римско-католической церкви

Также впервые в истории официальный документ Церкви содержал ясное и недвусмысленное осуждение антисемитизма.

За период понтификата Папы Иоанна Павла II (1978—2005) изменились некоторые литургические тексты: из отдельных церковных чинопоследований были удалены выражения, направленные против иудаизма и евреев (оставлены лишь молитвы за обращение иудеев ко Христу), а также отменены антисемитские решения целого ряда средневековых соборов.

Иоанн Павел II стал первым Папой в истории, переступившим порог православной и протестантской церквей, мечети и синагоги. Он стал также первым Папой в истории, попросившим прощения у всех конфессий за злодеяния, когда-либо совершённые членами Католической церкви.

Новый Папа Бенедикт XVI утверждает, что более того, еврейское непризнание Иисуса Мессией провиденциально и дано от Бога, оно необходимо христианству для его собственного развития и должно уважаться христианами, а не критиковаться ими [50] .

Мнение протестантских теологов

Один из наиболее значительных протестантских теологов XX века Карл Барт писал:

Позиция Русской Православной Церкви

В современной Русской Православной Церкви есть два разных направления по отношению к иудаизму.

Евгения

Православная еврейка
Имя изменено по просьбе героини

— Мне 40 лет, я живу в Москве, у меня трое детей. Я родилась в 1981 году, с 10 лет была православным скаутом, училась в воскресной школе, затем в православном лицее, позже — в православном университете. У меня богословское и экономическое образование, и при этом я всегда была еврейкой, росла в еврейской семье, хоть это и было некоторой семейной тайной в советское время. Но наше еврейство не перекликалось с религиозной или культурной историей, никто не ходил в синагогу и никакой гефилте фиш на столе у нас никогда не было.

В православие я попала через скаутскую организацию, когда мне было лет десять. Стояло начало 1990-х, и интересного не было примерно ничего. Пионеры в нашей семье не котировались, я даже октябрёнком не была — это считалось позорным. Так что я стала скаутом, а скауты были православными. Плюс в детстве мне мама подарила маленькую христианскую Библию, и, во-первых, это был большой секрет от остальных, во-вторых, книжка была безумно красивая, и мне очень нравилось её листать и читать мистические истории.

Мой первый разговор о Б-ге и его существовании был именно в контексте христианства — с родителями. Мне очень понравилось, что Б-г вообще существует.

И потом в скаутинге я стала во всём этом участвовать: и в общей молитве, и в походе в храм. Тогда ещё скауты сдавали какие-то зачётики по этой теме каждый год. Это был такой узкий круг хороших людей — что мне тоже всегда нравилось. Во-первых, в моём обычном школьном окружении никто ничего про религию не знал (а я уже что-то знала), во-вторых, происходила интересная движуха с интересными людьми, а в-третьих, это было что-то на границе сказки и яви, мистики и реальной жизни: реальная жизнь была сложная, а вот это всё христианское было прекрасным и вдохновляющим.

В общем, я пошла в воскресную школу, окончила её, потом перешла из простой общеобразовательной школы в православный лицей. Тогда я была уже очень глубоко в православной тусовке, во всей этой православной жизни, практически жила и работала в храме: пела на клиросе (пыталась петь, у меня не получалось, в общем, я просто на нём стояла), делала всякую работу и даже получала за это деньги. Потом я поступила в православный университет, на экономический факультет. Училась одновременно на экономическом и на библейско-культурологическом. В результате успешно окончила экономический.

Через некоторое время у меня наступил период разочарования во всей этой клерикальной истории. Такое часто случается с людьми около тридцати, которые всю свою раннюю молодость провели в стенах церкви.

Я поняла, что всё, что связано с религиозной, в смысле церковной, жизнью, совершенно перестало совмещаться с моей жизнью настоящей. И в какой-то момент я ушла из церкви и выбрала настоящую жизнь.

Я перестала физически ходить в православный храм, но поскольку мои внутренние отношения с Б-гом были сформированы в православной церкви и на её языке, в те моменты, когда мне хотелось молиться, я делала это в православной парадигме. Одновременно я перестала верить в единственный возможный путь или единственную правильную религию, я стала каким-то человеком без религии, мне казалось, что это честнее. Основа этих деноминаций, как мне казалось, социальная и экономическая, и мне было неинтересно в это играть.

Особенно в Израиле после репатриации, когда я говорила, что у меня скорее христианский подход к вопросу Б-га. Но даже это непонимание никогда не влияло на отношения с этими людьми и не вызывало каких-либо проблем, а скорее было поводом для дискуссии.

Я никогда не сталкивалась с дискриминацией со стороны православной церкви. Возможно, это благодаря тому, что я выбираю либеральные храмы. Мои любимые в Москве — храм Космы и Дамиана в Шубине в Столешниковом переулке, храм Успения в Газетном переулке, храм Всемилостивого Спаса в Митине.

Анна Шмаина-Великанова

доктор культурологии, профессор Учебно-научного центра изучения религий РГГУ, дочь первого православного священника в Израиле

— Когда мы говорим о православных евреях, речь в первую очередь идёт о евреях ассимилированных. Степень ассимилированности может быть разной: например, ассимиляция моей семьи московских интеллигентов была максимальной.

Для нас не существовало выбора веры: если человек поверил в Б-га, значит, становится православным христианином.

Это был единственный вид духовной жизни, существовавший рядом с нами, и наше происхождение не играло никакой роли в нашем обращении. Однако это происхождение не забывалось и не скрывалось, и связь с погибшими в Холокост была очень отчётлива. Мы понимали, что мы не должны от них ни при каких обстоятельствах отрекаться. Но речь не шла о том, чтобы отречься крестившись: крещёный еврей в глазах советской власти абсолютно ничем не отличался от еврея некрещёного в лучшую сторону. Он отличался в сторону худшую: крещёный еврей, серьёзно относящийся к своей вере, например, не вступал в комсомол, вообще портил свою карьеру.

Это было трудно понять старым людям. У них был дореволюционный рефлекс: еврей крестился — стал неевреем. Крещение отменяло всё, причем сразу, на следующий день: такой человек получал другое имя, с него снималась черта оседлости — вместе со всеми остальными ограничениями. Поэтому евреям дореволюционного воспитания было трудно понять, что советский крещёный еврей молчит о том, что он крещёный, ровно так же, как некрещёный молчит о том, что он некрещёный. А ходящий в синагогу — о том, что он ходит в синагогу. Равным образом буддисты не разводили благоухания на площадях.

Те евреи-христиане, которых я знала, жили в столицах, принадлежали только к образованному слою и были, как правило, православными — правда, позже встречались и католики. В начале 1970-х годов в России появилось небольшое количество евреев-иудеохристиан. Кружок людей, образовавшийся вокруг Александра Меня, задавался вопросом, в какой мере отменены еврейские обычаи и законы Торы для крестившихся евреев. Ведь, например, таковыми были все апостолы, и они соблюдали еврейский закон. Да и сам Иисус соблюдал его строжайшим образом. Кружок находился полностью внутри православия, но затем эти вопросы стали ставить себе и люди, не связанные с приходом о. Александра. Такие движения есть и в других странах, они обычно не связаны с православием.

В России движение никогда не было многочисленным, но в Европе и Америке иудеохристиане — мощное религиозное течение. Это благочестивые, соблюдающие Закон иудеи, которые считают, что Мессия уже пришёл, и это был Иисус. В США количество таких людей исчисляется, наверное, миллионами, в Европе — сотнями тысяч, может быть, миллионом. В Израиле эти люди немногочисленны, но очень влиятельны, поскольку живут внутри израильского общества (а не в стороне, как православные или католики) — служат в армии, соблюдают все обычаи, говорят и пишут на иврите. Они гораздо сильнее взаимодействуют с окружающим миром, чем прочие христиане.

Если говорить о современных реалиях, у меня сложилось впечатление, что евреев в принципе стало очень мало. Они уехали, и, кстати, совсем не обязательно в Израиль.

Да, ассимилированных образованных евреев, в том числе православных, почти не осталось. Это очень плохо говорит о будущем России: страна, теряющая своих евреев, теряет своё будущее.

С другой стороны, приехав в Израиль после 30 лет перерыва, я с огромным удивлением наблюдала, как православные евреи почти совсем перестали бояться: они говорят о своей вере в школе, спокойно ходят в церковь, стали заметной частью населения. Если в 1975 году, когда мы приехали, нас было около 10 человек, то сейчас православных евреев в Израиле, я думаю, десяток тысяч, и с ними уже нельзя поступать как угодно (нам и стёкла били, и на улице раздирали одежду). И это сообщающиеся сосуды: они не откуда-то приехали, а из России.

Важно, что сейчас еврейский вопрос на государственном уровне потерял всякую остроту, поскольку нет государственного антисемитизма — и это единственное хорошее, что я могу сказать о режиме Путина.

Еврей или православный — очень мало важно, и это результат отсутствия государственного преследования за веру, в том числе за православную.

Раньше была пятая графа в паспортах, раньше можно было заметить, как человек прячет крестик. Сейчас о том, кто еврей и православный ли он, можно только догадываться, опираясь на собственный опыт. Это просто стало не очень важно.

DELETED

Слова критиков о том что Христианство - это "жидовская вера", вообще абсурдны. Потому что как раз Христиане называли и называют жидами Евреев богоборцев исповедующих мерзкий Иудаизм. Не следует путать Иудейство с Иудаизмом, хотя в западноевропейских языках оба эти понятия обозначаются одинаково. После пришествия Машиаха (Мессии, Христа) Иудейство превратилось в национальную религию — Иудаизм. Иудаизм – это религия возникшая в первом веке нашей эры, которая вышла из Иудейства (из Ветхозаветной религии), Иудеи до пришествия Христа исповедовали истинную Богооткровенную религию наследниками и приемниками которой мы Христиане сейчас являемся. Иудейство закончилось с пришествием и воскресение Христа и появилось Христианство, в тоже же время возник и Иудаизм как продолжение умершей ветхозаветной религии. Стоит подчеркнуть что Ветхозаветная религия (Иудейство), к моменту пришествия Христа находилась в потрясающем упадке и деградации - она была уже полностью поглащена материализмом, чаяния Израильтян были направлены исключительно на материальный достаток, они считали что Мессия устроит им рай на земле, а Он сказал им совершенно иное: "Царство Мое не от мира сего" (от Иоанна 18:36). Иудейство было упразднено Богом для того чтобы создать новый сосуд (Христианство) в замен ветхому:

"Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые. (от Марка 2:22)"

А Талмудический Иудаизм – это богомерзкое учение, религия антихриста которая доминирует сегодня у Евреев богоотступников, о них (о тех кто не принимает Сына Божия) говорил Иисус:

"Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (от Иоанна 8:44).

Религия ветхозаветных патриархов, пророков и Талмудический Иудаизм – это две совершенно разные религии, вторая (иудаизм) возникла как отрицательная реакция на пришествие Спасителя (Иисуса), они назвали его лжемессией и обманщиком. Но Ветхий Завет и Новый Завет - это ЕДИНОЕ откровение, а НЕ две разных книги которые не имеют отношения друг к другу, по этому Христианство - это не секта. Новый Завет постоянно ссылается на Ветхий, а Ветхий предвещает Новый вечный завет:

"И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня". (Иеремия 32:40)

DELETED

Следовательно, если это единое откровение, то тот кто отрицает его половину (Новый Завет) является отступником от этой веры, является сектантом, кем собственно и являются Евреи которые исповедуют Иудаизм. Иудеи сегодня не чтут Бога своих предков, потому что сказано:

"Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.(от Иоанна 5:23)"

"Ненавидящий меня ненавидит и Отца моего (от Иоанна 15:23)"

В Ветхом Завете была указана точная дата пришествия Христа, пророк Даниил писал что Христос (Мессия, Помазаник Божий) должен родиться через семьдесят седмин, то есть через 490 лет. Он предсказал также в те далекие времена, что Христос будет предан смерти, а за нею последует разрушение храма и города и прекращение ветхозаветных жертв (Дан. 9,23-27). Пророк Исаия предсказал что Христос произойдет из рода Давидова, что Спаситель родиться от Девы и будет не простой человек, но вместе и Бог (Ис. 7,14). Так же Исаия предсказал, что Спаситель пострадает и умрет за грехи наши:

"нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.(Исаия 53:2-5)"

Что интересно, все мессианские ветхозаветные пророчества о Христе, были искажены Иудейскими Раввинами, после того как он был распят, для того чтобы не совпала точная дата пришествия Христа, для того чтобы оправдать богоубийство, для того чтобы сделать пришедшего к людям Сына Божия - лжемессией. Искажения священного писания у евреев произошло около 100 года н.э. По этому на протяжении почти 2000 лет шел спор какой текст ветхозаветных книг верен, Греческий (который являлся переводом с еврейского, осуществленный в 3 веке до н.э., он называется: "Септуагинта"), или Еврейский текст (так называемый Масоретский). Иустин Филосов, Иоанн Златоут и ещё ряд писателей утверждали, что еврейский текст был специально испорчен (произошло это на рубеже 1-2 века н.э.). Так вот, шел спор почти 2000 лет, какому тексту верить и вот в 20 веке в связи с кумранскими находками, стало известно кто был прав, можете прочесть на эту тему книгу Амусина Иосифа Давидовича: "Рукописи мертвого моря", где он пишет что масоретский текст ветхого завета (еврейский) при сличение с самыми древними кумранскими еврейскими рукописями ветхого завета (которые датируются до н.э.) требует бесчисленных исправлений по сравнению с Греческим текстом (Септуагинта), т.е. ветхий завет которым пользовались христиане (греческий текст) верен. А значит Ветхозаветные пророчества действительно сбылись на Иисусе Христе которого евреи называют лжемессией, хулят и проклинают. То есть сектантами являются Иудеи Талмудисты, а не Православные Христиане - наследники и приемники религии ветхозаветных патриархов и пророков.

Как Ислам (секта возникшая спустя 600 лет) так и Иудаизм имеют откровенно антихристиаскую идеологию. "Ортодоксальные" Иудеи ежедневно произносят молитву в которой проклинают Христиан. Даже не хочется писать здесь все эти мерзости и богохульства из Талмуда о Иисусе Христе и Богородице. Талмуд – это многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве, написан естественно уже в нашей эре, то есть уже после пришествия Христова. Иисус для них лжемессия, которого, по их мнению, справедливо убили, они ждут другого мессию (Антихриста) который даст им рай на земле. В Откровении Иоанна Богослова, Господь назвал таких Иудеев-богоборцев "сборищем сатанинским"(Откровение Иоанна Богослова 2:9).

Арнольд Бернстайн — сын раввина, шахматный чемпион, выросший в еврейских кварталах Нью-Йорка. С ранних лет он горел желанием найти истину. Воспитанный в строгой ортодоксальной семье, он тайком читал Евангелие под одеялом.


Как к вам пришла идея написать книгу о вашем духовном поиске? Вы писали ее в первую очередь для иудеев или христиан?

В своей книге вы много рассуждаете о богословских вопросах, анализируете Священное Писание, сопоставляете факты. Ваш приход в христианство — это откровение или интеллектуальный расчет, в православие вас позвало сердце или голова?

Я считаю, что есть два уровня, которые формируют сознание христианина. Первый — национальный, культурный, языковой, это среда в которой человек воспитан. Второй уровень — общий со всеми православными христианами, это особенности нашей веры. Они оба важны, но второй более важен, потому что, если мы слишком подчеркиваем первое, легко спуститься в ересь этнофилетизма.

Мы привносим собственную уникальность в нашу веру, наш пол, культуру, язык, историю. Национальная принадлежность является значимой для православных христиан. В иконографии Христос изображается мужчиной, а Дева Мария — женщиной. Они не лишены пола и собственной самобытности в своей человеческой природе. Это относится и к апостолам, и к святым. Христос не скрыл свои раны после воскресения, показав их Фоме. И Иисус, и Мария сохранили то, что являлось особенностями в их земной жизни. В том числе и принадлежность к еврейскому народу. Для меня попытка утаить или игнорировать мое еврейское или американское наследие, было бы насилием над собственной личностью


Я стал христианином потому, что был впечатлен Христом и его жизнью, а не христианами. Также я стал православным, не благодаря тому, как живут православные, а вопреки!

Вы когда-либо бывали в России? Хотели бы побывать? Что вас поражает в нашей стране?

Нет, не бывал. Я мало путешествую. Мне нравится жить простой уединенной жизнью здесь, на северо-западе Тихого океана, среди обширных вечнозеленых лесов, вулканов и озер. У меня нет планов посетить Грецию, Сербию, Россию или гору Афон. Я имею непосредственный доступ к Богу везде, где бы я ни был, даже дома. Я знаю, что люди везде одинаковые, и жизнь очень быстро проходит, как струйка дыма.

Что меня поражает в России, так это осознание того, что ваша Церковь выжила после жутких коммунистических гонений! Это чудо! У вас происходит воскрешение православного христианства в больших масштабах, в отличие от западной культуры, которая становится все более агрессивно антихристианской, светской и материалистической.

Чем, на ваш взгляд, православие на Западе, в США, отличается от православия в России?

Православие в России — неотъемлемая часть культуры. Здесь этот сегмент крошечный, малоизвестный. Многие либеральные протестантские церкви к нам враждебны, потому что считают нас слишком консервативными.

Другой особенностью православия в Америке является относительно высокий уровень богословской грамотности. Это происходит потому, что многие до обращения были набожными протестантами или католиками. Эти люди были полностью катехизированы и имеют четкое представление о своей новой конфессии.


В храме, где вы служите, женщины на службы должны приходить в длинных юбках и платках? Для верующих в США важна эта внешняя сторона религиозной жизни?

В нашем храме — это не проблема. Мне нравятся длинные юбки и платки, но это не является требованием для посещения богослужений.

Люди, живущие на северо-западе США (Вашингтон, штат Орегон, штат Айдахо) в целом одеваются более непринужденно, неформально, чем в других частях Америки. Здесь ходят в джинсах, кроссовках, простых платьях, носят бороды. Общественные привычки влияют и на церковную жизнь.

В отличие от России, здесь мало кто знаком с традиционной православной культурой. Для некоторых прихожан увидеть женщин в длинных платьях и головных уборах — это значит испытать культурный шок. Поскольку нас, православных, очень мало, мы стараемся быть дружелюбными с захожанами, чтобы случайные посетители захотели вернуться к нам снова. Миссия здесь является приоритетной задачей для многих верующих.

Основная Церковь в России — Православная Церковь Московского Патриархата. Наша Церковь с каждым годом все сильнее сближается с государством и становится от него зависимым. В США огромное количество разных независимых конфессий и церквей. Что, на ваш взгляд, лучше для христиан: маленькая независимая и бедная Церковь или большая, богатая и влиятельная, но находящаяся под патронажем государства?

Это очень хороший вопрос! Полезны ли процветание и роскошь для Церкви? На мой взгляд, простому человеку полезнее жить скромно и испытывать недостаток в некоторых вещах. В таких условиях мы более склонны искать Бога. Справедливо это и для Церкви. Успех может представлять реальную опасность. Существуют искушения пойти на компромисс, поступится принципами ради благоволения власть имущих. Есть мнение, что Церковь становится лучше, когда она гонима, а не когда она живет в богатстве и комфорте.

Слишком тесная связь с государством может стать проблемой, если оно коррумпировано и не действует в интересах народа. Многое зависит от того, как ведут себя церковные иерархи в такой ситуации. Это определяет, чем для Церкви является связь с правительством, добром или злом. Насколько близкими должны быть эти отношения — вопрос открытый.

Мы вступили в постхристианскую эпоху, когда христианский консенсус, который был основой наших институтов, серьезно подорван. Новый консенсус является воинственно светским, сегодня верующие маргинализируются и подавляются.

Горячими точками противоречий являются семья, сексуальность/пол и аборты. Люди неохотно выражают свое мнение о традиционных христианских ценностях публично, опасаясь потерять работу! В то время как те, кто поддерживает новую культуру, очень агрессивно внедряют ее на всех уровнях: в правительстве, образовании и промышленности. Они пользуются поддержкой правовой системы, органов власти и корпораций. Многие протестантские деноминации стали настолько либеральными, что начали поддерживать существующую повестку, расходясь с традиционными христианами!

Как православный священник в США в какой юрисдикции вы находитесь? Как вы относитесь к решению Константинопольского Патриархата даровать Украинской Церкви автокефалию? И как вы относитесь к решению Московского Патриархата о разрыве евхаристического общения с Константинопольской Церковью?

Я нахожусь в Антиохийской юрисдикции. Я против действий Вселенского патриарха в Украине. Я поддерживаю позицию Русской Православной Церкви. Решение прервать евхаристическое было вынужденным, после многих предупреждений, просьб и неудачных попыток договориться. Для решения этой проблемы необходим Всемирный Священный Синод. Кто и где его созовет — большой вопрос. Как будут действовать патриархи знает только Бог.

Что бы вы сказали читателям своей книги?

Бог есть любовь (1 Иоанна 4:8). Очень важно, чтобы мы осознавали, что Бог любит нас больше, чем мы любим себя. Цель наших молитв к Нему не в том, чтобы убедить Бога любить или прощать нас. Как будто Он этого не хочет! А в том, чтобы убедить себя принимать ту любовь и свободу, которые Бог постоянно дарует нам. Конечная цель нашей жизни заключается в том, чтобы обнаружить Творца в тайниках своей души. Этот личный опыт жизни с Господом — единственное, что нам пригодится в вечности.

Читайте также: