Сколько этапов развития программного обеспечения дошкольного образования в россии можно выделить

Обновлено: 01.07.2024

Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Комплексные программы дошкольного образования

- Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой

Парциальные программы дошкольного образования

- Программы экологического воспитания

- Программы художественно-эстетического цикла

- Программы социально-нравственного развития дошкольников

- Программы физического развития и здоровья дошкольников и др.

- О современных программах для дошкольных образовательных учреждений

Программы, разработанные авторскими коллективами в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие. Вместе с тем каждая программа может содержать такие особенности, которые не всегда бесспорно могут быть приняты каждым педагогом. Необходима большая внутренняя оценка того, близка ли теоретическая концепция той или иной программы мировоззрению педагога. Формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту. Поэтому знание разнообразных подходов в организации педагогического процесса весьма полезно и перспективно для будущих педагогов.

Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

- эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- интеллектуальное развитие ребенка;

- создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В рекомендациях говорится, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).

В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ - результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.

Необходимость создания программы детского сада возникла в связи со становлением системы дошкольного образовании в России.

Для улучшения качества дошкольного воспитания значимым стало создание научно обоснованной программы работы детского сада. Первый проект программы был выпущен Народным комиссариатом просвещения РСФСР в 1932 году. Этот документ состоял из разделов, соответствующих видам детской деятельности: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, музыкально-двигательное воспитание, изобразительная деятельность, математика, грамота. В нем была сделана попытка определить задачи и объем работы с детьми в детском саду. Появление программы способствовало упорядочению работы дошкольных учреждений, большей направленно-сти и обогащению содержания деятельности педагогов-воспитателей.

В 1953 году в связи с введением в детском саду подготовки детей к школе руководство было переработано. В программе было достаточно четко выделено образовательное содержание, которое дети должны были усваивать на организованных занятиях при руководящей роли воспитателя.

В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где по желанию родителей дети могли воспитываться с 2 месяцев до 7 лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Создать программу было поручено Академии педагогических наук РСФСР совместно с Академией медицинских наук СССР.

В основу нового документа легли данные дошкольной педагогики, детской психологии и смежных наук о развитии ребенка в сочетании с обобщением лучшего опыта воспитания детей дошкольного возраста. Единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу, подготовленная большим коллективом авторов и утвержденная Министерством просвещения РСФСР, была впервые опубликована в 1962 году.

Программа раскрывала содержание обучения и воспитания детей, была построена с учетом положения о ведущей роли деятельности в воспитании и развитии, указывала на необходимость целенаправленного руководства воспитателем различными видами детской деятельности: игровой, трудовой, учебной, бытовой, в процессе которых могут активно усваиваться знания, умения, определенные формы поведения.

В концепции обозначены четыре основных принципа, которые стали основополагающими для изменения содержания дошкольного образования России: гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

В этот период активно осуществлялась разработка вариативных программ дошкольного образования разными научными коллективами страны. Были разработаны и изданы следующие программы дошкольного образования.

Перечисленные программы дошкольного образования являлись комплексными и включали все основные направления развития ребенка. Они ориентированы на светский характер воспитания и принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Содержание программ ориентировано на общемировую и национальную (российскую) культуру и включает развитие речи ребенка, знакомство с основами естественно-научных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие. Программы нацелены на развитие детской любознательности, способностей ребенка, творческого воображения, коммуникативности. Предусматривалась организация детской жизни в трех формах: на занятиях (организованная форма обучения), в нерегламентированных видах деятельности и свободном времени ребенка. При этом содержание знаний, умений и навыков детей, детских видов деятельности в данных программах носило вариативный характер.

Наряду с комплексными программами появилось большое количество парциальных программ, включающих одно или несколько направлений развития ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как в советское время, так и сейчас большинство детских садов находится в подчинении Министерства образования и науки Российской Федерации и, в соответствии с нормативной базой, имеет право осуществлять образовательную деятельность по программам, одобренным и рекомендованным экспертным советом по дошкольному образованию. Эти программы базируются на лучших традициях отечественной дошкольной педагогики, они разработаны учеными – специалистами по дошкольному образованию – с максимальным учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. Они не предполагают, как в Израиле, обучение чтению и письму с пяти лет, а базируются на освоении детьми специфичного возрасту содержания и социализации в обществе взрослых и сверстников. Даже частные и ведомственные детские сады должны осуществлять свою деятельность по министерским программам.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий

на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты:

возможность посещения образовательного учреждения;

создание условий для образовательной деятельности;

содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами.

отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка

Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года "Декларации по дошкольному воспитанию". В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. В советское время все ДОУ работали по единой программе, педагоги должны были неукоснительно выполнять все ее требования. Места для творчества педагогов практически не оставалось.

методические указания по разделам работы с детьми. К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников.

За советский период в стране удалось сложить весьма разветвленную схему дошкольных учреждений, куда принимались дети с рождения и до семи лет:

в ясли матери несли малышей в 2 месяца и там они находились до трех лет;

детсад принимал трехлеток и воспитывал их до первого класса, учеба в котором стартовала в 7 лет;

ясли-садики объединяли оба предыдущих варианта, и там дети росли с младенчества до школы (1959). Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

Дошкольное воспитание было обязано решать насущные задачи в социальной сфере:

создавать женщине-матери приемлемые условия для ее активной жизненной позиции.

установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада

В годы Великой Отечественной войны чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие дошкольные учреждения были разрушены. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время пребывания детей в них, широкое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием детей. Возник новый тип воспитательных учреждений – дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома

В результате комплекса мероприятий к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень.

Важную роль в разработке теоретических и методических вопросов сыграли научно-практические конференции, начало которым было положено еще в предвоенные годы. В период 1941-1945 гг. было проведено 16 таких конференций, посвященных различным вопросам теории и практики дошкольного воспитания.

В послевоенное время продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов обязано было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Вначале 60-х годов была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программы воспитания и обучения в детском саду

Не будет преувеличением сказать, что на сегодня ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов.

В современном научно-психологическом понимании детство выступает как закономерная последовательность необходимых этапов развития личности.

В 1990году охват детей учреждениями дошкольного воспитания в Российской Федерации составил примерно 70 % . В 1989 году была создана

Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15 лет, приобрели обширный характер, они требует решение частных проблем, заложенных в рамках Федеральной программы развития образования.

10 апреля 2010 года В.В. Путиным был подписан Федеральный закон

Стандарт – это не просто новый в истории дошкольного образования документ, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа). Новизна его также состоит и в том, что с утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, согласно приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155, дошкольное образование признается ступенью общего образования, а ранее, проводимая в данной сфере деятельность, являлась лишь подготовительным этапом системы общего образования. В пункте 1.4 Стандарта перечислены основные принципы дошкольного образования, где подчеркивается, что построение образовательной деятельности будет осуществляться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, таким

образом, будет происходить постепенная индивидуализация дошкольного образования, где ребенок будет признан полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

Основные принципы стандарта основаны на концепциях отечественных психологов. В стандарте приведены основные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде, которые способствуют созданию социальной ситуации развития для участников образовательных отношений. И одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона ближайшего развития ребенка)

Таким образом, большое значение утверждение Стандарта состоит в том, что дошкольное образование признано обязательной ступенью общего образования и признана важность и уникальность периода дошкольного детства. В письме Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) №01-52-22/05-382 от 07.02.2014г. также обращается внимание на недопустимость требований от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ, которые призваны создать методическую базу полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования

Функция учреждения понимается как взаимосвязанная направленность деятельности его сотрудников, которая осуществляется на основе системы общественного труда, опосредованная определенной зависимостью и взаимосвязью целей, задач, содержания, форм и методов реализации деятельности, а также контроля и конечных результатов. Выделяют следующие функции, которые обязано выполнять дошкольное образовательное учреждение: образовательная, воспитательная, социокультурная, функция социализации, социальной защиты, социальной адаптации, профориентационная.

Основными функциями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования должны стать следующие:

обеспечения права на качественное дошкольное образование.

Именно стандарт призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.

Вариативность дошкольного образования как явление в целом положительное имеет ряд негативных последствий, преодолеть которые возможно только через определение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одно из назначений которого - нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

гуманизация дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

повышения качества дошкольного образования.

Стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы.

Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец), принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования.

обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования.

Определение государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного и начального общего образования обеспечит согласование целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования для реализации единой линии развития ребенка от 3 до 11 лет.

оптимизации образовательных ресурсов.

Ориентированность стандарта на упорядочение, нормирование системы дошкольного образования, позволяет осуществлять оптимизацию условий образовательного процесса. Таким образом, условия реализации основной общеобразовательной программы должны отражать возможности и гарантии общества и государства в организации и предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования

К основным задачам дошкольного образования можно отнести: обеспечение эмоционального благополучия ребенка; сохранение и укрепление его психофизическое здоровье; своевременное всестороннее развитие каждого ребенка; охрана здоровья детей и воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение нормального состояния здоровья ребенка; формирование базовых качеств личности, обеспечивающих успешную социализацию ребенка; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; уважительное отношение к результатам детского творчества.

В июле 2009 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представила первый обобщающий доклад “Education Today: The OECD Perspectives”, в котором сведены важнейшие результаты специализированных исследований в сфере образования (проводимых, в основном, начиная с 2002 года, когда был создан специальный Директорат образования ОЭСР) и основанные на них рекомендации для политиков.

Дошкольное образование и воспитание детей младшего возраста приобретает все большую приоритетность во многих странах. Это проявляется в растущем спросе родителей на такие услуги. С одной стороны, они обеспечивают получение образования соответствующего уровня, а с другой - решение задач широкого социального, экономического и образовательного спектра.

В большинстве стран, хотя и не во всех, процесс образования начинается задолго до того, как ребенку исполнится 5 лет. В целом по странам ОЭСР более 2/3 детей в возрасте 3-4 лет (69,4%) участвуют в каких- то образовательных программах

Охват детей этого возраста дошкольным образованием варьируется от 90% и выше в Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Исландии, Испании, Италии, Новой Зеландии и Франции до менее, чем ¼ в Ирландии, Корее и менее 5% в Турции. Охват дошкольным образованием детей в возрасте 3 лет в Европейском Союзе (ЕС-27) составлял в 2006 году 73,9%, варьируясь от 1,7% в Ирландии до 99,8% в Бельгии (при отсутствии данных по Греции и Нидерландам). В возрасте 4 лет этот коэффициент заметно повышается, составляя в среднем по ЕС-27 86,8% и варьируясь от 41,2% в Польше до 100% в Бельгии, Италии и Франции

Дошкольное образование имеет ряд особенностей. Во-первых, в отличие от среднего образования, оно не является обязательным, во-вторых, оно играет решающую роль в дальнейшей образовательной и жизненной карьере человека, выполняя функцию выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и проживающих на разных территориях, в-третьих, система выполняет две существенно различные функции – уход за детьми и собственно образование (развитие) ребенка. В этой связи на первый план выходят вопросы обеспечения доступности дошкольного образования и особенно – для детей старшего дошкольного возраста.

С 2000 года число рождений в России стало увеличиваться, а с 2005 года начало расти и общее число детей в возрасте до 7 лет, и этот рост, хотя и незначительный, сохранится вплоть до 2018 года. Однако система дошкольного образования оказалась не готова к адекватному ответу на демографические изменения, что выразилось в остановке роста и даже некотором снижении в 2007 году охвата образованием.

Снижение охвата вызвано в первую очередь тем, что система, в ее сегодняшнем виде, физически не в состоянии увеличить прием в учреждения дошкольного образования – детские сады, особенно в крупных городах, переполнены, очередь на устройство детей растет, а относительные возможности системы снижаются

В 2006 г. охват дошкольным образованием детей в возрасте 3–6 лет в целом по стране достиг отметки 59,6%, в городской и сельской местности этот показатель составил 67,8 и 40,6% соответственно

По данным переписи населения 2002 г. практически четверть (23,1%) всех домохозяйств, воспитывающих детей до 18 лет, составляют домохозяйства только с одним из родителей, но при этом они могут включать других членов домохозяйства (родственников и не родственников). При анализе потребности в услугах дошкольного образования важен тот факт, что 14% родителей из всех домохозяйств, имеющих детей до 18 лет,

воспитывают ребенка в одиночку, т.е. в состав такого домохозяйства входит один из родителей и один или несколько детей, никто из родственников или не родственников с ними не проживает

В исследовании Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания:

любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям;

воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых

разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день;

семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого)

Таким образом, привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Воспитатели выступают помощниками для родителей в этом нелегком деле.


Оценить 4414 0

Николаева Лариса Юрьевна

Введение

Дошкольный возраст – время активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающего мира, эмоционального отношения к этому миру. Поэтому выбор программы дошкольного образования – актуальный вопрос для каждого дошкольного образовательного учреждения. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен хорошо знать особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста, специфику организации учебных занятий с каждой возрастной группой детей, при этом важно организовать жизнь детей в дошкольном учреждении согласно их возрастному развитию и индивидуальности. Для определения характеристик комплексных программ дошкольного образования необходимо определить цели и задачи дошкольных образовательных в России, особенности дошкольного образования в нашей стране.

Объектом исследования являются комплексные программы дошкольного образования. Предмет исследования – характеристики комплексных программ дошкольного образования.

Глава 1. Цели и задачи дошкольных образовательных программ в России.

Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения различных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование. 1

Образовательные программы должны:

Ориентироваться как на общечеловеческую культуру, так и на российские культурные традиции.

Ориентироваться на развитие речи детей, физическое, познавательное и эстетическое развитие.

Быть направленными на развитие способностей ребенка, его любознательности, формирование творческих способностей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.

Предусматривать формы организации жизни детей в период пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Сочетать в себе различные виды деятельности детей с учетом возрастных возможностей.

Комплексные программы включают в себя все основные направления работы с детьми, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка.

Глава 2. Характеристика комплексных программ дошкольного образования.

Комплексные программы дошкольного образования предлагают взаимосвязанное содержание по всем основным направлениям работы в условиях детского дошкольного учреждения на основе единой педагогической концепции. В настоящее время образование в России представлено большим выбором содержания и разнообразием комплексных программ. Каждая комплексная программа содержит в себе: основу (обязательную часть, которое обеспечивает базовое дошкольное образование независимо от вида ДОУ) и дополнительную часть, построенную с учетом особенностей вариативного характера содержания и построения комплексной программы. Одним из главных требований к таким программам является соблюдение преемственности с программами начального общего образования. Также в программах должны содержаться показатели уровней развития детей на различных этапах возрастного развития дошкольного детства.

В приложении к программе даны такие факультативы, как обучение второму языку, компьютер в детском саду, ребенок и живой мир природы в городе. 1

Раннее детство – младенчество (до одного года).

Ранний возраст (от одного до трех лет).

Дошкольное детство: младший школьный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет).

Обеспечение здорового образа жизни.

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ведущим сферам бытия – миру людей, предметов, природы.

Осознание ребенком себя как субъекта действий и переживаний.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что каждый воспитатель и дошкольный педагог должен знать различные комплексные программы дошкольного образования, ведь выбор и использование программы дошкольного образование является неотъемлемой частью дошкольной педагогики – науки о развитии и воспитании детей дошкольного возраста, самых маленьких граждан России. Изучение программ дошкольного образования необходимо для успешного решения задач полноценного физического и психического развития каждого ребенка, подготовки его в переходу в школу.

Появление новых документов, освобождающих творческую энергию воспитателей, вместе с тем ставит перед дошкольным учреждением достаточно ответственную задачу - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.

Современные образовательные программы дошкольного образования разработаны авторами с учетом новейших достижений психолого-педагогической науки и практики отечественного дошкольного образования, учитывая все особенности процесса управления образовательным учреждением. Многие педагоги и руководители дошкольных учреждений испытывают трудности в их оценке и выборе. Однако очень важно уметь ориентироваться в этом многообразии образовательных программ и сделать правильный обоснованный выбор, от которого будет зависеть качество управления образовательным учреждением.

Список литературы

Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: Учеб. пособие. — М., 2014.

Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учеб. пособие. – М, 2005.

Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М., 2005.

Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. — М., 2008.

Титов В.А. Дошкольная педагогика: конспект лекций. — М., 2002.

Ресурсы Интернет

1 1 Титов В.А. Дошкольная педагогика: конспект лекций. — М., 2002. С. 40

2 2 Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М., 2005. С. 134

1 1 Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. — М., 2008. С. 45

2 2 Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. — М., 2008. С. 45

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ в соответствии с ФГОС

Ольга Кабанкова

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ в соответствии с ФГОС

Главными целями любого дошкольного образовательного учреждения являются обеспечение доступности, повышение качества и эффективности дошкольного образования.

Методическая служба в ДОУ относится к управленческой деятельности, т. к. призвана направлять работу педагогического коллектива на решение задач образовательной программы. Поэтому грамотная организация методической службы невозможна без знания основных особенностей и закономерностей управленческой деятельности

Понятие качества образования многогранно, включает не только качество образованности и уровень развития воспитанников, но и качество воспитательно-образовательного процесса – педагогического мастерства, образовательной предметно-развивающей среды.

Процесс организации методической работы, как и любой управленческой деятельности, цикличен, представляет собой совокупность связанных между собой стадий, составляющих законченный круг развития.В каждом цикле методической работы можно выделить несколько направлений: педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и коррекция.

Педагогический анализ позволяет мне оценить педагогический процесс,

выявить причины, определяющие уровень воспитательно-образовательной работы. На основе проведенного анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса в ДОУ.

По результатам наблюдений за работой воспитателей и специалистов я выявила, что основным методом работы педагогов с детьми (как того и требует программа)

, который проводили дети подготовительной к школе группы и их воспитатель. Мастер-класс проходил в стенах ОГИ.

Артикуляционная гимнастика в группе компенсирующей направленности.

При организации образовательного процесса были учтены принципы интеграции образовательных областей.

В результате образовательной деятельности у детей получаются вот такие шедевры.

Приоритетными направлениями работы детского сада являются театрализованная деятельность детей дошкольного возраста и приобщение детей к истокам русской народной культуры Подмосковья в условиях городского детского сада. Накоплен большой опыт, созданы костюмы, как сценические, так и фольклорные, сшитые по всем канонам русского народного костюма. Работа ведется систематически, 2 раза в год по этим направлениям работает школа передового педагогического опыта.

Педагогический коллектив, понимая значение игровой деятельности в жизни дошкольников, уделяет особое внимание её развитию. В группах имеются специально оборудованные уголки для сюжетно – ролевых игр, театральные зоны. Игры переходят в праздники. В детском саду прошел КВН по правам ребенка, праздник встречи с летом, Масленица, в гости приходил сотрудник ГИБДД, День защитника отечества дети с родителями встретили спортивным состязанием, а мамы в свой праздник не прочь были поучаствовать в веселых играх детей.

Специалисты ДОУ регулярно проходят курсы повышения квалификации, за последние пять лет на одного педагога в среднем приходится 191,6 часов курсовой подготовки, что составляет 88,7% от необходимой нормы. Выстроенная таким образом работа с кадрами, обеспечила непрерывное образование педагогов, их творческий рост, способствовала созданию атмосферы психологического комфорта в коллективе. Работа педагогического коллектива строилась в рамках основных направлений деятельности учреждения в соответствии с Уставом, в соответствии с поставленными задачами реализуемых программ.

В результате правильно построенного на основе педагогического анализа образовательного процесса, созданных условий и знания технологий, дошкольное учреждение систематически и объективно отслеживает динамику развития детей. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы показывает устойчивую положительную динамику. По сравнению с прошлым учебным годом показатель успешности детей вырос в среднем на 1,2%.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Цели и задачи реализации Программы

Определяются в соответствии с ФГОС ДО, Уставом ДОО.
Цели реализации Программы:создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

•Могут быть дополнены целями коррекционно-развивающей работы

Задачи реализации программы определятся на основе п. 1.6 ФГОС дошкольного образования:

•Могут быть дополнены в соответствии с целями реализации парциальных образовательных программ и коррекционно-развивающих программ (в соответствии с Уставом)

Принципы и подходы к формированию Программы

•Формулируются на основе ФГОС ДО п.1.4.

•Могут быть дополнены принципами и подходами авторской комплексной образовательной программы и парциальных образовательных программ, при условии их непротиворечивости и отсутствия дублирования.

Значимые для разработки Программы характеристики

Место расположения дошкольной образовательной организации, особенности здания и прогулочной площадки, их влияние на организацию образовательной деятельности.

Характеристика национально-культурных особенностей, социального окружения, влияющих на организацию образовательной деятельности.

Сведения о группах, функционирующих в дошкольной образовательной организации (количество функционирующих групп, наполняемость, направленность групп (общеразвивающая, компенсирующая, оздоровительная или комбинированная направленность), количество групп разной направленности)

Сведения о родителях как участниках образовательных отношений (характеристика благополучия / неблагополучия семей на момент создания программы, образовательных запросов родителей на момент создания программы).

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста (указываются основные возрастные психолого-педагогические характеристики, их значимость для реализации Программы)

Планируемые результаты освоения Программы

1 вариант оформления.

Конкретизируются в соответствии с возрастными группами на основе целевых ориентиров ФГОС ДО

2 вариант оформления.

Конкретизируются в соответствии с возрастными группами на основе образовательных областей ФГОС и с учетом целевых ориентиров ФГОС ДО

Пример образовательной области познавательное развитие.

Пример. Социально-коммуникативное развитие (3-4 года)

  • Ребенок участвует в совместных действиях с воспитателем
  • Договаривается о совместных действиях со сверстниками, вступает в парное взаимодействие по поводу игрушек, игровых действий
  • Сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение в детском саду
  • Эмоционально откликается на ярко выраженное эмоциональное состояние близких взрослых и сверстников
  • Использует формы приветствия, прощания, просьбы и благодарности
  • В самообслуживании требуется небольшая помощь взрослых
  • Подражает трудовым действиям взрослых
  • Показывает на картинках способы безопасного и потенциально опасного использования предметов

Сетевая форма реализации образовательной программы дошкольного образования

необходимым элементом сети дошкольных образовательных учреждений является система информирования родителей, иных заинтересованных лиц по вопросам, связанным с особенностями различных видов учреждений дошкольного образования, а также система организации и координации консультационной и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому;

необходимо установление норм, исключающих возможность перепрофилирования помещений детских садов под иные объекты, за исключением случаев крайней необходимости

сетевое взаимодействие образовательных учреждений понятие сущность, особенности организации Сеть — это конструкция, которая такую синхронизацию обеспечивает. Основу сети, как конструкции, составляют:

Система отношений (включая управление, распределение/присвоение ответственности, отношений собственности, предметов ведения, регламентов принятия решений, схемы финансирования);

Распределённость работ по участникам сети;

Нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение.

Основные типы сетей, в том числе, в образовании, выстроены по отношению к базовому процессу и продукту/результату их деятельности.

Можно выделить следующие типы организационного оформления сетевого взаимодействия:

спонтанные, не структурированные связи в едином ценностно-смысловом поле;

внутренние сети, имеющие как иерархические, так и горизонтальные связи;

Для решения отраслевых, территориальных задач адекватно устройство сетей по типу внутренних. Для решения задачи образовательной политики, реализации ИОП более продуктивными считаются динамические сети с разнотипными ресурсными узлами. Типология относительно форм сетевого взаимодействия.

Сегодня в практике сетевого взаимодействия можно выделить следующие формы:

Сетевые образовательные программы.

Сетевые экспериментальные, аналитические, мониторинговые исследовательские программы.

Сетевые структуры (организации) в образовании. Под сетевыми образовательными программами

Читайте также: