Схема предложения право на ничегонеделание считавшееся чуть ли не пороком

Обновлено: 25.06.2024

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на три основные группы: с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением.

1. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:

все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово);

придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа;

между собой придаточные предложения связаны с помощью сочинительных союзов или бессоюзно (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены.

Мальчишки , притихшие, глядели вслед грузовику, / 1 пока тот не отъехал за перекресток, / 2 пока не рассеялась поднятая им пыль, / 3 пока сам он не стал клубом пыли / 4 (Жуховицкий).

[ ] 1 , (пока – союз) 2 , (пока – союз) 3 , (пока – союз 4 .

Сложноподчинённое предложение; состоит из четырёх простых предложений; первое – главное, остальные – придаточные времени. Придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос – до каких пор? Каждое придаточное связано с главным союзом пока . Это однородные придаточные предложения.

Вертикальная схема (схема, отражающая не расположение простых предложений в составе сложного, а их зависимость) будет следующей:

[ ] 1

(пока – союз) 2 , (пока – союз) 3 , (пока – союз) 4

Отец мой говорил мне, / 1 что он не видывал таких хлебов / 2 и / что нынешний год урожай отличный / 3 (Аксаков).

[ гл.] 1 , (что – союз) 2 и (что – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение; состоит из трёх простых предложений; первое – главное, остальные – придаточные дополнительные. Придаточные предложения относятся к одному слову (сказуемому говорил, выраженному глаголом) в главном предложении, отвечают на один и тот же вопрос – что? Каждое придаточное связано с главным союзом что . Между собой придаточные предложения связаны соединительным союзом и . Это однородные придаточные предложения.

Вертикальная схема сложноподчинённого предложения будет следующей:

1) Если однородные придаточные предложения прикрепляются к главному одним и тем же союзом, то этот союз может опускаться в одном или нескольких придаточных (но союз легко восстановить).

Ср.: Шацкий видел , / 1 как последняя шлюпка вернулась к пароходу / 2 и / матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях / 3 (Паустовский). – Шацкий видел , / 1 как последняя шлюпка вернулась к пароходу / 2 и / как матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях / 3 .

Отец мой говорил мне, что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный (Аксаков); Он решительно заявил , что мы должны немедленно убраться из его дома или он вызовет милицию (Григорьев) – союз что перед вторым придаточным опущен, но может быть восстановлен ( Он решительно заявил , что мы должны немедленно убраться из его дома или что он вызовет милицию).

3) При повторяющихся сочинительных союзах запятая между однородными придаточными предложениями ставится.

Находясь в госпитале, он вспоминал , как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении , и как отряду удалось пробиться к своим.

4) Союзы ли. или рассматриваются как повторяющиеся (в этом случае или можно заменить ли ), и однородные придаточные, связанные этими союзами, разделяются запятой.

Ср.: Трудно было понять , был ли то где-нибудь пожар , или же собиралась всходить луна (Чехов). – Трудно было понять , был ли то где-нибудь пожар , собиралась ли всходить луна .

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:

все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению;

придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа.

Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

Когда он подъезжал к заднему двору, / 1 Егорушка напряг своё зрение, / 2 чтобы получше рассмотреть его / 3 (Чехов).

(когда – союз) 1 , [ ] 2 , (чтобы – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение, состоит из трёх простых; второе предложение главное, первое и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но отвечают на разные вопросы (ср.: [Когда?] Когда он подъезжал к заднему двору, / 1 Егорушка напряг своё зрение / 2 ; Егорушка напряг своё зрение [зачем?], / 2 чтобы получше рассмотреть его / 3 ). Это разные типы придаточных: когда он подъезжал к заднему двору – придаточное времени; чтобы получше рассмотреть его – придаточное цели.

Вертикальная схема предложения будет следующей:

Надо точно учитывать среду , / 1 в которой развивается поэтическое произведение , / 2 чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно / 3 (Маяковский).

[ сущ.] 1 , (в которой – союз. сл.) 2 , (чтобы – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но первое придаточное (второе простое предложение) относится к одному слову – среду, выраженному существительным; второе придаточное (третье простое предложение) относится ко всему главному предложению. Придаточные предложения отвечают на разные вопросы (ср.: Надо точно учитывать среду [какую?], / 1 в которой развивается поэтическое произведение , / 2 ; Надо точно учитывать среду [зачем?], / 1 чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно / 3 ). Это разные типы придаточных: в которой развивается поэтическое произведение – придаточное определительное; чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно – придаточное цели.

Вертикальная схема предложения будет следующей:

[сущ. ] 1
↓ ↓
(в которой – союз. сл.) 2 (чтобы – союз) 3

Я спросил его, / 1 почему он так далеко ушёл от фанзы, / 2 и сказал , / 1 что беспокоился о нём / 3 (Арсеньев).

[ гл., (почему – союз. сл.) 2 , гл.] 1 , (что – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению и отвечают на вопросы косвенных падежей (ср.: Я спросил его [о чём?], / 1 почему он так далеко ушёл от фанзы / 2 ; Я спросил его и сказал [что?], / 1 что беспокоился о нём / 3 ). Это одинаковые типы придаточных – придаточные дополнительные. Но данные придаточные относятся к разным словам внутри главного предложения: первое придаточное (второе простое предложение) относится к сказуемому спросил , выраженному глаголом; второе придаточное (третье простое предложение) относится к сказуемому сказал , выраженному также глаголом. Поэтому эти придаточные неоднородные (параллельные).

Вертикальная схема предложения будет следующей:

[гл. гл.] 1
↓ ↓
(почему – союз. сл.) 2 (что – союз) 3

3. В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д.

Я слышал , / 1 как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то , / 2 что у того отвалилась ручка / 3 (Паустовский).

[ гл.] 1 , (как – союз гл. + ук. сл.) 2 , (что – союз) 3 .

Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные. Придаточное I степени (второе простое предложение) относится к первому (главному) предложению, а именно – к сказуемому слышал , выраженному глаголом; придаточное II степени (третье простое предложение) относится к придаточному I степени (второе простое предложение), а именно – к сказуемому ругал , выраженному глаголом.

Вертикальная схема предложения будет следующей:

Между придаточными предложениями с последовательным подчинением запятые ставятся на общем основании.

При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово.

Горничная была сирота , / 1 которая , / 2 чтобы кормиться , / 3 должна была поступить в услужение / 2 (Л. Толстой).

[ сущ. ] 1 , (которая – союз. сл., 2 (чтобы – союз . ), 3 . ) 2 .

Рядом стоят союзное слово которая и союз чтобы . Относятся они к разным придаточным предложениям: придаточное I степени – которая должна была поступить в услужение; придаточное II степени – чтобы кормиться. Придаточное II степени находится внутри придаточного I степени, причём придаточное II степени можно без ущерба изъять из сложного предложения или поставить после придаточного I степени, ср.: Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение; Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение, чтобы кормиться. Между союзным словом которая и союзом чтобы , принадлежащим к разным придаточным, стоит запятая.

Таким образом, при встрече двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие второго придаточного не требует перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее не следует вторая часть двойного союза – то, так, но ).

Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза – то, так, но ).

Держу пари , / 1 что / 2 если вы передадите это герцогу, / 3 то он останется здесь ещё на три дня / 2 (Лесков).

[ сущ. ] 1 , (что – союз 2 (если – союз . ), 3 то. ) 2 .

В данном предложении можно выделить главное предложение: держу пари / 1 , а также два последовательно связанных придаточных предложения: придаточное I степени: что. то он останется здесь ещё на три дня / 2 , внутри которого стоит придаточное II степени: если вы передадите это герцогу / 3 (ср.: держу пари , что. то он останется здесь ещё на три дня; он останется здесь ещё на три дня, если вы передадите это герцогу). На стыке придаточных I степени и II степени находятся два подчинительных союза что и если . Однако запятая между ними не ставится, поскольку нельзя изъять придаточное II степени без изменения придаточного I степени, ср.: Держу пари , / 1 что то он останется здесь ещё на три дня / 2 . Этому препятствует вторая часть двойного условного союза если. то , которая находится в главном для условного придаточного предложении – придаточном I степени: он останется здесь ещё на три дня. Если же эту вторую часть ( то ) изъять, то на стыке союзов что и если необходимо будет поставить запятую, ср.: Держу пари , / 1 что , / 2 если вы передадите это герцогу, / 3 он останется здесь ещё на три дня / 2 .

В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т.д. Поэтому при разборе и расстановке знаков препинания не следует стремиться сразу составить общую схему или сразу расставить знаки препинания.

Наиболее оптимальным представляется следующий алгоритм анализа:

  1. Установите общее количество простых предложений в составе сложного, выделив все грамматические основы.
  2. Выделите все подчинительные средства связи (подчинительные союзы и союзные слова); на основе этого установите главное предложение и придаточные предложения.
  3. Для каждого придаточного предложения установите главное предложение, то есть разбейте сложное предложение на пары: главное – придаточное.
  4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, и на этой основе определите характер подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное подчинение).
  5. Постройте горизонтальную схему, и на этой основе расставьте знаки препинания.

Пари заключается в том что если ваш повелитель останется здесь на три дня то вы без всяких отговорок должны исполнить то что я вам скажу а если он не останется то я исполню любое приказание какое вы мне дадите (Лесков).

В данном сложноподчинённом предложении 7 простых предложений:

Пари заключается в том / 1 что / 2 если ваш повелитель останется здесь на три дня / 3 то вы без всяких отговорок должны исполнить то / 2 что я вам скажу / 4 а / если он не останется / 5 то я исполню любое приказание / 6 какое вы мне дадите / 7 (Лесков).

1) пари заключается в том ;
2) что. то вы без всяких отговорок должны исполнить то ;
3) если ваш повелитель останется здесь на три дня;
4) что я вам скажу ;
5) если он не останется ;
6) то я исполню любое приказание ;
7) какое вы мне дадите .

Первое предложение (пари заключается в том) – главное, остальные – придаточные. Вопрос вызывает лишь шестое простое предложение ( то я исполню любое приказание ).

Данное сложноподчинённое предложение можно разбить на следующие пары сложноподчинённых предложений:

1→2: пари заключается в том , что. то вы без всяких отговорок должны исполнить то ;
2→3: вы без всяких отговорок должны исполнить то , если ваш повелитель останется здесь на три дня;
2→4: вы без всяких отговорок должны исполнить то , что я вам скажу ;
6→5: я исполню любое приказание , если он не останется ;
6→7: я исполню любое приказание , какое вы мне дадите .

По-прежнему пока трудно определить, к какому типу предложений относится шестое предложение. В данном случае следует обратить внимание на сочинительный союз а . Сочинительный союз, в отличие от подчинительного союза, в сложном предложении, состоящем из трёх и более простых предложений, может стоять не перед тем предложением, к которому относится. Поэтому необходимо выяснить, какие простые предложения связаны этим противительным союзом. Для этого надо изъять все простые предложения, оставив только те, которые содержат противопоставление. Это предложения 2 и 6, ср.: вы без всяких отговорок должны исполнить то , а я исполню любое приказание . Но предложение 2 – придаточное. Следовательно, и предложение 6, связанное с предложением 2 сочинительным союзом, тоже должно быть придаточным. Это можно проверить, вставив тот же союз, что имеет предложение 2, и связав предложение 6 с тем же главным, от которого зависит предложение 2, ср.: пари заключается в том , что я исполню любое приказание . Значит, предложения 2 и 6 являются однородными придаточными, только союз что в предложении 6 опущен (1→6).

На основании полученных данных можно построить вертикальную схему этого сложноподчинённого предложения:

[гл. + ук. сл.] 1

(что – союз гл. + ук. сл.) 2 , а (– сущ. + ук. сл.) 6
↓ ↓ ↓ ↓
(если. то – союз) 3 (что – союз. сл.) 4 (если. то – союз) 5 (какое – союз. сл.) 7

Таким образом, данное предложение сложноподчинённое, в котором придаточные связаны однородно (предложения 2 и 6), параллельно (предложения 3 и 4, предложения 5 и 7), также последовательно (предложения 2 и 3; 2 и 4, 6 и 5, 6 и 7).

Для расстановки знаков препинания необходимо обозначить границы простых предложений, обратив особое внимание на возможное сочетание нескольких союзов на границе предложений, а также построить горизонтальную схему предложения.

[гл. + ук. сл.] 1 , (что – союз (если – союз) 3 , то гл. + ук. сл.) 2 , (что – союз сл.) 4 , а (если – союз) 5 , (то сущ. + ук. сл.) 6 , (какое – союз. сл.) 7 .

В данном предложении есть сочетание подчинительных союзов на стыке предложений 2 и 3 ( что если ). Кроме того, сочинительный союз а , который относится к предложению 6, стоит перед предложением 5, образуя сочетание союзов с подчинительным союзом если ( а если ). По общим правилам они должны разделяться запятыми, но далее следует вторая часть двойного союза если. то . Именно эта вторая часть союза не даёт возможности изъять условные придаточные без изменения структуры предложений в целом, ср.: Пари заключается в том, что. то вы без всяких отговорок должны исполнить то; а. то я исполню любое приказание. Именно поэтому запятая на стыке этих союзов не ставится.

Итак, знаки препинания в предложении следует расставить следующим образом:

Пари заключается в том, что если ваш повелитель останется здесь на три дня, то вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу, а если он не останется, то я исполню любое приказание, какое вы мне дадите (Лесков).

План разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

  1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  2. Назвать главное предложение и придаточные предложения (выделить грамматические основы).
  3. Указать, каким образом придаточные предложения связаны с главным предложением (последовательное, параллельное, однородное подчинение).
  4. Разобрать каждое придаточное предложение по плану.
  5. Построить вертикальную и горизонтальную схемы предложений.

В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун , / 1 который , / 2 чтобы не бегать очень быстро, / 3 привязывает к ногам пудовые гири / 2 (Солоухин).

Предложение сложноподчинённое; состоит из трёх частей; предложение 1 – главное; предложения 2 и 3 – придаточные. Придаточные предложения связаны с главным последовательно.

Придаточное I степени (предложение 2) относится к главному (предложение 1). Это придаточное определительное; оно относится к подлежащему бегун, выраженному существительным, средство связи – союзное слово который; придаточное стоит после главного.

Придаточное II степени (предложение 3) относится к придаточному I степени (предложение 2). Это придаточное цели; оно относится ко всему главному, средство связи – союз чтобы; придаточное стоит в середине главного.

[сущ.] 1
опред. ↓
(который – союз. сл.) 2
цели ↓
(чтобы – союз) 3

[сущ.] 1 , (который – союз. сл., (чтобы – союз) 3 , ) 2 .
опред. цели

Определяем виды придаточных предложений в сложноподчиненных предложениях. Практикум

Определите тип придаточного предложения.

1. Наступила та короткая весенняя пора, когда солнце еще не обжигает, а ласково греет землю (оп­ределительное).

2. Она не любила, когда ее тревожили утром (Д.Мамин-Сибиряк) (изъяснительное).

3. Как видите, оказывается невозможным сде­лать дело даже тогда, когда все препятствия устра­нены (Г.Успенский) (обстоятельственное времени).

4. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно (М.Лермонтов) (обстоятельственное условия).

Особое внимание следует уделить изъяснитель­ным и определительным придаточным. Важно под­черкнуть, что эти придаточные относятся к одному слову в главном предложении.

Придаточные изъяснительные чаще всего свя­заны с глаголом со значением мысли, чувства, вос­приятия (знать, понимать, чувствовать, любить, ви­деть, слышать и т.п.). Так, сказуемое предложения Я знаю предопределяет связь с придаточным изъяс­нительным:

что ты скажешь. кто приходил. как это сделать. какой сегодня день. когда он вернется. где он живет. почему ты молчишь. зачем он приходил.

Я знаю (что ?),

Придаточные определительные относятся к су­ществительному или местоимению и также могут быть связаны с главным предложением с помощью различных союзных слов. Например:

которая была ярко освещена. Мы вошли что находилась справа, в ту комнату куда нас пригласила хозяйка. (какую?), откуда доносились голоса.

где были сложены вещи.

Придаточные обстоятельственные. Обстоятельст­венные придаточные следствия с союзом так что следует отличать от придаточных степени, ослож­ненных оттенком следствия: Неужели твой прекрас­ный друг настолько ослепил тебя своими достоинства­ми, что ты не видишь даже самых простых вещей? (А.Чехов) Подобные предложения выражают степень при помощи указания на следствие, а не собственно следствие. Сравните предложения: Было очень тем­но, так что приходилось нащупывать дорогу (прида­точное следствия) — Было так темно, что приходилось нащупывать дорогу (придаточное с союзом что .вы­ражает степень при помощи указания на следствие).

Обращаем внимание на различие придаточных причины и цели: Мы остановились (с какой целью?)

чтобы набрать воды —'Мы остановились (почему?), потому что.нужно было набрать воды.

Не всегда рассматриваются придаточные при­соединительные:

1) обозначают добавочные сведения, замечания к тому, о чем говорится ь главном предложении;

2) конкретный вопрос поставить невозможно;

3) относятся ко всему главному предложению;

4) присоединяются союзными словами что, чем, о чем, оттого, зачем, почему и др.

Например: Пала роса, что предвещало завтра хоро­шую погоду (Д.Мамин-Сибиряк); Вода в заливе имеет чрезвычайную соленость и плотность, почему удары волн гораздо сокрушительнее, чем в море (К.Паустовский).

Определите тип придаточного предложения.

1. Одно из противоречий, какими живо творчест­во Мандельштама, касается собственной природы этого творчества.

2. Что бы со мной ни было, я хочу быть один.

3. Мы ждем с томленьем упованья минуты воль­ности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.

4. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.

5. Он работал всюду, где заставала его жажда твор­ческого труда.

6. Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда дает его в переносном значении. .

7. Корчагин неоднократно спрашивал меня, ког­да он может выписаться.

8. Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность мно­гих произведений Куприна.

9. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш неплохо посещался.

10. В степи было тихо, несмотря на то что солн­це ПОДНЯЛОСЬ.

11. Как летом роем мошкара летит на пламя, сле­тались хлопья со двора к оконной раме.

12. Зной все усиливался, так что становилось трудно дышать.

13. Я сижу до тех пор, пока не начинаю чув­ствовать голод.

14. Красивая девушка должна быть одета так, что­бы выделяться из окружающей обстановки.

15. Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.

16. Деревня, где скучал Евгений, была прелест­ный уголок.

17. Как ни интересен труд режиссера, актерская работа все же интереснее.

18. Стало так тихо, что со своего балкона я слы­шал голоса в саду.

19. Если начнешь усиленно заниматься, то успе­ешь подготовиться к экзамену.

20. И я вижу во сне, как на волке еду я по тро­пинке лесной.

21. И вот наступила та долгожданная пора, когда солнце растопило снег и засияло в полную силу.

22. Мне хотелось, чтобы эта книга была инте­ресна всем.

23. Статья оказалась настолько сложной, что смысл ее был понятен только специалистам-филологам.

24. Всякий раз, как только показывалось солнце, за­мерзший пруд блестел, как только что вымытое зеркало.

25. Чтобы не сказать ничего лишнего, Полина в этот вечер тщательно подбирала слова.

26. Дорогу по требованию горожан расширили, так что проблема с заторами на перекрестках была решена.

27. Если в ясный день подойти к окну, то вдале­ке будут видны очертания города.

28. Поскольку дом был окружен высоким забором, нам пришлось обойти вокруг в поисках калитки.

29. Можно только предполагать, как долго про­длится его путешествие.

30. Вывеска должна быть расположена так, что­бы каждый прохожий обращал на нее внимание.

Определите тип придаточного предложения.

1. Одно из противоречий, какими живо творчест­во Мандельштама, касается собственной природы этого творчества.

2. Что бы со мной ни было, я хочу быть один.

3. Мы ждем с томленьем упованья минуты воль­ности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.

4. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.

5. Он работал всюду, где заставала его жажда твор­ческого труда.

6. Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда дает его в переносном значении. .

7. Корчагин неоднократно спрашивал меня, ког­да он может выписаться.

8. Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность мно­гих произведений Куприна.

9. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш неплохо посещался.

10. В степи было тихо, несмотря на то что солн­це ПОДНЯЛОСЬ.

11. Как летом роем мошкара летит на пламя, сле­тались хлопья со двора к оконной раме.

12. Зной все усиливался, так что становилось трудно дышать.

13. Я сижу до тех пор, пока не начинаю чув­ствовать голод.

14. Красивая девушка должна быть одета так, что­бы выделяться из окружающей обстановки.

15. Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.

16. Деревня, где скучал Евгений, была прелест­ный уголок.

17. Как ни интересен труд режиссера, актерская работа все же интереснее.

18. Стало так тихо, что со своего балкона я слы­шал голоса в саду.

19. Если начнешь усиленно заниматься, то успе­ешь подготовиться к экзамену.

20. И я вижу во сне, как на волке еду я по тро­пинке лесной.

21. И вот наступила та долгожданная пора, когда солнце растопило снег и засияло в полную силу.

22. Мне хотелось, чтобы эта книга была инте­ресна всем.

23. Статья оказалась настолько сложной, что смысл ее был понятен только специалистам-филологам.

24. Всякий раз, как только показывалось солнце, за­мерзший пруд блестел, как только что вымытое зеркало.

25. Чтобы не сказать ничего лишнего, Полина в этот вечер тщательно подбирала слова.

26. Дорогу по требованию горожан расширили, так что проблема с заторами на перекрестках была решена.

27. Если в ясный день подойти к окну, то вдале­ке будут видны очертания города.

28. Поскольку дом был окружен высоким забором, нам пришлось обойти вокруг в поисках калитки.

29. Можно только предполагать, как долго про­длится его путешествие.

30. Вывеска должна быть расположена так, что­бы каждый прохожий обращал на нее внимание.

Читайте также: