Какие из произведений рассказывают о тяжелой доле детей тружеников а кормилец гуттаперчевый мальчик

Обновлено: 19.05.2024

Создатель интересных и разнообразных произведений для взрослых, Д. Н. Мамин-Сибиряк за тридцать лет своей писательской жизни написал более полутораста рассказов, сказок, очерков и повестей для детей.

В них правдиво и с большой художественной силой рассказано о жизни рабочих и крестьян, о тяжелом труде детей и изображена уральская природа.

Он много думал о том, как нужно воспитывать детей, чтобы они росли честными и справедливыми. Смело и решительно критиковал порядки в гимназиях и духовных учебных заведениях, протестовал против телесных наказания и бессмысленной зубрежки, писал о том, какими должны быть школы и учебники.

В своих требованиях к детской литературе Мамин-Сибиряк следовал заветам великих революционеров-демократов Чернышевского и Добролюбова.

Среди лучших русских писателей, создававших произведения для детей, Д. Н. Мамин-Сибиряк занимает почетное место наряду с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым и А. М. Горьким. Он осуждал тех буржуазных писателей, которые в своих книгах защищали царский строй, прикрашивая жизнь, скрывая нищету и страдания народа. Сказки, рассказы, повести и очерки Мамина-Сибиряка для детей – это произведения передовой литературы прошлого. Они очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста.

Еще тяжелее был труд рабочих-подростков на заводах и промыслах старого Урала. Уральские фабриканты и заводчики широко использовали на своих предприятиях детский труд. Это было выгодно хозяевам: детям платили грошовое жалованье, а их рабочий день был таким же длинным, как и у взрослых. Детей заставляли работать и в ночную смену. Но ужасающая бедность заставляла родителей посылать своих детей на заработки.

С возмущением выступил писатель против бесчеловечной эксплуатации малолетних тружеников.

Маленькие рудобойцы встают на рассвете, их рабочий день длится двенадцать с половиной часов. Изнуренные тяжелой работой дети мечтают о тепле, об отдыхе и пище. Нередко происходят с ними несчастные случаи у печей и паровых котлов.

Нельзя без волнения читать эти рассказы, в-которых с большой художественной силой показана горькая судьба маленьких тружеников.

Только нам гулять не довелося По полям и нивам золотым: Целый день на фабрике колеса Мы вертим-вертим-вертим!

Бесполезно плакать и молиться, Колесо не слышит, не щадит. Хоть умри – проклятое вертится, Хоть умри – гудит-гудит-гудит.

Глубокую грусть и сожаление вызывала у писателя и судьба детей городской бедноты. Маленькие пленники петербургских подвалов даже летом оставались в каменных колодцах городских дворов. Вместо приволья лугов и лесов они видели чахлые и пыльные деревья на бульварах. Но даже и на эти бульвары не пускали бедных, плохо одетых ребят.

Только подлинно народный писатель мог с таким гневом и сочувствием написать горькую правду о жизни народа, о положении детей в царской России.

На весенний сплав в поисках заработка сходились на Чусовую крестьяне из соседних и дальних мест и становились бурлаками и сплавщиками.

Теплые, задушевные краски нашел писатель для обрисовки доброты и благородства этих бедняков – сторожей и охотников. Хранители лесных богатств, они любят и тонко чувствуют природу, заботятся о ней, хорошо знают повадки и привычки животных и оберегают их.

Так показал Мамин-Сибиряк доброту и благородство простых людей из народа.

Для того чтобы написать свои замечательные книги, так полюбившиеся взрослым и детям, Мамин-Сибиряк много работал и учился. Он всегда с большим уважением относился к людям образованным, несущим свои знания народу: ученым, врачам, учителям.

Немало рассказов посвятил Мамин-Сибиряк описанию этих бескорыстных и самоотверженных тружеников.

Мамин-Сибиряк замечательно описал суровую и величественную природу Урала: горные склоны, таежную лесную глушь, бескрайнюю ширь подернутых дымкой степей, стремительный бег горных рек, ледоход на реке Чусовой.

Писатель говорил, что он учился изображать природу у великих русских художников-пейзажистов: Шишкина, Саврасова, Куинджи и Левитана.

В описаниях природы Мамин-Сибиряк часто пользовался особым художественным приемом. В его произведениях природа как бы оживает и рассказывает сама о себе.

Писатель призывал ребят пристальнее и глубже вглядываться в жизнь природы, учил замечать те разнообразные явления, мимо которых мы порой равнодушно проходим.

Книги Мамина-Сибиряка богаты познавательными сведениями. Он рассказал детям о производстве чугуна и железа на старых уральских заводах, о добыче золота и платины на приисках Урала и Сибири, показал обработку драгоценных камней в кустарных мастерских, работу лесных углежогов; в его произведениях много научных наблюдений о жизни животных и растений.

Высокого литературного мастерства достиг Мамин-Сибиряк. Язык людей, изображенных писателем, выразителен и разнообразен. Его произведения для детей имеют форму остроумного рассказа, живой беседы автора со своими читателями.

ФИО автора: Григорович Дмитрий Васильевич

Название: Гуттаперчевый мальчик

Жанр: Повесть

Год написания: 1883 год


Главные герои

Петя – восьмилетний мальчик-сирота, цирковой артист, акробат, чья жизнь полна невзгод и опасностей.

Карл Беккер – известный акробат, жесткий и требовательный наставник Пети, бездушный человек.

Эдвард – старый клоун, беспробудный пьяница, единственный близкий человек Пети.

Верочка Листомирова – старшая дочь графа, добрая, жалостливая девочка.

для самых рациональных -

Сюжет

Пете было всего пять лет, когда его мать умерла и он остался один на белом свете. В городе гастролировал цирк, и худенького гибкого мальчика согласился взять себе в качестве помощника известный акробат Карл Беккер. Мальчику нравилось жить среди артистов, но он очень боялся Беккера – при виде его фигуры он тотчас забивался в угол и долго трясся от страха.

Пете тяжело давалось обучение. Поначалу тело совсем не хотело его слушаться, мышцы постоянно болели от напряжения, и всё тело было в синяках от падений. Однако Беккер не обращал на это никакого внимания: ему был важен лишь результат, и только старый клоун Эдвард жалел одинокого мальчика.

Однажды Эдвард решил порадовать сиротку и подарил ему крошечного щенка. Петя был очень рад тёплому комочку, но всё испортил жестокий Беккер, убивший щенка и ударивший своего воспитанника.

Совсем иначе протекала жизнь детей графа Листомирова. В богатом доме были созданы все условия для радостного, счастливого детства. Самой старшей была Верочка – нежная, чутка девочка с большим любящим сердцем. Узнав о предстоящем цирковом выступлении, она загорелась туда пойти, ведь главным номером были акробатические трюки гуттаперчевого мальчика – Пети.

Наконец, наступил долгожданный день, и дети, заняв свои места в цирке, приготовились следить за артистами. Когда на сцену вышел Беккер и установил длинный шест, по которому стал карабкаться Петя, зрителям было видно, что шест держится неустойчиво. Кто-то даже потребовал прекратить опасный для жизни номер. В этот миг Петя упал на землю с большой высоты и разбился насмерть.

После увиденной трагедии Верочка ещё долго не могла успокоиться: ей было до слёз жалко разбившегося гуттаперчевого мальчика. А жизнь между тем продолжалась, и на следующий день шли те же самые представления, но уже без номера с гуттаперчевым мальчиком.

План пересказа

  1. Петя остаётся сиротой и его берёт на воспитание акробат Беккер.
  2. Тяжёлые будни Пети.
  3. Эдвард – единственный друг.
  4. Случай с щенком.
  5. В ожидании похода в цирк.
  6. Верочка тяжело переживает гибель мальчика.
  7. Жизнь продолжается.

Главная мысль

Каждый ребёнок заслуживает счастливое, беспечное детство.

Чему учит

Повесть учит быть добрыми, милосердными, не оставлять в беде слабых и беззащитных. Учит не быть равнодушным к чужому горю.

Отзыв

Жизнь маленького Пети с самого начала была полна трудностей и лишений. У него не было никакой отдушины, никаких маленьких, скромных радостей. Жизнь никому не нужного мальчика угасла, и пожалел его лишь старый клоун да маленькая девочка.

Рисунок-иллюстрация к повести Гуттаперчевый мальчик

Рисунок-иллюстрация к повести Гуттаперчевый мальчик.

Пословицы

  • Без матери и солнце не греет.
  • У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.
  • Трудно тому, когда беда придёт к кому.
  • Кто сильнее, тот и правее.

Что понравилось

Понравилось, что у Верочки Листомировой, несмотря на её роскошную жизнь, оказалось такое доброе, отзывчивое сердечко. Ей было искренне жаль несчастного мальчика, но она ничем не могла помочь ему.

Николай Алексеевич Некрасов писал о жизни крестьян много и просто. Не обошёл стороной и деревенских детей, писал для них и о них. Маленькие герои выступают в некрасовских произведениях, как вполне сложившиеся личности: смелые, любознательные, ловкие. При этом они просты и открыты.
Писатель хорошо знал жизнь крепостных: в любое время года тяжёлый труд с утра до вечера, барские разборки и наказания, притеснения и унижения. Беззаботное детство проходило очень быстро.

Богатый образ крестьянских детей

Будущий писатель родился в простой, небогатой, но уважаемой семье. Ребенком он часто играл со сверстниками. Ребята не воспринимали его как высшего и барина. Некрасов никогда не отказывался от простой жизни. Ему было интересно познавать новые миры. Поэтому, наверное, он один из первых ввел образ простого человека в высокую поэзию. Именно Некрасов заметил прекрасное в деревенских образах. Позже его примеру последовали и другие писатели.

некрасов крестьянские дети


Смотреть галерею

Несмотря на все проблемы, они счастливы в своем уголке рая. Автор говорит, что таких ребят нечего жалеть и ненавидеть, им нужно завидовать, ведь дети богачей не имеют такого колорита и свободы.


Образ крестьян-холопов

Тест по произведению

Введение в поэму через сюжет

Поэт уверен, что такие глаза могут быть только у деток. Они тихо между собой комментировали то, что видели. Один смотрел на бороду и длинные ноги рассказчика, другой на большую собаку. Когда мужчина, вероятно сам Некрасов, открыл глаза, дети бросились прочь, как воробьи. Как только поэт опустил веки, появились снова. Далее заключили, что он не барин, ведь не лежит на печи и ехал с болота.

Размышления автора

стихотворение некрасова крестьянские дети


Смотреть галерею

«…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. „…Отношения мои к грешневцам были такие:

— Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте. — Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории? Важно, чтобы дети представили себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные случаи, которые приключались с ними. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации и добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе смеялись и шутили. Для чего это необходимо? Чтобы уяснить позицию, в которой находятся друг по отношению к другу рассказчик и слушатели. Стихотворение сложно, в частности, тем, что позиция эта несколько раз на протяжении текста изменяется. На доске и в тетрадях можно нарисовать следующую таблицу. Сначала заполним в ней первую строку, затем будем заполнять ее по ходу анализа.

Часть Содержание Рассказчик Слушатели
1 Встреча охотника с крестьянскими детьми Охотник Друзья, гости
2 Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом Журналист, публицист Читатель из дворян, из общества образованных людей
3 Обращение к крестьянским детям Гражданин, который думает о будущем народа Крестьянские дети
4(1) Встреча охотника с крестьянскими детьми Охотник Друзья, гости

Я делывал с ними грибные набеги: Раскапывал листья, обшаривал пни, Старался приметить грибное местечко, А утром не мог ни за что отыскать.

…Те честные мысли, которым нет воли, Которым нет смерти — дави не дави, В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски. Прочна суровая среда, Где поколения людей Живут и гибнут без следа И без урока для детей! Отец твой сорок лет стонал, Бродя по этим берегам, И перед смертию не знал, Что заповедать сыновьям. И, как ему, — не довелось Тебе наткнуться на вопрос: Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел?

Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил, — Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил.

Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши. Живется легко.

Ведь уже в одной только этой фразе, которая выглядит вызывающим улыбку всего лишь бытовым ответом, сошлись и предстали такая природная жизненная сила, такая изначальная готовность к труду, такое исконное чувство ответственности, что последовавшая за этим — впервые у Некрасова — такая степень обобщения и такое заключение от самого малого к самому большому (опять — какой контраст) выглядят как естественная и необходимая формула закона:

Будни крестьянских детей

чудны крестьянские дети некрасов


Смотреть галерею

Ванюшу отец позвал к работе, и парень с удовольствием помогает ему в поле с хлебом. Когда урожай собрали, он первый пробует новый хлеб. А после сидит верхом на телеге с соломой и чувствует себя царем. Другая сторона медали, что у детей нет права выбора будущего, и этим обеспокоен Некрасов. Крестьянские дети не учатся и счастливо растут, хотя им приходится трудиться.

Нужно сказать, что поэма написана была в год отмены крепостного права. В это время очень оживлённо, на правительственном уровне обсуждался вопрос об обучении крестьянских детей. Активно шли разговоры об организации школ на селе.
Литераторы тоже не стояли в стороне. Одна за другой выходили публикации у жизни, укладе, быте и образованности, а точнее, отсутствию образованности среди народа. Некоторые авторы не владели информацией о сельской жизни, но тоже активно предлагали свой взгляд на проблему. Такие ограниченные представления о крестьянском укладе Некрасов с лёгкостью останавливал.

школа построенная Некрасовым


Образовательный процесс в деревнях очень плохо продвигался. Часто прогрессивная интеллигенция брала в свои руки какой-то регион и курировала его на свои средства.

Таким новатором был и Николай Алексеевич. Он на свои деньги выстроил школу, закупил учебники, нанял учителей. Ему во многом помогал священник Иван Григорьевич Зыков. Так дети получили возможность к первичному образованию. Правда, сначала образование было необязательным. Родители сами решали сколько ребёнку учиться, а сколько помогать по дому. Учитывая это обстоятельство, образовательный процесс в царской России продвигался очень медленно.

Некрасов настоящий народный служитель. Его жизнь — это пример беззаветной преданности простому русскому люду.

Самый яркий персонаж поэмы

Следующую часть поэмы часто ошибочно считают отдельным произведением.

некрасов крестьянские дети анализ


Смотреть галерею

Вариант 1

Николай Алексеевич Некрасов – известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков.

В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.

Для еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем, и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы.

Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярке ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно.

Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно. Детям в его творчестве отведено особое и важное место.

Завершение сюжетной линии

Далее автор отрывается от воспоминаний и продолжает сюжет, с которого начинал поэму. Дети стали более смелые, и он закричал собаке по кличке Фингал, что приближаются воры. Нужно прятать пожитки, сказал псу Некрасов. Крестьянские дети были в восторге от навыков Фингала. Собака с серьезной мордой спрятала все добро в сено. Особенно она старалась над дичью, затем легла в ноги хозяина и зарычала. Далее дети стали сами давать команды псу.

Рассказчик наслаждался картиной. Стало темно, приблизилась гроза. Прогремел гром. Упал дождь. Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в сарае и переждал дождь, а потом с Фингалом пошел искать дупелей.

Образ природы в стихотворении

поэма крестьянские дети некрасов


Смотреть галерею

Уже с первых строк автор тонет в ворковании голубей и щебетании птиц. Затем сравнивает цвет детских глаз с цветами в поле. Образ земли преследует поэта в лесу, когда он собирает грибы. Из леса ведет читателя к реке, где купается детвора, из-за чего вода будто смеется и воет. Их жизнь неотделима от природы. Дети плетут венки из бледно-желтых цветов, их губы черные от черники, набившей им оскомину, они встречаются с волком, подкармливают ежа.

Присутствие природы добавляет поэме мелодичности.

Тяжелая жизнь некрасовских детей

Судьба крестьянских детей намертво привязана к труду на земле. Сам автор говорит, что они рано познают труды. Так, Николай Алексеевич приводит в пример маленького мальчика, который рано повзрослел. Шестилетний малый вместе с отцом работает в лесу и даже не думает жаловаться на свою жизнь.



Смотреть галерею

Уважение к работе прививается с детства. Смотря на то, как их родители уважительно относятся к полю, дети им подражают.

Вариант 1

Николай Алексеевич Некрасов — известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков. В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.

ля еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем, и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы.

Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярче ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно.

Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно. Детям в его творчестве отведено особое и важное место.

Освещение образовательного вопроса

Кроме этого, возникает проблема образования в поэме, которую поднимает Некрасов. Крестьянские дети лишены возможности учиться. Они не знают книг. И рассказчик волнуется за их будущее, ведь знает, что только Богу известно, вырастет ребенок или умрет.

содержание крестьянские дети некрасов


Смотреть галерею

Но рядом с бесконечной работой дети не теряют жажды к жизни. Они не разучились радоваться мелочам, что попадаются на их пути. Их будни полны ярких, теплых эмоций.

Поэма — ода простым детям. После ее опубликования в 1861 году весь богатый мир узнал — чудны крестьянские дети. Некрасов возвысил простоту бытия. Он показал, что во всех уголках страны живут люди, которые, несмотря на свой низкий социальный статус, отличаются человечностью, порядочностью и другими благодетелями, о которых уже начали забывать в крупных городах. Произведение имело фурор. А его актуальность остается острой и по сей день.

Положительные образы крестьян


Основные персонажи

  • Анна – мать Пети;
  • Варвара – прачка, пристроившая мальчика в цирк;
  • граф и графиня Листомировы;
  • Соня – 35 лет, сестра графини, брюнетка, немного полная, с добрыми глазами;
  • Зина и Паф (Павел) – младшие дети Листомировых;
  • сотрудники цирка: режиссер, фрау Браун, маленькая наездница и другие.

Краткий пересказ

У Пети умерла мать, и он остался сиротой. Знакомая прачка Варвара привела его к циркачам и отдала на воспитание к грубому и жестокому акробату Беккеру. Мальчик вынужден выступать даже больным и обессиленным.

В это же время в Петербурге живут, ни в чем не нуждаясь, дети графа Листомирова. Они отправляются на представление, где будет выступать Петя. Выполняя номер, мальчик срывается вниз и разбивается. Верочка очень впечатлена этим, она бредит и плачет, но вскоре засыпает, окруженная заботой близких. Гуттаперчевый мальчик умирает в коридоре цирка. Рядом с ним никого нет.

После ознакомления с кратким пересказом повести о гуттаперчевом мальчике желательно прочитать ее полностью. Это поможет лучше проникнуться историей и обогатить словарный запас.

Краткое содержание по главам

Описание глав может быть полезно для ведения читательского дневника. Оно также поможет подготовиться к сочинению.

Глава I
События развиваются в Петербурге в цирковых балаганах во время праздника Масленицы (конец февраля).

Григорович подробно описывает атмосферу цирка после утреннего представления. Среди циркачей появляется фигура клоуна Эдвардса. Он настоящий любимец публики, но у него начинается тоскливый период и сопутствующий ему запой.

Эдвардс озабочен здоровьем гуттаперчевого мальчика, которому предстоит выступать еще два дня. Он заходит в уборную, где сидит Беккер, и просит отпустить уставшего ребенка прогуляться. Но Беккер грубо отказывает.

Глава II
Краткое содержание рассказа о жизни юного акробата показывает, насколько он был несчастен.

Гуттаперчевого мальчика на самом деле зовут Петей, и он потерял мать на пятом году. Она была чухонкой (прибалтийско-финская народность), звали ее Анна. Работала кухаркой и часто меняла место из-за неаккуратности и влюбчивости. Отец Пети вначале работал швейцаром, потом его забрали на военную службу, где он погиб в одном из походов.

Жили они бедно, часто голодали, мать долго не могла найти работу. Наконец, благодаря содействию ее соотечественницы Варвары, Анна устроилась прачкой и во второй раз вышла замуж, за портного. Отчим пил, дрался, невзлюбил Петю и грозил утопить. Вскоре отчим пропал, а мать заболела и умерла.

Глава III
Петя жил то у соседской старушки, то у Варвары. Она и решила пристроить его к знакомым циркачам.

Беккер заставлял тренироваться, превозмогая боль. Иногда Петя не выдерживал и кричал. За него вступался клоун Эдвардс. Благодаря его советам, у Пети получалось выполнять сложные упражнения, Беккера же он по-прежнему очень боялся.

Акробат совершенно не следил за состоянием ребенка:

Глава IV
Четвертая глава начинается с описания детских комнат в доме у графа Листомирова. Там множество игрушек и книг.

Описывается роскошная уборная, в которой утром и вечером гувернантка мисс Бликс моет детей. Эта обстановка – яркий контраст по сравнению с условиями жизни гуттаперчевого мальчика.

Тетя Соня объявляет, что, поскольку дети вели себя хорошо, в пятницу они едут в цирк. Все в восторге, даже пухленький и флегматичный Паф.

Идет описание детей: старшая Верочка 8 лет, болезненная Зина младше на 2 года, и Павел – мальчик 5 лет, но все называют его Пафом, он любимец родителей.

Глава V
В столовой завтракают граф и графиня. К ним присоединяется тетя Соня. Графиня сомневается, стоит ли отправлять детей в цирк, ведь они еще маленькие и такие впечатлительные. Но меланхоличный и требовательный к порядку граф не возражает.

В столовую заходят дети. Им сообщают, что родители разрешили поехать на представление. Верочка хватает афишку и читает названия номеров. Среди прочих заявлено выступление гуттаперчевого мальчика.

Глава VI
Перед началом представления у касс цирка суета, гремит оркестр. Дети пестрой толпой в красивых нарядах стоят у барьера и рассматривают арену.

Представление начинается с выхода клоунов. Затем на лошади выступает пятнадцатилетняя девушка Амалия, за ней жонглер. Гуттаперчевый мальчик выходит вместе с Беккером, облаченный в трико телесного цвета и обсыпанный блестками.

Беккер удерживает у пояса длинный шест, а мальчик влезает по нему на самый верх. Он посылает воздушный поцелуй в зал и начинает показывать упражнения.

Внезапно что-то блеснуло в вышине, и раздался гулкий звук. Это мальчик сорвался вниз. Оркестр замолк, в зале стали звать доктора. Служители цирка спешно выбежали на арену, подхватили тело и вынесли.

Граф был очень недоволен и возмущен. Для Верочки даже хотели вызвать доктора, но, в конце концов, все успокоились и уснули.

Глава VII
В коридоре цирка на тюфяке лежит перебинтованный гуттаперчевый мальчик со сломанными ребрами. Возле него никого нет. Лишь иногда подходит клоун Эдвардс, которого уже охватила тоска, и он погружается в запой.

Утром имя мальчика убрали из афиши. Его несчастная жизнь закончилась.

В это же время дочери и сын графа окружены постоянной заботой и вниманием, им ни в чем не отказывают, покупают игрушки, учат грамоте.

Основная идея повести

Книга учит сопереживать горю другого человека. Она показывает социальное неравенство и бесправность низших слоев общества, абсолютную правовую незащищенность детей в 19 веке.

  1. Настоящий день, в котором происходит действие повести. С него начинается и им заканчивается книга.
  2. История жизни гуттаперчевого мальчика.
  3. Рассказ о семье графа Листомирова.

Произведение состоит из семи глав. Первая и шестая главы рассказывают о том, что происходит в цирке за кулисами и на арене во время представления. Из второй и третьей главы можно узнать историю гуттаперчевого мальчика. Четвертая и пятая главы посвящены жизни детей графа Листомирова. Седьмую главу можно сравнить с эпилогом.


Другие герои

Анализ произведения Гуттаперчевый мальчик

Павел Листомиров (его домашнее прозвище — Паф) является полной противоположностью гуттаперчевого Пети, который никогда в своей короткой жизни не спал вволю и не ел досыта. Паф маленького роста, пухлый, с круглым лицом, он отличается крайне спокойным нравом и вообще мало реагирует на то, что происходит вокруг.

Он находит поход в цирк интересным, и родня этому даже удивляется, поскольку обычно мысли Пафа сосредоточены только на еде. При этом как раз сыну граф Листомиров уделяет больше внимания. Наедине с самим собой он, впрочем, не думает, чему учить сына, а только мечтает о том, как тот сделает карьеру на государственной службе.

Нельзя назвать счастливой и шестилетнюю Зизи. Ее буквально пичкают лекарствами, среди которых, как утверждает автор, важную роль игра тресковый жир. От него бедная девочка только бьется в истерике. Хотя, по сути, все, что ей нужно — это просто движение и прогулки на воздухе, но как раз этого в доме графа и не позволяется.

А между тем, именно то, как относятся в обществе к детям, является показателем развития общества в целом. Григорович старается привлечь внимание читателей к тому, что в России той эпохи это было огромной проблемой, что в итоге и привело к социальному взрыву и революции.

Действующие лица повести

  • Петя – гуттаперчевый (обладающий очень гибким телом) мальчик.
  • Беккер Карл Богданович, немец – артист цирка (атлет, акробат), воспитатель и хозяин Пети.
  • Эдвардс – клоун в цирке.
  • Анна – мать Пети.
  • Варвара – подруга Анны.
  • Бабушка – соседка, у которой жил Петя после смерти матери.
  • Семья Листомировых: Вера, Зина (Зизи), Павел (Паф) – дети. Граф и графиня Листомировы – родители. Тетя Соня – сестра графини. Мисс Бликс (англичанка) – няня. Молодая швейцарка – учительница музыки. Кормилица новорожденного младенца.
  • Режиссер цирка.
  • Фрау Браун и ее дочь Амалия (пятнадцатилетняя девушка – гимнастка в номере с лошадьми).

Сюжет произведения

Когда я родился — я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился…

Осмотр Пети

Она была написана в 1883 году. В рассказе о гуттаперчевом мальчике писатель прекрасно описывает жизнь бедных и богатых слоев населения. События повествования происходят в цирке Санкт-Петербурга.

Действие повести начинается с описания испортившейся погоды и переживаний режиссера по поводу вечернего выступления артистов цирка. Он боится, что метель отпугнет зрителей и выручка от программы будет маленькая. Его волнения вполне обоснованы, ведь действие происходит в пятницу Масленицы, последней недели перед постом, а в пост выступлений в цирке не будет. Люди, покидающие цирк после утренней программы, также не довольны испортившейся погодой, которая еще с утра была чудесной и солнечной.

После того как все зрители утреннего представления разошлись по домам, режиссер идет по мрачным помещениям цирка, чтобы обсудить свое мнение о выступлении с артистами. Григорович очень детально описывает темные помещения цирка, которые в дальнейшем выступают контрастом с описанием дома графа Листопадова. Выразив свое недовольство фрау Браун по поводу неудачного выступления ее дочери Амалии, которая несколько раз за свой номер упала с лошади, и выслушав, но не приняв ее оправданий, он направляется к клоуну Эдвардсу.



Цирковой клоун

Гримерка Беккера

Эдвардс является любимцем публики. Его выступление украшает любую программу и приводит в восторг зрителей. Но у клоуна есть один неприятный недостаток, который в повести представлен как болезнь. Сначала он впадает на несколько дней в тоску, которая заканчивается для клоуна длительным запоем, во время которого он выступать на арене цирка не в состоянии.

Убитая собачка

Хороший и добрый человек, который пытается защитить Петю от Беккера и отвлечь мальчика от грустных мыслей. Но все его усилия мало помогают. Даже его подарок оборачивается для несчастного ребенка трагедией. Клоун дарит мальчику маленькую собачку, но Беккер в приступе гнева убивает щенка.

Как раз во время этих заключительных представлений в цирке перед постом Эдвардс начинает заболевать, и режиссер умоляет его постараться перебороть себя хотя бы до начала поста.

Отзывы читателей

Думаю, что каждый согласится, что это хорошее произведение. Оно многому учит и сможет подарить непередаваемые чувства, когда представляешь главных героев. Рекомендую прочитать — очень полезная информация содержится в издании для любого возраста.

Автор хорошо раскрыл тему отношений, да и не только. Если смотреть на описание произведения, начинаешь понимать, что есть и другая сторона жизни, которую многие даже представить не могут. Книга хорошая, и много чего означает, если читать вдумываясь.

Прочитав текст, до конца и не понял главную мысль, но автор четко рассказывает по плану. Здесь каждый сможет получить ответ о непростой судьбе героев и понять, что не все живут хорошо. Рекомендую прочитать каждому, причем не только в классе по школьной программе, но и взрослым.
Николай Дубников

Акробат Беккер

Беккер и Петя

История Пети

Варвара и Петя

Мальчик осиротел в возрасте пяти лет. Анна, мама Пети, была бедной женщиной и служила у разных людей кухаркой. Из-за своего дурного характера, когда хорошее настроение быстро сменяется раздражением, ее постоянно выгоняли с работы. Со временем она выходит замуж за солдата, временно служившего швейцаром, и рожает слабого мальчика. После рождения сына отношения между супругами портятся, и отец Пети возвращается в казармы. Через некоторое время Анне сообщают, что ее муж погиб. Варвара, подруга Анны, устраивает ее на хорошее место, в прачечную. Для Пети это было самое счастливое время жизни. Он мог гулять на природе и отдыхать на плоту у речки.

Уговор Пети пойти к Беккеру

Но через пару лет Анна снова выходит замуж за некрасивого и склочного портного. Отчим не любил Петю и грозился утопить мальчика в проруби. Заработанные деньги портной пропивал и в конце концов пропал где-то в Шлиссельбурге. Анне от этого легче не стало. Оставив любимого сына своей соседке, которую Петя называл бабушкой, она отправляется искать поденную работу. От непосильной жизни Анна умирает. Не зная, что делать с мальчиком, Варвара устраивает его к Беккеру, который жил с ней по соседству.

Сцену, где писатель описывает, как Беккер осматривает ребенка, можно сравнить с выбором не человека, а скотины. Атлету нет никого дела до чувств мальчика, его не волнует, что ребенок напуган и плачет. Для Беккера главное — не ошибиться в гуттаперчевых способностях тела мальчика. Грубо ощупав худенькое тельце ребенка и выгнув его так, что грудь выпучилась вперед и голова запрокинулась назад, а Петя застыл от ужаса и боли, акробат решает взять сироту к себе в цирковой номер.

Основные персонажи

В повести довольно много положительных и отрицательных героев. У каждого из них свой характер и роль в произведении. Основные персонажи книжки:

  • Петя;
  • Беккер;
  • Эдвардс;
  • Анна;
  • Верочка;
  • Варвара;
  • тетя Соня;
  • Листомировы;
  • Павел и Зина.

Главный герой — мальчик Петя. Ему всего 8 лет, а он уже остался сиротой. Его мать Анна скончалась в молодом возрасте, так как вела недостойный образ жизни. Ей не везло с мужчинами. Первый не вернулся с фронта, а второй постоянно избивал и отбирал все деньги. После смерти Анны за Петей присматривала прачка Варвара. Это добрая и отзывчивая женщина.


Один цирковой акробат взял сироту к себе воспитанником. Но Беккер — жестокий и самовлюбленный человек, он плохо обращается с мальчиком и постоянно подвергает его жизнь опасностям.

Сострадание к Пете проявляет только клоун Эдвардс. Он очень добрый и талантливый мужчина, старается защищать мальчика и обучает его настоящему цирковому искусству.

За выступлениями сироты наблюдали разные зрители. Среди них выделялось семейство графа Листомирова.

Верочка — ровесница Пети, девочка восьми лет с ранимым и чутким характером. У графа были и другие дети — Павел и Зинаида. Всех ребят опекала тетя Соня, добрая и милая женщина.

Семья Листомировых

Рассказ о жизни семьи графа Листомирова начинается с описания комнат, в которых живут дети. Эти яркие, насыщенные солнцем уютные комнатки, украшенные красивой мебелью, занавесками и коврами, невольно заставляют читателя вспомнить о мрачных помещениях цирка в начале повести. Дети, обладатели этих чудесных комнат, стараются всю масленичную неделю вести себя как можно лучше. За хорошее поведение им обещана поездка в цирк. Верочка, старшая дочь восьми лет, — милая и добрая девочка с большими глазами и густыми пепельного цвета волосами. Она внимательно следит за поведением младшей сестры Зины и брата Пафа, боясь, что они могут своими играми сорвать обещанное развлечение.

Паф, хотя по-настоящему его зовут Павел, — единственный сын и продолжатель фамилии графа Листомирова. Описание внешности и характера пятилетнего Пафа создает контраст с гуттаперчевым мальчиком. У него рыхлое, тяжелое тело и апатичный характер. Хотя при предложении поехать в цирк он оживляется и пытается изображать клоуна.

Кроме рассказа о детях, Григорович дает описание другим членам семьи.

  • Тетка, одинокая тридцатипятилетняя Соня, посвятила свою жизнь воспитанию детей своей сестры, которая совершенно истощена частыми родами.
  • Отец семейства — задумчивый и довольно скучный человек. С женой общается мало, свое мнение предпочитает оставлять при себе. Чрезмерно аккуратный человек и требует, чтобы все вещи лежали на своих местах.
  • Мать детей — это заморенная родами женщина, которая боится огорчить своего мужа, поэтому все время находится в нервном напряжении.

Трагическое представление в цирке

Выступление на арене

В последних главах повести писатель возвращает читателя в цирк. Артисты готовятся к выступлению, зрители разноцветной толпой наполняют зрительный зал. На арене праздничное настроение, один номер сменяет другой, но все ждут выступления гуттаперчевого мальчика. В цирке звучит веселый вальс, и на арену выходят акробат с худеньким мальчиком. Служители выносят длинный шест с перекладиной на конце, который уходит под самый потолок. Беккер закрепляет шест на поясе, и Петя поднимается по нему для выполнения опасного номера под куполом цирка. Выполняя упражнения, мальчик неожиданно срывается с перекладины и падает на арену.

Финал повести печален и мрачен. Петя умирает на тюфяке для акробатов, который лежит на полу у конюшни, в полном одиночестве. Даже добрый клоун оставляет его, уйдя в состояние запоя. А на следующий день номер с погибшим мальчиком просто снят с афишки.


Немного о творческой жизни автора

Велосипедисты-экстремалы — братья Ник, Тим и Сэм Логины | Круче всех


Смысл книги

Знакомство с Эдвардсом, Петей и Беккером


По пути в гримёрку Эдвардс заглядывает в комнатку акробата Беккера – грубого и жестокого великана, от которого никто не слышал ласкового слова. Клоуна интересует воспитанник циркача – худенький мальчик Петя. Он с жалостью относится к маленькому артисту, с трудом справляющемуся с тяжёлыми физическими нагрузками, которые даёт ему наставник. Эдвардс просит Беккера отпустить с ним мальчика прогуляться, пытаясь объяснить ему, что после небольшого отдыха Петя наберётся сил и ему будет проще работать, однако акробат даже и слышать об этом не желает. Наставник замахивается на испуганного и едва не плачущего ребёнка хлыстом и уводит его на тренировку.

Грустная история о мальчике-сироте

Особое внимание первым годам жизни Пети уделил в своей повести Григорович. Гуттаперчевый мальчик был сыном кухарки Анны и некоего солдата. При жизни матери ему не раз приходилось голодать и терпеть от неё побои. Петя остался круглым сиротой, когда ему шёл пятый год. Для того чтобы мальчик не умер с голоду, прачка Варвара (землячка Анны) отдала его на воспитание акробату Беккеру. Циркач относился к ребёнку очень жестоко. Он заставлял его выполнять сложнейшие акробатические трюки, которые не всегда были ему под силу. Даже если мальчик падал во время тренировок с шеста и сильно ударялся, наставник его не жалел, а временами даже бил. Единственным, кто хорошо относился к Пете, был Эдвардс. Однако он не мог защитить ребёнка от произвола Беккера.

Отпрыски графов Листомировых


Последнее выступление Пети

И вот, на арене появились Беккер и гуттаперчевый мальчик. Краткое содержание того, что произошло дальше, заставляет плакать даже взрослых. Взобравшись по шесту высоко вверх, Петя делает несколько опасных акробатических трюков, от которых публика цирка приходит в восторг. Мальчику остаётся выполнить в воздухе последний сложный манёвр, и тут он неожиданно для всех падает на землю.


А что же Петя? Его переломанные рёбра и разбитую грудь обмотали тряпками и после этого оставили на тюфяке в безлюдном цирке. И только Эдвардсу небезразличен бедный ребёнок. Он единственный, кто остался возле умирающего мальчика. У потрясённого клоуна снова начался запой: недалеко от него стоит пустой графин от спиртного.

Читайте также: