Семья военнослужащих прописала ребенка у бабушки будет ли положены кв метры на ребенка

Обновлено: 30.06.2024

Жилье для военнослужащих — проблема актуальная. Потому государством разработана отдельная программа, которая призвана ее решить. Программа позволяет этой категории российских граждан получить жилье на льготных условиях или же бесплатно. В этой статье мы подробно разберем варианты приобретения жилой площади военнослужащими, нормы жилищных метров и прочие детали данной процедуры.

Варианты приобретения жилья военнослужащими

В соответствии с действующим законодательством существует несколько вариантов приобретения семьями военных жилых площадей. О выделении служебного жилья для военнослужащих мы говорить не будем, так как здесь все относительно понятно — в течение 3 месяцев с момента переезда семьи в населенный пункт, в котором военный не имеет собственной жилплощади, ему должно быть предоставлено помещение для проживания совместно с семьей. Никаких прав на полученную квартиру семья не имеет, за исключением основного — права проживания. После окончания контракта или при переводе на другое место службы военнослужащий освобождает занимаемое жилое помещение.

Первый и самый распространенный вариант приобрести квартиру в собственность — это участие в накопительно-ипотечной системе, созданной в 2004 году. Суть программы заключается в том, что с момента поступления на службу по контракту военнослужащий начинает участвовать в такой системе. При этом средства накопления выделяются из федерального бюджета. По истечении 3 лет службы контрактник имеет право воспользоваться накопленным капиталом для приобретения жилого помещения. В этом случае военнослужащий обращается в любой банк, осуществляющий ипотечное кредитование, и договаривается о предоставлении целевого жилищного займа.

Следует сказать, что размер приобретаемой квартиры зависит от состава семьи. Но о нормах жилой площади речь пойдет ниже. А пока нужно отметить, что в случае, когда военнослужащий хочет приобрести более просторную квартиру, он имеет на это право, но исключительно с привлечением собственных финансов.

К особенностям программы нужно также отнести то, что получить ипотеку можно и до начала использования средств, скопленных по программе НИС (до истечения 3 лет с момента поступления на службу по контракту). Но в данном случае ипотека будет выдаваться на общих условиях, а после получения свидетельства о праве на жилищный заем вы сможете использовать скопленные денежные средства на ее погашение.

Жилье для военнослужащих 2015-2016: варианты, порядок получения, нормы

Особый вариант развития событий предусмотрен для лиц, прослуживших в вооруженных силах в течение 20 и более лет. В этом случае их заем гасится государством, вне зависимости от оставшейся суммы. Гашение ипотеки происходит также в случаях, когда военнослужащий прослужил не менее 10 лет и был уволен в связи с достижением максимального возраста, допустимого для несения военной службы; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными изменениями в его части; а также при наличии семейных обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ. Кроме того, гашение ипотечного кредита осуществляется также в случае смерти военнослужащего. Следует отметить, что кредитор не имеет права требовать выплат от членов семьи погибшего военного, отвечать по обязательствам будет государство в лице специальных органов, а вот право собственности приобретут члены семьи.

Видео "Жилье военнослужащему: 4 способа обеспечения"

Накопительная система и ипотека для военнослужащих

Как уже упоминалось выше, каждый военнослужащий имеет право на участие в накопительной системе. Подчеркиваем: именно право, а не обязанность. Это означает, что для последующего получения средств и их накопления служащему необходимо обратиться с соответствующим рапортом. Через 3 года службы необходимо подать еще один рапорт, в котором заявить о желании получить Свидетельство о праве участника накопительно-ипотечной системы на предоставление целевого жилищного займа.

Следует отметить, что с рапортом следует обращаться в штаб своей части. После этого военнослужащему необходимо немного подождать, пока ему выдадут такое Свидетельство. В это время можно заниматься поиском квартиры, которую вы захотите купить, а также кредитной организации, которая занимается ипотечным кредитованием и готова предоставить вам заем на подходящих условиях. Не торопитесь, ищите наиболее благоприятные для вас условия. Помните, что в разных организациях предлагаемые условия могут существенно разниться.

После того как Свидетельство будет получено, а квартира выбрана — необходимо подписать договор жилищного займа с банком и Министерством обороны РФ. Затем нужно заключить договор купли-продажи выбранной недвижимости или заключить договор ипотеки. Далее — зарегистрировать договор в Росреестре и получить выписку из ЕГРН о праве собственности на жилое помещение. Все, с этого момента военнослужащий является счастливым обладателем собственной недвижимости.

Важным отличием специальной ипотечной программы для военнослужащих является то, что сумма выдаваемого займа и его условия никаким образом не зависят от уровня дохода военного или членов его семьи, так как выплата полученного кредита производится не из личных средств, а за счет средств накопительной системы.

Особенности приобретения жилья военнослужащими

Приобретение жилого помещения по программе накопительно-ипотечной системы имеет ряд особенностей:

  • В соответствии с действующими нормами права регистрация договора купли-продажи квартиры в рамках НИС происходит в срок, не превышающий 5 рабочих дней (7, если заявление подано через многофункциональный центр).
  • Срок кредитования зависит только от возраста потенциального заемщика. Все банки устанавливают предельный возраст кредитования, то есть возраст заемщика, до которого он обязан полностью выплатить задолженность перед кредитной организацией. В большинстве банков этот возраст составляет 60 лет, но вообще варьируется от 55 до 70.
  • Первоначальный взнос может быть внесен как за счет личных средств заемщика, так и за счет накопленной суммы. Кстати, некоторые банки рассматривают для себя возможность предоставления жилищного займа и без внесения первоначального взноса. Но будьте осторожны: во-первых, это может негативно сказаться на процентной ставке, а во-вторых — увеличивается срок кредитования.
  • Приобрести можно не только готовое жилое помещение, но также площадь в строящемся доме, заключив договор долевого строительства. Но покупка строящегося жилья для военнослужащих чревата некоторыми сложностями, так как обязательным условием является сотрудничество банка с организацией-застройщиком.
  • Ограниченный срок действия Свидетельства о праве на получение жилищного займа. До 2011 года выданное Свидетельство действовало всего 3 месяца. С 2011 года этот срок составляет полгода. За это время Вам потребуется подобрать жилье, заключить договор купли-продажи и зарегистрировать имущество в установленном порядке.

Нормы жилья для военнослужащих

При ознакомлении с действующей системой накопления средств возникает закономерный вопрос: а сколько денег будет перечислено? Государство выделяет денежные средства, которых должно быть достаточно для приобретения жилого помещения установленного размера. Узнать положенный размер жилой площади очень просто — для одинокого военнослужащего площадь квартиры должна составлять 33 квадратных метра, для семьи из 2 человек — 42, а при наличии 3 членов семьи и более норма будет браться из расчета 18 метров на каждого.

Как уже отмечалось ранее, данный расчет не ограничивает военнослужащего. Вы вполне можете приобрести квартиру большей площади, но уже с внесением собственных средств в счет недостающей суммы.

Государство ежегодно переводит на накопительный счет военнослужащего установленную Правительством денежную сумму, которая состоит из основной части (то есть твердого размера, установленного на текущий год) и части процентов, которые причитаются военному в связи с инвестированием его накопленных средств. При этом сумма, положенная к выплате, будет выплачиваться равными частями в течение года помесячно. Общая годовая сумма в 2019 году составляет 280 009,70 руб. Следовательно, в месяц на счет военнослужащего переводится более 23 000 руб. и размер процентов от инвестирования.

Кстати, законодатель не ограничивает военнослужащих в возможности использования накопительной системы. Стать участников программы могут не только нуждающиеся в жилье граждане, но также военные, уже имеющие в собственности жилое помещение или нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Минусы военной ипотеки

Основным минусом такой системы является зависимость военнослужащего от продолжительности срока службы (минимум 10 лет). Для того чтобы государство списало долг (по выплатам ипотеки), необходимо прослужить в вооруженных силах 20 лет; либо не менее 10, но при наличии определенных оснований (мы о них упоминали выше). С другой стороны, воля законодателя понятна: хочешь получить льготную ипотеку — отдавай долг Родине.

Не стоит забывать и о том, что перечисляемой в год суммы не всегда хватает на внесение ежемесячных платежей, хотя она и покрывает определенную их часть. В этом случае все зависит от места жительства военнослужащего. Конечно, в небольших городах, где покупка жилья более или менее доступна, выделяемых средств будет хватать. А вот в крупных городах без вложения личных средств не обойтись.

Ну и последнее — срок жилищного займа. В рамках действующей ипотечной системы средний срок кредитования составляет 20 лет. Звучит пугающе. С другой стороны, в системе есть и плюсы — больше не нужно ждать, когда будут построены дома для военнослужащих (ожидание порой затягивается на много лет), а можно сразу въехать в свою квартиру и обустраиваться в ней.

Определение ВК Верховного Суда РФ
от 27 июля 2006 г. N 6Н-193/05

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июля 2006 года гражданское дело по исковому заявлению Л.А.M. о признании незаконными действий начальника научно-исследовательского центра ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил РФ (далее - войсковая часть 48254) и жилищной комиссии части, связанных с исключением его из списков личного состава части, а также снятием с учета нуждающихся в получении жилых помещений.

Л.А.M. обратился в Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд с исковым заявлением о признании незаконными действий начальника войсковой части 48254 и жилищной комиссии части, связанных с исключением его из списков личного состава части, а также снятием с учета нуждающихся в получении жилых помещений.

Решением указанного гарнизонного военного суда от 6 января 2004 года заявленные Л.А.M. требования оставлены без удовлетворения.

Определением Ленинградского окружного военного суда от 19 февраля 2004 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения.

Определением судьи Ленинградского окружного военного суда от 11 августа 2004 года, с которым согласился председатель этого суда, в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции заявителю отказано.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 27 июля 2005 года дело по надзорным жалобам Л.А.M., Л.Д.М., Л.М.П. и Л.Т.В. направлено для рассмотрения по существу в президиум Ленинградского окружного военного суда.

Постановлением президиума Ленинградского окружного военного суда от 12 октября 2005 года состоявшиеся по делу судебные постановления оставлены без изменения, а надзорные жалобы заявителей - без удовлетворения.

В надзорных жалобах, поданных в Военную коллегию Верховного Суда РФ, Л.А.M., Л.Д.М., Л.М.П. и Л.Т.В. просят состоявшиеся по делу судебные постановления отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных Л.А.M. требований в полном объеме, мотивируя просьбу тем, что суды существенно нарушили нормы материального права. В обоснование надзорных жалоб заявители приводят следующие доводы.

Они считают, что отметка о постановке на регистрационный учет является уведомительным актом и не связана с нормами материального права, регулирующими правоотношения в области обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.

Отметка о регистрационном учете не может влиять на обеспечение военнослужащих жилым помещением в силу независимости друг от друга данных правовых институтов.

Далее заявители утверждают, что суды неправомерно руководствовались нормами ЖК РСФСР, регулирующими отношения в области государственного и общественного жилищных фондов, тогда как ему следовало руководствоваться главами 35 и 36 ГК РФ с соблюдением жилищного законодательства и правил о регистрации.

В заключение надзорных жалоб делается вывод о том, что Л.А.M., несмотря на наличие отметки о регистрационном учете по месту нахождения квартиры его родителей, имеет право на обеспечение жилым помещением за счет Министерства обороны РФ и, следовательно, подлежит восстановлению на учете нуждающихся в получении жилых помещений в войсковой части 48254.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2006 года гражданское дело по заявлению Л.А.M. передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Рассмотрев материалы дела и доводы надзорных жалоб, Военная коллегия находит состоявшиеся по делу судебные решения подлежащими отмене по следующим основаниям.

Факт постановки Л.А.M. на регистрационный учет по месту нахождения квартиры родителей по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Наставников, д. 29/3, кв. 87, явился основанием для признания его судами имеющим постоянное место жительства и, следовательно, обеспеченным жилым помещением.

Данное обстоятельство повлекло за собой вынесение решения об отказе в удовлетворении заявленного требования о признании его нуждающимся в получении жилого помещения в связи с увольнением с военной службы в запас за счет Министерства обороны РФ.

Между тем одним из основных юридически значимых обстоятельств, установить и исследовать которое надлежало судам, в том числе и надзорной инстанции, является то, какова правовая природа института регистрационного учета и какие последствия для военнослужащего влечет регистрационный учет не по месту прохождения им военной службы при решении вопроса о постановке или отказе в постановке его на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Так, в соответствии со ст. 3 закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также п. 4 постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Проанализировав указанные нормы закона, Военная коллегия приходит к выводу о том, что институт регистрационного учета носит уведомительный характер, бесспорно обладает одновременно и регулятивными, и охранительными функциями и позволяет гражданину как осуществлять беспрепятственно гражданские права и свободы во всех случаях, когда их осуществление невозможно без регистрационного учета (осуществление права на совершение гражданско-правовых сделок, права избираться и быть избранным, права на защиту чести и достоинства и т.д.), так и нести обязанности перед другими гражданами, государством и обществом (деликтные обязательства, обязательства из неосновательного обогащения и т.д.).

В соответствии с п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

На основании п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет десять лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений.

Из материалов гражданского дела следует, что майор запаса Л.А.M. с августа 1987 года по июнь 1991 года проходил обучение в Военном артиллерийском университете; с 1991 по 1994 гг. проходил военную службу в войсковой части - полевая почта 50618 Западной группы войск; с 1994 по 1996 гг. - в войсковой части 32447 в поселке Мулино Московского военного округа; с 1996 по 1999 гг. являлся слушателем Военного артиллерийского университета; с 1999 года до увольнения с военной службы в запас - в войсковой части 48254 на должности научного сотрудника.

За время военной службы, продолжительность которой составляла 16 лет 1 месяц, жилым помещением от Министерства обороны РФ не обеспечивался.

Женат, имеет ребенка.

С 24 декабря 1999 года состоял на учете нуждающихся в получении жилого помещения в войсковой части 48254.

В 2003 году в связи с предстоящим увольнением с военной службы в запас в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата.

Решением жилищной комиссии войсковой части 48254 от 17 декабря 2003 года N 2 Л.А.M. снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений и принято решение ходатайствовать об аннулировании документов на предоставление ему жилищного сертификата.

Основным мотивом действий указанных должностных лиц жилищной комиссии части послужило то обстоятельство, что Л.А.M. обеспечен жилым помещением в силу постановки его 29 января 1999 года на регистрационный учет по месту нахождения квартиры его родителей по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Наставников, д. 29/3, кв. 87; а также то, что указанное жилое помещение соответствует нормам предоставления жилья, в том числе с учетом указанного военнослужащего.

Оценивая действия должностных лиц в связи со снятием истца с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), правомерность которых впоследствии признана судами, в том числе и надзорной инстанции, Военная коллегия приходит к выводу о том, что законность действий должностных лиц вызывает сомнение, поскольку, если следовать логике судебных решений, то получается, что майор Л.А.M., прослуживший в Вооруженных Силах РФ более 16 лет, не получавший от военного ведомства жилого помещения для постоянного проживания, до постановки на регистрационный учет по месту нахождения квартиры родителей, будучи проходящим военную службу в войсковой части 48254, имел право на получение жилого помещения за счет Министерства обороны РФ, а встав на такой учет - потерял его.

Данный вывод однозначно противоречит положениям п. 3 ст. 15 указанного выше Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым военнослужащие до получения ими жилых помещений по их просьбам регистрируются по адресам воинских частей.

Из смысла данной нормы следует, что закон не связывает получение военнослужащими и членами их семей жилых помещений с необходимостью постановки их на регистрационный учет по месту прохождения военной службы.

Таким образом, военнослужащий до обеспечения его и членов его семьи жилым помещением вправе состоять на регистрационном учете в любом месте, что не является основанием для снятия его с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по мотивам обеспеченности таковым.

В данном конкретном случае суды, в том числе и надзорной инстанции подменили понятия регистрационного учета и обеспеченности жильем, поскольку постановка Л.А.M. на регистрационный учет по месту нахождения квартиры родителей не могла и не может повлечь для него те последствия, которые стали предметом обжалования в суд первой инстанции по изложенным выше основаниям.

Кроме того, из материалов гражданского дела следует и не опровергалось ответчиком, что главным условием командира войсковой части 48254 при решении вопроса о прохождении Л.А.M. военной службы в этой части являлось наличие у последнего отметки о постоянной регистрации в г. Санкт-Петербурге.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что постановка истца на регистрационный учет по месту нахождения родительской квартиры, по сути, являлась вынужденной мерой (л.д. 90).

Одним из основополагающих при разрешении данного вопроса является обстоятельство, и это следует из протокола судебного заседания и не опровергалось ответчиком, что Л.А.M. после назначения его на должность научного сотрудника войсковой части 48254 обращался к командиру части с просьбой о постановке его на регистрационный учет по месту нахождения части, однако в ходе личной беседы с указанным должностным лицом в удовлетворении таковой заявителю отказано.

Данный факт свидетельствует о существенном нарушении прав и законных интересов истца со стороны командира части, гарантированных п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Кроме этого, в пользу доводов надзорных жалоб свидетельствует и то обстоятельство, что жилое помещением принадлежит на праве собственности родителям истца и брату в силу договора от 18 ноября 1993 года N 22648 о передаче квартиры в собственность граждан. Согласно данному договору отдельная трехкомнатная квартира по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Наставников, д. 29/3, кв. 87, является объектом права собственности трех граждан - отца Л.А.M., его матери и брата. Сам истец к указанной квартире никакого отношения не имел как до приобретения ее в собственность означенными гражданами, так и после.

В соответствии со ст. 288 ГК РФ право собственности на жилое помещение заключается в осуществлении собственником права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением. В соответствии с указанной нормой закона, родители истца и его брат вправе предоставить ему жилое помещение в пользование, однако такое предоставление не влечет за собой автоматическое обеспечение последнего таковым.

Из протокола судебного заседания следует, что родители истца и его брат - собственники квартиры, дали согласие на постановку его на регистрационный учет по месту нахождения их квартиры с условием того, что последний обязуется сняться с учета после получения жилого помещения от Министерства обороны РФ.

Во исполнение этого устного соглашения Л.А.M. со своими родственниками заключил письменное соглашение аналогичное по своему содержанию устному, что не получило опровержения в ходе судебного заседания (л.д. 89).

Заключение соглашения означало и означает, что собственники жилья определили правовой статус истца по отношению к их квартире, выражающийся в том, что последний в силу закона не имеет никаких прав на нее, а только лишь состоит на регистрационном учете по месту нахождения жилого помещения и, следовательно, указанное обстоятельство, вопреки решениям судов, не может означать обеспечение последнего жильем.

В данной связи представляется неуместной ссылка судов на ст. 54 ЖК РСФСР, определяющей права членов семьи нанимателя жилого помещения, к коим заявитель в силу закона, как имеющий свою семью, перестал иметь отношение, а также в силу изменения правового статуса жилого помещения.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что решение жилищной комиссии войсковой части 48254 о снятии Л.А.M. с учета нуждающихся в получении жилых помещений является незаконным, поскольку право последнего в силу закона на обеспечение жильем за счет Министерства обороны РФ осталось не реализованным, в связи с чем он подлежит восстановлению на таком учете с последующим обеспечением жилым помещением в соответствии с его желанием перед увольнением с военной службы в запас быть обеспеченным жильем за счет государственного жилищного сертификата.

С учетом вышесказанного следует признать, что все судебные инстанции вопреки законодательству и нормативным актам, регулирующим вопросы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями во время прохождения ими военной службы и после увольнения из Вооруженных Сил РФ, допустили такие нарушения материального права, которые в силу особой важности для заявителя по делу являются существенными.

Поскольку юридически значимые обстоятельства, применительно к данному гражданскому делу, не в полной мере исследованы в суде первой инстанции, что не позволило гарнизонному военному суду всесторонне оценить законодательную регламентацию оспариваемых Л.А.M. действий должностных лиц и правильно ее истолковать, решение суда, как и все последующие судебные постановления, подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 386, 388 и 390 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

надзорные жалобы Л.А.M., Л.Д.М., Л.М.П. и Л.Т.В. удовлетворить.

Послесловие

(Прим. Жирным шрифтом в тексте определения выделено мной для акцента на ключевых моментах).

Надо сказать, что указанная в определении фраза ". вправе состоять на регистрационном учете в любом месте, что не является основанием для снятия его с учета нуждающихся. " в дальнейшем по тексту опровергается доводами самого же определения. Так, в частности, указано, что военнослужащий был прописан в квартире родителей, принадлежащей им на праве собственности, к которой сам он никогда не имел никакого отношения. Это очень важный аргумент, опровергающий тезис о возможности быть прописанным "в любом месте", поскольку, если бы этот военнослужащий был прописан в квартире родителей, находящейся у них не в собственности, а по договору социального найма, думаю, дело могло бы поиметь прямо противоположный исход. Ведь если гражданин проживает именно в чужом жилье, принадлежащем кому-то, – пусть даже ближайшим родственникам, как было в этом конкретном случае, – то он и в самом деле не приобретает на это помещение никаких прав, за исключением права временно в этом помещении проживать, и то, только в рамках строго ограниченных договорными обязательствами. (А при отсутствии последних – можно в любой момент подвергнуться совершенно законному вышвыриванию на улицу, без каких бы то ни было "аннексий и контрибуций". Да и со всем своим скарбом и домочадцами в придачу).

Если бы речь шла о регистрации в жилье по социальному найму, то огромнейшее значение также имел бы именно отдельный письменный договор, например, о вселении временных жильцов или договор поднайма. И при отсутствии оного вселённый в такую квартиру автоматически и по умолчанию приобретал бы статус члена семьи нанимателя. (Последнее, правда, не бесспорно, поскольку в силу ч. 1 ст. 70 ЖК, такое вселение подразумевает строго регламентированный процесс, с получением различных согласий. Однако, как вытекает из п. 2 той же статьи, если гражданин уже вселён, то это должно за собой повлечь изменение соответствующего договора соцнайма, из чего следует получение гражданином официального статуса члена семьи нанимателя). Поэтому тот, кто прописан в чьём-либо жилье по социальному найму, именно по умолчанию считается членом семьи нанимателя этого жилого помещения, и только при определении в каком-нибудь договоре иных условий проживания, это приобретало бы уже другую силу.

Поэтому, если бы в рассматриваемом случае речь шла об одиноком гражданине (а мы помним из рассматриваемого определения, что этот военнослужащий имел свою собственную семью, отличную от семьи своих родителей), который проживал бы не в чьей-то собственной квартире, а в квартире своих родителей по социальному найму, то вряд ли дело закончилось бы в его пользу.

Так что дела подобного рода далеко и далеко не однозначны, требуют сугубо индивидуального подхода к решению. К этому же относится вопрос о правильном составлении договоров поднайма жилого помещения, по которым военнослужащие планируют получать, либо уже получают компенсацию за поднаём.

Необходимо отдать должное мужеству и стойкости этого военного и его семейства, прошедшего, не побоюсь сказать, – все круги ада нашего правосудия, – и вышедшего с честью победителем. Воистину: стучите – и отверзется вам!

Является ли ребенок, родившийся не в браке, членом семьи военнослужащего? Учитываетя ли ребенок при предоставлении жилья военнослужащему?

Согласно п. 5 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся, в том числе несовершеннолетние дети.

Как указано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", по установленным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями в записи акта о рождении ребенка по заявлению любого из них.

В случае, если родители ребенка не состоят в браке между собой, сведения об отце ребенка, в соответствии с п. 3 статьи 17 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", вносятся:

на основании записи акта об установлении отцовства в случае, если отцовство устанавливается и регистрируется одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка;

по заявлению матери ребенка в случае, если отцовство не установлено.

Фамилия отца ребенка записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка - по ее указанию.

Из вопроса следует, что военнослужащий записан отцом в акте об установлении отцовства, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка.

В том случае если ребенок проживает совместно с указанным военнослужащим, по смыслу жилищного законодательства ребенок является членом его семьи.

Внесение в личное дело военнослужащего несовершеннолетних детей

Согласно п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", при определении размера предоставляемого жилья:

учитывается состав семьи гражданина, уволенного с военной службы, в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и на основании выписки из личного дела о составе семьи;

учитываются дети гражданина, уволенного с военной службы, проходящие военную службу по контракту и сохраняющие в течение 5 лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) право на жилье;

не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов;

учитывается, что уволенным с военной службы офицерам в воинском звании полковника, ему равном и выше, а также командирам воинских частей, военнослужащим, имеющим почетные звания Российской Федерации, военнослужащим - преподавателям военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащим - научным работникам, имеющим ученые степени или ученые звания, предоставляется дополнительная общая площадь жилого помещения размером не менее 15 кв. метров и не более 25 кв. метров.

Командир войсковой части наделен правом принимать решение о внесении в личное дело военнослужащего его несовершеннолетних детей в качестве члена семьи военнослужащего.

В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455, "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в лице специализированных организаций Министерства обороны Российской Федерации - федеральных государственных учреждений "региональных управлений жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно п. 9 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязаны в течение тридцати дней сообщать в структурные подразделения уполномоченного органа об изменении сведений в ранее представленных ими документах, подтверждающих право быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, с предоставлением соответствующих документов.

В п. 2 Инструкции указано, что почтовые адреса уполномоченного органа и структурного подразделения уполномоченного органа помещаются в каждом органе военного управления, управлении объединения, управлении соединения, воинской части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации на специальных щитах, на которых вывешивается распорядок дня, регламент служебного времени и т.д.

Согласно п. 1 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280, для признания военнослужащих. нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) к которому прикладываются следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);

б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

д) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;

ж) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) сведения о наличии идентификационного номера налогоплательщика у военнослужащего и всех членов его семьи;

и) сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.

Таким образом, если военнослужащий уже принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, вам необходимо обратиться к командиру войсковой части с рапортом о включении в личное дело военнослужащего несовершеннолетнего ребенка в качестве члена его семьи.

После внесения в личное дело военнослужащего сведений о ребенке, как члене семьи, полагаем, необходимо обратиться в ФГУ "региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ. Приложить к заявлению следует выписку из личного дела военнослужащего (где ребенок указан членом семьи), свидетельство о рождении ребенка, сведения о регистрации ребенка по месту регистрации военнослужащего.

С 1 апреля 2021 года кардинально изменились правила назначения выплат на детей от 3 до 7 лет. Теперь учитываются не только доходы семьи, но и наличие имущества. А если дохода вообще нет, то в господдержке могут отказать.

Об этом уже вышло несколько разборов:

Пора разобраться с имуществом — выяснить, как квартиры, машины и деньги на вкладе влияют на назначение выплат. И кто может потерять право на эту господдержку, даже если сейчас ее получает.

О какой выплате речь

Выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно — это относительно новый вид господдержки, впервые введенный весной 2020 года. Ее еще называют выплатой для малообеспеченных семей, потому что она назначается при доходе не более прожиточного минимума на каждого члена семьи.

Размер выплаты — 50, 75 или 100% детского прожиточного минимума в регионе. Сумма зависит от дохода семьи: чем он ниже, тем больше денег даст государство.

Раньше выплата составляла 50%, но в марте президент пообещал повысить ее для нуждающихся семей, а в апреле Минтруд утвердил правила, которые учитывают не только доходы, но и наличие имущества. Слишком зажиточные с точки зрения государства семьи даже при низком официальном доходе не получат права на выплату.

Как победить выгорание

При чем тут имущество

Эти выплаты впервые назначили в 2020 году, и постепенно выяснилось, что право на господдержку имеют семьи, в которых взрослые официально или фактически не работают. У некоторых получателей выплаты было в собственности по несколько квартир и машин — но по документам семьи считались малообеспеченными. Кто-то получал зарплату в конверте, другие действительно жили только на пособия: по меркам регионов общая сумма выплат на нескольких детей сравнима с зарплатой обоих родителей.

Даже если семья не нуждалась, родители все равно обращались за господдержкой, тем более что это можно сделать онлайн.

Чтобы выплаты стали более адресными, введены два новых правила для отказа:

  1. Нулевой доход. Это когда кто-то из взрослых не работает без уважительной причины.
  2. Много имущества — когда у семьи избыток недвижимости, транспорта или денег.

Теперь соцзащита проверяет, чем владеют члены семьи, которая обратилась за господдержкой. И если имущества больше, чем установлено правилами, — это повод для отказа.

То есть владеть тремя квартирами семье никто не запрещает. Но получать при этом деньги на детей старше трех лет она не сможет, даже если остальные условия соблюдаются.

В целом задумка неплохая, но, как обычно, не учитывает слишком многих нюансов.

Какое имущество можно иметь для назначения выплаты

В правилах есть четкий список того, что может быть у семьи. В общей сложности на всех семья может иметь такие активы.

Одну квартиру любой площади. Или несколько квартир, если на каждого члена семьи приходится не больше 24 м 2 общей площади.

Один дом любой площади. Или несколько домов, если на каждого члена семьи приходится до 40 м 2 .

Квартиры и дома в аварийном состоянии, жилье членов семьи с болезнями из специального перечня и доли до ⅓ общей площади не учитываются. Аналогично дело обстоит с жильем многодетных семей, если они получили его по программам соцподдержки.

Например, у семьи с двумя детьми есть дом площадью 150 м 2 , две однокомнатные квартиры общей площадью 70 м 2 , а каждый супруг имеет по ¼ в квартире своих родителей. Такая семья не получит отказ из-за избытка имущества, потому что вписывается в норму.

У другой семьи с двумя детьми есть ипотечная двухкомнатная квартира площадью 60 м 2 . Незадолго до обращения за выплатой супруг унаследовал от своего отца однокомнатную квартиру, где живут мать и младшая сестра. Получилось, что в собственности семьи по документам числятся две квартиры — общей площадью 100 м 2 . В выплате на двоих детей, 3 и 5 лет, у одного из которых инвалидность, им будет отказано при любом доходе.

Интересно, как будут оценивать имущественную обеспеченность, если у семьи две квартиры, но одна оформлена на отца детей, а в другой у всех по ¼. Получится, что доли в размере ¼ не учитываются, хотя фактически это целая квартира — вторая по счету для одной семьи.

Одну дачу. Под дачей подразумевается садовый дом. Если за городом есть дом, который оформлен как жилой, он войдет в предыдущую категорию — с учетом площади. Если есть садовый и жилой дома, можно иметь и то и другое без учета площади строений. Хозпостройки на участках под ИЖС не считаются.

Например, у семьи есть квартира площадью 80 м 2 , жилой дом площадью 100 м 2 и садовый дом. Оснований для отказа в выплате нет.

У другой, неполной семьи из женщины и ребенка есть однокомнатная квартира и два садовых дома по 20 м 2 — мамин и бабушкин. Хотя фактически семья ими не пользуется, жить в домиках нельзя и даже находятся они в другом регионе, права на выплату у женщины не будет: слишком много дач.

Один гараж или машино-место. Два гаража можно иметь только многодетным, семьям с инвалидами и если машина выделена по соцпрограмме.

Например, у семьи с пятилетним ребенком есть квартира и два машино-места — одно в собственности, другое в аренде. Оснований для отказа в выплате нет.

У другой семьи, с двумя детьми, есть съемная квартира, машино-место, а на мужа оформлен гараж отца. Хотя своего жилья нет, из-за избытка мест для машин выплату эти родители не получат, даже если в ней нуждаются.

Одно нежилое помещение. Назначение не уточняется. Это может быть автомойка, магазин, цветочная мастерская. Размер и стоимость помещения тоже не имеют значения — важно только количество.

Земельные участки. В городе — общей площадью до 0,25 га, в селе — до 1 га. Не учитывается дальневосточный гектар, участки в общей долевой собственности и выделенные многодетным семьям по региональным программам. При оценке участков важно не количество, а суммарная площадь. Но не указано, что будет, если в собственности два участка — 0,2 га в городе и 0,7 га в сельской местности. Суммарная площадь для каждого вида соблюдается, участков несколько — но так можно. Формально получается, что право на выплату при этом сохранится.

В любом случае лимиты площадей довольно большие: 0,2 га — это 20 соток, 1 га — 100 соток. Чтобы получить отказ в выплате из-за земли , нужно быть серьезными землевладельцами.

Один автомобиль. Но только не в том случае, если он выпущен менее 5 лет назад и имеет двигатель мощностью больше 250 л. с.: у семьи с такой машиной нет права на выплату. Машина с такими характеристиками не помешает назначению господдержки, только если в семье минимум четыре ребенка, а в автомобиле больше пяти мест.

Если семья многодетная, у кого-то есть инвалидность или машина предоставлена по программе господдержки, можно иметь два автомобиля.

Например, в семье есть один автомобиль — Хендай Тусон 2020 года выпуска стоимостью 2,2 млн рублей. При соблюдении остальных условий отказа в господдержке из-за такой машины не будет.

У другой семьи есть две машины — Рено Логан 2015 года и Хендай Солярис 2017 года. На одной муж работает в такси, другой пользуется жена, чтобы возить детей на кружки, обе машины — кредитные. С учетом износа стоят около 800 тысяч рублей, долг по кредиту — 350 тысяч. Семья не имеет права на господдержку: слишком много транспортных средств.

Один мотоцикл. Многодетным, семьям с инвалидами и тем, кто получил транспорт по программе господдержки, можно иметь два мотоцикла. Но не три. По мощности и году выпуска ограничений нет. Новая Ямаха не помеха.

Еще есть условия по поводу моторных лодок и тракторов, но до 2022 года это проверять не будут.

Вклады в банке. В правилах условие по поводу сбережений сформулировано так: заявитель и члены семьи могут иметь среднедушевой доход от процентов не больше прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ. В пресс-релизе правительства было указано, что это сбережения на сумму до 250 000 Р . Прожиточный минимум в 2021 году — 11 653 Р . То есть при ставке 4% годовых заработать на вкладе как раз получится около этого лимита. В постановлении написано, что это среднедушевой доход, — получается, столько сбережений может приходиться на каждого члена семьи. Тогда семья с двумя детьми может иметь до 1 000 000 Р сбережений и при этом обратиться за господдержкой. А общий доход в виде процентов в расчетном периоде может составить до 46 612 Р .

В пунктах о квартирах и машинах указано, что это имущество может иметь заявитель или члены семьи. В пункте о вкладах — заявитель и члены семьи. Значит, каждый из них.

Что именно имел в виду Минтруд, когда утверждал эту формулировку, вероятно, будет выясняться в каждом случае отдельно — на усмотрение соцзащиты. Разъяснений по существу пока нигде нет.

Но эти проценты в любом случае будут включаться в расчет дохода семьи при его сравнении с прожиточным минимумом — вместе с зарплатой, пособиями и подработками.

При оценке учитываются вклады только в банках. Кэшбэк в этот расчет тоже не попадет: это возврат за покупки, а не проценты на остаток.

Еще одна хорошая новость: проверять данные о процентах по вкладам будут только с 2022 года. Банки передадут информацию о вкладах в ФНС, а та — в соцзащиту. Возможно, туда попадут и данные за предыдущие периоды.

Чье имущество учитывается при оценке

Соцзащита проверяет имущество каждого члена семьи на день обращения за выплатой. И всю эту совокупность сравнивает с установленными лимитами.

То есть не у каждого члена семьи может быть квартира, а любой из них может владеть квартирой. И вторая будет уже помехой для господдержки.

Проверять будут имущество, записанное на имя:

  1. Заявителя — мамы или папы ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
  2. Супруга или супруги — только при официальном браке.
  3. Детей до 18 лет, в том числе под опекой.
  4. Детей до 23 лет, если они учатся очно и не состоят в браке.

Имущество сожителей, бабушек и дедушек не учитывается. А вот имущество супруга, который давно не живет с детьми и их мамой, учитывается. Как и его доходы.

Состав семьи и имущество соцзащита проверяет по базам загса, Росреестра, ГИБДД, ПФР, ФНС, МВД, ФССП, ФСИН и центров занятости.

Для проверки важно, какое имущество есть у семьи на день обращения за выплатой. Теоретически можно подарить доли в квартире детям — и получить право на выплату. А вот если продать лишнюю недвижимость, рано или поздно доход войдет в расчет среднедушевого и может лишить права на продление господдержки.

Если выплата назначена, но имущества слишком много

Назначенную выплату можно получать до конца срока. Ее не отменят, даже если семья не проходит по новым критериям. Но на новый срок уже не продлят.

Например, если выплата назначена до сентября 2021 года, но у семьи две квартиры, деньги будут приходить до сентября — в размере 50% прожиточного минимума. Ничего делать для этого не нужно.

Если по доходам семья имеет право на повышение выплаты до 75 или 100% прожиточного минимума, но имущества больше, чем положено для назначения, подавать заявление на повышение не имеет смысла. Придет отказ в пересчете и продлении, а выплату продолжат платить в прежнем размере.

Если имущества больше лимита, но доход низкий

Имущество и доход оцениваются в совокупности. Если мало имущества, но доход больше прожиточного минимума — выплаты не будет. Если доход низкий, но у семьи две квартиры — тоже придет отказ.

Если имущества мало, доход низкий, но кто-то из взрослых не работает без уважительной причины, в господдержке тоже откажут.

Довольно часто у военнослужащих возникают трудности с получением жилья при увольнении, если у членов их семьи уже имеется в собственности жилплощадь. Mil.Estate узнало у экспертов, на что в такой ситуации может рассчитывать военный, как улучшить жилищные условия, а также что такое "дообеспечение квадратными метрами".

Материал предоставлен ведущим СМИ о военной ипотеке Mil.Press Estate.

В редакцию Mil.Estate обратился офицер с выслугой более 20 лет. Он увольняется по окончании контракта и хочет получить причитающееся ему по закону жилье. Однако жилищный орган Минобороны признавать его нуждающимся в жилплощади отказался, потому что у его супруги в собственности находится доля в небольшой однокомнатной квартире.

Что положено военному по закону?

На каждого члена семьи военнослужащего положена площадь 18 кв.м. По словам юриста "Военно-правового центра" Андрея Пивовара, предоставляемое жилье может превышать эту норму из-за технологических условий, но не более, чем на 9 кв.м. Например, максимальная площадь жилья, которое может получить семья из двух человек, равна 45 кв.м.

"Если офицер имеет звание полковник и выше, ему положены дополнительные 15 квадратных метров", - добавил военный юрист Михаил Горкунов.

На учет нуждающихся в жилье военных ставят исходя из установленной нормы: если размер имеющихся у членов семьи военнослужащего жилых помещений меньше учетной нормы и военный не имеет жилплощади в собственности.

Учетную норму устанавливают местные органы самоуправления, у каждого региона она своя. Например, в Калининграде учетная норма равняется 12 кв.м. на человека. "Если обеспеченность составляет менее 12 кв.м. на одного члена семьи, то военнослужащий вправе встать на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий", - пояснил юрист "Военно-правового центра" Андрей Пивовар.

Применяется учетная норма не по месту службы, а по избранному военным месту жительства. При этом жилищные органы должны принимать во внимание обеспеченность военного жилым помещением именно по избранному после увольнения со службы месту жительства.ФЗ "О статусе военнослужащих". Статья 15.1. Норма предоставления площади жилого помещения (нажмите для просмотра)Если военнослужащий не стоит на учете в качестве нуждающегося, на жилищное обеспечение он претендовать не может.

Как влияет наличие жилья в собственности?

Если у членов семьи военного имеются в собственности квадратные метры, суммарно превышающие размер положенной площади, военнослужащий чаще всего не признается нуждающимся в жилье.

"Например, в семье военнослужащего три члена семьи. По закону он имеет право на жилье площадью 54 кв. м. Предположим, у его жены в собственности квартира 35 кв. м, а у дочки, вне зависимости от ее возраста, доля в другой квартире 20 кв. м. В такой ситуации военный признается не нуждающимся ни в жилье, ни в улучшении жилищных условий, ведь при норме обеспечения семьи из трех человек площадью в 54 кв. м, у его семьи имеется уже 55 кв. м", - пояснил юрист Михаил Горкунов.

Если у дочери из рассмотренного примера собственности нет, а семья имеет всего 35 кв.м., они признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и могут получить выплату из расчета: средняя стоимость 1 кв.м. по России, умноженная на количество недостающих до нормы метров.

По словам Пивовара, при наличии жилья у жены военного стоит учитывать множество нюансов. Например, каким образом жилплощадь оказалась у женщины: по дарению, наследованию, путем приобретения или иным способом; приобрела супруга помещение до брака или во время брака; предоставлялась ли жилплощадь до перехода в собственность лично супруге военного или ее родным, а она стала участником приватизации позже. Важно, вселяла ли супруга военного к себе в жилье для постоянного проживания, то есть оформляла ли ему регистрацию в данной квартире, или нет.

"Наши чиновники забывают, что в России действует Семейный кодекс, в котором предусмотрен институт брачных договоров. Брачный договор может заключаться до брака, в период брака или после его расторжения, чтобы определить режим совместно нажитого имущества", - рассказал Пивовар.

Если квадратные метры супруги не относятся к совместно нажитому имуществу и это зафиксировано на бумаге - военный может претендовать на жилплощадь от Минобороны.

Поможет ли отказ от имеющейся доли?

Нет, не поможет. По словам Пивовара, в Жилищном кодексе содержится специальная статья. По ней граждане, совершившие с принадлежащим им жильем "действия с намерением быть принятыми на учет нуждающихся", не принимаются на учет в течении 5 лет.

К таким действиям относятся сделки по отчуждению принадлежащего имущества, по которым в собственности гражданина остается меньше квадратных метров, чем значится в учетной норме по избранному месту жительства.

Что делать, если у жены есть доля в квартире?

Если у членов семьи военного находится в собственности жилплощадь, превышающая учетные нормы, он может потребовать обеспечение жильем лично его, как одиноко проживающего военнослужащего, а не в составе семьи.

"Одиноко проживающему военнослужащему норма предоставления жилья может быть увеличена, но не более, чем в два раза. Если норма 18 кв.м., то максимально военный может быть обеспечен жилым помещением общей площадью до 36 кв.м.", - пояснил Пивовар. В случае отказа от такой квартиры военный может рассчитывать на субсидию на приобретение жилого помещения.

Можно ли получить квартиру, если невозможно сдать служебное жилье?

Жилое помещение предоставляется военному лишь раз за все время прохождения службы. Если военнослужащий уже распорядился предоставленным ему по соцнайму жильем и не может вернуть его Минобороны, например, приватизировал, продал, или выселился и оставил квартиру бывшим членам семьи, то по существующей практике на учет он больше не принимается.

В таком случае, военный может попросить дообеспечения квадратными метрами до установленной нормы с учетом площади, которую он не может вернуть государству.

"Жилищные органы опираются на постановление пленума Верховного суда, датированное 2009 годом. Однако сейчас законодательство стало более гибким и допускает предоставление военным жилых помещений, если они не были обеспечены жильем по нормам, но по каким-то причинам не могут сдать предыдущую жилплощадь", - уточнил Пивовар.

В каких случаях можно рассчитывать на улучшение жилищных условий?

За военным сохраняется право на улучшение жилищных условий в связи с увеличением состава семьи: если он согласился на увольнение с военной службы, но не был обеспечен жилым помещением по установленным нормам и остался на учете в департаменте жилищного обеспечения. В таком случае, при рождении новых детей он должен собрать документы, подтверждающие изменение состава семьи, и подать заявление в территориальный орган ДЖО. Это необходимо, чтобы сведения о его детях были внесены в базу данных Минобороны и учитывались при обеспечении жилым помещением.

Если военнослужащий уже был обеспечен жильем, то вне зависимости от изменения состава семьи на улучшение жилищных условий рассчитывать не стоит: военнослужащего снимают с учета сразу, как только он получает жилплощадь.

Чтобы не пропустить другую важную информацию о военной ипотеке, подпишитесь на Telegram , VK , Facebook , Instagram , Twitter или Одноклассники . Возникли проблемы с военной ипотекой? Пишите в группе VK , поможем.

Читайте также: