Считается ли никах законным браком

Обновлено: 28.06.2024

Ислам придает большое значение браку. В Священном Коране сказано:

وَمِنْ ءَايَاتِهِ اَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فيِ ذَالِكَ لآَيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, советовал верующим жениться, говоря:

Таким образом, Всевышний Аллах создал мужчину и женщину друг для друга, проявляя Щедрость к Своим рабам. Ислам призывает своих последователей создавать крепкие семьи и запрещает давать обет безбрачия.

Создание семьи возможно только через заключение брака – никях. Брак имеет большое значение для сохранения нравственности в обществе.

Выбор супруга

Для того, чтобы семья была крепкой, а брак – долгим, надо внимательно отнестись к выбору супруга. При решении этого вопроса самое больше внимание следует обратить на религиозность и нравственность будущего супруга.

Качества, наличие которых в будущей супруге желательно:

1. Религиозность.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

2. Способность рожать детей.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

3. Девственность.

4. Религиозность семьи, в которой воспитывалась избранница.

Следует обращать внимание на род невесты, так как будущий ребенок может быть похожим на кого-нибудь из ее рода. Чтобы родившийся ребенок был нравственным, воспитанным и благочестивым, важно, чтобы он родился в хорошей семье. Ведь здоровые корни дают здоровые и красивые побеги.

5. Красота.

6. Желательно выбирать супругу не из близких родственников.

Мужчине, достигшему совершеннолетия, запрещается смотреть на ‘аурат чужой женщины.

Если мужчина хочет жениться, то ему разрешается смотреть на лицо, кисти рук и на стопы невесты.

Помолвка (хитба).

Помолвка – это объявление о желании жениться на определенной женщине ей или ее семье. Это может сделать сам мужчина или доверенные люди. Если ответ девушки и ее семьи будет положительным, то считается, что между ними состоялась помолвка (хитба).

Помолвка (хитба) является подготовкой к свадьбе и дает возможность ближе познакомиться жениху и невесте, а также их семьям.

Помолвка (хитба) – это не бракосочетание, поэтому совершив ее, жених с невестой являются все еще чужими друг другу и не могут уединяться.

Нарушение помолвки (хитба).

Помолвка (хитба) не является браком, поэтому любая сторона может расторгнуть это соглашение, однако не следует делать этого без причины.

Если она или он дали друг другу подарки, после разрыва помолвки обе стороны имеют право взять их обратно.

Бракосочетание (никях)

Бракосочетание (никях) защищает честь и достоинство женщины, это – крепость чести и целомудрия мужчины и женщины. Оно поднимает дух человека на высоту. Отношения вне брака противоречат природе человека и его предназначению. Совместное жительство без брака (никях) запрещается религией и расценивается как опасный и большой грех. Прелюбодеяние (зина) категорически запрещено. Оно расценивается как преступление против нравственности, чистоты и красоты семейной жизни, способное уничтожить род человека. С бракосочетанием (никях) между двумя людьми воцаряется мир счастья и умиротворения.

Всевышний Аллах призывает, чтобы его рабы жили счастливо, целомудренно и чисто. Семья предоставляет человеку эту возможность; но супружество, основанное на незнании, выгоде, на желаниях тела, не может принести людям счастья. В этом случае супруги не смогут по достоинству воспользоваться этим важным институтом для развития своей духовности.

Семья, созданная по Законам Всевышнего с намерением получить Его довольство, – отражение Рая на земле. Семейная жизнь Адама и благочестивой Хаввы, начатая в Раю по Воле Всевышнего Аллаха, основывалась на занонах Всевышнего. И нам, чтобы наши семьи были наполнены покоем Рая, светом счастливого весеннего неба, нужно стараться создать такую духовную атмосферу в доме, какая была у наших прародителей: жить в любви к Аллаху и в богобоязненности. Семьи, построенные на этой благородной основе, упоминаются в Священном Коране: семья пророка Ибрахима, семья пророка Мусы с дочерью пророка Шуайба, мир им.

Сказано в Священном Коране:

Никях – это акт бракосочетания по Исламу, после совершения которого мужчина и женщина становятся мужем и женой, и между ними разрешается близость.

Обязательные действия (рукн) никяха:

1) акт соглашения (иджаб ва кабуль – предложение и принятие);

2) присутствие сторон (жених и невеста или их попечители);

Обязательные условия вступления никяха в силу:

1) обоюдное согласие сторон;

2) совершение акта соглашения в одном и том же месте и времени;

3) слышание и понимание акта-соглашения сторонами;

4) отсутствие отказа предлагающего от предложения до принятия соглашения;

5) стороны или попечители должны быть совершеннолетними, разумными мусульманами (мукалляф);

6) отсутствие препятствий для брака.

Согласно ханафитскому мазхабу, при отсутствии одного из данных пунктов никях считается неправильным, и сторонам необходимо разойтись.

Условием для полноценности никяха является наличие свидетелей. По ханафитскому мазхабу свидетелями могут быть два мужчины или один мужчина и две женщины.

Препятствия для бракосочетания

1. Нельзя жениться на близких кровных родственницах – мать, бабушка со стороны отца или матери, мать бабушки и выше, дочери и внучки, родные сестры и ее дочери и внучки, дочери и внучки родного брата, дочери и внучки сыновей родного брата или родной сестры, тети, родные по отцу и по матери, или родные только по отцу.

2. Нельзя жениться на родственницах по бракосочетанию: тёща и ее мать, мать невестки (жены сына), приемные дочери и дочери приемных сыновей, сноха, ее дочери и внучки; мачеха и ее мать и бабушки.

3. Нельзя вступать в брак молочным родственникам.

4. Нельзя иметь более 4-х жён одновременно.

5. Нельзя быть женатым одновременно на двух родных сестрах или на женщине и ее родной тете.

6. Мусульманин не может жениться на язычнице, атеистке или вероотступнице. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.

7. Бывшему мужу нельзя повторно жениться на женщине, которой он дал полный (троекратный) развод.

Свадебный подарок невесте (махр)

Передача (или обещание передать в будущем) женихом невесте денег, вещей или чего-либо иного является необходимым (ваджиб) действием бракосочетания.

Махр делится на два вида:

1 Подарок, который дается сразу;

2) Подарок, который выдается при разводе или после смерти мужа.

Порядок совершения бракосочетани (никях)

Перед заключением брака желательно (сунна), собрав присутствующих, прочитать брачную проповедь (хутба ан-никях).

Тот, кто заключает брак, оглашает имена невесты, жениха, их отцов, свидетелей, попечителей (если есть) и свадебный подарок (махр) и его количество.

После этого тоже самое спрашивается у жениха, и он отвечает так же, как и невеста. Затем за молодых читается мольба-ду‘а.

Форма вопроса и ответа (иджаб ва кабуль) может отличаться, главное, чтобы жених, невеста и свидетели понимали данные вопросы и отвечали в прошедшем времени (например, приняла в мужья, вышла замуж, стала женой и т.д.).

РАЗВОД (талак)

Развод в Исламе разрешен, но не поощряется. В Священном Коране говорится:

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

Развод в Исламе может совершаться без участия имама и религиозного судьи (кади), но в некоторых особых ситуациях их вмешательство необходимо.

Мужчина имеет больше прав на развод, чем женщина. Однако разрешается передача права на развод женщине во время бракосочетания (никях) или после него, и в этом случае мужчины и женщины имеют равные права на развод.

Окончательный развод имеет три стадии. После первых двух стадий развода брак может быть восстановлен в период ‘идда без нового обряда бракосочетания (никях). После третьей стадии развод считается окончательным.

Виды развода

Восстановить брак после окончательного развода можно, только если после истечения срока идда после троекратного развода бывшая жена вышла замуж за другого мужчину, имела с ним близость, после чего этот брак был расторгнут (по причине развода или смерти мужа), и завершился новый срок идда. При соблюдении данного условия между бывшими супругами совершается новый обряд бракосочетания (никях) и восстанавливается право троекратного развода.

Мусульманские учёные называют следующие возможные причины развода:

1) ненависть друг к другу;

2) безнравственность одного из супругов;

3) отказ или неспособность мужчины обеспечивать семью;

4) тяжелая болезнь или сумасшествие одного из супругов;

5) чрезмерное совершение грехов одним из супругов;

6) расточительность, скупость, прожорливость, приводящие к ухудшению положения семьи одного из супругов;

7) бесплодие одного из супругов;

6) непонимание друг друга;

7) плохое отношение мужа к жене и жены к мужу;

8) недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни;

9) возникновение препятствий для брака; например: выяснится, что невеста – молочная сестра;

10) измена (прелюбодеяние) одного из супругов. (В случае измены брак не расторгается автоматически).

Некоторые изречения Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, о браке:

Ислам придает большое значение браку. В Священном Коране сказано:

وَمِنْ ءَايَاتِهِ اَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا

وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فيِ ذَالِكَ لآَيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

وَاَنْكِحُوااْلأَيَامَى مِنْكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَآئِكُمْ

إِنْ يَكُونُوا فُقَرَآءَ يُغْنِهِمُ اللهُ مِنْ فَضْلِهِ وَاللهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ

Таким образом, Всевышний Аллах создал мужчину и женщину друг для друга, проявляя Щедрость к Своим рабам. Ислам призывает своих последователей создавать крепкие семьи и запрещает давать обет безбрачия.

Создание семьи возможно только через заключение брака – никях. Брак имеет большое значение для сохранения нравственности в обществе.

Выбор супруга

Для того, чтобы семья была крепкой, а брак – долгим, надо внимательно отнестись к выбору супруга. При решении этого вопроса самое больше внимание следует обратить на религиозность и нравственность будущего супруга.

Качества, наличие которых в будущей супруге желательно:

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

2. Способность рожать детей.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

4. Религиозность семьи, в которой воспитывалась избранница.

Следует обращать внимание на род невесты, так как будущий ребенок может быть похожим на кого-нибудь из ее рода. Чтобы родившийся ребенок был нравственным, воспитанным и благочестивым, важно, чтобы он родился в хорошей семье. Ведь здоровые корни дают здоровые и красивые побеги.

6. Желательно выбирать супругу не из близких родственников.

Мужчине, достигшему совершеннолетия, запрещается смотреть на ‘аурат чужой женщины.

Если мужчина хочет жениться, то ему разрешается смотреть на лицо, кисти рук и на стопы невесты.

Помолвка (хитба).

Помолвка – это объявление о желании жениться на определенной женщине ей или ее семье. Это может сделать сам мужчина или доверенные люди. Если ответ девушки и ее семьи будет положительным, то считается, что между ними состоялась помолвка (хитба).

Помолвка (хитба) является подготовкой к свадьбе и дает возможность ближе познакомиться жениху и невесте, а также их семьям.

Помолвка (хитба) – это не бракосочетание, поэтому совершив ее, жених с невестой являются все еще чужими друг другу и не могут уединяться.

Нарушение помолвки (хитба).

Помолвка (хитба) не является браком, поэтому любая сторона может расторгнуть это соглашение, однако не следует делать этого без причины.

Если она или он дали друг другу подарки, после разрыва помолвки обе стороны имеют право взять их обратно.

Бракосочетание (никях) защищает честь и достоинство женщины, это – крепость чести и целомудрия мужчины и женщины. Оно поднимает дух человека на высоту. Отношения вне брака противоречат природе человека и его предназначению. Совместное жительство без брака (никях) запрещается религией и расценивается как опасный и большой грех. Прелюбодеяние (зина) категорически запрещено. Оно расценивается как преступление против нравственности, чистоты и красоты семейной жизни, способное уничтожить род человека. С бракосочетанием (никях) между двумя людьми воцаряется мир счастья и умиротворения.

Всевышний Аллах призывает, чтобы его рабы жили счастливо, целомудренно и чисто. Семья предоставляет человеку эту возможность; но супружество, основанное на незнании, выгоде, на желаниях тела, не может принести людям счастья. В этом случае супруги не смогут по достоинству воспользоваться этим важным институтом для развития своей духовности.

Семья, созданная по Законам Всевышнего с намерением получить Его довольство, – отражение Рая на земле. Семейная жизнь Адама и благочестивой Хаввы, начатая в Раю по Воле Всевышнего Аллаха, основывалась на занонах Всевышнего. И нам, чтобы наши семьи были наполнены покоем Рая, светом счастливого весеннего неба, нужно стараться создать такую духовную атмосферу в доме, какая была у наших прародителей: жить в любви к Аллаху и в богобоязненности. Семьи, построенные на этой благородной основе, упоминаются в Священном Коране: семья пророка Ибрахима, семья пророка Мусы с дочерью пророка Шуайба, мир им.

Сказано в Священном Коране:

فَانْكِحُوا مَاطَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَ ثُلاَثَ وَ رُبَاعَ

فَاِنْ خِفْتُمْ اَلاَّ تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً اَوْ مَا مَلَكَتْ اِيمَانُكُمْ ذَلِكَ اَدْنى اَلاَّ تَعُولُوا

Никях – это акт бракосочетания по Исламу, после совершения которого мужчина и женщина становятся мужем и женой, и между ними разрешается близость.

Обязательные действия (рукн) никяха:

1) акт соглашения (иджаб ва кабуль – предложение и принятие);

2) присутствие сторон (жених и невеста или их попечители);

Обязательные условия вступления никяха в силу:

1) обоюдное согласие сторон;

2) совершение акта соглашения в одном и том же месте и времени;

3) слышание и понимание акта-соглашения сторонами;

4) отсутствие отказа предлагающего от предложения до принятия соглашения;

5) стороны или попечители должны быть совершеннолетними, разумными мусульманами (мукалляф);

6) отсутствие препятствий для брака.

Согласно ханафитскому мазхабу, при отсутствии одного из данных пунктов никях считается неправильным, и сторонам необходимо разойтись.

Условием для полноценности никяхаявляется наличие свидетелей. По ханафитскому мазхабу свидетелями могут быть два мужчины или один мужчина и две женщины.

Препятствия для бракосочетания

1. Нельзя жениться на близких кровных родственницах – мать, бабушка со стороны отца или матери, мать бабушки и выше, дочери и внучки, родные сестры и ее дочери и внучки, дочери и внучки родного брата, дочери и внучки сыновей родного брата или родной сестры, тети, родные по отцу и по матери, или родные только по отцу.

2. Нельзя жениться на родственницах по бракосочетанию: тёща и ее мать, мать невестки (жены сына), приемные дочери и дочери приемных сыновей, сноха, ее дочери и внучки; мачеха и ее мать и бабушки.

3. Нельзя вступать в брак молочным родственникам.

4. Нельзя иметь более 4-х жён одновременно.

5. Нельзя быть женатым одновременно на двух родных сестрах или на женщине и ее родной тете.

6. Мусульманин не может жениться на язычнице, атеистке или вероотступнице. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.

7. Бывшему мужу нельзя повторно жениться на женщине, которой он дал полный (троекратный) развод.

свадебный подарок невесте (МАХР)

Передача (или обещание передать в будущем) женихом невесте денег, вещей или чего-либо иного является необходимым (ваджиб) действием бракосочетания.

Махр делится на два вида:

1 Подарок, который дается сразу;

2) Подарок, который выдается при разводе или после смерти мужа.

порядок совершения бракосочетани (никях)

Перед заключением брака желательно (сунна), собрав присутствующих, прочитать брачную проповедь (хутба ан-никях).

Тот, кто заключает брак, оглашает имена невесты, жениха, их отцов, свидетелей, попечителей (если есть) и свадебный подарок (махр) и его количество.

После этого тоже самое спрашивается у жениха, и он отвечает так же, как и невеста. Затем за молодых читается мольба-ду‘а.

Форма вопроса и ответа (иджаб ва кабуль) может отличаться, главное, чтобы жених, невеста и свидетели понимали данные вопросы и отвечали в прошедшем времени (например, приняла в мужья, вышла замуж, стала женой и т.д.).

Развод в Исламе разрешен, но не поощряется. В Священном Коране говорится:

لاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ إِنْ طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ

Развод в Исламе может совершаться без участия имама и религиозного судьи (кади), но в некоторых особых ситуациях их вмешательство необходимо.

Мужчина имеет больше прав на развод, чем женщина. Однако разрешается передача права на развод женщине во время бракосочетания (никях) или после него, и в этом случае мужчины и женщины имеют равные права на развод.

Окончательный развод имеет три стадии. После первых двух стадий развода брак может быть восстановлен в период ‘идда[12] без нового обряда бракосочетания (никях). После третьей стадии развод считается окончательным.

Восстановить брак после окончательного развода можно, только если после истечения срока идда после троекратного развода бывшая жена вышла замуж за другого мужчину, имела с ним близость, после чего этот брак был расторгнут (по причине развода или смерти мужа), и завершился новый срок идда. При соблюдении данного условия между бывшими супругами совершается новый обряд бракосочетания (никях) и восстанавливается право троекратного развода.

Мусульманские учёные называют следующие возможные причины развода:

1) ненависть друг к другу;

2) безнравственность одного из супругов;

3) отказ или неспособность мужчины обеспечивать семью;

4) тяжелая болезнь или сумасшествие одного из супругов;

5) чрезмерное совершение грехов одним из супругов;

6) расточительность, скупость, прожорливость, приводящие к ухудшению положения семьи одного из супругов;

7) бесплодие одного из супругов;

6) непонимание друг друга;

7) плохое отношение мужа к жене и жены к мужу;

8) недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни;

9) возникновение препятствий для брака; например: выяснится, что невеста – молочная сестра;

10) измена (прелюбодеяние) одного из супругов. (В случае измены брак не расторгается автоматически).

НЕКОТОРЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ПРОРОКА МУХАММАДА, МИР ЕМУ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ АЛЛАХА, О БРАКЕ:

Мусульманская свадьба или Никах (в переводе с арабского - бракосочетание‎) — в исламском семейном праве брак, заключаемый между мужчиной и женщиной. Для того, чтобы брак был действительным, необходимо выполнить ряд важных условий.

Никах что это такое. Что такое никах у мусульман. Проведение никах


Свадьба у мусульман

Прежде чем рассказать о структуре проведения бракосочетания у мусульман, хочу сказать о том, что статья написана мной, основываясь на моем личном опыте. Всегда есть процесс, отличающийся от других, традиции проведения дома, в провинциальных городах и в мечетях отличаются чем-то. Чаще всего, процентов так 80%, я фотографирую в мечетях, исходя из этого сделал свои выводы, которыми делюсь с Вами, молодожены. Думаю, невестам будет более интересна статья, ну так начнем.

По Закону Ислама, Никах – это очень ответственный шаг и важное мероприятие в жизни молодых и их родителей, которые переживают за них с самого рождения. В то же время такой обряд не имеет юридической силы перед государством. Поэтому после чтения никаха супругам необходимо зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе. Мусульманская свадьба по шариату – брак между женщиной и мужчиной, который основан, в первую очередь, на принципах гласности. Ислам не одобряет, когда девушка и парень живут вместе и при этом скрывают свои отношения, что является грехом. Необходимо, чтобы родные люди и общество обязательно признали и приняли новую семью.

Никах. Условия

Никях или Никах (в переводе с арабского - бракосочетание‎) — в исламском семейном праве брак, заключаемый между мужчиной и женщиной. Для того, чтобы брак был действительным, необходимо выполнить ряд условий, о которых я вот-вот расскажу, а расскажу я про 5 основных условий, но по словам хазрата, условий побольше.

1. Произношение молитвы.
Никах читается только мусульманам, т.е. мужчина обязательно должен быть совершеннолетним мусульманином и не попадать под категорию махрам (близкий родственник, за которого женщина не имеет права выходить замуж по причине их родства), невеста может принять ислам - это на её усмотрение. Мужчинам разрешено жениться только на мусульманках, христианках и иудейках. Обычно хазрат (уважительное обращение к человеку с высоким религиозным статусом) просит их при свидетелях и гостях произнести молитву "Ля Иляха Илля-Ллах, Мухаммад Расулю-Ллах" (смысл: Нет Божества кроме Единого Бога Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха). Если по какй либо причине произнести на память тяжело, хазрат просит повторить за ним эту молитву.

2. Согласие родителей.
Со стороны девушки должен присутствовать как минимум один родственник мужского пола (может выступить отец или дядя по отцовской линии, или брат). В лучшем случае, должны присутствовать родители с обеих сторон, так как без их обоюдного согласия никах не может быть, если же они не могут присутствовать по уважительным причинам, хазрат должен быть уведомлен их согласием (в письменном виде или должны подойти до того) заранее. Хазрат спрашивает у родителей, не против ли они брака молодоженов, на что родители всегда с улыбкой отвечают, что не против. Ведь для них это радость жизни.

3. Подарок невесте.
Необходимость выплаты махра - свадебного подарка со стороны жениха невесте (на выбор невесты). Жених заранее приобретает подарок невесте, и чаще всего, таким подарком бывает какое-то золотое украшение для девушки (серьги, кольцо, подвеска, браслет и т.п.). Хазрат просит жениха показать махр (подарок) свидетелям, гостям и подарить его невесте. Помимо этого, будущий муж обязуется выполнить любое пожелание невесты в будущем.

4. Свидетели на никахе.
Свидетелями (шахидами) на никахе могут быть либо двое мужчин, либо мужчина и две женщины (в исламе голоса только двух женщин приравниваются к одному мужскому). Всеми свидетелями женщины не могут быть, в противном случае такой брак будет считаться недействительным. В свидетели берутся как минимум двое мужчин. Свидетели должны быть зрячими и понимать язык, на котором ведется бракосочетание. Они могут оказывать, при возможности, помощи молодой паре в конфликтных ситуациях, если молодые обратятся к ним с такой просьбой. Нельзя брать в свидетели своих родителей и “обмениваться” родителями тоже нельзя, потому что после никаха родители жениха для невесты становятся второй мамой и папой.

5. Согласие молодоженов.
Обоюдное согласие на женитьбу и право свободного выбора жениха и невесты.

Межрелигиозным называется брачный союз между представителями разных конфессий. В наше время можно наблюдать стремительное сближение различных культур и цивилизаций. Довольно распространённой является ситуация, когда адепты разных религий хотят вступить в брак. Особенно это актуально для многонациональных и многоконфессиональных стран, к которым относится и Россия. Поэтому часто возникают вопросы, можно ли мусульманину жениться на христианке. И, соответственно, разрешено ли христианке выходить замуж за мусульманина. Итак, что такое брак (никах) между мусульманином и христианкой?

никах между мусульманином и христианкой

Православие и ислам (православный крест и мусульманские четки)

Никах между мусульманином и христианкой — позиция ислама

Вступить в брак может лишь совершеннолетний мусульманин. В правовых школах ислама возраст совершеннолетия варьируется от 15 до 18 лет. При том важном условии, что невеста не является его близкой родственницей. По информации сайта “Islam-Today” рекомендуется, чтобы у супругов не было значительной разницы в возрасте и общественном положении. Согласие невесты на брак требуется, однако его озвучивает отец или опекун девушки. В исламе запрещено сожительство с женщиной без заключения брака.

Женщина в исламе не может иметь нескольких мужей. Но у мусульманина может быть до четырёх жён (Коран, 4:3). Многожёнство практикуется в большинстве исламских стран, но законодательно запрещено в Алжире, Тунисе, Турции. В светских странах, среди которых и Россия, многожёнство также запрещено. Пятый брак возможен лишь при разводе с одной из прежних жён.

Брак мусульманина и христианки — позиция Православия

В Ветхозаветные времена существовал строгий запрет на брак с иноверцами (Исх. 34, 16). Нарушение этого запрета влекло за собой гнев и наказание Бога (Втор. 7, 4). Например, Всемирный потоп был следствием смешения верных Богу людей с неверными (Быт. 6, 2-3). Также из-за связи с филистимянкой Далилой погибает ветхозаветный герой Самсон (Суд. 16). Пострадал от этого грехопадения и царь Соломон (3 Цар. 11, 3).

Бытует ошибочное мнение, что Новый Завет полностью отменил запрет на брак с иноверцами. Однако Церковь всегда продолжала благословлять браки только с единоверцами. В Новом Завете можно найти лишь указание на то, что уже существующий брак не должен распадаться из-за разной религиозной принадлежности супругов (1 Кор. 7: 10-14).

В апостольские времена язычники массово становились христианами. Поэтому была распространённой ситуация, когда один из супругов крестился во Христа, а другой оставался язычником. Апостол Павел говорит, что такие супруги должны оставаться вместе, и выражает надежду на то, что неверный тоже обратится ко Христу, видя плоды христианской жизни своей второй половинки. Христиане же в те времена вступали в брак лишь с христианами. Такая норма сохранялась в России вплоть до революции 1917 года. Союз с иноверцем, например, брак между мусульманином и православной, считался незаконным.

В подкрепление этого тезиса можно привести слова святого Амвросия Медиоланского:

Межрелигиозный брак – быть или не быть?

Итак, в наше время брак (никах) между мусульманином и христианкой не запрещается напрямую ни в исламе, ни в Православии. Однако он является нежелательным и проблематичным. Православная Церковь, хоть и не будет считать такой брак блудным сожительством, но не сможет его благословить и освятить. Протоиерей Андрей Ефанов, отвечая на вопрос о смешанных браках, говорит, что без единства в самом главном – вере – не может быть настоящего единства между супругами. Также он указывает на то, что у принадлежащих к разным конфессиям супругов могут возникнуть проблемы в совместном воспитании детей.

Протоиерей Владислав Свешников высказывает мысль, что межрелигиозный брак двух истинно верующих людей маловероятен. Если же конфессиональная принадлежность у супругов изначально лишь номинальная, то нет смысла называть такой брак межрелигиозным.

Читайте также: