Самоуправление граждан как стандарт демократии

Обновлено: 30.06.2024

ДЕМОКРАТИЯ (гр. demokratia — власть народа, от demos — народ и kratos — власть) — в современном понимании форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека. Формой ее реализации выступает республиканское правление с разделением властей, развитой системой народного представительства.

(Большой юридический словарь)

В действительности формы реализации демократии могут быть различны.

Пример:

Государство, во главе которого стоит монарх. Председатель правительства и лидер правящей партии, возглавляющий ее фракцию в парламенте — одно лицо. Верхняя палата парламента состоит из аристократов и формируется по наследственному признаку. Партий всего две. И эта страна не просто считается демократической, а признается образцом демократии в мире. Это — Великобритания. Таким образом, то, как реализуется демократия в государственном устройстве страны, во многом зависит от исторических корней и традиций управления.

Как указывается в Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным Законом РФ от 11 апреля 1998 года, органы власти местного самоуправления обеспечивают одновременно и эффективное, и приближенное к гражданам управление.

В Российской Федерации местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Конституция РФ гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах имеющихся полномочий, при этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статьи 3, 12, 130-133 Конституции РФ).

Суть современного понимания самоуправления состоит в том, что муниципалитет как субъект местного самоуправления — это не орган государственной власти и государственного управления, а местный коллектив, то есть сами люди, составляющие население самоуправляющихся территориальных единиц.

На сегодняшний день институт местного самоуправления следует считать основой российской государственности. Это та опора, на которой покоится вертикаль государственной власти. С деятельностью органов местного самоуправления неизбежно сталкивается каждый житель нашей страны, поскольку муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята прежде всего решением их неотложных повседневных проблем. Именно поэтому построение эффективной системы муниципального управления сегодня является для России задачей государственной важности.

Местное самоуправление в РФ. Современное состояние

Основные законодательные акты РФ в сфере местного самоуправления:

Реформа местного самоуправления в РФ

В конце апреля текущего года Общественная палата РФ обнародовала результаты экспертного опроса о готовности российских регионов к муниципальной реформе.

В рейтинг более-менее благополучных регионов вошли Адыгея, Чувашия, Красноярский край, Ивановская, Омская, Тверская, Томская, Челябинская области и Ямало-Ненецкий округ.

К проблемным эксперты отнесли республику Алтай, Карачаево-Черкесию, Карелию, Владимирскую, Ивановскую, Калужскую, Кировскую, Нижегородскую, Оренбургскую, Самарскую и Свердловскую области.

Замыкают рейтинг регионы, оказавшиеся в т.н. критической группе. Это: Краснодарский край, Калининградская и Московская области.

Вне исследования остались Москва, Санкт-Петербург, Чечня, Дагестан, Ингушетия и Калмыкия. Здесь не удалось добиться от экспертов внятных оценок готовности регионов к муниципальной реформе.

Проблемы реформирования МСУ, выявленные экспертами

На сегодняшний день эксперты заявляют о наличии целого ряда проблем, связанных с реформирование местного самоуправления в стране и, в частности, с реализацией ФЗ № 131-ФЗ, как то:

  • противоречия внутри законодательства;
  • отсутствие достоверной муниципальной статистики;
  • недостаток квалифицированных кадров;
  • противоречия между региональными и муниципальными властями;
  • неурегулированность имущественных споров;
  • конфликты между различными уровнями муниципальной власти;
  • слабый общественный контроль над ходом муниципальной реформы;
  • размытость позиции федеральной власти;
  • необеспеченность полномочий местного самоуправления материальными ресурсами (в первую очередь органы местного самоуправления не обеспечены финансами по реализации функций по пожарной безопасности, ремонту жилищного фонда, строительству и содержанию автодорог).

При этом, в частности, Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев выделяет несколько проблем в качестве ключевых.

Член Общественного совета при Министерстве регионального развития РФ Ольга Савранская, говоря о проблемах территориальной организации МСУ в России, отмечает их обусловленность:

  • отсутствием системного взгляда и понимания института местного самоуправления, определения государственных целей наличия местного самоуправления; (отсутствием определения целей и задач местного самоуправления в рамках единой государственной социальной и территориальной политики);
  • несоответствием декларированной и проводимой (признанной) политики государства в отношении местного самоуправления;
  • отсутствием четкой региональной политики и комплексного планирования территориального развития РФ.

Для решения этих проблем эксперт предлагает принять определенный комплекс мер.

  • Формирование внятных государственных целей территориального развития РФ и на их основе — территориальных планов РФ, региональной политики.
  • Определение целей и задач местного самоуправления в рамках единой государственной социальной и территориальной политики.
  • Исходя из установленных целей проведение научных исследований в отношении оптимального территориального устройства, включая экономическую составляющую, методологии его определения и определения компетенции МСУ.
  • Корректировка законодательства в части территориальных основ и компетенции МСУ.
  • Проведение научных исследований, формирование территориальных планов субъектов РФ, предложений по оптимизации территориального устройства МСУ в субъекте РФ.
  • Региональное территориальное планирование и определение оптимальной схемы территориального устройства субъекта РФ.
  • Проведение разъяснительной работы с населением, формирование общественного мнения.
  • Формирование и реализация государственной кадровой политики (подготовка кадров и (или) формирование кадрового состава привлеченных специалистов и условий для их закрепления в муниципальных образованиях, в субъектах РФ).
  • Изменение территориальных основ местного самоуправления в субъекте РФ.

Рекомендации экспертов по обеспечению реального включения граждан в решение проблем на местах:

  • установление правовых гарантий гражданам для участия в МСУ;
  • усиление ответственности должностных лиц и органов МСУ, в том числе за непредставление информации гражданам об их деятельности;
  • введение указом президента перечня, порядка и условий обязательного предоставления населению информации о деятельности местной власти;
  • установление гарантий депутатской деятельности для депутатов местных советов; усилить госнадзор за соответствие соглашений, заключенный между главами поселений и районов.

Рекомендации экспертов по обеспечению источников доходов местных бюджетов:

  • федеральному центру целевым образом выделять средства на софинансирование капремонта инфраструктурных объектов муниципальной собственности;
  • внести изменения в Бюджетный кодекс в части закрепления за муниципальными образованиями большего объема налоговых поступлений; в частности, предлагается оставлять муниципалитету до 70% доходов от налога на доходы физических лиц и до 5% доходов налога на прибыль.

Межбюджетные отношения. Новая концепция

Современная российская система межбюджетных отношений выстраивалась в течение последних 10 лет и состоит из нескольких блоков. Первый — это создание единых условий для всех субъектов РФ. Второй — оказание поддержки по тем направлениям, в отношении которых заинтересован центр (выделение субсидий на выплату пособий ветеранам труда, труженикам тыла, детские пособия и т.д.). Третье направление — выделение средств на реализацию делегированных центром полномочий, которые ими выполняются более качественно, чем из центра: оплата жилищно-коммунальных услуг инвалидам, пособия в сфере занятости и т.д.

Первая задача, стоящая сегодня — более эффективное и качественное расходование субъектами средств, которыми они располагают. Задача федерального центра, при этом, состоит в том, чтобы рекомендовать регионам и поощрять использование эффективных методов расходования средств.

Самоуправление народа — вид социального управления, который основан на самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности участников общественных отношений. Самоорганизация — самостоятельное осуществление организационных действий. Саморегулирование — самостоятельное установление норм, правил поведения. Самодеятельность — самостоятельная деятельность по принятию решений и их реализации. При самоуправлении объект и субъект управления совпадают, то есть люди сами управляют своими делами, принимают совместные решения и совместно действуют с целью реализации принятых решений. В условиях самоуправления его участники признают над собой власть только собственного объединения.

Итак, признаки самоуправления:

1) это разновидность социального управления;

2) власть принадлежит всему коллективу;

3) власть осуществляется коллективом непосредственно или через выборные органы;

4) субъект и объект управления едины, совпадают;

5) саморегулирование происходит посредством сообща принятых социальных норм;

6) общие дела ведутся совместно, вместе принимаются решения;

7) интересы сообщества отстаиваются и защищаются на основе самодеятельности.

  • ко всему обществу: общественное самоуправление;
  • к отдельным территориям: региональное и местное самоуправление;
  • к управлению производством: производственное самоуправление (например, самоуправление учреждений образования);
  • к управлению общественных объединений и др.

Каково соотношение демократии и самоуправления?

Можно ли их отождествлять?

Нельзя ставить знак равенства между демократией и самоуправлением, поскольку самоуправление — более объемное понятие и более долговременное явление, чем демократия: оно предшествует ей и переживает ее.

Самоуправление сложилось в период родового строя. В условиях первобытного рода публичная власть осуществлялась самим населением через общее собрание членов рода. Здесь фактически совпадало управление и самоуправление, поскольку все члены рода принимали участие в управлении его делами.

Нельзя противопоставлять демократию и самоуправление, поскольку демократия предполагает самоуправление, тогда как самоуправление может существовать и без демократии как формы политической власти народа.

На ранних стадиях общественного развития системы самоуправления нередко входили в конфликт с недемократической формой государства (например. Запорожская Сечь в Украине — с монархической формой правления в России). По мере развития демократии — со времени возникновения буржуазных государств, провозгласивших источником власти народ, — самоуправление находит в демократии гаранта своей эффективности.

Общее у самоуправления и демократии:

• строятся на одинаковых принципах свободы, равенства, гласности;

• являются формами осуществления власти;

• реализуются непосредственно и через выборные органы;

• могут осуществляться с использованием общей нормативной базы.

Однако между ними есть и определенные различия, не позволяющие их отождествлять.

Основные признаки, отличающие самоуправление от демократии

Самоуправление

Демократия

1. Возникает по времени раньше демократии;

2. Может существовать без демократии;

3. Не имеет политического характера, но может приобретать и политический характер;

4. В обществе может быть несколько систем самоуправления (в разных сферах жизни и разных масштабов — преимущественно локальных);

5. Самоуправляющиеся организации действуют в рамках закона, но сами устанавливают нормы в границах своих объединении.

1. Возникает по времени позже самоуправления;

2. Предполагает наличие систем самоуправления;

3. Имеет только политический характер;

4. В обществе существует только одна общегосударственная система демократии;

5. Основные формы и институты демократии закреплены в законе, что обусловливает их юридическую обязательность для всех.

Государственное управление и самоуправление — не альтернативны. В рамках демократии они действуют параллельно на основе взаимодействия и взаимного дополнения. Демократия является условием развития самоуправления. Самоуправление является ядром демократии. Элементы самоуправления используются при осуществлении политической власти. В моменты участия в решении государственных дел системы самоуправления приобретают политический характер, который определяется конкретной мерой этого участия.

Самоуправление в сфере производства находит проявление в экономике многих стран, где существует самоуправленческий сектор, куда входят предприятия, выкупленные и управляемые трудовыми коллективами. Здесь производственная демократия выражается в соучастии работников в управлении предприятиями совместно с администрацией. На началах самоуправления действуют кооперативы, индивидуальные и семейные предприятия.

ДЕМОКРАТИЯ – политическая организация власти народа, при которой обеспечивается:

- равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами;

- выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества;

- обеспечение прав и свобод человека (в т.ч. национальных меньшинств) в соответствии с международными стандартами.

На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах свободы и равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая и развивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Б. Спиноза (Нидерланды, XVII в.), Ж.-Ж. Руссо (Франция, XVIII в.), Т. Джефферсон (США, XVIII в.), И. Франко (Украина, к. XIX – н. XX в.), В. Гавел (Чехия, XX в.), А. Сахаров (Россия, XX в.) и другие. Каждая историческая эпоха вносила свои дополнения в понятие демократии и расставляла свои акценты на их значимости.

Слово демократия употребляется в разном значении:

1). Как форма государства;

2). Как политический режим;

3). Как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций.

Когда говорят о государстве, что оно демократическое, то имеют ввидуналичие всех этих значений.

Демократия нигде и никогда не существовала без государства.

Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, которое руководствуется следующими принципами (принципы демократии):

- признание народа высшим источником власти;

- равноправие граждан и, прежде всего, равенство их избирательных прав;

- выборность основных органов государства;

- подчинение меньшинства большинству при принятии решений;

- плюрализм, политическая свобода, отсутствие цензуры.

ЦЕНЗУРА – контроль официальных властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием и исполнением (показ) сценических постановок, радио- и телевизионных передач, а иногда и частной переписки (перлюстрация) с тем, чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными.

Любые демократические государства строятся на базе этих общих признаков, но степень развития демократии может быть различной. Демократизация общества – это долговременный процесс, нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в международных гарантиях. Демократия – это образец, идеал, к которому стремятся цивилизованные государства.

САМОУПРАВЛЕНИЕ НАРОДА

САМОУПРАВЛЕНИЕ НАРОДА – вид социального управления, который основан на самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности участников общественных отношений.

Самоорганизация – самостоятельное осуществление организационных действий.

Саморегулирование – самостоятельное установление норм, правил поведения.

Самодеятельность – самостоятельная деятельность по принятию решений и их реализации.

При самоуправлении объект и субъект управления совпадают, то есть сами люди управляют своими делами, принимают совместные решения и совместно действуют с целью реализации принятых решений. В условиях самоуправления его участники признают над собой власть только собственного объединения.

1). Ко всему обществу: общественное самоуправление;

2). К отдельным территориям: региональное и местное самоуправление;

3). К управлению производством: производственное самоуправление (например, самоуправление учреждений образования;

4). К управлению общественных объединений и др.

Нельзя ставить знак равенства между демократией и самоуправлением, поскольку самоуправление – более объемное понятие и более долговременное явление, чем демократия: оно предшествует ей и переживает ее.

Самоуправление сложилось в период родового строя. В условиях первобытного рода публичная власть осуществлялась самим населением через общее собрание членов рода.

Вопрос № 38


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

ДЕМОКРАТИЯ (гр. demokratia — власть народа, от demos — народ и kratos — власть) — в современном понимании форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека. Формой ее реализации выступает республиканское правление с разделением властей, развитой системой народного представительства.

(Большой юридический словарь)

В действительности формы реализации демократии могут быть различны.

Пример:

Государство, во главе которого стоит монарх. Председатель правительства и лидер правящей партии, возглавляющий ее фракцию в парламенте — одно лицо. Верхняя палата парламента состоит из аристократов и формируется по наследственному признаку. Партий всего две. И эта страна не просто считается демократической, а признается образцом демократии в мире. Это — Великобритания. Таким образом, то, как реализуется демократия в государственном устройстве страны, во многом зависит от исторических корней и традиций управления.

Как указывается в Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным Законом РФ от 11 апреля 1998 года, органы власти местного самоуправления обеспечивают одновременно и эффективное, и приближенное к гражданам управление.

В Российской Федерации местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Конституция РФ гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах имеющихся полномочий, при этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статьи 3, 12, 130-133 Конституции РФ).

Суть современного понимания самоуправления состоит в том, что муниципалитет как субъект местного самоуправления — это не орган государственной власти и государственного управления, а местный коллектив, то есть сами люди, составляющие население самоуправляющихся территориальных единиц.

На сегодняшний день институт местного самоуправления следует считать основой российской государственности. Это та опора, на которой покоится вертикаль государственной власти. С деятельностью органов местного самоуправления неизбежно сталкивается каждый житель нашей страны, поскольку муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята прежде всего решением их неотложных повседневных проблем. Именно поэтому построение эффективной системы муниципального управления сегодня является для России задачей государственной важности.

Местное самоуправление в РФ. Современное состояние

Основные законодательные акты РФ в сфере местного самоуправления:

Реформа местного самоуправления в РФ

В конце апреля текущего года Общественная палата РФ обнародовала результаты экспертного опроса о готовности российских регионов к муниципальной реформе.

В рейтинг более-менее благополучных регионов вошли Адыгея, Чувашия, Красноярский край, Ивановская, Омская, Тверская, Томская, Челябинская области и Ямало-Ненецкий округ.

К проблемным эксперты отнесли республику Алтай, Карачаево-Черкесию, Карелию, Владимирскую, Ивановскую, Калужскую, Кировскую, Нижегородскую, Оренбургскую, Самарскую и Свердловскую области.

Замыкают рейтинг регионы, оказавшиеся в т.н. критической группе. Это: Краснодарский край, Калининградская и Московская области.

Вне исследования остались Москва, Санкт-Петербург, Чечня, Дагестан, Ингушетия и Калмыкия. Здесь не удалось добиться от экспертов внятных оценок готовности регионов к муниципальной реформе.

Проблемы реформирования МСУ, выявленные экспертами

На сегодняшний день эксперты заявляют о наличии целого ряда проблем, связанных с реформирование местного самоуправления в стране и, в частности, с реализацией ФЗ № 131-ФЗ, как то:

  • противоречия внутри законодательства;
  • отсутствие достоверной муниципальной статистики;
  • недостаток квалифицированных кадров;
  • противоречия между региональными и муниципальными властями;
  • неурегулированность имущественных споров;
  • конфликты между различными уровнями муниципальной власти;
  • слабый общественный контроль над ходом муниципальной реформы;
  • размытость позиции федеральной власти;
  • необеспеченность полномочий местного самоуправления материальными ресурсами (в первую очередь органы местного самоуправления не обеспечены финансами по реализации функций по пожарной безопасности, ремонту жилищного фонда, строительству и содержанию автодорог).

При этом, в частности, Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев выделяет несколько проблем в качестве ключевых.

Член Общественного совета при Министерстве регионального развития РФ Ольга Савранская, говоря о проблемах территориальной организации МСУ в России, отмечает их обусловленность:

  • отсутствием системного взгляда и понимания института местного самоуправления, определения государственных целей наличия местного самоуправления; (отсутствием определения целей и задач местного самоуправления в рамках единой государственной социальной и территориальной политики);
  • несоответствием декларированной и проводимой (признанной) политики государства в отношении местного самоуправления;
  • отсутствием четкой региональной политики и комплексного планирования территориального развития РФ.

Для решения этих проблем эксперт предлагает принять определенный комплекс мер.

  • Формирование внятных государственных целей территориального развития РФ и на их основе — территориальных планов РФ, региональной политики.
  • Определение целей и задач местного самоуправления в рамках единой государственной социальной и территориальной политики.
  • Исходя из установленных целей проведение научных исследований в отношении оптимального территориального устройства, включая экономическую составляющую, методологии его определения и определения компетенции МСУ.
  • Корректировка законодательства в части территориальных основ и компетенции МСУ.
  • Проведение научных исследований, формирование территориальных планов субъектов РФ, предложений по оптимизации территориального устройства МСУ в субъекте РФ.
  • Региональное территориальное планирование и определение оптимальной схемы территориального устройства субъекта РФ.
  • Проведение разъяснительной работы с населением, формирование общественного мнения.
  • Формирование и реализация государственной кадровой политики (подготовка кадров и (или) формирование кадрового состава привлеченных специалистов и условий для их закрепления в муниципальных образованиях, в субъектах РФ).
  • Изменение территориальных основ местного самоуправления в субъекте РФ.

Рекомендации экспертов по обеспечению реального включения граждан в решение проблем на местах:

  • установление правовых гарантий гражданам для участия в МСУ;
  • усиление ответственности должностных лиц и органов МСУ, в том числе за непредставление информации гражданам об их деятельности;
  • введение указом президента перечня, порядка и условий обязательного предоставления населению информации о деятельности местной власти;
  • установление гарантий депутатской деятельности для депутатов местных советов; усилить госнадзор за соответствие соглашений, заключенный между главами поселений и районов.

Рекомендации экспертов по обеспечению источников доходов местных бюджетов:

  • федеральному центру целевым образом выделять средства на софинансирование капремонта инфраструктурных объектов муниципальной собственности;
  • внести изменения в Бюджетный кодекс в части закрепления за муниципальными образованиями большего объема налоговых поступлений; в частности, предлагается оставлять муниципалитету до 70% доходов от налога на доходы физических лиц и до 5% доходов налога на прибыль.

Межбюджетные отношения. Новая концепция

Современная российская система межбюджетных отношений выстраивалась в течение последних 10 лет и состоит из нескольких блоков. Первый — это создание единых условий для всех субъектов РФ. Второй — оказание поддержки по тем направлениям, в отношении которых заинтересован центр (выделение субсидий на выплату пособий ветеранам труда, труженикам тыла, детские пособия и т.д.). Третье направление — выделение средств на реализацию делегированных центром полномочий, которые ими выполняются более качественно, чем из центра: оплата жилищно-коммунальных услуг инвалидам, пособия в сфере занятости и т.д.

Первая задача, стоящая сегодня — более эффективное и качественное расходование субъектами средств, которыми они располагают. Задача федерального центра, при этом, состоит в том, чтобы рекомендовать регионам и поощрять использование эффективных методов расходования средств.

Функции демократии реализуются через ее формы и институты.

Форма демократии — это ее внешнее выражение.

Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие:

1. Участие народа в управлении государственными и общественными делами (народовластие), осуществляется в двух формах - прямой и непрямой:

Прямая - представительная демократия - форма народовластия, при которой власть осуществляется через выявление воли представителей народа в выборных органах (парламенты, органы местного самоуправления).

Непрямая - непосредственная демократия - форма народовластия, при которой власть осуществляется через непосредственное выявление воли народа или определенных социальных групп (референдум, выборы).

2. Формирование и функционирование системы органов государства на основе демократических принципов законности, гласности, выборности, сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотребление служебным положением и общественным авторитетом;

3. Юридическое (прежде всего конституционное) закрепление системы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита в соответствии с международными стандартами.

Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни:экономическая; социальная; политическая; культурно-духовная и др.

Формы демократии находят проявление в ее институтах(референдум, общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.).

Институты демократии - это легитимные и легальные элементы политической системы общества, непосредственно создающие демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии.

Предпосылкой легитимности института демократии является его организационное оформление кпризнание общественностью; предпосылкой легальности - его юридическое оформление, узаконение.

По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления различают институты демократии:

1) Структурные - сессии парламентов, депутатские комиссии, народные контролеры и т.п.

2) Функциональные - депутатские запросы, наказы избирателей, общественное мнение и т.п.

По юридической значимости принимаемых решений различают институты демократии:

1) Императивные - имеют окончательное общеобязательное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум конституционный и законодательный; выборы; наказы избирателей и др.

2) Консультативные - имеют совещательное, консульта -тивное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум консультативный; всенародное обсуждение законопроектов; митинги; анкетирование и др.

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам.

Выборы— это форма непосредственного участия граждан в управлении государством путем формирования высших представительных органов, органов местного самоуправления, их персонального состава.

Граждане демократического государства имеют право свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин может выражать свою волю свободно при соблюдении равенства. Свобода избирателя реализуется при помощи тайного голосования и требует установления гарантий против давления на него.

На основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования в Украине избираются населением: Президент, Верховная Рада, Верховный Совет Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, и т. д.

Избирательная система может быть мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной).

Мажоритарная система — система определения результатов выборов, согласно которой депутатские мандаты от избирательного округа получают только кандидаты, получившие установленное большинство голосов.

Пропорциональная система – предполагает что депутатские мандаты распределяются между партиямипропорционально количеству голосов, отданных за партию в границах избирательного округа.

Например: выборы депутатов Верховной Рады Украины в 1998 г. проводились по смешанной системе: из 450 депутатов — 225 избиралось в одномандатных избирательных округах на основе относительного большинства (мажоритарная система), а 225 — по спискам кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков, во многомандатном общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального представительства (пропорциональная система).




Особым институтом демократии является референдум как один из способов демократического управления государственными делами.

Референдум(лат, - то, что должно быть сообщено) - способ решения путём голосования кардинальных проблем общенационального и местного значения (принятия конституции, иных важных законов или внесения в них изменений, а также других решений по важнейшим вопросам). Референдум является одним из важных институтов непосредственной демократии, проводится с целью обеспечения народовластия - непосредственного участия граждан в управлении государством и местными делами.

Референдумы по предмету проведения делятся на:

· Конституционный - на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки;

· Законодательный - на всенародное голосование выносится проект закона или действующий закон;

· Консультативный - проводится с целью выявления общественного мнения по принципиальному вопросу государствен-ной жизни.

Новый всеукраинский референдум по вопросам, ранее выносимым на референдум, может быть проведён через 5 лет, а местный референдум - через 1 год со дня проведения предыдущего референдума по этим вопросам.

В выборах и референдумах имеют право участвовать граждане Украины достигшие 18 – го возраста. Гарантируется свободное волеизъявление.

Голосование во время выборов и референдумов является тайным: контроль над волеизъявлением граждан не допускается.

В Швейцарии, кроме референдума, институтами непосредственной демократии являются народное вече, народная законодательная инициатива. В США референдум применяется наравне с законодательной инициативой. Во Франции через три года после проведения первого референдума в 1789 г. стали практиковаться плебисциты - всенародные опросы, которые рассматриваются как синонимы референдумов.

Демократия и самоуправление

Самоуправление народа— вид социального управления, который основан на самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности участников общественных отношений.

Самоорганизация - самостоятельное осуществление организаци-онных действий.

Саморегулирование - самостоятельное установление норм, правил поведения.

Самодеятельность - самостоятельная деятельность по принятию решений и их реализации. При самоуправлении объект и субъект управления совпадают, то есть люди сами управляют своими делами, принимают совместные решения и совместно действуют с целью реализации принятых решений. В условиях самоуправления его участники признают над собой власть только собственного объединения.

Итак, признаки самоуправления:

1) это разновидность социального управления;

2) власть принадлежит всему коллективу;

3) власть осуществляется коллективом непосредственно или через выборные органы;

4) субъект и объект управления едины, совпадают;

5) саморегулирование происходит посредством сообща принятых социальных норм;

6) общие дела ведутся совместно, вместе принимаются решения;

7) интересы сообщества отстаиваются и защищаются на основе самодеятельности.

Самоуправление как одна из форм организации человеческого общежития основывается на принципах свободы, равенства и непосредственного участия (прямого волеизъявления) в управлении.

· ко всему обществу: общественное самоуправление;

· к отдельным территориям: региональное и местное само-управление;

· к управлению производством: производственное самоуправ-ление (например, самоуправление учреждений образования);

· к управлению общественных объединений и др. Каково соотношение демократии и самоуправления? Можно ли их отождествлять?

Нельзя ставить знак равенства между демократией и самоуправлением, поскольку самоуправление - более объемное понятие и более долговременное явление, чем демократия: оно предшествует ей и переживает ее.

Самоуправление сложилось в период родового строя. В условиях первобытного рода публичная власть осуществлялась самим населением через общее собрание членов рода. Здесь фактически совпадало управление и самоуправление, поскольку все члены рода принимали участие в управлении его делами.

Но противопоставлять демократию и самоуправление нельзя, поскольку демократия предполагает самоуправление, тогда как самоуправление может существовать и без демократии как формы политической власти народа.

На ранних стадиях общественного развития системы самоуправления нередко входили в конфликт с недемократической формой государства (например, Запорожская Сечь в Украине с монархической формой правления в России). По мере развития демократии - со времени возникновения буржуазных государств, провозгласивших источником власти народ, - самоуправление находит в демократии гаранта своей эффективности.

Рассматривая самоуправление и демократию можно выделить общие черты:

· строятся на одинаковых принципах свободы, равенства, гласности;

· являются формами осуществления власти;

· реализуются непосредственно и через выборные органы;

· могут осуществляться с использованием общей нормативной базы.

Однако между ними есть различия:

Самоуправление Демократия
Возникает по времени раньше демократии Возникает по времени позже самоуправления
Может существовать без демократии Предполагает наличие систем самоуправления
Не имеет политического характера, но может приобретать и политический характер В обществе существует только одна государственная система демократии
В обществе может быть несколько систем самоуправления Основные формы и институты демократии закреплены в законе, что определяет их обязательность для всех
Самоуправляющиеся организации действуют в рамках закона Имеет только политический характер

Государственное управление и самоуправление - не альтер-нативны. В рамках демократии они действуют параллельно на основе взаимодействия и взаимного дополнения. Демократия является условием развития самоуправления. Самоуправление является ядром демократии. Элементы самоуправления используются при осуществлении политической власти. В моменты участия в решении государственных дел системы самоуправления приобретают политический характер, который определяется конкретной мерой этого участия.

Самоуправление в сфере производства находит проявление в экономике многих стран, где существует самоуправленческий сектор, куда входят предприятия, выкупленные и управляемые трудовыми коллективами. Здесь производственная демократия выражается в соучастии работников в управлении предприятиями совместно с администрацией. На началах самоуправления действуют кооперативы, индивидуальные и семейные предприятия.

Читайте также: