Докажите с помощью методической рекомендации на с 153 учебного пособия что участников

Обновлено: 16.05.2024

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то,кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т. д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

сведения об авторе (авторах);

список рекомендуемой литературы по данной теме;

приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций

1.На титульном листе должны быть обозначены:

название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

фамилия, имя, отчество автора;

название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

2. На втором листе вверху приводится аннотация,включающая лаконичные сведения о:

сути рассматриваемых вопросов;

предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);

источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);

возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф. И. О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др., сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т. п.);

краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т. п.);

обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

4. Содержание методических рекомендацийможет быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т. п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например,его можно структурировать в следующей логике:

описать (на основе состоявшегося опыта деятельности, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т. д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия, кадровому обеспечению (требования к экспертам);

вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

предостеречь от типичных ошибок.

5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

планы проведения конкретных дел, мероприятий;

методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т. д.

Методические рекомендации для педагогов по обучению слабослышащих первоклассников С момента появления на свет, ребёнок познаёт окружающий мир с помощью различных анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания. С помощью.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности. Методические рекомендации.

Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения.

Технология интегрированного занятия в ДОУ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ) Технология интегрированного занятия в ДОУ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ) Подготовила: Колмакова Ирина Сергеевна,.

Методическое пособие - разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, либо по направлению учебно-воспитательной работы. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь учителю в его повседневной работе.

Методическое пособие – это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам образовательного учреждения в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Требования к методическим пособиям

Информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз).

Ясность и четкость изложения (популярность).

Наличие оригинальных способов организации соответственной деятельности.

Наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания.

Наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, или материалами экспериментальной апробации.

Структура методического пособия включает:

Введение или пояснительная записка – до 15 % текста, где раскрывается история вопроса, анализируется состояние науки по данной проблеме, наличие или отсутствие сходных методик, технологий, обосновывающих необходимость данного пособия. Описываются особенности построения пособия, цель, кому адресовано.

Основная часть – до 75 % текста, в основной части пособия в зависимости от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.

Глава 1 - излагается изучаемый теоретический материал;

Глава 2 - описываются основные методики, технологии, используемые или рекомендуемые для успешного решения вопроса;

Глава 3 - перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению;

Глава 4 - контрольные задания для проверки усвоения материала.

В теоретической части излагается в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе образования детей, обладающей своими специфическими чертами.

В практической части систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в образовательном учреждении.

В дидактической части сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы и результаты, логически вытекающие из содержания методического пособия, в каком направлении предполагается работать дальше.

Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуе­мого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Методическое пособие должно содержать все составные части, которые входят в издание, при этом помимо основного текста рукопись должна включать обложку, титульный лист и оборот титульного листа.

На обложке по центру располагается заглавие работы, И.О.Ф. автора помещается выше заглавия. Вам следует помнить, что сначала пишутся инициалы, а затем фамилия. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию рукописи.

На титульном листе прописывается заглавие, выше заглавия И.О.Ф. автора. Вверху по центру пишется название организации, от имени которой выпускается издание, с названием вышестоящей организации. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе. Аннотация содержит следующие лаконичные сведения:

-указывается, чему посвящено данное пособие;

-предназначение данного методического пособия, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа;

возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где может быть использовано настоящее пособие).

Содержание или оглавление. Оглавление пишется только тогда, когда в работе есть главы. В остальных случаях пишется содержание. В нем не используются номера и слова типа стр. или с.

Технические требования к оформлению методического пособия

Текстовая часть рукописи должна быть обязательно набрана на компьютере (А4: 210Х297), формат А 4. Интервал между строками – 1или 1,5. Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт - Times New Roman, кегль 14. Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяем жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускается. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27. В тексте не допускаются переносы, выравнивание по ширине. Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится. Тексты структурных элементов - разделов - следует начинать с нового абзаца. Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью абзацев - отступов в строке при начале новой смысловой части. Номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию. Нумерация проставляется с основного текста.

Верхнее поле – 2 см. Нижнее поле – 2,5 см.

Левое поле – 3 см. Правое поле – 1 см.

Похожие документы:

С точки зрения содержания, методическое обеспечение

. изложение сути, содержания и главных особенностей методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация . учебных планов, образовательных программ, учебно – методических пособий, предназначенных для внедрения в систему дополнительного .

Актуальные проблемы информатизации высшего образования

. для каждого нового электронного учебника, пособия или методического руководства, в то время как . технологии в образова­нии [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогических вузов / И.В. Роберт, С.В. Панюкова .

Методические рекомендации по апробации сетевых образовательных программ г. Пятигорск

. планами); учебно-методические электронные ресурсы (методические указания, методические пособия, методические рекомендации для изучения . … Литература для учащегося: … Учебники: … Методические пособия: … Справочная литература: … III б. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ .

Методическая разработка педагогический контроль, как одна из составляющих методической деятельности спортивной школы

. . – 232с. Никитушкина Н.Н. Научно-методическая деятельность в физической культуре и спорте: учеб. пособие. – М.: Прометей, 2006 .

Рекомендации преподавателям по созданию учебно-методических материалов Москва-2013

. семинарских занятий; - Учебно-методические издания Методические рекомендации; Методические указания; Методическое пособие; Подготовка учебных материалов, тиражируемых .

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методических рекомендациях описаны правила и особенности оформления методической продукции преподавателями техникума. Особое внимание уделяется техническим требованиям оформления етодической продукции.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по созданию методической продукции

Севастополь

Методические рекомендации включают основные понятия и этапы разработки методической продукции по учебным дисциплинам и профессиональным модулям. Изложены требования по оформлению текстовой и графической составляющих учебно-методических материалов.

Данные методические рекомендации разработаны для оказания практической помощи преподавателям для единой системы требований к оформлению методической продукции.

Пичугин Анатолий Николаевич, преподаватель высшей квалификационной категории

Рассмотрено на заседании цикловой

комиссии социально-гуманитарных дисциплин

Председатель __________А.Н. Пичугин

на заседании методического совета

Председатель _________ М.С. Хаецкая

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОСТАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СОСТАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

5.1 Пояснения к отдельным структурным элементам методической разработки

5.2 Рекомендации по составлению пояснительной записки

5.3 Рекомендации по составлению аннотации

5.4 Рекомендации по составлению рецензии

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Технические требования к оформлению текста

Требования к оформлению заголовков

Требования к оформлению нумерации страниц

Требования к оформлению таблиц

Требования к оформлению иллюстраций

Требования к оформлению формул

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение 1. Образец оформления титульного листа методического продукта

Приложение 2. Образец оформления аннотации

Приложение 3. Образец оформления содержания

Приложение 4. Образец оформления рецензии

Реформы системы образования в целом требуют кардинальных изменений и в системе профессионального образования. Главное требование работодателей к современному выпускнику заключается в том, что студент не только знает теоретический материал, а и умеет очень быстро решать профессиональные задачи, не имея опыта работы. Соответственно и преподаватель техникума должен уходить от традиционных методов обучения, и применять в своей профессиональной деятельности современные активные формы, которые позволят нашим студентам быть конкурентоспособными на рынке труда.

К сожалению, учебники, учебные пособия в системе профессионального образования могут дать студенту только знания, а не практический опыт. Поэтому проблема разработки методической продукции, направленной на приобретение студентами практических навыков, преподавателями СПО является актуальной.

Сегодня система профессионального образования нуждается в педагоге, создающем инновационный опыт в области методических нововведений в профессиональном обучении, в области приспособления новшеств (педагогических технологий) к современным условиям образовательной деятельности, а также в обобщении и распространении данного опыта.

Актуальность разработанных методических рекомендаций по созданию методической продукции обусловлена тем, что преподаватели СПО имея огромное количество наработок не всегда понимают, как можно представить свой опыт коллегам и систематизировать его. Поэтому идея создания настоящих методических рекомендаций заключается в том, чтобы в обобщённом виде представить педагогам систему требований к методической продукции.

непрерывный рост профессионального мастерства;

формирование исследовательского подхода к проблемам профессионального обучения;

формирование исследовательского подхода к проблемам воспитания;

создание новых методических продуктов;

трансляция инновационного педагогического опыта;

систематизация накопленных материалов преподавателями и мастерами производственного обучения;

обобщение опыта преподавателей и мастеров производственного обучения;

взаимодействие с работодателями.

Особое внимание уделяется возможным видам методической продукции и этапам работы по ее созданию. В методических рекомендациях расписано содержание деятельности каждого этапа создания методического продукта.

Приведены примеры оформления аннотации и рецензии на готовый методический продукт. Четко расписана структура таких работ.

Изложены требования по оформлению текстовой и графической составляющих учебно-методических материалов.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОСТАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Профессиональная деятельность педагогических работников основана на федеральных и внутритехникумовских документах. Обязанностью каждого преподавателя является знание нормативно-правовой базы.

В методических рекомендациях представлены требования к содержанию, структуре и оформлению методической продукции преподавателей.

Методическая работа преподавательского состава техникума направлена на повышение квалификации и профессионализма преподавателей и мастеров производственного обучения, совершенствование его компетентности, а также создание своих методик обучения, ориентированных на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся СПО в соответствии с будущим профилем их деятельности и инновационными требованиями развития общества.

Методическая продукция – это способ трансляции педагогических находок и методических приёмов педагогической деятельности.

Учебно-методическая продукция – это методический результат деятельности преподавателя по созданию разработок методической направленности, которые обеспечивают процесс обучения студентов СПО.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СОСТАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Перед каждым преподавателем системы среднего профессионального образования стоит главная задача – подготовка квалифицированного специалиста, готового решать профессиональные задачи сразу же после окончания техникума. Педагоги находятся в постоянном поиске новых средств, форм, приёмов обучения интересных для современного студента. К сожалению, не все учебные пособия отвечают требованиям и студентов и преподавателей, поэтому педагоги профессионального обучения создают свои современные методические продукты.

Методическая продукция разрабатывается преподавателями техникума с целью увеличения банка учебно-методического обеспечения образовательного процесса, который должен отвечать требованиям ФГОС СПО по формированию общих и профессиональных компетенций студентов, поиска новых форм, методов и средств обучения, авторских методик.

Реализация поставленных целей позволит решить следующие педагогические задачи:

использование активных и интерактивных форм обучения: построение модели профессионального развития, траектории карьерного роста;

осуществления самоконтроля, самооценки, самоанализа; активное участие в осуществлении обратной связи;

создание условий для самостоятельного решения профессиональных задач во время учебной и производственной деятельности;

внедрение в учебный процесс новых форм проведения учебных занятий: лекций с эвристической беседой, с элементами ролевых игр, лекций-экскурсий на производство, деловых игр и др.;

формирование исследовательского подхода к проблемам профессионального обучения;

трансляция передового педагогического опыта преподавателями и мастерами производственного обучения;

систематизация имеющегося опыта преподавания профессиональных дисциплин по направлениям подготовки обучающихся техникума.

Преподаватель, правильно определивший цели и задачи создания методического продукта, сможет успешно пополнить методический кабинет своими наработками.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

К методическим продуктам можно отнести методические разработки, учебные издания, методические издания. Особое место в век новых технологий занимают электронные методические продукты

Методической разработкой может быть разработка:

темы учебной дисциплины;

темы профессионального модуля;

темы практического или лабораторного занятия;

темы семинарского занятия;

серии учебных занятий;

конкретного учебного занятия;

дополнительной образовательной программы кружка;

программы факультатива, курса по выбору в рамках профессиональной подготовки, элективного курса;

программы дополнительного образования детей и взрослых;

описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);

сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;

пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию;

пакет инструкционных карт по выполнению самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов;

письменной консультации для студентов заочной формы обучения;

описание особенностей использования различных образовательных технологий в процессе преподавания спецдисциплин и профессиональных модулей;

описание информационно-образовательной среды и механизм ее создания и др.

Учебные издания подразделяются:

учебник: содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе; официально утвержден; предназначен для студентов.

учебное пособие: частично или полностью дополняет или заменяет учебник; допускает отход от программы для того, чтобы дать возможность обучающимся углубить свои знания какой-либо темы или проблемы; может быть выпущено на одну из частных тем учебной дисциплины или профессионального модуля; официально утверждено; предназначено для студентов.

учебно-методическое пособие: содержит материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или профессиональному модулю; предназначено для преподавателей.

практикум: сборник практических заданий и упражнений, способствующих усвоению, закреплению, проверке знаний; предназначен для студентов.

пособие учебное: словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, диаграммы, схемы, диафильмы, видеофильмы, звукозаписи, электронные презентации и др.

предназначено для студентов.

Методические издания могут представлять собой методические разработки, предназначенные для преподавателей, и пособия, предназначенные для студентов.

Методическая разработка содержит конкретные материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, темы, занятия) или профессионального модуля, по современным технологиям обучения, по обобщению передового опыта; планирование материала по курсу (примерная и рабочая программа, календарно-тематический план), положения по вопросам учебно-воспитательной работы (на основе нормативных актов.

Методическое пособие содержит комплекс четко сформулированных рекомендаций, указаний по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ, лабораторных и практических занятий, решению вопросов производственного обучения, по подготовке к ГИА; практические задания с примерами их выполнения.

Приоритетными разработками на всем образовательном пространстве большинства стран мира в последние годы являются электронные средства учебного назначения. Это обусловлено многими факторами. Во-первых, компьютер стал средством повышения производительности труда во всех сферах деятельности человека. Во-вторых, резко вырос объем необходимых знаний и с помощью традиционных способов и методик преподавания НЕ всегда возможно подготовить большое количество высококвалифицированных специалистов.

Необходимость активного использования электронных средств и пособий сегодня диктуется тем, что информационные технологии занимают важное место в технологическом образовательном пространстве, а следовательно, без их активного использования невозможно обеспечить значительную интенсивность процесса получения знаний, закрепление навыков и умений.

Электронное учебное пособие (ЭУП) — это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник. ЭУП – это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе — магнитном, оптическом (CD–ROM, DVD, CD–R, CD–I, CD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Создание методического продукта – это очень сложный и трудоёмкий процесс, который представляет собой последовательность определенных этапов работы.

Можно выделить 7 этапов работы над методическим продуктом.

название методического продукта;

вид методического продукта;

автор методического продукта;

цель методического продукта;

задачи методического продукта;

вопросы методического продукта;

аннотация методического продукта.

Все перечисленные моменты автор методической продукции может изложить в произвольной форме.

Содержанием работы на данном этапе будет определение темы и целей методического продукта. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

Деятельность педагога заключается в том, что он определяет для себя цель методического продукта, при необходимости консультируется с методическим работником. На данном этапе преподавателю необходимо обосновать актуальность работы, и продумать ресурсное обеспечение методического продукта.

Цель методического продукта будет полностью зависеть от определения вида данной работы. Цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы рабочей программы; описание видов деятельности педагога и обучающихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.)

На данном этапе осуществляется определение источников информации, способов сбора и анализа информации, форм отчета. Педагог определяет задачи и структуру своей работы, составляет план методического продукта.

На данном этапе особое внимание нужно уделить именно структуре методического продукта, так как она будет зависеть от вида и цели вашей работы.

В разработке темы учебного занятия указывается не только содержание занятия и его ход, но и описываются методы, приёмы, образовательные технологии, которые помогли реализовать поставленные цели занятия. Указываются способы их использования.

Главной задачей данного этапа является изучение зарубежной и отечественной литературы, методических пособий, передового опыта по выбранной теме. Преподаватель должен помнить, что содержание методического продукта не должно повторять уже имеющийся опыт. Разработчику следует четко определить новизну своего методического продукта и практическую направленность реализации задумки с учетом направлений техникума.

На данном этапе происходит сбор информации и решение промежуточных задач. Имеющиеся наработки по данному направлению преподаватель анализирует и систематизирует. Создает каждый раздел методического продукта в соответствии с задуманным планом и структурой работы. Необходимо обратить внимание на логическое построение разделов методического продукта.

При составлении методических рекомендаций должны учитываться требования:

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 8.417-81 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы физических величин.

Чтобы методическая разработка не осталась достоянием лишь автора, необходимо организовать ее рецензирование. Рецензенты (преподаватели техникума, председатели цикловых комиссий) дают рекомендацию: кто должен ознакомиться с ней и использовать ее в работе, какая требуется доработка и в каком направлении следует вести дальнейшую работу.

Накопление в цикловой комиссии разработанных тем занятий, воспитательных мероприятий и других методических материалов облегчает календарно - тематическое планирование, помогает в подготовке к учебным занятиям. Однако следует иметь в виду, что методические разработки через несколько лет устаревают и нуждаются в обновлении в связи с выходом новой специальной и педагогической литературы.

Методические разработки и другие методические материалы, разработанные педагогическими работниками, подлежат

рассмотрению на заседании цикловой комиссии или методического совета

регистрации в методическом кабинете

при необходимости утверждению у директора техникума.

Председатель цикловой комиссии организовывает рецензирование методических работ членов своей комиссии. Рецензентом могут выступать преподаватели техникума, специалисты учреждений и организаций, компетентные в рассматриваемой проблеме, а также председатель цикловой комиссии. Рецензент дает рекомендации: кто должен ознакомиться с методической разработкой и использовать ее в работе, какая требуется доработка и в каком направлении должно идти дальнейшее развитие анализа и обобщения опыта преподавателей по данной проблеме.

Методический продукт и рецензия на него рассматриваются на заседании цикловой комиссии, о чем вносится запись в протокол заседания. Рецензии на методические продукты и учебно-программную документацию хранятся в методическом кабине техникума. На методическом совете рассматриваются методические материалы, имеющие общетехникумовское значение.

Рабочие учебные программы, учебные пособия, методические рекомендации по изучению дисциплины для заочного отделения, методические рекомендации по дипломному и курсовому проектированию утверждаются директором техникума.

Воспитательные программы, методические рекомендации по организации воспитательного процесса согласовываются с заведующим структурного подразделения по воспитательной работе.

Методические рекомендации по организации практического обучения согласовываются с заместителем директора по производственному обучению.

Ответственность за соответствие методической продукции федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования и современному состоянию образования и науки несет цикловая комиссия, за которой закреплено обучение по данной учебной дисциплине/профессиональному модулю.

Ответственным за своевременность разработки, качество и достаточность содержания методической продукции является преподаватель или мастер производственного обучения, выполняющий данную работу согласно плана цикловой комиссии на текущий учебный год.

Изучение предмета, курса, или большой темы по любой дисциплине осуществляется, как правило, по программам и учебникам, утвержденным Министерством образования. Ученики школ и студенты вузов, имея книжки по определенным предметам, учат теорию и выполняют практические задания, постепенно погружаясь в тему и усваивая ее в полной мере. Конечно, часто учащиеся используют дополнительные учебные материалы в виде хрестоматий, словарей, и других пособий.

А что использует педагог? Неужели он подает учащимся только ту информацию, которая есть в учебнике и предусмотрена программой? Над этим вопросом мало кто задумывается до тех пор, пока сам не попробует себя в роли учителя. Для того, чтобы подача учебного материала была правильной, последовательной, информативной и результативной, педагоги используют методическое пособие. Что представляет собой данной пособие? Каких оно бывает видов и из чего состоит? Попробуем разобраться в данной статье.

Методическое пособие. Что это?

Под методическим пособием понимают издание, которое создается специально для учителей и облегчает им процесс преподавания. Оно содержит материалы, направленные на практическое применение знаний на практике, с подробным описанием методик преподавания. Построено на примерах и рекомендациях, и состоит их теоретических положений, посвященных популярным мнениям в педагогике на излагаемую тему или вопрос.

Методическое пособие – это учебно-методическое издание, в котором собран и структурирован материал, описывающий задачи и методику обучения и содержание курса, предмета, раздела, или же посвященный учебно-воспитательной работе. Часто авторы таких научных изданий включают в содержание дополнительные материалы в виде планов, конспектов, разнообразного дидактического материала.

Что характерно для пособий?

Любое пособие для учителя или преподавателя вуза должно быть понятным и доступным, и строиться на основе учебников, по которым проводится обучение. Как правило, в методичках указывается автор и год выхода учебной литературы. Если говорить о том, что является характерным для таких пособий, то можно отметить следующее:

  1. Четкая практическая направленность.
  2. Доступная форма изложения.
  3. Оказывает существенную помощь в повседневной работе педагогов.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Какие требования выдвигаются к методическим пособиям?

Для того, чтобы материалы, созданные в помощь учителю, были понятными и доступными, и использовались без региональной привязки при организации образования, они создаются с учетом строгих требований, проходят контроль и утверждаются в Министерстве, и только потом отдаются в печать.

Итак, методическое пособие должно быть:

  • Информативным, с максимальной насыщенностью информацией.
  • Информация должна быть изложена ясно и четко, быть популярной.
  • Структурированным.
  • Иметь оригинальные способы организации деятельности учителя или воспитателя (если касается детских дошкольных учреждений).
  • Издание должно содержать новые методические приемы форм деятельности или их новое сочетание, для развития системы преподавательского процесса.
  • С подтвержденной эффективностью. В качестве доказательных материалов в методических пособиях могут использоваться иллюстрации, или материалы экспериментальной апробации.

Стоит учитывать, что кроме методических пособий, педагоги применяют в своей работе и методические рекомендации. Они отличаются от пособий тем, что теория по конкретному предмету или теме в нем раскрывается минимально, то есть, содержание рекомендаций основано преимущественно на практике педагога, на тонкостях процесса подачи материала и способах организации учебного процесса.

Какую структуру имеет методическое пособие?

При разработке изданий для помощи педагогам в их повседневной деятельности авторы придерживаются строгой структуры в своих пособиях. Поэтому, если взять методички по разным учебным дисциплинам, например, математике и химии, то структурно они будут идентичными. Отличия будут только в поданном материале и в рекомендованных Минобразованием практичных заданиях для усвоения и контроля знаний у учеников.

Структура методического пособия выглядит следующим образом:

  • Начинается вступлением или в виде пояснительной записки.
  • Далее следует основная часть, которая составляет примерно 75% всего текста. Здесь идет описание особенностей изучаемой теории, технических методик, технологий, перечисляются практичные работы и даются к ним рекомендации, а также контрольные задания.
  • Заключение, с описанием кратких и четких выводов и результатов, которые будут достигнуты при использовании данного методического пособия.
  • Литература.
  • Приложения. Часто состоит из нормативных документов, и других материалов, с помощью которых педагог сможет качественно и рационально организовать свою работу, и при этом, не нарушив требований.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Методические пособия и их виды

Существуют различные виды методических пособий, при использовании которых в комплексе, педагоги получают возможность шире, глубже, информативней передать материал учащимся, донести до них важную информацию максимально интересно и доступно. Для этого в работе педагогов применяются следующие виды методического пособия:

  • Продукция информационно-ознакомительного характера, к которой относят листовки, буклеты, информационно-методические справочные материалы, и т.д.
  • Материалы и издания организационно-методического направления. Сюда входят методические записки, разработки, рекомендации.
  • Прикладная продукция в виде карточек, тестовых заданий, технических схем, иллюстраций, и т.д.

В общем, используя методическое пособие, педагог может четко, грамотно, последовательно изложить учебный материал для качественного его усвоения учащимися.

Читайте также: