Роль правосудия как государственной деятельности призванной решать жизненные с позиций права

Обновлено: 02.07.2024

Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ.

Для определения понятия правосудия надо прежде всего установить отличительные черты, характерные для данного вида государственной деятельности.

Первым отличительным свойством правосудия является его осуществление только судом. Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения его функций иными государственными органами и общественными объединениями. А воплощать в жизнь правосудие вправе только судьи, наделенные в законном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также, как отмечалось, в установленных законом случаях представители населения.

Вторым отличительным свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов.

Третьим отличительным свойством правосудия является то, что оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридическихдел.

Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством. Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч. 2 ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает также арбитражное судопроизводство.

Следующим отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством.

Процессуальный порядок судебного разбирательства призван создать оптимальные условия для установления истины, обеспечивать обоснованность и законность, объективность и справедливость судебных решений, недопущение и устранение ошибок (система обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке надзора и др.), является важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса. При осуществлении правосудия судьи обязаны быть беспристрастными и справедливыми (ст. 8 Закона о статусе судей).

Судопроизводство не совпадает с правосудием, являющимся основной формой осуществления судебной власти, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия. Правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности.

Таким образом, правосудие – это совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, подведомственных судам административных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.

Министерство юстиции РФ, его стуркутра, основные задачи, полномочия и организация деятельности.

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, координирует ее Правительство РФ. Возглавляет Минюст на основе единоначалия Министр юстиции, наделенный значительными полномочиями, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Минюст России, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему Министерства. В каждом федеральном округе образованы федеральные управления Минюста России по федеральным округам, в 21 субъекте РФ действуют главные управления, в 63 – управления (отделы) по субъектам РФ.

В соответствии с п. 5 Положения о Минюсте России на него возложены следующие основные задачи: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний.

В целях реализации государственной политики в сфере юстиции Минюст России:

координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;

обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ;

проводит юридическую экспертизу законопроектов и иных нормативных правовых актов, выносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также проверку отбора ими актов, подлежащих государственной регистрации, и контроль за правильностью и своевременностью их опубликования;

ведет государственный реестр актов федеральных органов исполнительной власти и учет актов субъектов РФ;

ведет федеральный регистр нормативных актов субъектов РФ и проводит их юридическую экспертизу;

участвует в работе по ведению классификатора правовых актов и подготовке Свода законов РФ;

изучает практику применения законодательства РФ в сфере юстиции;

участвует в разработке реализации программ правовой информатизации;

осуществляет информационное обеспечение судов общей юрисдикции;

готовит ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности органами государственной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению актов судебных и других органов, исполнению уголовных наказаний.


Автор предлагает рассматривать деятельность судебной власти как одну из функций государства, которая реализуется в способности и одновременной возможности государства отстаивать и защищать нарушенные или оспариваемые права физических и юридических лиц, осуществляется на основании действующего законодательства через систему судов в предусмотренной законом процессуальной форме, с последующим обеспечением в виде принудительного исполнения. При всем этом государство также относится к той категории субъектов, законные интересы которого также подлежат судебной защите. Суть деятельности судебной власти сводится к всестороннему рассмотрению правового конфликта и последующему справедливому его разрешению на основании закона, в чем и заключается основная роль судебной власти в правовой жизни общества.

Ключевые слова: судебная власть, роль судебной власти, место судебной власти.

The author proposes to consider the activities of the judiciary as one of the functions of the state, which is implemented in the ability and simultaneous ability of the state to defend and protect the violated or disputed rights of individuals and legal entities, is carried out on the basis of the current legislation through the system of courts in the procedural form provided by law, followed by enforcement. At the same time, the state also belongs to the category of entities whose legitimate interests are also subject to judicial protection. The essence of the activities of the judiciary is reduced to a comprehensive consideration of the legal conflict and its subsequent fair resolution on the basis of the law, which is the main role of the judiciary in the legal life of society.

Keywords: the judiciary, the role of the judiciary, the place of the judiciary.

Одним из перспективных и наиболее важных факторов реализации конституционных распоряжений является процессуальный механизм обеспечения и охраны гарантий, закрепленных Конституцией [3], как оптимального и эффективного инструмента объединения общества и его устойчивого правового развития. Используя аналитическую базу вопросов, связанных с конституционной ролью суда в современном обществе, важно, прежде всего, остановить внимание на том факте, что представляет собой сам институт суда. Ведь именно суд является одной из составных частей базовых культурных традиций права, важнейшим элементом общего правового наследия, а также значимым достижением современной правовой цивилизации.

Признанные положения доктрины права позволяют лучше осознать причины того, что сегодня позитивный потенциал суда оказывается более актуализирован в качестве основы урегулирования споров и воспроизводства общественного доверия в условиях нарастающих социальных, культурных, этнических, религиозных, геополитических и иных разногласий.

Влияние судебной власти на современное общество чрезвычайно многогранное и его невозможно свести только к правоприменительным аспектам. Роль суда, определяемая в современном правовом государстве, состоит, прежде всего, в необходимости обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и служить гарантией для самого права от сторонних неправомерных действий и решений с целью обеспечить господство права [4, C. 4]. Стоит отметить, что именно суд, находясь в условиях бюрократического кризиса государственности и ослабления классических институтов публичного представительства, берет на себя значительный вес ответственности за поддержание устойчивости конституционно-правового режима и становится, к слову, ключевым гарантом реализации конституционных принципов и ценностей, правовых регламентов в общественной и государственной жизни. Помимо прочего, суд призван обеспечивать цивилизованное разрешение юридических споров, конфликтов, коллизий, которые сопряжены с социально-экономическими, экологическими, национально-культурными, религиозными, административно-политическими и иными важными жизненными интересами.

Институты правосудия обеспечивают и гарантируют устойчивую связь публичной власти и гражданского общества, содействуют реальному, результативному включению граждан к механизму государственного правотворчества. Определение позиции и роли суда в современном обществе становится знаковым вопросом, ответ на который зависит, в том числе, от того, что суды активно вовлекают в мотивацию по рассматриваемым делам, помимо анализа нормативно-правового регулирования, иные факторы и обстоятельства, характеризующие в широком смысле реальный социальный контекст и ценности, признаваемые обществом на конкретном историческом этапе [1]. Однако, несмотря на осторожное отношение к судебной активности подобного рода и значимости для суда решать только вопросы права и проявлять политическую нейтральность, важно учитывать тот факт, что увеличивающееся влияние суда на общественную жизнь не может не взаимодействовать с воздействием на деятельность суда общественного мнения в аспекте процессов демократизации.

Вовлечение институтов правосудия в разрешение конституционно обусловленных вопросов правовой жизни имеет объективный и определяющий характер, при этом гарантируется не только через прямое погружение соответствующих институтов в осуществление и корректирование юридической практики, но и с помощью:

– создания и эволюции теории права отечественного государства и общества;

– осуществления целей по реализации правовых гарантий Конституции и охране конституционных основ правовой системы в целом;

– воспитательного и идеологического воздействия на общественное правосознание, формирования правомерных векторов индивидуальной психики субъектов правоотношений в рамках защиты и утверждения авторитета права и Конституции, укрепления доверия к ним.

Высший закон государства признает в судебной власти один из ключевых элементов основы конституционного строя, организационную составляющую системы разделения властей. В этой связи право на судебную защиту представляет собой абсолютное, не подлежащее каким-либо ограничениям правомочие (ст. 46 Конституции). Указанное позволяет сделать вывод о том, что суд является тем институтом, который может решать споры о праве окончательно и на основе общеобязательности исполнения решения. При этом речь не идет о банальном определении судом той нормы права в системе действующего законодательного регулирования, которая применима в конкретной ситуации, поскольку ни неясность подлежащих применению норм, ни даже их полное отсутствие — не могут служить оправданием отказа в правосудии. Применяя ту или иную норму права, тем не менее, суд не становится только институтом, провозглашающим мнение законодателя, поскольку он параллельно с законодателем ориентируется на публичные и частные ценности конституционного строя, от которых невозможно отступить, даже ориентируясь на закон. При рассмотрении судебного дела позиция судьи должна восходить к Конституции (ч. 1 ст. 120) и содержательно определяться принципом приоритета прав человека, обеспечение непосредственного действия которых Конституция напрямую связывает с правосудием (ст. ст. 2, 18).

Судебные органы структурно синтезированы в механизм народовластия, поскольку по своему конституционному предназначению они служат гарантом того, что современная организационная основа и практическое функционирование этого механизма будут соответствовать основам конституционного строя. Они устанавливают в уточненном варианте нормативно-правовое содержание конституционно-статусных характеристик человека в качестве равноценного участника конституционного использования права и носителя ценностей правовой демократии, чем призваны обеспечивать достоинство личности во всех сферах, включая взаимоотношения с государством, с которым гражданин может вступать во взаимоотношения в лице его органов. Именно с судебной деятельностью тесно связано претворение в жизнь осознания непосредственного действия основных прав и свобод как оказывающих в общей системе конституционного регулирования проходящий эффект, в связи с чем правосудие содействует укоренению конституционных ценностей в качестве реального основания и допустимых пределов в отношении и публичной власти, самоорганизации гражданского общества и правомерного поведения как правового регулятора.

Таким образом, все вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что непосредственно институты правосудия наделены функционалом оказывать определяющее воздействие на процесс обеспечения гарантий прямого действия Конституции в аспекте ее верховенства. При этом юридическая ценность Конституции как непосредственного регулятора общественных отношений воплощается через конституционно обусловленное судебное усмотрение. Судебное усмотрение, в свою очередь, служит основанием к разрешению правовых споров (конфликтов) судьей, который руководствуется законом, что проявляется в рамках прямого достоверного соотнесения применимых к конкретному делу отраслевых норм права с конституционными принципами и нормами, и правовой совестью самого судьи.

Основные термины (генерируются автоматически): судебная власть, конституционный строй, правовая жизнь, современное общество, суд, гражданское общество, непосредственное действие, публичная власть, судебная жизнь, судебная защита.

Неслучайно в древнегреческой мифологии богиня правосудия изображалась с повязкой на глазах (символ беспристрастия), с весами в одной руке и мечом — в другой.

Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения его функций иными государственными органами и общественными объединениями.

А воплощать в жизнь правосудие вправе только судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также, как отмечалось, в установленных законом случаях представители населения.

Правосудие представляет собой ведущую форму реализации судебной власти и осуществляется посредством соблюдения строго регламентированного законом порядка и норм судопроизводства. Правосудие строится так, чтобы по каждому делу была установлена объективная истина, обеспечены гарантии для всех участников процесса, торжествовали справедливость и право. Этому способствует и статус судов как независимых, занимающих высокое положение среди правоохранительных органов, в частности, и государственных органов вообще, обладающих функциями самостоятельной ветви власти. Кроме того, в правосудии, в отличие от иных форм судебной деятельности (см. § 1 настоящей главы), с наибольшей полнотой выражаются демократические общеправовые и специальные процессуальные принципы организации и деятельности судебной власти (см. гл. 5).

Вторым отличительным свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов. Завершается судебное заседание решением (по гражданским делам) или приговором (по уголовным). Они должны быть законными и обоснованными, иначе могут быть отменены кассационной или надзорной инстанциями, деятельность которых тоже является правосудием.

Третьим отличительным свойством правосудия является то, что оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридических дел.

Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством. Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч.

2 ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает, как отмечалось, также арбитражное судопроизводство. Судопроизводство протекает в определенных законом процессуальных формах, имеет определенную последовательность (стадии рассмотрения дела). Судопроизводство начинается при наличии законных оснований и поводов. Суд по своей инициативе обычно не может начинать судопроизводство. С такой инициативой выступают заинтересованные лица, каковыми могут быть граждане РФ, иностранцы, юридические лица, должностные лица, государственные органы, общественные объединения и другие субъекты российского права, которые вправе или обязаны обратиться в суд. Само обращение в зависимости от вида судопроизводства может иметь форму искового заявления, запроса, жалобы, обвинительного заключения и др. Действующим законодательством в понятие судопроизводства включаются не только рассмотрение и разрешение судом дела по существу, но и досудебное производство, производство по делу во всех стадиях уголовного, гражданского и арбитражного процесса, разрешение вопросов принудительного исполнения судебных решений.

Гражданское судопроизводство имеет своим предметом отношения, возникающие в сфере правосудия по гражданским делам. Эта категория дел охватывает широкий и многообразный круг споров, касающихся, например, имущественных интересов между гражданами в связи с неуплатой кем-то долга; связанных с

реализацией, скажем, трудовых прав — незаконным увольнением с работы; жилищных — выселением с занимаемой жилплощади. Это могут быть и неимущественные права и законные интересы частных лиц, предприятий, учреждений и организаций, например, связанные с защитой чести и достоинства, в связи с опубликованием в средствах массовой информации порочащих сведений, с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей, об оспаривании нормативных правовых актов. Гражданское судопроизводство делится на: приказное производство, исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений и особое производство.

Исковое производство осуществляется по общим правилам гражданского судопроизводства, а остальные — по общим правилам судопроизводства, за отдельными исключениями и дополнениями, которые установлены ГПК либо другими законами.

Гражданский процесс знает следующие стадии: производство в суде первой инстанции, производство в суде второй инстанции, пере'смотр вступивших в законную силу судебных решений, производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных лиц.

Несмотря на наличие многого общего с гражданским, арбитражное судопроизводство отличается некоторыми особенностями, в частности, в арбитражном процессе область применения принципа состязательности значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве; большей свободой сторон распоряжаться своими материальными и процессуальными правами (применение принципа диспозитивности). Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 135 АПК при подготовке дела к судебному разбирательству судья арбитражного суда разъясняет сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей, право передать спор на разрешение третейского суда, право обратиться за содействием к посреднику в целях урегулирования спора.

Уголовное судопроизводство имеет наиболее формализованный характер. Оно представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения, разрешения дел о преступлениях и исполнения приговора (определений, постановлений) суда. В рассмотрении в судебных заседаниях уголовных дел и применении установленных законом наказаний и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений либо оправдании невиновных состоит сущность правосудия по уголовным делам. Разбирательство этой категории дел является деятельностью в высшей степени ответственной, поскольку судебные ошибки порой могут иметь необратимый характер (в случае осуждения к исключительной мере наказания невиновного человека). Именно поэтому отправление правосудия в уголовном судопроизводстве, как ни в каком ином, соблюдение его процедуры, не менее, а может быть и более важно, чем соблюдение норм материального права.

Уголовное судопроизводство, в отличие от гражданского, охватывает досудебные стадии (возбуждение уголовного дела и предварительное следствие), которые осуществляются следователем, органом дознания, прокурором. В уголовном процессе участвуют должностные лица государства (прокурор, представители других государственных органов), обвиняемый и его защитник, потерпевший; в гражданском процессе — гражданский истец, гражданский ответчик и др.

Действующее законодательство наиболее подробно регулирует производство по уголовным делам. Оно устанавливает, что порядок производства на всей территории РФ определяется уголовнопроцессуальным кодексом независимо от места совершения преступления, если международным договором Российской Федерации не установлено иное. Этот порядок единый и обязателен по

всем уголовным делам не только для всех судов, но и для органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания. Закон определяет задачи уголовного судопроизводства, его принципы, полномочия суда, прокурора, органов следствия и дознания, называет участников судопроизводства, определяет их полномочия, регулирует основные положения, характеризующие все стадии процесса, и т.д.

Уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Причем уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию (ст. 6 УПК).

Административное судопроизводство сегодня получило достаточно четкое правовое оформление в КоАП в части реализации административной ответственности за правонарушения.

лов) об административных правонарушениях, не включает в состав правосудия.

Основанием для административного судопроизводства является обычно протокол (постановление) об административном правонарушении, который составляется уполномоченным на то должностным лицом (ст. 28.3 КоАП). Дела об административных правонарушениях рассматриваются в весьма короткие сроки (обычно в 15-дневный срок со дня получения протокола и других материалов). Постановление судьи о наложении взыскания должно быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения или обнаружения правонарушения. Оно может быть обжаловано в вышестоящий суд лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и его защитником, потерпевшим и его представителем, законными представителями физического или юридического лица (ст. 25.1—25.5 КоАП). Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором (ст. 30.11 КоАП) в вышестоящий суд.

Следующим отличительным признаком правосудия, тесно связанным с предыдущим, является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством.

Правовая регламентация судопроизводства не исчерпывается процессуальным законодательством. Ряд организационных институтов, судебных действий, входящих в круг судебной деятельности и обеспечивающих отправление правосудия, регулируется также другими законами и подзаконными актами:

Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном

Обобщая отмеченные отличительные признаки правосудия, его можно было бы определить как совершаемую в процессуальном порядке правоприменительную деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.

Законодательство РФ обеспечивает условия для беспрепятственного отправления правосудия, в частности, путем применения мер государственного принуждения, установления уголовно-правовых запретов на совершение действий, которые могут нанести ущерб интересам правосудия.

Уголовное судопроизводство образует сферу широкого и интенсивного применения судом государственного принуждения. Государство делит с гражданами бремя борьбы с преступностью, требуя от них исполнения соответствующих процессуальных обязанностей. Чаще они исполняются добровольно или по предложению должностных лиц и государственных органов, на которых возложено ведение уголовных дел. Это касается, например, собирания доказательств, проведения обыска, выемки, освидетельствования или других процессуальных действий, направленных на получение сведений о преступлении и совершивших его лицах. Принуждение допустимо лишь после того, как были исчерпаны все средства убеждения, в том числе при противодействии участника процесса законным требованиям следователя, прокурора и суда. В отношении обвиняемого в необходимых случаях применяются превентивные меры в виде ареста, избрания других мер пресечения, отстранения от должности, наложения ареста на имущество и т.д. Лица, нарушающие свои процессуальные обязанности, подвергаются ответственности в виде наложения штрафа (на переводчика, понятого), привода (свидетель был вызван на допрос, однако по вызову не явился, в связи с чем пришлось прибегнуть к принуждению — приводу) и др.1

Уголовный закон охраняет не все виды деятельности органов правосудия, а лишь те, которые связаны с реализацией задач и целей правосудия, защищает общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность судов и органов, содействующих ему в отправлении правосудия. К органам такого рода относятся не только суды всех звеньев, но и государственные органы,

Подробнее см.^шрухин И.Л. Личные тайны (человек и власть). С. 230— 250. '

содействующие правосудию: прокуратура, органы дознания и предварительного следствия, органы и учреждения, исполняющие вступившие в законную силу приговоры и решения суда.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Конституция РФ. Ст. 10. Гл. 7.

Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1998.

Гуценко К.Ф., Ковалев МЛ. Правоохранительные органы. М., 2000.

Кострова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: проблема и перспектива развития // Законодательство России в XXI веке: По материалам научно-практической конференции. М., 2002.

Ларин А., Колоколов Н. Судебная власть //Российская юстиция. 1997. № 1.

Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: Проблемы становления и развития. СПб., 2001.

Проблемы административной юстиции: Материалы семинара. М., 2002.

Ржевский В. А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности // Государство и право. 1999. №5.

Ржевский Н., Чепурнова Н. Судебная власть в конституционной системе разделения властей // Российская юстиция. 1997. № 7.

Са.гищева Н.Г., Хам.анева Н.Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2000. № 1.

Фоков АЛ. Правосудие во Франции: организация судебного контроля на современном этапе развития // Право и политика. 2001. № 7.

Решаю задачи по праву на studentshop.ru

Решаю задачи по праву на studentshop.ru

Ниже в качестве примера приведено решение двух задач: теоретиче-ской и практической.

Проанализируйте представленные ниже понятия:

– независимость судей и подчинение их только закону;

– национальный язык судопроизводства;

– укрепление законности и правопорядка;

– осуществление правосудия судом;

– непрерывность судебного разбирательства;

– особый порядок привлечения судей к ответственности;

– защита прав и свобод человека и гражданина.

Укажите в приведенном перечне понятия, которые относятся

к принципам правосудия, и объясните, почему именно они относятся

к принципам правосудия?

Назовите другие принципы правосудия, не указанные в данном пе-речне.

Все ли принципы правосудия закреплены в законе?

В каких законодательных актах находят свое закрепление принципы правосудия? Приведите конкретные примеры.

Чем отличаются нормы закона, в которых закреплены принципы правосудия, от иных правовых норм?

Дайте определение понятия принципов правосудия и классифици-руйте их.

Укажите в приведенном перечне понятия, которые относятся

к принципам правосудия, и объясните, почему именно они относятся

к принципам правосудия?

Законность – относится к принципам правосудия, поскольку являет-ся общим началом деятельности судов в строгом соответствии с законом (ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 7 УПК РФ, ст. 11 ГПК РФ, ст. 6, 13 АПК РФ, ст. 9, 15 КАС РФ, ст. 1 КоАП РФ).
Независимость судей и подчинение их только закону – относится к принципам правосудия, поскольку является общим началом деятельности судов и подчеркивает независимость судов (ст. 120 Конституции Россий-ской Федерации, ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Меж-дународного пакта о гражданских и политических правах, ст. 6 Конвенции

Справедливость приговора – является не принципом правосудия, а одним из требований к приговору (ст. 297 УПК РФ).

Единоначалие – не является принципом правосудия, поскольку дела рассматриваются судами не только единолично, а при сочетании едино-личного и коллегиального начала.

Укрепление законности и правопорядка – является не принципом правосудия, а его задачей.

Непрерывность судебного разбирательства – в настоящее время та-кого принципа правосудия нет, он выделялся в советском процессуальном законодательстве, сейчас же суды не обязаны рассматривать каждое дело непрерывно.

Особый порядок привлечения судей к ответственности – является не принципом, а гарантией одного из принципов (принципа независимости судей и подчинения их закону).
Защита прав и свобод человека и гражданина – является не принци-пом, а целью правосудия.
Назовите другие принципы правосудия, не указанные в данном пе-речне.

3. Принцип презумпции невиновности (ст. 49 Конституции Россий-ской Федерации, ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Между-народного пакта о гражданских и политических правах, ст. 6 Конвенции
о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 УПК РФ, ст. 1.5 КоАП РФ).

4. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских
и политических правах, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основ-ных свобод, ст. 16 УПК РФ).

5. Принцип разумного срока судопроизводства (ст. 6 Конвенции

о защите прав человека и основных свобод, ст. 6.1 УПК РФ, ст. 6.1 ГПК РФ, ст. 6.1 АПК РФ, ст. 10 КАС РФ).
Все ли принципы правосудия закреплены в законе?

Все принципы правосудия закреплены в законах, однако они могут быть не прямо закреплены (может не быть отдельной статьи, закрепляю-щей название и содержание принципа), а выводиться на основании си-стемного толкования соответствующих процессуальных норм.

В каких законодательных актах находят свое закрепление принципы правосудия? Приведите конкретные примеры.

Чем отличаются нормы закона, в которых закреплены принципы правосудия, от иных правовых норм?
Данные нормы являются наиболее общими и не закрепляют кон-кретных правил поведения, напротив, все остальные правила поведения должны соответствовать нормам-принципам.

Дайте определение понятия принципов правосудия и классифици-руйте их.

Принципы правосудия – это закрепленные в Конституции Россий-ской Федерации и федеральном законодательстве основополагающие начала организации и деятельности судов.

Классификация принципов правосудия:

I. По сфере действия:

1) конституционные принципы;

2) международно-правовые принципы;

3) принципы, закрепленные в федеральном законодательстве. III. По содержанию:

Председатель Асиновского городского суда Томской области Х.

с 9.00 до 10.00 часов провел совещание с работниками аппарата суда. На нем, в частности, рассматривался вопрос о неудовлетворительной рабо-те секретаря суда Мирошниченко: опаздывает на работу, грубит посетите-лям, не вовремя оформляет документы. Председатель суда объявил Ми-рошниченко устный выговор и предупредил о возможном ее увольнении. Затем до 12.30 председатель изучал поступившие из прокуратуры уголов-ные дела и распределил их между судьями. После обеда он единолично рассмотрел два гражданских дела, а с 18.00 до 19.30 осуществлял прием граждан.

Назовите полномочия председателя районного суда. Что такое правосудие?

Назовите признаки, характеризующие правосудие и отличающие его от иных видов государственной деятельности.

Какие виды судопроизводств в России предусматривает действую-щее законодательство?

Всякую ли деятельность суда можно отнести к осуществлению правосудия?

Какой из названных в задаче вид деятельности председателя суда можно отнести к правосудию и почему?

Назовите полномочия председателя районного суда.

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя,

а также в порядке, установленном федеральным законом, между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда,

в том числе назначает на должность и освобождает от должности работни-ков аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, прини-мает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию допол-нительного профессионального образования работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Что такое правосудие?

Правосудие – осуществляемая в особом процессуальном порядке правоохранительная деятельность суда в форме гражданского, уголовного, административного, конституционного и арбитражного судопроизводства, направленная на разрешение правовых споров в целях защиты прав и за-конных интересов граждан, юридических лиц и государства, в результате которой принимаются особые акты, которые являются обязательными для исполнения.

Назовите признаки, характеризующие правосудие и отличающие его от иных видов государственной деятельности.

1) одна из правоохранительных функций, одна из функций судебной

2) в результате этой деятельности принимаются особые акты, кото-рые являются общеобязательными;

3) осуществляется только конкретными способами, указанными в за-

4) особая подведомственность споров, предусмотренных законом;

5) данная деятельность осуществляется с соблюдением особого по-рядка (процедуры), установленного процессуальным законом;

6) осуществляется только особым органом – судом.

Какие виды судопроизводств в России предусматривает действую-щее законодательство?

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, граждан-ского, административного и уголовного судопроизводства. Кроме того, принято выделять также арбитражное судопроизводство как отдельный вид судопроизводства, хотя в науке гражданского процесса ведутся споры по поводу того, является ли арбитражное судопроизводство самостоятель-ным видом или только подвидом гражданского судопроизводства.

Всякую ли деятельность суда можно отнести к осуществлению правосудия?

Нет, не всякую. Помимо правосудия суды также осуществляют:

1) конституционный контроль (осуществляется исключительно Кон-ституционным Судом Российской Федерации);

2) судебный контроль (например, ч. 2 ст. 29 УПК РФ – контроль за ограничением конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе);
3) судебный надзор – деятельность вышестоящих судов по проверке решений нижестоящих судов (некоторыми авторами рассматривается как самостоятельная функция судов);

4) иные функции: толкование правовых норм, участие в формирова-нии судейского корпуса, изучение и обобщение судебной практики.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Президент Российской Федерации издал указы:

– о классных чинах прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации;

– вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации;

– о координации деятельности правоохранительных органов по борь-бе с преступностью;

– об оплате труда Председателя Следственного комитета Россий-ской Федерации;

– о назначении судей федеральных судов и о представителях Прези-дента РФ в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Фе-дерации;

– о комиссии при Президенте Российской Федерации по предвари-тельному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов;

– о назначении начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области.

Что такое правовые источники курса «Правоохранительные орга-

2. В Конституционный суд Российской Федерации поступил запрос гарнизонного военного суда о соответствии Уголовно-процессуальному

Вправе ли Конституционный суд Российской Федерации рассматри-вать данный запрос?

Каковы цели и полномочия Конституционного суда Российской Фе-дерации?

3. Начальник Следственного департамента Министерства внутрен-них дел Российской Федерации своим приказом назначил на должность начальника Главного следственного управления Главного управления МВД России по субъекту Российской Федерации. Вновь назначенный начальник Главного следственного управления издал приказ об увольне-нии начальника следственного отдела МВД России одного из муниципаль-ных районов субъекта Российской Федерации.

Опишите систему органов предварительного следствия в системе органов внутренних дел.

Каковы их задачи? Кто возглавляет эту систему?

В каком порядке назначаются на должность и освобождаются от должности сотрудники следственных подразделений органов внутренних дел?

Какие специальные звания присваиваются следователям органов внутренних дел?

Читайте также: