Как долго идет следствие по взятке

Обновлено: 04.05.2024

В теории и практике нередко используется такое понятие, как "взяточничество". Этот термин собирательный, охватывает согласно действующему уголовному законодательству России четыре самостоятельных состава преступлений: получение взятки ( ст. 290 УК), дачу взятки ( ст. 291 УК), посредничество во взяточничестве ( ст. 291.1 УК) и мелкое взяточничество ( ст. 291.2 УК) .

Все указанные преступления имеют в качестве обязательного признака состава предмет преступления, который определен законодателем как взятка в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания взяткополучателю услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав.

Ответственность за взяточничество дифференцируется в зависимости от размера взятки, установленного в законе:

- взятка в размере, не превышающем 10 тыс. руб. ( ст. 291.2 УК);

- взятка в значительном размере ( ч. 2 ст. 290 , ч. 2 ст. 291 , ч. 1 ст. 291.1 УК);

- взятка в крупном размере ( ч. 5 ст. 290 , ч. 4 ст. 291 , ч. 3 ст. 291.1 УК);

- взятка в особо крупном размере ( ч. 6 ст. 290 , ч. 5 ст. 291 , ч. 4 ст. 291.1 УК).

В соответствии с примечанием 1 к ст. 290 УК значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб., крупным - превышающие 150 тыс. руб., особо крупным - превышающие 1 млн руб.

Получение взятки ( ст. 290 УК) осуществляется в следующих формах поведения должностного лица в пользу взяткодателя либо представляемых им лиц:

- действия (бездействие), если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица;

- действия (бездействие), если лицо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию);

- общее покровительство или попустительство по службе.

Под получением взятки следует понимать реальное обладание врученными должностному лицу материальными ценностями, а если речь идет об услугах такого же характера, то фактическое пользование ими. Поэтому получение взятки признается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом того или иного материального вознаграждения. При этом не имеет значения, получило ли лицо всю заранее оговоренную сумму денег или только часть ее, так как уже первый факт реального обладания ценностями образует оконченный состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК.

Если взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя (к примеру, ввиду пресечения преступления сотрудниками полиции), содеянное должно квалифицироваться как покушение на получение взятки.

В целях повышения эффективности борьбы со взяточничеством закон предусматривает освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки при условиях, указанных в примечании к ст. 291 УК: лицо должно активно способствовать раскрытию и (или) расследованию преступления и при этом в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны взяткополучателя, либо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Вымогательство взятки означает требование со стороны должностного лица дать взятку под угрозой действий, которые могут ограничить законные интересы потерпевшего либо умышленное поставление последнего в условия, угрожающие нарушить его правоохраняемые интересы.

Добровольность заявления о даче взятки свидетельствует, что взяткодатель сообщает о даче взятки по собственной инициативе, а не в ответ на вопросы следственных органов или после возбуждения дела о взятке. Мотивы, по которым сделано заявление о даче взятки, не исключают его добровольности.

Посредничество во взяточничестве ( ч. 1 ст. 291.1 УК) определено законодателем как непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Передача взятки означает переход предмета взятки к должностному лицу полностью или частично.

Иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере может выражаться в разнообразных действиях, способствующих осуществлению договоренности сторон на совершение конкретного деяния (действий либо бездействия) взяткополучателем в интересах взяткодателя, а со стороны взяткодателя - действий по передаче предмета взятки взяткополучателю.

Закон предусматривает освобождение от уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве ( примечание к ст. 291.1 УК) при условии, что после совершения преступления лицо не только добровольно сообщило о нем органу, имеющему право возбудить уголовное дело, но и активно способствовало раскрытию преступления и (или) его пресечению.

Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тыс. руб., определяется законодателем как мелкое взяточничество ( ст. 291.2 УК) . Они представляют собой специальные разновидности получения взятки ( ст. 290 УК) и дачи взятки ( ст. 291 УК), разграничение между которыми проводится в зависимости от размера взятки как предмета преступления. Признаки мелкого взяточничества ( ч. 1 ст. 291.2 УК) совпадают с признаками простых составов получения взятки и дачи взятки.

Квалифицирующим признаком мелкого взяточничества (ч. 2) является его совершение лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 290 , 291 , 291.1 УК.

Норма об освобождении от уголовной ответственности за дачу взятки в размере, не превышающем 10 тыс. руб. ( примечание к ст. 291.2 УК), содержит условия, идентичные изложенным в примечании к ст. 291 УК.

Получение взятки, дача взятки в размере, не превышающем 10 тыс. руб., если эти деяния совершены при наличии квалифицирующих признаков, указанных соответственно в ст. ст. 290 и 291 УК, влекут ответственность по ч. 1 ст. 291.2 УК независимо от того, когда (до 15 июля 2016 г. или после этой даты) и за какие действия (законные или незаконные) они совершены, в каком составе участников (единолично или группой лиц), а также наличия или отсутствия других квалифицирующих признаков коммерческого подкупа и взяточничества.

Примеры подстрекательства и провокации взятки.

Рассмотрим некоторые примеры из судебной практики, содержащие признаки подстрекательства и провокации взятки, а также фальсификации результатов ОРМ.

3. Возврат реально существующего крупного долга обставляется как передача взятки. При получении денег кредитор, являющийся одновременно должностным лицом, задерживается качестве подозреваемого по ч.6 ст.290 УК РФ. Этот пример представляет из себя более сложную комбинацию в виде провокации взятки, выстроенную оперативниками.

Во-первых, долговые обязательства реально существовали. Но до возврата долга должник в инициативном порядке вступил в контакт с оперативниками. У каждого свой интерес: у должника – избежать погашения долга посредством обвинения кредитора в получении взятки, а у недобросовестных правоохранителей – раскрытие резонансного преступления, так как кредитор крупный государственный чиновник. С этой целью должник стал получать инструкции и средства скрытого аудио- и видеонаблюдения для фиксации своих разговоров. Все это делалось в неофициальном порядке, т.е. незаконно.

Во-вторых, чтобы возвратить выданный заем кредитор вынужден общаться с должником и должен принять от него долг. В разговорах должник, будучи агентом, стал еще дополнительно подстрекать кредитора к получению взятки за решение в пользу третьего лица вопроса, не связанного с долговыми обязательствами. Таким образом, ситуация оказалась двусмысленной. Из содержания разговоров не ясно, в счет чего передавались деньги: в счет частичного погашения долга или в качестве взятки?

В рассмотренном примере провокация взятки осуществлена агентом - "взяткополучатель" на имел умысла на получение взятки, он лишь намеривался получить долг. Фальсификация результатов ОРМ выразилась в том, что возврат части долга, о наличии которого знали оперативные работники, задокументирован ими как взятка. При этом должностное лицо уклонялось от навязанных ему разговоров о взятке и воспринимало передаваемые ему деньги, как частичный возврат долга.

Суды фактически исходят из презумпции законности совершаемых оперативниками действий пока не доказано обратное. Личный опыт автора и судебная практика показывают, что противодействие провокации и фальсификации результатов ОРМ по делам о взятке сложная, но выполнимая задача. Автор добивался признания судом полученных при ОРМ доказательств недопустимыми в порядке ст.75 УПК РФ и вынесения оправдательного приговора.

Общие рекомендации адвоката при подстрекательстве или провокации взятки.

Для должностного лица всегда существует риск совершения в отношении него подстрекательства или провокации взятки. Чтобы минимизировать риск провокации взятки, рекомендую следующее.

А. В контактах с людьми следует проявлять осторожность. Чтобы ослабить вашу бдительность, пошлют провокатора, снабдив его рекомендациями от хорошо знакомых вам лиц.

Б. Внимательно следите за тем, что говорит ваш собеседник. Если содержание его фраз вам неясно, носит двусмысленный характер, то ни в коем случае не берите у него ничего из рук. Прямо и громко говорите, что вам не понятны его слова. Наверняка он осуществляет скрытую аудиозапись разговора. В дальнейшем адвокат сможет ее использовать как доказательство вашей невиновности. Напротив, молчание может быть истолковано против вас.

Г. Если собеседник пытается положить на стол какой-то предмет, то спросите его о том, что это за предмет. Не прикасайтесь к нему и сразу вызывайте свидетелей. На счету каждая секунда, так как за дверью наверняка находятся оперативники.

Общие рекомендации адвоката, если подстрекательство или провокация взятки состоялась.

Если подстрекательство или провокация взятки удалась и вас задержали с поличным, рекомендую следующее.

А. Успокойтесь. Не поддавайтесь на обещания, что в обмен на признательные показания в получении взятки вас отпустят домой. Не отпустят. Статья, по которой вы задержаны, относится к категории тяжких, особо тяжких (в зависимости от размера взятки). Если поддадитесь на уговоры, то попадете домой через несколько лет.

Тактика защиты по делам о подстрекательстве или провокации взятки.

Обвинение по делам о взятке в большинстве своем строится на доказательствах, полученных в результате ОРМ. Все иные доказательства совершения преступления являются производными. Если адвокат сможет доказать незаконность ОРМ и полученных в ходе их проведения доказательств, подстрекательство или провокацию взятки и фальсификацию доказательств, то это прямой путь к оправдательному приговору!

2. Для получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (идентификации абонентских устройств – определения IMEI и (или) абонентского номера), а также определения местоположения телефонного аппарата относительно базовой станции требуется судебное решение. Поэтому полученная в его отсутствие указанная информация, записи телефонных разговоров, электронная переписка и т.п. являются недопустимыми доказательствами и не могут быть положены в основу обвинительного приговора по взятке.

4. Одна из сложных задач, стоящих перед защитой при подстрекательстве, провокации взятки и фальсификации доказательств, – получение сведений о том, что взяткодателем выступил агент. Получение таких сведений все-таки возможно. Когда имеется информация о том, что данное лицо ранее принимало участие в ОРМ по делам, не связанным с расследуемым преступлением. Такие сведения могут быть также получены в ходе анализа определения местоположения телефонного аппарата относительно базовой станции (детализации телефонных соединений номера его телефона (биллинг)), накануне и после приема-передачи взятки. Так по одному из дел на основании биллинга было установлено, что взяткодатель вступил в неформальные контакты с оперативниками задолго до начала оперативно-розыскных мероприятий. В совокупности с другими доводами автору удалось доказать совершение провокации взятки и фальсификации доказательств в отношении своего подзащитного.

5. Решение об участии в оперативно-розыскных мероприятиях должно быть принято гражданином добровольно. На практике данное требование закона не всегда соблюдается. Вынужденный характер участия в ОРМ лишает полученные доказательства признака допустимости. Так по одному делу, связанному с провокацией взятки, автор доказал, что взяткодателя против своей воли участвовал в оперативном эксперименте. Незадолго до этого его задержали по подозрению в совершении другого преступления и предложили принять участие в эксперименте, связанному с передачей взятки, в обмен на освобождение от уголовной ответственности.

6. Важное значение по делам о подстрекательстве, провокации взятки и фальсификации результатов ОРМ имеют находящиеся в уголовном деле аудио- и видеозаписи разговоров свидетелей, посредников, а главное – взяткодателя и взяткополучателя. Из их содержания можно установить наличие или отсутствие в действиях сторон состава преступления, подстрекательство или провокацию взятки. Ключевой вопрос при анализе их содержания состоит в том, от кого исходила инициатива в передаче взятки. Если умысел на получение взятки у должностного лица сформировался без влияния оперативных работников (агента), то взятка налицо. Если под их влиянием, то данные действия следует рассматривать, не как получение взятки, а как подстрекательство к получению взятки.

7. Адвокату по взяткам необходимо прослушать все имеющиеся в деле аудиозаписи разговоров и сравнить их содержание с расшифровкой, полученной в ходе лингвистической и (или) фоноскопической экспертизы. Автор сталкивался с ситуацией, когда эксперт фальсифицировал результаты экспертизы: осуществил подмену отдельных слов, чем исказил смысловое значение разговора фигурантов дела в пользу обвинения.

При проведении экспертизы следствие идет на различные уловки. Экспертиза может быть поручена экспертному органу, входящему в одно ведомство с органом предварительного расследования. Тем самым нарушается принцип независимости эксперта. На исследование эксперту предоставляются не все аудиозаписи, а только их часть, подтверждающая доводы обвинения. Так эксперту предоставляется аудиозапись, содержащая требование взятки. А запись, на которой агент-провокатор уговаривал должностное лицо принять взятку, эксперт не исследовал (для защиты будет большая удача, если такая аудиозапись окажется в деле). Данные манипуляции направлены на придание законности привлечения должностного лица к уголовной ответственности и на сокрытие доказательств совершенной в отношении него подстрекательства или провокации взятки, а также фальсификации результатов оперативно-розыскных мероприятий.

8. Записи разговоров в рамках компьютерно-технической экспертизы должны исследоваться на предмет наличия или отсутствия в них признаков монтажа. Вывод эксперта об отсутствии признаков монтажа должен быть категоричным. Иначе возникшие сомнения должны толковаться в пользу обвиняемого.

9. Не менее важен ответ на вопрос о том, на какие технические средства фиксировались переговоры, положенные в основу обвинения. В одном из дел автор установил, что задолго до начала проведения оперативно-розыскных мероприятий провокатор записывал свои разговоры на средства скрытого (негласного) аудио- и видеонаблюдения. Суд признал эти записи полученными с нарушением норм УПК.

Формат данной статьи не позволяет раскрыть все методы защиты по делам о подстрекательстве, провокации взятки и фальсификации результатов ОРМ. Для их полного понимания автор рекомендует изучить практику Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) и Верховного Суда Российской Федерации. Следует изучать не только практику по взяточничеству и коммерческом подкупе, но и сбыту наркотических средств, поскольку методы проведения ОРМ при расследовании данных видов преступлений, а равно способы подстрекательства, провокации и фальсификации имеют существенное сходство.

Доказать совершение подстрекательства, провокации и добиться оправдательного приговора – крайне сложная задача. Ее успешное решение невозможно без досконального знания адвокатом материалов уголовного дела, а главное, умения нешаблонно мыслить. Также важно, чтобы он не боялся идти на конфликт с обвинением или судом, если это необходимо в интересах клиента. Цель адвоката не в том, чтобы понравиться кому-либо, а в том, чтобы победить. Победа любит смелых и умелых!

Традиционно отношение общества к взяткодателям является более мягким (я бы даже сказал, почти добродушным), чем к взяткополучателям. Такое отношение, как представляется – прямое порождение того, что мы видим в публикациях средств массовой информации, где нагнетается образ злодея – чиновника, живущего не по доходам, паразитирующего на эксплуатации интересов предпринимателей. При этом в таких публикациях не отражается, что без первых (без взяткодателей) не было бы и вторых (взяткополучателей). Не случайно закон освобождает от уголовной ответственности лишь определенную категорию взяткодателей (например, при вымогательстве взятки со стороны взяткополучателей), строго наказывая прочих из их числа.

Лично или через посредника

С объективной стороны рассматриваемое преступление (дача взятки) выражается в действии - передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

В качестве иллюстрации многие авторы (см, например, комментарий Е.В. Пейсиковой, П.С. Яни к указанному Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федарации №24) вполне обоснованно называют получение главным врачом муниципального учреждения системы здравоохранения вознаграждения за лично проведенные диагностические обследования или лечебные мероприятия, если при этом данным лицом не использовались организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные полномочия, которыми оно также наделено. Однако если тот же главный врач был вознагражден за использование, например, своих служебных полномочий для внеочередной госпитализации пациента, то содеянное образует состав взяточничества. Аналогичные примеры можно привести в отношении преподавателей, которые одновременно являются в ВУЗе должностными лицами (ректор, проректор, декан факультета, заведующий кафедрой и т.п.), и подобные этим примеры.

В настоящее время это регулируется положениями пункта 7 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24, согласно которому не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

Нужно ли, чтобы взятка обусловливала действия (бездействие) по службе? Из формулировок закона не следует, что такая обусловленность необходима - взятка передается за действия (бездействие) по службе, т.е. для квалификации содеянного как взяточничества должна быть установлена лишь связь незаконного вознаграждения и соответствующих действий (бездействия), но не обязательно зависимость этих действий (бездействия) от полученного или обещанного чиновнику незаконного вознаграждения. Соответствующее положение отражено в пункте 8 Постановления № 24.

Пункт 9 Постановления № 24 содержит ответы на ряд вопросов, связанных с описанием в законе предмета взятки. Пленум не поддержал узкую, учитывающую значение термина "услуги" в гражданском праве, трактовку термина "услуги имущественного характера". Правильность подхода, отраженного в документе Пленума, безусловна, и не только потому, что в ином случае были бы существенно ограничены пределы действия норм об ответственности за взяточничество, что противоречило бы декларируемым властью задачам и нашим международным обязательствам. Пленум исходил из того, что правоприменитель при толковании обсуждаемой нормативной дефиниции не связан гражданско-правовой категорией "услуги", поскольку обсуждаемое уголовно-правовое понятие не обозначено бланкетным термином. Услуги имущественного характера - это результат творчества именно "уголовного законодателя", что позволяет и требует толковать его в значении выгод имущественного характера, т.е. широко.

Когда дачу взятки следует считать оконченной?

Многолетней является позиция Верховного Суда РФ о моменте окончания взяточничества: получение, дача взятки, а также посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. В качестве примера названы передача ценностей лично должностному лицу, зачисление средств с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является. Впервые, однако, данное определение сопровождается той оговоркой, что "при этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению". Тем самым Пленум ясно высказался относительно невозможности применения при квалификации взяточничества критерия разграничения оконченного хищения и покушения на это преступление.

Пункт 11.1 Постановления Пленума № 24 содержит ответы на вопросы: 1) о моменте окончания взяточничества при ситуации, когда взятка, передававшаяся частями, не была получена в полном оговоренном ранее размере (в части запланированного размера, являющегося критерием дифференциации ответственности) и 2) возможности признания деяния оконченным, когда лицо задерживают непосредственно после вручения ему (передачи им) предмета взятки.

Например, должностное лицо планировало получить взятку в значительном размере, получило от взяткодателя часть оговоренной взятки, и эта часть не превышала 25 тыс. руб.; указанный чиновник задержан после этого не был, однако вторую часть взятки не сумел получить по независящим от него обстоятельствам, но также не в связи с задержанием. И в этом случае содеянное должно квалифицироваться не как покушение на преступление в оговоренном размере, а как оконченное преступление с вменением соответствующего признака значительного размера.

Как оконченное преступление следует квалифицировать получение и дачу взятки в случае, когда согласно предварительной договоренности взяткодатель помещает ценности в условленное место, к которому у взяткополучателя имеется доступ либо доступ обеспечивается взяткодателем или иным лицом после помещения ценностей.

Получение или дача взятки, а равно получение либо передача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление, в том числе и в случае, когда ценности были изъяты сотрудниками правоохранительных органов сразу после их принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Представляется, что назначение более мягкого наказания вследствие ошибки в квалификации содеянного может привести к неэффективности в борьбе с коррупцией, к недостижению таких целей наказания, как восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений; а наступление более строгих правовых последствий, нежели законодатель закрепил за совершение конкретного вида преступлений, в свою очередь, приведет к нарушению принципа справедливости, в соответствии с которым наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Поэтому необходим тщательный анализ всех обстоятельств каждого уголовного дела, правильная квалификация содеянного и индивидуальный подход к назначению наказания.

Достаточно часто из СМИ мы слышим о выявлении правоохранительными и надзорными органами фактов коррупции. Она серьёзно затрудняет нормальное функционирование общественных механизмов, создаёт угрозу принципам социальной справедливости, препятствует эффективному развитию экономики. Давно известно, что только совместными усилиями можно побороть какие-либо негативные явления.

Интервью с прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Республики Саха (Якутия) Акимовой Евгенией Васильевной!

1. Насколько в нашей республике распространены коррупционные нарушения?

В 2019 году выявлено 157 преступлений коррупционной направленности, из них 33 – это преступления связанные с дачей и получением взятки.

Несмотря на общее снижение регистрации по фактам взяточничества в 1,5 раза, увеличилось количество выявленных взяток в крупных и особо крупных размерах на 32 %.

Кроме того, органами прокуратуры республики ежегодно выявляется около 2500 иных нарушений в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции, в целях устранения которых прокурорами принимается свыше 1000 актов прокурорского реагирования.

2. Какие сферы можно назвать самыми коррупционными на территории нашего региона?

Анализируя практику, можно сказать, что наиболее коррумпированными являются бюджетная сфера, сферы использования государственного и муниципального имущества, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

Прокурорами выявляются факты присвоения денежных средств должностными лицами бюджетных организаций.

В сфере госзакупок распространены факты оплаты фактически невыполненных работ.

В 1 квартале 2019 года прокуратурой республики во взаимодействии к МВД РС(Я) и УФАС РС(Я) выявлено преступление о картельном сговоре при осуществлении закупок медицинских препаратов для медицинских учреждений республики.

Факты мелкого взяточничества в большинстве случаев связаны с дачей взятки сотрудникам правоохранительных органов в связи с привлечением виновных лиц к административной ответственности.

3. Как обывателю понять, что сотрудник ГИБДД просит у него взятку?

Если Ваш автомобиль остановил сотрудник ГИБДД он обязан представиться, т.е. - отчётливо произнести фамилию, имя, отчество, звание и должность, а также показать служебное удостоверение, если Вы попросите. Объяснить причину остановки.

Если Вы признаете, что нарушили правила дорожного движения и нарушение при этом несерьёзное, инспектор ГИБДД может вынести постановление об административном правонарушении и выписать предупреждение или штраф.

Если же нарушение серьёзное или Вы не согласны с решением инспектора, тогда он должен составить протокол об административном правонарушении, который впоследствии будет рассматриваться судом. Если несмотря на это инспектор требует оплатить штраф на месте, то скорее всего, он просит взятку. Требование оплатить штраф на месте в этом случае незаконно.

4. А где ещё граждане могут встретить проявления коррупции и как их распознать?

  • любой сфере жизнедеятельности, где вы получаете какие-то услуги или зависите от решения должностных лиц.

Например, если медицинский работник говорит вам, что за вознаграждение он может организовать вам направление в профильное или более престижное медицинское учреждение, оказать более качественную медицинскую услугу, более качественный уход, более комфортную палату, процедуры без очереди и т.д. - скорее всего, он просит взятку.

Если при сдаче зачёта или экзамена в учебном заведении (т.е. профтехучилище, институте, университете) вы понимаете, что преподаватель завышает требования и намекает на вознаграждение – скорее всего, он просит взятку.

Об указанных фактах не стоит молчать и соглашаться с ними. Гражданам необходимо понимать и помнить, что уголовным законом предусмотрена ответственность, как за получение, так и за дачу взятки. При этом любое должностное лицо любого уровня, предоставляя вам государственные или муниципальные услуги и требуя за это для себя, своих близких или знакомых какое-либо дополнительное вознаграждение или услугу, тем самым нарушает закон – совершает преступление.

5. Обязательно ли взятка подразумевает под собой деньги? Какие бывают виды взятки?

Нет. Предметом взятки могут выступать не только денежные средства, но и иное имущество или услуги имущественного характера (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, предоставление бесплатных услуг и т.п.), когда взяткополучатель освобождается от обязанности их оплатить.

Взяткой будет считаться и факт передачи денег или оказания услуг родственникам и близким должностного лица, который использовал свои служебные полномочия в пользу того, кто дал взятку.

Разновидностью взятки является – подкуп, когда между тем, кто даёт и тем, кто берет взятку, есть предварительная договорённость. Коммерческий подкуп – это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Бывает взятка-благодарность, когда взятка передается за уже совершенное должностным лицом действие или бездействие без предварительной договоренности. Поэтому, если вы решили отблагодарить учителя, врача, должностное лицо, выдающее разрешение на строительство и т.д. на сумму свыше 3 тыс. рублей – вы становитесь соучастником преступления.

6. Когда взятка считается полученной?

Взятка считается полученной, когда человек ее принимает в физическом смысле (берет в руки; кладет в карман, сумку, портфель, автомобиль), либо соглашается с ее передачей (положили на стол, перечислили на счет).

Если обусловленная передача взятки не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткодателя и взяткополучателя, содеянное будет квалифицироваться как покушение на получение взятки. Покушением, например, следует считать принятие должностным лицом предмета взятки в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия по его разоблачению.

Когда речь идет о покушении на дачу взятки, то установленная законом мера ответственности применяется не в полном объеме. В подобной ситуации максимальный размер наказания не может превышать 3/4 от того, что устанавливается за доведенное до конца деяние.

7. Какие действия следует предпринять гражданину, если у него просят взятку?

В первую очередь следует знать, что как предложение, так и дача взятки, а также посредничество во взятке - являются преступлениями. Поэтому ни в коем случае не предлагайте сами, не идите на поводу у вымогателя взятки и не содействуйте в передаче взятки.

Если есть возможность запишите разговор на диктофон либо телефон. Выслушайте внимательно требования и поставленные перед Вами условия. Постарайтесь перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложите хорошо знакомое Вам место для следующей встречи. После того, как договорились и распрощались, незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы.

8. Возможно ли сообщить в правоохранительные органы о требовании взятки устно?

Заявление о преступлении можно сделать в устном или письменном виде.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается гражданином и сотрудником полиции, принявшим заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

9. Есть ли ответственность за ложный донос о вымогательстве взятки?

10. Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?

По делам о коррупционных преступлениях деньги, ценности и иное имущество, переданные в виде взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат конфискации, и не могут быть возвращены взяткодателю либо лицу, совершившему коммерческий подкуп, в том числе в случаях, когда они освобождены от уголовной ответственности в связи с активным способствованием раскрытию и (или) расследованию преступления.

Вместе с тем деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с целью задержания с поличным лица, заявившего требование о даче взятки или коммерческом подкупе, возвращаются их владельцу, если он до передачи ценностей добровольно сообщил о таком требовании.

11. Почему нашим должностным лицам не стоит совершать такие преступления?

Во-первых, рано или поздно преступление будет раскрыто. Во-вторых, эта категория преступлений с наиболее тяжёлыми санкциями. Например, за получение взятки помимо основного наказания налагается штраф в 20-кратном размере взятки. В третьих - при сумме 25 тыс. руб. – взятка имеет значительный размер, 150 тыс. – уже крупный, а 1 млн. – уже особо крупный. А при таких квалифицирующих признаках – ещё более жёсткие санкции – наказание до 15 лет лишения свободы, штрафы до 70-кратной суммы взятки.

Мужчина протягивает деньги. Архив

В проекте уточняется, что взятка — это только получение денег или услуг за действия, связанные с осуществлением полномочий представителя власти, организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций.

МОСКВА, 9 июл — РАПСИ. Получение денег или иного вознаграждения за выполнение профессиональных обязанностей нельзя считать взяткой. Соответствующий пункт был утвержден в проекте постановления пленума Верховного суда РФ по делам о взяточничестве и коррупционных преступлениях, принятом во вторник.

В проекте уточняется, что взятка — это только получение денег или услуг за действия, связанные с осуществлением полномочий представителя власти, организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций.

При этом редкомиссия, с середины июня дорабатывавшая текст проекта, уточнила формулировку разъяснения.

"Не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и тому подобное за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям", — говорится в документе.

Взятка

Ранее в тексте был приведен пример получения главным врачом медучреждения вознаграждения за проведенные им лично диагностические обследования или лечебные мероприятия, если при этом он не отдавал организационных распоряжений. В проекте также осталось без изменения уточнение многообразия способов получения взятки — деньги и услуги имущественного характера, в том числе освобождение должностного лица от имущественных обязательств (например, прощение долга, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой, бесплатные турпутевки, ремонт квартиры, строительство дачи, передача автотранспорта для временного использования).

Согласно проекту постановления, преступление считается оконченным с момента начала оказания услуг, например, с момента получения кредита или с начала ремонта.

При этом не важно, получил ли взяточник реальную возможность распоряжаться переданными им ценностями или был сразу же задержан сотрудниками правоохранительных органов. Судьи ВС РФ остановились на том, что такой признак следует квалифицировать как законченное преступление, а не как покушение на получение взятки.

Как будут квалифицировать подстрекательство к получению взятки

Индекс восприятия коррупции

Чиновника нельзя привлекать к ответственности, если на получение взятки его намеренно провоцировали сотрудники правоохранительных органов, выступая в роли подстрекателей. Такое разъяснение дано в окончательном варианте постановления пленума Верховного суда РФ по делам о взяточничестве и коррупционных преступлениях, принятом во вторник.

В проекте отмечается, что действия сотрудников правоохранительных органов, своим подстрекательством спровоцировавших должностное лицо на принятие взятки или предмета коммерческого подкупа, противоречат закону "Об оперативно-розыскной деятельности".

"Принятие должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, при указанных обстоятельствах денег, ценных бумаг, иного имущества или имущественных прав, а равно услуг имущественного характера не может расцениваться как уголовно наказуемое деяние", — поясняет ВС РФ в документе, уточняя, что в этом случае отсутствует состав преступления.

Взяточничество в России

Как решают проблему за рубежом

Почему детектор лжи не способен выявить коррупционеров

Читайте также: