Рейснер считает что творцом права является

Обновлено: 07.07.2024

Государственно-правовые взгляды М.А. Рейснера

Скибина Ольга Алексеевна. Государственно-правовые взгляды М.А. Рейснера: диссертация . кандидата Юридических наук: 12.00.01 / Скибина Ольга Алексеевна;[Место защиты: Белгородский государственный национальный исследовательский университет].- Белгород, 2016.- 222 с.

Содержание к диссертации

Глава 1. Жизненный и творческий путь М. А. Рейснера, мировоз зренческие истоки и развитие его научных взглядов

Глава 2. Правовые воззрения М. А. Рейснера 57

2. Психологический марксизм как правовая концепция 72

3. Право как идеологическая форма, его сущность и признаки 91

4. Советское право в оценке М.А. Рейснера 111

Глава 3. Учение М.А. Рейснера о государстве 130

1. Понятие, признаки и сущность государства 130

2. Концепция государственной формы М.А. Рейснера 154

3. Советское государство в оценке М.А. Рейснера 182

Список литературы 2

Психологический марксизм как правовая концепция

Исследование творческого пути любого ученого невозможно без изучения его биографии, в которой существенное значение имеют ее основные вехи. В первую очередь, они связаны с получением профессионального образования, преподавательской работой, служебной и общественной деятельностью, становлением и развитием идейных и политических убеждений.

Немаловажную роль играет и сложившаяся государственно-политическая действительность, в которой происходит формирование мировоззрения ученого, становление и развитие его научных взглядов. Воззрения ученого, как правило, не могут быть абсолютно свободны от общественно-политических реалий и зачастую несут на себе отпечаток эпохи, в том числе и политический. Жизнь и творчество ученого оказываются неразрывно связаны друг с другом, и именно поэтому реконструкция жизненного пути представляет особый исследовательский интерес для современной историко-правовой науки.

История жизненно-творческого пути М.А. Рейснера до сих пор остается не исследованной. Даже правовые издания последних лет о персоналиях отечественной правовой науки не содержат сведений о его жизни1. На сегодняшний день нет ни одной монографической публикации, характеризующей личную и творческую биографию М.А. Рейснера. Все вышесказанное обуславливает необходимость выделения данного вопроса в отдельную главу диссертационного исследования.

Краткие биографические очерки о М.А. Рейснере можно найти в некоторых справочных и энциклопедических изданиях по истории психоаналитики, философии, социально-политической мысли2.

Сегодня в жизнеописании М.А. Рейснера остается масса неточностей и нераскрытых вопросов. В частности, мало что известно о семье, в которой родился и вырос Михаил Андреевич, о студенческом периоде, о педагогах, оказавших влияние на становление и развитие его взглядов, о причинах отказа от религии и увлечения марксистской идеологией. Вызывает вопрос факт назначения М.А. Рейснера на должность профессора юридического факультета Томского университета без соответствующей научной степени. Крайне мало сведений о преподавательской деятельности ученого, о причинах кон 23 фликта с томской профессурой и вынужденной эмиграции в Германию. Раскрыть неизвестные страницы биографии М.А. Рейснера, осветить идейно-мировоззренческие истоки его научных взглядов можно, ответив на эти и другие вопросы.

Право как идеологическая форма, его сущность и признаки

Аргументы М.А. Рейснера сочли заслуживающими внимания, и 18 января 1901 года на заседании Совета юридического факультета было принято решение ходатайствовать перед Советом университета о направлении профессора в научную командировку2. С разрешения временно управляющего Министерством народного просвещения, получив одобрение Совета университета, М.А. Рейснер был направлен за границу сроком почти на полтора го-да - с 12 мая 1901 года по 1 сентября 1902 года3.

Концепция государственной формы М.А. Рейснера

Возвращаясь к научному наследию М.А. Рейснера, отметим, что с его точки зрения самодержавная Россия по смыслу своего вероисповедного законодательства - государство неправовое. В своих статьях по данному вопросу ученый указывал на полное отсутствие в России паритета и равноправия между признанными в государстве исповеданиями.

Ученый аргументировал свою позицию тем, что система российского религиозного законодательства содержит градацию вероисповеданий по их внутреннему достоинству, в силу которой только одно вероисповедание - православное - занимает высшее положение и пользуется полноправностью в вопросах веры в собственном смысле, а все остальные исповедания занимают второстепенное положение с ограниченными правами, постепенно уменьшающимися в соответствии с постепенным снижением их статуса в иерархии.

Советское государство в оценке М.А. Рейснера

Итак, первый этап эволюции интуитивного права как формы правовой идеологии (правосознания, говоря современным языком) в соответствии с учением М.А. Рейснера - это его формирование в недрах угнетенного класса, социального слоя населения. Нарастание противоречий между интересами этого класса и велениями класса угнетающего (посредством позитивного права, закрепляющего интересы последнего) приводит к социальному взрыву - революции.

В результате победа восставших приводит к отмене старого законодательства и формированию нового, революционного права, основанного на понятии справедливости, присущего восставшим и обусловленного хозяйственной средой их жизнедеятельности. Это - второй этап эволюции идеологической правовой формы.

Читайте также: