Кто имеют право на прохождение военно врачебной экспертизы для определения годности к военной службе

Обновлено: 02.07.2024

Обжалование решений военных комиссариатов о призыве на военную службу

В последнее время всё чаще начали появляться трагические случаи, связанные с призывом в армию лиц, которые по состоянию здоровья не могли проходить военную службу. Совсем недавно российский солдат срочной службы Валерий Пермяков, расстрелял семью из шести человек в армянском Гюмри. Как было установлено, он не мог быть призван в армию, так как страдал психиатрическим заболеванием – олигофренией. Это один из самых громких случаев, однако, данная проблема носит системный характер, связанный с организацией проверки состояния здоровья призывников. Многие из таких случаев сегодня описываются в СМИ, обсуждаются блогерами и т.д. В целях более подробного изучения данной проблемы было решено провести анализ судебных актов, которые являются уникальным источником информации, так как одновременно содержат в себе оценку ситуации и со стороны призывников, и со стороны военных комиссариатов, а также подход судебных органов к оценке таких случаев.

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"
Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе"
Постановление Правительства РФ от 28.07.2008 N 574 "Об утверждении Положения о независимой военно-врачебной экспертизе"

Основные проблемы, выявленные в результате проведения мониторинга правоприменения:

Особенности оспаривания решений призывной комиссии о годности к военной службе

Не обоснованным в некоторых решениях представляется ссылка на Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, которое утратило силу с 1 января 2014 года. Следует отметить, что по содержанию применённых положений они обычно соответствуют новому Положению. Однако это не может оправдывать применение недействующего акта. На этот акт могут ссылаться и заявители и представители Военных комиссариатов, а судам приходится исправлять их, указывая, что данный акт уже не действует, а данные вопросы регулируются Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".

Ещё одной интересной и распространённой ситуацией является оспаривание решений призывной комиссии, в соответствии с которыми по результатам контрольного медицинского обследования и повторного освидетельствования призывная комиссия субъекта РФ отменяла решение нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от военной службы по состоянию здоровья.
Истцы в таких спорах настаивают, что если при первом освидетельствовании ВВК обнаружила основания для освобождения от военной службы, значит, и при контрольном обследовании иного результата быть не могло. А если результат иной, значит ВВК не учла какие-либо обстоятельства, которые легли в основу первоначального решения. Однако такой подход нелогичен, так как делает бессмысленным проведение контрольного обследования. Призывная комиссия субъекта может более детально рассмотреть конкретный случай, назначив, например, проведение дополнительного обследование в учреждении здравоохранения. Так, учитывая жалобы на здоровье призывников, в Томской области призывная комиссия усомнившись в возможности самостоятельно установить диагноз, назначала дополнительные обследования, результаты которых использовались при принятии решения о категории годности граждан к военной службе.

Подлежит ли лицензированию деятельность призывных комиссий по освидетельствованию призывников

Основные выводы и предложения:

2. Доказать наличие заболевания, которое именно препятствует прохождению службы в армии на сегодня возможно только представив заключение независимой военно-врачебной экспертизы. Как показал анализ судебной практики предоставление любых других медицинских заключений, справок и т.д. не позволяет поставить по сомнение верность решения врачей, проводивших освидетельствование в призывной комиссии. Более того, эти документы могут не повлиять на законность решения призывной комиссии и в том случае, если призывной комиссией даже не учитывались и не нашли своего отражения в результатах проведённого освидетельствования. Судебная практика явно направленна на признание мнения врачей ВВК наиболее верным в любой возможной ситуации.
3. Выявленная судебная практика крайне противоречива по вопросу о необходимости лицензирования деятельности призывных комиссий по медицинскому освидетельствованию призывников. Все решения, где прямо вставал данный вопрос констатировали, что данная деятельность не является частью военно-врачебной экспертизы и лицензированию не подлежит. Однако, судебные решения, где данный момент не был заявлен как основание для обжалования решения призывной комиссии прямо указывают, что освидетельствование призывников является частью военно-врачебной экспертизы. К такому же выводу можно прийти и исходя из нормативного регулирования проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования призывников.
Такое расхождение в судебной практике может быть вызвано либо неверным толкованием норм права, либо попыткой избежать массового обжалования решений призывных комиссий по данному основанию, так как на примере Пермского края мы продемонстрировали, что такая проблема носит системный характер, и не решается на протяжении уже нескольких лет.
Решение данной проблемы должно носить единообразный характер на всей территории РФ, для чего, на наш взгляд, требуется внесение прямых указаний на необходимость лицензирования или отсутствие необходимости лицензировать такую деятельность в Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", или принятие неких разъяснений действующих положений, которые позволили бы избежать такого расхождения в судебной практике.

Добрый день, у меня есть диагноз, который также есть в расписании болезней, и дает категорию годности к службе "В", на обследовании от военкомата, он также подтвердился, но на мед комиссии ставится Б4, ссылаясь на дополнительные приказы здравоохранения и мин.обороны, существуют ли такие? или есть только расписание болезней, и только им руководствуются?

При определении медицинской годности призывника руководствуются

Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (ред. от 30.03.2017)

II. Расписание болезней

Добрый день, Петр.

Если Вы решили заявить о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам освидетельствования, то здесь нужно разбираться в диагнозах, эпикризе, анамнезе и других медицинских вопросах. При вынесении решения, как правило врач- специалист дает неверную квалификацию категории годности. Руководствуется врач призывной комиссии тем, что ответственности он не несет за неверное толкование при определении заключения о болезни.

Для решения Вашего вопроса необходимо детально обжаловать действия врача-специалиста военного комиссариата.

За свою 15 летнюю практику я неоднократно сталкивался с данной проблематикой и все положительно решил.

С уважением, Фомкин П.А.

Имеют ли в настоящее время право на повторное медицинское освидетельствование граждане, пребывающие в запасе, старше 27 лет, ввиду вступившего в силу постановления Правительства РФ от 14.12.2018 N 1552, которое, в частности, на сегодняшний день предусматривает следующий порядок: "2. В Положении о военно-врачебной экспертизе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 28, ст. 3831; 2018, N 18, ст. 2639): в пункте 69 слова "(за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья)" исключить; в пункте 84: абзац первый изложить в следующей редакции: "84. Граждане в возрасте от 18 до 27 лет, освобожденные от призыва на военную службу в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья и зачисленные в запас Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - граждане, ограниченно годные к военной службе), вправе пройти освидетельствование для определения категории годности к военной службе."; в абзаце втором слова "граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья и" заменить словами "граждан, ограниченно годных к военной службе,"; пункты 85 и 86 признать утратившими силу; пункт 87 изложить в следующей редакции: "87. Граждане, ограниченно годные к военной службе, изъявившие желание пройти освидетельствование, для уточнения диагноза заболевания направляются военными комиссариатами муниципальных образований в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина, форма и правила заполнения которого аналогичны форме и правилам заполнения медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина, составляемого в отношении граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу."

Здравствуйте, ситуация такая. Недавно проходил медкомиссию(предпоследнюю) в военкомате, а так же предоставил выписку из больницы, в которой написано, что я наблюдаюсь у эндокринолога (других вопросов у военкомата нет, т.к болезней никак не имею). Наблюдаюсь у эндокринолога с 2015г. по настоящее время. В момент обращения был завышен гармон ТТГ(на 2015г.). Однако, последние 2 года(2017-18) ТТГ снизился до нормы и до сегоднешнего момента так и держится, никаких физических ограничений врач не отмечал, но и выписку, что я пригоден к военной службе и ограничений по здоровью нет эндокринолог дать не может, т.к нет базы с заболеваниями(как я понял). Сам диагноз звучит как "хронический АИТ". Знаю, что порядок присвоения регламентируется приказом Министерства РФ, в котором содержится расписание болезней, на которые и ссылается глав. врач приемной комиссии. Я не понимаю одного, лучше быть здоровым по документам или же следить за своим здоровьем и проходить лечение. Какую категорию мне должна присвоить призывная медкомиссия? Сам никак не могу разобраться с этими категориями, т.к объективно понимаю, что какие-то тонкости в определении все равно могут быть. Прошу отписать на мою почту или же можно пообщаться (по телефону).

Вопрос по расписанию болезней, к какой категории годности призывника относится этот диагноз : справа -плоскостопие 2 степени и слева- 3 ст. другой с артрозом таранно-ладьевидного сочленения 2 ст.

Здравствуйте. Я призывник у меня имеется заболевание "Субклинический гипотериоз". Военкомат назначил мне категорию Б-3 и признал годным для службы. В интернете вычитал, что согласно статье 13 расписание болезней призывнику с субклиническим гипотериозом назначается категория годности - В. Пришел на призывную комиссию, заявил о том, что хочу обжаловать, на что мне ответили, что в статье 13 РБ такого заболевания нету. Как мне быть, я уверен, что с таким заболеванием не забирают, к тому же мне выписали пожизненно пить таблетки. Какие документы нужно собрать, чтобы обжаловать. Помогите пожалуйста.

Здравствуйте, сыну 17 лет при постановке на учет в приписном свидетельстве написали "ограниченно годен". Окончательное ли это решение призывной комиссии или в следующем году они могут изменить категорию годности?

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы (ВС) и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на ВС по состоянию здоровья. Военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к ВС и досрочное увольнение с ВС на основании заключения военно-врачебной комиссии (ст. 25 Основ).

Основания и порядок амбулаторного и стационарного освидетельствования и обследования при решении вопроса о годности гражданина по состоянию его психического здоровья к службе в качестве военнослужащего Вооруженных Сил, войск и органов безопасности, внутренних войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяется Законом о психиатрической помощи и законодательством о военной службе.

По результатам медосвидетельствования врачи дают заключение о годности гражданина к ВС по следующим категориям:

А – годен к военной службе;

Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В – ограниченно годен к военной службе;

Г – временно не годен к военной службе;

Д – не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медосвидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123 [ СЗ РФ, 2003, № 10, ст. 902; 2004, № 4, ст. 279; 2005, № 2, ст. 152, № 19, ст. 1815 ] . Порядок применения указанного Положения в Вооруженных Силах РФ, других воинских формированиях и органах, требования к состоянию здоровья, порядок оформления, рассмотрения и утверждения заключений военно-врачебных комиссий (ВВК) определен соответствующими федеральными органами исполнительной власти [ См.: 1) Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденная приказом Минобороны России от 20 августа 2003 г. № 200 (Российская газета, 2003, 2 октября; 2004, 31 августа);2) Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 14 июля 2004 г. № 440 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, № 31 и 32);3) Инструкция о военно-врачебной экспертизе в органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, утвержденная приказом ФСБ России от 29 июня 2004 г. № 457 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, № 35);4) Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденная приказом ФСКН России от 13 апреля 2004, № 115 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, № 25);5) Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденная приказом ГТК России от 4 июня 2003 г. № 620 (Российская газета, 2003, 5 августа) ] .

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к ВС по состоянию здоровья в ходе медосвидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (п. 4 ст. 5 1 Федерального закона) на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара. По завершении медобследования гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.

При постановке на воинский учет гражданин в случае необходимости может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.

На граждан, проходящих освидетельствование психиатром в процессе медосвидетельствования, амбулаторного или стационарного обследования на предмет определения годности к ВС, распространяются нормы Закона о психиатрической помощи, в частности, об информированном согласии на осмотр, освидетельствование, амбулаторное обследование, госпитализацию и лечение. Эти граждане пользуются всеми правами пациентов, находящихся в психиатрическом стационаре, имеют право на сохранение врачебной тайны и др. Статьи 24 и 29 Закона о психиатрической помощи о недобровольном психиатрическом освидетельствовании и недобровольной госпитализации в психиатрический стационар к этим гражданам (в случае их уклонения от прохождения освидетельствования, обследования или лечения) не применимы, поскольку исполнение воинской обязанности не является основанием для недобровольных мер медицинского характера.

Медосвидетельствование предполагает изучение и оценку состояния здоровья и физического развития гражданина. Заключение ВВК о состоянии здоровья, категории годности к ВС (службе в органах), о годности к обучению (службе) по отдельным военно-учебным специальностям выносится большинством голосов присутствующих на заседании членов ВВК в соответствии с требованиями к состоянию здоровья граждан.

Заключение ВВК обязательно для исполнения должностными лицами на территории РФ. Оно действительно в течение года с момента медосвидетельствования, если иное не определено в этом заключении.

Если в состоянии здоровья освидетельствованного произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения ВВК, проводится повторное медосвидетельствование, после которого ранее вынесенное заключение ВВК становится недействительным.

Непосредственно перед направлением к месту ВС граждане проходят медосмотр, в т.ч. с участием психиатра, в целях исключения призыва на ВС граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.

Призывная комиссия субъекта РФ организует также контрольное медосвидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на ВС по состоянию здоровья (такое освидетельствование может проводиться заочно путем изучения личных дел и меддокументов этих граждан), и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к ВС по результатам медосвидетельствования. В случае выявления у гражданина при медосмотре или при контрольном медосвидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к ВС, призывная комиссия субъекта РФ отменяет решение нижестоящей призывной комиссии, о чем сообщается гражданину и в соответствующую призывную комиссию.

Какие требования к состоянию психического здоровья граждан установлены Положением о военно-врачебной экспертизе?

В статьях 14-20 Расписания болезней, содержащегося в приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе, установлен перечень психических расстройств: статья 14 предусматривает органические психические расстройства, статья 15 – эндогенные психозы, статья 16 - симптоматические и другие психические расстройства экзогенной этиологии, статья 17 – невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства, статья 18 – расстройства личности, статья 19 – психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ и статья 20 – умственную отсталость.

Каждая из статей ранжирована по степени нарушения функций, по категориям граждан, подлежащих освидетельствованию, (графы I-IV) и по категориям годности к ВС (с А по Д). В каждом случае специально регламентируется вопрос о необходимости прохождения перед освидетельствованием стационарного (амбулаторного) обследования.

Вправе ли военно-врачебные комиссии запрашивать у медицинских организаций сведения о гражданах, состоящих под наблюдением по поводу психических расстройств?

Таким правом в целях проведения военно-врачебной экспертизы наделены не только ВВК, но и военкоматы, а также кадровые органы федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена ВС.

Медицинские организации независимо от организационно-правовой формы обязаны по запросу указанных органов сообщать в 2-недельный срок диагноз и дату постановки лица под наблюдение, а также представлять амбулаторные карты больных и при необходимости другие меддокументы (медкарты стационарных больных, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и т.п.).

Возможно ли обжаловать заключение

Заключение ВВК может быть обжаловано в вышестоящую ВВК или в суд самим гражданином или его законным представителем.

По решению вышестоящей ВВК гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медосвидетельствование.

Вправе ли гражданин на производство независимой военно-врачебной экспертизы?

При несогласии гражданина с заключением ВВК по его заявлению производится независимая военно-врачебная экспертиза (ч. 3 ст. 25, ч. 4 ст. 51, ст. 53 Основ).

Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производивших военно-врачебную экспертизу (ВВЭ), а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результате независимой экспертизы.

При производстве независимой ВВЭ гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.

В конфликтных случаях окончательное решение по заключению ВВЭ выносится судом.

Независимая ВВЭ – это один из двух предусмотренных Основами видов независимой медицинской экспертизы (такая экспертиза может производиться также при несогласии гражданина с заключением патолого-анатомического вскрытия). В силу того, что ВВЭ проводится с участием психиатра, заключение которого оспаривается гражданином, речь в данном случае может идти по-существу о независимой психиатрической экспертизе в рамках ВВЭ.

Порядок производства такой экспертизы до сих пор не определен, что, безусловно, негативно сказывается на возможности реализации гражданами принадлежащих им прав. Разработка и утверждение положения о независимой медицинской экспертизе является обязанностью Правительства России, которое проявляет в этом вопросе бездействие.

Какая ответственность предусмотрена за уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования?

За совершение этих действий предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ½ до 5 минимальных размеров оплаты труда (ст. 21.6 КоАП РФ).

Наказание следует при условии, если на такое медосвидетельствование (обследование) у гражданина имелось направление комиссии по постановке на воинский учет или призывной комиссии.

2) установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы);

3) решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, изъявивших желание заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призываемых на военные сборы (проходящих военные сборы), поступающих на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, утверждается Правительством Российской Федерации. При этом медицинское освидетельствование граждан, изъявивших желание заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, осуществляется в порядке, предусмотренном указанным Положением.

3. Требования к состоянию здоровья граждан, за исключением указанных в части 4 настоящей статьи, устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых граждане проходят военную службу (приравненную к ней службу).

4. Требования к состоянию здоровья граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу или проходящих альтернативную гражданскую службу, аналогичны требованиям, предъявляемым к гражданам, призываемым на военную службу или проходящим военную службу по призыву.

5. Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации.

6. При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации.

7. Экспертиза признается независимой, если проводящие ее эксперт либо члены экспертной комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, проводивших военно-врачебную экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой военно-врачебной экспертизы.

8. При проведении независимой военно-врачебной экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.

9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение военно-врачебной экспертизы являются обязательными.

  • Статья 25 Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья

2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или приравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Открыть статью

4. В случае, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, может проводиться независимая военно-врачебная экспертиза. Открыть статью

20) Федеральный закон от 21 декабря 2005 года N 170-ФЗ "О внесении изменения в статью 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 52, ст. 5583); Открыть статью

Сайт использует cookie для персонализации сервисов и сбора статистики посещений. Продолжая использовать наш сайт, Вы выражаете согласие с условиями обработки персональных данных.

Читайте также: