Какие обязанности не возлагает на себя пр агентство

Обновлено: 04.07.2024

На определённом этапе развития практически каждый бизнес сталкивается с необходимостью взаимодействовать с общественностью, и тут у руководителя появляется выбор: нанимать штатных менеджеров или купить аутсорсинг PR. Этот вопрос становится более острым, когда в нестабильные времена предприниматель задумывается об оптимизации бизнеса и увеличении эффективности всех его подразделений. Выбор усложняется тем, что часто руководители не знакомы с PR, и просто не знают, как потратить бюджет на продвижение более эффективно. В данной статье рассматриваются обе модели сотрудничества, и выделяются их основные минусы и плюсы.

Штатный специалист

  • лоялен компании, в которой работает, поэтому склонен не выдавать стратегически важную информацию журналистам и конкурентам;
  • глубоко знает свой рынок, аудиторию и отрасль, в которой работает компания;
  • если специалист давно работает в этой сфере, то у него уже есть налаженные контакты с журналистами, он досконально знает все существующие по это тематике СМИ, их особенности и интересующую именно их информацию.
  • замыленный взгляд на компанию и рынок из-за слишком долгого взаимодействия с ними и отсутствия контакта с другими отраслями;
  • ограниченные знания и практический опыт из-за строго определённого круга обязанностей;
  • субъективность и частое желание “приукрасить” результаты своей работы для получения бонусов.

Некоторые рекомендации по подбору сотрудника

  • Определитесь с целями и ожиданиями. Вам же не нужен лишний сотрудник, блуждающий по офису без дела.
  • Оцените медиаприсутствие кандидатов, посмотрите, какие статьи опубликовал потенциальный сотрудник, как выглядят его личные профили в социальных сетях.
  • Запросите портфолио специалиста. Это важно для того, чтобы оценить владение инструментарием PR и умение писать качественные тексты.

Аутсорсинг PR с привлечением агентства

  • с агентством заключен договор, поэтому заказчик платит за результат, а не за разговоры;
  • агентство, как правило, имеет обширные списки контактов в совершенно разных сферах из-за большого количества клиентов из разных отраслей;
  • сотрудники агентств гораздо более опытны, владеют большим количеством инструментов, и, как следствие, способны решать больший круг задач;
  • сотрудники агентств смотрят со стороны, поэтому способны предложить новый подход к решению старых проблем;
  • сотрудничество с агентством — хороший способ заполучить целую профессиональную команду, поскольку в штате агентств работают не только пиарщики, но и дизайнеры, копирайтеры, SMM-щики и другие специалисты.
  • сотрудники агентства не работают с вами постоянно, поэтому не всегда вовремя узнают о последних новостях;
  • не так глубоко разбираются в отрасли;
  • возможны утечки информации, в случае, когда агентство подобрано плохо.

Некоторые рекомендации по выбору агентства

  • В первую очередь, стоит определиться с результатами, которые вы ожидаете от PR-поддержки вашего бизнеса. Если это понимание у вас уже есть, то вы можете смело приступать к поиску подрядчика.
  • Выберите несколько небольших агентств, специализирующихся на вашей отрасли или на тех инструментах, с помощью которых легче всего “дотянуться” до вашей аудитории.
  • Лучшие PR-агентства год за годом включаются в специализированные рейтинги, отыщите там своих претендентов. Скорее всего, это приблизит вас к правильному выбору.
  • Запросите портфолио, такие документы содержат много важной информации.

Интересует аутсорсинг PR-отдела? Обратитесь в PR-агентство Zebra Company. Вы получите себе в команду лучших PR-специалистов Санкт-Петербурга, а заплатите только за результат. Мы возьмём на себя ответственность за продвижение, разработаем план, реализуем, и предоставим вам в оговоренный срок все отчёты с измеримым в цифрах эффектом.


Ответственность агента по агентскому договору наступает вследствие неисполнения им обязательств перед принципалом (заказчиком). Последний может расторгнуть соглашение через суд, если агентом был причинен ущерб. Подробнее об этом читайте в статье ниже.

Что такое агентский договор?

Агентский договор — это соглашение, заключаемое между агентом и принципалом. В соответствии с ним исполнитель обязуется совершать определенные действия от своего имени, но за счет заказчика либо от имени и за денежные средства принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

При совершении сделки от своего имени с третьим лицом агент приобретает права и обязанности, даже если принципал принимает в этой сделке непосредственное участие. Если же сделка с другой стороной производится от имени принципала, ответственность за ее завершение несет он.

Приведем примеры, когда заключаются агентские договоры:

Вариант 1 : авиакомпания заключила агентское соглашение с турфирмой. Последняя обязуется продавать авиабилеты от своего имени. Клиент покупает билет, на нем указано название авиаперевозчика, но фактически за исполнение обязательств перед ним отвечает турагентство.

Вариант 2 : таксопарк оформляет договор с водителем. Агентом является таксопарк, т. к. продает водительские услуги, оставляя себе вознаграждение в размере 5% от каждой заявки. В сделке водитель участвует, но в связи с тем, что он действует от имени таксопарка, нести ответственность перед клиентами будет последний.

О порядке выплаты вознаграждения по агентскому договору читайте здесь.

Об основаниях и последствих прекращения агентского договора мы рассказали в этой статье.

Содержание агентского договора

Агентское соглашение в обязательном порядке должно содержать права и обязанности, а также ответственность сторон. Она оговаривается в индивидуальном порядке.

В этот пункт документа может входить следующее:

  • обязательства по возмещению убытков и выплате компенсации пострадавшей стороне;
  • возможность расторжения в одностороннем порядке вследствие недобросовестного исполнения условий контракта;
  • штрафные санкции, применяющиеся к стороне, не выполнившей обязательства.

ВАЖНО! Уплата штрафа или иной компенсации не освобождает агента от исполнения обязательств, за исключением случая, когда заказчик сам ходатайствует о прекращении действия договора. Также в договоре может быть предусмотрен раздел о расторжении по соглашению сторон: в каких случаях это возможно, в каком порядке производится, когда прекращается его действие.

Ответственность агента

Если с ответственностью принципала всё понятно (он обязуется обеспечивать исполнителя всеми средствами для исполнения обязательств и вовремя уплачивать вознаграждение), то ответственность по агентскому договору самого агента вызывает немало вопросов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств регулируется ГК РФ:

Если принципал понес убытки в результате неправильных действий агента, тот обязан возместить неустойку за каждый день просрочки

Ответственность наступает при наличии вины агента. Отсутствие умысла доказывает лицо, нарушившее обязательства

Законодательство позволяет сторонам самостоятельно устанавливать ответственность по обязательствам, но она должна быть указана в договоре между принципалом и агентом. Последний при невыполнении своих обязанностей отвечает перед третьими лицами, если действует от собственного имени.

Турфирма заключила договор с авиакомпанией, согласно которому должна действовать от своего имени при продаже билетов. Клиент покупает билет на рейс, но в указанную дату самолет не вылетает, происходит задержка на 24 часа. Впоследствии клиент обратился в турфирму с претензией и ходатайством о выплате компенсации в размере 10 тыс. руб. за моральный вред.

Здесь перед клиентом будет отвечать турфирма, но впоследствии она может истребовать понесенные убытки с перевозчика, т. к. именно в результате его действий был причинен ущерб.

Уголовная ответственность агента

В некоторых случаях возможно привлечение к ответственности по УК РФ. Сюда относится хищение имущества принципала, сопряженное со злоупотреблением доверием, присвоение или растрата его имущества, разглашение коммерческой тайны и т. д.

Приведем пример, когда помимо гражданско-правовой наступает и уголовная ответственность:

Между банком и агентством брокеров было заключено агентское соглашение, согласно которому исполнитель обязуется привлекать клиентов для оформления займов, вести отчетность, проводить масштабные рекламные кампании, консультировать по коммерческим и правовым вопросам. Агентству были переданы копии внутренних документов финансового учреждения, требующиеся для осуществления обязанностей и представляющие коммерческую тайну.

Впоследствии учредитель агентства с целью получения прибыли продал информацию другому банку. Данное деяние квалифицируется по ч. 3 ст. 183 УК РФ.

Можно ли обойтись без суда?

Если деяние агента не содержит состава преступления и договором предусмотрена возможность досудебного урегулирования разногласий, стороны могут разрешить проблему мирно: агент компенсирует заказчику всю сумму ущерба, а также уплачивает штраф (если штрафные санкции предусмотрены).

Рассмотрим пример, когда принципалу и исполнителю удается решить проблему мирным путем:

Между страховой компанией и банком было оформлено агентское соглашение, в соответствии с которым последний обязуется продавать гражданам полисы, вести отчетность и перечислять принципалу страховые премии по каждому заключенному договору.

Агент нарушил обязательство по перечислению страховых премий, что было обнаружено заказчиком. После предъявления письменного требования банку пришлось выплатить премии и дополнительно 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки на расчетный счет принципала.

После исполнения агентом обязательств и уплаты пени действие договора не прекратилось.

Итоги

По агентскому договору агент несет материальную (гражданско-правовую ответственность), но при серьезных нарушениях к нему могут быть применены санкции согласно УК РФ. В большинстве случаев неисполнение обязательств не влечет прекращения действия договора, а спорные ситуации удается урегулировать без судебных разбирательств.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В рабочей среде постоянно разделяют обязанности и ответственность. Требования к работе секретарей в целом сформированы давно, но они имеют свои особенности, которые связаны с тесным взаимодействием с подразделениями. Исполнители пишут письма, выполняют поручения и обеспечивают текущее хранение документов. А кто виноват, если письмо написано плохо, поручение просрочено, а оригинал документа утерян? Расскажем, на какие из этих вопросов есть ответы в действующих нормативных и методических документах по делопроизводству, а о каких аспектах придется подумать самостоятельно.

Почему важно распределить ответственность?

Часто сотрудники подразделений пытаются оправдать собственные недоработки и переложить ответственность за те или иные нарушения на плечи секретаря (Схема 1).

Фразы, которые используют работники, чтобы переложить ответственность за нарушения на секретаря

  • не знает, как должен быть организован тот или иной процесс и за что он должен отвечать;
  • выполняет слишком много обязанностей, чтобы повысить свою ценность.

Стандарты для управления документами

Вопросу управления документами посвящены следующие стандарты:

В ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 распределению ответственности между работниками уделено особое внимание. Так, установлено, что ответственность должна быть определена для:

  • всех участников процесса создания документов;
  • лиц, участвующих в управлении документами;
  • всех пользователей документных систем.

Согласно ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 ответственность распространяется на всех сотрудников, которые создают и используют документы, и должна быть определена, установлена и доведена до их сведения (Таблица 1).

Распределение ответственности между сотрудниками по ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019

В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 в организации необходимо закрепить ответственность в ряде документов (Схема 2).

Где закрепить ответственность, связанную с документами?

Для эффективного управления документами следует распределить ответственность между работниками. ГОСТ Р 7.0.101-2018/ИСО 30301:2011 регламентирует реализацию системы управления документами (далее – СУД), которая связывает управление документами с успешной деятельностью организации и подотчетностью путем создания структуры, включающей политику, цели и руководства для документов. Положения этого стандарта используют те организации, которые приняли решение о разработке и внедрении СУД.

Нормативные и методические документы по делопроизводству об ответственности

Основным нормативным актом организации, регламентирующим вопросы работы с документами, является инструкция по делопроизводству. При ее составлении мы традиционно рекомендуем организациям всех форм собственности ориентироваться на положения трех документов:

1. Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления[1] (далее – Правила делопроизводства).

2. Методические рекомендации по разработке инструкции по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления[2] (далее – МР по разработке ИД).

3. Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях[3] (далее – Примерная инструкция по делопроизводству).

Распределение ответственности в соответствии с нормативными и методическими документами по делопроизводству в России

Должностная инструкция руководителя структурного подразделения (фрагмент)

Чтобы задача по обеспечению согласованности положений организационных и нормативных документов была успешно реализована, целесообразно разработать и закрепить единые формулировки для их включения в проекты должностных инструкций. Сделать это можно в нормативном документе, устанавливающем требования к структуре и тексту должностных инструкций в организации (если он есть), или же разместить информацию в общем доступе на корпоративном портале. Контроль за включением тех или иных обязательных положений в должностную инструкцию осуществляется в ходе согласования ее проекта. Делать это может как специалист по управлению документацией (начальник службы делопроизводства), так и работник, координирующий деятельность по разработке должностных инструкций в организации (например, начальник отдела кадров).

Ответственных за делопроизводство в подразделениях, как правило, назначают персонально (пофамильно) приказом руководителя, при этом их должностные инструкции (с соблюдением норм трудового права) включают обязанность по ведению делопроизводства в структурных подразделениях. Обычно детализация этой задачи в должностной инструкции не предусматривается. Перечень операций, вменяемых ответственному за делопроизводство в подразделении, удобно оформить отдельным пунктом приказа.

Распределение ответственности за работу на разных этапах жизненного цикла документа

В организации, которая провела глобальное распределение ответственности, служба делопроизводства (или секретарь) обеспечивает методическое руководство и контроль соблюдения порядка работы с документами. А пишут письма и выполняют поручения исполнители – сотрудники структурных подразделений. И кто же виноват, если документ содержит ошибки, а поручение не исполнено вовремя?

На практике вопрос разграничения обязанностей и ответственности приобретает особую остроту именно тогда, когда речь заходит о конкретных действиях тех или иных сотрудников на разных этапах работы с документами. Разберем два направления работы, по которым чаще всего возникают споры между секретарем и исполнителями: создание документов (документирование) и исполнение документов (поручений).

Создание документов (документирование)

Критериями для оценки эффективности процесса работы над проектом документа (документирования) можно считать:

  • качество документа – документ прошел оценку (согласование) всеми заинтересованными сторонами; текст и композиция соответствуют нормам официально-делового стиля и требованиям к конкретному виду документа;
  • своевременность выполнения операций – соблюдены сроки, установленные для каждого этапа работы: создания, согласования, подписания, регистрации, рассылки документа.

Различные упущения в ходе работы над проектом документа могут повлечь за собой неприятности. Например:

  • документ оформлен с нарушениями и не принят к регистрации организацией-адресатом, в результате чего руководителю придется подписать его повторно;
  • в документе обнаружены ошибки (от грамматических до фактических), что нанесло ущерб репутации компании и ее первого лица;
  • между подписанием документа и его регистрацией или отправкой прошло длительное время (руководитель думал, что письмо отправлено, но выяснилось, что нет, и началось внутреннее разбирательство) и т.д.

Действующие нормативные акты по делопроизводству возлагают максимальную ответственность за качество документа на исполнителя (Таблица 3).

Распределение ответственности между работниками организации при создании документов

В зависимости от специфики организации, особенностей и формы организации делопроизводства в локальной инструкции по делопроизводству предусматривают дополнительные положения по разграничению обязанностей и ответственности. Так, документ может содержать требования, связанные с особенностями взаимодействия между секретарем и исполнителями на этапах регистрации документа и подготовки к отправке (например, требование заполнять поля регистрационной карточки документа в системе электронного документооборота на разных этапах работы). Учтите следующие советы:

1. В п. 4.4 Примерной инструкции по делопроизводству определен перечень подразделений и лиц, с которыми необходимо согласовывать проекты документов. В их числе – служба делопроизводства. И если, например, для юридической службы очерчен круг рассматриваемых документов (проекты ЛНА, проекты приказов), то согласно этому нормативному документу служба делопроизводства должна согласовывать все документы организации. По крайней мере те, требования к которым регламентированы в третьем разделе Примерной инструкции по делопроизводству. Одновременно с этим лишь для одной группы документов (а именно для распорядительных документов) оговорен обязательный контроль за правильностью оформления со стороны службы делопроизводства (см. п. 3.17 Примерной инструкции по делопроизводству). Рекомендуем в локальной инструкции по делопроизводству однозначно определить, какие виды документов согласовывает служба делопроизводства (секретарь) и что является предметом согласования.

2. Действующие нормативные акты по делопроизводству содержат требования к срокам выполнения тех или иных процедур. Так, например, согласно п. 5.36 Примерной инструкции по делопроизводству регистрация исходящих документов осуществляется в день их подписания или, в некоторых случаях, на следующий рабочий день. За регистрацию документов, как известно, отвечает служба делопроизводства или секретарь. Одновременно с этим в п. 7.11 Примерной инструкции по делопроизводству указано, что после подписания документа исполнитель передает его на регистрацию в порядке, установленном в локальной инструкции по делопроизводству. Кто будет виноват в срыве сроков и как обосновать это, если исполнитель забудет о подписанном документе на несколько дней? Рекомендуем обращать особое внимание на нюансы при разработке локальной инструкции по делопроизводству, продумать и описать единый порядок работы на тех этапах, которые в Примерной инструкции по делопроизводству не освящены и зависят от специфики организации. Как организован процесс передачи документов на подпись руководителю? Что происходит с документами после подписания? Как организовано взаимодействие исполнителя и службы делопроизводства (секретаря) на этом этапе? Ответы на эти вопросы желательно закрепить документально.

3. В соответствии со своими трудовыми обязанностями секретарь руководителя обеспечивает организацию работы с документами в приемной руководителя. Это, как правило, установлено в его должностной инструкции. А вот в действующих нормативных актах, устанавливающих требования к инструкциям по делопроизводству, о работе приемной как таковой не сказано. Рекомендуем подумать о регламентации работы приемной при регламентации делопроизводства вашей организации.

Исполнение документов (поручений)

Распределение ответственности между работниками организации при исполнении документов

Рекомендуем в локальной инструкции по делопроизводству в разделе, посвященном организации контроля исполнения, предусмотреть следующие нюансы:

1. В соответствии с п. 6.8 Примерной инструкции по делопроизводству служба делопроизводства осуществляет проверку своевременности доведения документов, подлежащих исполнению, до работников. Однако практика показывает, что неправильно концентрировать всю ответственность в одном месте. В ЛНА целесообразно установить обязанность работников по регулярной проверке новых задач в СЭД, электронной почты, забору документов на бумажном носителе из ячеек структурных подразделений.

2. С учетом специфики компании и ее документооборота (традиционный или электронный) следует тщательно описать работу службы делопроизводства (или секретаря) по предварительной проверке и регулированию хода исполнения документов (поручений), чтобы все действующие лица понимали допустимую степень вмешательства контролера, а ответственность за неисполнение не перекладывалась на его плечи из-за отсутствия конкретики во внутренних нормативных актах. Это касается и взаимодействия службы делопроизводства (или секретаря) с руководителем: подумайте о том, какая информация и в какие сроки необходима руководителю для осуществления контроля по существу рассматриваемых вопросов и своевременного вмешательства.

Резюме

3. Процессы работы с документами следует тщательно проработать и описать в инструкции по делопроизводству, определив для каждой операции ответственных лиц и сроки выполнения поручений. При этом рекомендуем ориентироваться на действующие в Российской Федерации нормативные и методические документы по делопроизводству – в них содержатся ответы на многие вопросы и на них удобно ссылаться. Однако помните, что некоторые этапы работы в них не детализированы: определите и опишите их с учетом специфики вашей организации.

Профессия PR-менеджера в XXl веке очень востребована. Многие молодые люди интересуются данной специальностью, чтобы лучше понять специфику работы. Узнаем, кто такие PR-менеджеры и что входит в их обязанности.


Не обойтись без знаний азов маркетинга и рекламы, нужно разбираться в экономике, и менеджменте, в целом уметь строить финансовую структуру.

Сегодня в каждой компании есть вакансия PR-менеджера.

о многих компаниях формируются даже целые отделы, где работают специалисты.

Ценным сотрудником пиар-менеджер является и для политиков. Ведь именно с их помощью политические личности зарабатывают доверие со стороны общества.

Плюсы и минусы профессии


Плюсы:

  1. востребованная и модная профессия;
  2. высокая заработная плата;
  3. возможность общаться с СМИ и журналистами.


Минусы:

  1. Большая конкуренция на рынке труда.
  2. Работа стрессовая. Неорганизованность некоторых людей, с которыми приходится сотрудничать, отражается на результатах работы.
  3. Высокая ответственность. Любая незамеченная ошибка или неправильно сказанное слово могут перечеркнуть с трудом достигнутый результат.
  4. Часто непонимание ситуации представителем заказчика.
  5. Не нормированный рабочий день.

Обязанности PR-менеджера

Основной обязанностью пиарщика является анализ, оценка и прогноз действий, которые положительно скажутся на репутации фирмы и будут способствовать ее дальнейшему развитию. Профессию пиар-менеджера не стоит путать со специальностью менеджер по рекламе. В обязанности последнего входит продвижение услуг или производимой продукции.


Очевидно, продвижение услуг и забота о репутации фирмы – это совершенно разные задачи.

Функции, возлагаемые на PR-менеджера, могут быть разными и зависят они от сферы деятельности компании.

Основными из них являются:
  1. определение политики пиар-деятельности;
  2. проведение пиар-кампаний;
  3. оценка имеющихся ресурсов, без которых невозможно осуществление задуманных программ;
  4. оценка эффективности выбранных программ;
  5. поддержание необходимого имиджа фирмы;
  6. оценка проведенной работы и отчет перед руководителем;
  7. информирование общества о деятельности фирмы, оказываемых услугах, ассортименте - для достижения наилучшего результата.


PR-менеджер, как правило, общается с клиентами, ведет переговоры со СМИ, просматривает опубликованный материал, читает отзывы о фирме и предлагаемой продукции.

Если обобщить, то данный специалист контролирует все, что пишется о его фирме и своевременно реагирует на полученные сведения.

Существуют также специальные PR-агентства, у которых есть обширный круг заказчиков – от торговых фирм до известных артистов. Здесь работают две группы специалистов.

  1. К первой группе относятся копирайтеры (креаторы), которые придумывают, как провести одно или несколько мероприятий.
  2. Вторую группу составляют технологи.

Последние претворяют разработанные концепции в жизнь, то есть непосредственно проводят презентации, пресс-конференции, выставки и т.д.


Задачи PR-менеджера:

  1. проведение акций и рекламных кампаний;
  2. разработка стратегии по продвижению;
  3. подготовка статьи для публикации в средствах массовой информации;
  4. организация имиджевых программ;
  5. анализ продуктивности проводимой PR-кампании;
  6. составление бюджета и формирование акций развития PR-кампании.

Какие предъявляются требования?


Основные навыки:
  1. знание основ и принципов PR-менеджмента и рекламы;
  2. уметь разбираться в основах маркетинга, менеджмента, экономики;
  3. умение работать с деловой корреспонденцией;
  4. умение составлять PR-стратегии и знание принципов PR-кампаний;
  5. навыки медиапланирования;
  6. умение писать статьи, отзывы, пресс-релизы, рекламные материалы;
  7. опыт участия в организации выставок, различных профильных семинаров, пресс-конференций;
  8. владение современным программным обеспечением, например, MS Office; умение пользоваться Интернетом и графическими программами;
  9. желательно знание английского языка на свободном или разговорном уровне

Качества

Быть успешным PR-менеджером помогут следующие качества:

  1. Коммуникабельность. Пиарщик должен уметь общаться, искать нужные контакты, анализировать информацию и быстро принимать решения.
  2. Любопытство. Толковый пиар-менеджер должен обладать всей информацией, распространяющейся вокруг его компании и своевременно реагировать. Любопытство должно быть направлено на такие области, как: СМИ, рынок конкурентов, изучение партнеров и т.д.
  3. Любознательность. Благодаря этому качеству специалисту легко изучить историю создания фирмы и этапы ее развития. Также любознательность заставляет специалиста искать новые данные, стремясь узнать как можно больше.
  4. Инициативность. Важное качество для успешной работы специалиста. Инициатива важна в публикациях и инфоповодах.
  5. Стрессоустойчивость. PR-менеджер должен всегда оставаться на плаву и не реагировать на негатив, с которым в любом случае приходится сталкиваться. Скандальные ситуации не являются исключением и с ними необходимо уметь быстро справляться.
  6. Оперативность. Специалист должен быть доступен в любое время суток и иметь возможность быстро перемещаться. Бывают ситуации, когда СМИ требуется срочная информация и если пиарщик не ответит вовремя, это может навредить всей пиар-кампании, ведь информацию могут озвучить и конкуренты.

Карьера

От начинающих PR-менеджеров (студентов или уже выпускников профильных факультетов) потребуется знание основ PR-менеджмента, желание работать и коммуникабельность.


Заработная плата на первых порах будет невысокой.

В качестве места работы молодой специалист может выбрать PR- и рекламные агентства, издательские дома, компании СМИ, отделы по связям с общественностью в различных компаниях или отделы, связанные с рекламой.

Следующий этап карьеры молодого специалиста начнется примерно после двух лет работы в выбранной сфере.Требования к таким сотрудникам уже выше, например, умение писать статьи, пресс-релизы, составление рекламно-информационных материалов, знание принципов планирования PR-стратегий.

Обычно на этом этапе у специалиста уже появляется опыт участия и организации различных выставок, семинаров или пресс-конференций. Зарплата PR-менеджера на этом этапе может быть уже больше в полтора раза.


Более высокая заработная плата у PR-менеджера появляется после около трех лет работы в области PR-менеджмента. У такого сотрудника уже есть свои наработки, сформирована база контактов с работниками СМИ, имеется опыт разработки PR-стратегий.

Однако если пиарщик сможет стать так называемой “звездой” в своей области, за его работу будут бороться, и гонорары соответственно будут очень высоки.

В большинстве случаев PR-менеджерами становятся девушки, мужчин в этой области не больше 30%. Возрастная категория специалистов не превышает 30 лет (около 75%).

Сколько зарабатывает PR специалист

Заработная плата пиар менеджера очень индивидуальна и зависит от многих факторов: в какой отрасли работает специалист, в агентстве или в крупной компании, какую должность он занимает, какой объем работы выполняет, и какой у него стаж работы, что имеет ключевое значение.


В целом зарплаты в сфере PR менеджмента в Москве динамично росли на 20-30% в год (до кризиса) и варьировались от 20 000 рублей до 120 000 рублей в месяц.

В других регионах России ниже.

Подведем итог

Все PR-менеджеры втайне мечтают, что когда-нибудь появится бот, который возьмет на себя все коммуникации, а они будут ходить по презентациям и фуршетам. Но если серьезно, лет 10–15 лет назад в PR-агентствах были целые отделы юных барышень, которые день за днем обзванивали журналистов и просили опубликовать пресс-релиз.


Сейчас ни в одном PR-агентстве такого отдела нет.

Изменилась среда, а с ней меняются и задачи, которые приходится решать PR-менеджерам.

Если раньше у PR, к примеру, в ситуации, когда охранник магазина избил покупателя, была пара часов, пока приедут журналисты, то сейчас кто-то снимает на смартфон и через секунду это на LifeNews.

Сейчас границы между профессиями очень быстро стираются, появляются новые тренды. Чтобы PR-кампания работала и приносила пользу, пиарщику необходимо знание маркетинга и рекламы. Он должен уметь анализировать запросы и поведение аудитории, работать с контентом, знать, как работает SMM.

Это разнообразная и многообещающая работа, которая подойдет энергичным, прагматичным, шагающим в ногу со временем натурам.

Друзья, считаете статью полезной, поделитесь ею в соцсетях. До новых встреч!

Проработав PR-менеджером пять лет, я сталкиваюсь с повторяющимися проблемами в ИТ-компаниях. Руководители не до конца понимают, зачем им специалист, неправильно рассчитывают ресурсы команды или нанимают не того человека. Для тех, кто ещё не успел потратить бюджет впустую, собрал практические советы, как работать с PR в ИТ.

Прежде чем нанимать PR-менеджера, спросите себя.

Получив несколько заказов, пусть и крупных, небольшие digital-студии уже стремятся рассказать о себе аудитории. Цели: усилить HR-бренд, получить партнёров, подготовиться к запуску собственного продукта. Однако руководитель часто недооценивает увеличение нагрузки на команду.

Помимо работы, инженерам, программистам, дизайнерам и другим сотрудникам придётся тратить часы на разжёвывания материала пиарщику. Навряд ли нанятый PR имеет в бэкграунде опыт написания кода или проектирования интерфейсов.

Работая в команде технологичного проекта, я читал сотни страниц докладов западных университетов об искусственном интеллекте. Однако даже это не дало точной картины разработки. Интервью с инженерами приходилось вымаливать, задерживаясь в Skype-сессии после полуночи.

После серий статей инженер сказал CEO, что не успевает давать интервью и хотел бы заняться возлагаемыми на него обязанностями. Возможно, в государственной конторе шеф стукнет по столу кулаком и прикажет. К счастью, мне не приходилось работать с идиотами, и CEO прекратил PR-сессии, понимая, что главная задача для компании — создание продукта.

В небольших студиях работают штучные специалисты, способные заткнуть за пояс инженеров крупных компаний. Руководитель понимает, что важно удержать талантливого сотрудника. Тем не менее CEO неправильно оценил текущие временные ресурсы сотрудников компании. Мы расстались, но поддерживаем отношения, работая над разовыми материалами.

Если студии нужны заказы, приложению — пользователи, продуктам — продажи, то наймите маркетолога. Если вы в поисках партнёров, или хотите рассказать талантливым ребятам, почему у вас работать лучше, — зовите пиарщика. Косвенно — да, PR способен повлиять на продажи и клиентов. Однако не стоит платить одному сотруднику и требовать от него обязанности другого.

Если целевое СМИ — крупное деловое издание, то готовьтесь рассказать о суммах, лицах и подробностях продукта. Журналист обратит внимание на инфоповод только с тремя условиями:

  • Прозвучало известное имя.
  • Щеголяете крупной суммой.
  • Ваш проект суперинтересный.

Для попадания в заголовки СМИ компании предлагают нечто большее, чем скучную новость. Технологическая история гораздо интереснее, если рассказана от первого лица, а мнение значимей с комментариями известных лиц.

  • К вам или вашему другу наведается налоговый департамент.
  • Журналист узнает обо всем и занесёт вас в чёрный список издания.
  • Фигуры с рынка обвинят вас во лжи.

Если важно быстро продвинуть себя, компанию, продукт через СМИ, обратитесь в коммерческий отдел. За N-сумму редакция предложит партнёрский материал на полосе или сайте. Коммерческие статьи недешёвые, зато хорошо написаны и будут выведены в ленте.

  • Загляните на сайт, канал, периодику издания.
  • Найдите рубрику, куда попадали проекты или компании, схожие с вашей.
  • Выделите до трёх материалов, определив авторов.
  • Найдите почту или социальные сети журналиста.
  • Напишите напрямую питч.
  • Не забудьте указать, почему обращаетесь лично.

Четыре года назад я написал первый годный питч редактору Rusbase Элине Кирилловой. Тогда материал, увы, не приняли, но за письмо без официоза пришло личное спасибо. Хорошие отношения (Элина крутая) привели к последующим публикациям в издании.

Определите, зачем и для кого будет создаваться контент в блоге. Для укрепления HR-бренда в 2018 году Артемий Лебедев рассказывал о принципах студии на YouTube-канале. Сейчас отец десяти детей вещает в видеоблоге о созданных проектах для потенциальных клиентов.

Определите с PR-менеджером задачу на четыре месяца, полгода или год. Решите, какие инструменты стоит использовать. Это могут быть регулярные кейсы, мнения, аналитические статьи, видео, акции и прочее.

Исходя из подготовленной стратегии, определитесь, что получится на выходе. Например, ежемесячная публикация двух кейсов в блог, статьи в профильном СМИ, создание видеоформата на YouTube и выступление на конференции. Учитывайте, что в отличии от маркетинга, PR — работа вдолгую. Результат может быть заметен не сразу.

Читайте также: