Рб как социальное правовое государство

Обновлено: 02.07.2024

В жизни любого общества и государства Конституция играет особую роль. Ее принятие – знаковое историческое событие для каждой страны.

Конституция представляет собой мировоззренческий документ, который регулирует все стороны жизнедеятельности государства, определяет социально-политические, экономические и другие основы государственности, обеспечивает устойчивость общества.

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон белорусского государства. Закон, обладающий высшей юридической силой. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить Конституции.

Именно она определяет государственное и общественное устройство Беларуси, правовой статус человека, его взаимоотношения с государством и обществом, а также выполняет ряд других значимых функций.

Справочно .

Наша история, традиции, культура, в том числе правовая, насчитывают не одно столетие. На территории Беларуси действовала одна из первых конституций средневековой Европы – Статут Великого Княжества Литовского. Таким образом, наши предки внесли значительный вклад в развитие демократических ценностей в Европе и мире.

Действующая Конституция Республики Беларусь была утверждена 15 марта 1994 г. на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенного государства и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.

Конституции Республики Беларусь предшествовали конституции советской эпохи 1919, 1927, 1937, 1978 годов.

На республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года в Основной Закон Республики Беларусь был внесен ряд изменений и дополнений.

Таким образом, уже более четверти века Республика Беларусь, основываясь на Конституции, поступательно развивается и укрепляется как демократическое социальное правовое государство.

В Советском Союзе, в состав которого входила Белорусская ССР, в 80-е годы прошлого века явно обозначился общий экономический и внешнеполитический спад. В 1989 году впервые было официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменился падением).

Ситуация в великой стране становилась слабо контролируемой: республики одна за другой начали заявлять о своем праве на самоопределение.

Значительная часть белорусской общественности также активно поддерживала идеи суверенизации, утверждения политического и экономического плюрализма. В обществе нарастало осознание права наций на самоопределение, роли государства в обеспечении национальных интересов.

Декларация носила переходный характер: ее положения должны были реализоваться Верховным Советом путем принятия новой Конституции, законов БССР.

Предпринимаемые руководством Союза меры по его спасению должного эффекта не имели, а попытка захвата власти самопровозглашенным Государственным комитетом по чрезвычайному положению стала последним звеном в необратимости распада советской системы.

Все республики так или иначе осознавали, что на союзный центр надеяться нельзя. Экономика испытывала глубочайший кризис. Источники жизнеобеспечения были парализованы. Ни один союзный орган власти ничем уже не управлял.

В этих условиях 25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР принял решение о придании Декларации о государственном суверенитете статуса конституционного закона.

Белорусская Советская Социалистическая Республика 19 сентября 1991 г. переименована в Республику Беларусь, принят ее Государственный флаг, а 10 декабря 1991 г. утвержден Государственный герб белорусского государства.

Беловежские соглашения, подписанные руководителями Беларуси, России и Украины 8 декабря 1991 г., прекратили существование СССР. Тогда же было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

Республика Беларусь, как и другие бывшие советские республики, стала суверенным независимым государством.

В этих условиях в Беларуси начали активно обсуждаться пути реформирования государственного устройства страны.

Белорусские конституции советской эпохи заложили основы белорусской государственности, установили систему государственных органов, закрепили основные права личности, позволили сохранить этнокультурную самобытность белорусов, в целом подготовили почву для самоопределения белорусского народа в независимом государстве. В Конституции БССР 1978 года были впервые закреплены нормы о суверенитете БССР, а также о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение.

С июля 1990 г. по февраль 1994 г. законы об изменениях и дополнениях белорусской Конституции 1978 года принимались в нашей стране 16 раз (касались основ общественного строя, статуса политических партий, организации и деятельности органов государственной власти).

Работа над современной белорусской Конституцией началась еще в 1990 году, когда Постановлением Верховного Совета БССР была образована Конституционная комиссия в составе 61-го депутата Верховного Совета и 13 специалистов в области права (ученых и практиков). Однако процесс разработки белорусской Конституции затянулся на несколько лет.

После обретения независимости Беларусь де-факто стала парламентской республикой. Согласно статье 2 Декларации право выступать от имени всего народа принадлежало исключительно Верховному Совету.

Камнем преткновения стал ключевой вопрос: какой быть молодой независимой республике: президентской или парламентской?

Был принят компромиссный вариант: введение института президентства с сохранением широких полномочий Верховного Совета.

о принципе разделения властей;

о Верховном Совете как представительном и законодательном органе государственной власти;

о Президенте как руководителе исполнительной власти;

о местном самоуправлении, осуществляемом гражданами через местные представительные органы и другие формы прямого участия населения в общественных делах;

о государственных гарантиях всем гражданам равных прав для осуществления хозяйственной и другой деятельности, кроме запрещенной законом и др.

Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г. на 13-й сессии Верховного Совета 12-го созыва и вступила в силу 30 марта 1994 г.

Она фактически подвела итог процессам формирования независимого белорусского государства на новой социально-экономической основе, закрепила ориентиры общественного развития, его перспективы. Конституция установила принципы демократического строя (народовластие, разделение властей, политический плюрализм, верховенство права), приоритет прав и свобод человека, главенство международного права.

Тогда, на переломном этапе развития страны, белорусское общество как никогда нуждалось в сильном президенте – национальном лидере, способном консолидировать граждан и максимально эффективно обеспечить достижение стратегических целей в социально-экономической и политической сферах. И белорусы его обрели.

10 июля 1994 г. Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси А.Г.Лукашенко. Во втором туре его поддержали 80,3% граждан, принявших участие в голосовании.

Однако, несмотря на то, что Президент являлся главой белорусского государства и главой исполнительной власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала парламенту.

Согласно Конституции, Верховный Совет Республики Беларусь наделялся значительными полномочиями государственной власти (среди прочих его прав устанавливались принятие и изменение Конституции, назначение выборов и референдумов, избрание высших судебных органов, Генпрокурора, Председателя и Совета Контрольной палаты Беларуси, Председателя и Правления Нацбанка Беларуси, роспуск местных Советов, определение военной доктрины Беларуси, а также объявление войны и заключение мира).

Правительство несло ответственность перед Президентом и перед парламентом.

В этих условиях в сентябре 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь одобрил представленную Главой государства Программу неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса. Документ предусматривал оздоровление финансовой и денежно-кредитной систем, улучшение торгового и платежного балансов, стабилизацию курса национальной валюты, усиление мер государственного регулирования, повышение управляемости.

14 мая 1995 г. в ходе всенародного голосования они получили широкую поддержку общества. Результаты плебисцита фактически изменили ряд конституционных норм: изменена государственная символика, статус государственного наравне с белорусским придан русскому языку.

Однако попытки президентской власти взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из кризиса натолкнулись на мощное сопротивление парламентской фракции Белорусского народного фронта и примкнувших к ней независимых депутатов. Достигнутый в 1994 году элитами страны компромисс вылился в острый конституционный кризис. Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы Конституции Республики Беларусь 1994 года не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти.

Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года стала очевидной.

В нарушение принципа разделения властей Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями власти (исполнительной и судебной), по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать их утратившими силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.

Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года стала очевидной.

С целью разрешения кризиса механизма государственного управления А.Г.Лукашенко обратился к народу, выступив инициатором внесения изменений и дополнений в Основной Закон белорусского государства.

На второй республиканский референдум были вынесены два проекта обновленной Конституции.

В результате голосования 24 ноября 1996 г. проект Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, поддержали 70,5% от общего числа избирателей, проект Верховного Совета – 7,9% от общего числа избирателей.

В обновленном Основном Законе было закреплено положение о верховенстве права. Принятие изменений и дополнений Конституции также повлекло существенное перераспределение полномочий между госорганами.

Существенно изменились место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. На Главу государства были возложены функции гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обеспечения политической и экономической стабильности, преемственности и взаимодействия органов государственной власти; осуществления посредничества между органами государственной власти.

Вместо Верховного Совета был учрежден двухпалатный Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из Палаты представителей и Совета Республики.

Конституционная реформа выразилась также в повышении роли Правительства – Совета Министров – в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности. Был учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты).

Конституционный суд был включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора).

Таким образом, внесение изменений в Конституцию позволило обеспечить эффективную деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей в интересах белорусского народа. В дальнейшем проводилась работа по реализации конституционных положений, их развитию в актах текущего законодательства.

Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 г. (был совмещен с парламентскими выборами). Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.

Конституция Республики Беларусь стала не только отражением политических и социально-экономических перемен, но и документом, определившим на десятилетия вперед вектор развития национальной государственности и совершенствования демократических институтов.

Являющаяся отражением воли народа, Конституция провозглашает Республику Беларусь социальным правовым государством, в котором:

человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства;

государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности;

народ является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

В белорусском государстве на конституционной основе выстроена системная работа, направленная на обеспечение роста благосостояния граждан, создание условий для улучшения их жизни, удовлетворение материальных и духовных потребностей, оказание содействия развитию их экономической активности.

Внутренняя политика белорусского государства основывается на принципах социальной справедливости, социальной защищенности и социальной солидарности. Создаются условия для самореализации совершеннолетних трудоспособных членов общества, оказывается помощь малоимущим и социально уязвимым категориям граждан (инвалидам, старикам, детям).

Таким образом, за буквой Основного Закона Республики Беларусь, закрепляющего основные направления строительства социального правового государства, стоит человек как высшая ценность государства и общества, его права и свободы, гарантии их реализации.

При этом Конституция ориентирует наше общество не только на социальные гарантии со стороны государства, но и на взаимные обязательства гражданина. Каждый несет личную ответственность за достижение материально-бытового благополучия для себя лично и для своей семьи. Поэтому важная задача – совершенствование системы законодательства, призванной быть эффективным правовым регулятором социальных отношений, исключающим социальное иждивенчество и безразличие.

Одним из ключевых условий создания демократического социального правового государства является наличие согласия в обществе. В Основном Законе отражены общепризнанные принципы международного права. Конституция Республики Беларусь гарантирует свободу личности, учитывающей свободу других людей, закрепляет политический плюрализм, разделение и взаимодействие властей как гарантии против диктата и хаоса. Она обеспечивает баланс интересов различных социальных групп: вне зависимости от частных интересов, политических, религиозных и иных предпочтений конституционные нормы обязательны для соблюдения.

Таким образом, Основной Закон выступает консолидирующим фактором устойчивого развития общества, укрепляя консенсус интересов разных социальных групп. Единство народа олицетворяет Президент Республики Беларусь, являясь гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Одновременно Глава государства является арбитром над различными ветвями власти.

Конституция Республики Беларусь – основа государственного суверенитета. Белорусское государство обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Все инициативы и предложения граждан были собраны, обсуждены с экспертами и направлены на рассмотрение на Всебелорусском народном собрании, ведь такой форум – одна из важнейших форм народовластия в Беларуси, когда граждане разных социальных групп, профессий и возрастов обсуждают актуальные вопросы жизни государства и общества, подводят итоги прошедшей пятилетки, а также вырабатывают направления стратегии дальнейшего развития республики.

Инициативы, поступившие в ходе диалоговых площадок, были систематизированы по сферам: государственная молодежная политика, социальная сфера, конституционное реформирование и партийное строительство, местное управление и самоуправление, экономика и бизнес.

развитие политического поля страны (совершенствование правовой среды и демонстрация готовности государства к активизации политических партий);

перераспределение полномочий Президента, Парламента и местных властей;

переход от мажоритарной к смешанной избирательной системе выборов депутатов Парламента (для усиления роли политических партий в общественной жизни страны);

увеличение срока полномочий Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов до 5 лет;

придание Всебелорусскому народному собранию статуса конституционного органа;

введение института Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь;

введение единого дня голосования для местных и парламентских выборов с целью сбережения государственных средств;

введение моратория на смертную казнь.

Вниманию выступающих: в ходе проведения единого дня информирования целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.

Главой государства были обозначены и некоторые направления возможных изменений политической системы.

Президент твердо уверен, что Беларусь должна оставаться президентской республикой, и высказался о перераспределении полномочий внутри властной вертикали, отметив, что это уже делается, но вместе с полномочиями переходит и большая доля ответственности.

А.Г.Лукашенко неоднократно отмечал, что внутренняя политика Беларуси – это дело исключительно самой Беларуси. Никто кроме белорусского народа не может решать, как ему жить, как развиваться, каким законам быть на нашей земле. Только белорусский народ будет это определять.

Часть 1
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
учебно-методический комплекс по одноименному курсу для студентов специальностей
1-24 01 02 – Правоведение; 1-24 01 03 – Экономическое право


Вы здесь: ОБЗОРНЫЕ ЛЕКЦИИ: ОБЩАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА 1. Республика Беларусь - социальное государство

ОБЗОРНЫЕ ЛЕКЦИИ: ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ - СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

§ 1.1. Понятие социального государства

Социальное государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Это означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.

Социальное государство — это зависимость государства от гражданского общества, его подчиненность интересам граждан, причем не только чисто экономическим, которые входят в понятие социальных интересов, а всеобъемлющим интересам 1 . Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Социальное государство — наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и обществ 2 . Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как: солидарная ответственность поколений и сословий - богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

Существование и деятельность социального государства тесно связаны с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном - как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX - начале XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном итоге такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который - задача государства.

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.

Следует отметить, что, несомненно, катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в своих Конституциях и других законодательных актах социальную ориентированность политики. И хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистических государств.

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.

Теория и практика правового государства предшествовали идее и практическому воплощению государства социального, и их можно рассматривать как определенные этапы в развитии общества. Социальное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее в его классическом либеральном (формальном) варианте опиралось, прежде всего, на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и невмешательства государства в дела гражданского общества. А это привело к глубокому фактическому неравенству, кризисным состояниям в экономике и классовой борьбе. В наши дни демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов.

В каждой же конкретной стране начальную стадию формирования социального государства следует связывать с установлением ответственности государства за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, что в дальнейшем трансформируется в обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.

Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода политическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное государство должно постоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства.

Справедливо отметил российский ученый Гончаров П.К., что в социальном государстве существенное значение и свои специфические черты будет иметь и духовная сфера. Во главу угла забот государства и общества должно быть поставлено формирование всесторонне и гармонично развитой личности каждого человека. Глубокие народные традиции гуманизма и нравственности, высочайшие достижения отечественной культуры делают эту цель вполне достижимой. Для этого должен быть открыт доступ гражданам и, прежде всего, молодежи к подлинным образцам мировой и отечественной культуры, искусства и литературы, прекращена фактически насильственная вестернизация духовной жизни. Примеры защиты национального языка и культуры, поощрения развития фольклора дают многие развитые европейские страны 7 .

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства: ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового; на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции. В рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции. К последним, в частности, относятся: поддержка социально незащищенных категорий населения; охрана труда и здоровья людей; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы; поощрение благотворительной деятельности; финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ; борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице; поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан; участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем; забота о сохранении мира в обществе.

1 Бибило, В.Н. Главный атрибут современного правового государства / В.Н. Бибило //Конституционно-правовые проблемы формирования социального правового государства. - Минск, 2000. - С. 53-54.

2 Гончаров, П.К. Российская модель социального государства: постановка проблемы и вариант решения / П.К. Гончаров //Социология власти: информ.-аналитич. бюл. - 1999. - N° 4. - С. 55-59.

3 Глухарева, Л.И. Современные проблемы теории прав человека / Л.И. Глухарева. - М., 2004. - С. 168.

4 Морозова, Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. -М., 2002. - С. 105.

5 Королев, С.В. Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма: автореф. дис. . д-ра юрид. наук / С.В. Королев. - М., 2005. - С. 26.

6 Увачев, В.А. Социально-правовое государство и гражданское общество постиндустриальной эпохи: правовые основы функционирования и взаимодействия (на примере стран Западной Европы и США): автореф. дис. . канд. юрид. наук / В.А. Увачев. - М., 2006. - С. 10.

7 Гончаров, П.К. Социальное государство: сущность и принципы / П.К. Гончаров / / Вестник Российского университета дружбы народов. -Сер. Политология. - 2000. - № 2. - С. 46-59.

Задача социального государства — обеспечить до-стойные условия жизни своих граждан, удовлетворе-ние их материальных и духовных потребностей, до-стижение социальной справедливости и социальной защищенности. Эти цели реализуются посредством перераспределения национального дохода в пользу малообеспеченных слоев, проведения политики за-нятости, охраны труда, развития общедоступного здравоохранения и образования, создания условий, которые делают доступным для каждого приобщение к ценностям культуры. Задача социального государ-ства — сгладить реально существующее социальное неравенство между богатыми и бедными, которое за-ведомо ставит бедных в неодинаковое положение не только в сфере потребления материальных благ, но и в получении образования, охране собственного здо-ровья.

Становление социальных государств происходит после второй мировой войны. Государства начинают выступать в качестве основных субъектов социаль-ной политики наряду с общественными объединени-ями граждан, негосударственными экономическими субъектами и другими институтами гражданского общества.

Социальная политика — это совокупность меро-приятий, направленных на создание благоприятных условий жизни людей, условий их труда и быта, здоровья и досуга населения и т. д. Важнейшим на-правлением социальной политики является создание всеобъемлющей системы социальной защиты, систе-мы социальных гарантий, без которых невозможна реализация прав и свобод человека. Социалъные га-рантии — это материальные и правовые средства, которые обеспечивают реализацию экономических, социальных, культурных, политических прав.

Экономические, политические, культурные, со-циальные права взаимосвязаны, так как социально-трудовая сфера представляет единый комплекс ком-понентов:

• отрасли социальной сферы (образование, здра-воохранение, культура, спорт, туризм, жилищ-но-коммунальный сектор);

• рынок труда, служба занятости, переподготов-ки кадров (в том числе и безработных);

• сфера мотивации производительного труда (ор-ганизация оплаты, стабилизация уровня жиз-ни населения);

• система социальной защиты населения; систе-ма социального страхования;

В Конституции Республики Беларусь закрепля-ется социальная направленность деятельности бело-русского государства. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации провозглашаются высшей ценностью и целью общества и государства.

Конституционно в Республике Беларусь закрепле-ны основные социально-экономические и социально-культурные права и свободы человека и гражданина: право на труд без какой-либо дискриминации; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного гражданину экологическим правонарушением; право на жилище; право на об-разование; право на социальное обеспечение по воз-расту, в случае болезни, инвалидности, потери кор-мильца, для воспитания детей; право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одеж-ду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Граждане имеют право на защиту своих эконо-мических и социалъных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключе-ние коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.

Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения за труд в со-ответствии с его количеством, качеством и обще-ственным значением, но не ниже уровня, обеспе-чивающего им и их семьям свободное и достойное существование. В Конституции отмечается, что женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право наравное вознаграждение за труд рав-ной ценности.

Конституционно гражданам Беларуси гарантиро-вано право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжи-тельностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедель-ного отдыха.

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социалъное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, по-тери кормильца и в других случаях, предусмотрен-ных законом. Особую заботу государство проявляет о ветеранах труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

В Конституции Республики Беларусь закрепляет-ся право на жилище. Это право обеспечивается разви-тием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Кон-ституционно провозглашается, что никто не может быть произвольно лишен жилья.

В Конституции говорится о том, что каждый име-ет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Данное право относится к так называемым кол-лективным правам или правам солидарности, которые получили свое обоснование во второй половине XX в.

Важнейшим социально-культурным правом явля-ется право на образование. Конституция Республики Беларусь гарантирует доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Что касается среднего специального и высшего образования, то оно доступно в соответствии со способностями человека. Каждый может на кон-курсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях. Белорусское государство, гарантируя реализацию гражданами права на образование, ставит цель — соз-дать национальную систему образования, которая бы отвечала потребностям развития экономики и новым общественным отношениям. В этой связи важно со-хранить систему бесплатного образования, а также развивать систему платного образования, делая его более доступным.

В Конституции Республики Беларусь закрепля-ется право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений. Кон-ституционно гарантируется свобода художественно-го, научного, технического творчества и преподава-ния. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Белорусское государство гарантирует охрану ма-тперинства, отцовства и детпства. Молодежи гаран-тируется право на ее духовное, нравственное и физи-ческое развитие.

Главнейшей практической проблемой является реализация конституционно провозглашенных соци-альных прав, которая зависит от состояния экономи-ки, уровня ее развития, состояния государственного бюджета, от инициативы и способности к самоорга-низации всего населения.

Приоритетными направлениями социальной по-литики Республики Беларусь являются охрана здо-ровья, жилъе, продоволъспгвие. Важными задачами белорусского государства являются также улучшение демографической ситуации, защита детей и укрепле-ние института семьи.

Немаловажным направлением социальной поли-тики белорусского государства является повышение доходов населения. Социальные пособия и льготы, носят адресный характер и предоставляются отдель-ным категориям граждан.

По-прежнему актуальным остается решение жи-лищной проблемы. Чтобы жилье стало более доступ-ным, предполагается снижать стоимость квадратного метра жилья, развивать систему кредитования.

Развитие пенсионной системы связано с повыше-нием пенсий соответственно росту средней заработ-ной платы.

Важным направлением социальной политики бело-русского государства является развипгие физической кулътуры, спорта и туризма, формирование осознан-ной потребности населения в здоровом образе жизни.

Социальное государство ориентировано на пре-доставление преимуществ нетрудоспособным и со-циально уязвимым слоям населения в пользовании общественными фондами потребления. С 1990 г. в Республике Беларусь целенаправленно формируется специальная социальная служба. Для социальной службы в вузах республики готовят профессиональ-ных социальных работников.

В жизни любого общества и государства Конституция играет особую роль. Ее принятие – знаковое историческое событие для каждой страны.

Конституция представляет собой мировоззренческий документ, который регулирует все стороны жизнедеятельности государства, определяет социально-политические, экономические и другие основы государственности, обеспечивает устойчивость общества.

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон белорусского государства. Закон, обладающий высшей юридической силой. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить Конституции.

Именно она определяет государственное и общественное устройство Беларуси, правовой статус человека, его взаимоотношения с государством и обществом, а также выполняет ряд других значимых функций.

Справочно .

Наша история, традиции, культура, в том числе правовая, насчитывают не одно столетие. На территории Беларуси действовала одна из первых конституций средневековой Европы – Статут Великого Княжества Литовского. Таким образом, наши предки внесли значительный вклад в развитие демократических ценностей в Европе и мире.

Действующая Конституция Республики Беларусь была утверждена 15 марта 1994 г. на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенного государства и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.

Конституции Республики Беларусь предшествовали конституции советской эпохи 1919, 1927, 1937, 1978 годов.

На республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года в Основной Закон Республики Беларусь был внесен ряд изменений и дополнений.

Таким образом, уже более четверти века Республика Беларусь, основываясь на Конституции, поступательно развивается и укрепляется как демократическое социальное правовое государство.

В Советском Союзе, в состав которого входила Белорусская ССР, в 80-е годы прошлого века явно обозначился общий экономический и внешнеполитический спад. В 1989 году впервые было официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменился падением).

Ситуация в великой стране становилась слабо контролируемой: республики одна за другой начали заявлять о своем праве на самоопределение.

Значительная часть белорусской общественности также активно поддерживала идеи суверенизации, утверждения политического и экономического плюрализма. В обществе нарастало осознание права наций на самоопределение, роли государства в обеспечении национальных интересов.

Декларация носила переходный характер: ее положения должны были реализоваться Верховным Советом путем принятия новой Конституции, законов БССР.

Предпринимаемые руководством Союза меры по его спасению должного эффекта не имели, а попытка захвата власти самопровозглашенным Государственным комитетом по чрезвычайному положению стала последним звеном в необратимости распада советской системы.

Все республики так или иначе осознавали, что на союзный центр надеяться нельзя. Экономика испытывала глубочайший кризис. Источники жизнеобеспечения были парализованы. Ни один союзный орган власти ничем уже не управлял.

В этих условиях 25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР принял решение о придании Декларации о государственном суверенитете статуса конституционного закона.

Белорусская Советская Социалистическая Республика 19 сентября 1991 г. переименована в Республику Беларусь, принят ее Государственный флаг, а 10 декабря 1991 г. утвержден Государственный герб белорусского государства.

Беловежские соглашения, подписанные руководителями Беларуси, России и Украины 8 декабря 1991 г., прекратили существование СССР. Тогда же было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

Республика Беларусь, как и другие бывшие советские республики, стала суверенным независимым государством.

В этих условиях в Беларуси начали активно обсуждаться пути реформирования государственного устройства страны.

Белорусские конституции советской эпохи заложили основы белорусской государственности, установили систему государственных органов, закрепили основные права личности, позволили сохранить этнокультурную самобытность белорусов, в целом подготовили почву для самоопределения белорусского народа в независимом государстве. В Конституции БССР 1978 года были впервые закреплены нормы о суверенитете БССР, а также о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение.

С июля 1990 г. по февраль 1994 г. законы об изменениях и дополнениях белорусской Конституции 1978 года принимались в нашей стране 16 раз (касались основ общественного строя, статуса политических партий, организации и деятельности органов государственной власти).

Работа над современной белорусской Конституцией началась еще в 1990 году, когда Постановлением Верховного Совета БССР была образована Конституционная комиссия в составе 61-го депутата Верховного Совета и 13 специалистов в области права (ученых и практиков). Однако процесс разработки белорусской Конституции затянулся на несколько лет.

После обретения независимости Беларусь де-факто стала парламентской республикой. Согласно статье 2 Декларации право выступать от имени всего народа принадлежало исключительно Верховному Совету.

Камнем преткновения стал ключевой вопрос: какой быть молодой независимой республике: президентской или парламентской?

Был принят компромиссный вариант: введение института президентства с сохранением широких полномочий Верховного Совета.

о принципе разделения властей;

о Верховном Совете как представительном и законодательном органе государственной власти;

о Президенте как руководителе исполнительной власти;

о местном самоуправлении, осуществляемом гражданами через местные представительные органы и другие формы прямого участия населения в общественных делах;

о государственных гарантиях всем гражданам равных прав для осуществления хозяйственной и другой деятельности, кроме запрещенной законом и др.

Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г. на 13-й сессии Верховного Совета 12-го созыва и вступила в силу 30 марта 1994 г.

Она фактически подвела итог процессам формирования независимого белорусского государства на новой социально-экономической основе, закрепила ориентиры общественного развития, его перспективы. Конституция установила принципы демократического строя (народовластие, разделение властей, политический плюрализм, верховенство права), приоритет прав и свобод человека, главенство международного права.

Тогда, на переломном этапе развития страны, белорусское общество как никогда нуждалось в сильном президенте – национальном лидере, способном консолидировать граждан и максимально эффективно обеспечить достижение стратегических целей в социально-экономической и политической сферах. И белорусы его обрели.

10 июля 1994 г. Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси А.Г.Лукашенко. Во втором туре его поддержали 80,3% граждан, принявших участие в голосовании.

Однако, несмотря на то, что Президент являлся главой белорусского государства и главой исполнительной власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала парламенту.

Согласно Конституции, Верховный Совет Республики Беларусь наделялся значительными полномочиями государственной власти (среди прочих его прав устанавливались принятие и изменение Конституции, назначение выборов и референдумов, избрание высших судебных органов, Генпрокурора, Председателя и Совета Контрольной палаты Беларуси, Председателя и Правления Нацбанка Беларуси, роспуск местных Советов, определение военной доктрины Беларуси, а также объявление войны и заключение мира).

Правительство несло ответственность перед Президентом и перед парламентом.

В этих условиях в сентябре 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь одобрил представленную Главой государства Программу неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса. Документ предусматривал оздоровление финансовой и денежно-кредитной систем, улучшение торгового и платежного балансов, стабилизацию курса национальной валюты, усиление мер государственного регулирования, повышение управляемости.

14 мая 1995 г. в ходе всенародного голосования они получили широкую поддержку общества. Результаты плебисцита фактически изменили ряд конституционных норм: изменена государственная символика, статус государственного наравне с белорусским придан русскому языку.

Однако попытки президентской власти взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из кризиса натолкнулись на мощное сопротивление парламентской фракции Белорусского народного фронта и примкнувших к ней независимых депутатов. Достигнутый в 1994 году элитами страны компромисс вылился в острый конституционный кризис. Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы Конституции Республики Беларусь 1994 года не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти.

Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года стала очевидной.

В нарушение принципа разделения властей Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями власти (исполнительной и судебной), по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать их утратившими силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.

Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года стала очевидной.

С целью разрешения кризиса механизма государственного управления А.Г.Лукашенко обратился к народу, выступив инициатором внесения изменений и дополнений в Основной Закон белорусского государства.

На второй республиканский референдум были вынесены два проекта обновленной Конституции.

В результате голосования 24 ноября 1996 г. проект Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, поддержали 70,5% от общего числа избирателей, проект Верховного Совета – 7,9% от общего числа избирателей.

В обновленном Основном Законе было закреплено положение о верховенстве права. Принятие изменений и дополнений Конституции также повлекло существенное перераспределение полномочий между госорганами.

Существенно изменились место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. На Главу государства были возложены функции гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обеспечения политической и экономической стабильности, преемственности и взаимодействия органов государственной власти; осуществления посредничества между органами государственной власти.

Вместо Верховного Совета был учрежден двухпалатный Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из Палаты представителей и Совета Республики.

Конституционная реформа выразилась также в повышении роли Правительства – Совета Министров – в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности. Был учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты).

Конституционный суд был включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора).

Таким образом, внесение изменений в Конституцию позволило обеспечить эффективную деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей в интересах белорусского народа. В дальнейшем проводилась работа по реализации конституционных положений, их развитию в актах текущего законодательства.

Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 г. (был совмещен с парламентскими выборами). Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.

Конституция Республики Беларусь стала не только отражением политических и социально-экономических перемен, но и документом, определившим на десятилетия вперед вектор развития национальной государственности и совершенствования демократических институтов.

Являющаяся отражением воли народа, Конституция провозглашает Республику Беларусь социальным правовым государством, в котором:

человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства;

государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности;

народ является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

В белорусском государстве на конституционной основе выстроена системная работа, направленная на обеспечение роста благосостояния граждан, создание условий для улучшения их жизни, удовлетворение материальных и духовных потребностей, оказание содействия развитию их экономической активности.

Внутренняя политика белорусского государства основывается на принципах социальной справедливости, социальной защищенности и социальной солидарности. Создаются условия для самореализации совершеннолетних трудоспособных членов общества, оказывается помощь малоимущим и социально уязвимым категориям граждан (инвалидам, старикам, детям).

Таким образом, за буквой Основного Закона Республики Беларусь, закрепляющего основные направления строительства социального правового государства, стоит человек как высшая ценность государства и общества, его права и свободы, гарантии их реализации.

При этом Конституция ориентирует наше общество не только на социальные гарантии со стороны государства, но и на взаимные обязательства гражданина. Каждый несет личную ответственность за достижение материально-бытового благополучия для себя лично и для своей семьи. Поэтому важная задача – совершенствование системы законодательства, призванной быть эффективным правовым регулятором социальных отношений, исключающим социальное иждивенчество и безразличие.

Одним из ключевых условий создания демократического социального правового государства является наличие согласия в обществе. В Основном Законе отражены общепризнанные принципы международного права. Конституция Республики Беларусь гарантирует свободу личности, учитывающей свободу других людей, закрепляет политический плюрализм, разделение и взаимодействие властей как гарантии против диктата и хаоса. Она обеспечивает баланс интересов различных социальных групп: вне зависимости от частных интересов, политических, религиозных и иных предпочтений конституционные нормы обязательны для соблюдения.

Таким образом, Основной Закон выступает консолидирующим фактором устойчивого развития общества, укрепляя консенсус интересов разных социальных групп. Единство народа олицетворяет Президент Республики Беларусь, являясь гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Одновременно Глава государства является арбитром над различными ветвями власти.

Конституция Республики Беларусь – основа государственного суверенитета. Белорусское государство обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Все инициативы и предложения граждан были собраны, обсуждены с экспертами и направлены на рассмотрение на Всебелорусском народном собрании, ведь такой форум – одна из важнейших форм народовластия в Беларуси, когда граждане разных социальных групп, профессий и возрастов обсуждают актуальные вопросы жизни государства и общества, подводят итоги прошедшей пятилетки, а также вырабатывают направления стратегии дальнейшего развития республики.

Инициативы, поступившие в ходе диалоговых площадок, были систематизированы по сферам: государственная молодежная политика, социальная сфера, конституционное реформирование и партийное строительство, местное управление и самоуправление, экономика и бизнес.

развитие политического поля страны (совершенствование правовой среды и демонстрация готовности государства к активизации политических партий);

перераспределение полномочий Президента, Парламента и местных властей;

переход от мажоритарной к смешанной избирательной системе выборов депутатов Парламента (для усиления роли политических партий в общественной жизни страны);

увеличение срока полномочий Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов до 5 лет;

придание Всебелорусскому народному собранию статуса конституционного органа;

введение института Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь;

введение единого дня голосования для местных и парламентских выборов с целью сбережения государственных средств;

введение моратория на смертную казнь.

Вниманию выступающих: в ходе проведения единого дня информирования целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.

Главой государства были обозначены и некоторые направления возможных изменений политической системы.

Президент твердо уверен, что Беларусь должна оставаться президентской республикой, и высказался о перераспределении полномочий внутри властной вертикали, отметив, что это уже делается, но вместе с полномочиями переходит и большая доля ответственности.

А.Г.Лукашенко неоднократно отмечал, что внутренняя политика Беларуси – это дело исключительно самой Беларуси. Никто кроме белорусского народа не может решать, как ему жить, как развиваться, каким законам быть на нашей земле. Только белорусский народ будет это определять.

Читайте также: