Развитие русского языка как закономерный процесс сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Происхождение: версии нескольких ученых

[myline]Однако какое отношение имеет санскрит к русскому языку?[/myline]

По теории этнографа Натальи Гусевой, написавшей более 150 научных трудов по истории и религии Индии, многие слова санскрита полностью совпадают с русскими. Но почему она вообще пришла к такому выводу? Однажды в туристической поездке по северным рекам России Гусева сопровождала уважаемого ученого из Индии. Общаясь с жителями местных деревень, индус неожиданно расплакался и отказался от услуг переводчика. Увидев недоуменные взгляды, он ответил, что очень счастлив слышать родной санскрит. Наталью Гусеву очень заинтересовал этот случай, поэтому она решила посвятить всю свою жизнь изучению русского языка и санскрита.

[mydoubleline]К слову, известный филолог Александр Драгункин полностью поддерживает свою коллегу и утверждает, что великий язык русского народа действительно происходит от более простого – санскрита, в котором меньше словообразовательных форм, и письменность его – не что иное, как слегка измененные индусами славянские руны.[/mydoubleline]

По другой версии, которую одобряет и принимает большинство ученых–филологов, люди около 2,6 млн лет назад (время появления первого человека) были просто вынуждены научиться общаться между собой в ходе коллективной работы. Однако в те времена население было крайне малочисленно, поэтому индивиды разговаривали на одном языке. Спустя тысячи лет, произошла миграция народов: ДНК перепутались и изменились, а племена изолировались друг от друга, так и появилось много разных языков, которые отличались друг от друга по форме и словообразованию. Позже появилась нужда в науке, описывающей новые достижения и изобретенные человеком вещи.

В результате такой эволюции в людских головах возникли так называемые матрицы – языковые картины мира. Этими матрицами занимался лингвист Георгий Гачев, в свое время он изучил их более 30. По его теории, немцы были очень привязаны к своему дому, так и сложился образ типичного немецкоговорящего человека – организованного и бережливого. А менталитет русскоговорящего ­произошел из образа дороги и пути, т.к. в давние времена русскоязычный народ много путешествовал.

Рождение и становление русского языка

Привнесем в нашу статью немного конкретики и более подробно расскажем о рождении и становлении нашего родного и великого русского языка. Для этого вернемся в Индию III тысячелетия до н.э. Тогда среди индоевропейских языков выделялся протославянский диалект, спустя тысячу лет ставший праславянским языком. В VI—VII вв. уже н. э. он разделился на несколько групп: восточную, западную и южную (русский язык принято относить к восточной). В IX в. (момент образования Киевской Руси) древнерусский язык достиг своего максимального развития. В это же время два брата, Кирилл и Мефодий, на основе греческого письма изобрели первую славянскую азбуку и алфавит.

[myline]Однако создатели славянской письменности не ограничились только алфавитом: они переводили и записывали евангельские проповеди, притчи, богослужебные тексты и апостольские послания; а также около трех с половиной лет занимались просвещением славян в Моравии (историческом регионе Чешской республики).[/myline]

Благодаря труду и знаниям братьев-просветителей, славянский язык стал стремительно развиваться. К тому времени по уровню популярности он уже мог сравниться с греческим и латинским, которые, к слову, тоже принадлежат к индоевропейской языковой семье.

Разделение языка и нормализация письменности

[myline]А что произошло дальше с нашим языком?[/myline]

Русский язык в XVIII в.

Петровская эпоха очень сильно повлияла на русскую речь. Именно в это время наш язык освободился от опеки церкви, а в 1708 г. реформировали азбуку и сделали ее подобной европейской.

[mydoubleline]Во второй половине XVIII в. М.В. Ломоносов заложил абсолютно новые нормы русского языка. Он решил объединить все то, что было до этого: разговорную речь, народную поэзию и даже приказной язык.[/mydoubleline]

После Ломоносова язык продолжали развивать и преобразовывать Державин, Радищев, Фонвизин. Отметим, что именно они увеличили количество синонимов, чтобы раскрыть все богатство русской письменности. Также огромный вклад в развитие нашей речи внес, конечно, и А.С. Пушкин, который отвергал все ограничения по стилю и комбинировал русские слова с некоторыми европейскими, чтобы создать полноценную и красочную картину словесности. Далее его поддержали Лермонтов и Гоголь.

Как развивался русский язык в дальнейшем?

[myline]Позже социализм изменил словообразование русского языка, а в ХХ в. СМИ стандартизировали устную речь.[/myline]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Язык – это не просто средство передачи информации, орудие, которым мы привычно пользуемся. Язык может жить своей собственной жизнью. Он может диктовать нам свои условия и в то же время быть послушным и преданным человеку.

Задумайтесь: наш родной язык может удовлетворить потребности человека в общении и в эпоху княжеской Руси, и в век высочайших компьютерных технологий. Значит, язык способен развиваться и совершенствоваться, помогая в этом и нам.

Гости и Ксанф не нашлись, что ответить Эзопу, имя которого до сих пор известно миру. Имена же тех, кто считал себе выше, безвозвратно канули в лету.

- Какой язык имел в виду Эзоп в своих объяснениях?

- С каким значением слова язык мы имеем дело на уроках русского языка?

Задание № 2: сделать подробный конспект

Язык как объективное явление изменяется и развивается по своей внутренней логике, которая остается неизвестной говорящим. И только ученые, исследующие эволюцию языковой системы, в той или другой мере открывают тенденции развития языка, его направление и логику. Своеобразие этого развития заключается в том, что объектив­ный его ход слагается из субъективных намерений речевой деятельности участвующих в общении людей. Вспомним весьма при­мечательное суждение о том, что язык, будучи орудием сознания, сам по себе создание бессознательное. Говорящие на том или другом языке сознательно не участвовали в образовании имен существительных, прилагательных, наречий, фонем, определенного строя предложения и т. д. Все это образовалось в процессе эволюции языка объективно и стихийно, независимо от воли и намерений говорящих, отвечая потребностям человеческого общения, отражения и познания действительности, развития языка и мышления.

В связи с этим возникает весьма важный не выясненный в языко­знании вопрос о том, существует ли определенная цель в этом объективном движении и развитии языка? Многие лингвисты оспари­вают самое постановку этого вопроса (А.А. Потебня, Е. Косериу и др.). В то же время эта проблема следует из всего содержания известного теоретического труда В. Гумбольдта.

Какая существует актуальная проблема культуры речи на сегодняшний день?

Молодые люди по большей части общаются на уровне жаргонов и диалектов, забывая о литературном языке. Назначение этимологии приводит к безграмотности, к неуместному и неправильному употреблению слов в речи. Речь молодёжи плохо развита.

Исследовав русскую лексику с точки зрения происхождения и употребления, я думаю, что молодые люди поймут и осознают всю прелесть русского языка, научатся более грамотно и выразительно общаться – ведь русский язык, это наш родной язык

Проблемы Русский язык как средство общения и взаимопонимания граждан России:

засорение языка ненормативной лексикой, неоправданное употребление

иностранных слов, сленга

Среди более двух с половиной тысяч языков (по другим данным – около 3 500), известных на земном шаре, русский язык является одним из распространенных и удовлетворяет языковые потребности не только русских, но и людей других национальностей, живущих в России и за ее пределами).

Давайте понаблюдаем над изменениями различных языковых норм с течением времени.

Изменения орфоэпических норм:

поставьте ударения в словах: амфора, английский, библиотека, заслуженный, индустрия, климат, музыка, паспорт, профиль.


А теперь сравните с устаревшими нормами: амфОра, Английский, библиОтека, заслужЕнный, индУстрия климАт, музЫка, паспОрт, профИль.

Непривычно звучит для уха?

Во времена Пушкина эти ударения были нормой

Порывный – порывистый, ветр – ветер, дерев – деревьев, т.е. изменения в образовании прилагательных – с помощью суффикса – ист.

Полногласие – ветер, - .

Образование множественного числа существительных деревья – деревьев.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Основные тенденции в развитии русского языка нового времени.

Как показывают наблюдения, новообразования последнего времени широко представлены в языке газеты. Это объясняется тем, что газета, как один из видов массовой коммуникации, разносторонне и быстро отражает события каждого нового дня. В наши дни газета – самый чуткий регистратор новых слов, значений, словосочетаний. Она значительно быстрее всех других жанров письменной речи отражает сдвиги, которые происходят во всех сферах жизни общества, и в большинстве случаев является первым письменным источником, фиксирующим появление новых слов, значений и выражений, претендующих на вхождение в общеупотребительную лексику.

Проблеме новообразований в разное время посвящали работы такие ученые, как И.И. Срезневский, П.Д. Первов, А.Г. Горнфельд, Г.О. Винокур, А.И. Смирницкий, Н.И. Фельдман, В.В. Виноградов.

Любое диахроническое изменение элементов системы русского языка обусловлено двумя основными факторами его развития: экстралингвистическим (внеязыковым) и собственно лингвистическим (языковым). Внутренние стимулы развития языка связаны с особенностями его системы, а внешние - влияют на развитие и на характер функционирования языка.

Русский язык начала 21 века характеризуется рядом речевых тенденций, отличительной особенностью которых является неоднозначность, двойственность, противоположность и комплементарность (под комплементарностью в данном случае понимается дополнительность): демократизация и либерализация языка современных носителей граничат с вульгаризацией и криминализацией, креативность со стереотипностью, динамичность с небрежностью в использовании языковых единиц, интеллектуальность – с общим снижением языковой культуры (Юдина, 2010, с.127).

К наиболее важным изменениям двух последних десятилетий принято относить:

  • Лавинообразный характер словообразования;
  • Массовое и не всегда оправданное вхождение в русский язык заимствований;
  • Интенсивные семантические преобразования;
  • Постоянное сближение кодифицированной сферы языка и разговорной речью;
  • Контаминацию стилей;
  • Проникновение сниженной, жаргонной лексики в печатные и аудиовизуальные СМИ.

Считается, что демократизация и либерализация связаны с ростом вариативности и динамичности языковой нормы, а также со стиранием границ между социальными группами, что приводит к постоянному обновлению литературных норм, исчезновению различий между стилями речи. Ряд лексем, считавшихся ранее маркерами непрестижной среды, в настоящее время начинает приобретать статус единиц литературного языка. Однако упрощение языковой системы на всех уровнях может в итоге приводить к ее расшатыванию, что способствует тому, что недостаточная культура устной и письменной речи начинает рассматриваться как закономерное явление, а ненормативная и жаргонная лексика проникает в литературный язык. Так проявляется противоположная тенденция вульгаризации и криминализации языка.

Проблема иноязычных заимствований также занимает одно из первых мест в дискуссиях, посвященных развитию языка нового времени. В настоящее время пополнение словарного состава происходит преимущественно за счет заимствованной лексики. С одной стороны, русский язык становится более насыщенным, способным участвовать в диалоге культур, с другой – использование заимствованных слов засоряет родную речь, а то, что звучание заимствованного слова не соотносится с его внутренней формой, ведет к десемантизации и изменению восприятия означаемого. Неосознанной использование заимствованных слов ведет к варваризации.

Под креативностью понимается возможность использования языковых средств для создания более точного образа. Одним из примеров ее проявления является языковая игра, которая часто используется в СМИ, а также лежит в основе системы знаков и символов, использующихся в интернет-общении, в котором в то же время наблюдается тенденция к стереотипности, поэтому сам факт такого общения трактуют противоречиво и неоднознакчно.

Скорость современной жизни не может не наложить отпечаток на использование языковых единиц в речи. Динамичность проявляется на всех языковых уровнях: в сфере фонетики наблюдается необоснованная редукция гласных и согласных звуков, в сфере синтаксиса – неумелая парцелляция, в сфере лексики и словообразования - использование универбов – кратких (свернутых) наименований. Оборотной стороной динамичности стала небрежность в использовании языковых единиц, связанная с нарушением различных речевых норм.

Тенденции к интеллектуализации языка связаны с количественным и качественным усложнением сфер речевой коммуникация, использованием новых информационных технологий, компьютерного языка, языка Интернета. На базе профессионального языка создается сленг, что ведет к общему снижению речевой культуры.

Таким образом, в связи с неоднозначностью современной языковой ситуации можно выделить негативные и позитивные тенденции развития русского языка на современной этапе.

  • расширение словарного состава языка в области экономической, политической и юридической лексики;
  • приближение языка средств массовой информации к потребностям достоверного освещения реальности;
  • сближение языка заметок и корреспонденций с литературной разговорной речью, отказ от канцелярского стиля в публицистике;
  • деидеологизация некоторых пластов лексики;
  • выход из употребления многих газетных штампов советского времени;
  • возвращение некоторым городам и улицам исторических названий.

Положительное влияние на развитие языка оказывает изменение условий публичного общения: отмена цензуры, возможность высказать личное мнение, возможность для слушателей оценить ораторские таланты видных политиков.

Наряду с положительными в современной речи массовое распространение получили отрицательные тенденции:

  • закрепление грамматических ошибок в качестве образцов построения предложений;
  • неточное употребление лексики, искажение значений слов;
  • стилистические нарушения речи.

Грамматическими недостатками современной речи являются:

  • замена личных форм глаголов отглагольными существительными с суффиксами -ация, -ение, -ание (регионализация, фермеризация, криминализация, спонсирование, лоббирование, инвестирование) ;
  • утрата словами определенного значения (подвижки, панацея, импульс, стабилизация, эксклюзивный) ;
  • нагромождения падежных форм (во время проведения операции по задержанию вооруженного преступника, корректировка курса будет проводиться в сторону ужесточения реформ, о плане мероприятий, проводимых в связи с празднованием…) ;
  • замена падежного управления предложным (конференция показала о том, что…) ;
  • замена косвенного падежа сочетанием с словом как (иногда это является как уступка, он назван как лучший игрок) ;
  • неправильный выбор падежа (на основании каких-то материалах) .

Лексическими недостатками речи являются:

  • распространение слов с узким (ситуативным) значением (бюджетник, контрактник, льготник, отраслевик, силовик) ;
  • употребление заимствований, непонятных многим, иногда и самому говорящему (брифинг, дистрибьютор, киднепинг) ;
  • употребление аббревиатур (УИН, ОБЭП, ООДУУМ и ПДН УВД, ГО и ЧС);
  • идеологизация некоторых пластов лексики, изобретение новых ярлыков ( групповой эгоизм [о требованиях людей соблюдать их права при застройке территорий, своевременно выплачивать зарплату], потребительский экстремизм [о желании граждан получать качественные услуги]).

Стилистика речи (практически во всех функциональных стилях) сегодня характеризуется такими отрицательными чертами:

  • превращение метафор в новые шаблоны (вертикаль власти, оздоровление экономики), иногда бессмысленные ( предвзятые барьеры, Россия больна сегодня здоровьем людей, Россия занимает здесь главное лицо, местные власти борются с нехваткой средств );
  • употребление категоричных слов (например, знаменитое однозначно );
  • употребление слов, скрывающих суть явлений ( социальная незащищенность [нищета], привлечение фирм к благотворительной деятельности [незаконные поборы с предпринимателей]);
  • проникновение жаргона в публицистическую и устную официальную речь; злоупотребление эмоционально окрашенной лексикой в официальной публичной речи

Причины массовых речевых ошибок

К причинам отрицательных явлений в речевой практике относятся:

  • влияние неграмотной речи лиц, имеющих авторитет в обществе (политиков, артистов, спортсменов, телеведущих);
  • доверие народа к печатному слову (привычка рассматривать все напечатанное и сказанное по телевидению как образец нормы);
  • снижение редакторской требовательности к журналистам в отношении соблюдения языковых норм;
  • снижение качества корректорской работы;
  • запутанность и нечеткость мысли авторов публицистических статей, политических заявлений и законов, и, как следствие, неясность языка их произведений;
  • разрыв между усложненными требованиями новой школьной программы по русскому языку и реальными возможностями сегодняшней российской школы;
  • снижение интереса школьников к классической литературе;
  • проблемы в пополнении фонда библиотек;
  • превращение "Правил орфографии и пунктуации" 1956 г. в библиографическую редкость и отсутствие их новой редакции;
  • неуважение к гуманитарной науке;
  • неуважение к адресатам речи;
  • пренебрежение к родному языку.

В связи с этим в современной школе на уроках гуманитарного цикла необходимо уделить большое внимание проблемам современного языка, не игнорировать существующие языковые факты, а интерпретировать их и формировать отношение школьников к развитию родного языка.

Язык – это достояние, слава, сила, богатство человека. Россия – большая по территории и многонациональная страна. На русском языке общаются люди разных национальностей и разных государств. Станет интересной и поучительной история русского языка для детей. Ведь его возраст составляет более тысячи лет, на протяжении которых он изменялся и стал таким, каким люди его используют сейчас.

Величие русского языка – в чём оно

Старые книги

Красоту и величие, нежность и лирику русской речи воспевают великие поэты прошлых лет и современности.

«Русский народ создал русский язык,

Яркий, как радуга после весеннего ливня,

Меткий, как стрелы.

Певучий, богатый, задушевный,

Как песня над колыбелью.

Что такое Родина?

Лев Николаевич Толстой

Литературная речь – это высшая форма мастерства. Силу слова каждый человек может почувствовать на себе. Когда любое произведение, будь то стихотворение, рассказ, басня или поэма, как по волшебной палочке, возвращает читателя в прошлое или отправляет в будущее. А талантливый рассказчик, подобно художнику, рисует в воображении яркие сюжеты и необычные картины. И каждый, кто читает, мечтает и фантазирует по-своему…

Удивительно, но каждое сказанное вслух слово имеет заряд. Добрые слова вдохновляют и окрыляют людей. От злых слов на душе становится одиноко и тоскливо. Могущественное слово может убить и возродить! Человеческая речь – это настоящее оружие, пользоваться которым следует, умело и аккуратно!

«Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием;

В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

Как возник и изменялся русский язык

В самом начале для общения люди использовали жесты и простые, похожие на крики животных, звуки. Даже сейчас в процессе беседы люди много и часто жестикулируют. Существует даже азбука жестов, особенно необходимая для людей со слабым слухом. Еще при разговоре человек интуитивно выделяет важную информацию голосом, делает паузы, чтобы собеседник смог понять его и запомнить главное. Потом появились первые слова, они были разные у разных групп людей, проживающих не на одной территории. Вот так в глубокой древности возник язык. Он был необходим людям для общения, труда, жизни.

Примечательно, что у каждого народа была своя речь. Потом похожие по звучанию языки объединялись в один. В современном мире насчитывается более семи тысяч разных языков. Некоторые из них безвозвратно исчезли. Сегодня также происходит их стремительное сокращение. В основном это касается исчезающих малочисленных народностей. Русский язык является государственным для нашей страны Российской Федерации. Он входит в состав индоевропейской языковой семьи. Это один из славянских языков. По численности говорящих на нем людей он занимает пятое место.

Древний Славянский язык алфавит

Датой зарождения древнерусского литературного языка считается XI век нашей эры. Знаменательно, что этот период совпадает со временем образования Киевской Руси. Это было самостоятельное государство с единой древнерусской народностью. Позднее произошло выделение украинской, белорусской и русской народности. Речь этих народностей имеет общие истоки и схожа по звучанию. Эти языки даже называют братскими.

Основу русской речи, это почти 90%, составляют исконно русские слова. Остальные слова заимствованы из других диалектов. Любой язык непостоянен. Его формирование происходит под влиянием социальных и политических событий. Среди слов происходит естественный отбор. Это значит, что одни слова приходят и становятся распространенными в обществе, другие, наоборот, уходят из речи и мало используются людьми в обиходе.

Возникновение письменности и алфавита на Руси

Письменность неразрывно связана с речью. Поэтому каждый период развития русского языка характеризуется произведениями своей эпохи. Сведения о древней письменности сохранились на старинных берестяных грамотах, древних летописях. Большой вклад в становление письменности на Руси внесли два проповедника Кирилл и Мефодий. Именно они создали азбуку в том виде, в котором она существует сейчас.

Появление письменности на Руси

История становления русского языка в произведениях кратко:

Интересные факты русского языка для детей

Русский язык самобытный и выразительный. Ни в одном другом языке мира нет столько тонкостей, касающихся правописания и произношения слов.

Алфавит для детей

Интересные факты русской речи для детей:

Лингвисты называют русский язык живым. Даже сейчас в нем постоянно происходят изменения. Во многом это связано с компьютеризацией, внедрением и расширением социальных сетей, ускорением темпа жизни, увеличением объема поступающей людям информации.

Читайте также: