Что означает логотип росреестра

Обновлено: 04.07.2024


В целях упрощения регистрации недвижимости был создан Росреестр, по-другому называемый Федеральной службой кадастра и картографии.

Это государственная организация, в ведении которой находятся многие вопросы, касающиеся учёта объектов недвижимости, прав субъектов на них и сделок, заключённых между ними.

Разберём далее, как образовалось данное ведомство, с какой целью, и какие функции на него возложены.

Что такое Росреестр и чем он занимается


Росреестр является государственным ведомством, в задачи которого входит:

  1. Госрегистрация прав субъектов (юридических и частных лиц) на недвижимость.
  2. Учёт всех сделок, касающихся приобретения и отторжения недвижимого имущества (наследования, купли-продажи, аренды и т.п.).

Это касается как коммерческих, так и жилых объектов.

По факту, данный орган исполнительной власти объединил в себе три, ранее независимых друг от друга ведомства:

  1. Федеральная регистрационная служба (иначе – Росрегистрация). Это был орган, являющийся прямым предшественником Росреестра.
  2. Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография).
  3. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).


Две последние инстанции были упразднены уже с 1-го марта 2009 года, а их функции переданы Росреестру. В результате проведённой реформы многие процессы были упрощены.

  • выдача и восстановление документации на недвижимость;
  • проведение сделок с недвижимостью;
  • регистрация объектов, полученных по праву наследования;
  • постановка земельных участков на кадастровый учёт и пр.


Если ранее все эти операции требовали посещение, сбор и подачу документации в трёх разных инстанциях (которые в пределах населённого пункта могли находиться на разном расстоянии друг от друга, что ещё более осложняло процесс), то теперь вся процедура проводилась в единственном отделении. А повсеместное распространение МФЦ ещё более упростило людям жизнь.

Функции и задачи Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии

Конечный список обязанностей данного ведомства можно свести к ряду функций:


Специфика работы сотрудников Росреестра обязывает их при необходимости организовывать выездные приёмы в населённых пунктах по запросу жителей. Для удобства постановки на учёт и получения сведений об интересующей недвижимости был создан сайт Росреестра.

В итоге, помимо регистрации, хранения информации постановки на учёт и выдачи правоустанавливающих документов, данная инстанция ещё выступает в качестве лицензирующего органа.

Стоимость платных услуг составляется в соответствии с положениями ГК, ЗК и НК РФ.

Руководство и структура Центрального аппарата

Структура организации состоит из:

  1. Центрального (главного отделения, расположенного в Москве).
  2. Территориальных подразделений, осуществляющих деятельность в рамках конкретных населённых пунктов.



Главными уполномоченными лицами в Центральном отделении Росреестра являются:

  1. Руководитель, который назначается Правительством РФ. Представить кандидата к должности может глава Минэкономразвития.
  2. Руководитель определяет количество своих заместителей и помощников. Они также назначаются главой Минэкономразвития, но по представлению самого руководителя Росреестра.


Центральный аппарат включает в себя отделы, которые занимаются разными, узконаправленными задачами:

  • общим, материально-техническим и правовым обеспечением;
  • финансовым обеспечением;
  • персоналом организации;
  • защитой гостайны;
  • мониторингом и контролем за недвижимыми объектами;
  • землеустройством и кадастровой оценкой;
  • осуществлением геодезической экспертизы, ведением картографии;
  • регистрации прав собственников и ведением единой базы данных правообладателей;
  • эксплуатацией информационных систем и техники;
  • земельным надзором;
  • контроль и надзор за саморегулируемыми организациями;
  • предоставление сведений о собственниках и недвижимом имуществе.


Структура и количество должностных лиц в территориальных подразделениях определяется в локальных нормативно-правовых актах, а также исходя из конкретных условий деятельности (размер населённого пункта, в пределах которого осуществляются полномочия, условий рынка недвижимости и т.п.).

Подведомственные организации

В подчинении у Росреестра находятся:

  1. Федеральная кадастровая палата Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии. Благодаря ей Росреестр осуществляет свои функции по регистрации, постановки на учёт недвижимости, сделок с ней и новых владельцев.
  2. Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных. Она занимается преимущественно разработкой мер по улучшению отрасли.


В особых случаях Росреестр осуществляет свою деятельность совместно с иными властными и общественными структурами, компетенции которых были затронуты, а также при согласовании с отдельными хозяйствующими субъектами.

Тесное взаимодействие Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии осуществляет с несколькими Министерствами:

  • образования и науки;
  • обороны;
  • сельского хозяйства;
  • связи и массовых коммуникаций и т.д.


Отметим, что сам Росреестр контролируется и отчитывается перед Минэкономразвития РФ. До 2008 года он подчинялся Министерству Юстиции.

Органы власти РФ, учрежденные на различных уровнях функционирования системы государственного управления, наделены особыми полномочиями. В числе тех, что занимаются вопросами кадастра и недвижимости, — Росреестр. В чем заключается специфика работы данного ведомства? Какова его организационная структура?

Росреестр что такое

Общие сведения о ведомстве

Росреестр — что такое? Данное наименование соответствует федеральному ведомству — Кадастровой службе, которая осуществляет деятельность, связанную с отражением в государственных реестрах сведений о правах на недвижимое имущество, а также о сделках с ним. Кроме того, ведомство отвечает за кадастровый учет инфраструктуры, имеющей отношение к пространственным данным РФ. В подчинении Росреестра находится Кадастровая палата.

Месторасположение ведомства

Где располагается Росреестр? Адрес центрального аппарата ведомства, который находится в Москве: ул. Воронцово Поле, 4а. Многие вопросы специалисты Росреестра решают по телефону — для этого работает служба поддержки. Обратившись туда, можно уточнить те или иные сведения о том, где располагается в том или ином регионе Росреестр, адрес соответствующего представительства ведомства в субъекте РФ.

История ведомства

Рассмотрим, как создавался Росреестр (официальное название - Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии).

Можно отметить, что его учреждению предшествовала довольно долгая история развития кадастровых правоотношений в России. В числе самых известных событий, отражающих данные отношения, — осуществление Генерального межевания в соответствии с Манифестом от 19.09.1765 года.

Впоследствии землеустроители Российской империи продолжили решение задач, связанных с разграничением различных земель и владений. В 1907 году был сформирован отдельный Комитет, отвечающий за дела землеустройства. В 1911 году было принято отдельное Положение, регулировавшее данную сферу.

После Революции 1917 года земля в государстве была национализирована. В рамках стратегии последующего социалистического строительства различные категории земель выдавались в пользование граждан и хозяйствующих субъектов. Например, в 1930-е годы значительные территории могли получать сельскохозяйственные артели. Для этого госструктурам приходилось решать задачи по межеванию земель, то есть осуществлять функции, близкие к тем, которые выполняет современная Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии.

В послевоенное время советское руководство делало акцент на освоении земель на целине. Данное направление социалистического строительства, опять же, предполагало внедрение и совершенствование подходов в межевании территорий различного назначения.

Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии

После перестройки в Россию вернулся институт частной собственности на землю. Появилось большое количество собственников недвижимости — граждан, организаций. Правоотношения с их участием требовали от государства учреждения специального компетентного ведомства, которое бы регулировало порядок действий при заключении сделок с недвижимостью.

Учреждение ведомства

Учреждено рассматриваемое ведомство было в процессе административной реформы в марте 2004 года. Изначально орган именовался Росрегистрацией. В его ведении было решение достаточно широкого круга вопросов. В течение определенного периода в рамках соответствующей ведомственной вертикали функционировал Росреестр объектов недвижимости. В марте 2009 года был завершен период передачи его функций в пользу Росреестра.

Росреестр адрес

Таким образом, постепенно, с учетом особенностей социально-экономического развития страны, власти пришли к учреждению такой структуры, как Росреестр. Что такое землеустройство в современном понимании, что отражает специфику работы ведомства, о котором идет речь?

Прежде всего, данное направление деятельности предполагает детальное исследование компетентными специалистами состояния различных объектов недвижимости, особенно если они имеют значимое хозяйственное назначение. Однако землеустройство — не единственная функция, которую выполняет Росреестр. Что такое работа данного ведомства сегодня?

Она направлена, прежде всего, на формирование единой для всей страны системы кадастрового учета различных сделок по недвижимости, эффективную реализацию норм законодательства в данной сфере правоотношений.

Росреестр объектов недвижимости

Основные полномочия Росреестра

Основные полномочия, которые имеет Росреестр, следующие:

  • ведение общегосударственного реестра прав на недвижимость, кадастра, каталога географических наименований;
  • ведение реестра государственного фонда сведений, полученных по итогам землеустройства;
  • осуществление надзорных полномочий;
  • реализация мониторинга земель — в пределах своей компетенции;
  • реализация контроля над землеустройством;
  • осуществление экспертизы документации, имеющей отношение к землеустройству.

Подотчетность Росреестра

Рассматриваемое ведомство подотчетно Министерству экономики России. До этого оно подчинялось Министерству юстиции РФ. В своей деятельности орган руководствуется Конституцией России, федеральными источниками права, международными соглашениями, ведомственными актами Минэкономразвития.

Отделы Росреестра

Организационная структура ведомства

Рассматриваемый федеральный орган возглавляет руководитель, который назначается на должность Правительством РФ по представлению главы Минэкономразвития. Руководитель ведомства имеет заместителей. Они, в свою очередь, назначаются главой Минэкономразвития по представлению руководителя ведомства.

Различные отделы Росреестра решают самый широкий круг задач, связанных с реализацией гражданами и организациями своих прав в сфере сделок с недвижимостью и иных правоотношений, участие в которых входит в компетенцию ведомства. Организационная структура различных его подразделений определяется на уровне конкретных представительств соответствующего федерального органа.

Такова специфика деятельности ведомства, наименование которого звучит как Росреестр. Что такое Федеральная служба по кадастру, мы изучили. Данная государственная структура отвечает за регулирование широкого спектра правоотношений в рамках сделок с недвижимостью с участием как физических, так и юридических лиц.

Операции над недвижимыми объектами имущества – юридически значимые процедуры, которые важно проводить в установленном законом порядке.

На данный момент в РФ действует Федеральная служба госрегистрации кадастра и картографии. Она отвечает за ведение соответствующих реестров недвижимости и вносящая в них некоторые правки при возникновении такой необходимости.

Деятельность данного госоргана четко регламентирована законодательством, а именно многочисленными Постановлениями и указами Правительства РФ.

Со всей важной информацией об особенностях положения о Росреестре РФ можно ознакомиться в приведенной ниже статье.

Росреестр — история создания и суть деятельности

Что такое Росреестр

Росреестр это что? Полномочия Росреестра

Федеральная служба госрегистрации кадастра и картографии (она же – Росреестр согласно расшифровке) – госорган федеративного назначения в РФ, осуществляющий единый кадастровый учет недвижимого имущества на территории России. Ранее назывался Управление Федеральной регистрационной службы (УФРС согласно расшифровке аббревиатуры).

Данная организация представляет собой субъект исполнительной власти и отвечает за законный порядок проведения сделок с недвижимыми объектами имущества. А также официально регистрирует их проведение.

Росреестр - работала государственным регистратором прав. Начальник отдела имущества. Помогаю решать проблемы, возникшие с недвижимостью.

Росреестр — это организация, в полномочия которой входит сбор информации и изменение всех прав и технических характеристик объектов.

Раннее существовало две различные организации: Росреестр и кадастровая палата. С целью систематизации информации о недвижимых объектах, эти две структуры были соеденены.

В связи с необходимостью функционирования вновь созданной системы возникла необходимость и изменения законодательства. В итоге Президентом в 2014 году был принят новый закон о недвижимости, полноценно заработавший с января 2017 года.

Теперь единый реестр недвижимости позволяет как вносить технические сведения об объекте, ставить вновь созданные или сформированные объекты на кадастровый учет, так и одновременно регистрировать права на них. В результате внедрения нового закона упразднено свидетельство о праве собственности.

Функции Росреестра в настоящее время включают в себя широкий спектр прав. Как постановка на учет самого объекта, присвоение кадастрового номера и стоимости, так и все операции с ним.

Модернизирована и система подачи заявлений и запроса информации. Подать документы на государственную регистрацию можно как в подразделении кадастровой палаты, так и во вновь открывшихся в помощь людям многофункциональных центрах. Предусмотрена возможность подавать заявления через личный кабинет на портале гос услуг.

В более глобальном плане, Росреестр отвечает за систематизированное хранение информации обо всех пространственных объектах, принадлежащих РФ.

Регистрационный орган был создан около 13 лет назад. Росреестр образовал В.В. Путин 9 марта 2004 года в соответствии с проводимой в то время административной реформой.

Орган был создан с целью организации единой, систематизированной и удобной системы хранения данных обо всей недвижимости, имеющейся на территории России. После подписания президентского указа Росреестр начал свое официальное существование и приступил к организации своей деятельности.

Окончательно обязанности последнего госоргана перешли Росреестру в марте 2009 года, после чего организация получила тот вид, который имеет на сегодняшний день.

Функции и полномочия

Права и обязанности Росреестра

Что такое Росреестр и чем он занимается?

Росреестр – главный и единственный организатор единой системы кадастрового учета недвижимых объектов РФ.

На данный момент этот госорган подчиняется только Минэкономразвитию РФ, однако до мая 2008 года также был подведомствен Министерству юстиции РФ.

В свою очередь, Росреестру подчиняется ФГБУ – Федеральная кадастровая палата госрегистрации, кадастра и картографии.

В совокупности данные организации исполнительной власти осуществляют систематизированное и единое по всей стране ведение кадастра недвижимости.

Что касается непосредственно Росреестра, то он:

  • ведет единый по всей стране реестр прав на недвижимые объекты и сделок, проводимых над ними;
  • ведет единый по всей стране ГРСО (госреестр организаций самостоятельной регуляции);
  • ведет госкадастры и госкаталоги недвижимых, географических объектов, арбитражного управления, землеустройственных данных, относящихся к территории РФ;
  • осуществляет земельный, геодезический государственный надзор и мониторинг земельных участков на территории России (исключение — земли с/х назначения, за которые ответственны иные господразделения исполнительной власти правительства РФ);
  • контролирует порядок и проведение землеустройственных процедур по всей стране;
  • выступает экспертом относительно проведения соответствующих работ по решению спорных вопрос, связанных с документацией на недвижимые объекты РФ и операции, проводимые над ними.

Государственный регистратор в специальном порядке определяет руководителя Росреестра, который на протяжении некоторого времени является главным ответственным лицом за деятельность органа.

Именно он является первоначальным гарантом исполнения Росреестром перечня описанных выше полномочий.

Особенности деятельности Росреестра

Порядок обращения в Росреестр

Как функционирует госорган?

Рассмотрев все полномочия и принципы деятельности Росреестра, не лишним будет обратить внимания на аспекты функционирования госоргана, которые нередко вызывают у граждан РФ некоторые вопросы. В первую очередь, отметим способы организации деятельности регистрационной службы.

На сегодня обратиться в Росреестр можно посредством:

Удивительно, но среди обширного перечня вопросов, которые решаются обращением в Росреестр, более 70 % посещений данного госоргана связаны со следующими причинами:

Заметно реже указанных выше причин обращения в Росреестр также встречается желание лиц оформить лицензию на проведение геодезических и картографических работ или решить некоторые регистрационные вопросы относительно недвижимого имущества.

Информация в регистрационном госоргане предоставляется исключительно по документам. Для каждой причины обращения в Росреестр их перечень различен, однако неотъемлемой его частью является паспорт гражданина РФ или учредительная документация для юридического лица. В остальном же перечень документов зависит полностью от цели обращения заявителя.

Как видите, Росреестр – это обычный государственный орган, затрагивающий конкретную сферу правоотношений.

Взаимодействовать с ним не столь сложно, зная базовые принципы обращения в госорган, которые, к слову, детально описаны выше. Надеемся, статья была для вас полезна.

Содержание

Содержание

  • Что такое Росреестр
  • Функции Росреестра
  • Чем Росреестр отличается от Кадастровой палаты
  • Кадастровая палата
  • Отличия кадастровой палаты от Росреестра
  • Ответы на часто задаваемые вопросы

Практически каждый россиянин продавал или покупал недвижимость и, соответственно, слышал о такой организации как Росреестр. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) занимается регистрацией всех сделок с недвижимостью, ведёт учет прав собственности, а также хранит информацию о ней в Едином государственном реестре недвижимости. Какие еще функции выполняет организация, чем она занимается, и в чем отличие Росреестра от Кадастровой палаты – читайте в нашем материале.

Что такое Росреестр

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (или Росреестр) – это организация исполнительной власти, подведомственная Министерству экономического развития России.

В 2004 году была основана Федеральная регистрационная служба, эта структура осуществляла функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней.

В 2008 году организация сменила своё название на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, к ней были присоединены упразднённые организации:

  • Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).
  • Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография).

Функции Росреестра

Полномочия службы касаются организации системы кадастрового учёта недвижимости, регистрации прав на недвижимость, осуществления сделок с недвижимым имуществом, предоставления информации из Единого государственного реестра и пр. Остановимся подробнее на каждой из них:

Также Росреестр оказывает услуги по предоставлению информации из Единого государственного реестра недвижимости.

Ведение сведений и предоставление информации из реестров саморегулируемых организаций по оценочной, кадастровой деятельности.

Большинство государственных услуг доступны на сайте организации в электронном виде, а также в МФЦ в любом регионе России и в офисах Кадастровой палаты. Кроме того, граждане могут получить услуги Росреестра, отправив необходимые документы по почте.

Информацию, которая хранится в ЕГРН, также можно запросить в ближайшем отделении МФЦ, который оказывает эту услугу.

Государственный надзор

К компетенции Росреестра относится осуществление государственного контроля по направлениям:

  • Земельный надзор: контроль и проверка соблюдения законодательства по недопущению самовольного захвата земельного участка и использования его не по целевому назначению, а также своевременное использование участков, где запланировано жилищное строительство, и прочее.
  • Геодезический надзор.
  • Контроль деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
  • Осуществляет надзор за работой организаций кадастровых инженеров.
  • Проводит Лицензионный контроль на предмет достоверности предоставленных сведений о желающем получить лицензию. Проверяет, насколько лицо компетентно и выполняет ли требования в соответствии с выданной лицензией.
  • Проверяет законность проведённой государственной кадастровой оценки.

Росреестр проводит оценку кадастровой стоимости.

Проверяет и, при необходимости, оспаривает кадастровую стоимость.

  • Организация представляет услуги по проведению геодезических и картографических работ на федеральном уровне.
  • Проводит лицензирование деятельности по геодезии и картографии.
  • Осуществляет геодезический надзор.

Использование/ охрана земель

  • Проведение мониторинга земель.
  • Обеспечение рационального использования земель и их сохранности.
  • Определение на местности границ объектов землеустройства.
  • Проверка землеустроительной документации.

Чем Росреестр отличается от Кадастровой палаты

Кадастровая палата

Она была основана в 2001 году, а в 2009 году она перестала существовать как самостоятельная организация и стала подведомственным учреждением Росреестра. Её деятельность регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и заключается в сборе всех данных об объектах недвижимого имущества. Эту информацию организация собирает для:

  • проведения контроля за налогами,
  • контроля изменения собственников объектов недвижимости,
  • хранения актуальной кадастровой информации.

Организация финансируется государством и, являясь структурным, учреждение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии имеет свои полномочия и обязанности.

Чем занимается:

  • Организация ведёт учёт всех объектов недвижимости, включая земельные участки и строительные объекты для правильного обложения их налогами.
  • Проводит кадастровую оценку и учёт зданий, построек, помещений и сооружений, которые можно отнести к объектам недвижимости.
  • Внесение и хранение данных о границах охраняемых зон, а также объектах культурного наследия.
  • Выдача документов по регистрации прав собственности на объекты недвижимости.

Важно! Основная цель организации – повышение эффективности использования объектов недвижимости и земель.

Поскольку Росреестр помимо кадастрового учёта проводит также государственную регистрацию недвижимости и занимается картографией, Кадастровая палата призвана облегчить его работу в этом направлении. Функции:

  • Приём документов и их проверка у населения при постановке или снятия с учёта недвижимости.
  • Непосредственно постановка/снятие недвижимости с учёта.
  • Внесение изменений в реестр объектов недвижимости, которые уже состоят на учёте.
  • Выдача выписок из кадастрового реестра.
  • Проведение межевание земли.
  • Проведение консультаций и разъяснений для населения.

Важно! Некоторые услуги палата предоставляет на платной основе на основании утверждённых тарифов. Среди них – получение информации из единого государственного реестра недвижимости, данных кадастрового учета. На бесплатной основе граждане могут получить услуги по постановке на учёт либо снятию объекта недвижимости, внесение изменений касательно объектов недвижимости, устранение ошибок и прочее.

Отличия кадастровой палаты от Росреестра

Основное отличие организаций заключается в том, что одна организация подотчётна другой. Различие есть также в функциональных обязанностях, формировании бюджета, статусе сотрудников:

  • Росреест предоставляет услуги бесплатно.
  • Все сотрудники отнесены к категории государственных служащих.
  • Не проводит непосредственный приём граждан.
  • Несёт ответственность за принятие всех решений касательно недвижимости и регистрации прав на него.
  • Выдаёт копии правоустанавливающих документов.
  • Документооборот ведёт в бумажном виде.
  • Может оказывать услуги и проводить консультации на платной основе.
  • Работники ФКП не имеют статуса государственных служащих.
  • Регулярно работает с заявителями и проводит приёмы граждан.
  • Только готовит документы.
  • Представляет информацию из ЕГРН, а также копии реестровых дел.
  • Формирование документов проводит в электронном виде.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос 1: Что содержится в выписке из Единого государственного реестра недвижимости?

Ответ 1: Информация, которую вы получите из выписки ЕГРН, содержит номер объекта недвижимости, информацию о собственнике, местонахождение объекта, его площадь, адрес, схему, возможные обременения, кадастровую стоимость объекта, дату постановки на учёт.

Вопрос 2: Какова стоимость выписки?

Ответ 2: Получить выписку из ЕГРН об объекте недвижимости вы сможете за 350 рублей, о переходе прав на недвижимость – 850 р., справка о кадастровой стоимости обойдется в 300 р.

Вопрос 3: Зачем нужна выписка?

Ответ 3: Из выписки вы сможете проверить перед совершением покупки, имеет ли объект недвижимости какие-либо обременения. Например, не наложен ли арест, не имеет ли объект кредитные или залоговые обязательства. Также выписка вам понадобится для приватизации недвижимости, если вы подаёте документы на улучшение жилищных условий, а еще при составлении дарственной и при передаче недвижимости по наследству. Также этот документ у вас запросят, если вы хотите кредит, обеспечением которого является недвижимость.

Вопрос 4: Если в ЕГРН нет информации о владельце объекта недвижимости?

Ответ 4: Существует несколько причин , по которым могут отсутствовать данные о владельцах в едином государственном реестре недвижимости. Например, если с 1998 года не совершалось никаких сделок с этой недвижимостью (поскольку реестр начал работать только с 1998 года). Также сведений может не быть, если объект не приватизирован, если это многоквартирный дом или коммунальная квартира, или если объект аннулирован. Кроме того, если речь идёт об объекте, находящемся в Крыму, информация может быть еще не внесена.

Читайте также: