Может ли начальник отказать в переводе на другую должность

Обновлено: 16.06.2024

Поскольку трудовое законодательство не определяет порядок перевода гендиректора, на практике это становится проблемой. Возникает множество вопросов. Как документально оформить перевод? Нужно ли инициировать процедуру увольнения гендира для того, чтобы после принять его на другую должность? Или же возможен более простой, но безопасный вариант?

Закон допускает перевод гендиректора на другую должность. И есть два способа, как это можно реализовать: через процедуру перевода или через увольнение с последующим приемом. При этом в обоих сценариях невольно приходится сталкиваться с противоречиями , так как законы не дают четких рекомендаций по некоторым нюансам .

Вариант 1. Перевод

Этот сценарий кажется наиболее логичным, но на практике все не так просто. Возникает ряд вопросов.

1. Как издать приказ?

Обычно приказы о переводе издает сам гендиректор, потому что он, согласно ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, выполняет роль единоличного исполнительного органа.

Но что делать, если приказ подразумевает перевод самого гендиректора?

2. Чья подпись ставится в дополнительном соглашении к договору и приказе?

Закон не отвечает на этот вопрос. Но обычно право на подпись в этом случае имеют либо новый гендиректор, либо его преемник.

3. Кто издает приказ?

Специфика должности гендиректора заключается в том, что он, будучи руководителем, совмещает в себе две роли — сотрудника по найму и единоличного исполнительного органа. При этом у него нет права выпускать приказ о своем переводе.

В полномочиях общего собрания — решение вопроса только о досрочном прекращении работы гендиректора. Поэтому протокол общего собрания участников не может быть основанием для перевода.

Переводом сотрудников занимается руководитель (ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Но перевод гендиректора — особый случай. Он подразумевает не только изменение трудовой функции, но и другие особенности работы, иную зарплату. Учредительные документы организации больше не распространяются на деятельность уже вывшего гендиректора.

Стоит отметить, что в законодательстве нет запрета на то, чтобы общее собрание принимало решение о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа с его последующим переводом на другую должность в этой же организации. Поэтому подготовкой документов для этой процедуры и назначением на другую должность должен заниматься новый назначенный единоличный исполнительный орган.

4. Кто вносит изменения в трудовой договор с гендиректором?

Ответственность возлагается на нового руководителя либо на лицо по доверенности, выданной экс-директором ранее.

В качестве основания используется решение общего собрания участников общества о прекращении полномочий руководителя, его перевода и назначения новой кандидатуры.

Вариант 2. Увольнение и последующий прием

Оформление перевода гендиректора через его увольнение кажется наиболее предпочтительным. После увольнения его можно принять на другую должность по новому трудовому договору.

Основанием для увольнения может быть:

  • решение собственника (278 ТК РФ);
  • соглашение сторон (ст. 78 ТК РФ);
  • инициатива работника (ст. 80 ТК РФ).

Но в любом случае не обойтись без решения собственника или соответствующего уполномоченного органа — оно закрепляется протоколом. Решение нужно как основание для выпуска приказа об увольнении. После этого запись об увольнении вносится в трудовую книжку и в личную карточку сотрудника.

Есть несколько оснований, по которым прекращается трудовой договор с гендиректором:

  • общие (ст. 77, 81 и 83 ТК РФ);
  • специальные (п. 4, 9 и 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • дополнительные (ст. 278 ТК РФ).

На чье имя гендиректор пишет заявление на увольнение?

О намерении расторгнуть договор досрочно гендиректор письменно ставит в известность работодателя: единственного участника (акционера), председателя совета директоров или общего собрания. Ст. 280 ТК РФ обязывает сделать это не позднее, чем за месяц до даты увольнения.

Разъяснения о том, как оформлять трудовую гендира при увольнении, даются в Письме Роструда от 11.03.2009 № 1143-ТЗ. Но в целом нужно сделать следующее:

  • не забыть упомянуть основание прекращения договора – п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ;
  • в графе 4 указать решение собственников (реквизиты протокола общего собрания или решения единственного учредителя), на основании которого увольняется гендиректор;
  • закрепить запись печатью.

Какие документы оформлять при увольнении гендиректора?

Принятое решение об увольнении фиксируется протоколом. Если в обществе только один акционер (участник), то для увольнения достаточно его решения.

При наличии решения издается приказ об увольнении. Для этого можно использовать либо форму № Т-8, либо произвольно составленную форму.

В трудовую книжку вносится запись об увольнении со ссылкой на решение собственников, согласно п. 5.1 Инструкции, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69. Нужно указать реквизиты протокола общего собрания или решения единственного учредителя.

Кто и как вносит запись в трудовую?

Разъяснения по этому вопросу даются в Письме Роструда от 11.03.2009 № 1143-ТЗ. Запись делает сотрудник, ответственный за трудовые книжки, или лицо, уполномоченное на это органом, который принимал решение об увольнении.

Если запись вносит уполномоченное лицо, то оно упоминается в принятом решении — например, в протоколе. Под записью дается следующая информация:

  • должность ответственность;
  • подпись с расшифровкой;
  • печать.

С записью об увольнении знакомится руководитель, он ставить под ней свою подпись.

Прием гендиректора на новую должность после процедуры увольнения оформляется согласно общему алгоритму:

  • с ним заключается новый трудовой договор;
  • выпускается приказ о приеме на работу;
  • в трудовую книжку вносится соответствующая запись;
  • заполняется личная карточка.

Унифицированные формы, которые требуются для оформления процедуры, приводятся в Постановлении Госкомстата от 05.01.2004 № 1.

Ольга Кубах, руководитель группы техподдержки, Контур.Персонал

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Бывают ситуации, когда работодателю нужно перевести сотрудника на другую должность внутри компании или предприятия, в том числе и на нижестоящую. В ряде случаев работники соглашаются, но может поступить и отказ, а за ним и увольнение сотрудника. Для соблюдения законности процедуры работник должен написать отказ от перевода. Документ представляет собой заявление. Рассмотрим особенности и причины перевода, а также как правильно оформить такое заявление сотруднику.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Причины перевода сотрудника на другую должность и статьи для увольнения

Возможны несколько ситуаций, когда работодатель может предложить работнику перевод на другую должность. Расскажем коротко о каждой из них:

  1. Сокращение штата компании — п. 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ. Это может быть сокращение количества работников или количества должностей (сокращение численности). В этой ситуации работодатель обязан предложить работникам вакантные должности для перевода. В случае отказа персонала следует увольнение.
  2. Реорганизация компании — п. 6 ч. 1 ст. 77. Не является причиной для расторжения трудового договора, однако при отказе работника от перевода на другую должность при реорганизации он также может быть уволен.
  3. По медицинским показаниям — п. 8 ч. 1 ст. 77. В этом случае работника нужно перевести на другую должность, которая ему не противопоказана по состоянию здоровья, на 4 месяца или более, в зависимости от патологии. Если работник отказывается, то можно расторгнуть с ним трудовой договор. Также работодатель может отстранить такого сотрудника на согласованный с ним срок.
  4. Переезд компании в другом населенный пункт — п. 9 ч. 1 ст. 77. Работники также могут согласиться либо отказаться от переезда.
  5. Изменения условия договора — п. 7 ч. 1 ст. 77. Если в перспективе изменение технологических условий труда, структурная реорганизация, то работодатель должен уведомить персонал за 2 месяца до этого и предложить новые должности. При отказе работать в новых условиях с работником расторгнут трудовой договор.

Представленный список неполный. Здесь перечислены лишь частые ситуации.

Важно! При переводе на другую должность по инициативе работодателя всегда должен соблюдаться строгий порядок. Просто так уволить работника нельзя.

Порядок действий работодателя при увольнении после отказа от перевода

Для всех ситуаций порядок увольнения будет примерно одинаковым:

  1. В случае с сокращением при принятии решения о нем за 2 месяца до процедуры нужно письменно предупредить сотрудников. Они должны поставить подписи на документе, подтверждающие ознакомление. В остальных случаях работника также нужно уведомить как можно раньше.
  2. Далее нужно в письменной форме предложить персоналу другие вакансии, если такие существуют. Сотрудники должны ознакомиться с ними, а затем написать заявление на согласие с какой-либо должностью либо отказ от них.
  3. Затем издается приказ об увольнении работников, написавших отказ. В случае с сокращением такой приказ должен быть издан после 2 месяцев со дня уведомления их о предстоящем сокращении.
  4. Приказ регистрируется в журнале приказов. Работники должны с ним ознакомиться под роспись.
  5. Далее с сотрудниками производят все расчеты.

Как написать заявление об отказе от перевода на другую работу

Заявление пишут в свободной форме, соблюдая традиционную структуру: должны быть шапка и основная часть. Из текста должно быть понятно, что работник отказывается от предложенного ему перевода.

В шапке нужно указать адресата (должность и ФИО руководителя компании или предприятия) и заявителя (должность и ФИО сотрудника).

В основной части работник должен написать, что предложенные вакансии его не устраивают, он отказывается от них, знает о последствиях отказа и не против расторжения с ним трудового договора. Его номер и дату нужно написать. Кроме того, нужно указать статью, по которой будет уволен работник.

Далее он ставит свою подпись. Заявление передается в отдел кадров. Специалист по работе с персоналом ставит на нем отметку о принятии документа и свою подпись в знак подтверждения данного действия.

К сведению! Заявление можно написать от руки или набрать на компьютере, а затем распечатать. Часто в компаниях кадровики выдают уже готовые бланки, которые сотрудник может легко заполнить.

Образец

Приведем пример заявления об отказе от предложенной должности при сокращении.

Поляков / Р.Л. Поляков

Заявление об отказе получила
менеджер по кадрам Тихонова / Н.Е. Тихонова
13 ноября 2019 г.

Пример заявления об отказе от перевода на другую должность в соответствии с медзаключением.

Лагунов / Я.Л. Лагунов

Заявление об отказе мною получено
специалист по кадрам Сухова / Т.В. Сухова
20 декабря 2019 г.

Читайте также: