Психические состояния как важнейшие механизмы обеспечения безопасности человека

Обновлено: 04.07.2024

Определение процессов, возникающих во время трудовой деятельности, влияющих на безопасность психических состояний людей, связанных с безопасностью его деятельности. А также основные личностные свойства, которые отражаются на небезопасности деятельности.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 11.06.2015
Размер файла 19,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И

ИНФАРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Экономический факультет

студентка 2 курса Волкова А.Б.

Лютов Александр Александрович

Третье место занимает в наше время смертность от несчастных случаев после онкологии и сердечно - сосудистых заболеваний. Если учитывать все случаи, а именно несчастные, которые происходят в мире, означает то, что численность людей за год, страдающих от них, примерно составит около десяти миллионов, причём из них погибает около полумиллиона людей. Самым главным способом охраны труда многие годы является применение системы безопасности. Она решает две главные задачи: содействует формированию инструментов и машин, при работе с которыми опасность снижается до минимума, и производит особенные защитные состояния, защищающие людей от угрозы в трудовом процессе. Также предоставляется особое внимание безопасным приёмам технической работы для людей и основным вопросам организации безопасной работы. Не смотря на это, по международной статистике, основным виновником несчастных случаев является, обычно, совсем не техника, не организация труда, а сам работающий человек. Условия, которые способствуют росту несчастных случаев, образуются по беспристрастным причинам.

Основная причина выявляется из исследования формирования человека. В связи с тем, что развиваются орудия труда, также увеличивается масштаб влияния людей на окружающий их мир, как по многообразию, так и по насыщенности. При этом, соответственно, увеличился круг встречных реакций внешнего мира на людей в процессе его труда. Сила этих воздействий возросла. Так как техника не стоит на месте, а развивается, таким образом, увеличивается и опасность, чем противодействие человека на неё. трудовой деятельность безопасность

Вторая общая причина, делающая жизнь людей и условия труда опаснейшими, служит цена ошибки. Оплошность современных людей обходится им очень дорого.

Третья причина способствует увеличению травматизма, так как люди адаптируются к опасности. Техника, для современных людей, является методом возмещения множества потребностей, причиной удовольствия, предметом побуждения, обстоятельства важности. Применяя блага, которые даются техникой, и адаптируясь к ним, люди забывают, что обычно техника служит ещё и причиной высоченной опасности, а усиленное её использование повышает вероятность осуществления этой опасности. Частое взаимодействие с опасными машинами и незнание о многочисленности несчастных случаев ведут к тому, что люди перестают бояться того, что на деле значится опасным, и привыкают к опасности. Однажды люди, беспрепятственно преступавшие кредо, в последствие получившие за счёт этого малую пользу, воспроизводят такие же нарушения. Незаметно люди адаптируются к опасностям, а также к отступлениям от правил.

Неимение у людей надобных для какой либо работы индивидуальных особенностей физиологического и психологического регламента, нехватка опыта и знаний, несоблюдение эмоционального и физического состояния и тому подобное. Практика показывает, что очень много социальных факторов влияют на несчастные случаи, например, психологическое состояние коллектива, система мотивации труда, положения в жизни, сюда входят даже капризы моды.

Психологию безопасности рационально рассмотреть как некую отрасль психологии, которая изучает психологическую точку зрения безопасности в различной деятельности.

Психология безопасности - это раздел психологии, изучающий мотивы несчастных случаев, рождаемые в трудовом процессе и прочих видов деятельности, а также способы применения психологии для увеличения безопасности деятельности.

Разные виды деятельности людей, которые непосредственно связанны с опасностью, являются объектом психологического исследования.

В данной области, предметом исследования являются: психические процессы, возникающие деятельностью, которые влияют на безопасность различных психических состояний людей, связанные с безопасностью его деятельности. А также личностные свойства, которые отражаются на не безопасности деятельности.

Высказанная мысль учёных о рациональности понимания науки единой о труде - эргономики, которая предназначена для многогранного узнавания трудовой деятельности с различных положений отдельных наук о труде, а также поиск совокупных способов её оптимизации по различным меркам этих наук.

В трудовом процессе участвует человек, воздействующий на труд в определённых условиях среды, посредством определённых орудий. Естественной причиной повреждений может быть тот или иной компонент труда: орудия или предмет труда, внешняя среда. Виновником может стать рабочий, его ошибочное поведение, или техника.

Трудовой процесс и взаимодействие составляющих, как правило, регулируются определенной организацией. Организационный фактор объединяет: людей с трудовым предметом, среду с орудиями труда, а также все это между собой. Он устанавливает человеческое поведение, использование предметов и орудий труда и соответственно допускаемое условие окружающей нас среды. Существует множество производственных факторов, влияние которых на рабочего привергает к травме, а также производственно - вредные факторы, их влияние на рабочего влечёт заболевание профессионального характера. Наиболее опасные факторы на производстве можно разделить на явные, когда бесспорно существует опасность и для её исключения требуются надлежащие меры, и потенциальные, которые могут быть предметом опасности только в последствии неправильного поведения людей.

Полностью согласна с Билинтом и Мурани считавшими, что наиболее достаточным условием несчастного случая является непреднамеренность и неожиданность его возникновения.

Несчастный случай - это неожиданно - непреднамеренное повреждение людей, инцидент в результате влияния опаснейшего фактора производства, возможно и своего опасного поведения.

Незаменимым условием возникновения несчастного случая, именно от производственного опасного фактора, служит присутствие людей в опасной зоне. Следующим незаменимым условием происхождения несчастного случая являются нарушения, которые появляются тогда, когда люди находятся в зоне опасности. Помимо этого, необходимо ещё и конкретное стечение множество других обстоятельств.

Несчастный случай можно определить как событие, возникающее в результате некоторого нарушения трудового процесса и стечения определённых обстоятельств чаще всего в тот период, когда человек находится в опасной зоне.

Для того, чтобы выявить отношения людей к разным ситуациям и задачам, которые возникают в любой деятельности, необходимым условием является установка смысла, которую они усматривают в ситуациях и задачах. Эмоции, которые возникают в процессе деятельности, безгранично разнообразны.

В трудовом процессе выделяются основные группы переживаний: эмоции, вызванные удачным прохождением процесса деятельности, когда цель успешно достигнута, а также эмоции, которые связанны с препятствиями, трудностями, возникающими на пути к поставленной цели, вызывающие разными опасностями и трудностями для людей, угрожающими его ценностям.

Овладевая закономерностями явлений в психики, учёные раскрывают суть процесса отблеска мира объективного в человеческом мозгу, устанавливают, как управляются человеческие действия, как улучшается деятельность психики и развиваются психические личностные свойства. Ввиду того, что психика и сознание людей и есть отображение действительности объективной, овладение психологическими закономерностями определяет констатирование несамостоятельности явлений психики от объективных жизненных условий и деятельности людей. Так как людская деятельность обоснованна, как объективными жизненными условиями, и деятельностью самого человека, а также субъективными, именно поэтому у психологии имеется задача обнаружения характерностей выполнимости деятельности, а также её эффективности в связанности от условий объективных и субъективных факторов.

Таким образом, констатируя логичность процессов познавательных (ощущения, восприятия, мышления, воображения, памяти), наука психология содействует научному порядку в процессе обучения, образуя вероятность безупречного обозначения в содержании учебного материала, который необходим для усваивания умений, знаний, навыков. Раскрывая закономерность личностного формирования, психология помогает педагогике в безупречном выстраивании воспитательного процесса.

Большой спектр задач, постановлением которых заняты психологи, с одной стороны обусловливает, надобность взаимосвязей психологии с другими различными науками, фигурирующими в решении проблем комплексных, а с другой стороны - выделением в науки психологии специальных отраслей, которые занимаются решением задач психологии в какой либо среде общества.

Теория это хорошо, но могут ли быть написаны отличные книги и созданы продуктивные методы по обеспечиванию психологической безопасности и защите именно психологической личности, организовано соответствующее обучение, но этого мало.

Человеку необходимо самому пожелать обучиться обеспечению собственной, личной психологической безопасности, а также быть неизменно готовым к защите близких людей и себя.

Человека невозможно принудить делать это в обязательном порядке.

Участвуя на работе в одном из семинаров по психологической подготовке, мне запомнилось высказывание одного из коллег, которое кратко передаёт сказанное мной выше. Суть его состоит в следующем: человека нельзя ничему научить, если у него нет желания и стремления к постижению тех или иных знаний, он может только сам себе помочь - научиться, а наше назначение помочь ему в этом.

Подобные документы

Понятие физиологии труда как раздела физиологии, изучающего закономерности физиологических процессов и их регуляцию при трудовой деятельности человека. Психофизиологические особенности человека. Эргономические основы безопасности жизнедеятельности.

реферат [38,1 K], добавлен 22.03.2013

Классификация основных видов (форм) организации трудовой деятельности. Влияние характера трудовой деятельности на изменение функционального состояния организма человека. Действие ионизирующего излучения на человека и его гигиеническое нормирование.

контрольная работа [30,6 K], добавлен 26.08.2010

Сведения об организме человека и его взаимодействии с окружающей средой. Неблагоприятные последствия воздействий труда на человека. Принципы обеспечения безопасности и охраны труда. Организация системы управления охраной труда, контроль результативности.

курс лекций [507,6 K], добавлен 28.02.2015

Оценка уровня производственного риска и опасности. Характеристика ключевых принципов и методов обеспечения безопасности. Влияние психического состояния персонала на безопасность трудовой деятельности. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

контрольная работа [38,7 K], добавлен 20.02.2011

Формы и виды розничной торговли. Суть и основные принципы обеспечения безопасности труда. Нормирование безопасности трудовой деятельности. Схема охраны руководителя предприятия. Организация взаимодействия с правоохранными органами местного самоуправления.

курсовая работа [175,1 K], добавлен 23.01.2012

Определение основных понятий и принципов безопасности человека и общества. Факторы, влияющие на повышение опасности, ее виды, классификация, анализ и количественная оценка. Управление безопасностью как система минимизации опасностей и вредных факторов.

реферат [139,9 K], добавлен 20.05.2014

Изучение условий для достижения работоспособности человека, а также воздействия на человека негативных факторов среды обитания и производственной деятельности. Понятие техники и технических устройств. Требования безопасности в аварийных ситуациях ЭВМ.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Психологическая безопасность личности как психическое состояние

Проблема психологической безопасности, как отмечает исследователь И.А. Баева, пока еще является малоразработанной в психологии [3].

Освидетельствования ученых по проблеме психологической безопасности оказали содействия многообразию подходов к её пониманию. Так, ученый В.В. Ковров под психологической безопасностью понимает состояние психики жителей государства, при котором обеспечивается успешное психическое формирование и адекватное воспроизведение внешних и внутренних угроз [14]. Исследователь Т.И. Колесникова считает психологическую безопасность многоуровневой динамической системой, предназначающей защищённость психики человека, её оптимальный уровень функционирования, способной устранять внешние и внутренние угрозы для обеспечения значительной дееспособности личности [15].

Подобным образом, феномен психологической безопасности в отечественной психологической науке подвергается рассмотрению на нескольких степенях:

- макросоциальном (на уровне общества, в контексте проблемы национальной безопасности, как часть социальной безопасности);

- взаимодействия в семейной, образовательной или организационной среде);

- микросоциальном (на уровне самой личности как сохранение ее функционирования человека, способность сопротивляться неблагоприятным факторам социальной среды, сопровождающееся переживанием своей защищённости).

Рассмотрение исследований по психологической безопасности личности свидетельствует о различии подходов к осмыслению данного феномена.

Во-первых, некоторые психологи причисляют психологическую безопасность к свойствам личности, которые характеризуют её защищенность и внутренний запас противостояния неблагоприятным воздействиям (В.А. Бодров, И.А. Баева).

Но, если посмотреть на это с другой стороны , на наш взгляд, в отличие от психологических свойств личности психологическая безопасность не является ее стабильным образованием и может существенно меняться в зависимости от условий социальной среды и общества.

Исследователи, придерживающиеся этого убеждения, подчеркивают роль в генезе феномена психологической безопасности собственной инициативности личности, а так же значимости личностных волнений, которые формируются во взгляде к элементам реальности. В рамках нашего проведения исследования этот подход является более перспективным, так как отношения личности являются более динамичной категорией, они могут трансформироваться в зависимости от разнообразия параметров среды, что, на наш взгляд, связано с волнением личностью собственной психологической безопасности в предоставленной ситуации.

Для того чтобы начать доказывать это положения, проанализируем более подробно, что же понимается современной наукой под категорией психического состояния. Надлежит заметить, что психическое состояние является независимой категорией, но оно еще недостаточно разработано в отечественной науке на конкретном уровне, несмотря на значительный интерес к этой проблеме и большое число пробных проведений исследований и изданий.

В отечественной психологии можно выделить два подхода к постижению психических состояний. В первом подходе (Р.В. Агузумцян, В.В. Ковров) [1, 12], психическое состояние понимается как совокупность психических процессов и свойств в предоставленный момент времени. Представители второстепенного подхода подвергают рассмотрению его как совокупность трансформации функционирования систем организма и психики при влиянии тех или иных факторов среды (И.А. Баева, В.В. Семикин) [4].

Итак, анализ взглядов разных авторов на психическое состояние позволил нам остановиться на определении, синтезированном из подходов Т.Н. Березиной и И.А. Баевой: психическое состояние - отражение личностью ситуации в виде целостной системной реакции на внешние воздействия, которые преломляются через внутренние условия и выражаются в единстве переживания и поведения в континууме времени.

Для подтверждения положения, что психологическая безопасность выражается психическим состоянием, необходимо сопоставить ее характеристики с существенными характеристиками психических состояний. Теоретический анализ литературы позволил выделить вытекающие свойства психических состояний.

Ряд ученых объединяют промежуточность психических состояний, т.е. их отношения с процессами и свойствами. В.А. Бодров говорит о том, что состояния занимают промежуточное положение по признаку динамичности между психическими процессами и свойствами личности. В психических состояниях разъединены грани личности, а также сила их проявления. С одной стороны, состояния могут оказывать влияния на создание черт личности [9].

Тем не менее, интенсивным является противоположное влияние, это когда черты личности оказывают влияние на особенности состояний человека. С этой мыслью согласуются позиции И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова [3].

Учеными было доказано, что психологическая безопасность, с одной стороны, определена персональными психологическими качествами личности, к примеру, высокой самооценкой, уверенностью в себе и некоторыми иными, с другой стороны, само переживание психологической безопасности воздействует и на самооценку и на уверенность в себе.

Психические состояния выступают как целостность переживания и деятельности, о чем подтверждают работы В.В. Коврова, И.А. Коныгина, Н.Т. Оганесяна , [14] которые считали, что психические состояния формулируются не только в индивидуальном компоненте переживания, но и объективно – во внешнем поведении человека.

Психологическая безопасность имеет не только субъективное проявление, во внутренних переживаниях школьника, например, отсутствие тревоги по поводу возможности получения плохой оценки, отсутствие обиды на замечание учителя и проч., но и в его объективно наблюдаемых поведенческих реакциях в учебной деятельности (активности на уроке, уверенном поведении в различных учебных ситуациях и трудных ситуациях общения с одноклассниками и педагогами т.п.).

В качестве симптома психических состояний ученые (В.В. Ковров, И.А. Коныгин, Н.Т. Оганесян) объединяют ситуативность (детерминированность внешними – социальными - и внутренними - природно-биологическими причинами) [14].

Психологическая безопасность ученика начальной школы, как и любое психическое состояние, ситуативна, так как возникает в ситуациях учебного взаимодействия и зависит от обстоятельств общения с учителем на занятии и вне его, а так же со сверстниками и старшими учащимися. И, конечно, преломляется сквозь субъективные особенности ученика.

Осознаваемость так же относится В.В. Коврова и И.А. Коныгина к числу самых существенных характеристик состояния, потому что имеет немалое значение для психической регуляции состояния, позволяет блокировать, либо пролонгировать его.

Психологическая безопасность, бесспорно, может быть осмыслена субъектом, степень её осознанности будет зависеть, как мы думаем, от степени развития рефлексивных способностей школьника, и по мере взросления будет преумножаться.

Исследователь И.А. Коныгин описывает так же такую характеристику психических состояний как модальность, под которой смыслет единое эмоциональное самочувствие предопределенной модальности, которое вызывается каждым психическим состоянием [14, с. 17]. С ним согласна и Т.Н. Березина [7]. Располагая модальностью, психологическая безопасность будет выражаться в позитивном отношении к среде, положительном самочувствии, инициативном поведении и переживании защищенности, а состояние небезопасности, напротив, приводит к противоположным проявлениям в этих сферах.

Т.Н. Березина выделяет также глубину (интенсивность) состояния, характеризующуюся степенью выраженности волнений и сдвигов физиологических функций [7].

Глубина или напряженность состояния психологической безопасности, выражается в её потенциальных уровнях. Приведем пример, исследователь И.А. Баева выделила подобающие уровни [3]: состояние совершенной психологической безопасности, отсутствие психологической безопасности и состояние переменной психологической безопасности, для которых будут присущи определенная степень выраженности индивидуальных переживаний и беспристрастных физиологических и поведенческих проявлений.

Качество состояний, как подмечает Т.Н. Березина , обусловливается спецификой субъективными особенностями человека [7].

Качество состояния психологической безопасности будет предопределятся силой и другими особенностями стимулов, оказывающих на учеников с персональными особенностями самих детей, приведем пример, уровнем сензитивности, силой нервной системы, типом темперамента, самооценкой.

Таким образом, состоянию психологической безопасности свойственны все из перечисленных выше характеристик психических состояний.

В исследованиях, которые посвящены проблеме психических состояний, немаловажное внимание уделяется решению задачи выделения и рассмотрения их роли в психической жизни человека. Для этого будем подробно рассматривать психологическую безопасность личности

Психические состояния являются тембром психической деятельности ( Т.Н. Березина [7] ), служат ее общим функциональным уровнем, на фоне которого развиваются психические процессы (Ковров В.В. [14]), составляют внутренний контекст протекания всех психических процессов и проявления свойств (П.А. Кисляков [16]).

Если обратиться к изучаемому нами феномену, то делается несомненным, что психологическая безопасность также представляет в роли поля психической деятельности, которая протекает либо на фоне внутренней гармонии, хорошего расположения духа (состояние психологической безопасности), что определяет оптимальную инициативность, минимальное количество просчетов в процессе восприятия и мышления учащегося на занятии, либо, напротив, беспокойства, убавленного настроения (в случае неустойчивой психологической безопасности).

Психические состояния воплощают в действительность функцию сохранения динамики, взаимодействия, душевного равновесия соматической и психической последовательными, значимыми для субъекта изменениями среды (П.А. Кисляков) [16]. При расстроенной психологической безопасности устанавливается дезинтеграция социальных взаимодействий человека и его психологического и соматического статуса, а состояние психологической безопасности, напротив, ассоциировано с психологическим и физическим здоровьем, отсутствием психосоматических проблем. Учащийся, чувствующий себя безопасно в образовательной среде школы, и объективно не подвергающийся никаким угрозам, не будет страдать логоневрозом, болями в желудке, а также неожиданными приступами головной боли и повышением температуры перед контрольными работами, не будет чувствовать страха перед посещением школы, будет общителен, энергичен социально и в учебной деятельности.

Ученые выделяют функцию интеграции некоторых психических состояний, что приводит к формированию функциональных систем реагирования на трансформирующиеся условия, которые состоят из иерархически сформированных в единую неделимую совокупность психических процессов и психологических свойств, [16] они интегрируют динамику психических процессов и актуальные этапы различных направлений развития, модификаций психики [7]; синтезируют все психические состояния [4].

Психологическая безопасность интегрирует процессы, свойства личности, а также прочие состояния. Скажем, состояние психологической безопасности оказывает влияние на такие позитивные состояния школьника как синтония, симпатия, дружба (по Э.Н. Вайнеру) по отношению к членам классного коллектива и преподавателям, значительная самооценка и уверенность в себе [10] .

И напротив, недостаточная психологическая безопасность связана с заниженной самооценкой, нерешительностью, беспокойностью, настороженностью, агрессивностью по отношению к иным людям, ожиданию от них недоброжелательности.

Психические состояния регулируют психические процессы и свойства (ускоряют или замедляют их) (И.А. Баева), [4] выполняют приспособление (П.А. Кисляков) [16]. Психологическая безопасность способна регулировать свойства, убыстрять или задерживать психические процессы, скажем так, активизировать мыслительные процессы неблагополучного учащегося на занятии, атмосфера которого психологически комфортна и благоприятна, и даже снижать при этом, например, характерную ему личностную беспокойность. Помещение такого дезадаптированного ребенка в подходящую и безопасную среду повергает к возобновлению его внутреннего баланса, улучшению самочувствия, учебной деятельности и пр.

Ребенок начинает вести себя более твердо, происходит активизация и усовершенствование показателей его учебной деятельности. И напротив, нарушенная психологическая безопасность может привести к торможению мыслительных и созидательных процессов, увеличению неуверенности в себе даже у интенсивного ученика.

Подобным образом, мы видим, что функции психологической безопасности во - многом сходны функциям, свойственным для психических состояний.

Разбирая психологическую безопасность как психическое состояние, с неминуемостью возникает вопрос о том, к какому виду психических состояний ее можно причислить. Виды психических состояний объединяются исследователями на основе разнообразных подходов.

Если обратиться к состоянию психологической безопасности ученика, то обязательно встает вопрос о его месте в ряду прочих психических состояний.

Если руководствоваться логике всевозможных классификаций, то психологическую безопасность можно причислить:

- по содержанию – к эмоциональным состояниям;

- по генезу – к ситуативным, реактивным состояниям;

- по знаку – к позитивным, благоприятным состояниям;

- по глубине – к глубоким состояниям;

-по длительности – к сравнительно длительным, стабильным состояниям;

- по степени осознанности – как к осознанным, так и к неосознанным состояниям (это зависит от возраста ребенка и степени развития у него рефлексии и умственных способностей);

- по ситуативности – как к случайным, так и к закономерным состояниям (в зависимости от особенностей данного учебного формирования, к примеру, присутствия психопрофилактики, внедрения здоровье сберегающих технологий обучения и др.);

- по степени напряжения – к состояниям оптимальной инициативности;

- по степени распространенности – к распространенным состояниям;

- по степени адекватности ситуации, морали – к адекватным состояниям.

Если остановиться на более обширных основаниях классификации, то, по нашему мнению, психологическая безопасность является аффективноволевым состоянием, по терминологии Э.Н. Вайнера, т.к. содержит в себе преимущественно черты положительных эмоциональных, мотивационных и практических состояний и проявляется в волнении эмоционального благополучия, мотивационной готовности к деятельности, состоянии воодушевления, подъема, мобилизации и активизации [11]. В итоге мы полагаем, что психологическая безопасность причисляется к оптимальным (равновесным) состояниям психической энергичности (по терминологии Э.Н. Вайнера) [10].

Таким образом, психологическую безопасность можно отнести к аффективно-волевым и оптимальным (равновесным) состояниям.

Последствия проведенного теоретического синтеза позволили, основываясь на существенные характеристики данного феномена, выразить рабочее определение суждения: психологическая безопасность ученика младших классов это психическое состояние, выражающееся в целостности переживания и поведения.

Определение процессов, возникающих во время трудовой деятельности, влияющих на безопасность психических состояний людей, связанных с безопасностью его деятельности. А также основные личностные свойства, которые отражаются на небезопасности деятельности.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 11.06.2015
Размер файла 19,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И

ИНФАРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Экономический факультет

студентка 2 курса Волкова А.Б.

Лютов Александр Александрович

Третье место занимает в наше время смертность от несчастных случаев после онкологии и сердечно - сосудистых заболеваний. Если учитывать все случаи, а именно несчастные, которые происходят в мире, означает то, что численность людей за год, страдающих от них, примерно составит около десяти миллионов, причём из них погибает около полумиллиона людей. Самым главным способом охраны труда многие годы является применение системы безопасности. Она решает две главные задачи: содействует формированию инструментов и машин, при работе с которыми опасность снижается до минимума, и производит особенные защитные состояния, защищающие людей от угрозы в трудовом процессе. Также предоставляется особое внимание безопасным приёмам технической работы для людей и основным вопросам организации безопасной работы. Не смотря на это, по международной статистике, основным виновником несчастных случаев является, обычно, совсем не техника, не организация труда, а сам работающий человек. Условия, которые способствуют росту несчастных случаев, образуются по беспристрастным причинам.

Основная причина выявляется из исследования формирования человека. В связи с тем, что развиваются орудия труда, также увеличивается масштаб влияния людей на окружающий их мир, как по многообразию, так и по насыщенности. При этом, соответственно, увеличился круг встречных реакций внешнего мира на людей в процессе его труда. Сила этих воздействий возросла. Так как техника не стоит на месте, а развивается, таким образом, увеличивается и опасность, чем противодействие человека на неё. трудовой деятельность безопасность

Вторая общая причина, делающая жизнь людей и условия труда опаснейшими, служит цена ошибки. Оплошность современных людей обходится им очень дорого.

Третья причина способствует увеличению травматизма, так как люди адаптируются к опасности. Техника, для современных людей, является методом возмещения множества потребностей, причиной удовольствия, предметом побуждения, обстоятельства важности. Применяя блага, которые даются техникой, и адаптируясь к ним, люди забывают, что обычно техника служит ещё и причиной высоченной опасности, а усиленное её использование повышает вероятность осуществления этой опасности. Частое взаимодействие с опасными машинами и незнание о многочисленности несчастных случаев ведут к тому, что люди перестают бояться того, что на деле значится опасным, и привыкают к опасности. Однажды люди, беспрепятственно преступавшие кредо, в последствие получившие за счёт этого малую пользу, воспроизводят такие же нарушения. Незаметно люди адаптируются к опасностям, а также к отступлениям от правил.

Неимение у людей надобных для какой либо работы индивидуальных особенностей физиологического и психологического регламента, нехватка опыта и знаний, несоблюдение эмоционального и физического состояния и тому подобное. Практика показывает, что очень много социальных факторов влияют на несчастные случаи, например, психологическое состояние коллектива, система мотивации труда, положения в жизни, сюда входят даже капризы моды.

Психологию безопасности рационально рассмотреть как некую отрасль психологии, которая изучает психологическую точку зрения безопасности в различной деятельности.

Психология безопасности - это раздел психологии, изучающий мотивы несчастных случаев, рождаемые в трудовом процессе и прочих видов деятельности, а также способы применения психологии для увеличения безопасности деятельности.

Разные виды деятельности людей, которые непосредственно связанны с опасностью, являются объектом психологического исследования.

В данной области, предметом исследования являются: психические процессы, возникающие деятельностью, которые влияют на безопасность различных психических состояний людей, связанные с безопасностью его деятельности. А также личностные свойства, которые отражаются на не безопасности деятельности.

Высказанная мысль учёных о рациональности понимания науки единой о труде - эргономики, которая предназначена для многогранного узнавания трудовой деятельности с различных положений отдельных наук о труде, а также поиск совокупных способов её оптимизации по различным меркам этих наук.

В трудовом процессе участвует человек, воздействующий на труд в определённых условиях среды, посредством определённых орудий. Естественной причиной повреждений может быть тот или иной компонент труда: орудия или предмет труда, внешняя среда. Виновником может стать рабочий, его ошибочное поведение, или техника.

Трудовой процесс и взаимодействие составляющих, как правило, регулируются определенной организацией. Организационный фактор объединяет: людей с трудовым предметом, среду с орудиями труда, а также все это между собой. Он устанавливает человеческое поведение, использование предметов и орудий труда и соответственно допускаемое условие окружающей нас среды. Существует множество производственных факторов, влияние которых на рабочего привергает к травме, а также производственно - вредные факторы, их влияние на рабочего влечёт заболевание профессионального характера. Наиболее опасные факторы на производстве можно разделить на явные, когда бесспорно существует опасность и для её исключения требуются надлежащие меры, и потенциальные, которые могут быть предметом опасности только в последствии неправильного поведения людей.

Полностью согласна с Билинтом и Мурани считавшими, что наиболее достаточным условием несчастного случая является непреднамеренность и неожиданность его возникновения.

Несчастный случай - это неожиданно - непреднамеренное повреждение людей, инцидент в результате влияния опаснейшего фактора производства, возможно и своего опасного поведения.

Незаменимым условием возникновения несчастного случая, именно от производственного опасного фактора, служит присутствие людей в опасной зоне. Следующим незаменимым условием происхождения несчастного случая являются нарушения, которые появляются тогда, когда люди находятся в зоне опасности. Помимо этого, необходимо ещё и конкретное стечение множество других обстоятельств.

Несчастный случай можно определить как событие, возникающее в результате некоторого нарушения трудового процесса и стечения определённых обстоятельств чаще всего в тот период, когда человек находится в опасной зоне.

Для того, чтобы выявить отношения людей к разным ситуациям и задачам, которые возникают в любой деятельности, необходимым условием является установка смысла, которую они усматривают в ситуациях и задачах. Эмоции, которые возникают в процессе деятельности, безгранично разнообразны.

В трудовом процессе выделяются основные группы переживаний: эмоции, вызванные удачным прохождением процесса деятельности, когда цель успешно достигнута, а также эмоции, которые связанны с препятствиями, трудностями, возникающими на пути к поставленной цели, вызывающие разными опасностями и трудностями для людей, угрожающими его ценностям.

Овладевая закономерностями явлений в психики, учёные раскрывают суть процесса отблеска мира объективного в человеческом мозгу, устанавливают, как управляются человеческие действия, как улучшается деятельность психики и развиваются психические личностные свойства. Ввиду того, что психика и сознание людей и есть отображение действительности объективной, овладение психологическими закономерностями определяет констатирование несамостоятельности явлений психики от объективных жизненных условий и деятельности людей. Так как людская деятельность обоснованна, как объективными жизненными условиями, и деятельностью самого человека, а также субъективными, именно поэтому у психологии имеется задача обнаружения характерностей выполнимости деятельности, а также её эффективности в связанности от условий объективных и субъективных факторов.

Таким образом, констатируя логичность процессов познавательных (ощущения, восприятия, мышления, воображения, памяти), наука психология содействует научному порядку в процессе обучения, образуя вероятность безупречного обозначения в содержании учебного материала, который необходим для усваивания умений, знаний, навыков. Раскрывая закономерность личностного формирования, психология помогает педагогике в безупречном выстраивании воспитательного процесса.

Большой спектр задач, постановлением которых заняты психологи, с одной стороны обусловливает, надобность взаимосвязей психологии с другими различными науками, фигурирующими в решении проблем комплексных, а с другой стороны - выделением в науки психологии специальных отраслей, которые занимаются решением задач психологии в какой либо среде общества.

Теория это хорошо, но могут ли быть написаны отличные книги и созданы продуктивные методы по обеспечиванию психологической безопасности и защите именно психологической личности, организовано соответствующее обучение, но этого мало.

Человеку необходимо самому пожелать обучиться обеспечению собственной, личной психологической безопасности, а также быть неизменно готовым к защите близких людей и себя.

Человека невозможно принудить делать это в обязательном порядке.

Участвуя на работе в одном из семинаров по психологической подготовке, мне запомнилось высказывание одного из коллег, которое кратко передаёт сказанное мной выше. Суть его состоит в следующем: человека нельзя ничему научить, если у него нет желания и стремления к постижению тех или иных знаний, он может только сам себе помочь - научиться, а наше назначение помочь ему в этом.

Подобные документы

Понятие физиологии труда как раздела физиологии, изучающего закономерности физиологических процессов и их регуляцию при трудовой деятельности человека. Психофизиологические особенности человека. Эргономические основы безопасности жизнедеятельности.

реферат [38,1 K], добавлен 22.03.2013

Классификация основных видов (форм) организации трудовой деятельности. Влияние характера трудовой деятельности на изменение функционального состояния организма человека. Действие ионизирующего излучения на человека и его гигиеническое нормирование.

контрольная работа [30,6 K], добавлен 26.08.2010

Сведения об организме человека и его взаимодействии с окружающей средой. Неблагоприятные последствия воздействий труда на человека. Принципы обеспечения безопасности и охраны труда. Организация системы управления охраной труда, контроль результативности.

курс лекций [507,6 K], добавлен 28.02.2015

Оценка уровня производственного риска и опасности. Характеристика ключевых принципов и методов обеспечения безопасности. Влияние психического состояния персонала на безопасность трудовой деятельности. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

контрольная работа [38,7 K], добавлен 20.02.2011

Формы и виды розничной торговли. Суть и основные принципы обеспечения безопасности труда. Нормирование безопасности трудовой деятельности. Схема охраны руководителя предприятия. Организация взаимодействия с правоохранными органами местного самоуправления.

курсовая работа [175,1 K], добавлен 23.01.2012

Определение основных понятий и принципов безопасности человека и общества. Факторы, влияющие на повышение опасности, ее виды, классификация, анализ и количественная оценка. Управление безопасностью как система минимизации опасностей и вредных факторов.

реферат [139,9 K], добавлен 20.05.2014

Изучение условий для достижения работоспособности человека, а также воздействия на человека негативных факторов среды обитания и производственной деятельности. Понятие техники и технических устройств. Требования безопасности в аварийных ситуациях ЭВМ.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологическая безопасность личности и поведение человека в чрезвычайной ситуации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

I. Теоретическая часть

1. Психологическая безопасность личности

1.1. Структура и критерии психологической безопасности личности

Психологическая безопасность личности необходима для сохранения жизни и здоровья человека, способствует его полноценному развитию и самореализации. Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности личности является основой успешности, благополучия в жизни и жизнестойкости в чрезвычайных ситуациях. Основные направления, рассматривающие безопасность человека (табл.1) 1 .

Направления анализа безопасности человека


Направление, рассматривающее человека как субъекта деятельности, обладающего мощным жизненным потенциалом, дающим возможность преодолевать трудности, обеспечивать безопасность в различных ситуациях, является наиболее значимым и перспективным для науки.

Психологическая безопасность — защищенность человека с учетом внешних и внутренних условий безопасности (опыт субъекта, способность и готовность идентифицировать, прогнозировать и уклоняться от опасностей, владение знаниями, умениями и навыками поведения в ЧС, уровень развития способностей, мотивация к обеспечению безопасности жизнедеятельности) 2 .

Структура психологической безопасности: система отношений субъекта, удовлетворенность жизнью, социальная активность. Психологическая безопасность дает возможность личности сохранять целостность, развиваться и реализовывать свои цели в процессе жизнедеятельности.

Критерии психологической безопасности:

1) индивидуально-психологические особенности человека;

2) индивидуальный опыт человека;

3) целостность личности;

4) развитие человека, его личностный рост;

5) самоактуализации личности;

6) гармония с самим собой.

Основным компонентом психологической безопасности является психологическое здоровье личности 3 .

Г. С. Никифоров в качестве критериев психологического здоровья выделяет психические процессы, состояния и свойства личности 7 .

Критерии психологического здоровья


1.2. Качества безопасной личности

Субъект, который строит свою жизнь в гармонии с обществом, природой, способный реализовать свой жизненный потенциал, имеющий смысловую регуляцию своей жизнедеятельности, обладает высоким уровнем психологической безопасности. Он способен сохранять свою безопасность благодаря преобразованию опасностей в фактор собственного развития. Личностный потенциал, включающий субъектность как основной компонент, представляет собой базу психологической безопасности человека.

Структура субъектности


Эмоциональная неустойчивость проявляется изменениями настроения, поведение импульсивное, непоследовательное, отсутствует самоконтроль, имеют место аффективные вспышки, чрезмерная раздражительность. Перечисленные проявления проявляются постоянно, независимо от ситуации. Высокий уровень эмоциональной неустойчивости используется для диагностики психических заболеваний.

Склонность к рискованному поведению может проявляться у человека под воздействием ситуационных факторов или благодаря наличию у него определенных индивидуальных качеств.

Сравнительный анализ качеств безопасной личности и личности, предрасположенной к опасности



Готовность к риску имеет возрастные (с возрастом уменьшается), половые (у женщин ниже, чем у мужчин), групповые (проявляется сильнее в группе) особенности проявления.

Самоуверенность (чрезмерная уверенность в себе) часто приводит к возникновению ситуаций, угрожающих жизни и здоровью человека.

Виктимность — склонность субъекта к поведению жертвы.

Виктимные качества


2. Защищенность личности от негативных воздействий среды обитания

2.1. Информационно-психологическая безопасность личности в современном мире

Информационная безопасность личности — защищенность личности, которой не может быть нанесен ущерб в результате воздействия окружающего информационного пространства.

Информационно-психологические атаки могут приводить к негативным последствиям в различных сферах жизни общества. Например, могут негативно повлиять на работу социальных институтов, государственных и общественных организаций.

Источниками информационно-психологических воздействий являются: СМИ (печатные издания, радиовещание, телевидение); политические партии и движения, формирующие общественное мнение.

Источники угроз информационно-психологической безопасности личности:

2) внутренние (индивидуальные особенности личности 18 ).

2.2. Психологическая защита личности

Психологическая защита личности направлена на устранение чувства тревоги или сведение его до минимальных значений.

Психологическая защита как нейтрализация манипуляций в процессе межличностного взаимодействия рассматривается рядом исследователей (Г. В. Грачевым, А. А. Деркач, Е. Л. Доценко). Психологические защиты имеют сложное строение и обеспечивают личности психологическую защищенность от психологического внутреннего дискомфорта и внешнего психологического воздействия.

Виды психологической защиты


Индивидуально-личностная защита может проявляться в следующих формах (рис. 1):

Межличностная психологическая защита — деятельность личности для сохранения своей целостности с помощью изменения характера внешнего взаимодействия.

Таксономия межличностных психологических защит



Рис. 1. Индивидуально-личностные средства защиты

Индивидуальные стратегии поведения личности формируются в процессе ее социализации.

Стратегии поведения личности


В результате системного взаимодействия сфер психики человека формируется его индивидуальная стратегия поведения.

Поведение личности зависит от эмоционального восприятия и когнитивной оценки ситуации (первичной: оценка угрозы и вторичной: оценка своих возможностей при решении проблемы). В результате формируется стратегия поведения — коппинг, меняется оценка ситуации и самочувствие человека в позитивную сторону (рис. 2).


Рис. 2. Процесс формирования коппинг-поведения

Формы межличностной защиты



Основными факторами формирования внутриличностной психологической защиты являются проблемы семейного воспитания, акцентуации характера и проблемы адаптации.

Таксономия внутриличностных психологических защит



2.3. Психологическая безопасность и причины травматизма

В связи с проявлением высокого уровня производственного травматизма в ХХ в. ученые обратили внимание на изучение психологических и личностных причин несчастных случаев. Исследования данной проблемы показали, что из выборки испытуемых, работающих в одних и тех же условиях и осуществляющих одинаковую работу всегда можно выделить субъектов, которые вообще не имели травм, субъектов, у которых были от одного до двух случаев травмирования, и субъектов, травмирующихся часто.

Применение методов статистического анализа позволило исследователям сделать вывод, что имеет место индивидуальная предрасположенность к несчастным случаям у испытуемых. Карлом Марбе была разработана теория психологической предрасположенности к несчастным случаям, в которой он доказал, что вероятность травмирования человека можно вычислить с помощью статистических методов на основании числа несчастных случаев, которые были у данного субъекта ранее. Автор показал, что причиной несчастных случаев является общая предрасположенность человека к несчастным случаям, которая включает психологические и физиологические свойства субъекта.

К. Марбе считал, что люди с повышенной способностью переключаться (быстро адаптирующиеся к новым, неожиданно возникающим ситуациям) имеют высокую степень защищенности от несчастных случаев.

Пониженная способность субъекта переключаться является показателем его предрасположенности к травматизму. Данная предрасположенность является врожденной характеристикой.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психологическая безопасность личности и поведение человека в чрезвычайной ситуации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

I. Теоретическая часть

1. Психологическая безопасность личности

1.1. Структура и критерии психологической безопасности личности

Психологическая безопасность личности необходима для сохранения жизни и здоровья человека, способствует его полноценному развитию и самореализации. Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности личности является основой успешности, благополучия в жизни и жизнестойкости в чрезвычайных ситуациях. Основные направления, рассматривающие безопасность человека (табл.1) 1 .

Направления анализа безопасности человека


Направление, рассматривающее человека как субъекта деятельности, обладающего мощным жизненным потенциалом, дающим возможность преодолевать трудности, обеспечивать безопасность в различных ситуациях, является наиболее значимым и перспективным для науки.

Психологическая безопасность — защищенность человека с учетом внешних и внутренних условий безопасности (опыт субъекта, способность и готовность идентифицировать, прогнозировать и уклоняться от опасностей, владение знаниями, умениями и навыками поведения в ЧС, уровень развития способностей, мотивация к обеспечению безопасности жизнедеятельности) 2 .

Структура психологической безопасности: система отношений субъекта, удовлетворенность жизнью, социальная активность. Психологическая безопасность дает возможность личности сохранять целостность, развиваться и реализовывать свои цели в процессе жизнедеятельности.

Критерии психологической безопасности:

1) индивидуально-психологические особенности человека;

2) индивидуальный опыт человека;

3) целостность личности;

4) развитие человека, его личностный рост;

5) самоактуализации личности;

6) гармония с самим собой.

Основным компонентом психологической безопасности является психологическое здоровье личности 3 .

Г. С. Никифоров в качестве критериев психологического здоровья выделяет психические процессы, состояния и свойства личности 7 .

Критерии психологического здоровья


1.2. Качества безопасной личности

Субъект, который строит свою жизнь в гармонии с обществом, природой, способный реализовать свой жизненный потенциал, имеющий смысловую регуляцию своей жизнедеятельности, обладает высоким уровнем психологической безопасности. Он способен сохранять свою безопасность благодаря преобразованию опасностей в фактор собственного развития. Личностный потенциал, включающий субъектность как основной компонент, представляет собой базу психологической безопасности человека.

Структура субъектности


Эмоциональная неустойчивость проявляется изменениями настроения, поведение импульсивное, непоследовательное, отсутствует самоконтроль, имеют место аффективные вспышки, чрезмерная раздражительность. Перечисленные проявления проявляются постоянно, независимо от ситуации. Высокий уровень эмоциональной неустойчивости используется для диагностики психических заболеваний.

Склонность к рискованному поведению может проявляться у человека под воздействием ситуационных факторов или благодаря наличию у него определенных индивидуальных качеств.

Сравнительный анализ качеств безопасной личности и личности, предрасположенной к опасности



Готовность к риску имеет возрастные (с возрастом уменьшается), половые (у женщин ниже, чем у мужчин), групповые (проявляется сильнее в группе) особенности проявления.

Самоуверенность (чрезмерная уверенность в себе) часто приводит к возникновению ситуаций, угрожающих жизни и здоровью человека.

Виктимность — склонность субъекта к поведению жертвы.

Виктимные качества


2. Защищенность личности от негативных воздействий среды обитания

2.1. Информационно-психологическая безопасность личности в современном мире

Информационная безопасность личности — защищенность личности, которой не может быть нанесен ущерб в результате воздействия окружающего информационного пространства.

Информационно-психологические атаки могут приводить к негативным последствиям в различных сферах жизни общества. Например, могут негативно повлиять на работу социальных институтов, государственных и общественных организаций.

Источниками информационно-психологических воздействий являются: СМИ (печатные издания, радиовещание, телевидение); политические партии и движения, формирующие общественное мнение.

Источники угроз информационно-психологической безопасности личности:

2) внутренние (индивидуальные особенности личности 18 ).

2.2. Психологическая защита личности

Психологическая защита личности направлена на устранение чувства тревоги или сведение его до минимальных значений.

Психологическая защита как нейтрализация манипуляций в процессе межличностного взаимодействия рассматривается рядом исследователей (Г. В. Грачевым, А. А. Деркач, Е. Л. Доценко). Психологические защиты имеют сложное строение и обеспечивают личности психологическую защищенность от психологического внутреннего дискомфорта и внешнего психологического воздействия.

Виды психологической защиты


Индивидуально-личностная защита может проявляться в следующих формах (рис. 1):

Межличностная психологическая защита — деятельность личности для сохранения своей целостности с помощью изменения характера внешнего взаимодействия.

Таксономия межличностных психологических защит



Рис. 1. Индивидуально-личностные средства защиты

Индивидуальные стратегии поведения личности формируются в процессе ее социализации.

Стратегии поведения личности


В результате системного взаимодействия сфер психики человека формируется его индивидуальная стратегия поведения.

Поведение личности зависит от эмоционального восприятия и когнитивной оценки ситуации (первичной: оценка угрозы и вторичной: оценка своих возможностей при решении проблемы). В результате формируется стратегия поведения — коппинг, меняется оценка ситуации и самочувствие человека в позитивную сторону (рис. 2).


Рис. 2. Процесс формирования коппинг-поведения

Формы межличностной защиты



Основными факторами формирования внутриличностной психологической защиты являются проблемы семейного воспитания, акцентуации характера и проблемы адаптации.

Таксономия внутриличностных психологических защит



2.3. Психологическая безопасность и причины травматизма

В связи с проявлением высокого уровня производственного травматизма в ХХ в. ученые обратили внимание на изучение психологических и личностных причин несчастных случаев. Исследования данной проблемы показали, что из выборки испытуемых, работающих в одних и тех же условиях и осуществляющих одинаковую работу всегда можно выделить субъектов, которые вообще не имели травм, субъектов, у которых были от одного до двух случаев травмирования, и субъектов, травмирующихся часто.

Применение методов статистического анализа позволило исследователям сделать вывод, что имеет место индивидуальная предрасположенность к несчастным случаям у испытуемых. Карлом Марбе была разработана теория психологической предрасположенности к несчастным случаям, в которой он доказал, что вероятность травмирования человека можно вычислить с помощью статистических методов на основании числа несчастных случаев, которые были у данного субъекта ранее. Автор показал, что причиной несчастных случаев является общая предрасположенность человека к несчастным случаям, которая включает психологические и физиологические свойства субъекта.

К. Марбе считал, что люди с повышенной способностью переключаться (быстро адаптирующиеся к новым, неожиданно возникающим ситуациям) имеют высокую степень защищенности от несчастных случаев.

Пониженная способность субъекта переключаться является показателем его предрасположенности к травматизму. Данная предрасположенность является врожденной характеристикой.

Читайте также: