С какой целью андрей принял участие в законодательной деятельности сперанского

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М. Сперанского, проанализировать причины их неполной реализации, определить последствия принятых по его предложениям решений

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, мышление, логику, умение выделять причинно-следственные связи

Воспитательная: воспитывать интерес у истории, веру в собственные силы и возможности человека проявить себя

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные, ч/п

Организационный момент.

1) Расскажите о личности Александра. Какими качествами он обладал, какие причины повлияли на формирование этих качеств личности?

2) С какой целью создавался Негласный комитет, охарактеризуйте его состав

3) Расскажите о реформах Александра I.

А) создание министерств

Б) Государственный Совет

В) Указ о вольных хлебопашцах

Г) почему Александр запретил не саму продажу крепостных, а лишь помещение об этом объявлений в печати

4) Результаты крестьянской политики Александра I

Изучение нового материала.

М.М. Сперанский (1772—1839) — государственный деятель, ставший графом под конец своей жизни в 1839 г. Сын сельского священника, быстро возвысился благодаря своим способностям и трудолюбию. В 1807 г. стал Государственным секретарем России, составил план государственных преобразований.

Осуществлено: создан Государственный совет; улучшена работа министерств; укреплены финансы.

Из-за жесткого сопротивления дворянства реформам М.М. Спе­ранский был отправлен в отставку в 1812 г. С 1815 г. — на губерна­торских должностях. Возвращен в Петербург в 1821 г. С 1826 г. — руководитель работ по кодификации законов и составлению свода законов Российской империи. Николаем I за эту работу награжден орденом Андрея Первозванного — высшей наградой страны.

М.М. Сперанский родился во Владимирской губернии в деревне Черкутино в семье бедного сельского священника. Михайло рос сла­бым ребенком, избегал шумных, подвижных игр деревенских сверст­ников, любил одиночество, часами слушал рассказы своего слепого деда Василия. Рано научившись читать, мальчик проглатывал без раз­бора все попадавшиеся ему книги. На восьмом году жизни Михайло покинул отцовский дом, отлично учился во Владимирской семина­рии, а затем блестяще окончил Санкт-Петербургскую семинарию, считавшуюся академией. Он был оставлен преподавателем этого известного учебного заведения. В 1796-м году 24-летний М.М. Спе­ранский становится секретарем князя Алексея Борисовича Кура­кина. После назначения князя генерал-прокурором в феврале 1797 г. зачислен в штат титулярным советником. За четыре тода прошел путь в табеле о рангах с 9 разряда в 4-й, став летом 1801 г. действи­тельным статским советником, что соответствовало воинскому зва­нию генерал-майора. 19 марта 1801 г. назначен статс-секретарем при Дмитрии Петровиче Трощинском — госсекретаре императора. 9 июля 1801 г. стал действительным тайным советником — 2-й разряд табели о рангах, дававшийся высшим чиновникам госу­дарства. С 8 сентября 1801 г. — руководитель экспедиции государ­ственного благоустройства МВД России. Готовил проекты преоб­разования государственного устройства. Положил начало преобра­зования старого русского делового языка в новый. Сперанский на заседаниях Негласного комитета не присутствовал, все поручения получал от Кочубея, своего непосредственного начальника. Алек­сандр обратил внимание на статс-секретаря министра внутренних дел и давал ему свои задания. Со многими взглядами молодого чиновника царь был согласен и все больше привлекал его к вы­полнению личных поручений. 19 октября 1807 г. указом Александ­ра уволен из МВД с сохранением звания статс-секретаря. Неглас­ный комитет фактически распался. Сперанский стал советником царя, сопровождавшим его во всех поездках.

По предложению Сперанского император 6 августа 1809 г. под­писал указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Чин коллежского асессора могли получить только те чинов­ники, которые имели свидетельства об успешном окончании одно­го из российских университетов или выдержали экзам ены по спе­циальной программе: русский и иностранный язык, естественное, римское, гражданское и уголовное право, всеобщая и русская ис­тория, экономия, арифметика, геометрия, физика, география и статистика России.

В течение трех лет (1808—1811) Сперанский был самым влия­тельным сановником в государстве. К нему обращались с просьба­ми даже члены царской фамилии. 1 января 1810 г. Александр I по предложению Сперанского учредил Государственный совет.

1) Реформаторские проекты Сперанского

Рассказ учителя о реформах органов государственной власти

• Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полно­той власти.


• Государственный Совет — совещательный орган, назначае­мый императором. В нем сходятся все ветви власти. Государственный совет — должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;

• Исполнительная власть принадлежит министерствам.

• Законодательная власть принадлежит представительным со­браниям всех уровней. Волостная дума избирается лицами, имею­щими право голоса, и решает вопросы местного значения. Она избирает депутатов в окружную думу, а та — в губернскую. Депута­тов Государственной думы избирают губернские думы из числа своих членов. Таким образом, выборы предполагались многосту­пенчатые. Государственная дума должна была обсуждать представ­ляемые ей Сверху законопроекты, которые затем передаются на утверждение Государственного Совета и императора.

• Судебная власть принадлежит Сенату, члены которого на­значаются императором пожизненно. Нижестоящие суды должны быть выборными.

ЗАДАНИЕ: составьте схему Социальной структуры по России по проекту Сперанского (стр. 18 учебника)

— избирательное право получали лишь лица, обладав­шие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представи­тели первых двух сословий);

Закрепление.

Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти императора и ликви­дации крепостного права.

Проведенные в 1810 — 1811 гг. преобразования, а также стрем­ление предоставить крепостным гражданские права вызвали та­кую бурю негодования среди высших чиновников и большинствдворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. Сперан­ский по поручению императора разрабатывал и проекты экономи­ческих реформ. Они предусматривали ограничение расходов госу­дарства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало но­сить открытый характер. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин — один из идеологов консерватизма.

Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанско­го, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Напо­леону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял ре­шение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближа­ющейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем — в Пермь.

Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Спе­ранского составили ту основу, на которой в дальнейшем выраба­тывались новые проекты преобразований.


Урок описывает деятельность Михаила Сперанского в роли главного советника императора в государственных делах. Проект государственного переустройства предложенного им, его значение. Реформы, осуществлённые Сперанским.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Реформаторская деятельность Михаила Михайловича Сперанского"

После подписания Тильзитского мира авторитет императора Александра I заметно упал. Общественность России негодовала. Правитель, помнивший неудачный пример своего отца Павла I, решил путём новых реформ сгладить накопившееся в обществе недовольство.

Следует отметить, что к 1807 году отношения Александра I и участников Негласного комитета, которые после фактического упразднения Комитета в 1803 году были назначены на высокие посты в министерствах, заметно охладели.

В российском высшем обществе деятельность сподвижников императора считали слишком радикальной, близкой к революционным реформам Франции. Сам Александр I понимал, что после войн Третьей и Четвёртой коалиции и мира в Тильзите, любые проекты, исходящие от этих людей, будут восприняты враждебно.

В итоге большая часть участников Негласного комитета ушла из политики. Император же стал искать человека, способного продолжить реформирование России. Им стал Михаил Михайлович Сперанский.

Благодаря личным качествам (ответственности, преданности идеям служения государству), потрясающей работоспособности (мог работать по 19 часов в сутки), Сперанский быстро сделал карьеру видного государственного чиновника.

Являясь секретарём князя В. П. Кочубея – члена Негласного комитета и будущего министра внутренних дел России – Сперанский принял активное участие в подготовке реформ начала правления Александра I. После личного знакомства с Александром I, который по достоинству оценил выдающиеся способности чиновника, Сперанский постепенно стал приближённым императора.

В конце 1808 года Сперанский становится главным советником императора в государственных делах.

В конце 1808 – 1809 годах, по поручению Александра I, он разработал проект реформ, который должен был полностью изменить всю систему управления Россией.

Реформы Александра I


Согласно проекту Сперанского, управление государством должно было осуществляться на основе принципа разделения властей. Однако верховенство монарха над всеми ветвями власти оставалось неизменным.

Совещательным органом при императоре должен был стать Государственный совет, куда правитель мог назначить кого угодно. Через совет правитель взаимодействовал с ветвями власти.

Исполнительную власть осуществляли министерства.

Судебная – принадлежала Сенату.

Законодательная власть, по проекту Сперанского, передавалась в руки нового органа управления – Государственной Думы.

При этом судебная власть была независима от исполнительной. Исполнительная власть была ответственна перед законодательной. Законодательная власть должна была сохранять независимость от иных ветвей власти и служить основным инструментом государственной политики – фактически отражать волю императора.

Государственная Дума должна была стать выборным народным представительным органом.

Система центрального управления Российской империи по проекту Сперанского


Ввиду этого предлагалось наделить политическим и гражданскими правами население России.

При этом основные права дать собственникам. Так как, по мнению Сперанского, участвовать в обсуждении законов мог только тот человек, который знал цену собственности и заботился о её сохранности и преумножении.

Согласно проекту Сперанского, всё население России предлагалось разделить на три сословия. Первое – дворянство. Это сословие обладало всей полнотой гражданских и политических свобод (главное из них преимущественное право избирать и быть избранными). Имело особые права на покупку и владение крепостными.

Сословия России по проекту Сперанского


По реформе Сперанского планировалось ввести в России широкое местное самоуправление трёх ступеней.

В каждой волости (нижняя единица административно-территориального деления России в сельской местности) дворяне и представители государственных крестьян (один от 500 душ) составляли общее собрание – Волостную Думу.

Волостные Думы избирали депутатов для следующей ступени местного самоуправления – Окружной (уездной) Думы.

Окружные Думы выбирали уездное правление и депутатов следующей ступени – Губернской Думы. Те выбирали губернское правление и депутатов в общероссийскую Государственную Думу.

Государственная Дума управлялась канцлером – чиновником, назначаемым императором из трёх представленных Думой кандидатур.

Выборы в Государственную Думу


Но признавая главенство императора над всеми ветвями власти, Сперанский не наделил Государственную Думу широкими полномочиями.

Ввиду этого Дума не имела права законодательной инициативы. Дума не могла самостоятельно выносить на рассмотрение проекты законов.

Одобренные Думой законы вступали в силу только после согласия императора. Так же император всегда мог распустить депутатов и назначить новые выборы. Тем не менее, без рассмотрения Думой ни один закон в стране не мог обрести силу.

Так же Дума устанавливала налоги в государстве. Министры (законодательная власть) несли ответственность перед депутатами Думы за свои решения.

По задумке Сперанского, иные ветви власти должны были быть устроены так же по административно-территориальному принципу и на основе выборности. Так исполнительная власть на местах имела представительства в лице губернских, уездных, волостных управлений. Судебная – губернских, уездных, волостных судов.

Манифестом от 1 января 1810 года было объявлено о создании Государственного совета – высшего законосовещательного органа Российской империи. Учреждение Госсовета было первым шагом к широким преобразованиям, так как этот орган должен был учредить планы дальнейших реформ.

Государственный совет, по задумке Сперанского, должен был стать проводником новой государственной политики, связующим звеном между императором и ветвями власти. Состав Госсовета назначался императором. Назначение мог получить любой человек. Однако большинство в Совете принадлежало дворянам.

Совету были приданы широкие полномочия.

Все законопроекты должны были проходить через Государственный Совет. В его ведении находились все вопросы, связанные с внутренними реформами. Вопросы внутренней и внешней политики при чрезвычайных обстоятельствах. Совет составлял бюджет, контролировал доходы и расходы государства.

Государственный совет состоял из Государственной канцелярии. Через неё проходили все дела, требовавшие рассмотрения в Государственном совете.

Департаменты отвечали за ту или иную область государственного законодательства. В 1810 году были созданы: Департамент законов. Рассматривал законопроекты в области административно-территориального устройства страны, судопроизводства, налогов, государственного управления.

Департамент гражданских и духовных дел. Рассматривал вопросы о порядке судопроизводства, толковании законов. Дела о получении и лишении дворянства. Имущественные споры. Вопросы об учреждении новых епархий и приходов различных вероисповеданий.

Департамент государственной экономии. Занимался вопросами государственных финансов, торговли, промышленности, народного просвещения.

Департамент военных дел. Рассматривал вопросы военного законодательства. О комплектовании, вооружении и обеспечении армии. О правах, обязанностях и ответственности военнослужащих.

Комиссии. Создавались преимущественно для решения тех или иных задач, не входивших в полномочия департаментов или требовавших быстрого решения. Например, Комиссия составления законов, Комиссия по принятию прошений.

Общее собрание. Состояло из членов департаментов и министров. Его председателем был император. Решения по всем вопросам в департаментах и на общем собрании принималось большинством голосов. Но император, согласно своей воле, мог утвердить и мнение меньшинства.

С учреждением Государственного совета, Сперанский получил должность государственного секретаря – главы Государственной канцелярии.

Через его руки проходила вся документация Государственного совета.

Он стал самым влиятельным чиновником Российской империи. Фактически вторым после императора лицом в государстве.

Она состояла из министерств: Военного, Морских сил, Иностранных дел, Внутренних дел, Полиции, Юстиции, Финансов и Народного просвещения.

Система центральных учреждений государственного управления Россией


Государственное казначейство со статусом центрального учреждения.

В системе министерств окончательно закреплялся принцип единоначалия и разработанная ранее структура, по которой министерства во главе с министрами подразделялись на департаменты во главе с директорами. Департаменты – на отделения во главе с начальниками отделений. Отделения – на столы, руководимые столоначальниками.

Принцип единоначалия в министерской системе


В 1811 году Сперанским был предложен проект по реорганизации Сената по принципу разделения административных и судебных дел. Согласно его положениям, прежний Сенат предлагалось разделить на два отдельных учреждения.

Правительствующий Сенат должен был ведать делами местного управления. В его ведение переходили дела Кабинета министров.

Судебный Сенат стал высшей судебной инстанцией и контролировать все судебные учреждения государства.

Этот указ был обусловлен тем, что дети знатных дворян получали придворные чины с рождения и, достигнув, определённого возраста, уже имели право занимать высокую должность, которой часто не соответствовали. Или вообще только числились на службе, занимая таким образом вакантные места. Поэтому всем не состоящим на действительной службе представителям этой категории дворян предлагалось в короткие сроки устроиться на действительную службу. Иначе им грозила отставка.

Сокращались государственные расходы. Финансовая деятельность министерств ставилась под контроль.

Для покрытия нехватки денег в казне были увеличены налоги. Так подушная подать возросла с 1 рубля до трёх. Вводились различные временные налоги и сборы.

Прогрессивным подоходным налогом (сумма налога с дохода зависила от суммы величины дохода помещика) был обложен доход помещиков с их земель (случай для России небывалый). Все эти меры позволили в некоторой степени восстановить финансы России.

Но преобразования, и в особенности проекты реформ Сперанского, вызвали резкую критику правительства со стороны верхов российского общества. В первую очередь эти претензии были направлены в сторону Александра I.

Не желая утрачивать свои сословные привилегии, дворянство обвиняло Сперанского в нарушениях устоев российского общества, посягательствах на самодержавную власть русского монарха, симпатиях к Франции. Последнее сделало отставку Сперанского неминуемой.

Желая сплотить общество перед надвигающейся войной с Наполеоном, Александр I весной 1812 года отстранил Сперанского от государственных дел. Он был сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Причины отставки М.М. Сперанского в 1812 году


Таким образом, проект государственного переустройства Сперанского не был реализован.

Тем не менее, в России была завершена министерская реформа, это позволило создать эффективную систему управления страной. Так же был создан Государственный совет, обладающий законосовещательной инициативой. Успешными были финансовые преобразования.

Но государственный строй России по-прежнему оставался самодержавным. Общественное устройство так же оставалось неизменным.

В то же время проекты реформ Сперанского стали основой для будущих, реализованных планов преобразования Российской империи.

Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

Михаил Сперанский

Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.

Цели реформы Сперанского - таблица

Главные положения проекта реформ Сперанского

Реформы Сперанского - таблица

Первый этап (1802-1807)

После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.

Третий этап (1811-1812)

  1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
  2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
  3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

Причины и последствия отставки Сперанского

Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

Главный итог деятельности Сперанского

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Личность Сперанского

Михаил Сперанский

В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.


Михаил Сперанский представлял собой крупного государственного деятеля Российской империи первой трети XIX века. Он успел поработать и в столице на должности государственного секретаря и в Сибири в качестве губернатора.


Негласный комитет

В период правления Александра I

Первое возвышение Сперанского на государственной службе произошло в короткое правление императора Павла I. В 1799 он в возрасте 27 лет получил должность статского советника.


Рис. 1. Михаил Сперанский.

После вступления на престол в 1801 году Александра I Сперанский получил должность управляющего экспедицией гражданских и духовных дел в канцелярии высшего совещательного органа Российской империи. Его чин был повышен до действительного статского советника. Чиновник имел высокую работоспособность, он мог трудиться до 18 часов в сутки. Он также оказался мастером по составлению канцелярских бумаг и положи начало преобразованию делового русского языка. Именно при участии Сперанского в 1803 году был опубликован “Манифест о вольных хлебопашцах”. Он несколько облегчил участь крепостных крестьян. Они могли получить от помещиков свободу с землей, но к 1825 году только 37 тыс. человек этого добились.

В 1806 году он лично познакомился с императором Александром I и даже побывал на встрече с Наполеоном в Эрфурте в 1808 году. В 1810 году в Российской империи появилось новое учреждение – Государственный совет, а Сперанский стал первым по влиянию сановником и вторым лицом в государстве после Александра I. Однако, в 1812 году император к нему охладел и отправил в опалу – в Пермь.

В 1816 году Сперанский поработал на должности пензенского губернатора, а с 1819 занял должность генерал-губернатора Сибири и отправился работать в Иркутск. Во время нахождения в Сибири реформы Сперанского были связаны с введением гласности, борьбой с коррупцией, разделение региона на восточную и западную части, с созданием коллегиальных органов местности власти.

Кратко о проектах Сперанского по реформированию страну можно говорить с 1802 года, когда он составил несколько политических записок. Например, “О коренных законах государства”. Его прогрессивные идеи, в том числе и конституционной монархии, опередили свое время, но по причине общей отсталости Российской империи не были осуществлены.


Рис. 2. Император Александр I.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

В период правления Николая I

При новом императоре Михаил Сперанский находился на государственной службе с 1825 по 1839 год. Основной задачей в этот период для него стало составление нового свода законов Российской империи. С чем он успешно и справился к 1832 году. С 1835 до 1837 года он также преподавал политические и юридические науки наследнику престола – будущему императору Александру II.

Проведенные Сперанским преобразования можно представить в такой таблице:

Год

Реформа

Создание Государственного совета, он начал деятельность с 1 января 1810 года

Второй этап министерской реформы и составление им законодательного акта “Общее учреждение министерств”

Реформы Сибирского края

Создание свода законов Российской империи

Несмотря на все свои успехи в сфере государственного управления, Михаил Сперанский был возведен в графский титул только в январе 1839 года, в день своего 67-летия. Через 40 дней он скончался от простуды.


Рис. 3. Император Николай I.

Причины и последствия отставки Сперанского

Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

Главный итог деятельности Сперанского

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Что мы узнали?

Реформы Сперанского при Александре 1 и Николае I проходят в школьном курсе истории 8 или 9 класса. Он стал образцом деятельного, но не всегда успешного реформатора первой трети XIX века.

Финансовая реформа


Рубль Александра I серебром. 1813 год


По смете 1810 года всех выпущенных в обращение ассигнаций (первых российских бумажных денег) насчитывалось 577 млн; внешнего долга — 100 млн. Смета доходов на 1810 год обещала сумму в 127 млн; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит в 66 млн ассигнаций.

Ввиду того, что правительство продолжало печатать бумажные деньги и наблюдалась их очевидная инфляция, планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее — повышать все налоги (прямые и косвенные). Увеличение всех налогов произошло в два этапа, 2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года.

Личность Сперанского

В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.

Реформа в области образования

В 1812 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внёсшее новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ. Уровни системы образования: в крупнейших городах — университет, в каждом губернском городе — гимназия, в уездах — училища, в церковных приходах — одноклассные училища. Всей системой образования ведало Главное управление училищ.

В рамках реформы территория империи была разделена на шесть учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах. Основаны новые университеты — Дерптский (1802), Виленский (1876), Харьковский и Казанский (оба — 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был также преобразован в 1819 году в университет. В Ярославле на частные средства открылось в 1803 году Демидовское высших наук училище.

Первый в России Университетский устав (1804) предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

Во второй половине правления Александра продолжалось основание привилегированных средних учебных заведений — лицеев: в 1811 году — Царскосельский, в 1817 году — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский.

В 1804 году в России появился первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Проекты крестьянской реформы

Сложнее всего было подступить к крестьянской реформе, предполагавшей поэтапную отмену крепостного права. Ещё при вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казённых крестьян. Указом от 12 декабря 1801 года предоставлено право покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещичьи крестьяне получат это право лишь в 1848 году и только на имя помещика).

Наибольшее возмущение у прогрессивной части общества вызывала распродажа крестьян в отрыве от земли, приводившая к разлучению семей. Соответствующие объявления печатались во всех газетах. Азиатские негоцианты могли купить крестьянина на Макарьевской ярмарке и увезти его на Восток, где он до конца дней жил на положении обычного раба. Намерение Александра запретить продажу крестьян без земли разбилось о сопротивление консерваторов. Настойчивость была чужда характеру молодого императора, и он уступил, запретив лишь публикацию объявлений о продаже людей.

Указ от 10 марта 1809 года отменил право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь укреплён за помещиком. Получали свободу выходец из плена или из-за границы, а также взятый по рекрутскому набору. Помещику предписывалось кормить крестьян в голодные годы. С дозволения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами. Правда, право помещиков ссылать крестьян в Сибирь было восстановлено уже в 1816 году.

В 1818 году Александр I тайно поручил адмиралу Мордвинову, графам Аракчееву и Гурьеву разработать проекты отмены крепостного права.

Проект Мордвинова:

  • крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остаётся за помещиками.
  • размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9—10 лет — 100 руб.; 30—40 лет — 2 тыс.; 40—50 лет — …

Проект Аракчеева:

  • освобождение крестьян провести под руководством правительства — выкупать постепенно крестьян с землёй (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности.

Проект Гурьева:

  • медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 года.

Конституционные проекты

Не желая уступать Наполеону репутацию либерального деспота, Александр I на Боргоском сейме 1809 года утвердил широкую автономию Великого княжества Финляндского с сохранением конституционного закона 1772 года и представительного органа — сейм. В ноябре 1815 года Александр I даровал конституцию Царству Польскому.

В 1818 году Александр I поручил министру юстиции Новосильцеву подготовить Государственную уставную грамоту для России. Разработчики грамоты взяли за основу польскую конституцию. Проект предусматривал разделение судебной и исполнительной власти, а также создание двухпалатного парламента — Государственного сейма, состоящего из Сената и Посольской избы. Впервые в русской истории провозглашались свобода печати и неприкосновенность личности.

Ознакомившись с проектом, Александр, встревоженный революционной волной 1820-21 гг. в Греции, Италии и Испании, положил его под сукно.

Свёртывание реформ

В 1812 году Сперанский потерял расположение императора, и на систематическом реформировании абсолютистской империи был поставлен крест. В целом, преобразования Александра, постоянно колебавшегося между консервативно-реакционным (Аракчеев) и либерально-реформаторским (Сперанский) лагерями, носили непоследовательный, межеумочный и поверхностный характер, затронув главным образом верхушку государственного управления и наименование отдельных ведомств. Существенных изменений в социально-экономическое и политическое устройство страны они не внесли.

Пробуксовывание старых и свёртывание новых реформ вызывало разочарование прогрессивной части русского общества, вдохнувшей во время заграничных походов 1813-15 гг. свободный воздух Европы. Офицеры выплёскивали своё недовольство на тайных собраниях, строя проекты более радикальных преобразований. Так родилось движение декабристов.

Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 20144
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Читайте также: