Какие возможности предоставляет анализ артефактов

Обновлено: 28.06.2024

Наилучшим способом устранения артефактов вызываемых экспериментатором. Артефакты и их контроль

Как правило, ни один эксперимент, будь он даже построен по плану так называемого "истинного эксперимента" и протекающий в лабораторных условиях, не гарантирован от влияния различных помех. Эти помехи как внешние переменные могут приводить к "смещениям" эффекта исследования и являться причиной артефактов. Исследователь должен представлять основные типовые "смещения". Поэтому знать типологию артефактов в ходе экспериментальной работы необходимо каждому психологу. Приведем краткую типологию артефактов, предложенную Дж. Кэмпбеллом .

  • 1. " Смешанные факторы экспериментального воздействия: основные эффекты ". В ходе воздействия независимой переменной появляются дополнительные переменные, которые совместно с ней воздействуют как на экспериментальную, так и на контрольную выборки, смещая эффект эксперимента. К сожалению, многие исследователи подвержены "эффекту ожидания результата", который характеризуется тем, что замечается только тот экспериментальный эффект, который укладывается в теорию. Причинами появления дополнительных воздействий могут являться как инструментальные погрешности, так и отсутствие так называемой "чистоты" эксперимента. Контроль смещения экспериментального эффекта осуществляется при помощи введения новой контрольной группы, которая подвергается воздействию только дополнительных переменных, или путем применения новых форм, процедур исследования, где независимая переменная как бы "очищается" от дополнительных переменных.
  • 2. "Смешанные аспекты экспериментальною воздействия : эффекты взаимодействия ". Здесь независимая и внешние переменные, влияя друг на друга, создают новую независимую переменную. Эффекты взаимодействия независимой и дополнительных переменных в эксперименте имеют небольшую вероятность, поэтому они не всегда учитываются психологами.
  • 3. " Смешанные аспекты экспериментального воздействия-, фоновые взаимодействия". Воздействие фона на независимые переменные имеет место и в экспериментальной и контрольной выборках. Фон успешно контролируется в лабораторном эксперименте путем ограничения его воздействия на испытуемых или изменения независимых переменных.
  • 4. "Смешанные аспекты экспериментального воздействия-, взаимодействие с характеристиками популяции". При проведении эксперимента следует помнить, что существуют требования репрезентативности экспериментальной выборки, несоблюдение которых является источником артефактов. Способом контроля репрезентативности являются рандомизация, эквивалентные пары и др.
  • 5. "Смешанные аспекты измерения : основные эффекты". В исследовании важное место занимает психологический измерительный инструмент, погрешности которого тоже являются источником артефактов. В ходе тестирования у испытуемых зачастую возникают установки на ответы, связанные с социальной желательностью. Не решены еще проблемы восприятия тестов. Слабо поддаются учету "следы" прошлого тестирования участников эксперимента. Контроль артефактов данного тина осуществляется путем применения разных тестов на разных режимах исследования, применение формы лабораторного эксперимента, повторение воздействий и т.д.
  • 6. "Смешанные аспекты измерения: взаимодействие с процессами воздействия". Определенная реакция испытуемых на воздействие может быть вызвана не только экспериментальным стимулом, но и конкретным способом измерения последствий этого воздействия. Здесь контроль осуществляется при помощи применения альтернативных психологических измерительных средств.

Факт и артефакт в психологическом исследовании. Факт и артефакт в психологическом исследовании.

На испытуемого одновременно воздействует и стимул, и фоновые условия, что порождает типичные для психологии проблемы контролируемости экспериментальных переменных и экологической валидности исследования (иными словами, проблема переноса данных лабораторного исследования в естественную среду).

Если фон воздействует на психику больше, чем стимул, то в результате исследования получается не факт, а артефакт.

Задача исследователя состоит в том, чтобы выяснить, какая из составляющих послужила причиной наблюдаемого поведения.

Отсюда все источники артефактов для проведения психологического эксперимента можно условно разделить на два вида (есть еще третий источник — несовершенный инструмент): внутренние состояния испытуемого и состояния среды.

Кэмпбелл выделяет и фоновые артефакты: фоновые эффекты, инструментальную погрешность, реакцию испытуемого на эксперимент и т.д.

Используя телеологический подход в психологическом исследовании в качестве конечной точки процесса, берем результат активности человека — испытуемого, а затем пытаемся интерпретировать результат с точки зрения тех внутренних психических причин (намерений, планов, мотивов, целей, способностей испытуемого), которые потенциально могут влиять на поведение и, следовательно, на особенности результата.

Очевидно, что даже в случае сотрудничества испытуемого и экспериментатора теоретически возможно появление неосознанных результатов деятельности испытуемого. То же относится к деятельности исследователя по контролю за экспериментальными переменными.

Примеры артефактов. Этимология слова

На данный момент в понятие слова могут входить не только материальные предметы, но также визуальные и аудио объекты. Артефакт в сфере искусства обозначает экспериментальный продукт культуры, который является первопроходцем в своей сфере. При этом не обязательно он будет иметь ценность в качестве художественного или духовного объекта. Он ценится исключительно благодаря своей первичности.

Виды артефактов

Как вы уже поняли, слово артефакт может менять свое значение в зависимости от того, в какой сфере деятельности оно используется. Предлагаем вам рассмотреть основные виды артефактов:

  • Культурология. В данной области под словом подразумевается определенный носитель информации, который был создан искусственно. Это может быть средство коммуникации, предмет культурного наследия, который несет информацию о человеческих отношениях.
  • В культуре термин обозначает объект, который несет с собой не только определенные характеристики, но также имеет символический смысл. Такой артефакт является знаковым.
  • Археология. В этой науке слово используется наиболее часто, и, собственно говоря, впервые стало применяться именно в этой области знаний. Такие объекты, как правило, находятся во время специальных раскопок. Они могут многое рассказать о быте народов, о конкретном событии истории и т. д.
  • В сфере ИТ также применяется данный термин. Он несет с собой значение вспомогательных элементов, которые используются во время программного обеспечения. Данные продукты тоже будут входить состав готовой программы.
  • В сфере кодирования данных под артефактом подразумевается появление лишних деталей. Это могут быть шумы в системе, наличие неуместных элементов на изображении и тому подобное.
  • Слово активно применяется в электронных играх, особенно в стиле фэнтези. В этом случае артефакт играет роль магического предмета, способного выполнять важную роль для главного героя ролевой игры. Примером артефакта в играх будет кольцо всевластия.

Метод "скрытого" эксперимента

Часто применяется в полевых исследованиях, при реализации так называемого "естественного" эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не подозревает о своем участии в исследовании в качестве испытуемого. По сути метод "скрытого"эксперимента является модификацией "метода обмана",с той лишь разницей, что испытуемому не надо давать ложную информацию оцелях и гипотезе исследования, гак как он уже обманом вовлечен в исследование и не знает об этом. Этических проблем здесь возникает еще больше, так как, применяя "метод обмана", мы оповещаем испытуемого о привлечении его к исследованию (даже к принудительному); здесь же испытуемый полностью подконтролен другому лицу и является объектом манипуляций.

Велика опасность всяческих злоупотреблений со стороны недобросовестных исследователей, И вместе с тем эта модель часто применяется в социальной психологии. Наиболее часто она используется в детской психологии, психологии развития и педагогической психологии. В этих случаях проблема манипуляций сюит менее остро, так как дети подконтрольны взрослым. Однако необходимо заручиться согласием родителей либо лиц, опекающих ребенка, на такое исследование.

Главная трудность проведения такого эксперимента — учет неконтролируемых переменных, поскольку этот эксперимент может быть лишь натурным.

Метод "естественного эксперимента", предложенный А.Ф. Лазурским, является одной из модификаций этого исследовательского приема.

Артефакт (лат. arte factum — сделанный искусственно) — результат исследования, явля­ющийся следствием изменения зависимой переменной под влиянием побочных перемен­ных. Артефакт есть следствие ошибок или недостаточного контроля условий проведения исследования.

Одно и то же явление может быть артефактом в рамках одной эксперимен­тальной схемы и фактом в рамках другой, поэтому явления, не объясняемые принятой теорией, часто трактуются как артефакты.

Главный источник артефактов, нарушающий внешнюю валидность процеду­ры, — взаимодействие тестирования с экспериментальным воздействием. Напри­мер, тестирование уровня знаний по определенному предмету перед проведением эксперимента по заучиванию материала может привести к актуализации исходных знаний и к общему повышению продуктивности запоминания. Достигается это за счет актуализации мнемонических способностей и создания установки на запоми­нание.

Если рандомизация проведена качественно, то этот план является наилучшим, позволяет контролировать боль­шинство источников артефактов; кроме того, для него применимы различные вари­анты дисперсионного анализа.

Можно перечислить и другие источники ар­тефактов — внешние переменные, которые не контролируются этим планом.

Чем больше сходство экспериментальной и контрольной групп, тем более валидны результаты, получаемые с помощью этого плана.

Перечислим основные артефакты, которые возникают в ходе применения корреляционного плана:

1. Эффект последовательности — предшествующее выполнение одного теста мо­жет повлиять на результат выполнения другого (симметричный или асимметрич­ный перенос).

2. Эффект научения — при выполнении серии различных тестовых испытаний у участника эксперимента может повышаться компетентность в тестировании.

Она была так хороша, что Пигмалион влюбился в Галатею и стал умолять богов оживить статую. Боги отозвались на его просьбы, и де­вушка ожила.)

Исследователь, заинтересованный в подтверждении теории, действует непроиз­вольно так, чтобы она была подтверждена. Можно контролировать данный эффект. Для этого следует привлекать к проведению исследования экспериментаторов-ассистентов, не знающих его целей и гипотез. Полноценный контроль — перепро­верка результатов другими исследователями, критически относящимися к гипотезе автора эксперимента. Однако и в этом случае мы не гарантированы от артефактов — контролеры такие же грешные люди, как и автор эксперимента.

На испытуемого одновременно воздействует и стимул, и фоновые условия, что порождает типичные для психологии проблемы контролируемости эксперименталь­ных переменных и экологической валидности исследования (иными словами, про­блема переноса данных лабораторного исследования в естественную среду). Если фон воздействует на психику больше, чем стимул, то в результате исследо­вания получается не факт, а артефакт.

Задача исследователя состоит в том, чтобы выяснить, какая из составляющих послужила причиной наблюдаемого поведения.

Отсюда все источники артефактов для проведения психологического экспери­мента можно условно разделить на два вида (есть еще третий источник — несовер­шенный инструмент, но его мы рассмотрим позже): внутренние состояния испытуе­мого и состояния среды. Д. Кэмпбелл (1980) выделяет и фоновые артефакты: фоно­вые эффекты, инструментальную погрешность, реакцию испытуемого на экспери­мент и т.д.

Если фиксация и анализ поведения являются прерогативой каузального подхо­да, то исследование продуктов деятельности есть прерогатива подхода теле­ологического. Действительно, используя телеологический подход в психологиче­ском исследовании в качестве конечной точки процесса, берем результат активнос­ти человека — испытуемого, а затем пытаемся интерпретировать результат с точки зрения тех внутренних психических причин (намерений, планов, мотивов, целей, способностей испытуемого), которые потенциально могут влиять на поведение и, следовательно, на особенности результата.

Таблица 1.4

Испытуемый Экспериментатор
Осознание Нет осознания
Осознание основной продукт побочный продукт
Нет осознания побочный продукт побочный продукт

Очевидно, что даже в случае сотрудничества испытуемого и экспериментатора теоретически возможно появление неосознанных результатов деятельности испы­туемого. То же относится к деятельности исследователя по контролю за экспери­ментальными переменными.

Таким образом, источником артефактов в психологическом эксперименте могут быть как среда, так и испытуемый (и экспериментатор как фоновая часть среды).

Кроме того, источником артефактов может быть и неадекватность используемой психологической теории экспериментальной процедуре: исследователь может про­смотреть, не учесть психические переменные, влияющие на поведение системы (че­ловека).

Ряд побочных эффектов психолог может не заметить (просмотреть факты) из-за неполного учета изменений в среде, которые произвел испытуемый.

Наилучшим способом устранения артефактов вызываемых экспериментатором. Артефакты и их контроль

Как правило, ни один эксперимент, будь он даже построен по плану так называемого "истинного эксперимента" и протекающий в лабораторных условиях, не гарантирован от влияния различных помех. Эти помехи как внешние переменные могут приводить к "смещениям" эффекта исследования и являться причиной артефактов. Исследователь должен представлять основные типовые "смещения". Поэтому знать типологию артефактов в ходе экспериментальной работы необходимо каждому психологу. Приведем краткую типологию артефактов, предложенную Дж. Кэмпбеллом .

  • 1. " Смешанные факторы экспериментального воздействия: основные эффекты ". В ходе воздействия независимой переменной появляются дополнительные переменные, которые совместно с ней воздействуют как на экспериментальную, так и на контрольную выборки, смещая эффект эксперимента. К сожалению, многие исследователи подвержены "эффекту ожидания результата", который характеризуется тем, что замечается только тот экспериментальный эффект, который укладывается в теорию. Причинами появления дополнительных воздействий могут являться как инструментальные погрешности, так и отсутствие так называемой "чистоты" эксперимента. Контроль смещения экспериментального эффекта осуществляется при помощи введения новой контрольной группы, которая подвергается воздействию только дополнительных переменных, или путем применения новых форм, процедур исследования, где независимая переменная как бы "очищается" от дополнительных переменных.
  • 2. "Смешанные аспекты экспериментальною воздействия : эффекты взаимодействия ". Здесь независимая и внешние переменные, влияя друг на друга, создают новую независимую переменную. Эффекты взаимодействия независимой и дополнительных переменных в эксперименте имеют небольшую вероятность, поэтому они не всегда учитываются психологами.
  • 3. " Смешанные аспекты экспериментального воздействия-, фоновые взаимодействия". Воздействие фона на независимые переменные имеет место и в экспериментальной и контрольной выборках. Фон успешно контролируется в лабораторном эксперименте путем ограничения его воздействия на испытуемых или изменения независимых переменных.
  • 4. "Смешанные аспекты экспериментального воздействия-, взаимодействие с характеристиками популяции". При проведении эксперимента следует помнить, что существуют требования репрезентативности экспериментальной выборки, несоблюдение которых является источником артефактов. Способом контроля репрезентативности являются рандомизация, эквивалентные пары и др.
  • 5. "Смешанные аспекты измерения : основные эффекты". В исследовании важное место занимает психологический измерительный инструмент, погрешности которого тоже являются источником артефактов. В ходе тестирования у испытуемых зачастую возникают установки на ответы, связанные с социальной желательностью. Не решены еще проблемы восприятия тестов. Слабо поддаются учету "следы" прошлого тестирования участников эксперимента. Контроль артефактов данного тина осуществляется путем применения разных тестов на разных режимах исследования, применение формы лабораторного эксперимента, повторение воздействий и т.д.
  • 6. "Смешанные аспекты измерения: взаимодействие с процессами воздействия". Определенная реакция испытуемых на воздействие может быть вызвана не только экспериментальным стимулом, но и конкретным способом измерения последствий этого воздействия. Здесь контроль осуществляется при помощи применения альтернативных психологических измерительных средств.

Факт и артефакт в психологическом исследовании. Факт и артефакт в психологическом исследовании.

На испытуемого одновременно воздействует и стимул, и фоновые условия, что порождает типичные для психологии проблемы контролируемости экспериментальных переменных и экологической валидности исследования (иными словами, проблема переноса данных лабораторного исследования в естественную среду).

Если фон воздействует на психику больше, чем стимул, то в результате исследования получается не факт, а артефакт.

Задача исследователя состоит в том, чтобы выяснить, какая из составляющих послужила причиной наблюдаемого поведения.

Отсюда все источники артефактов для проведения психологического эксперимента можно условно разделить на два вида (есть еще третий источник — несовершенный инструмент): внутренние состояния испытуемого и состояния среды.

Кэмпбелл выделяет и фоновые артефакты: фоновые эффекты, инструментальную погрешность, реакцию испытуемого на эксперимент и т.д.

Используя телеологический подход в психологическом исследовании в качестве конечной точки процесса, берем результат активности человека — испытуемого, а затем пытаемся интерпретировать результат с точки зрения тех внутренних психических причин (намерений, планов, мотивов, целей, способностей испытуемого), которые потенциально могут влиять на поведение и, следовательно, на особенности результата.

Очевидно, что даже в случае сотрудничества испытуемого и экспериментатора теоретически возможно появление неосознанных результатов деятельности испытуемого. То же относится к деятельности исследователя по контролю за экспериментальными переменными.

Примеры артефактов. Этимология слова

На данный момент в понятие слова могут входить не только материальные предметы, но также визуальные и аудио объекты. Артефакт в сфере искусства обозначает экспериментальный продукт культуры, который является первопроходцем в своей сфере. При этом не обязательно он будет иметь ценность в качестве художественного или духовного объекта. Он ценится исключительно благодаря своей первичности.

Виды артефактов

Как вы уже поняли, слово артефакт может менять свое значение в зависимости от того, в какой сфере деятельности оно используется. Предлагаем вам рассмотреть основные виды артефактов:

  • Культурология. В данной области под словом подразумевается определенный носитель информации, который был создан искусственно. Это может быть средство коммуникации, предмет культурного наследия, который несет информацию о человеческих отношениях.
  • В культуре термин обозначает объект, который несет с собой не только определенные характеристики, но также имеет символический смысл. Такой артефакт является знаковым.
  • Археология. В этой науке слово используется наиболее часто, и, собственно говоря, впервые стало применяться именно в этой области знаний. Такие объекты, как правило, находятся во время специальных раскопок. Они могут многое рассказать о быте народов, о конкретном событии истории и т. д.
  • В сфере ИТ также применяется данный термин. Он несет с собой значение вспомогательных элементов, которые используются во время программного обеспечения. Данные продукты тоже будут входить состав готовой программы.
  • В сфере кодирования данных под артефактом подразумевается появление лишних деталей. Это могут быть шумы в системе, наличие неуместных элементов на изображении и тому подобное.
  • Слово активно применяется в электронных играх, особенно в стиле фэнтези. В этом случае артефакт играет роль магического предмета, способного выполнять важную роль для главного героя ролевой игры. Примером артефакта в играх будет кольцо всевластия.

Метод "скрытого" эксперимента

Часто применяется в полевых исследованиях, при реализации так называемого "естественного" эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не подозревает о своем участии в исследовании в качестве испытуемого. По сути метод "скрытого"эксперимента является модификацией "метода обмана",с той лишь разницей, что испытуемому не надо давать ложную информацию оцелях и гипотезе исследования, гак как он уже обманом вовлечен в исследование и не знает об этом. Этических проблем здесь возникает еще больше, так как, применяя "метод обмана", мы оповещаем испытуемого о привлечении его к исследованию (даже к принудительному); здесь же испытуемый полностью подконтролен другому лицу и является объектом манипуляций.

Велика опасность всяческих злоупотреблений со стороны недобросовестных исследователей, И вместе с тем эта модель часто применяется в социальной психологии. Наиболее часто она используется в детской психологии, психологии развития и педагогической психологии. В этих случаях проблема манипуляций сюит менее остро, так как дети подконтрольны взрослым. Однако необходимо заручиться согласием родителей либо лиц, опекающих ребенка, на такое исследование.

Главная трудность проведения такого эксперимента — учет неконтролируемых переменных, поскольку этот эксперимент может быть лишь натурным.

Метод "естественного эксперимента", предложенный А.Ф. Лазурским, является одной из модификаций этого исследовательского приема.


В предыдущей статье мы познакомили тебя с форензикой — наукой о расследовании киберинцидентов. В этой — научимся применять конкретные утилиты и техники для обнаружения, сбора и анализа артефактов, оставшихся после взлома жертвы. Своими руками мы проведем поиск удаленных файлов и их восстановление, анализ неразмеченной области памяти файла, дамп любых процессов в Windows для обнаружения малвари или эксплоита, а также анализ истории URL и извлечение cookie из браузера.

Наш лабораторный стенд

Нашим основным форензик-дистрибутивом, содержащим пак со всеми необходимыми утилитами, будет легендарный BackTrack. В качестве анализируемой машины мы используем образ с установленной Windows XP. BackTrack рекомендуется запускать как хостовую ОС, а для XP вполне можно довольствоваться бесплатными Oracle VirtualBox или VMware Player.

WARNING

Всегда ясно и четко осознавай, что именно, как и зачем ты делаешь. Звучит банально, но неправильное использование описанных в тексте статьи программ может привести к потере или искажению полученных данных (криминалистических доказательств). Ни автор, ни редакция не несет ответственности за любой ущерб, причиненный из-за неправильного использования материалов данной статьи.

Кейс 1. Поиск и восстановление удаленного файла JPEG с помощью Autopsy

Суть данного кейса в том, чтобы найти артефакты удаленного файла (JPEG-картинка) на жестком диске целевой машины и восстановить его в другую директорию для дальнейшего изучения.

Основным инструментом для нас в этой задачке будет Autopsy — это цифровая платформа для проведения форензик-процедур и одновременно графический интерфейс для CLI-версии известного кита The Sleuth Kit. В частности, программа позволяет анализировать дисковые устройства, находить и восстанавливать файлы, извлекать EXIF из картинок, находить и просматривать отдельные видеофрагменты. Более подробная информация об инструменте доступна здесь, а также еще здесь и в одной из наших прошлых статей.

Распакуем наш архив:

И продолжаем набирать команды в терминале:

Теперь нужно посчитать хеш-сумму файла в md5sum.

Хеш-сумма MD5 распакованного файла

Хеш-сумма MD5 распакованного файла

После этого запускаем в GUI-оболочке нашу тулзу: Applications → BackTrack → Forensics → Forensic Suites → setup Autopsy. После появления окна на вопрос Have you purchased or downloaded a copy of the NSRL (y/n) жмем n . Затем переходим в /pentest/forensics/autopsy и запускаем скрипт ./autopsy . Скрипт стартует локальный web-сервер с интерфейсом для работы с Autopsy.

Запуск скрипта ./autopsy из терминала

Запуск скрипта ./autopsy из терминала

Переходим в терминал и выполняем команды

Копируем указанную строчку в окне терминала

Копируем указанную строчку в окне терминала

Скопированную ссылку вставляем в указанную форму

Скопированную ссылку вставляем в указанную форму

После этого традиционно смело нажимаем кнопку Next и на новой странице мастера щелкаем вариант Partition.

В окне мастера выбираем опцию Partition

В окне мастера выбираем опцию Partition

На следующем шаге нам нужно сделать три действия, а именно щелкнуть Ignore the hash value for this image, указать в качестве литеры диска С и тип файловой системы NTFS.

Заполняем поля указанными данными

Заполняем поля указанными данными

В конце пошагового мастера нажимаем единственную кнопку Calculate.

Закрытие мастера по кнопке Calculate

Закрытие мастера по кнопке Calculate

Наш следующий шаг связан с анализом файла, определением его структуры и содержания. Процесс запускается по кнопке Analysis.

Запуск анализа файла кнопкой Analysis

Запуск анализа файла кнопкой Analysis

После нескольких секунд ожидания перед нами появится небольшой отчет о проанализированном файле — File information и Metadata information.

Сводка по File information и Metadata information

Сводка по File information и Metadata information

В качестве результата мы увидим окно со списком удаленных файлов и кое-какой дополнительной информацией.

Итоговое окно: удаленные файлы обнаружены

Итоговое окно: удаленные файлы обнаружены

Поздравляю, первый кейс решен!

Кейс 2. Поиск скрытых данных в незаполненной области файла с bmap

Стеганография — очень надежный способ передачи секретной информации. А если исходную информацию еще и зашифровать, то восстановить ее будет очень затруднительно.

Для выполнения второго кейса нам понадобится утилита bmap-tools, здесь можешь почитать по ней дополнительную информацию. В моем дистрибутиве предустановленной версии bmap не оказалось, поэтому придется поставить ее ручками. Как и в прошлый раз, первым делом открываем терминал в BackTrack и пишем следующие команды:

Продолжение доступно только участникам


Артефакт , [а] или артефактом (см американский и британский английский различия правописания ), является общим термином для элемента сделанного или заданной формы людьми, такими как инструмент или произведение искусства, в особенности объекта археологического интереса. [1] В археологии это слово стало термином с особым оттенком и определяется как объект, обнаруженный археологами, который может быть культурным артефактом , представляющим культурный интерес.

Артефакты существуют во многих различных формах, и их иногда можно спутать с экофактами и особенностями ; все три из них иногда можно найти вместе на археологических раскопках. Они также могут существовать в различных типах контекста в зависимости от процессов, которые воздействовали на них с течением времени. Для анализа артефактов и предоставления информации о них проводится широкий спектр анализов. Однако процессу анализа артефактов с помощью научной археологии может помешать разграбление и сбор артефактов, что вызывает этические дебаты.


Содержание

Артефакты могут происходить из любого археологического контекста или источника, например:

    вместе с телом
  • Из любого объекта, например, из кучи или другой домашней обстановки , например, в колодцах

Примеры включают каменные орудия труда , керамические сосуды, металлические предметы, такие как оружие, и предметы личного убранства, такие как пуговицы , украшения и одежда. Кости , на которых видны признаки модификации человека, также являются примерами. Природные объекты, такие как растрескавшиеся камни из очага или растительный материал, используемый в пищу, археологи классифицируют как экофакты, а не как артефакты.

Артефакты существуют в результате поведенческих и трансформационных процессов. Поведенческий процесс включает приобретение сырья , производство его для определенной цели и последующее выбрасывание после использования. Трансформационные процессы начинаются в конце поведенческих процессов; это когда артефакт изменяется природой и / или людьми после того, как был депонирован. Оба эти процесса являются важными факторами при оценке контекста артефакта. [2]

Контекст артефакта можно разделить на две категории: первичный контекст и вторичный контекст. Матрица представляет собой физический параметр , в течение которого существует артефакт, и происхождение относится к определенному местоположению в пределах матрицы. Когда артефакт находится в области первичного контекста, матрица и происхождение не были изменены трансформационными процессами. Однако матрица и происхождение изменяются трансформационными процессами при обращении к вторичному контексту. Артефакты существуют в обоих контекстах, и это принимается во внимание при их анализе. [2]

Артефакты отличаются от стратиграфических элементов и экофактов. Стратиграфические элементы представляют собой непереносимые останки человеческой деятельности, включая очаги , дороги , отложения, траншеи и аналогичные останки. Экофакты , также называемые биофактами, представляют собой объекты археологического интереса, созданные другими организмами, такими как семена или кости животных . [2]

Природные объекты, которые люди переместили, но не изменили, называются манупортами . Примеры включают морские ракушки, перемещенные вглубь суши, или округлые камешки, размещенные вдали от воды, создавшей их.

Эти различия часто размыты; кость, удаленная из туши животного, является биофактом, а кость, вырезанная в качестве полезного орудия, - артефакт. Точно так же могут возникать споры о ранних каменных объектах, которые могут быть либо грубыми артефактами, либо естественным происхождением и могут напоминать ранние объекты, созданные первыми людьми или Homo sapiens . Может быть трудно отличить настоящие искусственные каменные артефакты от геофактов - природных каменных материалов, напоминающих искусственные орудия труда. Можно аутентифицировать артефакты, исследуя общие характеристики, приписываемые искусственным инструментам, и местные характеристики участка. [3]

Артефакты, особенности и экофакты могут быть расположены на объектах вместе. Сайты могут включать три различных расположения; некоторые могут включать все из них, а другие могут включать только один или два. Достопримечательности могут иметь четкие границы в виде стен и рвов , но это не всегда так. Сайты можно разделить по категориям, таким как местоположение и прошлые функции. То, как артефакты существуют в этих местах, может дать археологическое понимание. Примером этого может быть использование положения и глубины захороненных артефактов для определения хронологической временной шкалы для прошлых событий на этом месте. [2]

Анализ артефактов определяется тем, какой тип артефакта исследуется. Литический анализ относится к анализу артефактов, созданных из камней и часто в форме инструментов. Каменные артефакты часто встречаются в доисторические времена и поэтому являются решающим аспектом в ответах на археологические вопросы о прошлом. На поверхности каменныйАртефакты могут помочь археологам изучить, как развивались технологии на протяжении всей истории, демонстрируя различные инструменты и методы производства из разных периодов времени. Однако с помощью этого типа анализа можно ответить и на более глубокие вопросы; Эти вопросы могут вращаться вокруг тем, включая то, как общества были организованы и структурированы с точки зрения социализации и распределения благ. Следующие лабораторные методы способствуют процессу анализа камня: петрографический анализ, нейтронная активация , рентгеновская флуоресценция , индуцированное частицами рентгеновское излучение , анализ отдельных чешуек и масс- анализ. [6]

Другой тип анализа артефактов - это анализ керамики , который основан на археологическом изучении керамики . Этот тип анализа может помочь археологам получить информацию о сырье, которое использовалось, и о том, как они были использованы при создании керамики. Лабораторные методы, позволяющие это сделать, в основном основаны на спектроскопии . Используемые различные типы спектроскопии включают атомную абсорбцию , электротермическую атомную абсорбцию, атомно-эмиссионную эмиссию с индуктивно связанной плазмой и рентгеновскую флуоресценцию . Керамический анализ - это не только информация о сырье.и гончарное производство; он помогает понять прошлые общества с точки зрения их технологий, экономики и социальной структуры. [7] [8]

Кроме того, существует анализ фауны для изучения артефактов в виде останков животных. Как и в случае с каменными артефактами, остатки фауны чрезвычайно распространены в области археологии. Анализ фауны дает представление о торговле, поскольку животных обменивают на разных рынках с течением времени и торгуют на большие расстояния. Останки фауны также могут предоставить информацию о социальном статусе, этнических различиях и питании из предыдущих сложных обществ . [9]

Датировка артефактов и предоставление им хронологической временной шкалы - важная часть анализа артефактов. Все перечисленные выше виды анализа могут помочь в процессе датировки артефактов. Основные типы датирования включают относительное датирование , историческое датирование и типологию . Относительное датирование происходит, когда артефакты располагаются в определенном порядке относительно друг друга, в то время как историческое датирование происходит для периодов письменных свидетельств; относительное датирование было единственной формой датировки для доисторических периодов времени. Типология - это процесс, объединяющий артефакты, похожие по материалу и форме. Эта стратегия основана на представлении о том, что стили объектов соответствуют определенным периодам времени и что эти стили медленно меняются с течением времени. [10]

Есть также этические проблемы , над демонстрацией предметов в музеях , которые были взяты из других стран в сомнительных обстоятельствах, например , отображение Парфенон (Elgin) мраморный в Британском музее . [12] Выставка в европейских музеях предметов, принадлежащих коренным народам неевропейских стран, особенно тех, которые были сделаны во время европейского завоевания Африки, также подняла этические вопросы. Панафриканские активисты , такие как Mwazulu Diyabanza и Front Мульти Culturel Anti-расхищение (Multicultural фронт против разграбления) приняли прямое действиепротив европейских музеев, стремясь вернуть предметы, которые, по их мнению, принадлежат Африке. [13] [14]

Читайте также: