Какие действия должен предпринять гражданин обнаружив что стал объектом вербовки

Обновлено: 30.06.2024

Общая эффективность подпольного движения, как и любой организации, зависит от качества его персонала. А качество персонала зависит от эффективности вербовочного процесса. Подпольное движение не может оставаться статичным. Не обойдётся без потерь, не обойдётся и не без предателей. Нужны новые члены, свежая кровь. Без постоянной вербовки, подпольное движение быстро сведётся на нет. С другой стороны, при успешном вербовочном процессе конечная победа неизбежна.

Вербовка может быть чрезвычайно опасным процессом - особенно в условиях сионистской диктатуры, которая всегда прикрывается псевдодемократическими названиями и лозунгами. История подпольного движения демонстрирует этот факт опасности с особой наглядностью. Наиболее частая причина развала подпольного движения – это инфильтрация его агентурой противника, которые проникают в него в качестве новых рекрутов.

Хорошая вербовочная система, поэтому должна иметь следующие элементы:

1). Она должна быть эффективной, в том смысле, что вербовочный процесс не должен занимать много ресурсов и времени подпольного движения. Вербовочный процесс должен занимать мало времени и средств на единицу завербованного члена.

2). Вербовочный процесс должен быть выборочным, в том смысле, что это не записывание всех, кто хочет, но отбор тех, кто имеет в себе или задатки лидеров, или технические способности, или настойчивость и убеждённость.

3). Вербовочная система должна быть безопасной. Одна должна иметь встроенный механизм, для отсеивания вражеской агентуры. Кроме этого, вербовочный процесс никаким образом не должен отсвечивать и выдавать никаких действительных членов организации.

3). Вербовочный процесс должен быть постоянным, таким образом, что лидеры движения могли бы рассчитывать на определённое число членов для осуществления своих задач.

Сомнительно, чтобы какая-либо вербовочная система была бы идеальной. Существуют десятки различных методов. Все эти методы могут быть условно разбиты на три группы:

1). Общая вербовка

2). Персональная вербовка.

3). Специальная вербовка.

Общая вербовка относится ко всей деятельности организации, которая заставляет людей добровольно вступать в члены подпольного движения.

Не нужды объяснять, почему уже в 60-е годы организованное патриотическое движение в США просто перестало существовать. – Оно было профанировано, инфильтрировано агентурой и плавно спущено на тормозах до полной парализации.

Другой тактикой является опубликовывание объявлений о продаже вещей, покупателями которых, скорее всего, будут люди патриотической направленности.

Этот метод является эффективным, и всегда активно использовался подпольными организациями.

Тысячи оставленных в публичных местах патриотических листовок и наклеек, тоже делают своё дело.

Эти методы общей вербовки предоставляют большой контингент для отбора новых членов. Эти методы достаточно безопасны, если настоящая личность людей, дающих объявления в газетах и распространяющих листовки, обеспечена.

Общая вербовка не является селективным методом, вследствие этого попадается очень много нежелательных элементов, которые должны быть отделены другими методами.

Персональная вербовка требует одного или нескольких членов организации постоянно заниматься поисками и оценкой потенциальных членов организации. Эти методы менее эффективны, но более избирательны.

Совсем не обязательно, чтобы кандидат сам интересовался активной подпольной борьбой. Например, может быть такой кандидат, который в жизни ни разу не стрелял из ружья и забывает платить регулярно членские взносы на нужды организации, но предоставляет в распоряжение организации свою грузовую машину. Или скажем, это может быть адвокат, который далёк от полевых действий, но может помочь с юридическим советом.

Для удобства вербовки можно иметь стандартный бланк, который можно назвать как-нибудь нейтрально, например «Аналитическая форма №3, в которой будут заранее отпечатаны все сведения, которые необходимо собрать о кандидате.

Особенно необходимо и тщательно выяснить вопрос национальности, как самого кандидата, так и в ещё большей степени его, хотя бы ближайших родственников. Не надо придавать большого значения тому, какую фамилию или имя носит кандидат. Если он носит явную фамилию – это да, но если нет – то это не имеет никакого значения. Больше намёков в этом плане может дать отчество. Большое значение в смысле выяснения национальности имеет профессия и места работы кандидата, а также его родственников. Многие престижные профессии и должности заняты преимущественно представителями интересующей нас национальности, исторически, имеющие другую родину, и соответственно совсем другой патриотизм, и поэтому они никаким образом не хотят лишний раз эту национальность афишировать. Почему вопрос национальности так важен.

Как вы все помните, у большевиков был специальный комиссар по национальному вопросу, и эту должность занимал не кто иной, как Иосиф Сталин, который вообще был допущен в эту компанию только потому, что носил имя Иосиф. Только в наши дни, через сто лет, появились открытые данные, что В.И Ленин был евреем. Однако нет никакого сомнения в том, что при организации подпольной социал-демократической рабочей партии, её организаторам это уже было хорошо известно, и именно этим объясняется, что Ленин смог стать вождём чисто еврейской российской социал-демократической партии.

Если вы посмотрите на портрет знаменитого кардинала Ришелье, именно в профиль, то вы разгадаете историческую загадку, почему в Тридцатилетней европейской войне первой половины 17 века между католическими и принявшими протестантскую иудейскую ересь государствами, Франция, будучи католическим государством, неожиданно приняла сторону протестантских государств, а именно Германии, Голландии и Швеции против католических государств Испании, Италии и Австрии, что было абсолютно не постижимо современникам и до сих пор является не афишируемым фактом. А ведь именно этот факт непрогнозируемого перехода Франции в лагерь иудействующих протестантов и предрешил поражение католического христианства, вследствие чего христианство как единая мировая сила перестало существовать.

Этот пример дан, чтобы проиллюстрировать роль скрытого, криптоеврейства в мировой истории, и является не только единичным, но и, наоборот, обычным фактом функционирования агентуры противника на самом высоком уровне.

Член организации, который специально работает наводчиком, целенаправленно вступает в различные организации и движения, посещает социальные мероприятия, где бывает большое количество народа. Более того, некоторые из профессиональных наводчиков могут часто менять места работы, чтобы встречать как можно больше количество народа.

По мере того как он приобретает опыт, наводчик учится по небольшим намёкам вычислять потенциальных рекрутов для различных видов подпольной работы.

Вы удивитесь, но патриотизм совсем не является высшим критерием! Высшим критерием, является обычная человеческая порядочность и честность. Никто из нас не родился патриотом. Всё это дело дальнейшей тренировки. Честность, здравомыслие и эмоциональная устойчивость являются наиболее важными необходимыми качествами.

Существует ещё один важный признак. Все люди хотят иметь чувство, что их жизнь что-нибудь стоит, то есть имеет какую-то ценность для других, то есть, значима для других. Это чувство фундаментальное и имеется у самых, казалось бы, человеческих ничтожеств. Это означает, что люди верят, что они делают нужную работу, что их таланты и способности употребляются на значимые вещи. Если это отсутствует, то человек будет неудовлетворён. Поэтому надо искать людей, чьи способности не распознаны и пропадают втуне.

Другими словами, ищите человека, который сам ищет. Эти люди – лучшие кандидаты для работы. Что может быть почётнее, чем работать над спасением своей родины от иностранного грабежа?

После того как наводчик предал данные на потенциального кандидата, к работе приступает исследователь, задача которого узнать о кандидате всю возможную информацию. Необходимо выяснить: происхождение, семейные данные, образование, профессиональный опыт, основные религиозные и политические взгляды, как мы уже говорили, самое главное – национальность, общий характер, привычки, особенности личности, круг друзей и знакомых, увлечения, темперамент, и другие, представляющие интерес факторы.

Но помните, что мы ищем качественные, а не количественные признаки.

Исследователь должен провести как минимум одно интервью с подопечным. Во время всего исследования, и особенно вовремя интервью, изучаемый ни в коем случае не должен догадаться, что он изучаемый. Ни наводчик, ни исследователь, ни в коем случае не должны ни единым намёком дать понять исследуемому человеку, что они члены какой-то организации и каким-то образом заинтересованы в субъекте.

Если субъект представляет собой специальный интерес или попал в поле зрения более верхнего руководства, то окончательное решение принадлежит им.

Если кандидатура одобрена, то к работе приступает вербовщик.

Из всех людей, которые работают с потенциальным рекрутом, только вербовщик сообщает подопечному, что он член организации, и то, только в том случае, если он на все 100% уверен, что предложение вступить в организацию будет принято.

Некоторые директивы для работы вербовщика:

1). Не торопитесь. Хотя иногда достаточно одного разговора с кандидатом, лучше сделать несколько встреч.

2). Встречи должны быть организованы в тихой и конфедециальной обстановке, и чтобы было достаточно времени для выяснений.

3). Своей одеждой, речью, и манерой подачи информации, вербовщик должен произвести впечатление серьёзности ситуации и важности встречи для самого человека. В этом отношении на людей обычно производит большое впечатление значительный объём личной информации известный вербовщику.

В течение интервью вербовщик должен достичь следующих целей.

1). Подопечному должна быть дана краткая, но исчёрпывающая и убедительная картина еврейской опасности.

2). Он должен быть убеждён, что правительство нашей страны насквозь еврейское, произраильское, прозападное, и является ставленником их Криминального Интернационала, цель которого - прикрытый грабёж страны и уничтожение народа.

3). Он должен уяснить, что ограбление родины произраильскими и вообще прозападными силами не прекратится без активной и решительной борьбы.

6). Рекрут должен иметь чёткое представление, что страны западного Криминтерна пользуются только методами чёрных психологических операций, вследствие чего мы живём в Зазеркалье, где средствами массовой информации, принадлежащими США, Израилю и Англии, всё подаётся абсолютно наоборот. Если эти страны осуществляют гуманитарные операции снабжения продуктами – значит, на самом деле в той или иной стране они осуществляют массовый голодомор; если по линии ООН эти страны предпринимают массовую вакцинацию, то это значит, что Криминтерн посредством вакцинаций распространяет смертельные эпидемии, причём даже непосредственные медработники не знают, что они в действительности вакцинируют. Если западные СМИ говорят, что в какой либо стране необходимо смена режима на демократический, значит, эта страна вышла из под контроля западного Криминтерна и необходимо вернуть её в общее стойло всемирного Криминтерновского концлагеря.

7). Рекрут должен быть убеждён, что ваша организация является самой боевой и самой серьёзной организацией, наиболее последовательно отстаивающей интересы родины.

8). Рекрут должен быть убеждён, что он лично нужен организации, чтобы выполнить задачу, которая должна быть выполнена, и что его способности и энергия лучше всего могут раскрыться именно в вашей организации.

На практике, конечно, идут на компромиссы, в надежде на последующий рост кандидата. Очевидно, что вы не можете звонить начальнику по работе данного кандидата. Также вы не можете и в открытую стучать в двери его соседей. Те не менее существенно, ненавязчивыми методами получить полную картину относительно личностных характеристик кандидата. Это, конечно, требует времени и такта, в то время как все члены подпольной организации должны ходить ещё и на основную свою работу, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Это сводит всю продуктивную работу только к вечерам и выходным дням.

Это идеальный вариант получения новых членов. Но в реальной практике этот процесс чаще всего комкается. В этом случае обычно наводчик является и исследователем одновременно.

Кроме этого, нет необходимости всегда обязательно доводить дело до конца, то есть дожимать до вербовки. Надо учитывать психологические особенности людей и понимать, что некоторые люди просто не готовы переступить черту. В этом случае лучше оставить кандидата вечным кандидатом. То есть - лучше он будет хорошим попутчиком, чем никудышным членом.

Тогда как наводчик и исследователь, могут быть одним и тем же лицом, заключительный вербовщик всегда должен быть другим человеком. При этом наводчик и исследователь, в дальнейшем, если данный человек не приписан к данной ячейке, и не должны знать, куда был направлен новичок.

Даже если так получается, что наводчик, исследователь и вербовщик – одно и тоже лицо, всё равно он должен осуществлять вербовку только вышеуказанной последовательностью действий. Не надо превращать серьёзное дело в балаган.

Наводчик не должен делать ошибки, занимаясь поисками, только людей определённого типа и отметать всех, кто не имеет параметров Арнольда Шварценеггера.

Помните, что мы требуем от человека, чтобы он жертвовал своим временем и своими деньгами. Мы хотим, чтобы он нарушил свою нормальную жизнь и принял другие ценности, подвергал свою жизнь той или иной степени опасности. Поэтому, если мы хотим, чтобы человек принял наше предложение, мы должны предоставить ему веские причины для этой жертвы.

Не все люди делают один и тот же поступок по одной причине. Одни человек может вступить в подполье по причине патриотизма, другой из-за мести, третий по причине уважения к руководителю, четвёртый просто пощекотать чувство опасности.

Практически каждый человек может быть чем-нибудь полезен организации. Продавец может быть хорошим вербовщиком, бизнесмен – администратором, домохозяйки могут выполнять аналитическую работу на дому, таксисты, работники в гостиницах, телефонисты, компьютерные профессионалы являются отличными источниками информации. Водители грузовиков необходимы как курьеры. Официантки могут быть отличными вербовщиками. Секретарши тоже являются превосходным источником информации. Сегодняшний старшеклассник или студент может стать отличным лидером завтра. Этот список можно продолжать до бесконечности. Нет такой специальности, которая не могла бы пригодиться движению.

Другими, не приветствуемыми персонами, независимо от национальности, являются патологические болтуны, алкоголики, наркоманы и уголовники. С этими людьми ни в коем случае нельзя иметь дело, так как они не соображают, что они делают, поскольку имеют совсем другие, химические, ценности в жизни.

Существуют и другие моменты из практики вербовочного дела.

Вербовка – это та же пропаганда. Только определённый процент аудитории будет понимать или верить даваемому посланию. В среднем, только часть людей отвечает на призыв. Это простой закон средних величин. Чтобы увеличить число набираемых, надо просто расширить круг охватываемых.

И пропагандист, и вербовщик должны поддерживать интерес аудитории, должны рассказывать убеждающие истории. Вербовщик должен быть всегда готов подкрепить свои утверждения логикой, фактами, свидетельствами, официальными документами. Но более всего, вербовщик, как и пропагандист, должен целить на личные и основные инстинкты. Мотивы личности могут меняться со временем. Вербовщик должен определить, какой мотив для данного человека наиболее силён.

Конечная цель и пропаганды и вербовки – это достичь желаемого действия.

Это приводит нас к следующему виду вербовки – специальной вербовке. Эта вербовка употребляется, когда надо завербовать кого-то специально. Или по причине его высокой должности, или что, но данный человек конкретно нужен организации, например секретарша важной персоны.

Такие объекты могут быть разных типов. Они могут быть сами патриотами. Они могут быть нейтральными. Или же объект вообще может быть членом противной стороны.

Специальная вербовка начинается с персонального знакомства. После тщательного его изучения выдвигаются способы, какими можно воздействовать на данного субъекта. Этот план абсолютно личный и основан на уязвимых местах личности объекта. В зависимости от конкретного объекта, выработанный метод может широко варьировать от методов обыкновенной дружеской дискуссии до прямого шантажа.

В общем, последовательность такая же, как и при общей вербовке, но это надо делать более медленно и более мягко. Обычно один из членов организации развивает свои отношения с субъектом в течение недель или даже месяцев. В течение этого времени субъекту подаётся дозированная информация в приемлемом для него виде. И опять всё это происходит в форме, не вызывающей подозрений. Лучше всего создать у субъекта иллюзию, что это он убеждает вербовщика, что в стране пора сменить проиностраное правительство.

Иногда бывает, что все три вида вербовки могут сливаться в один так, что и не разберёшь.

Даётся объявление, что продаётся ружьё, винтовка или пистолет. Этот способ из арсенала общей вербовки. Из тех, кто приходят посмотреть, выбираются подходящие кандидаты.

Другой пример: шесть человек работают в офисе. Все шесть могут предоставить желаемую информацию. Все шесть должны браться в разработку, чтобы отобрать одного. Что это общая или специальная вербовка?

Независимо от применяемых методов, вербовка должна рассматриваться одна из важнейших деятельностей организации. Она должна проводиться всегда и с не ослабевающей энергией. Четыре критерия: эффективность, выборочность, безопасность и надёжность.

В качестве тренировки посетите некоторые публичные места, например, автобусную станцию, и незаметно оставьте пропагандистские листовки. Из места неподалёку наблюдайте за реакцией людей.

миниатюра статьи

ФСБ

Кадровое пополнение в рядах ФСБ традиционно происходит за счёт студентов-выпускников специализированных учебных заведений, полицейских и военных, желающих построить карьеру в госслужбе.

Для набора персонала служба безопасности использует также свои навыки и методы, а именно наблюдение и вербовку. Вербовка – это привлечение или склонение к сотрудничеству с правоохранительными органами. Как проходит сам процесс и как можно оказаться сотрудником спецслужбы?

Процесс вербовки в службу безопасности

Чаще всего ФСБ вербует людей для внештатной работы — для внедрения в определённую группу или для получения конкретных сведений. Однако высока вероятность того, что люди, имеющие узконаправленные знания, могут быть позже трудоустроены.

3 бейджика

Под пристальное внимание ФСБ могут попасть молодые люди, чьи умения и навыки в некоторых областях выше, чем у других. Больше всего служба заинтересована в вербовке студентов и молодых специалистов, так как они быстро адаптируются к новым условиям, их обучение проходит легче, а кроме этого они лучше ориентируются в обществе.

Деменков Игорь

Для поиска наиболее способных кандидатов служба ведёт мониторинг за многими ведущими вузами и училищами, а также различными организациями – спортивными секциями, клубами интересов.

После сбора информации чаще всего следует личная встреча агента с человеком, которого ведёт спецслужба. Как пройдёт диалог, чаще всего зависит от квалификации и опыта вербовщика. Главное – установление доверительных отношений. Ситуации, в которых может завязаться диалог, вариативные — случайное столкновение машинами на дороге, в магазине, а иногда и покупка вещей у объекта наблюдения через объявление в интернете.

К встрече агент подготовлен очень хорошо. Большой объём информации об объекте наблюдения можно получить из его социальных сетей, в том числе место проживания, круг интересов и друзей, гражданскую позицию. Последний аспект может оказаться рычагом давления со стороны ФСБ — в зависимости от того, какую позицию занимает человек в вопросе власти и управления страной, к нему могут применить разные методы вербовки.

Методы вербовки

В зависимости от интересов и гражданской позиции, методы вербовки могут быть следующими:

  • Идейно-политический – такой метод применим, если человек является патриотом, и работа на благо Родины будет приносить ему удовлетворение. Идейный метод может сработать на тех людей, чья задача будет состоять в донесении на конкретный круг лиц. Возможно, человек зол или находится в конфликте. Часто этот метод эффективен на тех, кто разочаровался в своих убеждениях;
  • Позитивный – предложение официального трудоустройства с заключением контракта, обещание достаточно высокого уровня заработной платы и карьерного роста. Иногда в этот метод ещё входит предложение помощи, касающейся близких и родных;
  • Негативный – применяется в том случае, когда на объект вербовки есть мощный рычаг давления или компромат. Например, это активная оппозиционная деятельность, наркотики, экстремистская деятельность или участие в запрещённых организациях. В таких случаях агент может пригрозить уголовным сроком, неприятностями на учёбе или работе;
  • Метод физического принуждения – когда под угрозой или с помощью физической расправы человека заставляют подписать бумагу о негласном сотрудничестве, а после используют подписанный документ как инструмент давления.

Как завербоваться в ФСБ

Поступить на службу в данную структуру возможно самостоятельно. Обратите внимание: основные требования к кандидатам – это оконченное высшее образование, преимущественно техническое, гражданство РФ и крепкое моральное и физическое здоровье.

Завербоваться в ФСБ возможно кандидатам (это касается и парней, и девушек), при следующих условиях:

  • Возраст младше 35 лет;
  • Гражданство РФ;
  • Нет алкогольной или наркотической зависимости;
  • Не состоят в сектах или общинах, связанных с религией;
  • Отсутствие судимости, в том числе и у родственников;
  • Законченное высшее образование;
  • Хорошая физическая подготовка;
  • Устойчивое моральное здоровье.

Большое преимущество — наличие высшего технического образования, особенно в сфере IT. Связано это с увеличением количества киберпреступлений. Также полезны выпускники юридических и психологических специальностей, чьи знания и умения можно будет активно применять в работе.

Для того чтобы попасть на службу, необходимо посетить отдел кадров ФСБ по месту прописки и узнать о наличии вакансий. После нужно будет заполнить анкету, написать автобиографию о себе и подготовить документы для рассмотрения комиссией. Кандидаты, кроме перечисленного, должны будут пройти проверку готовности нести государственную тайну. Для этого требуется получить доступ к государственной тайне и изучить сведения о ней.

После прохождения всех испытаний будет получен ответ из отдела кадров, в котором будет указан результат рассмотрения кандидатуры. Даже если будет получен отказ в официальном трудоустройстве, стоит учитывать, что в службе безопасности теперь находятся сведения о кандидате, которые позволят пригласить его для внештатного сотрудничества.

Плюсы и минусы

При выборе профессии, не важно, вербуют ли человека как внештатного сотрудника или он самостоятельно принял решение поступить на службу, всегда необходимо взвешивать все достоинства и сложности работы.

При официальном трудоустройстве – возможность оформить военную ипотеку, наличие достойного заработка и начислений за выслугу лет;

Служба безопасности всегда нуждается в достойных кадрах. Несмотря на наличие специализированных учреждений, очень часто сотрудники обращают внимание на подходящих кандидатов, никак не связанных со специальной подготовкой. Повышенный интерес могут проявить к студентам технических вузов, спортсменам или просто гражданам, активно выражающих свою социальную позицию. У них гораздо больше возможностей влиться в наблюдаемую группу людей. Методы вербовки применяют исходя из заинтересованности лица в сотрудничестве.

Многие молодые люди заинтересованы в возможности завербоваться в ФСБ. Для этого им необходимо пройти тщательный отбор, и даже если такие кандидаты получат отказ по разным причинам, сотрудники ФСБ будут иметь в виду, что данный человек готов сотрудничать, и не исключено что ему будет предложена внештатная должность.

Неважно, какими способами человек начинает работать в ФСБ, важно, чтобы работа была добровольной и шла на благо как самого человека, так и страны в целом.

Как гражданского активиста из Москвы вербовали сотрудники спецслужб

Жизнь гражданского активиста Павла Кузнецова изменилась в 2014 году. Авиаинженер и участник митингов на Болотной попал в разработку из-за своей гражданской активности и связей с оппозицией. Сотрудники Центра "Э" (Управление по борьбе с экстремизмом МВД) и ФСБ пришли поговорить о перспективах сотрудничества прямо на работу, говорит Кузнецов, — в "ОКБ Сухого".

"Рекомендуем вам с нами сотрудничать, — пересказывает беседу с сотрудниками спецслужб Кузнецов. — Никаких претензий по поводу вашего хобби мы вам предъявлять не собираемся. Они говорят: "Нас вы мало интересуете. Мы боремся с врагами России, и нам нужно, чтобы вы помогали нам этих врагов разоблачать".

Среди "врагов", которых Павлу предложили разоблачить, известная активистка и заявительница протестных митингов Надежда Митюшкина. Он отказался. И, как утверждает Кузнецов, поплатился за принципиальность работой: вскоре руководство попросило его уволиться по собственному желанию. С тех пор активист работает курьером: на работу в авиационной отрасли его не берут. Он убежден, что из-за того самого отказа.

"Огромное число людей вовлечено". Как вербует ФСБ

О методах работы сотрудников спецслужб в России Настоящему Времени рассказал бывший сотрудник КГБ и ФСБ, политик Геннадий Гудков.

Геннадий Гудков, бывший сотрудник ФСБ и КГБ, рассказал о вербовке

пожалуйста, подождите

Геннадий Гудков, бывший сотрудник ФСБ и КГБ, рассказал о вербовке

No media source currently available

— Что такое вообще вербовка?

— Вербовка — это склонение к сотрудничеству, привлечение к сотрудничеству. Тайному, секретному. Сексот — секретный сотрудник.

— Как происходит вербовка?

— Все зависит от квалификации работника, от его природных качеств, ума, такта. Все может выглядеть абсолютно топорно и дико — и все может выглядеть абсолютно адекватно. Это установление отношений — доверительных и зачастую секретных, конфиденциальных. Если вы обладаете способностью устанавливать с человеком прекрасные отношения в жизни, то можете быть вербовщиком. Если вам не даются контакты с людьми, вы не можете выстроить быстро отношения, в вас нет легкости в общении — вам не стоит идти в спецслужбы на оперативную работу, вы не способны быть вербовщиком.

Я много в своей жизни занимался вербовочной работой, оперативной работой. У меня это получалось, не буду скрывать. У меня до сих пор с некоторыми моими бывшими секретными сотрудниками остались нормальные человеческие, очень хорошие отношения.

— Ведутся ли какие-то картотеки завербованных?

— Не просто ведутся — это основа основ. Всегда эти картотеки существовали, существуют и будут существовать. Знаете, почему нет утечек по агентуре? Сейчас система учета агентуры — та же самая, которая была 200 лет назад: на карточке пишется псевдоним, пишутся реальные данные человека. Эта карточка имеет гриф "совсекретно", эта карточка хранится в особом отделе, в особом хранилище с крайне ограниченным доступом.

— А бывает так, что человек не знает, что он завербован?

— Бывает, что он не понимает, что он завербован. Бывает такое. это называется "на чужой флаг вербовать": когда человек, будучи из Гондураса, вербует от имени американской разведки, российской разведки. Бывает, втемную используют.

90% — классическая вербовка, когда человек знает, [что завербован]. Берет псевдоним, очень часто дает подписку. Его обучают элементарным, а иногда даже не элементарным, а очень серьезным мерам конспирации: связям, паролям, шифрам и так далее. Если мы берем, например, агентуру, которая внедряется в банды, в наркокартели, в террористическое подполье и так далее, — там нужна очень серьезная подготовка агента.

— А когда речь идет о каких-то политических или околополитических делах, что бывает за отказ сотрудничать?

— Все зависит от сотрудников и от руководителей отделов, от руководителей управлений. Сегодня прекрасные вербовочные ситуации, поскольку любой жесткий режим создает условия для того, чтобы человека преследовать. Сегодня любой человек может быть преследуем спецслужбами. Такого не было даже в СССР в брежневские времена, как сейчас. Тем более сейчас люди зависят от рынка, от работы, от трудоустройства, от многих других факторов. Это используют вербовщики, безусловно.

— Условно это может быть дружба, роман?

— Нет-нет, давайте мы не будем сгущать краски. Никакого романа быть не может. Любой роман пресекается жесточайшим образом, вообще, это считается браком в работе. Если оперработник вступает в какие-то отношения личные со своим агентом, то это уже все — считайте, что сотрудничества нет. Никаких романов быть не может. А вот отношения нормальные, уважительные поддерживают. Очень многие агенты работают со спецслужбами, потому что им помогли: с родственниками, с родными, с близкими, с лекарствами, с болезнями, да с чем угодно, в какой-то критической ситуации.

yandex-zen logo

Читай нас в Яндекс.Дзене

Как вербует КГБ: опыт Беларуси

Алесь Михалевич — юрист, в 2010 году он баллотировался на пост президента Беларуси. После оглашения результатов выборов в Минске прошли многотысячные акции протеста. Их разогнали, а Михалевича обвинили в организации массовых беспорядков и арестовали. Позже Михалевич признался, что после задержания подписал соглашение с КГБ о сотрудничестве. Как утверждает он сам, его пытали и требовали выступить на государственном телеканале с написанным в КГБ текстом.

После подписания соглашения бывший кандидат в президенты Беларуси бежал в Чехию, где ему предоставили политическое убежище. Только в 2015 году он смог вернуться в Беларусь.

шп

4. Тактика оценки кандидата

Всесторонне изучив конкретного человека, ему дают предельно взвешенную потенциальную оценку с позиций:
• вероятности его вербовки; его возможностей как агента;
• выгод от его привлечения;
• риска при его привлечении;
• реальных направлений его использования.

В оценке вероятности вербовки данного лица учитывают:
- наличие необходимых внутренних (черты характера, слабости, пороки) и внешних (компромат, ценимые факторы и люди) уязвимостей;
- мешающие факторы (черты характера, идейная убежденность, влияние значимых лиц, трудности прямого контакта) и оптимальные возможности их устранения (снижение значимости, обход, переворачивание в свою пользу);
- кто, по какой причине, как и с какой эффективностью может способствовать вербовке.

В оценке возможностей объекта как агента, берут в расчет:
- внутренние качества личности (ум, наблюдательность, активность, уровень притязаний, контактность, склонность к риску, упорство, хладнокровие, смелость, находчивость и т.д.);
- внешние факторы обстановки (имеющие информацию друзья, родные и знакомые, возможности влияния на ключевых людей и ход событий ввиду своего авторитета или служебной должности, обширные контакты и т.д.).

В оценке выгоды от привлечения (вербовки) объекта просчитывают:
- полезность информации и прочего содействия, которые предполагается здесь обрести;
- степень его наличных и потенциальных возможностей влиять на ход событий либо на конкретных лиц;
- степень трудности проникновения извне в данную группу или среду;
- шансы использования объекта для внедрения в организацию своих людей;
- аспект потери в его лице активного противника.

В оценке риска вербовки объекта учитывают:
- возможности активно-негативной реакции на предложение о сотрудничестве;
- насколько нежелательно "засвечивание" личностей вербующих (помехи в их дальнейшей деятельности, "бросание тени" на контактеров);
- сколь вредно проявление интереса к конкретной теме или организации (насторожит и осложнит намеченную разработку, даст нить в активной контригре);
- степень уверенности, что объект не сообщит "своим" (опасность "двойной игры");
- величину лазейки, по которой могут добраться до вербующей структуры, и существующие возможности ее быстрейшего перекрывания.

Оценивая перспективные пути задействования объекта, определяют:
- как его выгодно использовать (в качестве информатора, агента влияния, дезинформатора, нарушителя единства, связного, провокатора, пособника в различных акциях);
- стоит ли продвигать объект на ключевое место в его организации и достижимо ли последнее.

Сделав анализ всех возможных плюсов и минусов от привлечения объекта к сотрудничеству и учтя потребности текущей ситуации, выносят соответствующее заключение:
• "завербовать срочно" (даже если объект пока что "не созрел" - время не терпит);
• "повременить с вербовкой" (нет явной необходимости, нет действенного компромата, объект не доведен до нужной кондиции);
• "полностью отказаться от вербовки" (слишком ничтожна вероятность согласия, велик риск получения "двойной игры", "овчинка не стоит выделки").

5. Проведение вербовки

Уяснив психологический портрет объекта и оценив его особенности, затруднения и устремления, обычно удается выйти на мотивы, способные склонить намеченного человека к сотрудничеству. Чаще всего побуждающими моментами при этом являются:
• политические или религиозные убеждения;
• стремление к власти;
• романтические представления;
• национализм;
• тщеславие;
• преувеличенное мнение о своих способностях;
• месть;
• материальные затруднения;
• страх (компрометации, физического воздействия, за других людей);
• жадность (как черта характера);
• сострадание (как черта характера);
• любовь к детям;
• житейские слабости и пороки (пьянство, азартные игры, женщины, наркотики и т.д.).

Мотивами вербовки "заоблачных" интеллектуалов могут служить их утонченные стремления к:
- тайной власти;
- игре с законами;
- знанию того, о чем не могут знать другие;
- проникновению в тайны.

Полезно знать, что любому человеку трудно преодолеть в себе:
- любовь-страсть;
- любовь к детям;
- тщеславие;
- страх.

Необходимо помнить, что интенсивность проявления отдельных чувств нередко изменяется во времени и поддается некой коррекции. Этот факт желательно учитывать при отборе конкретных методов воздействия на индивида.

Когда отлично знаешь, что человеку надо и есть возможность дать или отнять это, - легко стать его господином.

Вербовку можно проводить:
• от имени вербующей организации ("прямая вербовка");
• без непосредственного указания, кто вербует, давая, впрочем, некую возможность что-то предполагать ("намекающая вербовка");
• под "чужим флагом", или от имени ничем не примечательной структуры (человека), не вызывающих какой-либо неприязни, а то и порождающих определенную симпатию ("одурачивающая вербовка");
• от имени одной организации с последующим - когда контроль уже получен - раскрытием реального хозяина ("ступенчатая вербовка").

Вербовочный подход бывает:
• "горячим" (когда вербовщик делает прямое предложение о сотрудничестве, иной раз после очень долгой обработки, а другой раз почти сразу);
• "холодным" (когда неведомый объекту человек исподволь "подкатывается" к нему);
• "бесконтактным" (когда влияние на объект осуществляют без непосредственного контактирования с ним, прибегая к письмам, электронной почте, факсу и телефону);
• "обратным" (когда объект сам предлагает свои услуги, хотя обычно ему нужно "подсказать", к кому он может обратиться).

Во всех указанных вариантах желательно предусмотреть условия для поддержания связи, поскольку даже если человек вначале резко отказался от предложения, то через некоторое время он может передумать.

Главными методами вербовки являются:
1. Шантаж.
2. Подкуп.
3. Угроза физического воздействия.
4. Угроза любимым людям.
5. Разжигание эмоций (мстительности, недовольства, тщеславия, восторженности, ревности, сострадания).
6. Убеждение.
7. Зомбирование (психопрограммирование).

Практические схемы этих методик и частные рекомендации по их осуществлению представлены в части, разбирающей способы воздействия на человека.

6. Обхождение с завербованным

Завербовав конкретного человека, стараются получить от него максимум возможного, а это удается реализовать лишь при умелом руководстве, учитывающем психологические особенности его личности и уровень желания (а то и нежелания) действовать. Отдельные аспекты подобных взаимоотношений мы вкратце здесь и рассмотрим.

6.1. Направление его деятельности

Склоненного к сотрудничеству человека можно использовать:
- разово;
- по мере необходимости;
- постоянно.

Частота использования агента зависит от:
- стремления быть в курсе текущих событий;
- оперативной необходимости;
- желания сохранить его для самых важных целей;
- степени доверенной ему инициативы.

Агент может функционировать:
- независимо (передавая то, что он сам считает нужным, и действуя при этом так, как он считает необходимым);
- автономно (работая по установленному заданию, но не поддерживая промежуточных контактов с хозяевами);
- полуинициативно (решая поручаемую ему задачу совместно со своим руководителем, но не отказываясь от подвернувшихся возможностей);
- строго по инструкции (ориентируясь лишь на полученные указания, и не пытаясь выйти за изначально установленные рамки).

Для направления деятельности привлеченного используют классические методы:
- "кнута" (запугивания);
- "перчатки" (контроля);
- "пряника" (подкупа).

Придерживайтесь принципа: "Пусть будет жесткая рука, но в мягкой перчатке".

Конкретный человек бесспорно требует сугубо персонального подхода, но более эффективно направлять его обычно удается посредством убеждения, а не угроз, поэтому полезно развивать с ним дружеские отношения.

Устанавливая дружбу с завербованным, все же не следует терять инициативы (доминирования) и четко пресекать любые попытки перехватить последнюю. Значительную роль здесь иной раз играет полезная способность "переглядеть" партнера, поскольку если ведущий не в состоянии выдержать прямого взгляда им ведомого - он не годится и для руководства.

6.2. Способы удержания

Удерживать любого человека в своих рядах возможно:
1. Приличным материальным вознаграждением.
2. Взаимной помощью.
3. "Лапшой на уши".
4. Страхом возмездия.
5. Зомбированием.

Финансовое вознаграждение является своего рода подпитывающим фактором, сопутствующим всем прочим стимулам. Оно должно быть хорошо продуманным (чтобы не оскорбить больного самолюбия), заметно (в зависимости от полезности работы) и оптимальным (чтобы не подкупили другие).

Взаимопомощь подразумевает активное содействие в решении различных деловых и личностных проблем объекта (карьера, "крыша", полезные знакомства, доходные контракты и т.д.). Это своеобразная замена прямого материального вознаграждения.

Тактика "лапша на уши" основывается на создании у агента впечатления о значительности его работы с моральной или идеологической точек зрения. Это заметно повышает самоуважение и обычно эффективнее, чем стимуляция одной лишь платой.

При удержании страхом возмездия, угроза возмездия висит как над личностью агента, так и над его близкими.

Расплата тут может предполагаться:
- за прошлые грехи по отношению к кому-либо;
- за явное предательство "своих";
- за очевидную измену новым хозяевам.

Для эффективности подобных угроз необходим производящий впечатление компромат, полученный в процессе разработки человека, а также при взаимодействии с ним (определенно непрощаемые акции против "своих", свидетельства "преступной" связи с противником). Добавочным подстегивающим моментом здесь является периодическое обещание агенту отдать ему компрометирующие его материалы.

Зомбирование подразумевает искусственное отключение личной воли человека с беспрекословным подчинением его приказам своего хозяина.
Осуществляется зомбирование посредством "промывания мозгов" и "жестким" перепрограммированием их на специфический режим работы, а также путем "мягкого" перепрограммирования с использованием многоступенчатого гипноза.

6.3. Способы проверки

В сотрудничестве с завербованным всегда есть опасность нарваться на "двойную игру" или элементарное мошенничество. Для избавления от подобных неприятностей желательна систематическая гласная (детектор лжи) или негласная (дублирование, наблюдение, провокация) проверка агента.

Детектор лжи отслеживает различные психоэмоциональные реакции (со стороны мышц, кожи, зрачков, сердечной и дыхательной систем) на значимую информацию и в упрощенном варианте обычно заменяется простейшей экспресс-диагностикой в ходе проверочного разговора.

Дублирование заключается в том, что объекту поручается достать вполне определенную информацию, которая уже известна его хозяевам. Особенно для этого подходят такие сведения, которые агент по своим собственным причинам не хотел бы выдавать.

При наблюдении осуществляется периодическое просвечивание завербованного, с фиксацией любого факта, свидетельствующего о его нечестной игре. В подобных случаях обычно эффективно подключение параллельного агента.

Под провокацией имеется ввиду расчетливое соблазнение человека (интригой, подкупом, подбрасыванием информации, которую он предпочел бы не передавать) и засеканием его реакции на это.

Отметим, что выказываемая агентом верность значительно зависит от его моральных устоев. Явно деградировавший в личностном плане человек не в состоянии быть надежным исполнителем.

При выявлении "двойной игры" возможно либо прерывание контакта, либо использование этого факта для проведения изящной комбинации или забрасывания дезинформации.

6.4. Способы связи

Классическая информационная связь осуществляется:
- при персональном общении;
- посредством технических средств связи (личные радиостанции, телефоны, телефаксы, электронная почта);
- использованием "вслепую" посторонних лиц;
- посредством связников-курьеров;
- путем почтовых отправлений;
- подбрасыванием;
- закладыванием в определенные места (заранее присмотренные тайники, автоматические камеры хранения);
- при моментальных контактах.

Не вызывающая подозрений связь при персональном общении чаще всего реализуется тогда, когда ведущий входит в круг обыденных контактов завербованного (на работе, при выгуле собак, в спортивном клубе). Она может происходить во время визитов к общим знакомым, а также на специально снятых конспиративных квартирах.

Связь с применением телефона бывает как прямая, так и с задействованием промежуточного аппарата, как упрощенная сигнальная, так и загруженная информативная. Всегда следует помнить о возможности прослушивания и при необходимости использовать шифраторы (что, впрочем, настораживает) или периодически сменяемое кодовое общение.

Таким же образом, но с разными защитными уловками эксплуатируют личную радиосвязь ("уоки-токи").

Связь с применением компьютера (электронной почты) должна обязательно осуществляется посредством использования криптографических технологий.

С использованием посторонних лиц (попутчиков, проводников вагонов, приятелей своих знакомых) лучше всего передаются материалы, деньги или письма. Последние должны иметь "контрольки" на вскрывание и содержать информацию, скрытую тем или иным способом.

Общение через связников-курьеров предписывает подтверждение их идентичности (словесные, предметные и жестовые пароли). При нежелательности персонального контакта, связь можно реализовать посредством промежуточного звена (а то и звеньев).

Почтовую корреспонденцию несложно отловить как в месте ее отправления, так и при получении. Противодействовать этому иной раз удается путем отправления писем посторонними людьми (а также в другом городе) и использовании адресов "невинных", но доверенных лиц получателя. В этом случае используют "контрольки" и классические способы (шифр, код, невидимые чернила) сокрытия конкретной информации.

Подбрасывания обычно производят тогда, когда необходимо чтобыадресат не видел отправителя или его посланца. Подбрасывать рекомендуется в почтовый ящик, на рабочий стол, под дверь с последующим звонком, а также в карман личной одежды, т.е. в такое место, откуда эта передача наверняка дойдет до получателя.

При полной нежелательности личных контактов, можно использовать автоматические камеры хранения и разнотипные тайники. В последнем случае находят не бросающееся в глаза укромное местечко (к примеру, батарею в проходном подъезде, бачок в общественном туалете и т.д.) и вкладывают туда, крепя резинкой, липкой лентой либо подвесом, передаваемые материалы. Оберегаясь от возможных неприятностей не следует слишком затягивать период времени между закладыванием и изыманием, а выполнив как то, так и другое - сообщить об этом тем или иным доступным способом (безличным телефонным звонком, отметкой на конкретной точке и т.п.).

Мгновенные контакты реализуются в предметных передачах и совершаются в местах, где маловероятно всеохватывающее наблюдение (в потоке пассажиров в метро, в наполненном автобусе, в центральном универмаге и т.п.). Передают здесь из рук в руки, как бы случайно сблизившись вплотную. Работающими вариантами таких контактов могут служить: "нечаянные встречи" с передачей через рукопожатие, передача в темноте при двух соседних креслах в кинотеатре, рассеянный обмен газетами или похожими пакетами и дипломатами в кафе, на выставке, вокзале или парковой скамейке, роняние предмета, который тут же поднимается с незаметной подменой.

Касательно сигнальной связи можно сказать, что здесь реальны всевозможные формы, зависящие от фантазии конкретных контактеров, а также их возможностей и обстоятельств: рисованный значок в условном месте, почтовая открытка с кодовой подписью или сюжетом, деталь одежды или жест "случайного" прохожего, "ошибочный" звонок по телефону и т.п.

Используемые подобным образом сигналы должны быть совершенно естественными, чтобы не вызывать у окружающих нежелательного удивления.

6.5. Завершение контакта

Как правило приходит тот момент, после которого общение с завербованным уже теряет всякий смысл, а порой даже вредно.

Предел в дальнейшем задействовании агента обычно наступает:
- когда в его услугах больше не нуждаются;
- когда он стал опасен, как свидетель;
- когда вдруг выяснилось, что он ведет "двойную игру" (обманывает или предает), и нет желания использовать этот факт для контригры;
- при консервации, с наметками на будущее.

Первой целью в данных случаях является нейтрализация возможных неприятностей от бывшего агента. То, как этого достичь, определяют исходя из особенностей его личности, позиции по отношению к кураторами уровня реально ощущаемой угрозы.

Заканчивать контакт рекомендуется:
- учтиво;
- грубо;
- радикально.

При "учтивом" прерывании контакта высказывается благодарность и выдается вознаграждение, величина которого не может оскорбить или обидеть человека. Даже когда общение завершается совсем (скажем, ввиду "двойной игры" или обмана), агенту не мешает намекнуть, что это только временная мера, и его "ценные услуги" скорей всего снова понадобятся в дальнейшем.

При "грубом" прерывании контакта используют ближайший подходящий повод и, оказав определенное физическое воздействие, сурово говорят о компромате. Этот вариант хорош лишь для робеющего индивида и явной уверенности в том, что он не причинит непоправимого вреда.

Если агент является опасным свидетелем и нет гарантии, что он будет молчать, задействуют радикальные способы защиты, включающие как физическое устранение объекта (чужими, по возможности, руками или в "случайных" обстоятельствах), так и особые приемы "стирания" его памяти.

Затем решаете — будете действовать сами или привлечете помощников: официальных или неофициальных. Потом ищем подходы, устанавливаем контакт, знакомимся, углубляем контакт, готовим почву, тестируем, корректируем досье и оцениваем перспективность этого человека для вербовки.

При знакомстве выбирается программа общения: симметричная (равенство сторон по возрасту, статусу и пр.) или дополнительная (неравные позиции). Нужное восприятие достигается продуманным выбором своего образа, стиля поведения и ситуации знакомства.

определить место, цель, тему и метод (разговор или трюк) зондажа;

  • подобрать зондирующую информацию;
  • выбрать стиль и тактику (порядок и способ) предъявления этой информации;
  • продумать начальную и завершающую фазы общения (это необходимо, чтобы заложить в сознание объекта нужную вам версию разговора, а также стимулировать дальнейшие контакты с ним).
  • наличие необходимых внутренних (черты характера, слабости, пороки) и внешних (компромат, значимые, ценимые факторы и люди) зацепок;
  • знание барьеров (черты характера, идейная убежденность, влияние значимых лиц, трудности прямого контакта) и возможности их устранения (снижение значимости, обход, переворачивание в свою пользу);
  • наличие у вас союзников/противников в его окружении.

Еще одно важное обстоятельство следует учитывать — в каждой комбинации могут иметься люди, выполняющие разные роли. Конечно же, главная задача лайф-резидента — влияние на Лицо, принимающее решение (ЛПР). Но в вашей карте воздействия почти всегда должны иметься и Серый кардинал (СК), и Информатор (И), и Сцепщик (С). Кроме того, обычно в компании существует и Группа лоббирования конкурентов (ГЛК), и от того, насколько она влиятельна, во многом зависит ваша стратегия. Ну и, конечно, ГЛК также нужно внести в карту объектов влияния интересующей вас компании.

Нередко кто-то совмещает сразу несколько ролей, упрощая путь к ЛПР. Но хуже, если, например, СК действует в интересах конкурентов. И тогда его нужно перевербовать, а это намного сложнее.

Принуждение без промедления

(Имена и обстоятельства в целях конфиденциальности изменены)

И еще одна ситуация из практики.

Предварительная информация была следующая. Юрий — владелец и главный редактор отраслевого журнала (поставка медицинского оборудования), одного из ведущих с большим тиражом. На рынке восемь лет, создал бизнес с нуля. Есть конкуренты — еще один отраслевой журнал и газета, — примерно равные по значимости плюс десяток небольших или региональных СМИ. Есть коммерческий директор. Есть менеджеры по рекламе и несколько журналистов по договору. Также техническая служба, отвечающая за производство.

На роль Сцепщика выбрали Антона, менеджера по рекламе этого издания, который регулярно взаимодействовал с компанией Андрея. От нашего пиарщика получили о нем предварительную информацию.

Время переговоров назначили на вечер, чтобы он никуда не спешил, приготовили коньяк и на всякий случай вино, чтобы был разговорчивей. Пообщавшись и оценив его, я решил, что достаточно по минимуму ограничиться намеком на вакансию в компании Андрея с более выгодными условиями. Для планируемого нами предложения Антону о занятии им топовых позиций в журнале у него не было ни профессионального потенциала, ни амбиций.

В контакте выяснили, что у редактора Юрия имеется жена и двое детей, а также невыплаченный кредит за квартиру. Есть у него любовница, Наталья — коммерческий директор (пришла два года назад, уже год любовница). Заодно выяснили, что пиарщик моего клиента берет с журнала откаты и даже их размер.

Также выяснили группу лоббирования конкурента. Это была та самая любовница — коммерческий директор.

Сегодня ей позвонили из компании Андрея и сообщили, что не планируют продлевать контракт с нами на рекламу. И ей по секрету сказала пиарщица Андрея, что они хотят купить акции их конкурента или создать свой журнал — уже конфиденциально ведутся переговоры. Но, мол, Наталье удалось убедить Андрея встретиться с Юрием, чтобы обсудить возможности партнерства с их журналом и предложить войти в состав учредителей. Встречаться нужно срочно — сегодня, и переубедить Андрея.

У Юрия не выплачен кредит за квартиру (взял перед самым кризисом), осталось еще шесть миллионов (еще есть три года), при его месячном среднем доходе 250–300 тысяч рублей. Жена не работает, воспитывает дочь (3 года) и сына школьника.

Мы использовали манипуляцию — цейтнот: сегодня же нужно решить вопрос по партнерству, что не давало Юрию возможность спокойно все обдумать. К тому же сыграл роль иррациональный страх, внушенный Натальей. Ситуация была для Юрия неожиданной. Но он увидел в этом решение многих проблем.

Мы решили провести переговоры в жестком формате — быстрый темп, безапелляционность, снисходительные интонации. Аргументация была следующая:

Решили или создать свое издание, или договориться с редакцией о партнерстве.

Но, возможно, мы примем предложение Юрия, ведь с ним работаем уже давно, — старый друг лучше новых двух.

Тем более мы готовы взять на себя вопросы доставки журнала в регионы, т. к. имеем везде своих представителей, снимем с него эту головную боль.

Мы понимали, что такой большой объем оттока нашего рекламного бюджета мог разорить его…

В результате переговоров договорились о покупке 56% (– 5% Наталье) акций за сумму в три (!) раза ниже заявленной изначально Юрием. И право контролировать редакционную политику (информация и реклама). Наталья стала соучредителем этого журнала, а позже и генеральным директором.

Читайте также: