Противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде как задача

Обновлено: 30.06.2024

В наше время современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население стран в миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом. Эти факторы в определенной степени стимулируют напряженность в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими конфликтами, и на этой почве начинают появляться различные оппозиционные группы, пытающиеся добиться желаемого для них результата через экстремизм и терроризм.

Для успешного противостояния экстремизму и терроризму, их профилактике в обществе необходимо знать и понимать преступную сущность этих явлений.

  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Экстремизм распространяется как на сферу общественного сознания, общественной психологии, морали, идеологии, так и на отношения между социальными группами (социальный экстремизм), этносами (этнический или национальный экстремизм), общественными объединениями, политическими партиями, государствами (политический экстремизм), конфессиями (религиозный экстремизм).

Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан. Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых целей и уходу от старых. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить преступление.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Политическая практика экстремизма находит выражение в различных формах экстремистской деятельности, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами как мятеж, повстанческая деятельность, терроризм.

Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Терроризм - представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства, одну из наиболее опасных разновидностей политического экстремизма в глобальном и региональном масштабах.

По своей социально-политической сущности терроризм представляет собой систематическое, социально или политически мотивированное, идеологически обоснованное применение насилия либо угроз применения такового, посредством которого через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются преследуемые террористами цели.

Терроризм включает несколько взаимосвязанных элементов: идеологию терроризма (теории, концепции, идейно-политические платформы); террористические структуры (международные и национальные террористические организации, экстремистские - правые и левые, националистические, религиозные и другие общественные организации, структуры организованной преступности и т.п.), а также собственно террористическую практику (террористическую деятельность).

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за терроризм, - то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного ущерба либо наступление опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза свершения указанных действий в тех же целях.

Профилактика террористической и другой экстремистской деятельности включает в себя подготовку и реализацию государством и уполномоченными им органами комплексной системы политических, социально-экономических, информационных, воспитательных, организационных, оперативно-розыскных, правовых, специальных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности, минимизацию ее последствий, установление и устранение способствующих ей причин и условий.

Профилактика экстремизма и терроризма - это не только задача государства, но и задача представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, граждан. В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент объединения усилий граждан России в укреплении нашего экономического и политического потенциала.


На протяжении нескольких тысячелетий человеческой цивилизации такие понятия, как экстремизм и терроризм не теряют своей актуальности.

Посредством влияния различных факторов, таких как: социальные, политические, экономических, наиболее подверженная идеологическому воздействию часть молодежи, пополняет ряды экстремистских и террористских группировок, главы которых используют и манипулируют ими в своих целях.

Экстремизм и терроризм. Для начала разграничим эти два понятия.

− публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Для полного раскрытия данного преступления, немало важным является такой элемент состава преступления, как субъект преступления.

Рассматриваемые преступления наиболее актуальны среди молодежи, ведь, одним из самых подверженных к воздействию является именно более не обремененная жизненными заботами часть общества — молодежь. Действительно, воздействие на незрелую психику требует меньшего труда и дает большего успеха. В результате, они становятся просто жертвами, ввиду своей несостоятельности и социальной, материальной незащищенности.

Так, согласно ст. 20 УК РФ, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 14-летнего возраста [2]. Законодатель исходит из того, что несовершеннолетнее лицо, достигшее такого возраста, способно осознавать общественную опасность своих деяний и нести ответственность за них. Как бы это ни было странно воспринимать и понимать, а особенно в рамках нашего, чеченского менталитета, это не только лица мужского пола. В последнее время данное направление приобретает популярность и среди девушек.

Но, что же побуждает их на такие крайности?

Как правило, в первую очередь это социальная напряженность: отсутствие равных условий труда, а соответственно экономическое неравенство, потребности, что влечет агрессивную настроенность общества, а молодежи в частности, на власть.

Следующий немаловажный фактор представляет собой интернет. Глобальная сеть, имеющая ряд негативных сторон. Молодые люди, гуляя в просторах интернета, могут натыкаться на большое количество нежелательных серверов. Интернет дает доступ к широкой аудитории, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах. Тем более вовлечение в такой среде весьма эффективно и набирает свои обороты;

Также это использование в деструктивных целях психологического фактора. Агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности;

Терроризм — это определенная политика, т. е. путь развития определённой организации, которая за основу своих действий взяла террор, т. е. насилие, устрашение и запугивание людей, и не отходят от этого принципа, полагаясь, что только насилие сможет одержать верх и помочь им добиться своих целей. Терроризм считается очень древней политикой, которая применялась ещё в Древнем Риме и Средние века.

По общему правилу, экстремизм шире, а терроризм является ее составной частью.

Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. В первую очередь подчеркну, что решение такой глобальной проблемы должно быть комплексным, так как одна мера не возымеет и 10 % необходимого эффекта, даже при добросовестном выполнении всех ее предписаний. Итак, я предлагаю следующие направления по профилактике:

− Проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде.

− Снижение социальной напряженности в обществе;

− Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое, студенческое самоуправление;

− Воспитание у молодежи установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

− Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

− Повышение роли семьи в формировании у детей и молодежи норм толерантности;

− Внедрение в школьную, студенческую среду практики норм толерантного поведения;

− Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за такого рода преступления.

− Выявление и контроль за интернет-ресурсами, оказывающие неблагоприятное воздействие на молодежь.

− Ужесточение наказания за экстремистские и террористические преступления, а также за подстрекательство.

Конечная цель этой работы — изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и неприязней, предприняв такие меры, которые способствуют пониманию молодых людей, что государство заботится о них, и нет необходимости совершать противозаконные действия, а равно искать защиту и покровительство за рамками государственных органов.

Только в таком случаи мы сможем говорить о полноценности противодействия и искоренения экстремизма и терроризма, не только в молодежной среде, но и в обществе в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): молодежная среда, свобода человека, социальная напряженность, терроризм, экстремизм.

Ø насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Ø публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Ø возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Ø пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Ø нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Ø воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

Ø воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

Ø пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

Ø публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

Ø публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

Ø организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

Ø финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Интересно заметить что, как таковой, нацисткой атрибутики не существует. Самый распространенный знак свастики был широко распространен до гитлеровской Германии. Его использовали практически везде, даже одежды православных священнослужителей были украшены свастическим узором. Это всемирный знак, происхождение которого доподлинно неизвестно. Его изображение до сих пор используется во многих странах, имеющих богатую древнюю культуру, например Индия, Китай. После нацисткой Германии во многих странах стал запрещенным символом, и стал ассоциироваться с экстремизмом и другими негативными понятиями. Хотя многие считают его неоязыческим символом на данный момент, это не совсем верно, так как этот знак скорее являл собой не идольное значение, а очевидно был знаменем доброты и добра.

Задача социальной работы состоит в предотвращении распространения экстремистских настроений среди подростков и молодежи, а также в направлении силы и энергии молодых лиц, придерживающихся экстремистских взглядов в мирное русло, законное и не противоречащее нормам общества.

Профилактическую деятельность по предотвращению появления экстремистских настроений можно классифицировать на два типа:

Ø работа с подростками и молодежью, у которых еще не появились экстремистские наклонности;

Ø работа с подростками и молодежью, у которых уже сформировалось экстремистское мировоззрение.

В первом случае такие подростки, не имеющие противозаконного настроения, будут являться добровольными клиентами социальной работы. Задачей социальной работы с ними будет создание такого толерантного мировоззрения, в котором будет отсутствовать идеи экстремистского начала.

Рассмотрим подростков, у которых уже сформировалось экстремистские взгляды, как клиентов социальной работы.

Органы государственной власти и местного самоуправления, противодействующие экстремистской деятельности, выступают в роли контрсубъекта, реагирующего на экстремистские действия.

Объективная логика становления контрсубъекта такова, что в первичной своей форме в силу неспециализированности он по уровню развития отстает от ведущего субъекта (в данном случае - субъекта экстремизма).

Принятый федеральный закон, как фактом своего принятия, так и содержанием неявно констатировал опасность экстремизма и сориентировал государство и общество на борьбу с ним. Но задача организации всех сил общества и государства для противодействия экстремистской деятельности как раз требует образования субъекта, специализирующегося на данном противодействии.

Эффективное противодействие экстремизму должно опираться на познание закономерностей становления и развития субъекта экстремистской деятельности, прогнозирование интенсивности и перспектив экстремистских действий.

В федеральном законе представлен образ субъекта экстремистской деятельности. В ст. 1 говорится об общественных и религиозных объединениях, либо иных организациях, либо средствах массовой информации, либо физических лицах, осуществляющих экстремистскую деятельность.

Закон в статьях 14 и 15 предусматривает ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в целом граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности.

Профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде - это область науки и практики социальной работы, которая интенсивно связана с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики, воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.

В последние годы в странах Западной Европы, США и СНГ развиваются и апробируются различные направления профилактики экстремизма. Однако работа по многим профилактическим программам не дает положительных результатов. Это связано с несколькими причинами: недостатком теоретически обоснованных моделей, отсутствием достаточного числа апробированных технологий, точного определения предмета воздействия. Во многих странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить психопрофилактические. В России так же слабо развита сама социальная работа, которая именно в этой стране крайне необходима, не говорю уж и о таком направлении как профилактика экстремизма.

В настоящее время существует пять основных психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма:

1.Подход, основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.

Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме.

В настоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то, что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению всякого рода нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.

Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.

2.Подход, основанный на аффективном обучении.

Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию).

В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях.

Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов управлять рационально своими эмоциями

3.Подход, основанный на влиянии социальных факторов.

Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.

Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами - подростками, желающими пройти определенное обучение, для того, чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.

4.Подход, основанный на формировании жизненных навыков.

В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.

Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж - вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие - основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.

5.Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской.

Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.

Например, в настоящее время все больше футбольных фанатов становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина ненависти к другим. Некоторые социальные работники предлагали создавать все больше открытых площадок для игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой или с болельщиками других футбольных команд

А. Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:

1. Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий.

2. Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).

3. Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.).

4. Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося поведения.

2. Открытые призывы к дискриминации, в том числе в виде общих лозунгов;

4. Создание негативного образа этнической или религиозной группы (сопряжено не с конкретными обвинениями, а скорее передано тоном, контекстом текста);

11. Рассуждения о непропорциональном превосходстве той или иной этнической или религиозной группы в материальном достатке, представительстве во властных структурах, прессе и т.д.;

13. Упоминание этнической или религиозной группы или ее представителей как таковых в унизительном или оскорбительном контексте(в том числе в уголовной хронике или просто при упоминании этнонима);

15. Цитирование явно ксенофобных высказываний и текстов без комментария, определяющего размежевание между позицией интервьюируемого и позицией журналиста; аналогично – предоставление места в газете для явной националистической пропаганды без редакционного комментария или иной полемики;

16. Обвинение группы в попытках захвата власти или в территориальной экспансии (в буквальном смысле, в отличие от призывов не допустить закрепления в регионе);

17. Отрицание гражданства (то есть упоминание российских граждан как иностранцев в зависимости от их этнической идентификации).


Цель: профилактика распространения экстремистской идеологии среди несовершеннолетних и молодежи.

Задачи: Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

формирование умения проявлять толерантность.

Содержимое разработки

Круглый стол

Противодействие распространению экстремисткой идеологии среди несовершеннолетних и молодежи.

Цели: профилактика распространения экстремистской идеологии среди несовершеннолетних и

Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

2. формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

3. формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

4. развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

5. развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

6. формирование умения проявлять толерантность.



Ход мероприятия:

Вступление. Объявление темы круглого стола.

Здравствуйте, ребята и гости нашего круглого стола

Прежде чем мы начнём обсуждать тему круглого стола, я предлагаю посмотреть видеоролик.

Вед. Ребята, вы посмотрели социальный ролик, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить за круглым столом.

Ответы детей

Тема: Противодействие распространению экстремисткой идеологии среди несовершеннолетних и молодежи.

А теперь я предлагаю вам обсудить все негативные стороны этого вопроса.

Сегодня у нас в гостях люди, которым эта тема небезразлична и которым есть что сказать по данному вопросу.

Елена Дмитриевна Долженко – выпускница школы, поэтесса

отец Кирилл - Священнослужитель Храма Покрова Божьей Матери

Лидия Семёновна Марченко - почетный житель нашего города

Для того, чтобы обсудить данную тему, нам необходимо начать с понятия

Межнациональные отношения – отношения между людьми разных национальностей - взаимодействие нескольких социально-этнических общностей, способствующее развитию отношений между людьми разных национальностей .

Экстремизм – это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта – демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта.

Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.

Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

Для подготовки к нашей встрече с учащимися школы была проведена анкета – опросник, задачей которой являлось выявление факторов развития экстремистских настроений, для организации более эффективной профилактики экстремизма. Анкету выполняли 12 учащихся.

Первый вопрос анкеты звучал так: Что такое ксенофобия - из 12 учащихся 5 ответили правильно.

Ксенофо́бия (от греч. ξένος — чужой + φόβος — страх) — страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей .

Второй вопрос звучал так: Толерантность – это… 11 учащихся ответили правильно. Толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Следующий вопрос «Поддерживаете ли вы практику полиции проверять документы на улице у людей неславянской внешности? 6 учащихся ответили считают, что это нужно делать обязательно.

Пятый вопрос анкеты: Вы когда-нибудь проявляли нетерпимость к представителям какого-либо меньшинства? 8 учащихся ответили – никогда.

По вашему мнению, существует ли в нашем городе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания? 6 учащихся ответили да и это проблема, а 6 учащихся ответили да, но встречается редко и не является проблемой.

Могли бы вы представить себя или своих близких в браке с человеком другой национальности или другой вероисповедания: 4 учащихся ответили – нет; 4 – почему бы и нет; 4 – ответили – да.

Подводя итоги можно сделать следующий вывод: по нашему мнению, анкетирование позволило понять, что только терпимое отношение к окружающим людям, независимо от религиозной, культурной ориентации, убеждений и личных особенностей, способно спасти мир и отдельного человека от деградации под нарастающим напором деструктивных, интолерантных сил.

А сейчас социальный педагог Олеся Ивановна Евсик, расскажет какие профилактические мероприятия, проходят в нашей школе по данной теме.

Выступление социального педагога

Выступление Е.Д.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Какие же психологические моменты влияют на возникновение межнациональных конфликтов?

Выступление психолога

2015 год для нас и для всей России важный, памятный, юбилейный. 9 мая мы отметим 70 лет Победы Советского народа над немецко – фашистскими захватчиками. Лидия Семёновна не по книгам и не по фильмам знает, что такое война! И победа советского народа над фашизмом была завоевана не только русскими…

Выступление Л.С.

Профилактика экстремизма в педагогическом процессе.

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Как же решить эту проблему?

Отец Кирилл с точки зрения православия, что необходимо делать?

Выступление отца Кирилла.

Профилактика терроризма и экстремизма проводиться в нашей школе. Данная работа по профилактике в первую очередь начинается с формирования у работников сферы образования, навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Из года в год мы с вами трудимся как один дружный коллектив, и все благодаря нашей работе.

Материалы: листы бумаги, ручки

Необходимое время: 20 минут

Материалы: листы бумаги, маркеры

Форма работы: групповая, в кругу.

Все ли ваши достоинства, о которых написали ребята, были вам известны?

Подведение итогов круглого стола.

Мини опрос обучающихся

- является ли для тебя проблема экстремизма и толерантности?

- достаточно ли проводится мероприятий в нашем коллективе для его сплочения?



Основной и наиболее доступной формой проведения профилакти-ческих мероприятий являются просветительские беседы. Просветительские беседы по профилактике экстремизма и терроризма позволяют решать следующие задачи: - формирование у обучающихся знаний о сущности экстремистской и террористической деятельности; - формирование у обучающихся знаний об ответственности за совершение преступлений экстремистского и террористического характера; - развитие у обучающихся умений и навыков правильных действий при поступлении угрозы террористических актов.


Милые женщины, от чистого сердца поздравляем вас с Днём матери — прекрасным праздником осени! Позвольте с восхищением и благодарностью за материнский ежедневный подвиг пожелать вам искренней заботы и неподдельного понимания от любимых и близких! Пусть обязательно исполняются маленькие и большие мечты, счастья вам!


В условиях глобальных трансформационных процессов, характерных для современного исторического периода конца ХХ – начала ХХI вв., происходит усиление роли религиозной идентичности. Одним из последствий глобализации, приводящей к нивелированию этнокультурных особенностей, является обратная реакция в виде стремления к возрождению традиционных культур и религий.


4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден в 2005 году и с этого момента является выходным, однако многие россияне до сих пор не знают, что произошло в этот день и что именно мы отмечаем.



Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.

Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Противодействие идеологии терроризма - важная составляющая системы обеспечения национальной безопасности России. Искоренение радикальных проявлений экстремизма зависит от качества народного образования и социальной защищенности населения в силу того, что преступные террористические сообщества стремятся использовать любые проявления конфликта социальных интересов и политического кризиса в международной системе для вовлечения наименее социально защищенных, как правило, молодых людей, в систему воспроизводства радикального насилия. Формирование высокой политической и правовой культуры современного российского общества должно стать следующим этапом кампании по противодействию идеологии терроризма. Эффективное миростроительство на региональном уровне, как и устойчивое развитие мирового сообщества в целом, обеспечивается конструктивными политическими проектами, создающими атмосферу патриотизма и уверенности в достижении успеха всеми активными членами общества. Идеология терроризма, напротив, является деструктивной политической технологией, которая порождает в обществе неуверенность, недоверие и разобщенность. Подрывая устойчивое развитие государства, насильственный экстремизм, порождающий террористические акты, должен встречать эффективное противодействие со стороны правоохранительных органов; при этом наиболее опасные идеологи терроризма становятся легитимной целью для операций военного характера. Однако государственным органам следует осуществлять нейтрализацию террористической угрозы при помощи рациональных политических усилий, во многих случаях полагаясь на контртеррористическую пропаганду, высокое качество образования и социальное партнерство с теми институтами гражданского общества, которые заинтересованы в искоренении угрозы терроризма.

Методические рекомендации

для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма

в образовательных организациях

Профилактика проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях должна быть ориентирована на решение следующих задач:

1. Недопущение распространения идеологии терроризма среди учащихся;

2. Формирование в молодежной среде неприятия идеологии терроризма в
различных ее проявлениях.

Для решения указанных задач представляется целесообразным:

І. Организовать постоянный мониторинг общественного мнения в

молодежной среде в целях выявления радикальных настроений среди учащихся и студентов, в т.ч.:

- проводить регулярные опросы учащейся молодежи об отношении к терроризму как способу решения социальных, экономических, политических религиозных и национальных проблем и противоречий;

- осуществлять контроль за деятельностью неформальных молодежных группировок и национальных сообществ (установление лидеров, активных членов, задач и характера активности);

- проводить личные беседы с учащимися, наиболее подверженными влиянию террористических идей (дети из неблагополучных семей; выходцы из семей террористов и пособников, осужденных или уничтоженных в ходе проведения специальных операций и др., учащиеся с выраженным изменением социального поведения, религиозного мировоззрения). Определение круга таких лиц полагаем целесообразным проводить с учетом консультаций специалистов - психологов, социологов;

- обеспечить взаимодействие с правоохранительными органами для своевременного пресечения выявленных угроз террористического характера (пример угрозы - поступившая информация о намерении учащегося принять участие в деятельности террористических организаций или оказывать поддержку такой деятельности).

2. Разъяснять на постоянной основе сущность и общественную опасность терроризма, ответственность за совершение действий террористического характера, в т.ч.:

- проводить адресную профилактическую работу с учащимися, подпавшими под воздействие террористических идей. При необходимости привлекать специалистов - психологов, социологов, представителей правоохранительных структур;

- привлекать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом (флешмобы, возложение венков, вахты памяти и т.п.);

- проводить мероприятия по отработке у учащихся и молодежи практических навыков действий и поведения при совершении в их отношении террористических актов (сценарии: захват заложников, угроза взрыва и пр.).

З. Активно проводить пропагандистские мероприятия, направленных на дискредитацию террористической идеологии, формирование в молодежной среде идей межнациональной и межрелигиозной толерантности, в т.ч.:

- развивать дискуссионные площадки для обсуждения проблематики террора и контртеррора, организовывать студенческие и школьные диспуты, викторины, конкурсы;

- привлекать и стимулировать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, направленных на ее духовное и патриотическое воспитание, формирование межнационального и межрелигиозного согласия (фестивали, конкурсы, концерты и пр.);

- организовывать производство и размещение наглядной агитации, демонстрировать кино и видеопродукцию антитеррористического содержания;

- участвовать в реализуемых антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации и правоохранительными структурами мероприятиях по социализации детей террористов и их пособников, детей мигрантов, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также выделенных категорий молодежи, возможно попавших под влияние деструктивных элементов.

Читайте также: