Проанализируйте конкретные ситуации и определите в каких случаях нарушается право

Обновлено: 30.06.2024

Законы необходимо соблюдать для тог, чтобы не нарушать права других лиц. Ведь в Конституции сказано, что всем гражданам даруются равные права.

Можно ли считать незнание закона оправданием противоправного действия?

Я считаю, что незнание закона не является оправданием противоправного действия. Закон необходим для того, чтобы регламентировать поведение людей в обществе, быть регулятором общественных отношений.

Для того, чтобы обеспечить справедливость, необходимо, чтобы правила и нормы соблюдали все граждане. Ведь в Конституции РФ сказано, что все граждане равны перед законом и судом.

Существуют ли антиобщественные явления?

Антиобщественные явления, к сожалению, существуют в современном обществе. К ним относятся все явления, которые нарушают законные интересы и права граждан, проживающих в обществе.

В каких случаях бездействие бывает не лучше опасного действия?
Разберем на примерах, в каких случаях бездействие бывает не лучше опасного действия:

Пример 1: Мужчина увидел на улице лежащего на холодном снегу мужчину. Он подумал, что он пьян или не в себе, так как мужчина бормотал что-то невнятное, и прошел мимо. А на самом деле, у мужчины случился инсульт, и его можно было спасти.

Пример 2:Мужчина убил другого мужчину в драке.
Итог один, только в первом случае это говорит еще и об отсутствии человечности. Убийство может быть обусловлено состоянием аффекта, а в первом случае человек действует сознательно.

Далеко ли от проступка до преступления?

Проступок наказывается в соответствии с КоАП, а преступление — влечет за собой более тяжкое последствие и наказывается в соответствии с УК РФ.

Я считаю, что самое актуальное для нашего времени, хотя и самое трудное средство предупреждения преступлений заключается в усовершенствовании воспитания.

Дело в том, что преступность нельзя искоренить, но ее можно предупредит способом воспитания поколения, которое по этическим соображениям не сможет совершить преступление.

Если человек воспитан, то он не станет преграждать осуществлению прав других граждан. А уж тем более не станет покушаться на чужую жизнь, совершая преступление.

Полномочия — ограниченные права и обязанности кого-либо, регламентируемые служебными обязанностями на основании трудовых отношений между работниками той или иной отрасли в любой сфере деятельности.

Запретность — недозволительность, крамольность, недозволенность.

Правовая невменяемость — состояние лица, при котором оно не в состоянии осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими вследствие психического заболевания или иного болезненного состояния психики.

Невменяемость в уголовном праве является основанием для освобождения лица от уголовной ответственности и применения к нему принудительного лечения.

Незнание права ведет к тому, что права гражданина и его законные интересы могут быть нарушены в любое время. А гражданин не сможет их защитить из-за того, что просто напросто не знает, как это сделать.

1. Каковы признаки правонарушения?
  1. Первый признак – противоправность деятельности. Оно имеет двойной смысл: это есть действие, т. е. активное поведение, или бездействие — пассивное поведение, когда обязан был сделать, но не сделал.
  2. Второй признак — причинение вреда.
  3. Третий обязательный признак — наличие вины. Под виной понимают психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям. Есть две формы вины: а) неосторожность и б) умысел, когда лицо действует сознательно, специально, намеренно.
2. На какие виды принято разделять правонарушения? Охарактеризуйте каждый из этих видов.

Правонарушения принято разделять на два вида: преступление и проступок.

Проступок – виновное, общественно опасное, противоправное деяние.

От преступления проступок отличается меньшей степенью общественной опасности (вредности). Однако следует помнить, что проступок — это тоже посягательство на правопорядок.

Преступление – виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.

Важно, что государство и закон признаёт преступление опасным видом правонарушения и запрещает под угрозой наиболее сурового уголовного наказания.

Юридическая ответственность — это нравственное качество человека. Она проявляется в глубоком уважении к праву, добровольном соблюдении всех требований закона.

Юридически ответственный человек способен предвидеть все неприятные, а порой и тяжёлые последствия правонарушения.

Юридическая ответственность имеет строго юридический смысл — это применение мер государственного принуждения за совершённое правонарушение.

4. Какие виды юридической ответственности принято выделять?

Существует моральная и юридическая ответственность.

Моральная ответственность — ответственность перед обществом, перед собственной совестью.

Юридическая ответственность — это ответственность перед законом, перед судом. И выражается она в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения, проще говоря, государство его наказывает: штрафует, обязывает возместить причинённый ущерб, лишает свободы и т.д.

В рамках юридической ответственности выделяют несколько видов ответственности.

  1. Административная ответственность определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях. За административные правонарушения предусмотрены различные виды наказаний: предупреждения, штрафы, конфискация, лишение специальных прав и др.
  2. Следующие два вида ответственности, дисциплинарная и материальная, регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарные проступки наказываются не только замечаниями и выговорами. Может последовать и увольнение с работы, и исключение учащегося из учебного заведения и т. д. Материальная ответственность обязывает работника возместить нанесённый им ущерб.
  3. Уголовная ответственность – это ответственность за преступления, и заключается она в применении по отношению к виновным уголовных наказаний, таких, как лишение свободы, конфискация имущества и др.
  4. Гражданская ответственность наступает вследствие гражданских правонарушений и регламентируется Гражданским кодексом РФ. Этот вид ответственности имеет в основном так называемый компенсационный характер — предполагает полное возмещение вреда и восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав.
5. Какой вид ответственности считается наиболее суровым и почему?

Наиболее суровый, жёсткий и строгий вид ответственности —уголовная ответственность. Это ответственность за преступления, и заключается она в применении по отношению к виновным уголовных наказаний, таких, как лишение свободы, конфискация имущества и др.

Как наиболее суровый вид ответственности, она осуществляется только в судебном порядке, по приговору суда. Уголовная ответственность регламентируется специальным законом — Уголовным кодексом РФ.

6. Почему юридическая ответственность служит главным определителем, критерием правового поведения гражданина?

Дело в том, что стремление к законному поведению и попытки избежать совершения правонарушений и преступлений — это правовое поведение гражданина.

Юридическая ответственность является санкцией за совершение правонарушений и преступлений, которые характеризуют негативное правовое поведение граждан. Именно страх наступления юридической ответственности влияет на формирование правового поведения граждан.

В классе и дома

1*. Определи, какое из приведённых понятий не является признаком правонарушения:

  • а) опасное поведение;
  • б) опасные мысли;
  • в) нарушение норм права;
  • г) причинение вреда.

Остальные признаки подходят под признаки правонарушения. Первый признак — противоправность деятельности. Оно имеет двойной смысл: это есть действие, т. е. активное поведение, или бездействие — пассивное поведение, когда обязан был сделать, но не сделал.

Второй признак – причинение вреда. Третий обязательный признак — наличие вины. Под виной понимают психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям.

Есть две формы вины: а) неосторожность и б) умысел, когда лицо действует сознательно, специально, намеренно.

2. Познакомься с различными ситуациями, в которых описаны проступки. Придумай продолжение: опиши (устно) ситуацию, которую можно назвать преступлением.

Например: водитель частенько садился за руль в нетрезвом состоянии (проступок). И однажды сбил пешехода (преступление). (Для выполнения задания прочитай внимательно ст. 20 УК РФ, изложенную в тексте параграфа.)

1) …Часто перебегал улицу на красный свет. Но однажды…
Гриша стал перебегать дорогу на красный свет, а за мной побежал ребенок 5 лет. Водитель сбил его на смерть. Преступление водителя.

2) …Любил досаждать людям телефонными звонками и молчать в трубку или говорить гадости. Но однажды…
Виктор систематически стал названивать одной из девчонок и угрожал, что убьет ее, она эту угрозу воспринимала как реальную (ст. 119 УК РФ)

4) …Любил рисовать на чужих автомобилях. Но однажды…
Петя изрисовал автомобиль, а из подъезда вышел владелец. Он написал заявление в полицию.

5) …Нарушал правила эксплуатации технических приборов, находившихся в лаборатории. Но однажды… Химик разбил колбу и пострадал весь цех.

6) …Был футбольным фанатом, дебоширил на стадионах, участвовал в потасовках. Но однажды… Игорь подрался с другим болельщиком и причинил вред здоровью средней тяжести.

Объясни, почему ты считаешь придуманные тобой продолжения ситуаций преступлением.

Так как, они являются особо опасными для общества и к ним можно применить статьи Уголовного Кодекса.

Ситуация 1. Обращение к судебным приставам для исполнения решения суда по взысканию долга(поиск имущества должника, арест имущества должника…).

Ситуация 2. Применение санкции за безбилетный проезд в городском транспорте (предложение контролера уплатить штраф, получение суммы и выписка квитанции), или штраф ГИБДД

Ситуация 3. Назначение пенсии (обращение в Пенсионный фонд)

Используемый мной материал: Конспект лекций

Норма права — признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязан­ности участников общественных отношений, чьи действия при­звано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

Применение правовых норм — это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежа­щих им прав и обязанностей, а также контроль за данным про­цессом.

Правоприменение — это решение конкретного дела, жизненно­го случая, определенной правовой ситуации.

Приведите не менее трех примеров административных проступков.

1. Перешел дорогу в неположенном месте

2. Быть пьяным в общественном месте

3. Клевета, оскорбление

Используемый мной материал: Конспект лекций

Правонарушение — это противоправное, виновное, общест­венно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.Признаки правонарушения:

1. Правонарушение является действием или бездействием. Не является деянием событие. Оно не контролируется сознанием че­ловека либо не зависит от его деятельности (наводнение, эпидемия, эпизоотия и т.п.). Иногда событие начинается как действие, а затем оно выходит из-под контроля и перерастает в событие.

2. Противоправность — запрещенность деяния нормой права. Здесь возможны два варианта, которые предусматриваются норма­тивными актами: а) устанавливается запрет совершения определен­ного действия; б) закрепляется обязанность совершить определен­ное действие.

В первом случае противоправность действия возникает из-за нарушения запрещающей нормы, а во втором — из-за невыполне­ния юридической обязанности.

В цивилизованных странах правовая система учитывает значе­ние принципа: нет правонарушения, если оно не предусмотрено законом.

3. Виновность — важнейший признак правонарушения. Применительно к конкретному правонарушению предусматриваются умысел либо неосторожная форма вины.

Правосопобностью в равной мере обладают все граждане. Означает ли это, что объем конкретных субъективных прав каждого гражданина равен объему прав другого гражданина?

Ответ: Гражданской правоспособностью в равной мере обладают все граждане. Это не означает, что объем конкретных субъективных прав каждого гражданина равен объему прав другого гражданина, но объем возможностей иметь такие права является равным независимо от конкретного объема прав и обязанностей конкретного лица. Существуют такие возможности, которые поддаются ограничению именно в их обобщенном значении, например, возможность выбирать место жительства может быть ограничена указанием на обязанность гражданина проживать в конкретном месте либо запрещением проживать где-либо, может быть ограничена и возможность занятия предпринимательской деятельностью. Однако подобные ограничения совершаются лишь в случаях и порядке, установленных законом. Так, лишение свободы, лишение права заниматься предпринимательской деятельностью, а также иные уголовные и административные наказания представляют собой допускаемые законом ограничения правоспособности граждан, применяемые в качестве санкции за совершенное преступление или административное правонарушение. Собственными действиями гражданин не может ограничить свою правоспособность или отдельные ее элементы.

Используемый мной материал: Конспект лекций


Для полноценного участия в гражданском обороте физическое лицо дол­жно обладать гражданской правосубъектностью,которая состоит из:

- гражданской правоспособности и

Гражданская правоспособность- это признаваемая правом возможность граждан иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Гражданская правоспособность возникает с момента рождения и пре­кращается вместе со смертью гражданина.




Содержание гражданской правоспособности состоит в возможности иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать иму­щество; заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной за­коном, деятельностью; создавать юридические лица; заключать любые, не противоречащие закону, сделки и участвовать в обязательствах; из­бирать место жительства; иметь авторские права на произведения на­уки, литературы и искусства; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Ограничение правоспособности гражданина возможно только на осно­вании закона и только в строго определенных случаях (например, ли­шение права заниматься определенной деятельностью или занимать оп­ределенную должность как санкция за совершение преступления). Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности не вле­чет никаких юридических последствий, за исключением случаев, когда такие сделки разрешаются законом.

Отличия правоспособности от субъективного права:

• правоспособность - это общая предпосылка возникновения субъектив­ных прав, которые появляются только при наличии определенных юри­дических фактов;

• правоспособность - это абстрактная возможность иметь права, тогда как каждому субъективному праву корреспондируется определенная субъективная обязанность;

• правоспособность - это неотъемлемое свойство гражданина, а субъек­тивное право - это элемент правоотношений.

Не любое бездействие является преступным и наказуемым. Лицо должно быть обязано совершить такое действие в силу прямого указания закона, иного нормативного акта, родственных и иных взаимоотношений, служебных, профессиональных и договорных обязанностей, либо в силу того, что само создало угрозу причинения вреда.

Как правило, обязанность помогать ближнему не является правовой и носит моральный характер. Уголовная ответственность за бездействие может наступать лишь в случаях, если на лицо в силу каких-то обстоятельств была возложена обязанность действовать определённым образом.

Сколько шагов отделяет проступок от преступления?

Как преступление, так и проступок являются с точки зрения криминальной логики нарушением законодательства – разница состоит только в степени тяжести, так сказать. В первом случае имеется в виду более или менее серьезное нарушение закона и общественных норм. За ним всегда следует наказание в той или иной форме, будь то тюремное заключение или крупный штраф.

Проступок – это действие, имеющее намного меньшую опасность для социума. Наказания за них имеют значительно меньшие масштабы, а порой даже ограничиваются вынесением предупреждения.

Как защитить свои права?

Согласно статье 33 Конституции, граждане “имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления”. Это предполагает, что гражданин может подать жалобу на действие должностного лица или государственного органа в вышестоящий орган.

Суд – это основной механизм защиты прав человека. Судьи независимы в своей деятельности и подчиняются только закону. Никто не вправе осуществлять воздействие на судей в какой бы то ни было форме.

Также защита прав человека осуществляется через институт Уполномоченного по правам человека, Комиссии по правам человека, общественные организации.

К административным формам защиты прав человека также относится надзор за соблюдением законов всеми органами исполнительной власти со стороны Прокуратуры. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является особым видом прокурорского надзора.

Прокурорский надзор в России может являться весьма действенным способом защиты прав граждан от нарушений со стороны властей. Органы прокуратуры обязаны проводить проверку и принимать меры по жалобам граждан, содержащим сведения о нарушении законов и прав человека.

Судебную систему России составляют: конституционные суды во главе с Конституционным судом Российской Федерации, арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации. Обязанность рассматривать обращения граждан возложена на каждый суд, входящий в судебную систему страны, кроме арбитражных судов, поскольку они разрешают только дела с участием юридических лиц (предприятий, государственных органов и т.д.).

Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) был закреплен Конституцией России в 1993 году. В классическом виде омбудсмен – это независимое должностное лицо, которое получает жалобы о действиях государственных чиновников, проверяет их и после проверки дает рекомендации, не имеющие обязательной силы. Однако, благодаря влиятельности и авторитетности института омбудсмена, эти рекомендации, в большинстве случаев, выполняются. Институт омбудсмена является важным инструментом укрепления уважения к правам человека и закону в демократическом государстве.

Вопросы и задания к документу

1. В чём вы видите основной смысл текста?

Человек обладает широким кругом возможностей по защите своих прав.

2. В какие органы правовой защиты может обращаться гражданин?

Каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Такими наиболее известными международными органами являются: Комиссия ООН по правам человека, Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации и Комитет против пыток.

3. Назовите виды судебной защиты, доступные в наше время российскому гражданину.

Виды судебной защиты: Мировой суд (гражданские дела, суд общей юрисдикции); арбитражный суд (разбирает дела, связанные с экономическими преступлениями); конституционный суд (разбирает дела, связанные с нарушением конституционных прав человека; Европейский суд по правам человека.

4. При каких условиях гражданин может обращаться в межгосударственные органы защиты?

Каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5. Сделайте вывод: о чём свидетельствует наличие различных видов судебной защиты, доступных для граждан России?

Это свидетельствует о предпосылках правового государства и демократическом режиме в стране. Разные виды судебной защиты, способствуют контролю и соблюдению прав человека и гражданина во всех сферах жизни.

1. Раскройте важнейшие признаки правоотношения.

Правоотношение — это прежде всего общественное отношение, т. е. отношение между людьми. Не может быть правоотношения между человеком и вещью, между человеком и животным. Правоотношения могут возникнуть только по поводу этих объектов.

Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами. Только нормы права могут стать основой возникновения правоотношений.

Участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями. Не случайно их называют субъектами права — лицами, за которыми закон признаёт способность иметь права и юридические обязанности.

Правоотношение — это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные юридические права и обязанности.

2. В чём особенности правонарушения?

Прежде всего правонарушение — это всегда деяние. В переводе со строгого языка юристов это слово означает действие, т. е. активное поведение — драку, кражу, угон, взятку и т. д., а также бездействие, т. е. пассивное поведение, состоящее в невыполнении того действия, которое человек обязан был совершить: врач не оказал помощь больному, полицейский проявил пассивность в ситуации совершения преступления, пассажир не взял билет, граж¬данин не уплатил налог, работник совершил прогул и т. д.

Следующий признак правонарушения — противоправность. Имеется в виду деяние, которое нарушает закон, нормы права. Правонарушение всегда причиняет вред обществу. Общественно опасным признаётся всё то, что ущемляет права и интересы участников правоотношения. Общественная опасность также является признаком правонарушения.

Ещё одним признаком правонарушения считается наличие вины. Вина на юридическом языке — это особое отношение лица к своему противоправному поведению. Лицо должно осознавать, что оно действует противоправно. Если же оно не осознаёт общественной опасности своих поступков (в силу малолетства, невменяемости), не будет и правонарушения. Лицо признаётся виновным только в том случае, если будет доказано, что в момент совершения противоправного деяния у него был выбор: совершать его или воздержаться. Именно наличие выбора свидетельствует о том, что лицо осознанно совершило правонарушение, т. е. в момент выбора разумно руководило своими действиями и осознанно пошло на правонарушение.

Правонарушение влечёт за собой применение к нарушителю мер государственного принуждения — юридической ответственности.

3. Объясните различия между проступком и преступлением.

Преступление считается самым опасным видом правонарушения. Преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое настоящим Кодексом под угрозой наказания.

Проступки тоже относятся к правонарушениям, но не считаются преступлением. Потому что проступки характеризуются меньшей степенью общественной опасности.

Отличие преступления от проступка заключается в следующем:

Степень общественной опасности. Преступление – это серьёзное деяние, которое связано с посягательством на чужую жизнь, здоровье, имущество, права и законные интересы. Проступок малозначителен: опасность представляет лишь большое количество аналогичных правонарушений.

Наказание. За доказанное преступление на лицо накладывается серьёзная санкция: лишение или ограничение свободы, штраф, исправительные или общественные работы, запрет на занятие определённой деятельностью, иные формы ответственности. За проступок наказание значительно меньше: это может быть предупреждение, штраф, или, в крайнем случае – непродолжительный арест.

Состав. У преступления всегда присутствуют объективная и субъективная часть, объект и субъект. Для проступка наличие субъективной части в отдельных случаях необязательно. Так, к административной ответственности могут привлекаться родители детей, совершивших правонарушение, к гражданской – лица, которые не совершали проступок (владельцы собак и иных источников повышенной опасности).

Сроки привлечения к ответственности. Особо тяжкие составы преступлений не имеют сроков давности, остальные – определены годами. Для привлечения к административной ответственности даётся всего несколько месяцев (зависит от конкретного проступка), после чего лицо полностью освобождается от наказания.

Лицо, привлекаемое к ответственности. За преступление осуждается физическое лицо старше 14 лет (по отдельным составам – старше 16 лет). К административной ответственности привлекаются лица старше 16 лет, к дисциплинарной и гражданской – старше 18 лет. К административной и гражданской ответственности могут привлекаться юридические лица.

4. Каковы главные черты юридической ответственности и её основные виды?

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение.

В приведённом определении следует отметить ряд важных признаков юридической ответственности, которая возлагается: 1) только за правонарушение, т. е. за виновно совершённое деяние; 2) только от имени государства; 3) обязательно предполагает применение мер государственного принуждения, которое выражается в несении правонарушителем определённых неблагоприятных последствий.

Виды юридической ответственности классифицируются по отраслевой принадлежности: административная, уголовная, гражданская и др. Самый суровый вид ответственности — уголовная. Она наступает за совершённое преступление, остальные — за проступок.

5. Что представляет собой система судов нашей страны? В какой из судов обычно обращается основная масса граждан?

Система судов нашей страны имеет три ветви.

Первая — конституционные суды — состоит из Конституционного Суда РФ и конституционных судов в республиках РФ. Их главная задача — проверять на соответствие требованиям Конституции РФ те нормативные акты, которые принимают органы государственной власти.

Вторая — обычные суды, или суды общей юрисдикции, которые несут основную нагрузку по защите прав и свобод граждан, рассматривая уголовные, гражданские и административные дела. Эти суды образуют единую систему, в которую входят: а) районные (городские) и мировые суды, представляющие нижнее и вместе с тем массовое звено системы, именно сюда обращаются большинство граждан; б) суды субъектов РФ — среднее звено системы; в) Верховный Суд Российской Федерации, возглавляющий всю систему обычных судов.

Третья — арбитражные суды. Они решают споры, возникающие в сфере экономики и управления, дела о банкротстве, о защите чести, достоинства и деловой репутации. В систему арбитражных судов входят: а) суды субъектов РФ (нижнее звено); б) федеральные арбитражные суды (среднее звено) и, наконец, в) Высший Арбитражный Суд РФ. Все суды этой ветви — в пределах своей компетенции — призваны защищать права и интересы различных организаций и граждан-предпринимателей.

6. Объясните, в чём состоит основная цель деятельности судебной системы.

Судебная система России - это система специализированных органов государственной власти, осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации. Т.е. главной задачей судебной системы является наказание преступников в соответствии с законом и/или оправдание невиновных.

7. Охарактеризуйте важнейшие этапы развития права в современной России.

Главным событием в развитии права в современной России считается принятие в 1993 г. Конституции РФ. Основное значение Конституции состояло в том, что вместе с ней в жизнь общества вошли новые правовые ценности и ориентиры: права и свободы человека, демократическое, социальное, федеративное, правовое государство и гражданское общество с различными формами собственности, свободой экономической деятельности, идеологическим многообразием, многопартийностью и др.

Прежде всего следует сказать о разработке Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). В условиях развития рыночных отношений этот законодательный акт стал правовой базой регулирования всех имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

К числу важнейших отнесём и другой правовой шаг — принятие Уголовного кодекса РФ (УК РФ). В число основных задач УК РФ включается необходимость охраны прав человека и гражданина, собственности, общественного порядка, общественной безопасности, окружающей среды.

К важнейшим правовым шагам следует отнести также целый ряд принятых в последнее время законов — Налогового кодекса РФ (НК РФ), Семейного кодекса РФ (СК РФ), Трудового кодекса РФ (ТК РФ), Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и т. д.

Я считаю, что предрасположенность человеческой особи к криминалу и преступлениям не обуславливается внешними чертами. Если углубиться, то убийства, насилие, кражи происходят в своей основе на почве нервных отклонений и это никак не связано с их внешностью.

2. В своих исследованиях правоведы называют множество раз-личных причин правонарушений, которые типичны для современного российского общества. В их числе: поляризация социальных интересов, низкий уровень материальной жизни населения, кризис власти, различные виды отклоняющегося поведения, несовершенство законов, низкий уровень правовой культуры граждан, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов, кризис морали и др. Причины взаимосвязаны. И всё же какие из них можно отнести к причинам личностного характера, а какие — общественного? Какие ещё причины можно указать?

Причины личностного характера: различные виды отклоняющегося поведения, кризис морали, низкий уровень правовой культуры граждан.

Причины общественного характера: поляризация социальных интересов; низкий уровень материальной жизни населения, кризис власти, несовершенство законов, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов.

3. Когда государство привлекает правонарушителя к юридической ответственности, оно преследует несколько целей. Обычно подчёркивается, что целью юридической ответственности является стремление покарать правонарушителя. Отмечается и необходимость его перевоспитать. Кроме того, юридическая ответственность налагается не только с карательной целью, но и в назидание. Подумайте, какова ещё одна важнейшая цель юридической ответственности.

Также важной целью наложения юридической ответственности является предотвращении совершения новых правонарушений со стороны наказанного лица и избежание совершения правонарушений со стороны других лиц (этим власти предостерегают потенциальных правонарушителей о последствиях такой деятельности).

4. В тексте Конституции РФ прочтите и проанализируйте статьи 118, 125—127.

А) Объясните, каким путём (посредством чего) осуществляется судебная власть в РФ.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Ответьте на вопросы:

1) Какой из судов осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции?

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

2) Какие дела рассматриваются Верховным Судом РФ и какие — Высшим Арбитражным Судом РФ?

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

3) Какой из судов осуществляет проверку по жалобам на нарушения прав и конституционных свобод граждан?

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Проанализируйте норму и выполните задания:

1) определите структурные элементы правовой нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию);

2) классифицируйте структурные элементы правовой нормы:

Гипотеза (абстрактная или казуистическая, простая, сложная или альтернативная; положительная или отрицательная);

Диспозиция (прямая, отсылочная или бланкетная; простая или описательная; простая, сложная или альтернативная);

Санкция (штрафная или правовосстановительная; абсолютно-определенная, относительно-определенная, альтернативная).

3) классифицируйте правовую норму: регулятивная или охранительная; императивная или диспозитивная; управомочивающая, запрещающая или обязывающая:

Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 6 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Образец решения:

Гипотеза (условие) и санкция (неблагоприятные последствия) в указанной части статьи не сформулированы.

2) Указанная диспозиция является бланкетной поскольку содержит общую отсылку к российскому законодательству и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В связи с тем, что норма лишь называет правило (право производить досмотр, право изымать …), но не раскрывает технических особенностей их реализации норма является простой

Поскольку диспозиция содержит два правила поведения, она является сложной.

3) Указанная норма является охранительной, поскольку выполняет превентивно-охранительную роль по отношению к безопасности исправительного учреждения.

Норма является императивной, поскольку основывается на юридическом неравенстве сторон регулируемого отношения.

Норма является управомочивающей, поскольку предоставляет администрации исправительного учреждения юридическую возможность осуществить досмотр либо изъятие запрещенных предметов.

Определите в указанных ситуациях форму реализации права, обоснуйте свой ответ:

1) гражданин приобрел автомобиль;

2) суд вынес решение об аресте имущества;

3) в 20 часов гражданин прекратил строительные работы, чтобы не мешать соседям отдыхать;

4) гражданин представил в налоговые органы декларацию о доходах;

5) гражданин не явился на избирательный участок в день выборов и не принял участия в голосовании;

6) супруги подписали брачный договор;

7) директор предприятия издал приказ об увольнении сотрудника;

8) водитель снизил скорость до 60 км/ч при въезде в населенный пункт;

9) судья спортивных соревнований потребовал снять спортсмена с дистанции за грубое нарушение правил;

10) гражданин направил жалобу на нарушение его трудовых прав в прокуратуру

Образец решения:

1) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;

2) форма реализации – правоприменение, поскольку реализация связана с деятельностью властного субъекта – суда;

3) форма реализации – соблюдение, поскольку реализуется запреты;

4) форма реализации – исполнение, поскольку реализуется юридическая обязанность лица;

5) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;

6) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;

7) форма реализации – правоприменение, поскольку деятельность директора по изданию приказа носит властный характер;

8) форма реализации – исполнение, поскольку реализуется юридическая обязанность лица (водитель обязан снизить скорость при въезде в населенный пункт);

9) форма реализации – использование, поскольку полномочия судьи не носят государственно-властный характер, таким образом судья реализует свое субъективное право;

10) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право.

Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы:

Ситуация : в результате весеннего наводнения жителям деревни был причинен ущерб: затоплено два дома, произошло разрушение дорожного покрытия, нарушено снабжение электроэнергией. Жители деревни обратились с просьбой о помощи к губернатору области.

Вопросы по ситуации:

Определите состав указанного правоотношения (субъекты, объект, содержание).

Определите вид правоотношения: по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность); по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное); по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное); по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное); по продолжительности (кратковременное или долговременное).

Определите основания для возникновения, изменения или прекращения данного правоотношения (событие или действие).

Образец решения:

Субъектами правоотношения являются жители и губернатор. Объектом указанного правоотношения является оказание материальной помощи. Содержание правоотношения: жители имеют право обратиться к губернаторы, губернатор обязан ответить на обращение у установленные законодательством сроки.

По предмету правового регулирования правоотношения относится к сфере административного права; по специфике правового регулирования – материальное; по количеству участников – простое; по содержанию – регулятивное; по степени определенности субъектов – относительное; по продолжительности – кратковременное.

Юридический факт в указном случае носит сложный характер, поскольку включает в себя два обстоятельства: во-первых, событие – наводнение; а, во-вторых, правомерное действие – письменное обращение к губернатору. Таким образом, имеет место фактический состав.

Докажите, что просьба предоставить дополнительный отпуск является правоотношением. К какому виду правоотношений оно относится: по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность); по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное); по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное); по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное); по продолжительности (кратковременное или долговременное).

Образец решения:

1) Просьба предоставить дополнительный отпуск является правоотношением, поскольку Трудовой кодекс РФ содержит норму, допускающую предоставление дополнительных отпусков работников. Следовательно, указанное отношение регламентировано нормами права и при наступлении соответствующих юридических фактов (обращение работника) возникает правоотношение.

2) Указанное правоотношение относится: по предмету правого регулирования – к трудовому праву; по специфике правового регулирования является материальным; по количеству участников – простое; по содержанию – регулятивное; по степени определенности субъектов – относительное; по продолжительности – кратковременное.

А) Ст. 48 Конституции РФ:

Образец решения:

Охарактеризуйте объективную сторону данного правонарушения, а также оцените, какая форма вины присутствует в данном деянии:

Образец решения:

Объективная сторона выражается в противоправном деянии, наступивших общественно-опасных последствиях и причинно-следственной связи между ними.

Противоправное деяние выражается в бездействии руководства строительного объекта. Общественно-опасными последствиями являются загрязнение воздуха и угроза возникновения пожара. Причинно-следственная связь заключается в том, что бездействие руководства строительного объекта повлекло за собой ошибочные действия строителей, которые невиновно повредили газопровод.

В действиях руководства строительного объекта присутствует неосторожная вина в форме небрежности, то есть общественно-опасные последствия возникли в результате невнимательности и халатного отношения к должностным обязанностям.

Образец решения:

Причинение вреда при дорожно-транспортном происшествии регламентируется двумя нормативными правовыми актами: КоАП РФ и УК РФ. В связи с тем, что пешеход получил многочисленные переломы рук и ног имеет место тяжкий вред здоровью, а следовательно совершенное правонарушения является преступлением, за которое следует уголовная ответственность.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения. Объективная сторона выражается в противоправном действии – наезде на пешехода, общественно-опасные последствия - многочисленные переломы рук и ног, которые причинно обусловлены наездом автотранспорта. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо. Субъективная сторона выражается в неосторожной вине выраженной в форме легкомыслия, то есть лицо самонадеянно рассчитывало на предотвращение общественно-опасных последствий, прекрасно понимая, что нарушает правила дорожного движения управляя транспортным средством в состоянии опьянения.

Распределите по группам, обоснуйте свой ответ:

1) юридические поступки; 2) юридические акты.

решение суда об удалении гражданина из зала суда;

случайная съемка на видеокамеру покушения на жизнь человека;

находка клада старинных монет;

заключение договора найма жилого помещения;

заявление в жилищное управление с просьбой о ремонте квартиры.

Образец решения:

1) юридические поступки:

случайная съемка на видеокамеру покушения на жизнь человека;

находка клада старинных монет.

2) юридические акты:

решение суда об удалении гражданина из зала суда;

заключение договора найма жилого помещения;

заявление в жилищное управление с просьбой о ремонте квартиры.

Осуществите толкование предложенной правовой нормы и дайте ответ на вопросы:

А) Имеет ли право мать ребенка на оспаривание отцовства?

Б) Какие способы толкования Вы использовали? Поясните свой ответ.

Образец решения:

А) Матерью ребенка является женщина, записанная в качестве матери в книге записей рождений либо фактическая мать ребенка. Указанная норма закрепляет юридическое право обоих субъектов права на оспаривание отцовства, которое юридически закрепляется в книге записей рождений.

Расположите нормативные правовые акты в порядке убывания юридической силы, исключите из предложенного списка правовые акты, не содержащие нормы права (правоприменительные акты и акты толкования права), если таковые есть, обоснуйте свой ответ.

4. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Рига, 03.02.93 г.

Образец решения:

Из представленного перечня следует исключить следующие правовые акты:

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Рига, 03.02.93 г. – указанный правовой акт не является нормативным правовым.

Оставшиеся нормативные правовые акты следует выстроить исходя из следующего принципа. Высшей силой обладают законы, среди которых на первом месте должны стоять федеральные конституционные законы, потом федеральные законы. При этом кодифицированные законы обладают приоритетом и большей силой, чем некодифицированные законы. Далее следует располагать подзаконные акты – указы Президента, постановления Правительства, подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти. На последнем месте следует располагать региональные нормативные правовые акты.

Проанализируйте содержание ст. 120 УИК РФ и определите наличие факторов, способствующих созданию условий для проявления коррупции (коррупциогенные факторы). Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры иных коррупциогенных факторов.

«Статья 120. Исправительные колонии общего режима

1. В обычных условиях в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие в данное исправительное учреждение, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания. Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения под стражу.

2. При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду по отбытии не менее шести месяцев срока наказания в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены в облегченные условия.

3. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

4. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания.

5. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через шесть месяцев при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.

6. Повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные или из обычных в облегченные производится в порядке, предусмотренном частями второй и пятой настоящей статьи.

Образец решения:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: