Почему ницше отказался от прусского гражданства

Обновлено: 30.06.2024

! Не стоит бороться с самим собой — Силы слишком неравные.

Многие не умеют оригинально мыслить только потому, что у них хорошая память.

Характер определяется в большей степени отсутствием определенных переживаний.

Живот причина того, почему человеку не легко представить себя богом.

Мы любим жизнь, не потому , что привыкли к жизни , но потому , что мы привыкли любить.

Если вы одиноки и напуганы одиночеством, знайте, что никакая цена не бывает слишком высока, чтобы платить за право обладания собой.

Жить, чтобы страдать, выжить, чтобы найти какой-то смысл в страданиях.

Нужно пустить хаос в себя, чтобы родить танцующую звезду.

Несчастным брак становится не от недостатка любви, а от недостатка дружбы.

Тот, кому есть зачем жить, может вынести почти любое испытание.

Все по-настоящему великие мысли приходят при ходьбе.

Тот, кто не знает, как остудить свои мысли, не должен вступать в пыл полемики.

Слова — это символы отношений и вещей.

Если решил бороться с монстрами, позаботься о том, чтобы самому не превратиться в монстра.

Тот, кто хочет научиться летать, должен сначала научиться стоять, ходить и бегать, и прыгать и танцевать.

Спрос быть любимым является величайшим из всех высокомерных ожиданий.

Я не могу поверить в Бога, который хочет чтобы его всё время хвалили.

Персонально, маразм явление редкое; но в группах, партиях, народах и эпохах, маразм — это правило.

Никто не действует так смело, как человек, который возмущён.

Есть рабские души, которые несут свою признательность за милостыньку — они готовы задушить себя верёвкой благодарности.

У нас есть искусство, чтобы не умереть от истины.

Вера: не желает знать правду.

Надежда, на самом деле, является худшим из всех зол , потому что продлевает мучения человека.

Праздность является родительницей психологии.

Мораль — это стадный инстинкт в человеке.

Любовь к власти рождает демона. Пусть есть всё — здоровье, питание, место для проживания, развлечения — люди остаются несчастными: их демон никогда не будет удовлетворён.

Остерегайтесь говорить, что смерть является противоположностью жизни. Это предполагает, что живое существо является лишь одним из видов мёртвых, и очень редким видом.

Глуп, как женщина; труслив, как женщина, говорят мужчины. Глупость в женщине — это не женское.

В вашем теле больше мудрости, чем в вашей глубокой философии.

Наше сокровище находится в улье наших знаний. Мы постоянные собиратели ума, как крылатые насекомые собиратели мёда.

Ни мораль, ни религия не вступают в контакт с реальностью.

Из всего, что написано, я люблю только то, что человек написал своей собственной кровью.

Чтобы находить понимание, недостаточно слов, необходимо иметь общие переживания.

Может быть, я единственный, кто знает это лучше остальных: человек глубоко страдает — именно по этой причине он должен был изобрести смех.

После вступления в контакт с религиозным человеком, я всегда чувствую, что должен вымыть руки.

Германия является великой нацией только потому, что в жилах её народа так много польской крови.

Убеждения являются более опасными врагами истины, чем ложь.

Надо дорого заплатить за бессмертие: умереть несколько раз и в то же время всё ещё жить.

Каждая церковь — это камень на могиле Богочеловека: церковь не хочет, чтобы он встал, ни при каких обстоятельствах.

У тебя есть свой путь. У меня есть свой путь. Что касается правильного пути и единственного пути — его не существует.

Стыд за свою безнравственность — это лишь первая ступень той лестницы, на вершине которой ты будешь стыдиться своей нравственности.

Платон был занудой.

Биография Фридриха Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года, в Рёккен бей Люценом, Пруссии. Отец — Карл Людвиг Ницше, лютеранский пастор и мать — Franziska Oehler.

Он был назван в честь короля Фридриха Вильгельма IV Пруссии, но позже он бросил своё второе имя.

Его отец умер от рака мозга, когда сыну было только четыре года. Его детство прошло под строгим надзором лютеранских женщин — его матери, его младшей сестры, его бабушки по материнской линии, и двух тёток.

В 1867 году Ницше поступил на военную службу. Но после болезненной травмы, он не мог ходить в течение нескольких месяцев, и затем получил разрешение оставить военную службу. Он вернулся в Лейпцигский университет, где познакомился и завязал дружбу с композитором Рихардом Вагнером.

Репетитор Ницше, Ричль, рекомендовал ему заполнить вакантную кафедру филологии в Базеле, Швейцария, в 1869 году, несмотря на то, что Ницше ещё не закончил свою диссертацию. Университет Лейпцига присвоил ему докторскую степень. Ницше стал самым молодым преподавателем, из когда-либо занимавших кафедру классической филологии в Базельском университете. В возрасте 24 лет он был ординарным профессором.

Ницше впал в безумие в Турине, Италия, в январе 1889 г. Причина его распада неизвестна, хотя популярная история гласит о том, что он увидел как пороли лошадь, побежал её спасать, обхватил её за шею, а затем упал на землю.

Сестра Ницше, Элизабет, была вдовой известного немецкого антисемита, Бернхарда Форстера. Она получила контроль над наследием Ницше после его смерти. Она переработала некоторые из его неопубликованнчх работ. В результате чего, Ницше стали несправедливо ассоциировать с нацистским движением в середине двадцатого века.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 29.05.2014
Размер файла 19,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Уральский государственный лесотехнический университет

Философские идеи

В существовании проблемы - Фридрих Ницше и национал-социализм - сомневаться не приходится, Однако, в чем суть этой проблемы: в том, что философия “реакционного антигуманистического теоретика” стала духовной предтечей германского фашизма или же в том, что Ницше был “до неузнаваемости исковеркан”. Советские исследователи придерживаются первого мнения, считая Ницше “аморальным певцом насилия и жестокости”, проповедником войны, воспевающим “социальное неравенство и рабство, как двигателей культуры”. Эти постулаты его теории, говорят они и привели к порождению такого явления как фашизм. Но не предвзято ли их мнение? Может они просто, не могли простить Ницше высказывания о “социалистической сволочи”? Может быть, марксисты не работали объективно над его творчеством из-за того, что Ницше считал социализм, с его массовой культурой, нивелировкой личности, стадностью, катастрофой, которая станет концом культуры. Он даже не пытались рассмотреть данную проблему с другой точки зрения, открыто заявляя: “тот факт, что европейским сторонам фашизм принес неисчислимые страдания, не дает и не даст никогда марксистам права оценить идейную связь философии Ницше и идеологию фашизма, как ошибочное толкование”. Однако, ученые, придерживающиеся второй точки зрения, тоже не всегда бывают, объективны, порой переходя от научного анализа творчества философа к хвалебным одам в адрес Ницше и списывая его “неприятные истины” на душевную болезнь. Что же являет собой в действительности связь идеологии фашизма и философии Ницше. Пора развеять мифы.

Первым делом рассмотрим идею Ницше о сверхчеловеке. Истолкованная, как хотелось идеологам фашизма, возомнившим себя сверхлюдьми, она оставила кровавый след в истории. Но обвинять в этом Ницше по меньшей мере некорректно. Его сверхчеловек - это результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, намного превышающий современного Ницше человека по своим интеллектуально-моральным качествам. Его сверхчеловек - это не фюрер и не дуче, а его аргументы - не пистолет и дубинка, как это, может быть, кому-то хотелось думать. Ницше мыслил появление сверхчеловека как долгий процесс самоопределений, как торжество духовной природы человека, а не индульгенцию “буйствующему произволу хамов”. Сверхчеловек Ницше - это “мыслитель, художник, благороднейший интеллектуал”.

Другим вопросом проблемы является положение о морали господ, морали рабов и напрямую связанных с этим понятий сильной “расы” и слабой. Гитлеровцы, естественно, причисляли. Уж очень импонировал им аристократизм Ницше, то, что он считал народ “постаментом для избранных натур”, а также то, что по Ницше “сильная раса” должна быть господствующей. Теоретики фашизма оправдывали свою жестокость по отношению к другим нациям (расам) именно этим постулатом. Да, Ницше часто пользуется понятием “раса”, но толкует он его скорее как интеллектуально-моральную, нежели национально-этническую характеристику. ницше фашизм философ

Сильная раса - это особая порода властвующих, высших людей, сверхлюдей с моралью господ, которой характерна высокая степень самоуважения, возвышенное, гордое состояние души ради которого можно пожертвовать своим богатством и жизнью. Слабая же раса - это жизненно слабые люди, живущие по принципу полезности. Малодушный, мелочный, унижающийся ради своей выгоды человек - вот представитель морали рабов. Рабская мораль жаждет мелкого счастья, строгость же и суровость по отношению к себе - основа морали господ, как видим, по Ницше, определение сильной и слабой рас заключается в различии моральный ценностей, а не в том, какой национальности (расе) принадлежит человек. Общественная иерархия здесь тоже совершенно не причем. Очень пригодилось фашистам теория “белокурой бестии, великолепной, жадно стремящейся к добыче”. Как пишет Мельников Д., Ницше в своем труде “Так говорил Заратустра” воспел войну как наивысшее проявление человеческого духа: “Вы должны возлюбить мир как средство к новым войнам… Мой совет Вам - не мир, а война”. Действительно, Гитлер мог вычитать в “Заратустре” гимн войне. Но дело в том, что у Ницше речь идет, прежде всего, о войне духа. И призывал он не к войне в обычном смысле этого слова, а к “войне за свои мысли”. Извращая суть высказывания Ницше, Гитлер декламировал с трибун строки философа: “Я призываю вас не к работе, а к борьбе!”. Но дальше-то идет фраза, придающая совершенно иной смысл сказанному: “Да будет труд ваш борьбой, и мир ваш победою!”. Речь идет о совсем другом значении войны и мира, борьбы и победы. Другой аспект проблемы, связанный с войной - это приписываемая Ницше жестокость, которую выводят обычно из донельзя затертой высказанной им формулы “падающего подтолкни”. Но искажен не только смысл, и сама фраза. Вот она: “О братья мои, разве я жесток? Но я же говорю: что падает, то нужно еще и толкнуть! Все что от сегодня, - падает и распадается: кто захотел бы удержать его? Но я- я хочу еще толкнуть его. И кого вы не научите летать, того научите - быстрее падать!”. Отсюда следует, что речь идет не об отношениях между людьми, а о падении эпох, нравов! А кто возразит против того, что все отмирающее в истории, все, что становиться не жизнеспособным, загнивающим, должно кануть в небытие? И в этом ему нужно помочь, иначе процесс тления может тянуться годами и столетиями. Возможно, что элемент жестокости по отношению к гибнущему присутствует, но жестокость эта необходима во благо. Другое дело, конечно, когда за погибающее принимают подчас вполне еще жизнеспособное и пытаются его уничтожить. Никчему хорошему это привести не может. Однако Ницше к этому уже не имеет никакого отношения.

Большинство мыслей Ницше нацистские идеологи черпали, кроме “Заратустры”, из книги “Воля к власти”. Но все дело в том, что этой книги как таковой не существует. Есть лишь произвольная компоновка многочисленных заметок конца 80-х годов (через короткое время Ницше лишиться рассудка). Фальшивку подготовила сестра безумного философа, которая после смерти брата стала владелицей всего его архива. Сам Фридрих еще при жизни в одном их писем назвал ее “мстительной антисемитской дурой”. Лишь в 1956 году Шлехта восстановил после работы в архиве Ницше хронологию этих заметок под заглавием “Из наследия 80-х годов”. Издание произвело большой эффект, так как стало ясно, что речь идет о грандиозном подлоге, о полном несоответствии заметок и сфабрикованной из них книги, говорить о которой после этого просто не прилично. Хорошо известно, что основными постулатами идеологии фашизма явились национализм, славянофобия и, главное, антисемитизм. Что говорит об этих понятиях Ницше? О национализме философ писал, что “у современных немцев появляется то антифранцузская глупость, то антиеврейская, то прусская”. Крылатый лозунг национализма - “Германия превыше всего” - Ницше считал концом немецкой философии. К славянам он относился с благосклонностью, отмечая даже, что “немцы вошли в ряд одаренных наций благодаря сильной примеси славянской крови”. Евреев же считал “самой сильной, самой цепкой, самой чистой расой из всего теперешнего населения Европы”.

Ницше по недоразумению считали идеологом фашизма, но ведь и на знамени инквизиторов и крестоносцев стояло имя Иисуса Христа. Конечно, вырванные из контекста отдельные высказывания можно использовать в различных целях, но в целом творчество Ф. Ницше направлено против фашизма, в основе которого лежали пангерманизм, антисемитизм и славянофобия. Но послушаем самого Ницше. "Немцы - их называли некогда народом мыслителей: мыслят ли они вообще?" "Этот народ самовольно одурял себя почти в течение тысячи лет". "Определение германцев: послушание и длинные ноги. ". "Я страдаю от того, что мне приходится писать по-немецки, хотя я пожалуй, пишу лучше, чем когда-либо вообще писал какой-нибудь немец. В конце концов, французы уловят на слух глубокую симпатию, которую они заслуживают; я же объявляю Германии войну". "Происхождение немецкого духах - из расстроенного кишечника. " Следует ли считать Ф. Ницше врагом немецкого народа? Конечно, нет. Еще при жизни Ф. Ницше некоторые немецкие философы обвиняли его в сознательном предательстве. И неизвестно, что бы ждало Ницше, доживи он до Третьего рейха. Он выступал против антисемитизма, о чем говорят такие строки: "Евреи, без сомнения, самая сильная, самая цепкая, самая чистая раса теперь в Европе". "Мыслитель, на совести которого лежит будущее Европы, при всех планах, которые составляет себе относительно будущего, будет считаться с евреями и русскими как с наиболее надежными и вероятными факторами в великой игре и борьбе сил". "Было бы, может быть, полезно и справедливо удалить из страны антисемитских крикунов". И даже в последних письмах, когда Ницше был глубоко болен, он писал о необходимости "ликвидации Вильгельма, Бисмарка и антисемитов". Не было у Ницше и малейших признаков славянофобии. Во-первых, он то и дело подчеркивал преимущества своего польского происхождения. Полагаю, что приверженцам фашизма не понравились бы следующие фразы: "Одаренность славян казалась мне высокой, чем одаренность немцев, я даже думал, что немцы вошли в ряд одаренных мыслителей лишь благодаря сильной примеси славянской крови". Просто недоразумением следует считать заявления некоторых политиков, которые свой долг видели в освобождении мира от этого "дьявольского немца". Между прочим, он предвидел, что ХХ век будет веком "восходящего нигилизма", "эпохой чудовищных войн, крушений, взрывов": "Начинается эпоха варварства; науки будут поставлены ей на службу". "Наступает время борьбы за господство над шаром - она будет вестись во имя основных философских течений". А будущее мира он видел в сращении немецкой и славянской расы.

82514643_586731482_tonnel

Ницше по праву можно назвать одним из величайших философов современности. Широчайшую известность принесли Ницше его философские труды и, в частности, самая значительная его работа "Так говорил Заратустра". Философские теории Ницше часто были весьма противоречивыми. Он, в частности, разработал целую теорию о "супермене" — здоровом, физически совершенном, благородном человеке, все потенциальные возможности которого могут раскрыться только с помощью его абсолютного индивидуализма. Философское учение Ницше было извращено, когда оно стало считаться, и совершенно несправедливо, теоретической основой нацизма. Ницше, кстати, всегда презирал любую форму проявления антисемитизма.

Ницше родился в высокоморальной, честной и трудолюбивой немецкой семье. Через четыре года после его рождения умер его отец, и мальчик остался в окружении женщин: он жил в доме с матерью, сестрой и тетками. В застенчивом, прилежном и не по годам развитом мальчике рано проявился его огромный талант. Рано у него проявились и его болезни, которые потом сопровождали и мучили философа на протяжении всей его жизни.

Уже в 26-летнем возрасте Ницше стал профессором философии. Через несколько лет его так измучили его постоянные головные боли, а зрение его стало настолько плохим, что он вынужден был оставить свой пост. Он стал получать пенсию от университета Базеля и посвятил всю дальнейшую жизнь созданию своих научных теорий и подготовке философских трактатов. Большую часть своей жизни в этот период Ницше провел в поездках по Европе. Пытаясь избавиться от своих страшных головных болей, он переезжал с одного курорта на другой, как рекомендовали ему врачи. Там он и работал в полном одиночестве, создавая свои труды.

Ницше изучал теологию и филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии.Когда началась Франко-прусская война, он хотел попасть на фронт, но в силу того, что жил в нейтральном государстве — Швейцарии, он смог попасть туда только в качестве санитара.

Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году в возрасте 24 лет получил должность профессора классической филологии Базельского университета. В самом начале профессорской карьеры демонстративно отказался от прусского гражданства, всю свою последующую жизнь оставаясь гражданином мира.

В молодости Ницше был очень дружен с композитором Рихардом Вагнером и его женой Козимой. У Ницше так часто возникали разногласия и даже ссоры со своими матерью и сестрой, что он считал Вагнеров своей второй семьей. Через некоторое время, однако, Ницше порвал все отношения с Вагнером, поскольку не одобрял его фанатизма и антисемитизма. В 1889 году, когда Ницше было 45 лет, после очередного нервного срыва он оказался в психиатрической лечебнице, где и провел последние 11 лет своей жизни. В лечебнице за ним постоянно ухаживали его мать и сестра.

Существуют две версии относительно того, какой была сексуальная жизнь Ницше.

Первая из них составлена его исследователями и биографами, вторая же принадлежит перу самого Ницше. Он делал записи во время своего пребывания в психиатрической лечебнице, где, кроме прочего, страдал еще и от частичного паралича, вызванного прогрессирующим сифилисом. Записи Ницше были тайно переправлены из больничной палаты одним из пациентов. Они были опубликованы только в 1951 году, через 50 лет после того, как Ницше сделал их, под названием "Моя сестра и я". Поскольку Ницше был безумен, когда делал эти записи, невозможно точно определить, где заканчивается реальность и начинает работать его фантазия. Независимо от того, правдивы эти записи или нет, они представляют великолепную возможность для изучения психики этого великого философа.

Общепринятая версия любовной жизни Ницше такова.
В молодости у застенчивого интеллектуала Ницше не было романов — он влюблялся лишь в идеи и теории. Он все же встретился несколько раз с проститутками и вскоре заболел сифилисом. В своих записях Ницше написал: "В Лейпциге я сильно повзрослел: я много занимался онанизмом и встречался с проститутками, хотя, пожалуй, с ними можно было бы встречаться и почаще". Вагнер считал, что Ницше занимается онанизмом даже чересчур много, что сказывается на его психическом состоянии. Вагнер посоветовал Ницше почаще принимать холодный душ.
Первой любовью Ницше стала Козима Вагнер, хотя он никак не проявлял свои чувства к ней на протяжении всей их дружбы. Когда Ницше оказался в психиатрической лечебнице, он написал Козиме записку, в которой написал: "Ариадна, я люблю тебя" (он в тот момент, видимо, считал себя Дионисием). Когда его внесли в лечебницу, он сказал врачам: "Сюда меня привезла Козима Вагнер, моя жена".

В 1876 году, когда Ницше было 32 года, он жил некоторое время в Женеве, где познакомился с девушкой из Голландии по имени Матильда Трампедах. Он был знаком с ней лишь несколько дней, но в последнюю ночь своего пребывания в Женеве он написал ей письмо, в котором предложил ей стать его женой. Письмо было слишком официальным и не очень страстным. Ницше получил отказ. В книге "Моя сестра и я" он позже написал: "Я приходил в ужас при мысли о том, что она даст согласие на мое опрометчивое предложение. Мои звезды оказались ко мне благосклонны в тот день, и красивая голландка ответила на мое предложение отказом".

Когда Ницше было 38 лет, он познакомился с Лу Андреас-Саломе, которая стала самой большой любовью в его жизни. Его познакомил с ней его друг, философ Пауль Ре. Эта 20-летняя девушка из России стала позже любовницей великого австрийского поэта Райнера Рильке и близкой подругой Зигмунда Фрейда. Л у была довольно некрасива, но умна и независима. Элегантные и грациозные манеры Ницше произвели на нее должное впечатление. Она также высоко оценила гениальные идеи Ницше, Лу и Пауль стали близкими друзьями. Они начали строить грандиозные планы по организации группы единомышленников для изучения философских теорий Ницше. Они называли себя "Троица" и решили жить вместе. Деятельность группы должна была быть чисто интеллектуальной. Любое проявление человеческих страстей считалось абсолютно недопустимым. И Ницше, и Пауль, тем не менее, влюбились в Лу. Никто из них в этом признаваться не хотел. Они стали жить втроем, что еще больше усугубило их проблемы. Ни Ницше, ни Пауль никогда не занимались сексом с Лу.

Их проблемы еще более обострились, когда Ницше решил познакомить Лу со своей сестрой Элизабет, которая по отношению к своему брату всегда вела себя как собственник и не могла состязаться с Лу по своим интеллектуальным способностям. Элизабет никогда не понимала ни одной из философских теорий своего брата, а позже извратила их до неузнаваемости, чтобы подогнать их под свой антисемитизм. Иногда она даже подделывала почерком своего брата различные письма и документы. Элизабет и Лу вскоре поссорились: Элизабет осудила их жизнь втроем, а Лу заявила, что все это придумал Ницше, причем сделал это только для того, чтобы со временем привнести в их отношения секс (Пауль Ре всячески способствовал тому, чтобы такие мысли поскорее появились в голове Лу). За этим последовали взаимные упреки и обвинения. Ницше был вне себя от ярости. Хотя он сам когда-то отозвался о Лу как о "самой умной из всех женщин", в письме другу теперь назвал ее "тощей грязной ослицей с накладной грудью". Разрыв Ницше с Лу и Паулем был окончательным, хотя он и продолжал по-прежнему любить их обо их и очень тосковал по Лу.

Вскоре Ницше порвал все отношения и со своей сестрой. Она вышла замуж за фанатика-антисемита Бернгарда Ферстера и уехала с ним в Южную Америку, где они организовали немецкую колонию, которая с успехом могла бы служить прототипом нацистских принципов превосходства арийской расы. Для Ницше это было уже слишком. Позже он, правда, вновь сблизился с сестрой, но их примирение не было глубоким и искренним.

Так закончилась любовная жизнь Ницше. Только в своих записях, сделанных в психиатрической лечебнице, которые позже превратились в его ставшую знаменитой книгу "Моя сестра и я", он сумел излить все свои обиды и сожаления. Самым шокирующим признанием стал, безусловно, его рассказ о сексуальной связи с собственной сестрой. Он рассказал, что все это началось, когда она забралась к нему в постель в ту ночь, когда умер их младший брат. У нее появилась привычка играть с его половым органом, — как если бы он был любимой игрушкой. До конца своей жизни Ницше запомнил ее "чудесные пальцы", с которыми отныне у него ассоциировалось получение сексуального удовлетворения. Их любовные игры продолжались несколько лет. Позже Ницше пришлось испытать из-за этого еще и чувство глубокого стыда, когда его умирающая тетя Розали позвала его к своей кровати и сказала ему, что знает все об их отношениях с сестрой.

Далее Ницше написал : "В моей жизни было всего четыре женщины. Те двое из них, которые сделали меня хоть немного счастливее, были проститутками. Элизабет была достаточно умна (и даже чересчур умна иногда), но отказалась выйти за меня замуж"
Затем Ницше рассказал историю своей первой любовной связи, но не с проституткой, а с 30-летней замужней женщиной, светловолосой графиней-нимфоманкой. Желая "затушить огонь своей маточной страсти", она соблазнила 15-летнего Ницше. Жестокая графиня, испытывающая дикий сексуальный голод, всячески издевалась над ним до тех пор, пока он не схватил в бешенстве кнут для верховой езды и не принялся избивать ее. Это привело графиню в состояние еще большего сексуального возбуждения. Ницше сделал из этого такой вывод: "Жестокость не всегда избавляет женщину от похоти. Иногда она, наоборот, доводит ее сексуальность до лихорадочного состояния". Однажды графиня проникла ночью в комнату Ницше в школьном общежитии. Она стала избивать его каким-то тяжелым предметом. Когда он почти потерял сознание, она сумела изнасиловать его, сев на него сверху, что еще больше его унизило.

Следующая сексуальная связь была у Ницше с проституткой. Их сексуальный контакт был странным, эротическим и чувственным и доставил Ницше глубочайшее наслаждение. Увы, именно после этой связи Ницше заболел сифилисом.
В своих записях Ницше часто вспоминает, конечно, и Лу. Он даже твердо пообещал самому себе, что в том случае, если он сумеет выйти из этого медицинского заведения, он сделает все, чтобы поразить Лу своей мужественностью. Он назвал ее своим добрым ангелом, воюющим против его злого ангела (Элизабет). В конце своих записей Ницше написал: "Раз уж меня отделили от любви всей моей жизни (Лу), любви, которая и сделала меня настоящим человеком, я от отчаяния решил погрузиться в огонь своего безумия. ". Более того, безумный философ далее написал, что страстно желает женщину — любую женщину. Но, увы, было уже слишком поздно.

-- У кого есть Зачем жить, сумеет выдержать почти любое Как.

-- В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно трудно - сотворить себе такое право.

-- Жизнь источник радости; но всюду, где пьет толпа, родники отравлены.

-- Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны - что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя!

-- Любите, пожалуй, своего ближнего как самого себя. Но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя.

-- Открытие взаимности собственно должно бы было отрезвлять любящего относительно любимого им существа. «Неужели? Оно достаточно непритязательно, чтобы любить тебя? Или ограниченно?"

-- Тщеславный человек радуется каждому хорошему мнению, которое он слышит о себе (совершенно независимо от его полезности, а также не обращая внимания на его истинность или ложность), точно так же как от всякого дурного мнения он страдает: ибо он подчиняется обоим, он чувствует себя подвластным им в силу того древнейшего инстинкта подчинения, который проявляется в нем.

-- Мы не верим в глупости умных людей — какое нарушение человеческих прав!

-- Самую глубокую пропасть образует между двумя людьми различное понимание чистоплотности и различная степень ее. Чему может помочь вся честность и взаимная полезность, чему может помочь всяческое взаимное благожелательство - в конце концов это не меняет дела, если люди не выносят запаха друг друга!

-- Я поймал эту внезапную мысль попутно и наспех воспользовался ближайшими случайными словами, чтобы связать ее и не дать ей снова улететь. А теперь она умерла в этих резких словах и висит и болтается в них, - я же, глядя на неё, едва уже припоминаю, отчего я мог так радоваться, поймав эту птицу.

-- Сорадость, а не сострадание создает друга.

-- Железная необходимость есть вещь, относительно которой ход истории убеждает, что она не железна и не необходима.

-- Неразумие какого-либо дела не есть аргумент против его существования, а есть, наоборот, условие последнего.

--Кто плохо говорит на чужом языке, получает от этого больше радости, чем тот, кто говорит хорошо. Удовольствие принадлежит полузнающим.

-- Отсутствие друзей. Отсутствие друзей заставляет предполагать зависть или самомнение. Иной обязан своими друзьями лишь тому счастливому обстоятельству, что он не имел повода к зависти.

-- Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает ее.

-- Преимущество плохой памяти состоит в том, что одними и теми же хорошими вещами можно несколько раз наслаждаться впервые.

-- Даже свои мысли нельзя вполне передать словами.

-- Домогание есть счастье; удовлетворение, переживаемое как счастье, есть лишь последний момент домогания. Счастье - быть сплошным желанием и вместо исполнения - все новым желанием.


-- Привычка к иронии, как и к сарказму, портит характер, она придает ему постепенно черту злорадного превосходства: под конец начинаешь походить на злую собаку, которая, кусаясь, к тому же научилась и смеяться.

Прикидываться самой собою

Теперь она любит его и смотрит с тех пор на мир с таким спокойным доверием, точно корова, но увы! тем и очаровывала она его, что казалась сплошь изменчивой и непонятной! В нем же было чересчур много постоянной погоды! Не следовало бы ей прикинуться прежней, в прежнем своем характере? Притвориться нелюбящей? Не это ли ей советует – любовь?
Vivat comoedia!

Никогда не везет бедным женщинам, которые в присутствии того, кого они любят, становятся неспокойными и неуверенными и слишком много говорят: ибо мужчины надежнее всего клюют на несколько таинственную и флегматичную нежность.

Аргумент изоляции.

Упреки совести и у самого совестливого человека слабы по сравнению с чувством: "вот это и вон то противно хорошему тону твоего общества". Даже сильнейший все еще боится холодного взгляда, искривленного гримасой рта, со стороны тех, среди которых и для которых он воспитан. Чего же тут, собственно, бояться? Одиночества! – этого аргумента, перед которым отступают даже наилучшие аргументы в пользу какой-нибудь личности или дела! – Так вещает в нас стадный инстинкт.

Чувство истины.

Мне по душе всякий скепсис, на который мне дозволено ответить: "попробуем это!" Но я не могу уже ничего слышать о всех вещах и вопросах, не допускающих эксперимента. Такова граница моего "чувства истины": ибо там храбрость утрачивает свои права.

Что знают о нас другие.

Слишком по-еврейски

Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья, не есть предмет любви. Основатель христианства недостаточно тонко чувствовал здесь – как иудей.

Слишком по-восточному

Как? Бог, который любит людей, если только они веруют в него, и который мечет громы и молнии против того, кто не верит в эту любовь! Как? Оговоренная любовь, как чувство всемогущественного Бога! Любовь, не взявшая верх даже над чувством чести и раздраженной мстительности! Как по-восточному все это! "Если я люблю тебя, что тебе за дело до этого?" – вполне достаточная критика всего христианства.

Быть глубоким и казаться глубоким

Кто знает себя глубоко, заботится о ясности; кто хотел бы казаться толпе глубоким, заботится о темноте. Ибо толпа считает глубоким все то, чему она не может видеть дна: она так пуглива и так неохотно лезет в воду!

О том, как каждому полу присущ свой предрассудок о любви

При всей уступке, которую я готов сделать моногамическому предрассудку, я все же никогда не допущу, чтобы говорили о равных правах мужчины и женщины в любви: таковых не существует. Это значит: мужчина и женщина неодинаково понимают любовь – и к условиям любви у обоих полов принадлежит то, что один пол предполагает в другом поле иное чувство, иное понятие "любви". Женское понимание любви достаточно ясно: совершенная преданность (а не только готовность отдаться) душою и телом, без всякой оглядки, без какой-либо оговорки, скорее, со стыдом и ужасом при мысли о том, что преданность может быть оговорена и связана условиями. Как раз в этом отсутствии условий ее любовь оказывается верою: у женщины нет другой веры. – Мужчина, любящий женщину, хочет от нее именно этой любви и, стало быть, в своей любви диаметрально противоположен предпосылке женской любви; допустив же, что возможны и такие мужчины, которым, с их стороны, не чуждо стремление к совершенной готовности отдаться, то – какие же это мужчины! Мужчина, который любит, как женщина, становится от этого рабом; женщина же, которая любит, как женщина, становится от этого более совершенной женщиной… Страсть женщины, в своем безусловном отказе от собственных прав, предполагает как раз отсутствие подобного пафоса, подобной готовности к отказу на другой стороне: ибо откажись оба из любви от самих себя, из этого вышло бы – уж я и не знаю что: должно быть, какой-то вакуум? – Женщина хочет быть взятой, принятой, как владение, хочет раствориться в понятии "владение", быть "обладаемой", стало быть, хочет кого-то, кто берет, кто не дает самого себя и не отдает, кто, напротив, должен богатеть "собою" – через прирост силы, счастья, веры, в качестве чего и отдает ему себя женщина. Женщина предоставляет себя, мужчина приобретает – я думаю, эту природную противоположность не устранят никакие общественные договоры, ни самые благие стремления к справедливости, сколь бы ни было желательно, чтобы черствость, ужасность, загадочность, безнравственность этого антагонизма не торчали вечно перед глазами. Ибо любовь, помысленная во всей цельности, величии и полноте, есть при рода и, как природа, нечто на веки вечные "безнравственное". - Верность, таким образом, заключена в самой женской любви, она вытекает уже из ее определения; у мужчины она с легкостью может возникнуть вследствие его любви, скажем, как благодарность или как идиосинкразия вкуса и так называемое избирательное сродство, но она не принадлежит к сущности его любви – не принадлежит в такой степени, что можно было бы почти с некоторым правом говорить о полной противоположности между любовью и верностью у мужчины: его любовь есть как раз желание обладать, а не отказ и преданность: но желание обладать кончается всякий раз с самим обладанием… Фактически любовь мужчины, который редко и поздно сознается себе в этом "обладании", продолжается за счет его более утонченной и более подозрительной жаждя обладания; оттого возможно даже, что она еще возрастет после того, как женщина отдаст ему себя, - ему не легко отдаться мысли, что женщине нечего больше ему "отдать".

fridrih_nicshe

Один из десяти самых известных и изученных философов Фридрих Ницше становился героем многих умов и исследователей XX века: Камю, Делёза, Фуко, Бодрийяра, Леотара, Деррида и других не менее великих и известных. Но интересен он не только великим, но и простым смертным, которые ищут в его философии ответы на свои вопросы.

Афористичность, поэтичность, образность философии Фридриха Ницше, лишенной рационально-научной систематизации, наподобие гегелевской или декартовской, привлекают уже одной этой, филологической, стороной, не говоря уже о глубине его мыслей.

Однако, несмотря на филологическую основу философии Фридриха Ницше, основным в ней является все-таки не филология и не поэзия, а философия. Филология - только инструмент, "филологический молот" философии немецкого мыслителя, в центр которой он ставит философа и изменение его места в истории: от философа-в-маске (жреца, вещуна, священника, аскета) через философа-критика, несвоевременного философа, философа-врача, изобретателя новых возможностей жизни и до философа-законодателя:

Философия Ницше прошла долгий период становления – с 1871 до великого 1888 года, пика его творчества, вслед за которым (в 1889г.) наступает безумие. В этом состоянии философ пребывал еще одиннадцать лет - до самой смерти в 1900 году.В 2015 году исполняется 115 лет со дня кончины этого великого человека и философа.

fridrih_nicshe4

А начинал Фридрих Ницше действительно как филолог. В двадцать пять лет на основании филологических работ его утверждают в должности профессора филологии университета Базеля, что давало ему право принять швейцарское подданство. Ницше отказывается от прусского гражданства, открыто выразив презрение к Германии, Бисмарку и Пруссии.

Из столкновения и борьбы этих двух противоположных начал рождается трагедия, подобно тому, как из борьбы мужского и женского начал рождается новая жизнь:

Это было рождение не только трагедии, но и оригинального способа философствования, в котором противоположные идеи сталкиваются как силы, испытывающие друг друга на прочность, а в столкновении рождается новое, обладающее качествами того и другого.

fridrih_nicshe5

Драматизация идей на разных уровнях напряженности становится одним из самых характерных и важных приемов Ницше, к которому он постоянно прибегает, усиливая и подчеркивая разнополярность идей и сил, разворачивания их борьбу в истории.

Работа была принята холодно, Ницше ощущает свою несвоевременность и одиночество. Все больше он отходит от Вагнера и его окружения, в котором Дитрих варился в первый, профессорский, период своего творчества. Он идет дальше. В это время все больше начинает о себе знать его болезнь.

fridrih_nicshe6

В период льва его окончательно перестают понимать, и главное – болезнь. Головные боли, невозможность читать, писать – только урывками, говорить - с трудом, ощущение полного паралича… Но в болезни он находит опору своей философии: он научился менять точку взгляда - оценивать здоровье с точки зрения болезни и болезнь - с точки зрения здоровья.

Пока Ницше мог менять перспективу взгляда и перемещать ее с одной противоположности на другую, он знал, что является в своей главной основе - вполне здоровым. По-настоящему больным он стал, когда утратил подвижность взгляда. Болезнь и здоровье были масками, одними из многих, которыми Ницше играл по своим правилам, меняя их одну на другую. И пока он мог играть, он был здоров.

fridrih_nicshe7

В 1881 году во время прогулки у озера Сильваплана на него нисходит озарение о Вечном Возвращении. В это время с ним случилась любовная история с Лу Саломе. Ницше хотел на ней жениться. Она показалась ему достойной ученицей и достойной любви.

Здесь отрицание переходит в свою противоположность - утверждение и происходит преобразование ценностей, означающее превращение льва в ребенка. Начинается третий период философа – превращения льва в ребенка.

fridrih_nicshe2

fridrih_nicshe1

1899 год. Фридрих Ницше накануне смерти.

fridrih_nicshe3

Одна из самых спорных работ Фридриха Ницше "Воляа к власти" не является его книгой. Она собрана из четырехсот разных заметок, которые были скомпонованы его сестрой Элизабет Фёрстер-Ницше, которая, с одной стороны, многое сделала для распространения философии своего брата, а с другой, сделал все, чтобы поставить его философию на службу фашизма. И это последнее перечеркивает все ее первые усилия.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Related posts

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.

Цитировать Фридриха Ницше — вовсе не значит понимать его. Но теперь ваша светская беседа спасена. Вот короткие разъяснения пяти ключевых идей философа: антихристианства, нигилизма, смерти Бога, сверхчеловека и воли к власти — и бонусом ответы на вопросы, можно ли считать Ницше нацистом и мизогином.

Долой христианство


Почему Ницше так категорично относился к религии и к христианству в частности?

Екатерина Элбакян, религиовед и доктор философских наук:

По мнению Ницше, христианская религия пришла на смену древнегреческому мифу — иррациональному, недоступному разумной доказательности, постичь который можно с помощью инстинктов. Религия же возникает вместе с рационализмом, олицетворением которого для Ницше был Сократ: именно этот древнегреческий философ внес в культуру морализирование.

Ницше считал, что религия — это следствие вырождения человечества и деградации его психической жизни.

А христианство — это утверждение ценностей низших слоев общества: опираясь на разум, они подавляли иррациональные элементы психики и укрепляли мораль, рациональность и науку. Тем самым они уничтожили культуру Греции, чьим фундаментом были инстинкты, и извратили здоровую волю человека к власти.

Нигилизм

Екатерина Элбакян:

Ницше считал, что такая переоценка необходима, потому что современная христианская религия — симптом декаданса, то есть упадка и деградации жизни общества.

Смерть Бога

Впрочем, если Бог мертв, значит, когда-то он был жив. Более того, Ницше прямо говорил, что это было то самое священное, погибшее под ножами человечества.

Люди не оправдали божественных ожиданий и тем самым уничтожили саму идею Бога.

Сверхчеловек

Говоря о смерти Бога, критикуя христианскую мораль за то, что ей должны подчиняться все, за то, что она обращается к несвободным, подавленным людям, считающим несвободу своим жизненным идеалом, Фридрих Ницше считал, что человек должен быть свободен. Он верил, что христианский идеал слабого человека нужно заменить идеалом Античности и эпохи Возрождения — это сильная и свободная творческая личность, не подчиняющаяся моральным нормам христианской религии:

Не всем эта концепция пришлась по душе. В 1899 году философ Владимир Соловьев выразил сожаление, что идеи Ницше влияют на русских юношей. Его тревожило, что молодые люди увлечены идеей превосходства одних людей над другими и придания себе исключительного значения.

Нападки Ницше на христианство имели широкий резонанс в западной культуре. Его учение о нигилизме и переоценке ценностей отразило кризис общественного сознания, в том числе религиозного, в Западной Европе.

Воля к власти

Дмитрий Лобачев, психоаналитик, преподаватель философии:

Вообще, воля к власти есть у всех нас. Просто каждый, очевидно, в силу своего невроза реализует ее по-своему. Невротик будет добиваться этого с помощью накопления капитала — будь то материальный или моральный; истерик будет скорее манипулировать отношениями, пытаясь стать единственным и незаменимым.

С точки зрения бизнеса, амбиции человека, его воля, страсть к достижению большего — это, пожалуй, прекрасные качества. О них рассказывают на модных тренингах и коуч-сессиях. В семейных отношениях, когда кто-то в паре начинает доминировать над другим (без согласия другого человека) или, скажем, ставит свои желания и амбиции выше потребностей другого человека, это выглядит как минимум некрасиво.

Едва ли можно сказать, что воля к власти является чем-то патологическим или таким, от чего следует избавлять человека.

Лечить от воли к власти — это все равно, что лечить от гравитации или силы притяжения. Можно бороться с ней, и есть люди, спортсмены, например, которые на доли секунды могут нарушить законы физики, скажем, прыгнув выше всех или сделав нечто сложное со своим телом. Но вопрос в другом: нужно ли это делать в повседневной жизни?

Ницше — профеминист?

Отношение Ницше к женщинам было противоречивым. В 1882 году он встретил Лу Саломе (уроженку Петербурга). Она покорила его своим умом и обаянием, но на предложение руки и сердца ответила отказом. Отношения философа с сестрой и вовсе были весьма натянутыми из-за ее антисемитских взглядов. Все это наложило свой отпечаток на мировоззрение Ницше. В его работах есть такие высказывания:

Прочитав их, хочется сделать однозначный вывод, что Ницше мизогин и антифеминист. Как можно думать по-другому?

Однако у Ницше был дерзкий, ироничный и метафорический стиль — должны ли мы понимать приведенные выше цитаты буквально или, наоборот, за ними кроется его критика популярных тогда патриархальных взглядов?

Может быть, Ницше в этих цитатах выражает не свои взгляды, а скорее озвучивает распространенное тогда отношение к женщинам и критикует его?

Как пишут некоторые авторы, становясь на защиту философа: важно не то, что говорил Ницше, а как он это говорил.

Но давайте обратимся к его биографии:

Отрицание авторитетов, жесткая критика современной ему морали и общества, отказ от следования правилам — феминистическая философия сегодня может найти в этом какие-то основы для своей теории.

Анастасия Бабаш:

Правда ли, что Ницше антисемит?

А вот против евреев Ницше не выступал. Более того, именно антисемитизм сестры и ее мужа стал поводом для ссор между родственниками. Многие исследователи вообще считают, что именно сестра Ницше ответственна за то, что труды ее брата расценивают как руководство для нацистов.

Это помогло Элизабет добиться внимания фюрера. Она открыла музей-архив Ницше, который трижды посещал Адольф Гитлер. Он назначил ей пожизненную пенсию за заслуги перед отечеством, а музей объявил центром своей идеологии.

Анна Кигай:

Читайте также: