Эффективность создания мфц как метода противодействия коррупции

Обновлено: 18.05.2024

Правовым основам и практическому противодействию коррупции на муниципальном уровне была посвящена конференция, прошедшая в Совете Федерации.

Выступивший в ходе мероприятия заместитель председателя Совета Федерации Юрий Воробьев напомнил, что за последние три года по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева в стране был принят комплекс мер, направленных на противодействие коррупции. В то же время, признал вице-спикер СФ, ситуация еще очень далека от идеальной. "Общество активно требует от власти новых результатов в сфере борьбы с коррупцией", – подчеркнул он.

Ю.Воробьев отметил, что именно на муниципальном уровне, столь важном в системе управления страной, принципиально важно выработать эффективные механизмы противодействия коррупции. По его словам, активную роль в этом призваны сыграть действия институтов гражданского общества и процесс кадрового обновления муниципальной власти за счет профессионалов. "Проблема в том, что сегодня в регионах и муниципалитетах, несмотря на принятые законодательные изменения, недостаточно известно о ярких примерах борьбы с коррупцией, – сказал он. – Поэтому целесообразно организовать и федеральную площадку для обсуждения подобных примеров, которые могли бы стать примером для всех". По мнению Ю.Воробьева, подобной площадкой может стать и профильный Комитет Совета Федерации.

Ведущий конференции, первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Катанандов напомнил участникам обсуждения об изменениях нормативно-правовой базы в сфере противодействия коррупции на муниципальном уровне. В частности, федеральный закон "О противодействии коррупции" дополнен новыми статьями, которыми устанавливаются ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих муниципальные должности, а также предусматриваются возможности и условия увольнения указанных лиц в связи с утратой доверия. Изменениями в федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" вводятся более строгие ограничения, связанные с муниципальной службой.

Выступивший в ходе конференции директор межотраслевого института коммунальных стратегий Вадим Бондарь рассказал, что по результатам мониторинга мер по противодействию коррупции выявлен целый комплекс проблем, мешающий успешному продвижению по данному пути в муниципалитетах. Был приведен пример с работой по созданию административных регламентов в муниципалитетах: эти документы, регламентирующие предоставление государственными органами услуг гражданам и организациям, лишь отражают сложившуюся на сегодняшний день ситуацию и даже не предусматривают ее качественного улучшения.

В ходе обсуждения были рассмотрены проблемы подготовки и реализации муниципальных программ противодействия коррупции, в том числе, вопросы проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов, эффективность ограничений и запретов в отношении лиц, замещающих должности в структуре органов местного самоуправления. Особое внимание было уделено важности открытости деятельности муниципалитетов, направленной на борьбу с коррупцией. Участники конференции были едины во мнении, что обмен положительным опытом, накопленным в муниципальных образованиях, распространение лучшей практики противодействия коррупции являются действенными мерами, способствующими результативной борьбе с коррупцией на местном уровне.

Директор Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Алексей Херсонцев отметил, что ещё несколько лет назад отношение к подобным центрам было скептическим. Сегодня они способствуют повышению качества обслуживания населения, в том числе путём внедрения в их работу инноваций. На качественно новый уровень выходят взаимоотношения чиновников и граждан. Человек получает гораздо более свободный доступ к необходимой ему услуге, причём в достаточно комфортных ­условиях.

Не менее важно то, что многофункциональные центры становятся средством противодействия коррупции, незаконным поборам с населения. А это чрезвычайно важно в нынешних условиях, когда, как показывают данные мониторинга, так называемые неформальные платежи ещё очень распространены. Да и многие люди сами готовы дать чиновнику взятку с тем, чтобы быстрее получить требуемые от него услуги.

Заместитель директора многофункционального центра Новосибирской области Мария Антонова заострила внимание на вопросе становления и создания новых центров. Этот процесс обычно идёт трудно из-за отсутствия квалифицированных кадров и чёткого понимания – куда при создании центра можно обратиться за поддержкой и помощью. Как всегда, камнем преткновения становится вопрос финансирования, необходимого для их открытия.

Как же при этом одолеть коррупцию? Оказывается, способы есть. Руководитель многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия) Татьяна Гладкова поделилась опытом работы своего учреждения, которое является одним из основных исполнителей республиканского плана по противодействию коррупции. В частности, центр осуществляет антикоррупционную экспертизу нормативных документов, разбирается со случаями необоснованных отказов в оказании гражданам необходимых услуг.

В итоге конструктивного обсуждения участники заседания выработали ряд предложений, в том числе о введении в законодательном порядке стандартов по оказанию услуг.

С докладом на заседании круглого стола выступил директор департамента Минэкономразвития России Алексей Херсонцев, который рассказал о ситуации в данной сфере. По его словам, сегодня в России функционирует 310 МФЦ на территории 66 регионов. В 2012 году их число вырастет до 655, а к концу 2013 года они появятся во всех субъектах РФ. Сегодня на базе МФЦ можно получить более 100 услуг, большинство центров реализует при этом принцип "одного окна".

Выступившие в ходе мероприятия руководители МФЦ из регионов России рассказали о проблемах и перспективах оказания государственных и муниципальных услуг на базе данных центров. Было отмечено, что МФЦ можно рассматривать как один из ключевых факторов снижения коррупции и повышения качества услуг для населения.

Конференция завершила работу принятием комплекса рекомендаций в адрес органов государственной власти и местного самоуправления.

Читайте также: