При помощи чего человек осуществляет непосредственную связь с окружающей средой

Обновлено: 02.07.2024

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают нас в быту, на производстве, в пути, на отдыхе и других условиях обитания. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Многие из них стали хрестоматийными правилами. Вам необходимо усвоить его, что поможет в экстремальной жизненной ситуации подавить страх и действовать так, как того требуют обстоятельства.

Жизнедеятельность – это сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В свою очередь, деятельность означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития, процесс преобразования природной и социальной реальности в соответствии с индивидуальными потребностями, целями и задачами.

Деятельность включает человека в сложную систему отношений, в сложные связи и условия с окружающей средой. При этом под окружающей средой принято понимать целостную систему природных и антропогенных объектов и явлений, в которых протекает труд, быт и отдых людей, то есть все то, что прямо или косвенно влияет на жизнь и деятельность человека. Воздействие на окружающий мир, согласно законам физики, вызывает ответное противодействие ее компонентов. Поэтому деятельность следует рассматривать не как одностороннее воздействие человека на окружающую среду, а как их сложное взаимодействие. В ходе или в результате этого процесса человек может подвергаться воздействию самых разнообразных факторов окружающей среды: физических, химических, биологических. Кроме того, как существо социальное он испытывает влияние психических, информативных факторов.

В XIX веке экологи изучали в основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль человека в этих процессах считалась второстепенной. В XX веке ситуация изменилась, экологов все чаще стала беспокоить роль человека в изменении окружающей среды. В этот период произошли значительные изменения в окружающем нас мире. Биосфера утрачивает свое господствующее значение и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу.

В окружающем нас мире возникли новые условия взаимодействия живой и неживой материи: взаимодействие человека с техносферой, взаимодействие техносферы с биосферой.

В современных условиях все чаще биологическое взаимодействие стало замещаться процессами физического и химического воздействия. При этом уровни физических и химических факторов возросли и часто оказывают негативное влияние на человека и природу. В обществе возникла потребность в защите природы и человека от негативного влияния техносферы.

Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты (объекты защиты). Объекты защиты, как и источники опасностей, многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, общество, государство, природная среда (биосфера), техносфера. Основное желаемое состояние объекта защиты - безопасное. Оно реализуется при полном отсутствии воздействия опасностей. Состояние безопасности достигается также при условии, когда действующие на объект защиты опасности снижены до предельно допустимых уровней воздействия.

Человек и окружающая среда в процессе жизнедеятельности влияют друг на друга. При этом жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации. Человек и окружающая среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативным воздействием на человека и природную среду. Заменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания:

· комфортное, когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и, как следствие, продуктивной деятельности; гарантируют сохранение здоровья населения и целостность среды обитания;

· допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека;

· опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное влияние на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, или приводят к деградации природной среды;

· чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести к летальному исходу, вызвать разрушение в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

Таким образом, взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.

На протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик и, как следствие, мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так продолжалось до середины XIX века - начала активного воздействия человека на среду обитания. В XX веке на Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к частичной, а в ряде случаев региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали:

· высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация;

· рост потребления и концентрация энергетических ресурсов;

· интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства;

· массовое использование транспорта;

· рост затрат на военные цели и ряд других процессов.

Демографический взрыв. Достижения в медицине, повышение комфортности в сфере деятельности и в быту, интенсификация и рост продуктивности сельского хозяйства во многом способствовали увеличению продолжительности жизни человека и, как следствие, росту населения Земли. Одновременно с ростом продолжительности жизни в ряде регионов мира рождаемость продолжала оставаться на высоком уровне. Высокий уровень прироста населения характерен для стран Африки, Центральной Америки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Индии и Китая.

Урбанизация. Одновременно с демографическим взрывом идет процесс урбанизации населения планеты. Этот процесс имеет во многом объективный характер, ибо способствует повышению производительной деятельности во многих сферах, одновременно решает социальные и культурно-просветительные проблемы общества.

Урбанизация непрерывно ухудшает условия жизни в регионах, неизбежно уничтожает в них природную среду. Для крупнейших городов и промышленных центров характерен высокий уровень загрязнения среды обитания. Так, атмосферный воздух городов содержит значительно большие концентрации токсических примесей по сравнению с воздухом сельской местности.

Рост энергетики, промышленного производства, численности средств транспорта. Увеличение численности населения на Земле и военные нужды стимулируют рост промышленного производства, число средств транспорта, приводят к росту производства и потребления энергетических сырьевых ресурсов. Потребление материальных и энергетических ресурсов имеет более высокие темпы роста, чем прирост населения, так как постоянно увеличивается их среднее потребление на душу населения.

Военная промышленность является одним из активных стимуляторов развития техники и роста энергетического и промышленного производства.

Оценивая экологические последствия развития энергетики, следует иметь в виду, что во многих странах это достигалось преимущественным использованием тепловых электрических станций (ТЭС), сжигающих уголь, мазут или природный газ. Выбросы ТЭС наиболее губительны для биосферы.

Во второй половине XX века каждые 12-15 лет удваивалось промышленное производство ведущих стран мира, обеспечивая тем самым удвоение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Очень быстрыми темпами развивалась химическая промышленность, объекты цветной металлургии, производство строительных материалов. Постоянно увеличивался мировой автомобильный парк автомобилей.

Необходимо отметить, что развитие промышленности и технических средств сопровождалось не только увеличением выброса загрязняющих веществ, но и вовлечением в производство все большего числа химических элементов. К настоящему времени в окружающей среде накопились химические соединения, не разрушаемых деструкторами экосистем (отходы пластмасс, пленок, изоляции и т. п.).

Интенсивное развитие сельского хозяйства. Вторая половина XX века связана с интенсификацией сельского производства. В целях повышения плодородия почв и борьбы с вредителями в течение многих лет производились искусственные удобрения и токсиканты, которые не могли не влиять на состояние компонентов биосферы. При избыточном применении азотных удобрений почва перенасыщается нитратами, а при внесении фосфорных удобрений – фтором, редкоземельными элементами, стронцием. При использовании нетрадиционных удобрений (отстойного ила и т. п.) почва перенасыщается соединениями тяжелых металлов. Избыточное количество удобрений приводит к перенасыщению продуктов питания токсичными веществами, нарушает способность почв к фильтрации, ведет к загрязнению водоемов, особенно в паводковый период.

Пестициды, применяемые для защиты растений от вредителей, опасны для человека. Все без исключения пестициды обнаруживают либо мутагенное, либо иное отрицательное воздействие на человека и живую природу.

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, росту коммуникабельности, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на продолжительности жизни людей. Созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала во многом надежды людей.

Появившаяся производственная и городская среда оказалась далека по уровню безопасности и экологичности от допустимых требований. Появление техносферы привело к тому, что биосфера во многих регионах нашей планеты стала замещаться техносферой. Данные экологов показывают, что на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы в настоящее время разрушены в развитых странах, таких как Европе, Северной Америке и Японии.

1. Какая система органов осуществляет непосредственную связь с внешней средой?

2. Чем образовано серое вещество спинного мозга?

3. Какой подотдел нервной системы усиливает работу внутренних органов?



1. Вегетативная нервная система регулирует работу ?

1. Вегетативная нервная система регулирует работу .

2. Вегетативная нервная система состоит из трех отделов.

Парасимпатический и симпатический отделы состоят из .

, расположенных в спинном и головном мозге, отходящие от них волокна собираются в .

, лежащих за пределами центральной нервной системы, и нервных сплетений в стенках.

Отдел целиком расположен на периферии в стенках внутренних органов.

3. Симпатические ядра расположены в .

. 4. Парасимпатические ядра лежат в .


Какая система органов совместно с вегетативной нервной системой управляет деятельностью внутренних органов?

Какая система органов совместно с вегетативной нервной системой управляет деятельностью внутренних органов.


Вегетативная нервная система регулирует работу 1) скелетной мускулатуры 2) только сердца 3) только пищеварительной системы 4) всех внутренних органов?

Вегетативная нервная система регулирует работу 1) скелетной мускулатуры 2) только сердца 3) только пищеварительной системы 4) всех внутренних органов.


Какие системы органов осуществляют связь организма с внешней средой?

Какие системы органов осуществляют связь организма с внешней средой?


Как взаимодействуют нервная и эндокринная системы при регуляции работы внутренних органов?

Как взаимодействуют нервная и эндокринная системы при регуляции работы внутренних органов.


Впишите в текст пропущенные слова?

Впишите в текст пропущенные слова.

Эндокринная система осуществляем регуляции органов через кровь с помощью _________ .

Нервная система осуществляет регуляцию с помощью ________________ , приходящих к органам по нервам .


Акая система органов у животных транспортирует питательные вещества газы выводит вредные вещества 1 система органов дыхания 2 нервная система 3 выделительная система 4 кровеносная система?

Акая система органов у животных транспортирует питательные вещества газы выводит вредные вещества 1 система органов дыхания 2 нервная система 3 выделительная система 4 кровеносная система.


Какая система отвечает за связь организма с окружающей средой обеспечение взаимосвязанной работы всех систем органов?

Какая система отвечает за связь организма с окружающей средой обеспечение взаимосвязанной работы всех систем органов.


Впишите в текст пропущенные словаЭндокринная система осуществляем регуляции органов через кровь с помощью _________ ?

Впишите в текст пропущенные слова

Эндокринная система осуществляем регуляции органов через кровь с помощью _________ .

Нервная система осуществляет регуляцию с помощью ________________ , приходящих к органам по нервам .


Срочно помогите?

Из предложенного списка выберите примеры рефлекторной функции спинного мозга : А) спинной мозг регулирует работу внутренних органов (сердце, почки, желудок) Б) в спинном мозге находятся центры, обеспечивающие движение диафрагмы и дыхательных мышц В) спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу Г) из спинного мозга выходят центробежные волокна, передающие импульсы к органам и тканям Д) в спинном мозге замыкаются рефлекторные дуги, регулирующие функции сгибания и разгибания конечностей Е) спинной мозг передает нервные импульсы от головного мозга к органам.

Человек осуществляет непосредственную связь с окружающей средой при помощи своих анализаторов. Характеристики анализаторов человека необходимо учитывать при создании безопасных систем.

Антропометрическая совместимость предполагает учет размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения (позы) оператора в процессе производственной деятельности. При решении этой задачи определяют объем рабочего места, зоны досягаемости для конечностей оператора, расстояние до приборного пункта и др. Сложность обеспечения этой совместимости заключается в том, что антропометрические показатели у людей разные.

В целях обеспечения безопасности деятельности размеры тела человека необходимо учитывать в следующих случаях:

- при определении оптимальной высоты от уровня пола или рабочей площадки зон наблюдения за работой механизмов, включая зону обработки, органы настройки, приборы контроля и сигнализации;

- при выборе формы и размеров органов управления.

Для правильного использования антропометрических данных человека при проектировании машин применяют методы сомографии или моделирования.

Метод сомографии заключается в конструировании схематических изображений человеческого тела в разных положениях в зависимости от операций, которые он должен выполнять. В основе метода моделирования лежит использование моделей человеческой фигуры.

Более обстоятельно вопросы антропометрии рассматриваются в эргономике, изучающей законы оптимизации рабочих условий.

Биофизическая совместимость подразумевает создание такой окружающей среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физиологическое состояние человека, что напрямую связано с вопросами безопасности.

Особое значение имеет терморегулирование организма человека, которое зависит от параметров микроклимата. Теплообмен осуществляется благодаря теплопроводности, конвекции, тепловому испарению и теплоизлучению.

Биофизическая совместимость учитывает также требования организма к виброакустическим характеристикам среды, освещенности и другим физическим параметрам.

Энергетическая совместимость предусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движений.

Силовые и энергетические параметры человека имеют определенные границы. Для приведения в действие сенсомоторных устройств (рычагов, кнопок, переключателей и т.п.) могут потребоваться очень большие или чрезвычайно малые усилия. И то и другое плохо. В первом случае человек будет уставать, что может привести к нежелательным последствиям в управляемой системе. Во втором случае возможно снижение точности работы системы, так как человек не почувствует сопротивление рычагов.

Возможности двигательного аппарата представляют определенный интерес при конструировании защитных устройств и органов управления.

Информационная совместимость имеет особое значение в обеспечении безопасности.

В сложных системах человек обычно непосредственно не управляет физическими процессами. Зачастую он удален от места их выполнения на значительные расстояния. Объекты управления могут быть невидимы, неосязаемы, неслышимы. Человек видит лишь показания приборов, экранов, мнемосхем, слышит сигналы, свидетельствующие о ходе процесса. Все эти устройства называются средствами отображения информации (СОИ). При необходимости рабочий пользуется рычагами, ручками, кнопками, выключателями и другими органами управления, в совокупности образующими сенсомоторное поле. СОИ и сенсомоторные устройства - это так называемая модель машины (комплекса). Через нее человек осуществляет управление самыми сложными системами. Чтобы обеспечить информационную совместимость, необходимо знать характеристики органов чувств человека. Например, человек не может одновременно следить за показаниями десяти или более мониторов, отражающих характер производственного процесса, и корректировать их параметры и т. д.

Психологическая совместимость связана с учетом психических особенностей человека. В настоящее время уже сформировалась особая область знаний, именуемая психологией деятельности. Это один из разделов безопасности жизнедеятельности.

Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решить только инженерными методами. Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма лежат не инженерно- конструкторские дефекты, а организационнопсихологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности. Недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих надежность (безопасность) деятельности.

Психология безопасности рассматривает психические процессы, психические свойства и особенно подробно анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.

Особенностями психики обусловлены такие явления, встречающиеся у некоторых людей, как боязнь замкнутых (клаустрофобия) или открытых (агорафобия) пространств.

Эффективность деятельности человека зависит от уровня психического напряжения. Превышение критического уровня ведет к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности. Нормальная нагрузка (эмоциональная стимуляция) человека не должна превышать 40-60% максимальной нагрузки, то есть нагрузки, когда наступает снижение работоспособности.

Социальная совместимость предопределена тем, что человек - существо биосоциальное. Решая вопросы социальной совместимости, учитывают отношения человека к конкретной социальной группе и социальной группы к конкретному человеку. Социальная совместимость органически связана с психологическими особенностями человека. Поэтому часто говорят о социально-психологической совместимости, которая особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях в изолированных группах. Но знание этих особенностей позволяет лучше понять аналогичные феномены, которые могут возникнуть в обычных ситуациях.

Технико-эстетическая совместимость заключается в обеспечении удовлетворенности человека от общения с техникой, цветового климата, самого процесса труда. Например, всем знакомо положительное ощущение при пользовании изящно выполненным прибором или устройством.

Для решения многочисленных и чрезвычайно важных техникоэстетических задач привлекаются художники-конструкторы, дизайнеры.

Основные термины и определения безопасности жизнедеятельности

История возникновения научной и учебной дисциплины

Безопасность - ситуация, при которой кому - или чему-нибудь не существует угрозы со стороны кого - или чего-либо. При этом не исключается наличие одновременно нескольких источников опасности и их потенциальных жертв. Безопасность последних обеспечивается, когда конкретные жертвы парируют вне опасности, либо для них они вообще не существуют.

Безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. В области стандартизации безопасности продукции, работ (процессов) и услуг обычно рассматривается с целью достижения оптимального баланса ряда факторов (включая такие нетехнические факторы, как поведение человека), позволяющих понизить до приемлемого уровня риск нанесения ущерба здоровью людей, имуществу, окружающей среде. Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ФЗ №184). Безопасность - состояние защищенности прав граждан, природных объектов, окружающей среды и материальных ценностей от последствий несчастных случаев, аварий и катастроф на промышленных объектах (ГОСТ Р 12.3.047).

Безопасность является важнейшей потребностью человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, в информации. Это общенаучная категория, которая не является чем- то осязаемым, материальным и выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов конкретного мира, как внутренняя и внешняя политика, оборона, экономика, экология, социальная политика, здоровье народа, информатика, технология и т.п.

С другой стороны, это вполне конкретняе, ясняе и четкая научная категория, своей сутью и содержанием направленная на защиту жизненных интересов человека, общества, государства.

Характерно, что в современных условиях сущностью безопасности считается защита не только государства и его политических институтов, но, в большой мере, человека и общества. На первый план выдвигается проблема социальной безопасности в широком смысле этого слова, безопасности социума - личности, отдельных групп населения, общества в целом.

Различают два типа безопасности:

- гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений и катаклизмов;

- реальная защищенность от опасностей, способность надежно им противостоять. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

- состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

Факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные). Химические и физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения). Социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Вредное воздействие на челове ка - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.

Благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

Безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - комплексная дисциплина, изучающая возможности обеспечения безопасность человека применительно к любому виду человеческой деятельности. БЖД - это научная дисциплина, изучающая опасность и защиту от нее.

Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.

Цель изучения - получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.

Окружающая среда влияет на внешний вид: форму, размеры и даже расцветку организмов. У них формируются определенные приспособления для передвижения, ловли добычи, укрытия, а также особенности внутреннего строения (дыхание, пищеварение, сердечнососудистая система и т.д.), которые необходимы им для выживания в условиях определенной среды обитания.

№ 2. Какие структуры организма человека имеют непосредственный контакт с окружающей средой?

С окружающей средой непосредственный контакт имеют только кожные покровы человека.

№ 3. Что такое гомеостаз?

Гомеостаз – это физиологическое состояние живого организма, при котором он может сохранять постоянство своей внутренней среды путем поддержания динамического равновесия и скоординированных реакций.

Стр. 61. Вопросы после параграфа

№ 1. Почему кровь, лимфу и тканевую жидкость называют внутренней средой организма?

Внутренняя среда – это все жидкости в организме (лимфа, кровь, тканевая жидкость), окружающие живые клетки и обеспечивающие для и жизнедеятельности необходимые условия. Главной частью внутренней среды любого живого организма является межклеточное вещество, которого в соединительных тканях больше всего.

Лимфа, кровь и тканевая жидкость обеспечивают клетки организма всеми необходимыми веществами, поддерживают постоянство его физиологических процессов и удаляют продукты обмена. При этом каждая структура выполняет свой ряд функций:

Кровь переносит кислород и углекислый газ, доставляет питательные вещества и выводит продукты обмена из тканей;

Лимфа выполняет защитную функцию и действует по типу дренажа (возвращает тканевую жидкость в кровяное русло);

Тканевая жидкость отвечает за связь клеток и крови (в клетки из тканевой жидкости поступают кислород и питательные вещества, которые кровь поставляет в ткани).

№ 2. Каковы основные функции крови?

К основным функциям крови относятся:

Питательная – перенос к органам и тканям питательных веществ, которые поступают в организм с продуктами питания и усваиваются в кишечнике;

Дыхательная – доставка кислорода от лёгких ко всем клеткам организма, а также выведение углекислого газа через лёгкие за пределы тела во внешнюю среду;

Терморегуляционная – реагирует на понижение температуры окружающей среды и, нагреваясь, переносит тепло из печени и скелетных мышц к органам, которые нуждаются в обогреве (это может быть головной мозг, кожа и т.д.);

Защитная – лимфоциты и антитела, которые содержатся в крови, оперативно реагируют на попадание в организм опасных веществ и микробов, уничтожая их и нейтрализуя их пагубное действие. Благодаря еще одному компоненту крови – тромбоцитам в местах повреждения сосудов образуются тромбы – сгустки крови, которые защищают организм от кровопотерь и препятствуют попаданию инфекций внутрь;

Регуляторная – гормоны и прочие вещества поставляются по всему организму, тем самым обеспечивается постоянство его внутренней среды (химического и физического состояния) – гомеостаз;

Выделительная – выведение продуктов обмена из тканей в почки и печень для дальнейшего выделения их во внешнюю среду;

Транспортная – способность переносить вещества от одних органов к другим.

№ 3. Что представляет собой тканевая жидкость и какова её роль в организме?

В организме человека кровь движется только по кровеносным сосудам. Однако небольшая часть плазмы фильтруется под давлением через тонкие стенки капилляров.

В межклеточное пространство попадает и вода с растворенными в ней органическими и минеральными веществами. В результате образуется тканевая жидкость, которая является частью внутренней среды живого организма и имеет схожий с плазмой состав.

Тканевая жидкость служит передаточным звеном между кровью и клетками, которые она окружает. В клетки из тканевой жидкости поступают кислород и питательные вещества, которые кровью доставляются в ткани организма.

№ 4. Что такое лимфа и каковы её основные функции?

Из тканевой жидкости часть веществ переходит в слепозамкнутые лимфатические капилляры, образуя лимфу. Она является одним из важных составляющих компонентов внутренней среды живого организма и представляет собой прозрачную жидкость.

Лимфатические капилляры собраны в крупные лимфатические сосуды, в местах слияния которых образуются лимфатические узлы. Все это вместе образует целостную лимфатическую систему организма.

Лимфа выполняет защитную и транспортную функцию, а также выступает в роли дренажа, возвращая тканевую жидкость в кровяное русло и удаляя ее избыток в органах.

Стр. 61. Задание

Раскройте взаимосвязь между основными структурами, образующими внутреннюю среду организма человека.

Внутренняя среда организма человека представляет собой сочетание трех основных жидкостей, которые окружают клетки и тем самым обеспечивают для их жизнедеятельности необходимые условия. К этим трем жидкостям относятся: кровь, лимфа и тканевая жидкость. Они обеспечивают клетки организма необходимым веществами, поддерживая тем самым постоянство его химического состояния и физиологических функций.

Стр. 61. Подумайте

Почему кровь считают символом жизни?

Потому что кровь в живом организме выполняет множество функция: дыхательную, питательную, терморегуляционную, выделительную, регуляторную, защитную и транспортную. С ее помощью в клетки тканей и органов поступает кислород и необходимые для жизнедеятельности всего организма питательные вещества, а также осуществляется вывод продуктов обмена во внешнюю среду. Благодаря этому организм существует и очищается, функционирует и полноценно живет.

Рис. 1. ГДЗ биология 8 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: § 13 Состав внутренней среды организма и её функции


Оглавление

  • Введение
  • 1. Взаимосвязь человека с окружающей средой

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медико-биологические основы безопасности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Взаимосвязь человека с окружающей средой

Жизнедеятельность любого человека обеспечивается за счёт постоянного взаимодействия с окружающей средой, которая как предоставляет все необходимое для организма, так и оказывает на него воздействие комплексом различных факторов.

Под окружающей средой подразумевается совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов. Окружающая среда включает в себя среду обитания и производственную среду.

Среда обитания — это непосредственно окружающая человека среда, единый континуум абиотических и биотических факторов различной природы (физических, химических, биологических, психофизиологических, социально-экономических), которые находятся вне организма и способны оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное влияние как на человеческий организм на любом из этапов его онтогенеза, так и на его потомство. Иными словами, среда обитания представляет собой пространство, в рамках которого происходит жизнедеятельность человека — жилье, зоны рекреации, транспортные средства, место учебы или работы и т.д. (рис. 1).


Рис. 1. Факторы среды обитания, определяющие здоровье человека

Производственная среда представляет собой ту часть среды обитания, где человек осуществляет свою трудовую деятельность. В структуру производственной среды входит комплекс профессионально обусловленных вредных и опасных факторов и условий, воздействующих на организм человека во время его пребывания на рабочем месте.

Любой живой организм, включая организм человека, обладает определенным уровнем резистентности (сопротивляемости, устойчивости) к воздействию различных факторов окружающей среды и способен переносить их без неблагоприятных последствий до тех пор, пока интенсивность такого воздействия не превышает возможностей адаптации (приспособления). Если указанное воздействие выходит за пределы устойчивости организма, то возникает риск неблагоприятных последствий, в зависимости от масштабов которых факторы окружающей среды подразделяются на опасные и вредные. К опасным факторам относят такие факторы, воздействие которых на человека при наличии определенных условий способно вызвать резкое ухудшение состояния здоровья или привести к травме. Вредным фактором принято обозначать тот фактор, воздействие которого на человеческий организм в определенных условиях обусловливает возникновение заболевания или снижение работоспособности. К основным эффектам, регистрируемым в исследованиях эпидемиологического типа при изучении воздействия факторов окружающей среды, относятся: смерть (необратимый исход); болезнь (сочетание симптомов и результатов лабораторных исследований, характеризующих нарушения нормальной жизнедеятельности организма, сопровождающиеся ограничением его адаптационных возможностей и снижением способности к труду); нетрудоспособность (ограничение привычной для данного индивида жизнедеятельности, пониженный функциональный статус с точки зрения способности быть независимым от других людей и самостоятельно исполнять повседневные функции в бытовой сфере, во время профессиональной деятельности или отдыха; может быть временной или постоянной — общая и профессиональная инвалидность); преморбидные состояния — бессимптомные, доклинические (временно компенсированные, скрытые изменения, которые выявляются только с применением специальных чувствительных клинических или лабораторных методов); дискомфорт (причиняющие неудобства ощущения — усталость, тошнота, головокружение и другие); неудовлетворенность жизнью (может сопровождаться нарушением эмоционального состояния в форме ажитации, депрессии и других). Схематически спектр последствий негативных воздействий факторов окружающей среды можно представить в виде пирамиды, острие которой ориентировано на наиболее тяжелые варианты исходов — смерть или развитие клинически выраженной патологии (рис. 2).


Рис. 2. Варианты последствий воздействия опасных и вредных факторов окружающей среды на здоровье человека

Соотношение между клинически выраженными, субклиническими и бессимптомными стадиями заболеваний обычно варьирует в значительном диапазоне, зависящем от особенностей значимых факторов окружающей среды (интенсивности, длительности и механизмов воздействия).

По обобщенным ориентировочным оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), средний удельный вес влияния основных четырех групп факторов на состояние здоровья населения соответствует для образа (стиля) жизни (курение, употребление алкоголя и наркотиков, особенности питания, условия труда, гиподинамия, социально-экономические и материально-бытовые условия, семейное положение и другие) — 49-53 %; для генетических и биологических факторов — 18–22 %; для факторов окружающей среды — 17–20 %. Оставшиеся 8–10 % приходятся на состояние системы здравоохранения (своевременность и качество медицинской помощи, эффективность профилактических мероприятий и другое).

Механизмы и эффекты влияния неблагоприятных факторов окружающей среды на состояние здоровья населения входят в сферу интересов различных научных дисциплин, включая экологическую патологию, экологическую генетику, экологическую иммунологию, экологическую эпидемиологию, эпидемиологию неинфекционных и профессиональных заболеваний, гигиену окружающей среды и населенных мест, экологию человека, экологическую токсикологию, гигиену питания, гигиену труда и другие.

Еще в глубокой древности были описаны случаи тяжелых заболеваний среди рудокопов, кожевников, металлургов. Тогда же стали известны негативные последствия поступления токсичных веществ в организм с продуктами питания. Так, например, среди граждан Древнего Рима, использовавших свинцовую посуду, были распространены нарушения репродуктивного здоровья и экзогенные психические расстройства из-за хронической интоксикации свинцом.

Широко известен случай массового отравления людей ртутью, который произошел в Ираке в 1971–72 годах и был связан с ртутьсодержащими пестицидами, использованными для протравливания семенного зерна. Закупленная в США партия протравленного и окрашенного в красно-бурый цвет семенного зерна была частично использована неграмотным сельским населением в пищу. У тех, кто ел хлеб, приготовленный из этого зерна, очевидные признаки отравления проявлялись не сразу. В 1972 г. началась катастрофическая реакция — почти пятьсот человек умерло, десятки тысяч тяжело заболели.

В настоящее время описано всего около двадцати экологически обусловленных заболеваний, при которых экологический фактор является основной этиологической причиной. Значительно чаще встречаются другие, не столь специфические заболевания, которые принято называть экологически зависимыми. При экологически зависимых заболеваниях неблагоприятные факторы окружающей среды способствуют их возникновению или утяжелению, но непосредственной причиной (этиологией) является другой фактор (например, инфекционный агент, переохлаждение, генетические нарушения, гормональные сдвиги и другие). К экологически зависимым заболеваниям относятся, в частности, болезни органов дыхания, нарушения мужского и женского репродуктивного здоровья, врожденные пороки развития, злокачественные новообразования и многие другие.

Исследования эпидемиологического типа позволяют установить причинно-следственные связи между факторами окружающей среды и показателями здоровья населения. Как один из ведущих аналитических инструментов рассматривается интенсивно развивающаяся в последние десятилетия методология оценки риска здоровью.

Важным критерием неблагоприятного воздействия среды на здоровье населения является профессиональная заболеваемость, показатели которой характеризуют существующие условия труда. К особенностям профессиональной патологии относится то, что из-за одновременного воздействия нескольких вредных производственных факторов у одного человека могут быть диагностированы по 2–3 и более заболеваний. Например, сочетание вибрации, шума, пыли и физических перегрузок у работника, использующего ручной механизированный инструмент, может привести к возникновению у него таких профессиональных заболеваний, как пневмокониоз, вибрационная болезнь, нейросенсорная тугоухость и другие. В современной структуре профессиональных заболеваний первое ранговое место занимают заболевания органов дыхания (пневмокониозы и токсико-пылевой бронхит), второе — вибрационная болезнь, третье — заболевания периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата, четвертое — нейросенсорная тугоухость. Остальные профессиональные заболевания представлены случаями интоксикаций соединениями свинца, марганца и ртути, хлором, органическими растворителями, а также зооантропонозов (бруцеллез и туберкулез и других).

Производственно-обусловленная заболеваемость — это заболеваемость нозологическими формами различной этиологии (в основном полиэтиологичными), прямо коррелирующая со стажем работы в неблагоприятных условиях и превышающая таковую в профессиональных группах, не контактирующих с вредными производственными факторами.

Читайте также: