Подумайте почему студенты будущие юристы очень тщательно изучают римское право

Обновлено: 30.06.2024

Актуальность темы. Философия права - это древняя наука с большой историей: она уже была представлена в произведениях Платона и Аристотеля, достигла особого развития в Западной Европе в XVII-XVIII вв. и продолжает функционировать в системе гуманитарного знания современности. В России сегодня наблюдается значительное повышение интереса к философии права как со стороны философов, так и со стороны юристов.
Необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности.

Содержание

Введение……………………………………………………………. …. …. 3
1.Соотношение права и философии Древнего Рима. 5
2.Философско - правовые концепции в Древнем Риме. 9
Заключение……………………………………………. 19
Список использованных источников и литературы…………. 21

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. по философии права май 2013 г..docx

Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. - 65 г. н. э.) римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель императора Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма. Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров.

Был фактическим правителем Рима в молодые годы Нерона, однако позднее был оттеснён от власти, когда отказался санкционировать репрессии против противников Нерона и против христиан. По приказу Нерона покончил жизнь самоубийством.

Этика Сенеки - этика пассивного героизма. Изменить в жизни, говорил он, ничего нельзя. Можно только презирать ее напасти. Величайшее дело в жизни - твердо стоять против ударов судьбы.

Нужно господствовать над своими страстями, не быть у них в рабстве. Что же касается счастья, то оно целиком зависит от нас в том смысле, что несчастлив лишь тот, кто сам считает себя несчастным. Лучше всего принимать все, как оно есть. В этом и состоит пассивная героика стоицизма и то величие духа, которое проповедовал стоицизм и что привлекало к нему его последователей.7

При всем его фатализме и проповеди покорности судьбе Сенека восхваляет реальные достоинства человека и готовность его ко всякому повороту судьбы. Именно при такой готовности только и можно достичь для себя состояния сильной и неомраченной радости, мира и гармонии духа, величия, соединенного с кротостью, приветливостью и просветленностью.

Результатом такого расположения духа будет постоянное спокойствие и свобода ввиду устранения всяких поводов к раздражению и страху.

Сенека справедливо замечает, что всякая жестокость происходит от немощи. Он проповедует по возможности мягкое отношение к рабам. В отличие от Аристотеля, который старался не замечать в рабах людей, Сенека прямо заявляет, что и рабы - люди, требующие к себе хорошего отношения. Сенека утверждает, что все люди, в сущности, равны. Отношение Сенеки к рабам, выраженное в его сочинениях, немного смягчало жестокие римские нравы. Всему этому и должна учить философия, мудрость. Таково ее высшее и единственное предназначение.

Этика Сенеки противоречива. Зачем нужна энергия, если все же от нас ничего не зависит? Если нет большой цели? Это противоречие стоики так и не смогли разрешить. Культ разума и силы духа и признание бессилия человека перед непонятной человеческому разуму судьбой, от которой всего можно ожидать, перед волей бога как личного мирового разума, идущего непознаваемыми для человека путями, несовместимы. 8

Эта утешительная мысль напоминает одну из основных мыслей

Сенека - космополит. Он говорит о человечестве, а не о каком-либо одном избранном народе. И для него общее отечество для всех людей - весь мир, космос. В этом Сенека следует за киником Диогеном Синопским, который первый назвал себя космополитом, и за греческими стоиками.

Система взглядов и, особенно, нравственная позиция Сенеки оказали сильное влияние не только на его современников, но и на мыслящих людей всех последующих поколений. По содержанию основных положений учения Сенеки его считают первым в Риме представителем учения стоиков.

Эпиктет - философ-стоик, живший в конце I и начале II века н.э. был рабом, в Эпире открыл свою школу.

Простота, ясность и благородство произведений Эпиктета оказывали такое влияние, что чтение сочинений этого язычника, столь, впрочем, близкого по духу к христианской нравственности, было весьма распространено в монастырях первых веков христианской эры.

Эпиктет - типичный представитель стоицизма, хотя в своем презрении к точному знанию следовал более за киниками, чем за стоиками, а в нравственном его учении заметен менее резкий и горделивый тон, чем обычный для стоицизма.

Именно вторая из указанных особенностей - стоический аскетизм - сближает Эпиктета с христианскими писателями.

У Эпиктета не было научных исследований или доказательств известных положений; он не интересуется ни логикой, ни физикой, ни даже теоретическим обоснованием этики.

Он - проповедник, моралист; наука имеет для него ценность лишь постольку, поскольку ею можно воспользоваться для целей нравственной жизни, для того, чтобы сделать человека свободным и счастливым.

Главная задача философии Эпиктета состоит в освобождении человека и даровании ему этим путем счастья. Важнейшими понятиями, требующими выяснения, являются свобода или то, что в нашей власти. В нашей власти находится внутренняя жизнь сознания и главным образом воля. Все внешнее не в нашей власти. Главная задача состоит в правильном понимании того, что в нашей власти, и в правильном отношении ко всему, что не зависит от нас.

Независящее от нас не должно покорять свободы нашего духа; мы должны ко всему внешнему относиться равнодушно.

Даже величайшее несчастье недолжно нарушать покоя мудреца: все случающееся в связи событий необходимо и целесообразно, поэтому из всего можно извлечь какую-то нравственную пользу. На величайшего преступника мудрец будет смотреть как на несчастного; обращение внутрь себя влечет за собой свободу.

Этику Эпиктета можно свести к трем основным положениям:

1)всякое существо, а, следовательно, и человек, стремится к тому, что ему полезно;

2)истинная сущность человека состоит в духовности, благодаря которой он будет родственен Божеству; обращаясь к этой своей природе, единственно ценной и свободной, человек находит счастье;

3)дух человека по природе нуждается в совершенствовании и развитии, которые достигаются упорной работой над самим собой.

При несомненной близости учения Эпиктета к воззрениям христианской морали, есть у него и черты, не свойственные христианству – например, его интеллектуализм, черта, свойственная греческим философам, заставляющая его видеть добродетель в правильном понимании, в истинном знании .

Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия (121 –180 г н.э.), после смерти отца был усыновлен императором Антониной Пием и впоследствии сам стал императором.

Главным наставником Марка в философии был Квинт Юний Рустик, который познакомил его с сочинениями Эпиктета.

В бытность свою в Афинах он учредил там четыре кафедры философии - для каждого из преобладающих в то время философских направлений - академического, перипатетического, стоического и эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание.

Безусловно правы те, кто называл Марка Аврелия философом на троне. Он в основном исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках - это этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.11

Пессимистически оценивая суетность и быстротечность жизни, Марк Аврелий все же отмечает, что в этой жизни есть нравственные ценности, к которым следует стремиться, это - справедливость, истина, благоразумие, мужество.

Марк Аврелий смотрит на человека как на сложное социальное существо, которое, с одной стороны, живет настоящим, суетным, а с другой - его деятельность преследует долговременные цели.

Поэтому он осуждает того, кто свои дела не согласовывает с высшими целями, под которыми он понимает благо государства. Марк Аврелий считает, что, несмотря на тщетность жизни человека, перед ним стоят высокие нравственные задачи, которые он, повинуясь долгу, должен выполнять.

И в этом ему помогает философия.

В Древнем Риме были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Античные мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания.

Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков и римлян в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики позднейших времен.

Каждый из мыслителей обрел множество учеников, последователей или философов, развивающих его учение, и уже одним этим внес свой неоценимый вклад в развитие европейской цивилизации.

Право Древнего Рима – Римское право - как наиболее развитая правовая система древности легла в основу для современной европейской системы права, к которой принадлежит и Россия.

Содержание римского частного права вышло далеко за рамки отношений рабовладельческого общества и приобрело универсальный характер. Оно имело огромное значение в развитии гражданского права в Средние века и в Новое время.

Римское частное право послужило основой законодательства многих западноевропейских государств в качестве образцов при разработке кодексов Нового времени (особенно в отношении права собственности и договорного права). Понятия, выработанные римскими юристами, с их точностью формулировок и чёткостью выводов легли в основу научной разработки современного гражданского права.

В римском праве также сложились и были развиты такие важнейшие действующие в настоящее время правовые институты и понятия как правоспособность, договор, юридическое лицо, давность, гражданство и т.д.

Из этого можно сделать закономерный вывод, что основы всей современной европейской цивилизации были заложены уже в античные времена в древней Греции и в Древнем Риме.

Гражданский кодекс, по которому мы живем, выстроен во многом на римском праве. Хотя, конечно, через несколько передаточных звеньев. Они начали это делать три тысячи лет назад. Это оказалось на самом деле живучим. Им удалось создать практически универсальную систему.

Как одно из античных племен умудрилось распространить свое право на все человечество. В чем секрет? Надо рассматривать два варианта ответа. С одной стороны, нужно иметь римские легионы. Но с другой стороны, римляне внутри своей общины вырабатывают практически универсальную модель. Что такое право? Искусство доброго и справедливого, как его определяют юристы. Если мы сейчас спросим не улице, что такое справедливость, кто ее определяет? Нам скажут, государство, что-нибудь такое высокое, страшное. А римлянин скажет — нет, большая справедливость возникает из маленьких частных, это совокупность множества частных справедливостей. Вот если со мной поступают справедливо, справедливо с вами поступают, справедливо с ним. Так мы перейдем к определению справедливости.

Флавий Юстиниан I

До универсальности оставалось несколько веков. Со временем все это усложнялось, разрасталось и т. д. В определенный момент — очень сильно упрощаю, конечно, — юристы начинают воспринимать то, чем они занимаются, искусством. Очень красивое определение, когда юрист пишет про себя: мы называем себя жрецами справедливости. Это почти религия. Начинают воспринимать это как искусство, как науку, как то, что требует осмысления, рефлексии постоянной. Начинают разрабатывать систему права.

Если 20 лет назад представить российскую улицу, на которой одна машина вьехала в другую. Что бы сделали восемь из десяти водителей? Взяли монтировку и вышли разбираться. Что бы сделал римлянин? Пошел в суд, предъявил иск о возмещении ущерба. У него мозг был устроен так, что он искал бы правовую коллизию. Восстановить порушенную ниточку паутинку, чтобы она снова начала действовать. Вот система, которую они сумели разработать, именно она оказалась универсальной. Именно римляне придумали, что право делится на частное и публичное. Что право делится на общее для всех народов и право цивильное, то, что мы называем правом граждан какого-то народа. Наконец, то, что внутри права граждан будет деление на право лиц, право вещей и право обязательств. Право собственности относится к вещному праву. И внутри каждого из разделов пойдут подразделы, секции.

В том, что все это великолепие не пропало, огромную роль сыграл персонаж, живший полторы тысячи лет назад. Это Восточная Римская империя, Западная уже отсутствует примерно 60 лет как. На Востоке на императорский трон поднимают очень любопытную личность, выходца из простых людей по имени Юстиниан. Которого охватывает совершенно неудержимая мечта, которая сейчас прозвучит очень зловеще. Потому что с тех пор мы видели много таких мечтателей восстановить Римскую империю в ее величии и мощи. Для него восстановление империи — это не просто вернуть все земли. Для него восстановление империи — это и приведение в порядок права. Выстраивание правового универсума.

У права, которое я описывал, права, растущего снизу, есть ровно один минус: число юристов не уменьшается, их становится все больше, больше. Те, кто жил давно, оставляют свои тексты. В судах начинается совершеннейший ужас, когда судья, к которому приходят истец и ответчик, вынужден выслушивать бесконечные отсылки стороны истца и стороны ответчика, это новые, новые, новые тексты. А потом разбираться во всех этих текстах. Бывали случаи, когда тяжба разрешалась в ту или иную пользу, когда истец уже давно умер, ответчик умер, их сыновья уже умерли. И результат тяжбы был озвучен внукам истца и ответчика каким-то очередным по счету судьей, потому что судьи тоже умерли.

Много из того, что вы прочтете, будет близко, понятно и знакомо. Если мы перенесемся в средние века Европы, плюс 700 лет к Юстиниану, мы имеем вот эту рукопись, где мы видим, что университеты Европы вырастали на изучении права Юстиниана. Да, университеты начинаются с изучения права. Юридические факультеты самые древние. Первенство оспаривают, как известно, медицинский и теологический факультеты, но, все-таки, юриспруденция, мне приятнее думать, что она была первой.

Про универсальность можно говорить и по-другому. Например, Наполеон, один из самых знаменитых портретов в императорской одежде и диадеме? Он иммитирует Юстиниана I. Для него император — это Юстиниан. Этому есть еще доказательство. В 1804 году Наполеон становится императором. Что он делает именно в этот год? Провозглашает кодекс, который известен тогда как кодекс Наполеона, а сейчас весь мир знает его, как французский гражданский кодекс. Это он и есть, туда внесены поправки, обновления.

Если мы обратим внимание на современное право, в котором не так много, как хотелось бы, осталось от римского, но вот портал кассационного суда в Риме. Несколько статуй из тех, что там есть: Марк Антистий Лабеон, Сальвий Юлиан, Гай, Фабиниан. Это все классические юристы от I века до нашей эры до III века нашей эры. Это же все классика римского права. Почему же эти статуи стоят на портале кассационного суда? Для судей совершенно однозначно, что эти юристы олицетворяют саму идею права. Ведь не то, что в стенах кассационного суда Рима цитируют ночи напролет римских юристов, нет. Но они олицетворяют саму идею того, что такое право, каким оно должно быть и какими должны быть юристы, если мы говорим про личный облик служителя.

Скажу крамольное, вы видите государство. Государство, которого римляне не знали. Но что есть государство, как не правовой конструкт? Формально правовой, подчеркиваю. Если шагать через эпохи довольно широкими шагами, то господство частного права, частных отношений длилось очень долго, на самом деле. Оно приобретало самые разные формы, зачастую неприятные, сугубо извращенные, например, феодализм, который не знал государства и, более того, был ему противоположен. Но все это господство частных отношений базируется на частных правовых сделках. Когда эта система начинает давать сбой массовый, а это где-то начало XV-XVI века, очень много чего в Европе творится, об этом можно много говорить. Но когда начинает давать сбой система, на первый план выходят кто? Не рыцари, не священники, выходят горожане, бюргеры, буржуазия. Которые говорят: дайте нам спокойно торговать, спокойно производить то, что мы продаем. Дайте нам спокойствие. Гарантируйте нам его юридически, гарантируйте нам права.

И медленно, очень медленно, где-то там до конца XVIII века, и очень мучительно, начинает прорастать сама идея государства. Как гаранта, конечно. Как той системы институтов, которая очень четко выделяет публичное пространство, отделяя его от частных пространств и гарантирует, что в публичных пространствах сделки и отношения будут в безопасности.

Конечно, еще влияет много чего. Идея граждан для государства, идея силового управления. Это полностью противоположно, конечно. Если почитать теоретиков, на кого они будут ссылаться? Есть такое направление — юснатурализм, есть юристы, которые опираются на право и понимают, что сначала право, а потом государство. А есть те, кого называли легистами, от слова lex — закон, что все, что дает государство — и есть право, любой закон становится правом. В Европе очень мощная культура того, что называется юридическим, т. е. они понимают, что сначала право, а потом государство. В России традиционно первично было государство.

Статуи портал кассационного суда в Риме

Права человека — это наследие римского права. В самом Риме понятия прав человека не было, но это понятие вырастает из римского материала. Это в XVII веке впервые прозвучало как права человека, но это именно правовая культура. Вы видите борьбу за права отдельного человека, вы видите саму идею конституции, как правоустанавливающего акта. Как того документа, который создает политический порядок, обратите внимание. Легистам не нужна конституция, им нужна воля правителя. Легизм восходит в этом плане к Востоку. К тому, что называется восточной деспотией. Когда есть воля монарха, а все остальное идет лесом.

Если мы когда-нибудь доживем до момента, когда римское право — система принятия справедливости как совокупности множества частных справедливостей, — покажется нам эпизодом далекого прошлого, это значит, что мы доживем до того момента, когда конкретный человек для нас ничего не будет значить.

Читайте также: