Как мвд защищает права

Обновлено: 04.07.2024

Параносенков Павел Михайлович, начальник 1 отдела УПП УРЛС ГУ МВД России по г. Москве, майор внутренней службы.

В статье рассмотрены принципы и основы деятельности полиции Российской Федерации по соблюдению прав и свобод граждан с учетом обстоятельств, возникших в условиях реформирования правоохранительной системы, которые дают основания рассматривать правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по соблюдению и уважению прав человека, как крупную проблему, имеющую важное значение, как с точки зрения теории, так и практики.

Ключевые слова: государство, полиция, правовое регулирование, права и свободы граждан, исполнительная власть.

Observance of human rights as a fundamental principle of activities of the police of the Russian Federation

Paranosenkov Pavel Mikhajlovich, head of the 1st Department of Administration for Work with Personnel of the Main Administration of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Moscow, major of internal service.

The article concerns principles and fundamentals of activities of the police of the Russian Federation for observance of rights and freedoms of citizens taking into consideration the circumstances arising in conditions of reform of law-enforcement system that provide grounds to consider legal regulation of activities of agencies of internal affairs on observance and respect of human rights as a large problem that is important both from the viewpoint of theory and practice.

Key words: state, police, legal regulation, rights and freedoms of citizens, executive power.

В современном обществе должен функционировать эффективно действующий государственный механизм, который подчеркивает приоритет прав и свобод человека перед другими ценностями и позволяет гражданину воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами в целях реализации своих прав.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина, они являются непосредственно действующими и определяющими смысл, содержание и применение законов, а также деятельность государственной власти. Значение этих норм трудно переоценить, т.к. они подчеркивают приоритет прав и свобод человека перед другими ценностями и закрепляют принципиальное положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются определяющими для содержания и применения законов, деятельности государственной власти и органов местного самоуправления.

При формировании принципов соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации необходимо исходить из общепризнанных источников международного права: Устава Организации Объединенных Наций 1945 г., Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактов о гражданских и политических правах и экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод" 1950 г. и др., где они звучат как "уважение и соблюдение прав человека и основных свобод".

Деятельность любого органа государственной власти подчинена достижению единой цели - обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Это является его прямой и важнейшей обязанностью и заключается в создании организационных, правовых и иных условий для реализации прав и свобод. Данные принципы закреплены в ст. 4 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", ст. 5 Федерального закона "О Федеральной службе безопасности", ст. 4 Федерального закона "О внешней разведке", ст. 3 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и др.

На современном этапе развития правоохранительной системы особое место и значимость приобретает деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, непосредственно созданных для обеспечения указанных прав и свобод человека и гражданина, и по своей сущности именно она тесно сопряжена с необходимостью причинения мер государственного принуждения, специальных средств, а также с вторжением в частную жизнь граждан. Многие международно-правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов, содержат разнообразные стандарты по поддержанию правопорядка, прямо предусматривающие их уважительное отношение к правам человека:

  • деятельность полиции основывается на принципах законности, уважении прав и свобод, чести и достоинства личности, гуманности и гласности;
  • ограничения на осуществление прав и свобод необходимы лишь для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других граждан и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе;
  • должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство и поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам;
  • права и особый статус женщин и несовершеннолетних должны уважаться;
  • к жертвам и свидетелям преступлений следует относиться с состраданием и уважением их достоинства;
  • применение должностными лицами по поддержанию правопорядка силы и огнестрельного оружия должно осуществляться при надлежащем уважении прав человека и др.

В процессе реформирования органов внутренних дел при разработке принципов деятельности полиции Российской Федерации, направленных в первую очередь на защиту прав и свобод гражданина и человека, учитывался отечественный и зарубежный опыт функционирования полицейских институтов, темпы модернизации России, достижения науки, а также преобразования в правоохранительной сфере.

В главе 2 Федерального закона Российской Федерации "О полиции" закреплены и раскрыты основные параметры новой, партнерской, а не доминантной модели взаимоотношений полиции и общества, что позволяет каждому сотруднику органов внутренних дел при осуществлении своих обязанностей ощущать себя частью общества, а обществу лучше понимать, что оно делегировало полиции функции защиты себя от бесправья.

Российская полиция по разнообразию и объему возложенных на нее контролирующих и ограничивающих функций является ближайшим к народу инструментом государственной власти. Министерство внутренних дел Российской Федерации охватывает мероприятия по защите всех и каждого от угроз, создаваемых преступными и иными противоправными посягательствами, и распространяется на сферы обеспечения личной, физической, имущественной безопасности граждан. Полицейские структуры реализуют свою компетенцию по обеспечению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

Административная деятельность - это наиболее объемная составная часть деятельности, осуществляемая органами внутренних дел с помощью различных административно-правовых методов и средств. Эта деятельность в большей степени регламентируется нормами административного законодательства, что влечет вступление органов внутренних дел в административно-правовые отношения с различными субъектами по поводу реализации и обеспечения их прав и свобод, в т.ч. гражданами, не подчиненными в служебном отношении полиции, государственными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, государственными служащими, служащими (представителями) общественных организаций, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Одним из основных условий соблюдения прав и свобод человека и гражданина является четкое выполнение сотрудниками полиции своих обязанностей.

В современном обществе сотрудники полиции часто и в своем большинстве с опасением относятся ко всему, что связано с правами человека, т.к., по сложившемуся мнению, права человека более связаны с защитой преступника, нежели жертвы. В связи с этим необходимо определить, что права человека должны выступать реальным фактором, определяющим назначение, содержание и формы их практической деятельности.

Необходимо сделать вывод, что не права человека должны подгоняться под нужды обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, а, наоборот, указанные виды деятельности должны максимально сообразовываться с правами человека. Данное положение является ключевым, выражающим суть практической деятельности полиции.

Создание определенных и конкретных правовых норм, процедур и механизмов, которые граждане могли бы использовать для защиты своих прав, а также конституционное регулирование деятельности всех государственных институтов, в т.ч. полиции, должны являться основой для разработки и реализации механизма защиты основных прав и свобод граждан. Обеспечение верховенства права является обязательным условием соблюдения полицией прав человека, поскольку оно устанавливает и ограничивает функции и полномочия полиции, диктует нормы, регламентирующие профессиональное поведение, а также определяет место и роль полиции в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина в целом.

В ряде федеральных законов основания ограничений основных прав и свобод человека и гражданина выступают как необходимое условие для деятельности органов внутренних дел, в первую очередь полиции, осуществляющих охрану и защиту прав и свобод всех граждан, поэтому в них требуется более детальное и строгое регулирование. Такие законы, необходимые в интересах общества, одновременно таят опасность злоупотреблений ими, тем более, что отдельными из них установлена потенциальная возможность применения силы. Эта опасность еще более усугубляется ввиду того, что под видом установления и конкретизации процедуры применения ограничений ведомственные приказы, инструкции, законы субъектов Российской Федерации фактически нередко вводят дополнительные "неправовые" ограничения прав человека. В связи с этим следует более тщательно соблюдать меру при отсылке законов к подзаконным актам, не снижая тем самым законодательного потенциала и не делая его слишком зависимым от ведомственных актов.

При формулировании принципов деятельности полиции Российской Федерации в законодательстве необходимо исключать нормы декларативного и пропагандистского характера, накладывающие на полицейскую деятельность определенные ограничения.

В настоящее время невозможно проанализировать в достаточном объеме содержание одного из основополагающих принципов деятельности российской полиции как соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, а также его закрепление в конституционно-правовом законодательстве России, однако, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что положения ст. 5 Федерального закона Российской Федерации "О полиции" в целом и по своей сути соответствуют требованиям международно-правовых актов в сфере организации и деятельности должностных лиц по поддержанию правопорядка и обусловлены характером и природой отношений между государством и личностью.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Нередки факты нарушений прав и свобод. Причины тому различные: преступность, бюрократизм, коррупция, злоупотребления служебным положением. Каждый человек должен иметь право устранить их допустимыми законом способами, т. е. обеспечить защиту (охрану) прав и свобод человека и гражданина, (ложно рассчитывать на то, что основные права и свободы граждан будут претворяться сами собой. В жизни эти процессы носят зачастую конфликтный характер. В этой связи вопросом первостепенной важности становится необходимость надлежащей охраны прав и свобод граждан. Если говорить обобщенно, то все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Защита прав и свобод человека — это очень большая проблема.

Гарантии основных прав и свобод — это прежде всего экономические, политические, а также специально-юридические (правовые) средства обеспечения реального претворения их в жизнь. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства (ст. 45 — 54 Конституции РФ). Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. В них четко определяется порядок и правила применения этих прав и обязанностей, устанавливаются меры юридической ответственности за посягательства на них, их ущемление. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Решать вопрос о том, защищать или не защищать свое право и свободу может только сам обладатель права.

Соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ, ст. 2 Конституции РТ), государственная защита прав и свобод гарантируется ( ст. 45 Конституции РФ, ст. 33 Конституции РТ). Защита прав и свобод личности включает целый комплекс средств и мер. Важнейшими из них выступают:

  • 1. Выявление, пресечение и недопущение фактов нарушений прав и свобод личности. Высшие представительные и исполнительные органы РФ и РТ принимают нормативные акты, направленные на упрочение прав и свобод, совершенствование их защиты, повышение ответственности за их соблюдение. Правоохранительные органы занимаются профилактикой правонарушений, раскрывают и расследуют преступления, посягающие на права и свободы граждан.
  • 2. Восстановление нарушенных прав и свобод личности. Оно осуществляется, как правило, путем: отмены неправомерных юридических актов (например, приказа об увольнении лица); возложения обязанности возместить причиненный ущерб (оплатить ремонт поврежденного транспортного средства и т. д.); возврата имущества собственнику (передача похищенной вещи владельцу по решению суда и др.); опровержения сведений, порочащих честь и достоинство.
  • 3. Применение норм юридической ответственности. Это наиболее жесткая реакция государства на факты нарушений прав и свобод личности. Для виновного наступают негативные последствия в виде лишений определенных благ, назначаются, например, меры наказания. Они могут касаться как личности правонарушителя (лишение свободы, увольнение и др.), так и его имущества (конфискация, штраф и др.)

Внутригосударственная защита прав и свобод личности

Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.

Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:

Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:

  • Высшие - Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Органы судебной власти
  • Органы субъектов Российской Федерации - Органы местного самоуправления
  • Правоохранительные органы


Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).

Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).

Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.

Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.

Международная защита прав и свобод личности

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ). Международная защита прав человека исторически сложилась в результате совместных действий государств по предупреждению и устранению нарушений. Усилия государств в этом направлении объединяет ООН.

В ООН учрежден и другой специальный орган — Комитет по правам человека. Он осуществляет контроль за выполнением государствами, в том числе Россией, своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), обращает внимание правительств на необходимость обеспечения прав человека.

Как ООН заставляет изменять какое-либо государство свою практику или политику? Эта международная организация не имеет силовых способов, она действует только путем убеждения, концентрации международного общественного мнения, введения экономических санкций. Военное вмешательство — Исключительная мера, принимаемая по решению Совета Безопасности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Пристальный интерес правоохранительных органов к бизнесу чреват проблемами. Однако запрос из ОЭБиПК или даже полноценная проверка МВД ещё не означает, что шансов отстоять свои права нет. Своевременное обращение к юристам помогает добиться многого.

Для начала стоит отметить, что запрос на предоставление документов (а иногда и проверка) не всегда связан непосредственно с вашей деятельностью. Периодически проблема в контрагенте, который допустил серьёзные нарушения. Если он попытался перенести ответственность за сомнительную сделку на вашу компанию, а также если по совокупности других факторов к вам возникли вопросы, возможна проверка.

Защита при получении запроса о предоставлении документов

Вы не обязаны выполнять незаконные требования. Если то, что у вас запрашивают, вы не можете предоставить без нарушения законодательства, именно это и нужно пояснить.

Одна из самых распространённых ошибок – это предоставление всех документов вне зависимости от того, обоснованно ли их запросили или нет. Некоторые собственники бизнеса думают, что тем самым они продемонстрируют лояльность правоохранительным органам, а это снимет с них вопросы. Однако из практики можно сказать, что чем больше данных вы показываете, тем больше к вам возникает вопросов.

И наоборот: если компания демонстрирует готовность отстаивать свою позицию, если её интересы защищают опытные юристы, то сотрудники МВД нередко теряют интерес к такой фирме. Безусловно, всё индивидуально, и надо вникать в отдельно взятую ситуацию. Но в целом, если к вам поступил запрос, то лучше всего обратиться к разбирающемуся в этой теме юристу, чтобы понять, что делать дальше, какие документы выдавать, какие – нет, как всё оформлять. Так вы не предоставите на себя же компромат.

Защита при вызове на допрос или дачу объяснений

В связи с проверкой организации полицией возможно проведение разных мероприятий. Очень часто сотрудников, а также владельцев вызывают на допрос или на дачу объяснений/опрос. Если первое является обязательным, то второе – добровольным. Тем не менее, отказ сотрудничать может насторожить работников правоохранительных органов.

Поэтому желательно идти навстречу, но к соответствующему разговору тщательно подготовиться, провести предварительную консультацию с юристом, обсудить все моменты, которые в принципе могут затрагиваться.

Учтите: явка как на допрос, так и на дачу объяснений, возможна с адвокатом. Вы имеете на это право по закону (ст. 48 Конституции). Кроме того, явка на допрос обязательна, а вот дача показаний – далеко не всегда.

На что именно нужно обращать внимание во время проведения допроса или же дачи показаний? На то, как именно всё фиксируется, что вы подписываете. Перед тем, как отвечать, разберитесь с формулировками, избегайте двойных трактовок. Всё, что вы скажете, нужно предварительно обдумать. Вам надо быть полностью уверенным: ничего из сказанного не обернётся впоследствии против вас и вашего бизнеса.

Подробную консультацию по поводу того, как именно лучше всего вести себя при даче объяснений или же во время допроса, стоит предварительно получить у адвоката. Чем лучше вы будете понимать происходящее, тем меньше вероятности, что вас смогут запугать и вытащить из вас ту информацию, которую вы не собирались разглашать.

Наши сотрудники очень хорошо разбираются в том, как проходят допросы. Мы можем спрогнозировать большинство вопросов в ваш адрес и по вашему бизнесу, а иногда и по конкретному делу. В процессе общения с адвокатом Вы узнаете, что именно вам предстоит. В итоге вы будете чувствовать себя увереннее при самом стрессовом допросе. А, значит, вероятность того, что из вас достанут лишнюю информацию, уменьшается.

Помощь при проведении обысков, выемок, обследований и других мероприятий

В ходе полицейской проверки возможны разные процессуальные действия: выемка документов, обследования или же обыски. Они должны проходить строго в рамках установленных в законодательстве процедур, которые часто нарушаются. Если вы видите, что сотрудники МВД ведут себя некорректно, Вам не нужно им противодействовать. Необходимо фиксировать всё, что они делают, чтобы получить возможность подать жалобу.

Основная проблема в такой ситуации в том, что большинство граждан не знает своих прав. Поэтому ни владелец бизнеса, ни сотрудники компании могут не понять, что происходит нарушение. Адвокат при проверке полезен же тем, что прекрасно разбирается в нюансах проведения такой процедуры и подмечает все детали.

Ещё один момент связан с фиксацией. Сотрудники правоохранительных органов могут изъять камеры, любые записывающие устройства. В итоге у компании не будет на руках доказательств. Однако забрать у адвоката сотовый или камеру они не имеют права. В итоге нередко даже присутствие нашего сотрудника со средствами фиксации останавливает проверяющих от нарушений.

Юридическая защита при проверке МВД направлена на защиту ваших прав как физического лица (лиц), так и на отстаивание интересов компаний. Адвокат способен при наличии адвокатского ордера выступать в качестве представителя генерального директора и компании при проведении соответствующих мероприятий. Крайне важно поручить именно ему контакт с сотрудниками правоохранительных органов, поскольку работники организации могут наделать грубых ошибок. Более того, общение сотрудников компании (а не адвоката) с проверяющими будет походить на допрос и приведёт к разглашению тех сведений, которые вы не хотели бы и не обязаны раскрывать.

Юристу/адвокату же непосредственно ответственность не угрожает, плюс опытные профессионалы неоднократно бывали в таких ситуациях. Поэтому им гораздо легче сохранять хладнокровие, следить за тем, что именно проверяющие делают, не нарушают ли они установленную УПК РФ и иными законами процедуру.

Помощь при проверке МВД зачастую состоит в том, чтобы указать, на что конкретно сотрудники правохранительных органов имеют право, а на что – нет. К примеру, при проведении обыска они могут взломать замки и сейфы, в рамках обследования – нет. Во время обыска проверяющие вправе запретить вашим сотрудникам передвигаться по офису и общаться между собой. А вот во время обследования они не могут этого сделать, в противном случае речь будет идти о превышении должностных полномочий.

Тем самым адвокаты защитят ваши права. Они не позволят незаконно собирать факты, которые впоследствии могут быть использованы против вас и вашего бизнеса.

К любому человеку на улице может подойти полицейский. Иногда это просьба стать понятым, показать документы или обращение за помощью, если ищут преступника или свидетелей нарушения. Но бывают причины посерьезнее: личный досмотр, требование покинуть какое-то место и даже задержание.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

При любой встрече с полицейским не помешает знать свои права и грамотно ими пользоваться. Желаем вам, чтобы эта статья никогда не пригодилась, но если вдруг к вам на улице подошел полицейский, вот самая простая инструкция на такой случай.

Закон суров, но это Россия, детка

Мы любим российские законы, но не все сотрудники правоохранительных органов с нами солидарны. В этом документе — ваши права по закону, а вот какой будет встреча с полицейским в реальности, мы не можем предсказать. Храни вас бог.

Сохраните эти карточки на телефон и поделитесь с друзьями.

Право узнать должность, звание и фамилию полицейского, посмотреть служебное удостоверение

Как это работает. Если полицейский находится при исполнении и подходит к любому человеку по любой причине, первое, что он должен сделать, — представиться. По закону положено сообщать должность, фамилию и звание. Можно попросить у полицейского служебное удостоверение, он обязан показать его по требованию.

Если вы сами подходите к полицейскому, он тоже обязан представиться. Данные сотрудника можно записать.

Право не носить с собой паспорт и другие документы

Как это работает. Ни в одном законе нет требования, чтобы обычный человек, который идет в магазин, на работу или гуляет с ребенком, имел при себе паспорт. То есть полицейский может попросить документы для проверки, но если у вас их нет, вы ничего не нарушаете. Это не повод задерживать вас или штрафовать, Можете просто сказать, что паспорта с собой нет, он дома или в машине.

Но и тут тонкая грань: если есть основания для проверки документов или нужно выяснить личность, полицейский может доставить в отделение, чтобы там установить личность. Для этого тоже нужны конкретные причины, но всегда проще показать хоть что-то : военный билет, права. Забирать паспорт не имеют права.

См. также:

Право на вежливое обращение

См. также:

Право знать причину обращения и проверки документов

Как это работает. Полицейский не может просто так попросить вас пройти в отделение или предъявить паспорт для подтверждения личности. У любого обращения должна быть причина. Даже для проверки документов есть четкий список оснований, и просто любопытство полицейского там не упоминается. Второе действие любого полицейского, который что-то от вас хочет, — объяснить, почему он остановил вас и зачем ему ваши документы.

Вот все причины для проверки документов:

  1. Есть подозрения, что человек преступник или в розыске. Например, у полиции ориентировка на убийцу, насильника или сбежавшего из тюрьмы, а прохожий очень похож на него.
  2. Есть повод возбудить дело из-за административного нарушения. Например, пешеход перешел дорогу в неположенном месте или курит на детской площадке.
  3. Есть основания для задержания по закону. Например, если какой-то гражданин зашел на охраняемую территорию.

Грань между невыполнением законных требований полицейского и защитой своих прав очень тонкая. В случае чего суды встают на сторону полиции: мол, нет оснований не доверять сотрудникам, вы что-то нарушили или похожи на преступника, поэтому у вас попросили документы. Так что решайте сами, показывать паспорт или нет. Но помните, что по закону для проверки должны быть конкретные причины и вам должны их заранее назвать.

См. также:

Право на извинения

У МВД даже есть специальный приказ о том, как нужно извиняться. И это реально работает. Если написать жалобу или суд установит, что полицейский нарушил права, он обязан извиниться максимум в течение месяца. Есть случаи, когда полицейский выругался матом, а потом извинялся за это. А еще ему объявили выговор. Извинения пригодятся, если на работе узнали, что вы якобы что-то нарушили, вас задерживали или в чем-то подозревали, а потом выяснилось, что все беспочвенно.

Право объяснить свои действия или ничего не говорить

Как это работает. Полицейский обязан выслушать пояснения: почему человек попал на охраняемую территорию, подрался или не платит алименты. Это не значит, что объяснения помогут избежать штрафа или задержания, но они помогут смягчить наказание. Но бывают случаи, когда говорить ничего не хочется. На это есть полное право по Конституции.

Нельзя путать отказ от показаний против себя и близких с неявкой в суд в качестве свидетеля, если речь не о родственнике. За такое уже могут наказать по уголовному кодексу.

См. также:

Право сохранять в тайне сведения о частной жизни

Как это работает. Когда полицейские что-то проверяют, возбуждают дело о нарушении или расследуют преступление, они могут узнать чьи-то секреты. Например, машина может быть и правда похожа на ту, что в розыске, и остановили ее законно. Но человек едет там не с женой, а с подругой, отношения с которой не хотел бы предавать огласке. При проверке выяснилось, что с машиной все в порядке, но полицейский не может пойти и написать в соцсетях, кого он сегодня остановил и что интересного увидел в машине при досмотре.

Сведения о частной жизни, которые нельзя разглашать, — это информация, которая относится к конкретному человеку, касается именно его, не контролируется обществом и государством и в которой нет нарушения закона. Если кто-то не платит налоги или избил посетителя кафе — это не частная жизнь. Но если тот же человек завел любовницу или у него трое внебрачных детей — это уже частная жизнь.

Полицейский может узнать эту информацию, но не может ее разглашать без согласия человека. За такое можно требовать извинений, компенсации, и вообще это уголовная статья. Хотя, как обычно, есть тонкая грань между тем, что можно делать, и тем, за что наказывают.

Право на отказ быть понятым

См. также:

Право на составление протокола при задержании, изъятии и досмотре

Как это работает. Допустим, у полицейского нашлись основания вас задержать или провести личный досмотр. Причины для этого найти несложно. Но каждое такое действие должно сопровождаться составлением протокола — до, а не после. В протоколе должны быть указаны все обстоятельства, потом это пригодится. Например, там должно быть указано время задержания, потому что есть лимит: на сколько можно задержать человека и с какого времени считать этот срок.

Без протокола не могут досмотреть машину, забрать какие-то бумаги, мигалку или выписать штраф. В протоколе отмечают данные понятых, свидетелей и обстоятельства дела. Всегда требуйте протокол и внимательно его читайте. Нет протокола — ваши права нарушены, это повод отменить наказание.

См. также:

Право изучить протокол и оставить замечания

Как это работает. Протокол обязательно дают подписать тому, в отношении кого он оформлен. Можно изучать его как угодно долго и оставлять там любые замечания. Можно и не подписывать, но лучше так не делать.

Право получать информацию и изучать документы

Как это работает. Полицейский должен не только изложить причину обращения или задержания, но и объяснить, какие права у вас есть в конкретной ситуации. Например, что вы можете не свидетельствовать против себя, что вас могут задержать максимум на три часа. Или что у вас есть право на адвоката и звонок. Вы можете узнавать, что с вашим заявлением, читать протокол и знакомиться с результатами экспертизы.

См. также:

Право на адвоката

Как это работает. С первой минуты общения с полицейским у вас есть право пользоваться услугами адвоката. Можно ничего не говорить и ничего не показывать, пока не приедет адвокат. Всегда лучше иметь под рукой телефон адвоката, которому доверяете или которого вам рекомендовали. И в любой непонятной ситуации звонить ему. Иногда на полицейских это действует магически: они начинают по-другому разговаривать, а претензии отпадают сами собой.

См. также:

Право на звонок близким

Как это работает. Если к вам просто подошел полицейский на улице, он вас еще не задерживает и ничего не предъявляет. Вы можете звонить, кому захотите. Если же вас задержали, права и свободы ограничены. Но право на один телефонный звонок все равно есть: можно сделать его в течение трех часов после задержания или попросить полицейского сообщить родным, что с вами и где вы находитесь.

Право на предупреждение о применении силы или спецсредств

Как это работает. Полиция может применить физическую силу, дубинку и даже оружие. Но не когда захочет, а если это допускается по закону и инструкциям.

Например, если человек требует пригласить понятых при досмотре или снимает полицейского на камеру, это не повод силой вытаскивать его из машины и бить дубинкой. Применять силу можно, только если нужно предотвратить преступление, доставить нарушителя в отделение или он противодействует законным требованиям полицейского. При этом сначала сотрудник обязан предупредить о намерении применить силу, дать время на исполнение требований — и только потом что-то делать.

Отдельные требования есть для спецсредств: электрошокеров, слезоточивого газа, водометов, служебных собак. Еще строже с оружием. Нельзя применять силу к беременным, детям и инвалидам. Нельзя разгонять мирную демонстрацию или законный митинг, где никто ничего не нарушает.

См. также:

Право участвовать в митингах и демонстрациях, если они согласованы

Как это работает. По закону полиция может попросить участников незаконного митинга разойтись. Например, если это мешает дорожному движению или есть опасность для других людей. Но если митинг согласован, власти дали разрешение провести его в это время и в этом месте, никто не нарушает закон — люди мирно идут с плакатами, устраивают акции, не вредят чужому имуществу и ни на кого не нападают, — требование покинуть место демонстрации незаконное. Митинги и шествия не запрещены — в них можно участвовать, но нужно правильно организовать.

См. также:

Право снимать полицейского на камеру

Как это работает. Просто берете и снимаете. Никто не может вам запретить съемку, если это не спецмероприятие и не гостайна. Все, что делает полицейский при досмотре, задержании и проверке документов, можно записывать на камеру или диктофон. Запрет — незаконный. Это касается и полицейских, и инспекторов ГИБДД.

Вас тоже могут снимать, но обязаны об этом предупредить.

См. также:

Право жаловаться

Как это работает. На действия и бездействие полицейского можно пожаловаться его начальству, в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Если ваши права нарушены, вы не обязаны с этим мириться. Досмотр без протокола, нецензурные слова при общении, физическая сила без предупреждения, задержание без основания, требование взятки — все это повод для жалобы.

В жалобе начальству можно попросить разобраться в сложившейся ситуации и принять меры к виновному сотруднику. А в суде можно требовать признать действия и бездействие незаконными — это повод для компенсации.


1. Аналитические материалы Белгородской области Управление Федеральной миграционной службы России на 2011 год.

2. Булавин С.П. Историческое наследие П.А. Столыпина в контексте современного реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Административное право и процесс. – М.: Юрист. – 2012. – № 1. – С. 11–18.

Полиция как орган правопорядка имеет большое значение в защите прав и свобод граждан и государства. Компетенция полиции получает свое проявление в различных сферах деятельности общества, таких, например, как охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, исполнение судебных приговоров и многих других. Существует множество факторов в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина, влияющих на деятельность органов правопорядка в целом и их взаимоотношения с этими гражданами.

Цель работы – исследование деятельности полиции в механизме обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина на основании анализа законодательства Российской Федерации и общественного мнения.

Материал и методы исследования

Материалом для анализа послужили данные исследований с 2011 по 2013 год, содержащие сведения о деятельности полиции. Также использованы результаты собственных исследований нормативно-правовых актов и периодической литературы в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Результаты исследования и их обсуждение

Заложенная в Законе новая социальная модель органов правопорядка основывается на выполнении профессиональных полицейских функций. Во главу угла поставлена безопасность личности, защита ее прав и законных интересов от противоправных посягательств. А основным направлением деятельности становится предупреждение и профилактика преступлений и административных правонарушений [2].

В данном правовом акте заложены принципиальные положения, направленные на повышение уровня защищенности прав и свобод граждан, эффективности деятельности полиции по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка. В их числе:

  • общественный контроль за деятельностью органов полиции, их должностных лиц; формирование системы оценки работы подразделений полиции на основе общественного мнения и уровня удовлетворенности граждан правоохранительными услугами;
  • обеспечение четкого соблюдения полномочий, предоставленных сотрудникам полиции;
  • жесткие требования к профессиональной пригодности лиц, проходящих службу в обозначенной государственной структуре, постоянное совершенствование уровня профессионализма каждого сотрудника;
  • развитие правоохранительной деятельности на основе использования достижений инновационных технологий и др.

Основополагающей целью реформы ведомства является кардинальное изменение социальной роли органов внутренних дел в обществе, в первую очередь, предусматривающее постепенное вытеснение из их деятельности карательной функции.

Реформы МВД России обусловлены насущной потребностью руководства Российской Федерации, всего гражданского общества в повышении доверия к полиции и качественном улучшении их деятельности.

Основаниями реформирования послужили:

  • грубые нарушения сотрудниками полиции законности и служебной дисциплины;
  • недовольство граждан, негативные оценки в средствах массовой информации, коррумпированность определенной части личного состава;
  • осложнение криминогенной обстановки в отдельных регионах страны и слабые результы оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (по мнению граждан);
  • недостаточный уровень профессионализма в среде сотрудников органов внутренних дел, размывание профессионального ядра, слабая социальная защищенность сотрудников и членов их семей;
  • напряжение в обществе, нарастающее в связи с участившимися проявлениями экстремизма и терроризма, новыми угрозы и вызовы национальной безопасности Российской Федерации.

Главной отличительной чертой полиции является ее социальная функция, выраженная в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

Анализ общественного мнения показывает, что базовые потребности населения России в безопасности и защите от преступных посягательств в настоящее время остаются в значительной степени неудовлетворенными. Как свидетельствуют результаты опросов населения, проводимых различными социологическими центрами и службами, уровень доверия населения к правоохранительным органам, в том числе и к органам внутренних дел, на протяжении длительного времени остается низким [8].

Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что реально ни отдельная личность, ни общество в целом не ощущают себя теми субъектами, на защиту интересов которых в полной мере направлена деятельность сил правопорядка.

В целом предполагается, что реализация положений закона обеспечит условия для решения широкого круга текущих политико-правовых проблем, касающихся деятельности системы МВД России, а также вопросов социально-экономического развития страны, связанных со снижением уровня преступности, действенностью системы профилактики преступлений и правонарушений, повышением уровня защищенности личности и качества услуг, оказываемых населению правоохранительными органами.

Перед государством и обществом стоит сложная задача – комплексная модернизация отечественного законодательства, касающегося сферы деятельности органов внутренних дел, включая его приведение в соответствие с достигнутым уровнем общественных отношений; устранение несогласованности, разрозненности и пробельности правового регулирования данной сферы деятельности; сосредоточение основной деятельности сил правопорядка на выполнении задач по противодействию и профилактике преступности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также исключение дублирующих и несвойственных полиции функций.

Заключение

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что реформа органов внутренних дел должна обеспечить реальное внедрение в правоохранительную практику самых передовых достижений науки и техники, в том числе новейших информационных технологий.

Обязательными условиями организации работы полиции станут открытость, опора на население, эффективное управление и оптимизация правоохранительной деятельности, обеспечение надлежащего внутреннего и внешнего взаимодействия, разумная экономия ресурсов.

Только так можно получить и удержать доверие и уважение широкой общественности. Предлагаемые ориентиры не претендуют на исчерпывающее решение всех проблем, стоящих перед системой МВД России, в том числе в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан, однако поддержка, опора на население, качественное исполнение служебных обязанностей, строжайшее соблюдение законности и дисциплины должны стать приоритетными в деятельности сотрудников полиции.

Читайте также: