При какой температуре окружающего воздуха для обеспечения

Обновлено: 30.06.2024

Во всех климатических зонах зимний и летний периоды эксплуатации наиболее контрастно влияют на работу автомобиля и, соответственно, на работу его электрооборудования.

При этом надо помнить, что все основные узлы и агрегаты машины имеют, как правило, общеклиматическое исполнение. Это означает, что они могут быть не полностью приспособлены к предельным условиям некоторых климатических зон. Например, пуск двигателя автомобиля при температуре воздуха -30. -40°С часто жизненно необходим, а работоспособность стартерного аккумулятора в пусковом режиме для этих условий не нормируется. Это вызвано тем, что физические свойства активных материалов кислотных батарей при таких температурах резко снижают мощность разряда по сравнению с разрядом при положительной температуре воздуха.

Часто, во время суровых зимних морозов, показатели разряда аккумулятора оказываются недостаточными для вращения стартером вала двигателя с целью осуществления его пуска. Следовательно, при температуре окружающего воздуха -30°С и ниже для обеспечения уверенного пуска мотора необходимо не только полностью заряжать аккумулятор, но и осуществлять его подогрев. Средства подогрева могут быть различны: аккумулятор можно снимать с автомобиля и уносить в тепло или подогревать непосредственно на месте ее установки. Для облегчения пуска двигателя от холодного аккумулятора могут применяться и другие средства (подогрев моторного масла и топлива, впрыск специальной жидкости, облегчающей пуск мотора, в карбюратор и др.).

Основы эксплуатации аккумулятора

У аккумуляторов, пригодной к эксплуатации, плотность электролита (водного раствора серной кислоты) должна быть не ниже 1,25 г/см3, в идеале - 1,27+1 г/см3 (при +25°С), а значение напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) при положительной температуре - не менее 12,6 В.

С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления аккумулятора. Поэтому аккумулятор на автомобиле не всегда восстанавливает свою емкость после разряда. Обычно степень заряженности аккумулятора зимой составляет 70-75%, если напряжение на клеммах батареи равно 13,9-14,3 В при работающем двигателе и включенном ближнем свете. Поэтому в тяжелых условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках холодного двигателя и коротких пробегах) целесообразно периодически (желательно не реже 1 -го раза в месяц) производить заряд аккумулятора от стационарного зарядного устройства и при положительной температуре, предварительно измерив плотность электролита. В зимнее время аккумулятор полезно обогревать теплом от двигателя, чтобы эффективнее происходил ее заряд от генератора. Для этого часть радиатора (со стороны аккумулятора) целесообразно закрывать от встречного холодного потока воздуха.

Что следует учесть зимой

Общеклиматическое исполнение аккумулятора относится лишь к материалу его корпуса, а разрядные характеристики у новых батарей при их производстве контролируются только при -18°С. На легковом автомобиле при работе двигателя аккумулятор может нагреваться от его тепла . Зимой полезно обеспечить нагрев аккумулятора с целью улучшения условий ее подзаряда от генератора. Охлаждение неутепленного аккумулятора до температуры окружающего воздуха в холодное время года составляет 16-20 часов.

Предельные значения температуры окружающего воздуха (от -40°С до -60°С для старых типов аккумуляторов с мастикой и от -40°С до -70°С для аккумуляторов с общей крышкой) определены для работы батарей по условиям сохранения их как изделий (прочность материалов). Однако длительное воздействие предельных температур способствует снижению работоспособности и ресурса стартерного аккумулятора. Наиболее резко снижается работоспособность аккумулятора в режиме пуска двигателя в зимнее (холодное) время.

Зимняя эксплуатация аккумулятора сопровождается следующими факторами:
1. Понижается температура электролита (возрастает его вязкость, снижается скорость его диффузии в поры активного материала пластин, уменьшается электропроводность) и по этой причине снижается эффективность процесса заряда от генератора при тех же величинах зарядного напряжения на автомобиле.
2. Запуск холодного двигателя требует большей мощности и энергии от аккумулятора за счет увеличения значений разрядного тока и более продолжительной работы стартера. Это приводит к более глубокому разрядуаккумулятора, снижению ее заряженности.
3. Увеличивается число включенных в работу потребителей электроэнергии как для комфорта в салоне, так и для безопасного движения, питание которых происходит от генератора, а при холостых оборотах двигателя - частично от аккумулятора.
4. Сокращение продолжительности светового дня вызывает необходимость более продолжительной работы приборов освещения, что снижает возможность генератора эффективно подзаряжать аккумулятор, который, в результате этого, может быть недозаряжен.
5. Ухудшение дорожных условий приводит к снижению динамики движения автомобиля, что снижает отдачу энергии генератором. Это, в свою очередь, уменьшает возможность полного заряда аккумулятора.

Влияние перечисленных факторов на снижение заряженности аккумуляторной батареи объективно усиливается в значительно большей мере, если генератор автомобиля по причинам износа деталей не обеспечивает отдачу номинальных показателей (ток нагрузки). Владелец автомобиля, как правило, после многолетней эксплуатации не проверяет генератор на отдачу и, в результате, в зимнее время оказывается перед фактом наполовину разряженной аккумуляторной батереей, не способной запустить холодный двигатель.

Изменения температуры и высокая влажность окружающего воздуха под капотом в зимнее время приводят к ухудшению работы изделий электрооборудования и возникновению "утечек" тока по влажным проводам, способствующих повышению разряда аккумулятора. При этом снижается его работоспособность в пусковом режиме.

Для устранения негативного воздействия зимних условий на состояние заряженности аккумулятора и надежности пуска двигателя полезно проводить следующие мероприятия:

• Контролировать натяжение ремня привода генератора, при котором, согласно инструкции на автомобиль, обеспечивается полная отдача энергии для питания включенных потребителей и подзаряд аккумулятора.

• Не допускать длительную работу включенных потребителей на автомобиле при неработающем двигателе.

• Периодически контролировать отсутствие "утечки" тока от аккумулятора на различные изделия электрооборудования. Целесообразно отключить аккумулятор (снять один наконечник), если условия хранения (стоянки) автомобиля позволяют это сделать.

• "Массовый" провод от стартерного аккумулятора полезно дополнительно подсоединить к двигателю с целью уменьшения потерь напряжения на стартере при пуске двигателя, поскольку переходы напряжения от клеммы на кузов, с кузова на двигатель и стартер при пусковом токе приводят к снижению напряжения и потере мощности, потребляемой от аккумулятора.

• Во время оттепели, перед пуском двигателя полезно удалить влагу с поверхности высоковольтных проводов, поскольку влага способствует утечке тока высокого напряжения от катушки зажигания.

Выполнение перечисленных мероприятий в зимних условиях позволит исключить отказы в работе стартерного аккумулятора, сохранить его ресурс на длительный срок работы.

Мощность и емкость аккумулятора

Ни для кого не секрет, что запустить двигатель в зимних условиях стартеру гораздо труднее, чем в теплое время года - загустевает моторное и трансмиссионное масло, замерзает влага, скопившаяся в деталях силового агрегата, сложнее осуществляется процесс распыления горючего в цилиндрах. Поэтому зимой для нормального пуска двигателя значения электрической емкости и мощности при разряде аккумулятора особенно важны.

Электрическая емкость характеризует количество электричества, которое способна отдать аккумуляторная батарея при длительном режиме разряда.

Номинальная электрическая емкость - емкость 20-часового разряда аккумулятора. Именно ее пока регламентируют в большинстве нормативных документов европейских производителей, в российском ГОСТ 959-91 и указывают на этикетке аккумуляторной батареи.
Мощность аккумулятора, как известно из физики, характеризуется произведением разрядного тока на среднее напряжение при разряде за конкретный период. Учитывая постоянство пускового тока, можно сказать, что чем большая мощность затрачивается аккумуляторной батареей при пуске двигателя, тем ниже будет напряжение на ее выводах, то есть, тем медленнее будет вращаться двигатель стартером. Получается, что чем выше мощность аккумуляторной батареи, тем быстрее будет стартер "крутить" двигатель, тем легче осуществить его запуск. Для сравнения мощностей аккумуляторов достаточно сравнить их пусковой ток (больше ток - больше мощность), приведенный к единой методике испытаний (EN, SAE, DIN, IEC, ГОСТ). Обязательные условия при данном сравнении - полная заряженность аккумулятора.

Появление льда в ячейках аккумулятора

Чем глубже происходит разряд аккумулятора, тем ниже плотность электролита. В конце полного разряда серной кислоты в электролите очень мало и его плотность становится близка к плотности воды (1,08 г/см3). Электролит плотностью 1,28 г/см3 замерзает при температуре -65°С, плотностью 1,20 г/см3 - при -28°С, а плотностью 1,10 г/см3 - при -7°С.

Предприятия-изготовители аккумуляторов считают недопустимым использовать в зимнее время аккумуляторов с заряженностью ниже 75% (плотность электролита 1,24 г/см3, НРЦ - 12,6 В).

Из сказанного следует, что если произошло замерзание аккумулятора (лед во всех ячейках), значит он подверглась разряду в процессе работы ниже допустимого значения (нет контроля плотности электролита, неисправно электрооборудование, снизилась мощность генератора, оставлен не выключенным какой-либо потребитель электроэнергии в автомобиле).

Бывают случаи, когда зимой замерзает только одна ячейка из шести. Это возможно, когда в такой ячейке произошло короткое замыкание, в результате в ней снижается плотность электролита и он застывает при низкой температуре окружающего воздуха. Такой аккумулятор не следует эксплуатировать - он подлежит замене.
Зимой доливать дистиллированную воду в аккумулятор для восстановления уровня электролита над блоками пластин следует только перед выездом автомобиля, либо при стационарном подзаряде аккумулятора. Это исключает возможность образования льда в ячейках аккумулятора вследствие замерзания долитой воды до того, как она успеет перемешаться с холодным электролитом.


Когда аккумулятор не запустил двигатель

В первую очередь нужно помнить, что запуск двигателя необходимо производить кратковременными попытками по 5-10 секунд с паузами между попытками до 1-ой минуты. Чем ниже температура электролита, тем длиннее должны быть паузы.

Если после 3-х попыток подряд двигатель не проявляет признаков "жизни" - нет вспышек, хотя стартер "крутит" его как обычно, необходимо прекратить бессмысленные попытки и поискать причину, из-за которой двигатель не хочет работать. Только найдя и устранив неисправность, следует возобновить попытки пуска, иначе аккумулятор разрядится.

Если же стартер плохо, очень медленно, с "натугой" проворачивает двигатель, это говорит о потере работоспособности аккумулятора или стартера. Первым делом проверьте плотность электролита в каждом аккумуляторе, а если нет пробок - напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) батареи. Проверку НРЦ проводите не ранее, чем через 15-20 минут после завершения попыток пуска.

Если НРЦ ниже 12,5 В, значит аккумулятор разряжен и его необходимо зарядить.

Плотность электролита у разряженной батареи будет примерно одинаковой во всех аккумуляторах ("банках"). Одновременно с зарядом аккумулятора необходимо устранить причину его глубокого разряда. Если же в одном из аккумуляторов плотность электролита значительно (более чем на 0,03 г/см3) ниже, чем в остальных, это говорит о возможном внутреннем коротком замыкании (КЗ). В этом случае, если аккумулятор еще не исчерпал гарантийный срок, следует обратиться в сервисный центр или к продавцу (см. соответствующие указания в гарантийном талоне, прилагаемом к каждому аккумулятору при его приобретении).

Проверка наличия утечек в системе электрооборудования

Возникновение утечки тока в системе электрооборудования более вероятно в холодное время года. Она может привести к разряду аккумулятора, в результате чего будет невозможно запустить двигатель автомобиля. Проверить наличие утечек можно следующим образом.

Отрицательную клемму (соединенную с массой автомобиля) отсоединяют от полюсного вывода аккумулятора и в разрыв цепи включают амперметр (с максимальной величиной измеряемого постоянного тока до 10 А). При этом все потребители тока, в том числе сигнализация, должны быть выключены.

При исправном электрооборудовании и отсутствии утечек показание амперметра будет равно 25-40 мА (питание компьютера, часов, сигнализации и т.д.). Если сигнализация, как и другие потребители тока, отключена, в зависимости от особенностей электрооборудования конкретных автомобилей возможны схемные решения, при которых может иметь место ток в пределах 10-20 мА. Такие утечки не оказывают вредного влияния при бездействии автомобиля в течение 1-го месяца, поскольку за это время батарея потеряет около 30% емкости. При включенной сигнализации потребление тока может вырасти до 20-30 мА. Это значит, что время бездействия автомобиля не должно превышать в таком состоянии 3-х недель в летнее время и 10-и дней зимой. Иначе батарея разрядится от сигнализации настолько, что не сможет запустить холодный двигатель. Если ток утечки больше 30 мА, необходимо найти и устранить причину утечки.

Для защиты аккумулятора от утечек тока при длительном бездействии автомобиля лучше отсоединить клемму бортовой сети от полюсного вывода батареи, то есть снять один из наконечников с ее полюсного вывода. Правда, сделать это можно только если позволяют условия хранения автомобиля.

Проверка напряжения при работающем двигателе

В зимний период из-за увеличения действующих потребителей тока (приборы освещения, обогрев заднего стекла и боковых зеркал заднего вида, дополнительный отопитель) генератор часто не справляется с нагрузкой и поэтому эффективность подзарядки стартерного аккумулятора резко снижается.
Чтобы проверить эффективность заряда аккумулятора, можно измерить напряжение на его клеммах при работающем двигателе. Перед проверкой надо убедиться, что аккумулятор заряжен до напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) не ниже 12,9 В или что плотность электролита не ниже 1,28 г/см3 при нормальном его уровне. Если батарея недозаряжена, ее следует зарядить с помощью внешнего зарядного устройства. Уровень электролита можно довести до нормы, доливая дистиллированную воду.
После того, как аккумулятор приведен в нормальное состояние, следует запустить двигатель автомобиля и установить его обороты на уровне 1500-2000 мин-1, после чего надо дать ему поработать в течение 3-5 минут. Затем следует включить дальний свет фар и измерить с помощью вольтметра напряжение на клеммах аккумулятора.
Если напряжение находится в пределах 13,9-14,3 В, значит система работает в оптимальном режиме, который может обеспечить подзаряд аккумулятора и максимально возможный ресурс его работы. Отклонение в меньшую сторону может стать причиной недозаряда, а в большую сторону (при высокой интенсивности эксплуатации автомобиля) - перезаряда аккумулятора.


"Прикуривание" от аккумулятора другого автомобиля

Типичная ситуация для суровых зимних холодов: после нескольких безрезультатных попыток пустить холодный двигатель автомобиля аккумулятор разряжается до такой степени, что стартеру недостаточно энергии для последующих пусков. Все, автомобиль останется неподвижным. И случается такое, зачастую, вдали от дома, так что зарядное устройство для "реанимации" аккумулятора взять просто неоткуда. Но и из такой ситуации есть выход: можно попросить другого автовладельца "прикурить" - позаимствовать энергию для пуска мотора у аккумулятора его машины. Для этого нужно всегда иметь под рукой два провода с "крокодилами" на обоих концах - такой комплект продается практически в любом магазине запчастей. Последовательность "прикуривания" (см. рис. 8) следующая:

Следует учитывать, что если работоспособный аккумулятор полностью заряжен, его энергии при "прикуривании" хватит, в среднем, на 3-5 попыток пуска двигателя автомобиля с разряженным аккумулятором. При большем числе попыток существует опасность, что работоспособный аккумулятор сам разрядится настолько, что не сможет привести в действие собственнный двигатель (во многом это зависит от его степени заряженности и температуры электролита, а также от режима прокручивания вала двигателя).

Владельцу автомобиля, аккумулятор которого была разряжен, а пуск двигателя осуществлялся "прикуриванием", следует при первой же возможности зарядить аккумулятор с помощью зарядного устройства в домашних условиях. Иначе ситуация с нехваткой энергии может повториться уже при следующем пуске мотора, поскольку разряженный аккумулятор в зимних условиях однозначно не сможет восстановится полностью лишь усилиями одного генератора (особенно при коротких поездках).

3.5.6 температура окружающего воздуха: Температура воздуха, окружающего ВДТ, определенная в заданных условиях (для ВДТ, имеющего оболочку, это температура воздуха вне оболочки).

3.2.10.1 температура окружающего воздуха (МЭС 441-11-13): Определенная в предписанных условиях температура воздуха, окружающего автоматический выключатель (для автоматического выключателя, заключенного в оболочку, это температура воздуха вне оболочки).

3.5.6 температура окружающего воздуха (МЭС 441-11-13) [2]: Температура, определяемая в заданных условиях, воздуха, окружающего АВДТ.

Примечание - Для АВДТ, установленного внутри оболочки, это температура воздуха вне оболочки.

3.5.6 температура окружающего воздуха (ambient air temperature): Температура, определяемая в заданных условиях воздуха, окружающего УЗО.

[МЭК 60050 (441-11-13), модифицированный]

Примечание - Для УЗО, помещенного в оболочку, это температура внутри оболочки.

3.2.10.1 температура окружающего воздуха (ambient air temperature): Определенная в предписанных условиях температура воздуха, окружающего автоматический выключатель (для автоматического выключателя, заключенного в оболочку, это температура воздуха вне оболочки).

3.5.6 температура окружающего воздуха: Температура, определяемая в заданных условиях воздуха, окружающего АВДТ.

2.1.9 температура окружающего воздуха : Определенная при предписанных условиях температура воздуха, окружающего весь коммутационный аппарат или предохранитель. МЭК 60050(441-11-13).

Примечание - Для коммутационных аппаратов или предохранителей, установленных внутри оболочки, - это температура воздуха вне оболочки.

2.1.9 температура окружающего воздуха: Определенная при предписанных условиях температура воздуха, окружающего весь коммутационный аппарат или плавкий предохранитель.

Примечание - Для коммутационных аппаратов или предохранителей, установленных внутри оболочки, это температура воздуха вне оболочки.

3.1.30 температура окружающего воздуха (ambient air temperature): Определенная при предписанных условиях температура воздуха, окружающего коммутационный аппарат.

3.1.6 температура окружающего воздуха: Температура воздуха, определенная при заданных условиях, которая окружает весь коммутационный аппарат или предохранитель (МЭК 60050(441-11-13).

Примечание - Для коммутационных аппаратов или предохранителей, установленных внутри оболочки, - температура воздуха вне оболочки.

3.1.6 температура окружающего воздуха (ambient airtemperature): Температура воздуха, определенная при заданных условиях, которая окружает весь коммутационный аппарат или предохранитель.

[МЭК 60050(МЭС 441-11-13)]

Примечание - Для коммутационных аппаратов или предохранителей, установленных внутри оболочки - температура воздуха вне оболочки.

D.1.1. Температура окружающего воздуха

Допустимые максимальные токи нагрузки для изолированных ПВХ проводов в соответствии с таблицей 6 относятся к температуре окружающего воздуха 40°С.

Корректирующие факторы для кабелей с резиновой изоляцией должен предоставлять изготовитель.

Таблица D.1 - Корректирующие факторы

Температура окружающей среды

Примечание - Поправочный коэффициент - согласно МЭК 60364-5-52. Максимальная температура при нормальных условия для ПВХ 70°С

Смотри также родственные термины:

температура окружающего воздуха - 20 ± 5 °С;

15. Ось визирования

Направление нормали к плоскости входного отверстия приемного устройства дозиметра

3.14. Температура окружающего воздуха и относительная влажность - показания влажного и сухого термометров, психрометров, регистрируется в процессе испытаний, в градусах Цельсия.

2.2.5.1 температура окружающего воздуха Та (ambient air temperature Ta): Температура воздуха, окружающего плавкий предохранитель (на расстоянии около 1 м от него или его оболочки, при ее наличии).

Полезное

Смотреть что такое "температура окружающего воздуха" в других словарях:

температура окружающего воздуха — Определенная в предписанных условиях температура воздуха, окружающего весь коммутационный аппарат или предохранитель. МЭК 60050(441 11 13). Примечание. Для коммутационных аппаратов или предохранителей, установленных внутри оболочки, — это… … Справочник технического переводчика

температура окружающего воздуха Та — Температура воздуха, окружающего плавкий предохранитель (на расстоянии около 1 м от него или его оболочки). [ГОСТ Р 50339.0 2003 (МЭК 60269 1 98)] Тематики предохранитель … Справочник технического переводчика

температура окружающего воздуха - 20 ± 5 °С — температура окружающего воздуха 20 ± 5 °С; 15. Ось визирования Направление нормали к плоскости входного отверстия приемного устройства дозиметра Источник: ГОСТ 12.1.031 81: Система стандартов безопасности труда. Лазеры. Методы доз … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

температура (окружающего воздуха) — 3.31 температура (окружающего воздуха): 1) для закрытой аппаратуры без вентиляции, охлаждаемой естественной конвекцией воздуха: Комнатная температура на расстоянии 1 м от поверхности корпуса на горизонтальной плоскости, расположенной на половине… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

температура окружающего воздуха Та — 2.2.5.1 температура окружающего воздуха Та (ambient air temperature Ta): Температура воздуха, окружающего плавкий предохранитель (на расстоянии около 1 м от него или его оболочки, при ее наличии). Источник: ГОСТ Р МЭК 60269 1 2010: Предохранители … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

температура окружающего воздуха (в конденсаторах) — температура окружающего воздуха Температура воздуха в месте установки конденсатора. [ГОСТ 1282 88] Тематики конденсаторы для повыш. коэф. мощности … Справочник технического переводчика

Температура окружающего воздуха и относительная влажность — 3.14. Температура окружающего воздуха и относительная влажность показания влажного и сухого термометров, психрометров, регистрируется в процессе испытаний, в градусах Цельсия. Источник: ГОСТ 27247 87: Машины землеройные. Метод определения тяговой … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

температура окружающего воздуха (комплектное устройство в металлической оболочке) — EN ambient air temperature (of metal enclosed switchgear and controlgear) temperature, determined under prescribed conditions, of the air surrounding the enclosure of metal enclosed switchgear and controlgear [IEC 62271 200, ed. 1.0 (2003 11)] FR … Справочник технического переводчика

температура окружающего воздуха (комплектное устройство в пластмассовой оболочке) — EN ambient air temperature (of insulation enclosed switchgear and controlgear) temperature, determined under prescribed conditions, of the air surrounding the enclosure of insulation enclosed switchgear and controlgear [IEC 62271 200, ed. 1.0… … Справочник технического переводчика

контрольная температура окружающего воздуха — Температура окружающего воздуха, при которой устанавливают время токовые характеристики. [ГОСТ Р 50345 99 (МЭК 60898 95)] EN reference ambient air temperature the ambient air temperature on which the time current characteristics are based [IEC… … Справочник технического переводчика

Для сохранения здоровья сотрудников и для обеспечения комфортных условий труда и работоспособности персонала необходимо обеспечить на любом производстве, будь то офис или цех завода, здоровый микроклимат. Нормы температур и влажности стоит соблюдать и в жилых помещениях. А системы обогрева, охлаждения, вентиляции и кондиционирования помогут соблюдать требуемые параметры микроклимата.


Определение микроклимата рабочего места и его параметры

Климат внутренней среды различных помещений называется микроклиматом. Он определяется сочетанием нескольких параметров: тем, как влияет на организм человека температура воздуха и поверхностей, влажность воздуха и скорость его движения (подвижность).

Факторы микроклимата влияют и на состояние здоровья человека, и на его работоспособность. В частности, высокие температуры приводят к тепловым ударам, повышению давления, низкие – к простудным заболеваниям, переохлаждению, низкая влажность провоцирует пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей. Все это может привести и к профессиональным заболеваниям. В рамках принципов охраны труда первостепенной мерой считается обеспечение правильного микроклимата рабочего места.

Микроклимат определяется по следующим параметрам:

  • температура;
  • влажность;
  • подвижность воздуха;
  • чистота воздуха.

Теперь разберем эти параметры подробнее.

Температура

Теплообмен и механизмы терморегуляции в организме человека влияют на его самочувствие и работоспособность. Нормы предусматривают соблюдение определенных температурных границ на рабочем месте в зависимости от помещения. Если обеспечить температурные нормы невозможно (такое бывает, например, на рабочих местах в горнодобывающей отрасли и в других сферах деятельности человека), то необходимо защитить сотрудников от перегрева или переохлаждения.

В частности, при температуре ниже +16 градусов работники должны получать спецодежду и обувь с теплозащитой и влагозащитой, а также их должны обеспечить помещениями для того, чтобы согреться. Если на рабочем месте температура выходит за рамки +26 градусов и снизить ее невозможно, работодатель обязан оснастить помещение системой кондиционирования, а работники должны быть обеспечены СИЗ (средствами индивидуальной защиты), способствующими охлаждению.

Влажность

Соотношение водяного пара к предельному его количеству в воздухе при конкретной температуре называется относительной влажностью. Для обеспечения правильного микроклимата в помещении, воздух нужно насыщать кислородом. В этом случае либо проветривают помещение, либо опять же оснащают системой климат-контроля.

Самым комфортным показателем влажности воздуха считается 40-60%, допустимый диапазон – от 30% до 70%. Критические уровни, вызывающие дискомфорт: до 30% и выше 70%). При низкой влажности у человека возникает сухость слизистых оболочек дыхательных путей и кожи, при высокой влажности становится душно, повышается потовыделение. Также повышенная влажность влияет и на состояние мебели в помещении.

Подвижность (скорость) воздуха

Воздух в помещении должен быть свежим. Это определяется его подвижностью, достигается вентилированием помещений. Если в помещениях слабый поток воздуха, то он застаивается. Несвежий воздух негативно влияет на здоровье человека.

Чистота воздуха

Загрязненный воздух, насыщенный частицами пыли, может представлять опасность для здоровья человека. На производстве пыль, с точки зрения ее происхождения, может быть органической, неорганической и смешан­ной, и разной по размеру частиц – видимой (более 10 мкм), микроскопической (0,25-10 мкм) и ультрамикроскопической (менее 0,25 мкм). Именно эта пыль и засоряет воздух.

Вдыхание загрязненного воздуха может вызывать профессиональные заболевания легких, бронхиты, оказывать токсическое, канцерогенное действие, а также влиять на репродуктивную функцию (в случае насыщения воздуха ядовитыми парами).

Чтобы поддерживать требуемые параметры микроклимата, работодатель обязан автоматизировать рабочие процессы, защищать рабочие места от источников излучения тепла, обеспечивать их системами вентиляции, кондиционирования воздуха и отопления.

Нормы и требования к микроклимату на рабочем месте

Параметры микроклимата на рабочем месте регулируются следующими нормами:

Согласно нормам, микроклимат на рабочем месте следует контролировать не реже 1 раза в год. Анализируют среднеарифметические значения показателей. В холодное время года замеры проводят при уличной температуре не выше -5°C, в теплое время года – не ниже +15°C.


Согласно правилам, не реже одного раза в год на рабочих местах необходимо проверять соблюдение норм микроклимата

Оценка параметров микроклимата производится в зависимости от типа трудовой деятельности. Если это сидячие рабочие места, то температуру и движение воздуха проверяют на высоте 0,1 и 1,0 метра, а относительную влажность воздуха – на высоте 1 метра от пола или рабочей площадки. Если работа стоячая, то данные фиксируют на высоте 0,1 и 1,5 метра, влажность воздуха измеряют на высоте 1,5 метра.

Измерение параметров микроклимата проводят специальным оборудованием: это психрометры, термопары и электротермометры (для замера температуры и влажности), ротационный анемометр (показывает скорость движения воздуха), актинометр, болометр, радиометры (эти приборы показывают параметры инфракрасного облучения).

Категории микроклимата на рабочем месте

Определение параметров микроклимата на рабочем месте зависит и от степени его влияния на тепловой баланс человека. С этой точки зрения микроклимат подразделяется на несколько категорий:

  • Нейтральный микроклимат. Незначительное воздействие на человека в течение рабочей смены. Разность между величиной теплопродукции и суммарной теплоотдачей в пределах ± 2 Вт.
  • Охлаждающий микроклимат. Теплоотдача более 2 Вт, человек ощущает дефицит тепла. Постоянная работа в таком микроклимате может привести к различным болезням: радикулит, болезни ЖКТ и дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, нарушению координации движений и изменениям работы головного мозга. Охлаждение организма ведет к снижению точности в рабочих процессах.
  • Нагревающий микроклимат. В организме накапливается избыточное тепло (более 2 Вт) и при этом испаряется влага (более 30%). Такая ситуация тоже снижает работоспособность. Могут возникать обмороки, головные боли. Кстати, по статистике, каждый пятый тепловой удар заканчивается летальным исходом.


Нарушения теплового режима на рабочем месте приводят к нарушению работоспособности и заболеваниям

По влиянию на само­чувствие и работоспособность сотрудников различают оптимальные, допустимые, вредные, опасные условия микроклимата.

Оптимальные параметры микроклимата на рабочем месте

Чтобы рабочие условия были комфортными, нужно обеспечить правильное сочетание температуры, влажности воздуха и скорости воздушных потоков на рабочем месте.

Оптимальными метеоусловиями считаются: температура +20°С, влажность воздуха 40-60%, скорость воздуха 0,1-0,5 м/с, давление воздуха — 760 мм ртутного столба.

Замеры микроклимата производят на постоянном рабочем месте. Оптимальные параметры выведены для рабочей зоны, в которой сотрудник находится более 50% своего рабочего времени или более 2 часов непрерывно.

Также значения оптимальных параметров зависят и от времени года и от тяжести работ.

Оптимальные параметры микроклимата в жилых помещениях

Оценка микроклимата в жилых помещениях происходит по несколько иным параметрам. Оптимальный температурный режим должен удерживаться в диапазоне 20-22 градусов тепла. Если микроклимат помещения нарушен, то постепенно может снижаться иммунитет организма и его защитные функции, а значит, повышается вероятность заболеваний. Некомфортными и вредными для здоровья считаются не только холодные помещения, но и слишком жаркие. Регулировать температуру в жилом помещении помогают системы отопления и кондиционирования воздуха.

Важно также помнить о таких показателях, как влажность и движение воздуха. Не стоит допускать духоты излишней влажности или сухости: сделать воздух свежим можно при использовании систем вентилирования. Или же необходимо часто проветривать помещение.


Для сохранения комфортного микроклимата необходимо проветривать помещения или оснастить их системой кондиционирования воздуха

Чистоту воздуха поможет сохранять периодическая уборка помещений. Это особенно важно, если в помещении живут люди, страдающие болезнями органов дыхания.

Если жилое помещение построено так, что в нем наблюдается постоянное нарушение параметров микроклимата, возможно, необходимо провести реконструктивные работы и повысить эффективность теплозащиты, систем вентиляции и кондиционирования помещения.

Микроклимат рабочих мест производственных помещений

Определение параметров микроклимата проводится еще и с учетом сложности и интенсивности производимых работ.


Нормы микроклимата на производстве должны жестко соблюдаться

Таблица 1. Категории производственных помещений в зависимости от интенсивности работы, выполняемой в них

Работы с интенсив­ностью энерготрат до 120 ккал/ч (до 139 Вт)

Сидячая малоинтенсивная работа (офисная работа, швейное производство, предприятия точного машиностроения и тд).

Работы с интенсив­ностью энерготрат 121-150 ккал/ч (140 -174 Вт).

Работы сидя и стоя, где работник может ходить (предприятия связи, полиграфия, различные производства).

Работы с интенсив­ностью энерготрат 151-200 ккал/ч (175 — 232 Вт).

Работник постоянно на ногах, работа связана с перемещением грузов и определенным напряжением (машиностроительные предприятия, ткацкое производство).

Работы с интенсив­ностью энерготрат 201 — 250 ккал/ч (233 -290 Вт).

Ходьба, перемещение тяжестей, умерен­ное физическое напряжение (различные цеха машиностро­ительных и металлургических предприятий).

Работы с энерготратами более 250 ккал/ч (более 290 Вт).

Постоянные перемещещния тяжестей, большие физические усилия (цеха предприятий и другой тяжелый ручной труд).

Микроклимат на производстве оценивается как по оптимальным, так и по допустимым параметрам. Оптимальные параметры учитывают холодный и теплый период работы.

При соблюдении влажности в диапазоне 40-60%, в холодные месяцы года температура в производственных должна быть в диапазоне 21-24°С при скорости движения воздуха 0,1 м/сек (легкая работа), 17-21°С и интенсивности движения воздуха 0,2 м/сек (работа средней тяжести), 16-18°С при скорости воздуха 0,3 м/сек (тяжелая работа).

Допустимые параметры менее жесткие. Оптимальные и допустимые параметры сведены в таблицу 2.

Таблица 2. Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в производственных помещениях в зависимости от степени тяжести выполняемой работы.

Читайте также: