Кто дал права женщинам в ссср

Обновлено: 16.05.2024

Традицию новогоднего телевизионного обращения к народу ввел Леонид Брежнев, первым с бокалом шампанского в руке снялся Борис Ельцин, а Владимир Путин перенес поздравление на свежий воздух. Подробности.

Запад готовит кибератаку, в которой обвинят русских хакеров

Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики

Россия в кино стала Землей Обетованной

Дарья Митина, секретарь ЦК Oбъединеннoй Кoммунистическoй Партии

Это не означает, что совсем пропали русофобские или антисоветские картины – они еще снимаются (больше всего такого добра по-прежнему генерирует Прибалтика), но их реально стало кратно меньше. Подробности.

Главные события 2022 года в политике

Как победили Гитлера под Москвой

Украина готовится к войне

Города России украсились к празднованию Нового года и Рождества

Главный вход на территорию ВДНХ выглядит сегодня именно так – с большими светящимися цифрами 2022. Москва и многие другие крупнейшие города России искусно украшены к празднованию Нового года. Как это сделано – в репортаже газеты ВЗГЛЯД

Украинские авиастроители представили первый серийный Ан-178

В Ленобласти открыли мемориальный комплекс в честь Александра Невского

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.

  • Лучше предыдущего
  • Хуже предыдущего
  • Таким же
  • Приглашать гостей
  • Ходить в гости
  • Не хожу в гости и не приглашаю их

Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Главная тема

2022 год

новый этап дипломатии

фаза обострения

Видео


Окончание строительства

энергетический кризис

государственный ориентир

переговоры путина и байдена

критерий истины

реальный сценарий

разные ценности

на ваш взгляд

Тема трудной женской доли остается одной из самых востребованных в глянце и массовых периодических изданиях. Пока Запад борется за равенство прав, в России депутаты рассуждают о том, что женщин-депутатов оскорблять нельзя, а пользователи Сети призывают не судить строго Александру Лоткову, потому что она ведь девушка.

Люди ценят надежность и уважительность в семье, и рациональное решение завести второго и последующих детей принимается чаще в тех семьях, где практикуются равноправные гендерные отношения

Равенства не получается, и о том, почему происходит именно так, газете ВЗГЛЯД рассказала социолог Елена Ярская-Смирнова, профессор НИУ ВШЭ, доктор социологических наук, научный руководитель Центра социальной политики и гендерных исследований.

Женская эмансипация в Советском Союзе проходила сверху вниз – женщины не завоевывали свои права, их им предоставляли. Так, один из первых декретов – декрет о труде 1918 года – за равный труд женщины должны получать равную с мужчинами зарплату. В свою очередь, все это означало, что права предоставляет именно государство. Женщинам (как и мужчинам) самим мало что удавалось отстоять или чего-то добиться, особенно начиная с 30-х годов. Кроме того, несмотря на равенство полов, утверждаемое законом, в обществе сохранялись патриархальные гендерные стереотипы, и в реальности воспроизводилось гендерное неравенство во многих сферах жизни.

ВЗГЛЯД: Феминизм провалился окончательно, или у него есть шанс?

Е. Я-С.: Я все равно не совсем понимаю, что вы имеете в виду под феминизмом. У нас есть феминистские сообщества, есть центры гендерных исследований, в вузах преподаются дисциплины по гендерной проблематике. Есть целый ряд женских организаций, большая их часть ориентируется на семью и детей, основной фокус их заботы – сплоченность семьи, воспитание.

ВЗГЛЯД: Но не равенство полов?

Е. Я-С.: Равенство полов официально никто не отменял. Однако, как и в советские времена, сохраняются двойные стандарты.

Женщине не дозволяется то, что разрешается мужчине – это верно в отношении как приватной, так и публичной сферы. Есть гендерный перекос в статистике зарплаты, карьерном росте, доходах (женщины оказываются в худшем положении). Наиболее бедные слои населения – это одинокие матери с маленькими детьми.

Так, например, по данным ФОМ, о существовании такого движения, как феминизм, знают 31% респондентов, еще 23% слышали о нем, впервые узнали об этом общественном явлении 38% участников опроса. Из тех, кто знает или что-то слышал о феминизме, практически каждый третий (29%) совершенно к нему безразличен. Отрицательное отношение к феминизму среди россиян в полтора раза чаще положительного. Первые придерживаются традиционных взглядов: мужчина должен быть главным, вторые говорят о равноправии полов.

В 90-е годы многие были увлечены либерализацией, рынком, причем они воспринимались как контрапункт советскому. В советских рамках стало тесно, в том числе стали не особо актуальными и вопросы о равенстве полов. Правда, в 90-е и начале 2000-х еще выполнялся государственный план по улучшению положения женщин (в рамках международных обязательств ООН), и даже осуществлялся мониторинг нарушения прав женщин.

Одновременно при поддержке негосударственных, в основном международных фондов, развивалась сеть кризисных центров для женщин. А со второй половины 2000-х права женщин стали смещаться с повестки дня, на первое место в публичных дебатах вышли традиционные ценности крепкой многодетной семьи. Наблюдается крен в сторону неоконсервативной идеологии. Но феминизм как либерально-демократическая система ценностей никогда и не был в центре политической повестки дня.

А в государственных документах и сейчас присутствует терминология прав женщин (не гендерного равенства, а именно прав женщин), делается особый акцент на возможности сочетания семьи и работы именно для женщин. Хотя если бы такие возможности были предоставлены мужчинам и были бы ими востребованы, от этого бы выиграли все.

На эту тему

Мужчины ведь сокращают свою жизнь, испытывают недостаток заботы и сами не реализуют свои чувства в приватной, интимной сфере, когда буквально сгорают на работе.

Е. Я-С.: Во-первых, можно привести примеры деятельности РПЦ, активно настаивающей на традиционализме и очень усилившейся за последние годы. Кроме того, нередко опираются на традиционные ценности чиновники в своих речах, авторы (и заказчики) социальной рекламы. Активно обсуждается традиционализм и в блогосфере.

Как показал опрос ФОМ, хотя большая часть опрошенных, а именно практически половина россиян, будь у них дочь-подросток, связывали бы ее будущее с хорошей работой, растет количество тех, кто видит благополучие в удачном замужестве. И этот показатель увеличился с 2011 года с 21% до 37%.

Е. Я-С.: Ученые называют то, что происходит, вторым демографическим переходом. Речь идет о том, что на практике возрастает роль рационального планирования своего будущего, причем возрастает роль самореализации в карьере и общественной жизни, значение высшего профессионального образования, интерес к освоению нового, к знаниям, желание крепко стоять на ногах, иметь профессию, надежные источники дохода. Создание семьи и рождение детей откладывается. А особенно в тех случаях, когда люди не уверены в стабильности своего существования.

На ваш взгляд

Люди ценят надежность и уважительность в семье, и, как показывают исследования, рациональное решение завести второго и последующих детей принимается чаще в тех семьях, где практикуются эгалитарные, т.е. равноправные гендерные отношения и ответственное родительство.

Это значит, что если женщине по каким-то причинам этого не хочется, то ее никто не должен осуждать. А если семейная жизнь сопряжена с риском для здоровья и жизни женщины и ребенка (в ситуации насилия в семье), то женщина имеет шанс вырастить ребенка и сама, без участия такого безответственного субъекта, который самореализуется в агрессии в отношении близких ему людей. А у нас получается так, что даже в таких крайних случаях женщине бывает просто некуда податься.

Важно здесь и распространение поп-медицинских знаний, которые наклеивают ярлык на так называемых старородящих, запугивают женщин, чем тоже вносят вклад в пропаганду традиционных гендерных предписаний, но практику изменить гораздо сложнее. Исследования демографа Сергея Захарова показывают, что в России максимальное число рождений приходилось на женщин в возрасте 20 – 24 года. А в 2009 – 2010 годах впервые этот показатель изменился: теперь наибольшее число рождений приходится на женщин в возрасте 25 – 29 лет.

Более поздний возраст формирования семьи, повышение среднего возраста вступления в первый брак и возраста матери при рождении первого ребенка – это тенденции, характерные не только для России, а для всех западных стран, а также для стран Восточной и Центральной Европы.

Начало было положено еще в 1980-е годы. Наши женщины по-прежнему, как и в советский период, опережают мужчин по уровню образования, стремятся закончить полный школьный курс и получить как можно более высокую профессиональную подготовку. Юноши нередко бросают школу и профессиональные учебные заведения, выходя раньше девушек на рынок труда, уходят в армию, оказываются в плохой компании (среди выявленных преступников более 86% – мужчины). Однако численность женщин резко падает на руководящих постах в образовании и науке, как и среди обладателей кандидатской (около 44%) и докторской степени (около 33%).

Е. Я-С.: Необходимо просвещение, но не для того чтобы преподносить уроки покорности и терпения, а чтобы прививать чувство взаимной ответственности и собственного достоинства, развивать навыки ненасильственного разрешения конфликтов, расширять знания законов, а главное – формировать неприятие любых форм насилия в семье. Было бы неплохо снизить и общий фон насилия в обществе в целом. К сожалению, у нас физическая сила очень часто становится главным аргументом.

Кроме того, нужно наладить юридическую, социальную и психологическую помощь пострадавшим, предоставляя им временные убежища и помогая наладить жизнь, а также серьезно работать с агрессором. Чтобы люди знали, что подобное поведение наказуемо и что из таких ситуаций есть выход.

Е. Я-С.: Во-первых, школа может быть такой инстанцией, есть прогрессивные школы, где еще с 90-х годов велись предметы по гражданскому образованию, не нужно сбрасывать школу со счетов. Когда заместителем министра образования был Александр Асмолов, активно внедрялись программы толерантности, которые в основном касались межэтнических отношений, но нередко включали и гендерный компонент. Очагами это осталось и сегодня. Сейчас развивается инклюзивное образование, объединяющее в едином образовательном пространстве детей с разными возможностями, в том числе с инвалидностью. Все это является еще одним важным способом обучать детей жить и сосуществовать в обществе равенства.

Есть и негосударственные организации, которые ведут просветительскую работу среди учителей, поднимают эту проблему среди медицинских и социальных работников, среди юристов и полицейских, и хотя эта работа не слишком видна в масштабах страны, но усилия предпринимаются.

ВЗГЛЯД: Все это очень похоже на протаскивание контрабандой. Тем временем в Екатеринбурге по заявлению родителей изымаются из продажи учебники по сексуальному воспитанию.

Е. Я-С.: Вы правы, но это новые события. Рост консерватизма есть, и в таких условиях говорить о массовой просветительской кампании по гендерному равенству будет сложно.

Но есть все-таки риторика о женщинах – есть постоянная (в том числе и в послании президента) отсылка к тому, что нужно поддерживать выбор женщины: не только семья, но и карьера, не только дети, но и самореализация. Все-таки это не закрепощение женщины, как в восточных странах. До такого не дойдет.

Давайте посмотрим на опрос центра Юрия Левады, это 2011 год: доля россиян, считающих мужчину и женщину равноправными в современном российском обществе, за 8 лет выросла с 50 до 64%. Мужчины чаще, чем женщины, высказывают мнение о достижении равноправия полов (73% против 57%). При этом лишь 6% современников ценят в женщинах независимость. Основная масса (56%) ценит хозяйственность, далее в системе ценностей россиян идут внешние данные (39%), заботливость (38%), верность (37%), а также ум и порядочность (31% опрошенных перечислили эти качества).

ФЕМИНИЗМ В РОССИИ – (1) Социально-политическая теория, анализирующая причины угнетения женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем и предлагающая варианты преодоления мужского превосходства над женщинами. (2) Широкое социальное движение в России 19–20 вв. за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно.

Предыстория русского феминизма

берет начало в 18 в. и коренится во влиянии на русское общество идей Великой Французской революции 1789 и идей Просвещения. Передовое русское общество следило за событиями во Франции, где в общем хоре требований освобождения от деспотизма свой голос подняли женщины. Возникновение нового отношения к женщине в обществе, зародившись в эпоху Петра Великого, подкрепило появление женщин нового типа – готовых и стремящихся участвовать в общественной жизни (Екатерина II, Е.Р.Дашкова, графини М.Г.Разумовская, А.К.Воронцова, М.А.Нарышкина). Появление на литературном небосклоне женщин-писательниц и поэтесс (Е.А.Княжниной, Е.А. Вельяшевой-Волынцевой, В.А.Волковой, Е.С.Меньшиковой), рождение женской литературы и женской автобиографической и мемуарной прозы свидетельствовало о появлении социального женского самосознания.

Начало женского движения в России.

Вдохновленная просветительскими идеями, русская разночинная интеллигенция старалась представить право на образование отправной точкой любой эмансипации, в том числе и женской. Не случайно поэтому открытие в Петербурге в 1859 первой воскресной школы для женщин, организованной на квартире М.С.Шпилевской, представлялось как вклад в дело женского освобождения. Столица дала пример Перми, Харькову, а с 1862 – Киеву, Казани, Одессе и иным городам. Однако центральным вопросом оставался вопрос о доступе женщин к высшему образованию. Девушки проникали на занятия в университеты, создавали кружки, в которых читались лекции по естествознанию, медицине. Самые последовательные и юридически подготовленные добивались открытия негосударственных женских курсов. В 1867 по инициативе М.В.Трубниковой, Н.В.Стасовой, Е.И.Конради и др. 100 женщин дворянского звания подписали петицию на имя ректора Петербургского университета с просьбой разрешить им посещение лекций. Одновременно в адрес Первого съезда естествоиспытателей России была подана петиция с просьбой поддержать идею основания Высших женских курсов. И ректор, и съезд выразили сочувствие женщинам, но инициативы их не поддержали.

Общее и особенное в истории русского и западного феминизма.

В истории русского и западного феминизма было немало общего.

(5) Стремясь к тому, чтобы за ними были признаны гражданские и политические права, первые русские феминистки видели пути обретения этих прав через образование и свободный выбор профессии.

Несмотря на многие сходства, в истории рождения русского феминизма было немало особенного, самобытного.

(2) Значительные собственнические права женщин давали им возможность делать пожертвования, основывать женские кооперативы, самостоятельно решать, на что потратить богатства. Вторая половина 19 в. – эпоха зарождения женского предпринимательства в России.

(3) Западные феминистки стремились отделиться от мужской иерархической системы и создать свою, свободную от иерархий и авторитаризма. Русские же деятельницы женского движения не противопоставляли себя мужчинам и полагали необходимым использовать в своих целях общественные структуры и движения, инициированные и созданные мужчинами.

(5) Феминистское движение в России не было и не могло быть массовым, не располагало своими представителями в государственных организациях, не имело возможности оказывать постоянное давление на власть, лоббировать.

(6) Малое или меньшее (по сравнению и по значимости на Западе) внимание к вопросам пола и сексуальности также отличает русских феминисток.

(7) Большинство деятельниц раннего русского феминизма хорошо владели пером, как прозаическим, так и поэтическим (М.Цебрикова, Е.Конради). В Украине женское движение 1860–1900 вообще представлено одними именами писательниц (Н.Кобринская, Е.Ярошинская, О.Кобылянская и др.)

Российское женское движение 1905–1917

В мае 1905 на Первом съезде союза делегатки обсуждали идейную платформу и цели: немедленный созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, тайного, прямого избирательного права без различия пола, веры, национальности; признание прав народов России; уравнение женщин всех социальных слоев с мужчинами в политических и гражданских правах во всех областях жизни; допущение женщин во все области общественной и служебной деятельности; совместное обучение женщин с мужчинами; отмена законов о проституции, унижающих достоинство женщин. В течение года отделения СРЖ образовались также в Москве, Твери, Рязани, Новгороде, Смоленске, Харькове. Их активистки составляли прошения в адрес Комитета министров, Съезда представителей земств и городов и других официальных организаций с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении женщинам равных с мужчинами избирательных прав. Одновременно велась работа по налаживанию связей с социал-демократическими организациями (СРЖ пытался определить свою позицию в вопросе о выборах в Булыгинскую думу), осенью 1905 – с Московским стачечным комитетом и комитетом самообороны, представлявшем интересы лиц наемного труда. В 1906 ответственные за установление этих связей в Киеве участвовали в создании Общества взаимопомощи трудящимся женщинам, при котором открылась библиотека, бюро труда, профессиональные курсы, мастерская женских изделий. В 1907 аналогичное Общество взаимопомощи работниц было создано в Петербурге; активную роль в его деятельности сыграла в дальнейшем А.М.Коллонтай. Действовавшее как рабочий клуб, оно объединило более 300 человек; в составе его членов были не только женщины, но и мужчины, разделявшие идею женского равноправия.

На съезде был поставлен также вопрос об ответственности всех граждан страны – и женщин, и мужчин – за судьбу и развитие Росси по демократическому пути. СРЖ, насчитывавший к тому времени около 8 тыс. членов, после закрытия съезда прекратил существование. Его функции приняла на себя Российская лига равноправия женщин (РЛРЖ), которая к началу Первой Мировой войны имела свои отделения более, чем в 50 городах.

В 1916 по инициативе Московского отдела РЛРЖ во главе с А.Н.Шабановой было проведено совещание по вопросу о создании общероссийского Союза женщин. Многие феминистские организации, поддерживая эту инициативу, подписали Устав Всероссийского женского общества (Союза женщин) и подали в декабре 1916 прошение на его регистрацию в Петроградское присутствие по делам об обществах, однако получили отказ.

Признание россиянок равноправными субъектами политической жизни – это, т.о., полностью заслуга женского либерально-демократического движения. На выборах в городские и районные думы в мае-августе 1917 более всего было выдвинуто женщин-кандидаток от кадетов (12%, в том числе С.В.Панина), чуть меньше – от большевиков (10%, в том числе А.М.Коллонтай) и эсеров (7%, в том числе А.Н.Чернова). Лидеры РЛРЖ вынуждены были признать подобный успех формальным: и политические партии, и широкие слои избирателей вплоть до событий октября 1917 не были готовы признать за женщинами право на участие в управлении государством.

Первые декреты советской власти были в отношении женщин многообещающими. Их юридическое равноправие с мужчинами закрепила Конституция 1918.

Возрождение феминизма в конце 70-х гг. Женщины в правозащитном движении.

На втором этапе, в 1993–1995 эти организации стали искать пути взаимодействия со структурами государственной власти и партийно-политической системой и натолкнулись на стереотипы в оценке роли и места женщины в обществе. Их число выросло до 300.

В последнее время российские феминистские организации пропагандируют принципы социального партнерства, соучастия в решении острых социальных проблем (насилия, беспризорности, наркомании, торговли женщинами). Этому немало способствует созданный в 1998 Информационный центр независимого женского форума и Консорциум женских неправительственных объединений, ставящие в центр своей работы проблему лоббирования интересов женщин в структурах власти различных уровней.

Наталья Пушкарева

Айвазова С.Г. Идейные истоки женского движения в России // Общественные науки и современность. 1991, № 4
Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998
Пушкарева Н.Л. Феминизм в России: формы женской социальной активности // Пушкарева Н.Л. (ред. и сост.) Женская история. Гендерная история (Теория и исследования. Учебное пособие). Калуга, 2001
Пушкарева Н.Л. У истоков русского феминизма: сходства и отличия России и Запада // Тишкин Г.А. (ред.) Российские женщины и европейская культура. СПб, 2002

Исследовательница истории женщин и гендера, аспирантка в Институте политических исследований Sciences Po

— Как вы считаете, почему многие отрицают то, что женщины и мужчина не равны в правах?

Наталия Малаховская: Многие женщины отрицают неравенство, потому что не очень приятно признавать себя ущемленными в чем‑то, а тем более видеть угнетение. Гораздо легче не замечать факты или пытаться их переинтерпретировать. Психологически легче нарисовать розовую картинку и наслаждаться иллюзией, чем бороться за равные права для будущих поколений. Осознавая, что для самой себя ты почти ничего не добьешься.

Поэтому многие женщины считают феминисток своими врагами: теми, кто указывает на то, что им недоступно, на то, что понижает их в собственных глазах.

Ася Ходырева: Если мы говорим о России сегодня, то отрицание гендерного неравенства, или, если точнее, непризнание, что проблема вообще существует и требует незамедлительного решения, на мой взгляд, связана с тем, как выстраивается гендерная политика.

В зависимости от задач власти она может быть направлена на поддержание существующего разрыва в правах или на сглаживание исторических, культурных, социальных, а иногда и демографических условий, воспроизводящих неравенство. Я хочу сказать, что не стоит воспринимать гендерное неравенство как естественный порядок вещей . Период противоречивых девяностых (примерно до первой половины нулевых) характеризуется сотрудничеством государства и НКО для достижения равноправия.

Не нужно быть большим специалистом, чтобы уже сегодня оценить последствия от отсутствия закона против домашнего насилия: например, то, что женщины с детьми сегодня — самая закредитованная часть населения.

Гендерная политика касается не только женщин: милитаризация общества, поддержание гомофобных настроений, культурное и социальное исключение мужчин из репродуктивного труда. Насмешки, обесценивание попыток или отказ системно и публично обсуждать гендерное неравенство — это своего рода займ у будущих поколений и экономия на решении проблем ради срочной выгоды.

— Насколько сильно в нашем обществе ущемляют права женщин? Мне кажется, в Москве эта тенденция постепенно идет на спад.

Ася Ходырева: Я думаю, что сегодня люди больше, чем когда‑либо, осведомлены о своих правах благодаря работе нескольких поколений феминисток, развитию социальных сетей и появлению новых медиа. Если говорить о положении женщин, то дела плохи, а на фоне пандемии неравенство только усугубляется. Уже существующие барьеры, такие как разница в зарплатах и высокие требования на рынке труда, превращаются в западню. В России по-прежнему отсутствует защита от домашнего насилия, несмотря на четверть века попыток, бесчисленное количество проектов, петиций и регулярные потрясения от очередных случаев, которые попадают в прессу.

— Кого из современных отечественных феминисток вы можете выделить и почему? Какой идеологический фон они создают?

Идеологический фон современной феминистской работы мало отличается от того, что волновало феминисток сорок лет назад: искусство, дискриминация, насилие, свобода не подвергаться преследованию за профессиональные интересы, убеждения и образ частной жизни.

— Когда мы будем жить в мире, в котором не будут травить активисток и девушек, которые хотят изменений? Что для этого нужно?

Аня Сидоревич: Думаю, что это будет продолжаться в той или иной степени до тех пор, пока патриархальные ценности, в рамках которых все женское априори вторично, будут оставаться основой для нашего общества. Другой вопрос — что можно сделать, чтобы изменить мир, в основе которого лежит патриархат. То есть как помочь феминистской борьбе за равноправие. Здесь есть много доступных для каждой жестов (поддержать активистку или делать выбор в пользу специалисток-женщин), про это я писала в одном их своих материалов.

Наталия Малаховская: Для того чтобы такое время настало, нужен какой‑то очень серьезный кризис, подобный тому, что произошел в первые месяцы этого года, когда из‑за наступления короновируса вдруг стало возможным вводить те изменения, которые раньше казались невозможными.

Пример, на который хочется равняться, — белорусский протест, где видны люди разных классов, поколений и гендеров. Возможно, именно это позволяет ему не стихать уже более двух месяцев вопреки жестокому подавлению.

— Давайте поговорим про белорусскую революцию. Как эти протесты стали частью мирового феминизма и почему у революции женское лицо?

Ася Ходырева: Женское лицо протеста против режима Лукашенко в Беларуси проявилось совсем недавно, после того как изначальные кандидаты в президенты были арестованы или бежали. Тогда в центре внимания оказалась три предвыборных штаба, которые возглавляли женщины. Это само по себе большое событие и пример солидарности — с момента принятия решения продолжить борьбу и во время всех последующих событий. Я восхищена тем, что удалось достичь белорусскому обществу, вдохновленному Светланой Тихановской (политический деятель, кандидат в президенты Республики Беларусь — Прим.ред.), Марией Колесниковой (политическая активистка, координатор штаба Виктора Бабарико — Прим.ред.) и Вероникой Цепкало (политическая активистка — Прим.ред.), за такой короткий срок.

Когда в конце 2011 года в России начался либеральный протест, я была рада быть его частью, но довольно быстро узнала, что женщинам в нем отводится обслуживающее место, а появление радужных флагов расценивается как провокация.

Белорусский протест прекрасен разнообразием, которое обеспечивает его устойчивость и бескомпромиссность, несмотря на чудовищный уровень насилия в адрес мирных протестующих.

— Почему вы решили переиздать альманах? О чем он?

Элла Россман: Альманах ценен не только потому, что позволяет понять, как выглядело советское диссидентское движение. Это еще и важный документ, проливающий свет на особенности всего позднесоветского гендерного порядка.

— Кто создал оригинальный альманах и чем интересна их история? Почему журнал перестал выходить?

Их история интересна тем, что никто и никогда до этой группы не задавался вопросами, связанными с положением женщины в СССР, в рамках самиздатской периодики. Но в текстах речь идет не только и не столько об андеграунде, сколько о советском обществе вообще.

Первый текст не просто так посвящен теме родов. Роды, роль женщины в семье, насилие по отношению к женщинам в тюрьме, а позже и многие другие темы, которые волновали именно женщин, никогда раньше не обсуждались подобным образом на страницах самиздата. Тексты участниц движения разрушили миф об одном из главных достижений советской власти — о гендерном равенстве в СССР, поэтому репрессии последовали незамедлительно.

Нас преследовали, пытались сбить машинами, предлагали либо согласиться уехать из страны, либо завтра утром — в тюрьму.

— Почему вы решили дополнить его серией статей?

Саша Талавер: Во-первых, исторический контекст, который мы обсуждаем в статьях, принципиально важен для понимания альманаха. Он позволяет одновременно ощутить историческую дистанцию, но и более отчетливо услышать созвучия. Мне кажется, что без статей альманах повторно осел неприкаянным pdf-файлом, пришедшим из ниоткуда и ушедшим в никуда.

Во-вторых, статьи не только дают большее понимание альманаха, но и рассказывают о современном феминизме: все мы не только исследовательницы, но и активистки. То, как мы пишем, на чем акцентируем внимание, что делаем и где живем, дает интересный срез части современной российской феминистской среды.

— Как вы думаете, почему альманах так долго не переиздавали?

Наталия Малаховская: Если его так долго не переиздавали, значит он не был интересен, а сейчас его актуальность почему‑то выплыла на поверхность, и мне тоже интересно, почему это произошло. То, что его решили дополнить серией статей молодых исследовательниц, очень радует. Так и должно быть.

Элла Россман: Наверное, совмещаются сразу несколько причин. История диссидентства могла бы обсуждаться в России и больше, дискуссий о ней не хватает. На государственном уровне наша историческая политика фокусируется совсем на других событиях советской истории, например, на Второй мировой войне, которая становится основой современной пропаганды.

Но даже там, где говорят о диссидентстве, забывают о диссидентском феминизме . Женская повестка вообще часто воспринимается как второстепенная. В случае с диссидентством получается примерно так же: борьба с цензурой, репрессиями, защита прав человека оказывается важнее, чем проблемы женщин. И это притом, что они составляли больше половины населения страны.

Грустный праздник 8 Марта. Какие права имели женщины в СССР

Сетевые баталии между критиками Советского союза и теми, кто ностальгирует за временами СССР, не утихают никогда. Но накануне праздников, которые были введены в обиход наших дедов и родителей советской властью, эти "диванные" битвы вспыхивают с новой силой.

8 Марта в этом ряду оказался одним из наиболее спорных праздников. Международный женский день, который отдавал дань борьбе прекрасной половины человечества за свои права, в условиях СССР выглядел особенно двусмысленным – с правами человека там как раз наблюдались большие проблемы.

8 марта история праздника

РСФСР – самая передовая страна для женщин

Поначалу власть большевиков дала советским женщинам невиданные свободы: Конституция РСФСР 1918 года утверждала широкий спектр прав и привилегий для всех и равные возможности для женщин наравне с мужчинами. Такого раздолья на тот момент не наблюдалось ни в одной стране мира – например, супердемократичная Швейцария дала женщинам право избирать и быть избранными только в 1971 году.

Мало того, когда в ноябре 1920 года вышло совместное постановление Наркомздрава и Наркомюста "Об искусственном прерывании беременности", ни в одной другой стране мира аборты не были разрешены официально. И это еще не все: сама процедура была бесплатной.

Другой вопрос, что реалии гражданской войны, коллективизации, раскулачивания и репрессий свели на нет права всех жителей молодой страны Советов, а не только женщин. Да и с точки зрения законодательства довольно скоро правительство начало "закручивать гайки" – при первых же демографических проблемах, которые начались в тридцатые годы.

В первую очередь была упразднено движение эмансипации, еще в 1930 году, когда Сталин объявил "женский вопрос" "решенным". А когда советский феминизм возродился в семидесятых годах, то он преследовался уже как политическое преступление, на уровне одной из самых страшных в мире спецслужб.

Те лидеры движения, которые имели среди западных интеллектуалов статус правозащитниц – Наталья Малаховская либо Татьяна Мамонова, получили возможность эмигрировать. Менее весомые фигуры рисковали оказаться в тюрьме или на принудительном лечении в психиатрических лечебницах.

В этом смысле показательна судьба поэтессы Кари Унксовой, которая принимала участие в создании самиздатовского журнала "Женщина и Россия". Женщина была насмерть сбита неизвестным автомобилем буквально за неделю до отъезда из СССР – по мнению близко знавших ее людей, это было убийство, организованное КГБ.

Женщина в тоталитарном государстве

В 1936 году выходит указ Совнаркома СССР "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах".

Так что когда маршал СССР Георгий Жуков заявил о том, что убитых на Второй мировой войне солдат "бабы еще нарожают", он знал, о чем говорил.

8 марта история праздника

Но женщины не перестали прерывать беременность искусственным путем – просто эта процедура стала сферой теневого бизнеса. Научный сотрудник Иерусалимского университета, демограф Марк Толь, изучающий, кроме прочего, вопросы социологии семьи в СССР, писал, что только в одном 1940 году в городах Российской Федерации умерло от последствий криминальных абортов более 2 тыс. женщин. А вот меры по увеличении материальной помощи и расширении сети заведений для детей и рожениц, были "скорее прикрытием в силу своей не очень большой действенности".

Дальше – больше. В 1944 году государство существенно усложняет для своих граждан процедуру развода. Если до 1926 года развестись можно было в отсутствие супруги или супруга, то начиная с 1944 года эта процедура стала, во-первых, публичной, а во-вторых, за нее теперь приходилось платить.

Кроме того, указом 1944 года также вводилось новое понятие – "одинокая мать". Оно распространялось на всех женщин, которые родили вне брака. "Одинокая мать" не имела права претендовать на материальную помощь со стороны отца ребенка. Такая ситуация изменилась только в 1968 году.

Крепостное право закончилось в 1981 году

"В 1955 году хватка на шее женщин постепенно ослабляется, – пишет феминистка, блогер Зоя Шиманская, – образование становится смешанным, возвращается доступность абортов. Происходит постепенный откат, разводы становятся возможными (1965), женщины получают право на алименты, пособия на детей, декретные отпуски (1968). Но проблема двойной работы остается — массовая пропаганда все еще ловко лавирует между образом женщины как хранительницы очага, матери и работающего гражданина".

Отметим, что здесь госпожа феминистка несколько "передергивает" факты. Оплачиваемые декретные отпуски существовали в СССР, но до поры до времени были ничтожно малы. Так, с 1939 года отпуск составлял всего 63 календарных дня (35 дней до родов и 28 дней после родов), а заслужить его можно было только через семь месяцев ударного труда на предприятии.

8 марта история праздника

С 1 апреля 1956 года декретный отпуск увеличили до 112 календарных дней (56 дней до родов и 56 дней после родов). При этом работницы колхозов до 1965 года – когда Международный женский день стал не только праздником, но и нерабочим днем, получали только 50% от размера заработной платы. Для сравнения, сейчас оплачиваемый декретный отпуск составляет 126 календарных дней (70 дней до даты родов и 56 после).

К слову о работницах колхозов. Если все описанное выше можно списать на "ужасы сталинизма", то крестьяне даже в "тучные" годы правления Брежнева имели гораздо меньше прав, чем городские жители. Деревенское население в СССР до 1974 года жило вообще без паспортов, что с учетом советского законодательства не давало права перемещения по стране. А по данным переписи населения 1970 года, в деревнях проживало около 50 миллионов человек, или 20,5% населения страны.

Получается, что с 1953 по 1974 год пятой части советских людей запрещалось переезжать с места на место – они были намертво привязаны к родной деревне и своему колхозу. Нарушение каралось штрафом до 100 рублей и водворением в родные края, при повторном нарушении – сроком до двух лет. Такое положение вещей не так уж и сильно отличалось от пресловутого крепостного права. К слову, полная паспортизация деревенского населения закончилась только в 1981 году.

Минздрав предупреждает: от противозачаточных таблеток умирают

Примерно в то же время, в начале восьмидесятых, государство начинает осторожно рекомендовать своим гражданкам пользоваться противозачаточными средствами. В то время, как во всем мире давно отгремела сексуальная революция, спровоцированная доступностью оральных контрацептивов, в СССР семидесятых насаждалось мнение, что от них умирают.

"В 1974 г. Министерство здравоохранения разослало письмо, в котором побочные эффекты применения оральных контрацептивов были настолько преувеличены, что само дальнейшее их использование оказалось под вопросом", – пишут Анатолий Вишневский, Борис Денисов и Виктория Сакевич в работе "Контрацептивная революция в России".

Все просто: таблетки закупались за границей, за валюту, поэтому долгое время самым доступным методом оставался презерватив, посыпанный тальком. Пользоваться им было болезненно, мужчины старались обходиться без него.

8 марта история праздника

Советская женщина обязана была рожать и воспитывать детей, что прописывалось в Конституции. Редакция Конституции СССР 1977 года утверждала, что "женщина и мужчина имеют в СССР равные права", но уточняла, что женщина обязана сочетать труд с материнством. (В уголовном кодексе была статья за так называемое "тунеядство", так что работали все.) Но если Советское государство времен застоя действительно осуществляло "материальную и моральную поддержку материнства и детства", то слова о равных правах на труд были заведомой ложью.

"В социальной сфере, тем не менее, сохраняются проблемы: более низкие зарплаты, отсутствие возможности продвижения по карьерной лестнице, огромная бытовая нагрузка", – пишет Софья Шиманская.

В СССР все равны, но мужчины "равнее"

Женщина могла сделать карьеру, но в определенных сферах занятости, которые считались в советское время "женскими": финансовая сфера, юриспруденция, образование, медицина – среди мужчин, за исключением разве что профессии врача, работа директором или бухгалтером не считалась "престижной". Единственной женщиной в правительстве СССР была Екатерина Фурцева, занимавшая типично "женский" пост министра культуры (1960-1974).

8 марта история праздника

С перестройкой эта ситуация не изменилась. По мнению кандидата юридических наук Людмилы Завадской, формирующийся рынок труда не принял женщину как профессионала: когда "плановая экономика" посыпалась, как карточный домик, и предприятия стали массово закрываться, женщины могли найти новую работу только в сферах традиционной "женской" занятости – в торговле, сфере обслуживания, финансовых учреждения.

"Женщина в доперестроечный период была олицетворением женщины-профессионала (до 60% женщин имели среднее специальное или высшее образование) или женщины-работницы, но не женщины-руководителя. История перестройки дала урок гражданам: мужчины и женщины не могли иметь равный доступ и равные возможности при переделе собственности. Собственность в результате перестройки стала принадлежать классу мужчин, поскольку они были ближе всего к этой собственности", – пишет Завадская.

8 марта история праздника

Сейчас, конечно же, ситуация изменилась, но нельзя сказать, чтобы сильно: по данным Всемирного экономического форума, сегодня Украина занимает 59-е место в мире по показателям гендерного неравенства. Согласно статистике, в последние годы разница в зарплатах мужчин и женщин продолжала расти и за последние несколько лет увеличилась с 24% до 26%. При этом абсолютное большинство украинских мужчин верят, что профессии делятся на "женские" и "мужские". Более того, 40% мужчин считают, что женщины должны оставить оплачиваемую работу и полностью посвятить себя семье и заниматься неоплачиваемой работой по дому.

Читайте также: