Какое значение имела русская правда для развития государства и права россии

Обновлено: 16.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Русская Правда как источник древнерусского права

Сущность Русской правды как источника права

Как и в других ранних правовых системах, в Русской правде нет кодификации, однако в законах Русской Правды можно найти нормы гражданского и уголовного права, а так же нормы судопроизводства.

Нормы гражданского права в Русской правде

Русская Правда и другие источники древнерусского права довольно четко различают две основные части гражданского права - право собственности и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собственность оформляется в виде княжеского домена (земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины . В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, она говорит и о праве собственности на другие вещи - коней, тягловый скот, холопов и пр.
Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой. Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, а порою даже на его жену и детей.

Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свидетелей - послухов. Купля-продажа земли, по-видимому, требовала письменной формы. При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков.
Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. В 1113 г. произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют три вида займа:
обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями), и заем с самозакладом - закупничество. Просматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа. Срок взимания процентов ограничен двумя годами. Если должник выплачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной вещи.

Вместе с новыми законами о наследстве, введены были новые законы об опеке. Со времени введения христианства на Руси определялся по Номоканону, но с победой русских юридических обычаев над римско-византийскими были изданы новые законы об опеке. По новому закону Русской Правды устанавливался следующий порядок опеки (ст.99 Пространной Правды): опека над малолетними детьми и имуществом, принадлежавшим им, назначалась только в том случае, если у них не было в живых ни отца, ни матери, или когда их мать выходила замуж второй раз. Если же она не вступала во второе замужество, то относительно детей вполне заменяла мужа, пользовалась всеми его правами, являлась главой семейства.

Дети не могли выходить из ее повиновения даже и в том случае, если она оставляла дом своего первого мужа и выходила замуж второй раз, но тогда опекунами назначались или родственники мужа, или родственники отца, или второй муж матери.

Имение покойного передавалось опекуну перед людьми, т.е. перед свидетелями, которые назначались от самого общества. По окончанию опеки, когда дети вырастут, опекуны обязывались сдать это имение тоже при свидетелях, и если что-либо из него затрачивалось опекунами, то опекуны были обязаны уплатить утраченное по опеке. Но до окончания воспитания детей, во время управления их имениями, опекуны пользовались всеми доходами, получаемыми с земли и со всего имения, потому что он кормит и заботится о подопечных.

Нормы уголовного права в Русской Правде.

Русская правда под преступлением понимала обиду, т.е. причинение морального, физического или материального ущерба определенному лицу или группе лиц. Объектами преступления являлись личность и имущества. Объективная сторона преступления охватывала как покушение на преступление, так и оконченное преступление. Субъектами преступление были все лица, кроме холопов. За холопов, оставлявших собственность господ, отвечали хозяева. Закон не устанавливал возрастной ценз для субъектов преступления. Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность, хотя четкого разграничения форм вины еще не существовало.
Русская Правда обозначала понятие соучастия, но еще не разделяло ролей соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т.д.). Если преступление совершалось несколькими лицами, то ответственность для участников устанавливалась одинаковой. Например: "А если украдут коня или вола или будет кража из клети, то вор платит гривну и 30 реза, если он был один, если воров было десять, то каждый из них платит 3 гривны и 30 резан " (Краткая Правда ст. 31.)

Смертная казнь в русской правде не упоминается, хотя согласно летописям она имела место. Поток и разграбление является высшей мерой наказаний и заключается в конфискации имущества и обращении преступника и его семьи в рабство. Эти наказания назначались в трех случаях: 1) за убийство в разбое; 2) поджог; 3) конокрадство. Вира – денежное взыскание в размере 40 гривен, назначаемое за убийство. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (за убийство человека с привилегиями). Дикая вира выплачивалась вервью (крестьянской общиной) в случаях: 1) когда убийца не найден или община не захотела его выдать; 2) непреднамеренного убийства в драке, на пиру. Вира поступала в княжескую казну.
Головничество – денежное взыскание в размере виры, взималось в пользу семьи убитого. Урок – определенное денежное возмещение потерпевшего за причиненный ему ущерб. Все остальные преступления наказывались "продажей" – штрафом, размер которого определялся в зависимости от тяжести преступления. Продажа взималась в пользу князя.

Судопроизводство по Русской Правде

Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Судебное разбирательство начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство по Русской правде было гласным, устным. Большая роль в системе доказательств судебного процесса принадлежало ордалиям, присяге и жребию.
Судебный процесс делился на три стадии:
1. "Заклич" – первый этап судебного процесса, объявление о совершившимся преступлении (например о пропаже имущества). Он производился обязательно в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, по которым ее можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком процесса.
2. "Гонение следа" – поиск доказательств и преступника. Так как в Древней Руси еще не появились специальные розыскные органы и лица, гонения следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы
3. "Свод" – осуществлялся в течении трех дней. Лицо, у которого обнаруживали пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходило до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь.

Система доказательств, свидетельствовавших о совершении преступления, в Русской Правде состояла из свидетельских показаний "видоков" и "послухов"; вещественных доказательств; ордалий ( испытание огнем, водой и металлом по обычаю средневековой Европы ); присяги.

Значение Русской Правды

Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она достаточно полно охватывает весьма обширную сферу общественных отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и судебного процесса.

Русская Правда является официальным актом. В самом её тексте содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах).

Русская Правда - памятник феодального права. Она всесторонне защищает интересы господствующего класса и откровенно провозглашает бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди.

Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Русскую Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых Москвой в составе централизованного Русского государства.

Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юристъ, 1996.- 448 с.

Краснов Ю.К. История государства и права России. Учебное пособие. Ч. 1. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 288 с.

Читайте также: