При какой форме государственного устройства установлено единое гражданство

Обновлено: 02.07.2024

Выделяют три элемента формы государства: форма правления, форма государственного устройства, государственно-политический режим.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства, и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на: монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической

формы управления являются:

- существование единоличного главы государства, своей властью пожизненно (царь, император);

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- юридическая безответственность монарха.

Монархия делится на: абсолютную; ограниченную; дуалистическую; теократическую; парламентарную.

Абсолютная монархия — такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической. Признаки парламентской монархии (Япония, Великобритания, Швеция):

- правительство формируется из представителей определенной партии, получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством и парламентом. Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия, Иордания).

Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общие признаки республиканской формы правления:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти.

Республики делятся на парламентские, президентские и смешанные.

Парламентская республика — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Италия, Финляндия, ФРГ). В такой республике правительство формируется парламентским путем. Глава государства в подобных республиках избирается парламентом. Глава правительства назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.

Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия).

Характерные черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

ответственности перед парламентом), а с другой — возникают полупарламентарные республики. Первый путь характерен для отдельных стран Латинской Америки (Венесуэла, Перу, Уругвай, Колумбия и др.). Второй путь создания смешанных, гибридных форм

был указан Французской Конституцией 1958 г. и со значительными изменениями воспринят Грецией (по Конституции 1975 г.), Португалией (по Конституции 1976 г. до последующих изменений), рядом развивающихся стран (Мадагаскар, Алжир и т. д.), где конституциями предусмотрена ответственность министров перед парламентом: он может выразить им недоверие, порицание. В этих государствах фактическим руководителем правительства является президент, что сближает их с президентскими республиками, под его председательством созываются так называемые официальные заседания правительства, но наряду с этим имеется конституционная должность премьер-министра. Его и членов правительства назначает президент, но ответственно правительство перед парламентом, что отличает данную форму от президентской республики и сближает с парламентской. Причем эта ответственность крайне затруднена.

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарное; федеративное; конфедеративное.

Унитарное государство — это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают (Франция, Италия, Великобритания, Испания, Китай).

- единые, общие для всей страны высшие исполнительные, законодательные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

- единая система законодательства, одно гражданство;

- составные части унитарного государства государственным суверенитетом не обладают;

- все внешние международные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Федерация — единое государство, являющееся объединением относительно самостоятельных регионов (государственных образований) (Россия, США, ФРГ, Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия).

- территория состоит из территорий ее отдельных

- верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

- субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие государственные органы;

- существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

- в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;

- основную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы.

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных(союзных) государственных органов. Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза.

Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов — право наций на самоопределение (т. е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство. Таким образом, основное различие между территори-

альной и национальной федерациями состоит в том, что в национальной федерации степень суверенности субъектов значительно выше, чем в территориальной.

Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерации представляют собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (Объединенная Арабская республика (ОАР) распалась после выхода из ее состава в 1961 году Египта), либо преобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией и США. Появилась новая форма ассоциированного государственною объединения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

Государственно-политический режим — это совокупность методов и способов осуществления государственной власти.

Все государственно-политические режимы подразделяются на демократические и антидемократические.

Для демократического политического режима характерны следующие признаки:

1. предоставление широкой свободы личности и организациям;

2. признание равноправия граждан;

3. реальная гарантированность прав и свобод личности;

4. возможность участия граждан в осуществлении государственной власти;

5.наличие судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония;

6. разделение властей;

7. наличие легальной оппозиции власти;

8. плюрализм политических течений и идеологий;

9. признание конституционности и законности.

Демократические режимы в различных странах имеют свои разновидности, которые зависят от особенностей политической системы, от расстановки политических сил в обществе и в государственном механизме и т. д.

Для антидемократических режимов характерны следующие признаки:

1. ущемление прав и свобод личности;

2. огосударствление всех общественных организаций;

3. фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности;

4. милитаризация общественной жизни и наличие военно-бюрократического аппарата;

5. отсутствие легальной оппозиции власти;

6. фактическая ликвидация парламентаризма и политических партий;

7. концентрация власти в руках главы государства

8. отказ от принципов конституционности и законности;

9. применение политических репрессий.

Разновидностями антидемократических режимов являются авторитарный и тоталитарный режимы.

Тема 6. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

  • форму правления,
  • форму территориального (государственного) устройства
  • политический (государственный) режим.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками :

1) это, как правило, единоличное правление ;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству ;

Выделяют две разновидности монархической формы правления : абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки :

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок . Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий . Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную . Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы , например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.) , а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную .

Унитарное государство имеет следующие признаки :

1) полное территориальное единство государства . Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

2) для населения установлено единое гражданство , территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства , единая судебная система;

4) единая система законодательства для всего государства;

5) одноканальная система налогов , т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки :

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

5) двухканальная система налогов , что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию . Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств . В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства . Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились . Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим.

Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.

Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические . Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

Авторитарный режим . Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

Демократический режим . Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

Вопросы для самоконтроля

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1993, Гл. IV. с. 71- 82.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994 Тема 4.4, с. 38; тема 22, с. 255-2б9..

Теория государства и права. Вып. 2. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1994, с. 3-39.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993, Гл. V, параграф 2.,0.72-100.

Форма государства - это организация и устройство государственной власти, отражающая особенности исторического, экономического, национального развития страны, а также уровня развития демократии и культуры населения.

Формы государства содержит в себе три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Рассмотрим подробней каждый из этих элементов.

Форма правления

Форма правления отражает:

  • устройство и организацию высших органов власти
  • порядок их формирования и их компетентность;
  • уровень участия граждан в политической жизни страны.

Выделяют 2 формы правления: МОНАРХИЯ и РЕСПУБЛИКА

Монархия - форма правления, где власть принадлежит полностью (или частично) одному человеку, передаваемая по наследству.

Монархия также подразделяется на:

- абсолютную - не ограничивается никаким органом

- ограниченную - существует особо представительный орган, ограничивающий власть монарха.

Она бывает дуалистической и парламентарной .

Республика - форма правления, где власть принадлежит выбранному на срок органом. *Население принимает активное участие в выборе.

Республика тоже подразделяется на :

- президентская - противостоит парламенту ( например: США)

- парламентская - правление за выбранными членами парламента

- смешенная - сочетание президентской и парламентской

- суперпрезидентская - широкие полномочия президента.

Политический режим

Политический режим (ПР)- совокупность способов, приемов и методов осуществления государственной власти.

Существует два вида пол. режима: ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ и НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ.

Демократический - власть народа.

Он подразделяется на:

- социал-демократический ПР - упор на социальную защиту населения

-либерально-демократический ПР - основан на либеральной идеологии (права и свободы индивида)

- парламентский - власть в руках парламентах

Недемократический подразделяется на:

- деспотический - полное подчинение деспоту, отсутствие моральные или правовые нормы

- тирания - устанавливается на территории завоеванных государств, не регулируется нормами

- олигархия - власть принадлежит группе людей, обладающей экономическим могуществом (пример: древняя греция)

-аристократия - власть в руках привилегированной группы людей

-авторитарный - власть в руках одного человека или группы лиц, наличие контроля и отсутствия прав и свобод индивида, жесткая цензура (например: СССР)

- тоталитарный -государство контролирует все сферы жизни общества, моно политическая идеология и моно правление государством

-хунта - власть в руках военных в результате политических переворотов .

Формы государственного устройства

Формы государственного устройства характеризует разграничение власти между центрами, а также административно-территориальное устройство.

Выделяют три формы государственного устройства: УНИТАРНОЕ, ФЕДЕРАТИВНОЕ и КОНФЕДЕРАТИВНОЕ

Унитарное государство - единое государство, которое состоит из административно-территориальных единиц, которые НЕ обладают правом законодательства.

*Наличие единой конституции, единого гражданства, единого государственного аппарата.

Унитарное государство делится на :

- простые - внутри государства нет автономий (например: польша)

- сложные -внутри существуют автономные административно - территориальные единицы (например: дания)

Федеративное государство - части государства являются самостоятельными государственными образованиями, имеющие право законодательной инициативы.

*Наличие двухуровневого государственного аппарата (органы центральной власти и органы власти субъектов), наличие двойного гражданства, наличие своей конституции (непротиворечащие основной)

Конфедеративное государство - союз независимых государства.

* Полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления.

Форма гос. устройства является 2ым элементом формы государства.

Форма гос. устройства – это территориальная организация государства, характеризуемая наличием или отсутствием в его составе других государств (государственных образований), а так же определённой формой взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.

Виды формы гос. устройства:

1. Одной из форм гос. устройства является унитарное государство (билет 23: Унитаризм)

Представляет собой единое цельное государство. Территориальная модель единого, цельного устройства получила наибольшее распространения в современном мире. Такую форму территориальной организации. Такую форму имеют – Великобритания, Италия, Япония, Франция, Португалия, Польша. И многие другие страны.

Данную форму организации государства часто в КП называю простой формой

Важнейшими признаками унитарного государства:

1. Наличие единой системы права, основой которой является единая для государства конституция. Местные органы власти обязаны применять н\п акты применяемые центральными органами государства. Их собственная нормоустанавливающая деятельность носит нормоподчинённый характер и распространяется на соответствующую локальную территорию государства.

2. Единая система высших органов государственной власти (парламент, правительство), юрисдикция которых распространяется на территорию всего государства.

3. Единое гражданство (население унитарного государства имеет единую гос. принадлежность. Административно-территориальное образование собственного гражданства не имеет.)

4. Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами права. (единая система судебных органов.)

5. Одноканальная система налогов (схема собирания налогов обычно следующая: все налоги поступают в центр, а уже центральной властью они распределяются)

6. Территория унитарного государства разделена на административно-территориальные единицы, которые имеют в основном равный юридический статус, по отношению к центральной власти, по отношению к центральным органам гос. власти и административно-территориальные единицы не обладают какой либо политической самостоятельной властью. (в некоторых автономынх образоываниях, автономия могут обладать определённой самостоятельностью, но полной политической самостояетльностью не могут обладать)

Унитарные государства не обязательно должны быть предельно централизованным, с единой системой власти, строгой иерархией гос аппарата и отсутсвием какой-либо самостоятельности на местах.

В ЗС принято различать 2 основных способа, которые оказывают влияние на централизацию (степень централизации) унитарного государства.

Деконцентрация служит скорее техническим чем политическим.

Деконцентрация состоит в назначении центральной властью своих представителей в конкретной территориальной единицы. Эти представители, как правило руководят гос службами, подчинёнными центральному правительству. Они осуществляют волю центра и не обладают какими-либо самостоятельными политическими функциями.

Наиболее изветсным примером деконцентрации является передча француским правительством своих полномочий. Префектов, департаментов государства.

2. Децентрализация – передача властных полномочий из центра на более низкие уровни управления, признание права принимать решение органами власти территориальных единиц, т.е. предоставление определённого или некоторого самоуправление.

Эти органы отделены от органов государства и имеют свои географически очерченные границии.

Таким образом унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными

Если в 1ых все правовые нормы принимаются обще государственными органами власти (центральные), тое в децентрализованных унитарных государствах административно-территориальные единицы обладают некоторой автономией.

Автономные образования в унитарных государствах.

Децентрализация унитарного государства, тесно связанна с фактором демократизации государства. Часто на территории одного государства может проживать группа или группа меньшинств, которые отличаются от основной массы населения этого гос рядом особенности.

Меньшинства всегда пытаются сохранить свою самобытность.

Часто в децентрализованном гос. издаваемые на местах правовые нормы, непосредственно направлены на удовлетворение нужд меньшинств.Другими словами речь идёт о создании автономных образований.

Автономия – это организации специальных территориальных единиц унитарного гос.

В КП выделяют 3 вида автономных образований:

1. административно-территориальная автономия – обычно устанавливается простым законом. Частно она не упоминается в конституции кгосудартсва, т.е. не конституционализированна. Такая форма автономии создаётся для удовлетворения каких либо потребностей государства или в следствии исторических и иных особенностей данной территории.

Органы автономных единиц в рамках предоставленных полномоий вырабатываю собственное решение, эти решения носят администаритивный характер, поэтому для контроля за деятельность органов автономной единицы устанавливается административный надзор.

2. национально-территориальная автономия – она может включать в себя различного рода территориальные образования. Коммуны. Области, провинции, уезды и так далее. Национально-территориальная автономия создаются для учёта интересов национальных и этнических групп населения.

В рамках такой автономии должны учитываться, сохраняться и получать развитие культурные, языковые и другие особенности данного населения.

Предоставляют таким группам населения возможности для самоуправления унитарное государства решает вышеперечисленные проблемы.

В некоторых национально-территориальная автономиях имеются частичные признаки государства. (свой парламент, право на законодательную деятельность, в чётко отчерчённых вопросах. Свой правительство. А иногда даже своё гражданство.)

Так в Италии 5 областей: Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто Адиджи, Вале-Де-Аостро, Фриули-Венеция-Джулия, имеют особый юридический статус, поскольку на их территории проживают этнические меньшинства. Кроме этого подобные автономии имею место быть в Финляндии: Оланские острова

3. Национально-культурная –Её сущность состоит в том, что национальные меньшинства часто не живущих компактно, а рассеяно, этим национальным меньшинствам предоставляют права и свободы в отношении пользования своим языком, своим бытом, своей религией.

Европейская хартия о религиозных языках и языках меньшинств 1992 года в ст.12 предусмотрела возможность для культурной деятельности и существование культурных учреждений в частности библиотек, культурных центров, музеев, театров, а также народного творчества и народных промыслов. Согласно её государства-участники этой хартии обязаны поощрять возможности самовыражения государства, относящегося к региональным языкам и языкам меньшинств.

Федеративное государство. (22 вопрос: Федерализм ЗС)

Федеративное государство это единое, союзное государство, которое состоит из нескольких государственных образований обладающих определённой юридической и политической самостоятельностью.

Федерация это целостное суверенное государство с общей конституцией, общей системой федеральных государственных органов и учреждений, и общим гражданством.

Основные признаки:

1. Политика административных отноешний в федеративном государстве не представляет собой единого целого. Федеративное государство состоит из территорий, субъектов федерации и является союзным государством, при этом федерация это всегда целостное суверенное государство.

Государственные образования, которые входят в состав федеративного государства не являются государствами в собственном смысле этого слова, так как они не обладают полной самостоятельностью и независимостью по вопросам внутренней и внешней политики.

Прежде всего субъекты федерации не имеют право выхода из федерации: так конституция большинства федеративных государств уделяют гарантиям целостности своего государства повышенное внимание.

Ни одна из действующих в настоящее время конституций федеративных государств не признаёт за субъектами федерации право сецессии.

При этом субъекты федерации наряду с хозяйственной, социально-культурной самостоятельностью …

2. Субъекты федерации наделяются учредительной властью. Им предоставляется право принятия собственной конституции, Федеральной Конституцией устанавливается принцип субординации, согласно которой конституции субъектов должны соответствовать федеральной конституции.

3. Субъекты федерации обладают правом в пределах установленных для них предметах ведения правом издания законодательных актов. Эти законодательные акты принимаемые субъектами федерации действуют в пределах границ субъектов и должны соответствовать союзному законодательству.

4. Субъекты федерации могут иметь собственную судебную систему.

5. Наличие двойного гражданства – каждый гражданин федеративного государства считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. Но при это в некоторых федерациях отсутствует такое гражданство (ФРГ, США, )

6. Двухпалатная структура союзного (федерального) парламента.

Нижняя палата парламента представляет интересы всего народа государства, а верхняя палата парламента представляет интересы государства

7. Двухканальная система налогов, т.е. выделяются федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

8. Распределение компетенции (предметы ведения) между федерации и её субъектами. (очень важный вопрос)

В настоящее время насчитывается около 20 федеративных государств: Австралия, Бразилия. Германия, индия, Канада. Мексика, США, Швейцария, Объединённые арабские Эмираты, Бельгия (до 1993 года была унитарным государством.)

Отношения между федерацией и её субъектами регулируется прежде всего конституцией государства, а также соответствующими федеративными договорами, которые заключаются между федерацией и каким-либо субъектом (Канада).

Способы распределения компетенции между федерацией и её субъектами могут быть различными и основываться на разных принципах. В связи с эти в КПЗС выделяют 3 основных способа разграничения компетенция между федерации и е субъектами:

a. Остаточная компетенция субъектов – в данном случае федеральная конститутция перечесляет компетенцию федерации оставляя остальные вопросы на усмотрения субъектов. Такое распереление компетениции является более благоприятным для федирации поскольку оно представляет ей некоторые возможности в результате происходящей экономической или политической революции. Которая часто трудно бывает учесть при принятии конституции. Т.е. в процессе развития гос. появляются новые сферы регулирования, которые часто не были закреплены в коснтитуции.

Пример: Такое распределение компетенции как остаточная компетенция субъектов содержится в конституции США, также подобное распределение содержится в конституции Индии 1950 года.

b. Конкурирующая (совместная) компетенция – некоторые области открыта для регулирования как федерацией так и её субъектами, причем всегда устанавливается, что государство имеет приоритет в решении вопросов содержащихся в перечне такой компетенции.

Такая компетенция предусмотрена во многих конституциях: В законе ФРГ, в конституции Индии 1950года.

c. Дополнительная (рамочная) компетенция – которую осуществляют субъекты федерации при применении федеральных законов. Государство устанавливает общие принципы, а субъектам остаётся право регулировать эти области в деталях.

Пример: В основном законе ФРГ 1949 года в ст. 75 как раз устанавливалось, что федерация имеет право издавать рамочные предписания по значительному кругу вопросов (правовое положение лиц состоящих на государственной службе земель; охрана окружающей среды; общие положения о печати и кино и т.д.).

В 2006 году ФРГ была осуществлена реформа федерализма, в соответствии с чем было упразднено или отменено рамочное законодательство федерации. Теперь место рамочного законодательства принадлежит исключительному или конкурирующему законодательству либо регулируется

И вопрос о фузии с Российской Федерацией этих непризнанных и частично признанных государств стоит в полный рост, после чего может возникнуть смешанная федерация.


Фото: ссылка


двойной клик - редактировать изображение

1. Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.


двойной клик - редактировать изображение

2. В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на виды:

2.1) простая форма (унитарное государство);

2.2) сложная форма (федерация, конфедерация).

Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права они рассматриваются и изучаются в рамках данного института.


двойной клик - редактировать изображение

3.1. Отличительные признаки унитарного государства:

3.1.1) вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;

3.1.2) органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);

3.1.3) одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всего государства);

3.1.4) наличие единого гражданства.

3.2. Виды унитарных государств:

3.2.1) простое унитарное государство – в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир);

3.2.2) сложное унитарное государство – имеет в составе одно или несколько автономных образований.

3.3. Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

3.3.1) централизованное унитарное государство – строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия);

3.3.2) децентрализованное унитарное государство – органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Соединённое Королевство, Швеция, Япония).

3.3. Регионалистское государство (также региональное государство) – сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы являются автономными образованиями и наделены довольно широкими полномочиями. Они имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации. Такая форма в настоящее время встречается только в четырёх государствах: Италия, Испания, Шри-Ланка, ЮАР.

Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма к федерализму, происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом образования своих администраций, избрания региональных парламентов (местных законодательных собраний и ассамблей), издания законодательных актов по отдельным вопросам. В ЮАР, например, все 9 провинций наделены правом принимать свои собственные конституции. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе – губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных государствах неодинаковы: в Италии и ЮАР они незначительны и имеют скорее номинальный характер; в Шри-Ланке, напротив, – очень широки и могут включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы. В Испании контроль за регионами в большей степени осуществляется конституционным судом.


двойной клик - редактировать изображение

4.1. Отличительные признаки федеративного государства:

4.1.1) предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

4.1.2) двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру – верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

4.1.3) двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

4.1.4) наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

4.2. По способу образования субъектов федерации выделяют в иды федераций :

4.2.1) территориальная федерация ( также административная федерация) – федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика);

4.2.2) национальная федерация – федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов (Бельгия, Индия, в прошлом – СССР, ЧСФР (ЧССР), СФРЮ (ФНРЮ));

4.2.3) национально-территориальная федерация ( также смешанная федерация) – федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия, Канада).

4.3. По способу образования самой федерации выделяют в иды федераций :

4.3.1) конституционная федерация – федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия, ЧСФР (ЧССР), СФРЮ (ФНРЮ), Российская Федерация (РСФСР));

4.3.2) договорная федерация (также союзная федерация) – федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР);

4.3.3) смешанная федерация (также конституционно-договорная) – государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации.

4.4. В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют в иды федераций :

4.4.1) симметричная федерация – субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации;

4.4.2) асимметричная федерация – федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий;

4.4.3) симметричная федерация с элементами асимметрии – связана с наличием в составе федерации различных автономных образований.

4.5. В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов выделяют в иды федераций :

4.5.1) централизованная федерация – обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты;

4.5.2) децентрализованная федерация – определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными.

4.6. В зависимости от характера связи федерации и её субъектов выделяют в иды федераций :

4.6.1) дуалистическая федерация – в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов;

4.6.2) кооперативная федерация – кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.

В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776 – 1789 годы, 1861 – 1865 годы), Германия (1815 – 1867 годы), Швейцария (1815 – 1848 годы). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

5.1. Отличительные признаки конфедерации:

5.1.1) составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;

5.1.2) каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;

5.1.3) каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единое законодательство, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);

5.1.4) нет единого гражданства конфедерации;

5.1.5) каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

6. Формы межгосударственных образований:

6.1) содружество – организационное объединение суверенных государств для долговременного и взаимовыгодного сотрудничества, характеризующееся наличием общих признаков и определённой степени однородности в политической, экономической, правовой, культурной и языковой сферах. Содружество в будущем может перерасти либо в конфедерацию, либо в федерацию. В целом содружество схоже с конфедерацией, но имеет существенное отличие от неё, прежде всего, в том, что политическая, экономическая, социальная и иная интеграция характеризуется устойчивостью, существование объединения не ставится в зависимость от достижения какой-либо цели, в то время как конфедерация – это всегда временный союз государств, цель объединения которых конкретно определена. В качестве примера обычно приводится Британское Содружество. Также сюда некоторые относят Европейский союз, представляющий собой устойчивое объединение государств, цель интеграции которых имеет длящийся характер, кроме того в рамках объединения созданы свои органы власти и формируется система законодательства, закрепляется приоритет общеевропейского законодательства над национальным. Существует мнение, что Европейский союз в будущем может преобразоваться в федеративное государство;

6.2) протекторат – основанное на соглашении неравноправное объединение государств, в котором более слабое государство передаёт в пользу более сильного право осуществления части принадлежащих ему суверенных прав (как правило, внешнюю политику и обеспечение безопасности) на условиях сохранения собственной государственности и получения взамен политической, военной, финансовой и иной поддержки;

6.2.1) ассоциированное государство – вид протектората, представляющий собой переходную форму внешней зависимости подчинённой территории, которая находится между статусами колонии и самостоятельного государства. Подобные отношения существуют, к примеру, у Пуэрто-Рико с США, Монако с Францией, Ватикана с Италией;

6.3) доминион – самоуправляющаяся колониальная территория в составе монархии, имеющая большую степень самостоятельности, которая в последующем получила независимость, но при этом продолжает признавать в качестве главы государства прежнего монарха. Подобный статус имели бывшие самоуправляющиеся территории Британской Империи: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд; в настоящий момент – члены Британского Содружества;

6.4) кондоминиум – основанное на договоре совместное владение или управление определённой территорией (государством) двумя или несколькими государствами (Англо-Египетский Судан до 1956 года, в настоящее время под совместным управлением Франции и Испании находится Андорра);

6.5) уния – общность монархических государств, возглавляемая одним монархом;

6.5.1) личная уния – устанавливается между монархическими государствами, как правило, случайно в результате того, что одно и то же лицо становится одновременно наследником двух монархов в различных государствах, в которых условия и порядок престолонаследия различны (уния Великобритании с Ганновером, уния Голландии с Люксембургом в XIX веке);

6.5.2) реальная уния – форма объединения монархий, где законодательством государств устанавливается специальный порядок престолонаследия, предусматривающий, что наследник трона в одном госудрстве является одновременно наследником во всех государствах, составляющих унию (Австро-Венгрия, уния Норвегии и Швеции);

6.6) империя – сложное многонациональное государство, зачастую (но не всегда) созданное военным путём, которое зачастую (но не всегда) управляется метрополией. Такими были в своё время Римская Империя, Британская Империя, Российская Империя, Османская Империя, Цинская империя;

6.7) фузия – временная переходная форма, представляющая собой слияние в одно государство двух или нескольких государств, населённых одним этносом, которые ранее входили в единое государство (объединение ФРГ и ГДР в 1990 году, воссоединение ДРВ и РЮВ в 1976 году, а также ЙАР и НДРЙ в 1990 году).


двойной клик - редактировать изображение

зелёным цветом обозначены территории г осударств – членов ООН, не имеющих признания со стороны, по крайней мере, одного государства – члена ООН;

оранжевым цветом обозначены территории г осударств – не членов ООН, имеющих признание со стороны, по крайней мере, одного государства – члена ООН;

розовым цветом обозначены территории г осударств – не членов ООН, имеющих признание со стороны лишь государств – не членов ООН;

красным цветом обозначены территории г осударств – не членов ООН, не имеющих признания.

7. Российская Федерация в настоящее время демонстрирует очень сложное государственное устройство. В соответствии с частью 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Вместе с тем, фактически, Российская Федерации имеет минимум пять протекторатов:

1) трёх г осударств – не членов ООН, имеющих признание со стороны лишь государств – не членов ООН: Приднестровской Молдавской Республики, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики;

2) двух г осударств – не членов ООН, имеющих признание со стороны, по крайней мере, одного государства – члена ООН: Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.

И вопрос о фузии с Российской Федерацией этих непризнанных и частично признанных государств стоит в полный рост, после чего может возникнуть смешанная федерация.

Теги события:

Форма государственного устройства Простая форма государственного устройства Сложная форма государственного устройства Унитарное государство Отличительные признаки унитарного государства Виды унитарных государств Простое унитарное государство Сложное унитарное государство Централизованное унитарное государство Децентрализованное унитарное государство Регионалистское государство Федерация Отличительные признаки федеративного государства Виды федераций Территориальная федерация Национальная федерация Национально-территориальная федерация Конституционная федерация Договорная федерация Смешанная федерация Симметричная федерация Асимметричная федерация Симметричная федерация с элементами асимметрии Централизованная федерация Децентрализованная федерация Дуалистическая федерация Кооперативная федерация Конфедерация Отличительные признаки конфедерации Формы межгосударственных образований Содружество Протекторат Ассоциированное государство Доминион Кондоминиум Уния Личная уния Реальная уния Империя Фузия

Читайте также: