Как заставить управляющую компанию выполнять свои обязанности по уборке снега
Обновлено: 30.06.2024
Рассказываем, куда обратиться, если вы устали месить снежную кашу под ногами.
- На улице которую неделю сильные снегопады, а снег во дворе не чистят. Как заставить управляющую компанию чистить снег?
Согласно постановлению правительства РФ №290 убирать снег на придомовой территории должны при образовании колейности свыше 5 см. Постановление Госстроя РФ №170 устанавливает периодичность уборки снега на тротуарах и во дворах жилых домов. При этом учитывается класс тротуара :
- при движении до 50 человек в час – I класс;
- при движении от 51 до 100 человек в час – II класс;
- при движении от 101 и более человек в час – III класс.
Согласно постановлению, при отсутствии снегопада уборка должна производиться в утренние часы с периодичностью раз в 3, 2 и 1 сутки для тротуаров I, II и III классов соответственно.
Это же постановление обязует завершать работы по уборке снега с тротуаров I и II классов не позднее 6 часов после окончания снегопада, а с остальных территорий – не позднее 12 часов.
Ответственность за уборку снега во дворах жилых домов, а также на придомовых территориях – перед подъездами, на тротуарах, в проездах – несёт управляющая компания. Уборка придомовой территории зимой регулируется договором, который заключают собственники дома с УК на обслуживание общедомового имущества. Места хранения снега также определяются при заключении договора. Стоимость тарифа на содержание общедомового имущества зависит от того, останется снег во дворе или будет вывезен за его пределы.
– Уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать снег, в случае гололёда и скользкости – посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории, – рассказал заместитель начальника отдела по контролю за содержанием жилищного фонда ГЖИ Кировской области Игорь Жинжиков.
В случае, если во дворе дома снег убирают несвоевременно или не чистят его совсем, специалисты советуют обращаться в УК, обслуживающую содержание дома.
– Может быть, в управляющей компании спят и видят, что вы им подскажете, что в каком-то конкретном дворе нужно почистить снег. При этом лучше всего оформлять письменное обращение, к которому обязательно нужно приложить фото- или видеофиксацию факта неочищенного снега, – прокомментировал руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Общественной палаты Кировской области Сергей Улитин. – Также очень важно, чтобы ваше обращение в УК зафиксировали: кто его принял, какого числа, когда обещали устранить проблему. Если с УК договориться не получается, то следует уже обратиться в ГЖИ. Как раз при обращении в ГЖИ ваше письменное обращение очень пригодится, так как оно будет подтверждать факт невыполнения УК своих обязанностей.
– Если в УК не могут или не хотят называть причину неуборки снега, то в таком случае следует обратиться в ГЖИ или сразу напрямую в администрацию города – в территориальное управление вашего района. Обратиться в администрацию – самый быстрый способ решения проблемы, если такая есть. Потому что представители теруправления сразу же выедут на место и узнают, в чём причина, – уверен Сергей Исупов.
Коротко о главном:
1. Согласно постановлению правительства РФ №290 убирать снег на придомовой территории должны при образовании колейности свыше 5 см.
2. Ответственность за уборку снега несёт управляющая организация.
3. Если в вашем дворе несвоевременно убирают снег, нужно обратиться в управляющую компанию с письменным заявлением. При этом обязательно уточнить, что ваше обращение зафиксировали: узнать имя сотрудника, в какое время заявка была принята и когда именно УК сможет решить проблему.
4. Если УК отказывается назвать причину возникшей проблемы с уборкой снега и не может назвать конкретную дату устранения проблемы, нужно обращаться в ГЖИ или в территориальное управление по вашему району, предоставив ваше письменное обращение и данные о том, когда оно было принято.
Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.
Холодные батареи, сугробы во дворе и темнота в подъезде – дело рук управляющей компании. Хоть жильцы и платят за эти услуги, недобросовестное исполнение обязанностей со стороны УК уже давно стало нормой. Благо, не для всех – повышение правовой грамотности расширило пласт неравнодушных жильцов многоэтажек, которые готовы заставить коммунальщиков исполнять свои обязанности. С чего же начать?
Можно, конечно, сразу начать с жалоб и судебных исков. Но мы предлагаем с ними повременить, лучший способ начать диалог с УК – претензия в управляющую компанию. Этот на первый взгляд безобидный документ является формой досудебного урегулирования коммунальных проблем. Он как минимум продемонстрирует серьезность намерений жильцов и их желание решить вопрос без привлечения надзорных и судебных органов. Если в УК работают адекватные люди, они отреагируют. Предлагаем проверить это и рассказываем, как написать претензию в управляющую компанию.
Основания для претензий
По сути, основанием для направления претензии может стать любое разногласие. Так как отношения между домовладельцами и УК регулируются заключенным договором, такие разногласия можно признать разногласиями контрагентов. О чем речь?
Это значит, что любая претензия должна быть основана на фактах, событиях и обязательствах, оговоренных договором. Ну, например: вы недовольны мусором, который накопился в подвале. Но в договоре уборка подвальных помещений в обязанности УК не входит, а значит такая претензия будет необоснованная.
Минимальный перечень работ и услуг, который в любом случае должна исполнять УК, оговорен Постановлением Правительства № 290 от 03.04.2013. Невыполнение любого из них может стать основанием для подачи претензии.
Сюда входят в том числе:
- организация вывоза мусора;
- уборка подъездов и дворовых территорий, облагораживание дворов и игровых площадок, поддержание порядка, обустройство тротуаров и т.д.;
- установка и поддержание в пригодном состоянии общедомового оборудования;
- заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями;
- подготовка к эксплуатации отопительных и иных инженерных систем;
- расчет оплаты жильцов и т.д.
Отдельные причины рассмотрим подробнее.
Некачественное отопление
Одна из распространенных причин для претензии – проблемы с отоплением. Тут и холодные батареи, и образование завоздушин, и некачественная опрессовка системы, и даже прорывы. Главное, чтобы причиной таких явлений были нарушения именно со стороны УК. Бывает так, что нарушения в работе отопительной системы, вызваны самостоятельной заменой радиаторов или несанкционированной врезкой в систему самого автора претензии. В этом случае претензия может создать обратный эффект – вас проверят, найдут нарушения, и за нарушение работы системы придется отвечать самостоятельно.
Если вы точно уверены, что нарушители ни вы, ни ваши соседи – пишите претензию. Нарушением будет считаться постоянная температура ниже 18˚С в жилых и 20˚ С в жилых угловых комнатах (раздел VI Требований, утв. Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011).
Залив квартиры, дома или подвала
Поводом для претензии управляющей компании залив квартиры будет лишь тогда, когда УК можно считать виновником залития. А возможно это лишь если прорвало какой-нибудь стояк, за который отвечает УК, и только в том случае, если она действительно не обеспечила надлежащего его содержания. Если, например, прорыв произошел в месте несанкционированной врезки соседями с верхнего этажа, виноваты будут они – УК не при чем. Вот здесь мы уже рассказывали, когда в заливе будет виновата УК, и что нужно делать, чтобы возместит ущерб.
Возмещение ущерба
Вообще УК может быть виновата в любом ущербе, который причинен вашему квартирному имуществу. Это могут быть случаи:
- затопления квартиры из-за проржавевшего стояка;
- задымление и порча мебели из-за засоренной вентиляционной шахты;
- травмы, полученные под домом из-за упавшей сосульки, снега или на не очищенной ото льда дорожке;
- падения старого дерева, разбившего окно и т.д.
Любой такой ущерб придется доказать, потому предварительно запаситесь видео- и фото доказательствами, результатами экспертиз, медицинскими справками и чеками. Если УК не захочет доводить дело до суда, и ее вина действительно очевидна, она возместит любой такой ущерб, так как знает – после суда это будет значительно дороже.
Перерасчет
Иные причины
Претензию можно написать в ЖЭК по любому поводу, когда тот нарушает взятые на себя обязательства и не поставляет коммунальные услуги должного качества. Например, если:
- не осуществляется уборка придомовой территории и контейнерных площадок;
- не осуществляется уборка тамбуров, холлов, подъездов, коридоров, лестничных площадок;
- не проводится прочистка ливневой канализации, уборка газонов, мытье окон;
- не проводится техническое обслуживание и ремонт лифтов, иного оборудования многоэтажки;
- не проводится текущий ремонт здания, лестничных площадок, кровли и т.д.
Как написать претензию в управляющую компанию?
Претензия – это аналог жалобы. Потому ее можно составить в свободной форме, специальной формы и обязательных требований к ней, собственно, как и сам факт обязательной подачи такой претензии, законодательством не установлен. Лучше работает коллективная претензия управляющей компании – подпишите ее вместе с несколькими другими соседями. Вас могут убеждать, что претензия – это сложный документ, но это не так. Не нужно обращаться к адвокатам и юристам, пишите ее самостоятельно и не забудьте указать в ней:
- фамилии, адреса заявителей;
- суть претензии – что конкретно вызывает негодование у жильцов;
- требования – отремонтировать, провести проверку, убрать, осветить и т.д., все, чего бы вы хотели добиться;
- намерение обратиться с жалобой в надзорные органы, если претензия будет проигнорирована в течение указанного срока;
- объективно разумный срок для ожидания ответа, например, 10 дней;
- дату, подписи.
Составив документ, направьте его в УК. Сделать это можно любыми привычными способами:
- Передав лично в офисе организации. Для этого обязательно распечатайте второй экземпляр, на котором потребуйте у ответственного сотрудника поставить отметку о приеме.
- Направив по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Направив по электронной почте или через форму обратной связи на сайте УК.
Нужно ли ссылаться на законы?
Вообще ссылка на нормативные акты в претензии – признак правовой грамотности. Их указание в документе рекомендуется, но не обязательно. В конце концов законы должна знать сама УК, а не жильцы дома. И если вы не правы, то это УК должна сообщить вам, в силу какого закона она совершила то или иное действие, или в силу какого закона она не должна возмещать вам ущерб.
Что делать, если претензия была проигнорирована?
Стандартный срок рассмотрения претензии управляющей компанией – от 10 до 30 дней. Он законом не регламентирован, в связи с чем УК может рассматривать обращение вплоть до 1 месяца. Переживать раньше времени, звонить и требовать ответа не стоит. Коммунальщики проведут проверку, выяснят, обоснованные ли ваши требования, и если таки да – они их исполнят. Там-то точно знают, что игнорировать их может оказаться куда дороже.
Прошел месяца, ответ управляющей компании на претензию так и не пришел, а требования не выполнены? Ну что ж, пора прибегать к более радикальным действиям. Сначала готовим жалобу:
- в местную жилинспекцию, как орган жилищного надзора;
- в Роспотребнадзор, так как в отношениях с УК жильцы признаются потребителями услуг;
- в местную прокуратуру, как орган общего надзора за соблюдением законодательства.
Параллельно можно подать иск в суд. Он поможет не только заставить УК исполнять свои обязанности по договору, но и взыскать причиненный ущерб, неустойку, потребительский штраф и судебные расходы. Удачи!
Рассказываем, куда обратиться, если вы устали месить снежную кашу под ногами.
- На улице которую неделю сильные снегопады, а снег во дворе не чистят. Как заставить управляющую компанию чистить снег?
Согласно постановлению правительства РФ №290 убирать снег на придомовой территории должны при образовании колейности свыше 5 см. Постановление Госстроя РФ №170 устанавливает периодичность уборки снега на тротуарах и во дворах жилых домов. При этом учитывается класс тротуара:
при движении до 50 человек в час – I класс;
при движении от 51 до 100 человек в час – II класс;
при движении от 101 и более человек в час – III класс.
Согласно постановлению, при отсутствии снегопада уборка должна производиться в утренние часы с периодичностью раз в 3, 2 и 1 сутки для тротуаров I, II и III классов соответственно.
Это же постановление обязует завершать работы по уборке снега с тротуаров I и II классов не позднее 6 часов после окончания снегопада, а с остальных территорий – не позднее 12 часов.
Ответственность за уборку снега во дворах жилых домов, а также на придомовых территориях – перед подъездами, на тротуарах, в проездах – несёт управляющая компания. Уборка придомовой территории зимой регулируется договором, который заключают собственники дома с УК на обслуживание общедомового имущества. Места хранения снега также определяются при заключении договора. Стоимость тарифа на содержание общедомового имущества зависит от того, останется снег во дворе или будет вывезен за его пределы.
– Уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать снег, в случае гололёда и скользкости – посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории, – рассказал заместитель начальника отдела по контролю за содержанием жилищного фонда ГЖИ Кировской области Игорь Жинжиков.
В случае, если во дворе дома снег убирают несвоевременно или не чистят его совсем, специалисты советуют обращаться в УК, обслуживающую содержание дома.
– Может быть, в управляющей компании спят и видят, что вы им подскажете, что в каком-то конкретном дворе нужно почистить снег. При этом лучше всего оформлять письменное обращение, к которому обязательно нужно приложить фото- или видеофиксацию факта неочищенного снега, – прокомментировал руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Общественной палаты Кировской области Сергей Улитин. – Также очень важно, чтобы ваше обращение в УК зафиксировали: кто его принял, какого числа, когда обещали устранить проблему. Если с УК договориться не получается, то следует уже обратиться в ГЖИ. Как раз при обращении в ГЖИ ваше письменное обращение очень пригодится, так как оно будет подтверждать факт невыполнения УК своих обязанностей.
– Если в УК не могут или не хотят называть причину неуборки снега, то в таком случае следует обратиться в ГЖИ или сразу напрямую в администрацию города – в территориальное управление вашего района. Обратиться в администрацию – самый быстрый способ решения проблемы, если такая есть. Потому что представители теруправления сразу же выедут на место и узнают, в чём причина, – уверен Сергей Исупов.
Коротко о главном:
1. Согласно постановлению правительства РФ №290 убирать снег на придомовой территории должны при образовании колейности свыше 5 см.
2. Ответственность за уборку снега несёт управляющая организация.
3. Если в вашем дворе несвоевременно убирают снег, нужно обратиться в управляющую компанию с письменным заявлением. При этом обязательно уточнить, что ваше обращение зафиксировали: узнать имя сотрудника, в какое время заявка была принята и когда именно УК сможет решить проблему.
4. Если УК отказывается назвать причину возникшей проблемы с уборкой снега и не может назвать конкретную дату устранения проблемы, нужно обращаться в ГЖИ или в территориальное управление по вашему району, предоставив ваше письменное обращение и данные о том, когда оно было принято.
Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.
Большие объемы снега во дворе многоэтажного дома, на его крыше могут создать много проблем жильцам. Тающий снег при резком потеплении разрушает кровлю, а обледеневшие сосульки представляют опасность для проходящих возле дома людей.
Снег на тротуарах и подъездных дорогах мешает передвижению, со временем он превращается в плотный слой опасного льда.
Поэтому своевременная уборка снега – один из важных процессов по обслуживанию дома, который закрепляется за Управляющей Компанией или ТСЖ, в зависимости от формы управления домом.
Такую обязанность следует закрепить документально, в договоре, подписываемом между жильцами и обслуживающей организацией. В таком случае потребители коммунальных услуг имеют полное право требовать выполнение работы.
В случае, когда УК отказывается от обязательств, жалоба на уборку снега может подаваться в контролирующие органы – Роспотребнадзор, прокуратуру. Рекомендуется тщательно проверять текст договора, прописанные в нем обязанности Управляющей Компании, в таком случае обслуживание дома можно контролировать и добиваться его высокого качества.
Закон
Основные положения по выполнению такой услуги, как уборка во дворах, на крыше снега, определенные в Постановлении Госстроя РФ под номером 170. В данном документе указывается, кто чистит снег, с какой периодичностью он должен убираться во дворе многоэтажных домов:
- Если снега немного на поверхности земли, он убирается ежедневно, обычно в утренние часы.
- Когда слой снега не превышает 2 см, его убирают при подметании дворники, закрепленные за уборкой двора.
- Слой снега более 2см – дворники должны смести снег с обочины, чтобы он не образовывал налет льда.
- Тротуары с небольшой проходимостью подметаются от снега раз в три часа.
- Если проходимость тротуаров большая (их использует от 50 до 100 людей), дворники должны сметать с них снег раз в 2 часа.
- Раз в час очищаются от снега тротуары, которыми пользуется более 100 человек.
- При обильном выпадении снега дорожки (с шириной 3 метра и более) должны постоянно очищаться.
Большой объем осадков при сильном снегопаде должен быть убран с территории двора не позже, чем за 6 часов.
Как осуществляется уборка
Для данной работы используются как простые лопаты, скребки, так и специальная снегоуборочная техника, рассчитанная на применение во дворах многоэтажных домов.
ВНИМАНИЕ! Выбор инструмента или техники зависит от объема выпавшего снега, от площади территории, ширины тротуаров и подъездных дорог.
Сама уборка может включать несколько трудоемких процессов, закрепленных за работниками Управляющей Компании, дворниками:
- С помощью лопат и скребков очищается от снежного слоя асфальт тротуаров, площадок, подъездных дорог.
- В рамках услуги должны очищаться от снежного покрова насаждения на придомовой территории.
- С детских площадок, спортивных также очищается снег при применении скребков.
- Предполагается применение реагентов для устранения опасного скольжения. Таким способом снижается возможность травмирования жильцов дома при гололеде.
- Объемы снега, убранного во дворе, должны вывозиться в специально отведенные места.
Способы
В зависимости от того, как много снега выпало во дворе, может применяться простой ручной инструмент для уборки (лопаты, скребки) или специализированная техника.
Только с помощью ручного инструмента можно убрать снег с крыльца дома, на других площадках небольшого размера. Также обычно таким способом убирается снег возле детских садиков, магазинов, на участке частного дома.
Более просторные территории при больших объемах снежных осадков эффективные и быстрее убирать при помощи специальной техники, к которой относится несколько видов машин. Это снегоуборочные машины, тракторы, самосвалы, погрузки, другие модели. Используется техника при уборке следующих видов территории:
- Это дороги.
- Автомобильные парковки.
- Территории вокруг торговых и развлекательных центров.
- Территории заводов и других производственных предприятия.
Компактные снегоуборочные машины могут очищать и тротуары возле многоэтажных домов, если они имеют соответствующую ширину. Как убирает снег машина? Механизированная уборка состоит из нескольких этапов:
- Сначала техника сгребает снег на обочины.
- Потом его забирает другая машина.
- Она же вывозит снег на выделенные полигоны.
Правила
Существуют стандартные нормы проведения уборки снега на территории многоквартирных домов. Эти правила должны соблюдаться всеми компаниями и учреждениями, которые осуществляют обслуживание МКД.
При выполнении условий можно рассчитывать на высокое качество выполнения данной сезонной коммунальной услуги. И в таком случае ее оплата является оправданной. На уборку плохую дворов потребители коммунальных услуг Управляющей Компании могут жаловаться сначала руководству УК, а потом и в вышестоящие организации:
Применение реагентов
Распространенным методом борьбы с опасным гололедом стало применение реагентов. Они разъедают слой льда и делают передвижение по тротуарам безопасным. Но вещества, применяемые в качестве реагентов, могут воздействовать на материалы изготовления обуви, поэтому их количество должно быть нормированным. Допускается использование 200 г реагентов (соли, песка) на квадратный метр.
ВНИМАНИЕ! Площадь рассыпания вещества не должна превышать 30% от всей придомовой территории.
К сожалению, нерадивые УК скорее недовыполняют норматив, из-за чего каждою зиму отмечается большое количество травм, связанных с гололедом.
Куда жаловаться
Уборка снега является услугой сезонной, некоторые зимы отличаются небольшим количеством снежных осадков. Но, несмотря на это, некоторые Управляющие Компании безответственно относятся к данной обязанности. Жильцы дома испытывают массу неудобств из-за неочищенных тротуаров и подъездных дорог, а перемещение по ним во время гололеда и вовсе становиться опасным.
Возникает естественное желание пожаловаться на исполнителя услуги, за которую он получает деньги от собственников квартир и нанимателей. Как правильно создаются жалобы, которые сначала рассматриваются руководством УК и только после его бездействия могут передаваться выше:
Суд может применить к Управляющей Компании и ее руководству административные меры ответственности. Штраф для руководства составит сумму до 5000 рублей, для самой компании – до 50 000 рублей.
Как составить жалобу
Ежемесячно каждый многоквартирный дом перечисляет своей Управляющей Компании большую сумму денежных средств за обслуживание здания и придомовой территории.
ВАЖНО! И плательщики коммунальных услуг имеют полное право требовать качественной, ответственной работы по обслуживанию, в том числе и по уборке снега.
Если условия договора не соблюдаются, нужно составлять претензию, жалобы, добиваться улучшения работы. Неубранный снег не просто доставляет неудобства, он может быть и опасным:
- Сначала жалоба составляется в Управляющую Компанию. Она должна быть написана деловым языком и с указанием точной, достоверной информации. Нужно описывать реальные факты, но писать текст можно и в произвольной форме.
- Важно указать сведения об адресате, о заявителе.
- Указывается тип документа – жалоба или претензия.
- Важная часть – описание ситуации. При этом следует сослаться на договор, в котором указывается и услуга по уборке снега, законодательные нормы.
- Следует указать требование убирать снег и выполнять нормы оказания коммунальных услуг согласно закону о защите прав потребителей.
- Жалоба подписывается заявителем и датируется.
Жалоба в Жилищную Инспекцию или Роспотребнадзор должна содержать информацию об общении с Управляющей Компанией по данному вопросу и отсутствии ее реакции на претензии.
Иск в суд
Исковое заявление по поводу невыполнения Управляющей Компанией обязанностей по уборке снега на придомовой территории МКД составляется по нормам статьи 131 ГПК РФ:
- В иске указывается название суда, куда он подается.
- Данные заявителя, контактные данные.
- Указывается наименование УК, на которую составляется иск, контактные данные и ФИО руководителя.
- В документе указывается, какие нормы были нарушены, какие требования выдвигают к УК жильцы дома.
- Определяется размер иска.
- Нужно указать и использованные меры досудебного урегулирования вопроса.
- Перечисляются документы, прилагающиеся к исковому заявлению.
- Иск подписывается и датируется.
Управляющая Компания также может подать иск на жильцов, если те препятствуют проведению работ по уборке снега.
Речь идет о парковке машин в неположенных местах – под подъездами, на тротуарах. Во время снегопадов рекомендуется настоятельно оставлять автомобили на парковочных площадках, чтобы не мешать регулярным работам по уборке снега.
Читайте также: