Специалист по психологическому обеспечению в чрезвычайной ситуации какие предметы сдавать

Обновлено: 02.07.2024

Экстремальная ситуация – это ситуация, возникшая внезапно и угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию человека или общности людей.

Экстремальные ситуации выходят за пределы нормального человеческого опыта. Экстремальной ситуацию делает и отношение человека к происходящему. От повседневной экстремальная ситуация отличается своей неожиданностью и стрессогенностью. В этот момент растет психическое и эмоциональное напряжение и, чтобы подключились мыслительные процессы, требуется какое-то время.

Экстремальная ситуация связана с резкими переменами в окружающей обстановке и, столкнувшись с ними, человек переживает экстремальный шок, стресс, беззащитность перед наступающей угрозой. Если рассматривать это понятие в широком смысле, то оно толкуется как исключительное и редкое событие, имеющее несистемный характер со значимыми для человека психологическими и социальными последствиями.

Чрезвычайные ситуации классифицируются по разным критериям:

По степени конфликтности:

  • военные действия,
  • национальные и религиозные конфликты,
  • экономические кризисы,
  • бесконфликтные техногенные и природные явления;

По скорости распространения:

  • быстро распространяющиеся,
  • умеренно распространяющиеся;
  • медленно распространяющиеся.

По масштабам распространения:

  • локальные,
  • местные,
  • региональные,
  • федеральные,
  • трансграничные;

По источнику происхождения:

  • техногенные,
  • природные,
  • социогенные.

Ещё один вид экстремальных ситуаций выделяет экстремально-юридическая психология – это ситуации, связанные с опасными видами хобби, например, альпинизм, скоростная езда, подводное плавание и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Во всех классификациях акцент делается на степень ущерба и уровень опасности для человека. От того, каковы масштабы, источники возникновения чрезвычайной ситуации и нанесенный ею ущерб, зависят способы помощи пострадавшим людям.

Понимание основных причин и глубины экстремальной ситуации дают ещё одно основание классификации – зависимость от человеческого фактора. Агрессивность человека и его склонность к риску порождает террор и войны, а безответственность и легкомысленность приводят к таким экстремальным ситуациям, как аварии, бытовые бедствия, несчастные случаи, которые в любой момент могут перерасти в катастрофы и чрезвычайные ситуации.

Профессиональная мотивация и жизнеспособность экстремальных психологов

Специалисты экстремального профиля вынуждены принимать решения оперативно, работать в нестандартных условиях с дефицитом информации и ненормированным рабочим днем. Это говорит о том, что они нуждаются в помощи экстремального психолога.

Жизнеспособность и мотивация профессиональной деятельности имеют между собой тесную связь. С ростом коммуникативных мотивов и мотивов престижа повышается жизнеспособность и чем лучше экстремальный психолог управляет ресурсом жизнеспособности, тем выше профессиональная мотивация.

Компонентом жизнеспособности является духовность, которая обеспечивает высокий уровень творческой мотивации, профессиональной мотивации, мотивации оказания помощи. Однако характерная для экстремального психолога высокая мотивация может оказать влияние на его способности управлять ресурсами жизнеспособности.

Как правило, в зоне чрезвычайной ситуации работают психологи МЧС России. Работа психологов отличается от работы спасательных служб, их основная задача заключается в оказании психологической помощи пострадавшим и их сопровождение в зоне ЧС. Психологи поддерживают психическое и психофизиологическое состояние пострадавших в оптимальном состоянии для того, чтобы снизить возникновение неблагоприятных реакций. Кроме этого, в работу экстремального психолога входит психологический отбор сотрудников МЧС для успешного выполнения ими спасательных работ. Система этого отбора в России разработана на высоком уровне, хотя исследований на отбор психологов МЧС ещё недостаточно.

Профессиональная пригодность психолога, работающего в подразделениях МЧС, определяется такими психологическими факторами, как устойчивость к эмоциональным нагрузкам, самоконтроль, конструктивное поведение при возникновении конфликтной ситуации, дисциплинированность, отзывчивость и сензитивность по отношению к человеку.

Показатели тревожности, агрессивности и импульсивности у психолога, работающего в зоне чрезвычайной ситуации, должны быть минимальные или сведены на нет – это критерии психологической непригодности психолога.

Мотивация профессиональной деятельности психолога, работающего в экстремальных условиях, представляет собой целостное образование.Наряду с типичными мотивами овладения профессией, коммуникацией и самореализацией есть мотивация оказания помощи, которая является важным и неотъемлемым компонентом деятельности опасной профессии.

Чтобы эффективно выполнять профессиональные обязанности психолог, а особенно тот, что работает в зоне ЧС, должен обладать целым рядом качеств – высоким уровнем нравственности и ответственности, воспитанности, сдержанности, широким кругозором, стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию.

Неуравновешенность, нерешительность, замкнутость, неспособность адаптироваться к меняющимся условиям и понять другого человека, низкий уровень психологической культуры, безусловно, будут мешать эффективно исполнять профессиональные обязанности.

Психологическая помощь в экстремальных ситуациях

При остром стрессовом расстройстве человеку оказывается экстренная психологическая помощь. Такое стрессовое состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации.

В экстремальной ситуации использовать стандартные диагностические процедуры невозможно, по причине нехватки времени, поэтому психодиагностика будет иметь свои отличительные особенности. Методы психологического воздействия будут зависеть от его целей – в одних случаях, надо поддержать и оказать помощь, в другом случае – пресечь, например, слухи и панику, а в третьем – провести переговоры.

Для человека, перенесшего психологическую травму, главными принципами оказания помощи является безотлагательность, приближенность к месту событий, ожидание нормализации состояния, простота психологического воздействия.

Рисунок 1. Принципы оказания психологической помощи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К базовым функциям службы экстренной психологической помощи относятся:

  • практическая – доврачебная медицинская помощь;
  • координационная – обеспечение связей со специализированными психологическими службами.

Экстремальные условия и обычная терапевтическая ситуация отличаются друг от друга, а это значит, что работа психолога в экстремальной ситуации будет связана с группой, которую создает жизнь, а её пациенты находятся в остром аффективном состоянии. В таких группах можно встретить большое количество людей, которые при нормальных условиях не оказались бы пациентами психолога.

Психопатология у жертв экстремальной ситуации различна. Жертвы насилия, например, помимо травматического стресса, могут страдать неврозами, психозами, расстройствами характера и др. Для всех пациентов чрезвычайной ситуации существует чувство потери, поскольку часто жертвы теряют близких людей, а это усугубляет картину травматического стресса.

Всё это говорит о том, что психопатологический механизм травматического стресса и патологический механизм невроза имеют принципиальные отличия. Таким образом, необходим механизм работы с жертвами, имеющими чисто травматический стресс и с теми, у кого травматический стресс переплетается с патогенными факторами внутреннего или внешнего происхождения.

Экстренная психологическая помощь также включает профилактику острых панических реакций, психотерапию пограничных нервно-психических нарушений, психогенных нервно-психических нарушений, повышение адаптационных возможностей индивида.

Общее впечатление от курсов очень хорошее. Познала много нового для себя. При подготовке к итоговому экзамену пришлось изучить много литературы, за что благодарна создателям и координаторам курсов. Порекомендовала своим коллегам. Также рассказала о данных курсах на районном методическом объединении учителей математики и физики. Выражаю огромную благодарность всем создателям курсов.

Все учебные материалы изложены очень доступно. Рассмотрены многие ситуации, которые возникают в реальности в процессе управления учебно-воспитательным процессом. Очень удобно, что обучение проходит дистанционно и не надо никуда ездить. Цены вполне доступные и полностью оправдывают качество. Мне очень понравилось.

Большое спасибо создателям, руководителям и модераторам курсов. Почерпнула в период обучения много необходимой информации. Задания курсов разработаны с учётом профессиональной направленности и необходимости теоретических знаний и практических навыков. В дальнейшей работе буду использовать материал, полученный на курсах в качестве методических рекомендаций.

Я прошла курсы повышения квалификации, сначала мне было очень страшно, я по 10-15 раз пересматривала уроки и даже написала письмо, чтобы данный курс остался доступным для меня лично, но позднее я поняла, что могу посмотреть уроки в интернете в любое время. Мало того во время последнего занятия у меня вышел из строя ноутбук, я не успела пройти итоговый тест. Расстроилась, хоть вой. Но благодаря, организаторам, всё закончилось хорошо. Огромное всем спасибо!

С Вашим сайтом я давно работаю, в данный момент прохожу уже третью переподготовку, имею личный кабинет, провожу в своей школе Ваши олимпиады. Огромное вам спасибо за такое интересно обучение, это огромная помощь в нашей работе.

Пишу, чтоб сказать слова восхищения работой сайта! Вашей работой! Как всё удобно! Доступно! Просто! Легко! Так комфортно пользоваться сайтом. Всё просто волшебно! Вы первые! Единственные такие! Спасибо! Удачи! И так держать!

Я никогда раньше не думала, что когда-нибудь смогу сама создавать видеоуроки для своих учеников. Насколько это оказалось увлекательно! Но научилась я этому только благодаря вашим курсам. Обучающие видеоролики помогли разобраться в материале. Доступным языком рассказали о новых способах создания презентаций. Коллегам своим я уже посоветовала записаться на курсы.

Курсы всегда прохожу только дистанционно, удовлетворена полностью. Во-первых, могу выбрать именно то, что мне нужно, то, что меня интересует, а не то, что предлагает Институт развития образования. Во-вторых, не нужно никуда ездить - всё без отрыва от производства, в своё свободное время, главное - укладываться в установленные сроки. В - третьих, получаю удостоверения установленного образца. А также новые идеи, новые знания, новые подходы и дополнительные ресурсы для преподавателей.

Фурманова Валентина Ивановна Учитель географии МБОУ Бехтеевская СОШ Корочанского района Белгородской области

Спасибо за организацию прохождения курсов. Я получила большую методическую помощь в подготовке к урокам географии. Особенно хочется отметить практическую направленность занятий, способствующая развитию творческого потенциала учащихся. Впечатлениями о прохождении курсов я делилась с коллегами по работе. Большое спасибо!

Впечатления от курса самые положительные и это, конечно, заслуга преподавателя. Подача материала наталкивает на самостоятельную работу и поиск своих решений, развивает интерес и стремление к учёбе. Задания, предлагаемые в курсе, интересны и требуют логического мышления. Можно понять, насколько тесно связана информатика с другими науками.

Впечатления положительные. Люблю учиться, особенно дома. Модули интересные, нужные не только для работы, но и для расширения собственного кругозора. Спасибо за Ваше внимание и быстрые ответы на мои письма по различным вопросам.

Очень довольна пройденными курсами. Во-первых, получила документ с присвоенной квалификацией (чего не смогла найти на других курсах), во-вторых, очень понравилась тематика - конкретно по дисциплине. В-третьих, компактные сроки обучения и возможность заниматься в любое время. Спасибо!

Работа в МЧС для девушек

Краткое описание формирований в составе МЧС России

Планируя устроиться на работу в МЧС, разумно узнать, какие подразделения подчиняются этому Министерству:

  • Авиация. Необходима и активно используется с целью авиационной разведки на пожароопасных и паводкоопасных территориях. Участвует в тушении природных пожаров. Силами авиации производится доставка гуманитарных грузов и эвакуация пострадавших и больных из любой точки мира.
  • Военизированные горноспасательные части. Представлены профессиональными формированиями с обширным перечнем мероприятий обеспечивающих безопасность и ликвидацию ЧС в угледобывающих и горнорудных отраслях.
  • Пожарная охрана.
  • Поисково-спасательные и аварийно-спасательные формирования. Работают в условиях ЧС техногенного и природного характера. Главное назначение — поисково-спасательные работы и не только в России, но и за рубежом.
  • Спасательные воинские формирования. Универсальные воинские подразделения, привлекаемые во время военных действий и при устранении их последствий.

Препятствия для службы в подразделениях МЧС

  1. Отсутствие гражданства РФ.
  2. Соискатель в возрасте старше 40 лет.
  3. Наличие наркотической, алкогольной зависимостей.
  4. Имеющиеся судимости.
  5. Отсутствие профильного образования.
  6. Психические расстройства, низкая стрессоустойчивость.

Претенденты на должность в этой структуре должны обладать: достойной физической подготовкой, стрессоустойчивостью, выдержкой. Невозможно поступить на службу обладателю: плохой дикции и с нарушениями слуха. Трудоустройство в этой сфере, возможно, при соблюдении основного требования — наличие соответствующего образования.

Возможности после школы

При трудоустройстве в МЧС нет ограничений по половой принадлежности. Поступить на службу в одно из подразделений МЧС может не только мужчина.

Девятиклассницам доступно обучение в профильных колледжах и получение среднего специального образования.

Cайты учреждений для абитуриентов с аттестатом о неполном общем образовании:

Обучение после 11 класса

Основная работа в МЧС, предполагает наличие диплома об окончании профильного вуза, куда возможно поступление только после 11 класса. При наличии аттестата о полном среднем образовании, расширяется список возможностей.

Если в планах получить профильное высшее образование и работать в МЧС, то уже после 9 класса необходимо начинать серьезную подготовку. Независимо от того куда поступать в колледж или в высшее учебное заведение, потребуется высокий балл по результатам ОГЭ или ЕГЭ.

Сайты высших учебных заведений МЧС:

При поступлении абитуриенты проходят медицинскую комиссию, сдают: экзамен на физ. подготовку, тест на предмет психологической зрелости. Из предметов по результатам ЕГЭ ценятся: математика, физика, история и русский язык. Ознакомиться с точным перечнем необходимых дисциплин, можно на официальном сайте любого из учебных заведений. Иногда требуется пройти дополнительное собеседование по профильным предметам.

Обучение на очной форме возможно в возрасте 17–25 лет. Желающие обучаться после исполнения 26 лет, могут претендовать на заочное обучение, но не позже 40 лет и при наличии другого высшего образования.

Обучающиеся получают высокую стипендию, значительно отличающуюся от стипендиальных выплат в иных университетах. Студенты бесплатно питаются и не платят за проживание в казармах, которые представляют собой жилые помещения, рассчитанные на 4–5 проживающих.

Обучение в перечисленных институтах и академиях, считается перспективным и престижным, а выпускники при желании получают распределение и гарантированное трудоустройство.

Иные высшие учебные заведения:

Полученные специальности после окончания данных учебных заведений не гарантируют трудоустройство в структурах МЧС, но шанс есть. Все зависит от сложившейся ситуации и личных качеств.

Топ-10 профессий в МЧС для девушек

На первый взгляд, может показаться, что вакансий для женщин в этой сфере, крайне мало. Добавляет убедительности тот факт, что подавляющее количество сотрудников в подразделениях МЧС — мужчины.

Это ошибочное представление. На любой должности в структурах МЧС, женский вклад не менее значим чем мужской. С каждым годом увеличивается число женщин-спасателей и представительниц других профессий.

Наиболее частый выбор женских профессий:

  1. Диспетчер. Распространенная специальность в МЧС для девушек. На должность диспетчера может претендовать выпускница педагогического или психологического вуза после дополнительного профильного обучения. От умений правильно и оперативно обработать, и передать полученную информацию зависят жизни не только пострадавших людей, но и сотрудников.
  2. Дознаватель. Специалист, занимающийся расследованием ЧС и происшествий.
  3. Психолог. В обязанности штатного психолога входит выезд на место происшествий для оказания психологической помощи пострадавшим и их родственникам.
  4. Оператор телефонной связи. На эту вакансию могут претендовать выпускницы профильных колледжей, куда можно поступить после 9 класса.
  5. Сотрудник материально-технического обеспечения. Охотно принимают женщин в сферу обеспечения. Персонал должен своевременно получать обмундирование, экипировку, а технику необходимо обеспечивать необходимыми комплектующими. Именно женщина со свойственной ей хозяйственностью и аккуратностью наилучшим образом справляется с этими задачами.
  6. Сотрудник кадрового, финансового и юридического отделов.
  7. Спасатель. Женщина может принимать непосредственное участие в поисково-спасательных операциях. Но, необходимо знать, что по закону РФ запрещен женский труд на горнодобывающих предприятиях, поэтому девушку не возьмут в спасательную бригаду для ликвидации ЧС под землей.
  8. Специалист по пожарному надзору. Осуществляет контроль за соблюдением требований пожарной техники безопасности на гражданских объектах и иных предприятиях.
  9. Специалист по проведению экспертиз. В каждом подразделении обязательно наличие лаборатории для экспертиз разного рода. Женщина прекрасно справляется с обязанностями лаборанта по осуществлению научно-технической деятельности.
  10. Штатный фотограф. После происшествий часто возникает необходимость в расследовании. Фото и видеоматериал в этом случае необходим.

Это неполный перечень профессиональных возможностей для женщин. В интернете много историй о сотрудницах служащих наравне с коллегами-мужчинами. Девушки успешно осваивают профессии: кинолога, врача, пилота, инспектора, и др.

Плюсы и минусы работы в МЧС

Плюсы и минусы

Никто не может запретить женщинам становиться спасателями или занимать иные должности в формированиях МЧС. Но, как и в любой трудовой сфере, здесь имеются свои минусы и плюсы.

Минусы службы в подразделениях МЧС:

  • Человеческие трагедии и много смертей. Учитывая сферу, нужно понимать, что женщине придется увидеть своими глазами тяжелые случаи смерти людей.
  • Личный риск. Угроза физическому и психологическому здоровью.
  • Отсутствие четкого рабочего графика и внезапные командировки. Это обстоятельство трудно совместить с домашними заботами, воспитанием детей, школьными уроками и т. д.
  • Обязательное ношение формы, подчинение приказам, строгое соблюдение дисциплины.

Плюсы работы в МЧС:

  • Достойная зарплата и государственные льготы.
  • Полный социальный пакет.
  • Продвижение по карьерной лестнице, повышение воинского звания.

Престижная уважаемая работа. Спасение людей — ценный труд. Специалисты в этой области пользуются большим уважением в обществе.

Заключение

Сотрудник формирований МЧС независимо от пола должен быть: ответственным, устойчив к стрессам, готовый терпеть физические неудобства и психологический дискомфорт.

Безусловно, это большие патриоты с большим сердцем и осознанным отношением к сохранению чужой жизни. Здесь нет места равнодушным и эгоистичным личностям и тем, кто гонится за государственными льготами, возможными наградами и своевременной зарплатой.

Отчет о проделанной работе. Может служить методичкой.


Cиленок И. К.
Председатель комитета по психологическому
волонтерству и добровольчеству ОППЛ,
Психотерапевт Европейского и Всемирного Реестров.
Silenok I. K.

В ночь с 6 на 7 июля 2012 года затопило город Крымск Краснодарского края и близлежащие поселки. 8 июля я с командой психологов, членов ОППЛ выехала в зону бедствия для организации психологической помощи пострадавшим.

Это был первый случай, когда психологи-волонтеры организованно работали в зоне ЧС, и это было признано МЧС, службой гражданской обороны и администрацией региона успешным опытом, который необходимо продолжать и развивать.

Я обобщила наш успешный опыт и представлю основные аспекты организации психологической помощи.

Работа гражданских психологов в режиме ЧС включает в себя следующие этапы:

  1. Работа в команде с психологами МЧС под руководством психологической службы МЧС
  2. Работа под руководством начальника Штаба ЧС
  3. Самостоятельная работа до полного завершения психологической помощи пострадавшим.

На первом этапе организатору необходимо осуществить следующие действия:

  1. Набор первой команды психологов из самых проверенных людей
  2. Приезд в штаб МЧС
  3. Поступление в распоряжение руководителя психологической службы МЧС
  4. Получение заданий от руководителя психологической службы МЧС
  5. Набор большой группы психологов, подходящих под требования к личности психолога, работающего в режиме ЧС
  6. Обеспечение психологов форменной одеждой единого образца
  7. Составление графика работы под поставленные задачи
  8. Подача информации в СМИ через районную администрации о централизованной психологической помощи с телефонами координаторов психологической службы, изготовление и вывешивание объявлений.
  9. Работа в команде с психологами МЧС
  10. Установление контакта с другими психологами — волонтерами, самостоятельно работающими в зоне ЧС и получение от них информации об уже проделанной ими работе, чтобы исключить повторные вызовы. (Здесь возникли наибольшие трудности)
  11. Сотрудничество с СМИ для размещения статей с рекомендациями психологов пострадавшим

Здесь важно сказать, что для того, чтобы первый этап вообще возник, необходимо, чтобы гражданских психологов вообще допустили к работе, а это самая сложная задача. Расскажу, как это было у нас.

На первом этапе Руководство психологической службы МЧС прикрепило нас к ПВР — пунктам временного расположения пострадавших. По 2 человека к каждому ПВР. Здесь нужна круглосуточная работа. В первую неделю, после возникновения ЧС наиболее сложная работа бывает ночью, когда у пострадавших начинается паника с приходом темноты. Также мы работали на месте подачи заявлений пострадавшими, так как там возникает паника, агрессия, растерянность.

Так же мы работали на кладбище во время захоронения, выезжали на адреса по сигналам волонтеров. Адреса нам передавала психологическая служба МЧС. Также на первом этапе мы ходили по адресам, где были погибшие и работали с родственниками.

На первом этапе при наборе специалистов для выезда в зону ЧС необходимо выбирать психологически-устойчивых людей с сильной нервной системой, выносливых, хорошо управляющих своим состоянием. Тех, кто сможет поддерживать жесткую дисциплину, действовать по приказу, не задавать лишних вопросов, не проявлять инициативу. Тех, кто будет согласен на любую работу. Не только психологическую, но и социальную. Кто сможет быть в случае необходимости медсестрой или санитаркой, кто забудет о своем Эго и станет слушаться психологов МЧС, которые могут быть моложе по возрасту, и наверняка с меньшим стажем работы психологом, но с большим опытом работы в чрезвычайных ситуациях.

Я обратилась к коллегам с просьбой обратиться во все профессиональные сообщества и попросить помощи у специалистов, имеющих опыт работы с травмой.

Форму нам обеспечил Центральный совет ОППЛ.

Теперь расскажу о втором этапе психологической помощи пострадавшим — Работе под руководством начальника Штаба ЧС. Здесь тоже я договаривалась, Чтобы нас допустили к работе, это удалось сделать.

В Крымске весь город был поделен на 40 штабов, и каждый штаб был прикреплен к администрации одного из муниципальных образований Краснодарского края. Руководили штабами главы администраций — то есть Мэры городов.

На втором этапе мы получили задание руководителя штаба ЧС прикрепиться к каждому из штабов и обойти все дома, где есть пострадавшие. Чтобы узнать, где есть пострадавшие, нужно было обойти вообще все дома районов затопления.

Задачи второго этапа:

  1. Поступить в распоряжение начальника штаба ЧС
  2. Набрать команду психологов по количеству штабов в зоне ЧС
  3. Обеспечить их формой
  4. Составить график работы
  5. Прикрепить психологов к штабам
  6. Решить вопрос с проживанием специалистов
  7. Обойти все дома зоны затопления
  8. Выезжать по вызовам
  9. Составлять базу данных на долгосрочную психотерапию пострадавших
  10. Вести учет разовой психологической помощи.
  11. Размещать в местных газетах статьи с рекомендациями психологов пострадавшим.

Вести пофамильный учет разовой психологической помощи было невозможно, поэтому мы вели только учет адресов. Но если пострадавших может быть меньше, чем было в Крымске, то желательно вести пофамильный учет, так как бывают рецидивы и желательно иметь информацию о предыдущих консультациях, а специалисты все время меняются.

В конце второго этапа необходимо организовать работу психологического кабинета, так как ПВР начинают закрываться, и психологам становится негде вести прием. Тем, кому трудно ходить, мы оказывали помощь, в том числе и повторную на дому. Но важно было приучить местных жителей к тому, чтобы они сами приходили к психологу.

Мы по мере закрытия ПВР стали вести прием пострадавших в гостинице, где поселили психологов. Потом организовали работу кабинета на базе кабинетов одной из психологов, живущих в Крымске.

Длительную психотерапию мы провели с более чем 500 пострадавшими.

На первом и втором этапах работа психологов осуществляется в трех формах:

— индивидуальный психологический прием (когда мы проводим психотерапию, работая с состоянием человека);

— групповая терапия (когда мы работаем с группой людей, используя наши методики);

— психологическое информирование (когда мы, используя лингвистические приемы, информируем обратившегося пострадавшего о том, что происходит и произошло с ним, о ситуации в целом, и при этом сглаживаем его состояние, снимаем страх, агрессию).

На втором этапе психологи ежедневно отмечались в тех штабах, к которым были прикреплены и получали адресные вызовы, кроме тех, куда они выходили по графику. Мы распределили по два психолога на два соседних штаба, чтобы они не ходили по одному. После составления полного графика на длительную психотерапию психологи стали работать на адресах по одному.

На первом и втором этапах мы работали с страхом воды у детей и взрослых, со страхом темноты, дождя, у пациентов, ранее состоящих на учете, обострились депрессии, много пришлось работать с тревогами, паникой, утратой, потерей, обострением психосоматических заболеваний, страхом инфекций. Много проблем возникает из-за слухов и мифов. С этим тоже нужно работать психологам. Второй этап нашей работы завершается с расформированием штабов.

На протяжении первых двух этапов я ежедневно отправляла отчеты руководству психологической службы МЧС ЮФО с фамилиями специалистов и количеством проведенных консультаций и психотерапий по трем вышеуказанным видам.

После расформирования штабов мы перешли к третьему этапу — самостоятельной работе.

На третьем этапе перед нами стоят следующие задачи:

  1. Работа психологического кабинета
  2. Завершение длительной терапии на дому и в кабинете
  3. Информирование администрации края и района о нашей работе
  4. Информирование населения о работе кабинета
  5. Помощь обратившимся в кабинет пострадавшим

На всех этапах организатору психологической помощи необходимо взаимодействовать с районной Администрацией, штабом ЧС, МЧС, милицией, у нас еще и казаками, руководителями волонтерских бригад, СМИ.

Здесь важно сказать о требованиях к личности организатора психологической помощи пострадавшим.

Организатор психологической помощи в режиме ЧС должен:

  • обладать высоким уровнем организаторских способностей,
  • быть коммуникативно — чувствительным и гибким;
  • стрессо-устойчивым;
  • уметь договариваться с должностными лицами на всех уровнях;
  • уметь работать в команде, быть самому лидером и при этом поддерживать лидера (руководителя штаба ЧС, руководство психологической службы МЧС);
  • уметь подчиняться приказам;
  • быть толерантным к любым формам коммуникации;
  • эмоционально стабильным;
  • выносливым (с сильной нервной системой);
  • точно понимать свою миссию в зоне ЧС;
  • быть ориентировнным на решение задачи

Также необходимо при наборе команды учитывать требования к личностным качествам волонтера — психолога, таким как:

  1. Эмоциональная стабильность.
  2. Стресс-устойчивость.
  3. Хорошо организованная система копинг-стратегий.
  4. Умение работать в команде.
  5. Дисциплинированность.
  6. Толерантность к паническим состояниям.
  7. Толерантность к любым формам коммуникации.
  8. Толерантность к тяжелым формам проявления чужого горя.
  9. Высокий уровень рефлексии.
  10. Хорошо построенная система смыслов и ценностей (точное понимание своей миссии в зоне ЧС и глубокая убежденность в важности оказания психологической помощи в зоне ЧС).

При психологической работе в зоне ЧС мы используем следующие методы работы: когнитивно-бихевиоральный подход, гуманистически-экзистенциальная психотерапия, терапия внушением, интегративная (мультимодальная) психотерапия, нейро-лингвистический подход, кинезиология, арттерапия, игровая терапия. Мы сейчас готовим методическое пособие по организации и оказанию психологической помощи в режиме ЧС. В подготовке материалов участвуют несколько специалистов, которые работали в Крымске.

Методы психологической помощи лицам, пережившим психотравмирующие события (по фактору времени, прошедшего с момента трагического события)

во время события и в ближайшее время после него

на отдаленных этапах (работа с травмой)

Работа специалистов психологической службы в ПВР

Размещение в ПВР;

при размещении пострадавших в нескольких ПВР — при необходимости, помощь в составлении списков по каждому;

сбор информации от пострадавших о нуждах: необходимость гуманитарной помощи (одежда, обувь, вещи, лекарства, средства гигиены в т.ч. для малолетних детей и женщин и т.п.), передача полученной информации в Оперативный Штаб.

Отслеживание и профилактика развития слухов, негативных массовых реакций

Специалист психологической службы консультирует ОШ о важности систематического достоверного информирования, с учетом психического состояния пострадавших (сохранение информационной прозрачности); о востребованности конкретной информации (например, о ходе ведения спасательных работ и т.д.); о специфике подачи информации;

определение оптимальных мест для размещения информации (объявления, списки, графики и т.п.) и организации частоты и мест очного информирования;

сопровождение массовых мероприятий

Оказание экстренной психологической помощи (ЭПП)

оказание информационно-психологической поддержки, индивидуальной и групповой психологической помощи;

оказание психологической помощи (по запросу, либо по результатам оценки психического состояния пострадавших)

Оказание психологической помощи участникам ликвидации последствий ЧС

При необходимости (или по запросу)

Ведение учета оказанной психологической помощи

Учет количества оказанной ПП каждым сотрудником группы в процессе работы;

отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени

Завершение работы в ПВР

выезд пострадавших из ПВР;

адаптация пострадавших на месте временного размещения (при длительной эвакуации);

возвращение пострадавшего населения к местам постоянного проживания

Всего у нас в зоне бедствия побывали около 250 специалистов — психологов и психотерапевтов. Слаженная работа психологов показала, что гражданские психологи — члены профессиональных сообществ могут и должны оказывать психологическую помощь в режиме ЧС. Успешность нашего опыта создала условия для дальнейшего развития психологического добровольчества в нашей стране.

Работа психологов в Крымске внесла значительный вклад в популяризацию профессии психолога и психотерапевта и послужила серьезной основой для того, чтобы обращение к психологам и психотерапевтам в России стало культурной традицией.

Сегодня в зонах ЧС на первом этапе психологическая помощь обеспечивается психологической службой МЧС и государственными структурами — больницами, организациями соц. защиты, психологами силовых структур, психологами министерства образования.

В этой ситуации основными задачами, которые могут быть решены психологами добровольцами, становятся:

  • Организация и проведение обучающих семинаров и вебинаров по работе в условиях ЧС,
  • Организация круглосуточного дежурства в скайпе и консультирование по скайпу пострадавших, членов их семей, травмированное окружение, а также консультирование по скайпу специалистов и психологов, работающих с пострадавшими.
  • Организация психотерапии специалистов, работающих в зоне ЧС, а также работающих в режиме скайп-консультирования
  • Организация постоянного обмена информацией на круглых столах по психологическому волонтерству, форумах по волонтерству и добровольчеству.

Для решения этих задач необходимо вести постоянное взаимодействие руководителей волонтерских центров и отрядов с органами соцзащиты и министерством образования, приглашать их представителей на круглые столы и форумы, вести постоянный обмен информацией, поддерживать состояние командной работы.

Психолог за работой

Среди специальностей психологического профиля не так давно появилась новая, несущая обширные перспективы для тех, кто ее получает в вузе. Данный предмет сформировался в последние десятилетия. Его название Психология служебной деятельности. Область подготовки подобных кадров комплексные направления морального и психологического обеспечения. В этом числе сфера управления, правоохранительные структуры, организация социальной работы и другие задачи. Примером занятости специалиста может также служить содействие в проф и соцреализации. Рассмотрим детально все аспекты данной практики и подготовки к ней.

Чем занимаются специалисты по психологии служебной деятельности

Психологическая работа

Те, кто выбрал и освоил специальность Психология служебной деятельности, в дальнейшем трудится в учреждениях различного профиля. Выпускник будет знаком с методами психологического обеспечения кадров правоохранительной, армейской систем, диагностики, профилактики и коррекции. Сфера применения навыков это также реабилитация после психических травм, помощь семьям военнослужащих. При изучении студентами дисциплин преподаватели делают упор на исследовании поведенческих факторов в критических обстоятельствах. Либо при ситуациях, предполагающих стресс.

Профессионалы, специализирующиеся на деятельности людей в учреждениях, осуществляют следующее:

  • проводят консультации для тех, кто служит в силовых структурах,
  • осуществляют реабилитационные мероприятия,
  • оценивают персонал и участвуют в его подборе,
  • корректируют общий психологический настрой в коллективах.

Психологическая служба МЧС России

В ходе обучения студенты осваивают гуманитарные и естественные науки, управленческие дисциплины. Акцент делается на специальные предметы. Учебный план включает свыше десятка предметов по психологии, таких как:

  • реабилитация, корректирующие мероприятия,
  • конфликты,
  • контакты, переговоры,
  • массовые беспорядки в психологическом аспекте,
  • менеджмент относительно кадров,
  • психологическое обеспечение служб,
  • безопасность,
  • стресс и устойчивость к нему,
  • другие направления.

На занятиях

Психолог-консультант весьма востребован в государственных либо частных организациях медицинского, образовательного и воспитательного профиля. В нем нуждаются центры по подбору персонала и оказанию психологической помощи. Можно привести ряд примеров реализации в коммерческой сфере.

  1. Термин хед-хантер в переводе с английского дословно означает охотник за головами. Этот человек ищет высококвалифицированные кадры для своего предприятия. Как правило, он переманивает их по заказу компании из других организаций. Отыскав ценного сотрудника, подобный специалист убеждает уйти от конкурентов, хотя тот не был ранее заинтересован в перемене места работы.
  2. Другой подобный профессионал своего дела именуется рекрутером. Он занимается выбором кандидатов из множества соискателей. Оба указанных типа специалистов действуют, принося пользу своему предприятию. Их услуги основаны на знании психологии людей, умении анализировать, принимать верные решения. Хотя западные компании берут на такую должность людей с любым образованием, исходя из набора нужных качеств, навыки психолога делают его идеальным для данной роли.
  3. Еще один тип деятельности, пришедший к нам под американским термином, коучинг (coaching). Это способ проведения тренинга, при котором знаток психологии людей помогает обучающемуся лицу достичь целей в жизни или профессии. Подобные тренеры (коучи) тоже зачастую весьма хорошо оплачиваются и востребованы. Обычно подобная деятельность, как и бизнес-тренинг проводятся в рамках частной практики. Но и государственные организации также нуждаются в высококвалифицированных специалистах данной сферы.

Чем занимаются представители профессии

Психологи силовых структур

Кем может работать человек, освоивший предмет Психология служебной деятельности, какие функции он выполняет?

  1. Оказывает поддержку:
  • в ситуациях повышенного стресса,
  • при необходимости снятия нагрузки,
  • при решении психологических проблем.
  1. Работа в ряде учреждений в качестве штатного психолога. Состояние кадров иногда весьма важно, если это органы безопасности, МВД, МЧС.
  2. Проводит тестирование для приема на работу, отбора кадров. Кандидаты рекомендуются ими или нет, а также работники могут быть уволенными за непригодность
  3. Участвует в исследованиях по изучению настроя в коллективах.

Будущих представителей данной специальности учат отбирать кадры на профпригодность для работы в армии и ОВД путем собеседования. Также это навык составления характеристик и анализа результатов деятельности служащих, что входит в круг обязанностей психологов. Они способствуют максимально эффективной реализации, для чего консультируют и обучают кадры.

Работа с детьми

Люди с травмами, полученными на службе, при чрезвычайных происшествиях или в террористических зонах нуждаются в реабилитации. Ее также проводят специально подготовленные лица. При анализах и прогнозах относительно климата в коллективах психологи разрабатывают рекомендации для его улучшения. Ряд специалистов предпочтет преподавание предмета психологии в вузах, школах или на курсах.

Перспективы для психологов этого направления

Выпускники

Сейчас довольно много времени отдается психологическому обеспечению кадров на предприятиях. То есть профессия довольно востребована. В штате многих учреждений предусмотрены психологи. Наиболее популярные варианты карьеры выпускников ВУЗов по рассматриваемой специальности это:

  • выполнение обязанностей практикующего специалиста в гос. органах на должности психолога,
  • научная деятельность в институтах.

Треннинг

На рынке труда можно будет устроиться в следующие компании и учреждения:

  1. В психологические службы МВД, ФСБ РФ, ФНС, ФТМ, Прокуратуры и Следственного комитета.
  2. В службы гражданской обороны, подразделения по чрезвычайным ситуациям.
  3. Центры реабилитации и психпомощи.
  4. Службы человеческих ресурсов (Human Resources или HR-службы) коммерческие агентства по кадрам, консалтинг, а также аналогичные гос и муниципальные учреждения.
  5. Места работы предоставляются в медицинских, образовательных и воспитательных учреждениях.
  6. В научно-исследовательской сфере.
  7. Хед-хантер требуется в области управления персоналом. Возможна практика в ИП, крупных корпорациях, частных компаниях. Подобный специалист может организовать собственный кабинет.
  8. Бизнес-тренер или коуч нужен в крупных компаниях, HR-отделах, а также в виде частной практики.

Зарплата

Психолог за работой

Говоря о зарплатах обычных психологов, приводят суммы от 15 или 20 тысяч рублей в месяц. На такие же суммы может рассчитывать начинающий специалист. Но эффективные профессионалы, занимающиеся тренингами, зарабатывают более 50 или 90 тыс. рублей, которые также не являются максимумом или пределом возможностей. Здесь важен опыт. Рекрутер (или осуществляющий кадровый подбор) рассчитывает на 25 или 30 тысяч рублей. Заработная плата зависит от престижа и масштаба организации.

График работы

Проведение теста

Возможно, что начинающему придется работать по жесткому графику, который обычно установлен в учреждениях. Но те, кто хочет быть более свободным, могут заняться частной практикой. Или посвятить себе профессиям, связанным с бизнес-тренингом, поиском и подбором персонала для предприятия.

Что касается соц. политики, психолог может рассчитывать на ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день или иные льготы от предприятия. Обычно данная профессия требует определенного дресс-кода. К примеру, при работе консультанта, принимающего клиентов, необходим опрятный внешний вид. Медицинское учреждение обязывает надевать униформу белый халат.

Психология и фриланс

Найти свою цель, обрести мотивацию, выбрать свое направление деятельности, нормализовать состояния сфера содействия со стороны психологов. При свободном графике работы возможно проведение консультации клиентам онлайн. При этом практически не потребуется оборудование или дополнительные работники.

Психолог-фрилансер

Что ждет новичка, куда лучше устроиться на работу для начала? Выпускник может получить направление либо ориентацию в гос. структуры. Или найти себя в сфере бизнеса. После получения навыков и обучения премудростям профессии выпускникам поручают деятельность, направленную на:

  • предупреждение вероятных нарушений статуса членов коллективов,
  • оценочный анализ условий рабочей среды, прогнозирование,
  • психологи помогают реабилитироваться после чрезвычайных ситуаций, восстановить трудоспособность,
  • составление досье.

Повышение квалификации

Повышение уровня квалификации

В период обучения студентам также преподают основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. Полученные умения дают возможность трудоустроиться еще в период студенчества. Желающие стать теоретиками своего дела или научными работниками зачисляются в магистратуру. А те, кто хочет совершенствовать профессионализм, в том числе работать за границей, становятся аспирантами. Иногда в повышении квалификации и организации дополнительного обучения помогает работодатель. Но вполне возможна и самостоятельная реализация.

Конкурсы

Победительница конкурса

Как и во всякой профессии, существуют профессиональные конкурсы, в которых каждый может поучаствовать, получив шанс на улучшение условий работы, зарплаты. Вакансии предоставляют и зарубежные страны. Для их реализации необходимо знание языка того государства, где специалист будет работать. А также выполнение других условий, предъявляемых иностранным специалистам. К примеру, это выдача профессиональных виз. Если будет сложно устроиться в Европе или Китае, вполне реально испытать себя в Белоруссии.

Смежные профессии

Хед-хантер

Освоение смежных профессий также перспективный способ реализации. Коуч, бизнес-тренер или хед-хантер становятся все более востребованными, а также дают большие возможности с финансовой точки зрения. Совершенствовать себя в этой сфере нужно постепенно, так как успехи придут не сразу. Обучение данным профессиям дается не только в очной и заочной форме, но также дистанционно или за рубежом.

Где и как учат профессии

Класс психодиагностики

В связи с новизной данной специальности, а также ее особенностями не так много вузов проводят обучение. В Москве ее можно найти не более чем в 10 заведениях. При наличии желания вполне реально поступить на соответствующий факультет, как в столице, так и в регионах. К примеру, в Москве такую возможность предоставляют университеты:

  • гос управления,
  • МВД РФ,
  • социальный с проходным баллом 68,3 и стоимостью 188 000 рублей в год,
  • им. М. В. Ломоносова, где проходной балл составляет 77,5 при наличии 47 бюджетных мест и стоимости обучения 360 000 рублей в год,
  • Российский гуманитарный гос. университет предоставляет 15 мест при стоимости обучения 88 000 рублей в год и проходным баллом 76,3,
  • психолого-педагогический со специализацией на экстремальных условиях, 205 000 рублей в год,
  • академия народного хозяйства 276 000 рублей в год,
  • другие ВУЗы.

Занятие

Для поступления на учебу требуется сдача экзаменов: биология, русский и иностранный языки, обществоведение или математика на выбор ВУЗа. Обычно вступительные испытания проводятся по 3 предметам. Очное отделение предполагает 5 лет обучения. Также имеются очно-заочная и заочная формы. Студенты получают образование, изучая общие дисциплины и различные психологические направления. К примеру, осваивают особенности психологического консультирования, мотивационных вопросов.

Важная часть изучение обеспечения деятельности профессий в условиях, отличных от стандартных, включающих экстремальные ситуации. А также службы в пенитенциарных учреждениях.

Специальность Психология служебной деятельности это прохождение практических курсов наряду с изучением теории, что весьма существенно при подготовке кадров.

Кому подходит данная специальность

Выбор профессии после окончания вуза по специальности Психология служебной деятельности может быть различным. Какие характеристики людей предопределяют соответствие профессии?

  1. Если выпускник собирается работать на должности штатного психолога, ему потребуются деловые качества, умение работать с людьми.
  2. Силовые структуры, состав армии или полиции, спасательная служба требуют выносливости, выдержки, физической подготовки, способности принимать решения.
  3. Работники судебной системы должны отличаться высокими моральными характеристиками.

Проведение треннинга

Предусмотрена также возможность трудоустройства в сфере образования. Будучи зачисленными в штат психологического центра, школы, детского сада, специалисты должны осуществлять консультации или выполнять функции психологов. Но если у них имеются задатки лидера, целеустремленность, им под силу статус тренера-менеджера. Профессионал может быть наставником, коучером в компании.

Умение развить свои способности, трудолюбие позволяют открыть частную практику. Налаживая отношения в коллективах, давая консультации и занимаясь профессиональным ориентированием граждан, специалисты профиля планируют карьеру своих клиентов. Потребуются аналитические способности. Еще в период студенчества приобретаются навыки:

  • по составлению психологических портретов,
  • прогнозирования,
  • аналитики, оценки условий труда.

Психолог МВД

Подобным профессионалам требуется развитая интуиция, позволяющая ориентироваться в обстоятельствах любой сложности. Важен талант коммуникабельности, такие качества, как настойчивость, воля.

В период обучения по вышеописанной специальности учащиеся получат ценные навыки и умения, которые смогут в дальнейшем применить для работы в государственных, частных и специализированных структурах. Выбор данной профессии окажется перспективным для людей, умеющих реализовать себя в сфере человеческих взаимоотношений. Нужно быть готовым к возможным трудностям. Их помогут преодолеть такие личные качества, как решительность, способность к анализу и принятию решений, а иногда и физическая подготовка.

Читайте также: