Имеют ли право родители заставлять детей учиться

Обновлено: 02.07.2024

Родители заставляют поступать в институт, который мне не нравится

Если родители заставляют поступать в ВУЗ, есть несколько путей коммуникации с ними. Эта проблема не простая и разбираться с ней нужно постепенно.

Родители – это самые главные люди для каждого человека. Они заботятся о своих детях, защищают, учат, дают советы, помогают, обеспечивают быт. По мере того, как человек взрослеет, влияние родителей на его жизнь уменьшается, а его личный вклад и ответственность за свою жизнь возрастает.

Процесс передачи ответственности от родителей к ребенку может протекать очень болезненно.

Некоторые уже повзрослевшие дети не готовы брать на себя ответственность и всячески сопротивляются, когда родители им ее отдают, а бывает, что родители не готовы к тому, чтобы эту ответственность ребенку отдать, как бы он ни хотел ее взять себе.

Ситуация, когда родители хотят повлиять на решение ребенка о выборе будущей профессии или учебного заведения, — яркий пример того, что родители не готовы снять с себя ответственность за судьбу ребенка и разрешить ему самому ею распоряжаться. Возможно, это покажется тебе странным, но они делают это не из вредности или назло, а из-за любви к тебе.

Они искренне переживают за тебя, за то, как сложится твоя жизнь, и проявляют, таким образом, свою заботу о тебе.

Поэтому в первую очередь думай об этом. Это тот самый позитивный момент, который скрывается за твоей сложной ситуацией. Это знание может помочь тебе, когда ты будешь говорить со своими родителями, и удержит тебя от ненужных обид, злости и других негативных чувств.

Теперь нужно разобраться, а можно ли тебе доверить этот важный выбор? Возможно, родители опасаются за тебя не напрасно.

Ответь себе честно на вопрос, действительно ли ты уверен в том, кем хочешь стать в будущем, в каком ВУЗе учиться, или ты идешь туда же, куда и твой лучший друг, просто за компанию. Или тот ВУЗ, который советуют тебе родители, не нравится тебе только потому, что мама с папой хотят, чтобы ты там учился. Очень важно быть честным с самим собой. Ведь этот выбор определит, каким будет твое будущее, как минимум, на следующие пять лет, а может быть, и на всю жизнь.

Если ты твердо намерен отстаивать свою точку зрения, то к разговору с родителями нужно серьезно подготовиться. Ведь главное правило переговоров: если не нравится идея, предложи свою. Это и по-взрослому и продуктивно.

Тебе нужно показать своим родителям, что твой выбор осознанный, и ты готов нести за него ответственность.

• Во-первых, нужно собрать информацию о той профессии, которую ты выбрал и ВУЗе, где бы ты хотел учиться. Для этого воспользуйся интернетом или посети образовательную выставку;

• Во-вторых, (это подойдет и тем, кто уже определился с будущей профессией и тем, кто еще сомневается в своем выборе) сходи на профориентацию. Пройди специальные тесты, которые покажут, в каких профессиональных сферах ты сможешь проявить себя в наибольшей степени, где больше вероятности добиться успеха. Таким образом, у тебя будет независимое мнение экспертов. Будет здорово, если ты скажешь об этом родителям и предложишь сходить вместе с тобой. Так ты покажешь, что для тебя важно их мнение и поддержка, и что ты рассматриваешь ситуацию со всех сторон и принимаешь взвешенное решение.

Каким бы ни был итоговый результат, важно, что проделав все эти действия, ты сможешь:

• Лучше осознать, чего ты действительно хочешь, и что будет для тебя лучшим решением.

• Занять позицию взрослого человека, ответственно подходящего к решению проблемы.

• Попытаешься создать ситуацию позитивного общения с родителями. (В общении результат всегда зависит от двух сторон, но ты точно будешь выглядеть достойно, ведь ты предпринял попытку договориться).

Будь тверд в своем намерении, но проявляй уважение к позиции своих родителей. Помни, что в сложной ситуации ты всегда можешь обратиться за помощью. Позвони по номеру Детского телефона доверия

– Какие в настоящее время есть варианты получения школьного образования для ребенка с особыми возможностями здоровья?

– Законодательством для детей с ОВЗ предусмотрены инклюзивное обучение в обычной школе, обучение в отдельной школе, реализующей адаптированные образовательные программы (раньше такие школы назывались коррекционными, сейчас этот термин не используется), семейное обучение. Инклюзия предполагает также разные формы – как обучение вместе с детьми без ОВЗ, так и обучение в обычной школе, но в отдельном классе.

Что касается надомного обучения, которое часто встречается на практике, то я считаю, что эта практика для детей с ОВЗ применяется необоснованно широко.

Надомное обучение – это исключение из общего правила, предусмотренное для сравнительно небольшого перечня заболеваний, при которых ребенку тяжело посещать школу.

Но часто родителей детей с тяжелыми нарушениями администрации школ вынуждают писать заявление о переводе ребенка на надомное обучение без достаточных на то причин.

Говорят, что так будет лучше, а на самом деле, так проще самой школьной администрации – не нужно создавать специальные условия в школе, учителя просто ходят к такому ребенку сами. Но и в этом случае школой, к которой он прикреплен, должен быть составлен индивидуальный учебный план. Как правило, занятия эти проводятся не полностью и некачественно, то есть какие-то уроки могут быть включены в учебный план, но на практике не проводятся или проводятся специалистами, которые не имеют соответствующей квалификации и опыта работы с такими детьми. А находить квалифицированных специалистов – это опять-таки обязанность школы.

– Как добиться создания инклюзивного класса в школе, администрация которой не спешит идти навстречу?

– Здесь два аспекта: правовой и практический (то есть, как это сделать, чтобы это действительно работало). Если говорить о юридической стороне дела, то тут все довольно просто, потому что инклюзивное образование – это по закону выбор родителей. Если родитель хочет, чтобы его ребенок обучался в конкретной школе, которую он, родитель, считает для своего ребенка подходящей, то он может обратиться в такую школу.

Тут есть сложности, связанные с получением заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Для того, чтобы требовать от школы создания для ребенка специальных условий, нужно, чтобы эти условия были включены в это заключение.

Часто родители жалуются на то, что в ПМПК входят такие специалисты, которые не могут оценить потребности детей, подходят к делу формально – не учитывают возможности ребенка, а дают заключение, которое удобно школе, рекомендуют надомное обучение (хотя такие рекомендации – вообще не дело ПМПК) или слишком простой для конкретного ребенка тип адаптированной программы. Так происходит потому, что они не обследуют ребенка в достаточной мере.

– А кто может настаивать на надомном обучении?

– Для того, чтобы перевести ребенка на надомное обучение, поликлиника должна дать справку о наличии у него соответствующего диагноза, то есть входящего в вышеупомянутый перечень. Но сам перевод на надомное обучение возможен только по заявлению родителей.

– Сколько времени в среднем тратит ПМПК на обследование ребенка?

– По-разному – это зависит от конкретного состава экспертов. Но, по отзывам родителей, с которыми мы работаем, в среднем – 10-15 минут. Есть письмо Министерства образования и науки Российской Федерации – рекомендации по проведению обследований детей. Там подробно описаны методики, которые должны применять дефектолог, логопед, психолог.

И когда читаешь этот документ, понимаешь, что за 10-15 минут эти методики применить невозможно.

Так что, скорее всего, те эксперты ПМПК, которые тратят вот столько времени на обследование, ориентируются только на уже имеющиеся медицинские документы и на первое впечатление от внешних проявлений ребенка.

– Я считаю, что это не оправдание для того, чтобы забирать ребенка из школы, и вообще для какого-либо ограничения прав детей с ОВЗ. Именно для преодоления подобных проблем и создаются специальные условия. Например, ребенку находят тьютора или технического ассистента. К ассистенту не предъявляются какие-то особые требования, касающиеся его образования. А у тьютора обязательно должно быть педагогическое образование, так как он помогает непосредственно в учебном процессе.

– Как правило, ПМПК вписывает в индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА) наличие тьютора в качестве обязательного условия в первую очередь детям с расстройствами аутистического спектра. Как добиться, чтобы это условие было вписано в ИПРА ребенку с совсем другим диагнозом, например, с нарушением зрения?

– К нам часто обращаются родители с этим вопросом. Для начала необходимо понять, кто нужен ребенку – ассистент или тьютор. Может быть, нужны они оба. В методических рекомендациях тьютор упоминается в первую очередь в связи с РАС, но нет ограничения и для детей с другими диагнозами. Родители должны обосновать потребности своего ребенка, подкрепив это обоснование заключением специалиста.

Если эксперты ПМПК не согласятся с этим заключением, то нужно обжаловать их решение: например, если в городе это решение районной комиссии, то нужно обращаться в центральную городскую. У нас в Санкт-Петербурге есть случаи успешного обжалования решений районных комиссий – как говорят родители, в центральной комиссии относятся к детям более внимательно. В том числе и тьютора удалось внести в ИПРА ребенка при таком обжаловании.

И да, если есть заключение специалиста, которое эксперты ПМПК проигнорировали, это прямое основание для обжалования.

Но даже у тех, в чью ИПРА внесен тьютор, возникают сложности, если школа отказывается его предоставлять, ссылаясь на отсутствие в ней такого специалиста.

– И что тогда делать?

– Здесь опять-таки нужно обжаловать решение школы. Тем более, когда на руках у родителей уже заключение ПМПК. Понятно, что это занимает время и не все родители на это идут. Но с юридической точки зрения здесь очень большие шансы добиться успеха. Если администрация школы наотрез отказывается создавать ребенку условия, прописанные в заключении ПМПК, то сначала нужно попросить у них письменный отказ. Часто вопрос разрешается уже на этом этапе – ведь администрация понимает, что закон на стороне родителей. Но если школа отказывает и письменно, то надо обращаться в районный отдел образования, затем в комитет по образованию и так вплоть до суда.

Часто родители отказываются от обжалования потому, что у администрации школы много возможностей давить на них и на ребенка. Но с другой стороны, нужно отстаивать свои права, ведь такое поведение родителей только укрепляют сотрудников школ и чиновников в сфере образования в чувстве своей правоты.

– Отдельно о детях, имеющих нарушения слуха или зрения. Ведь они традиционно учились в специальных школах, так как им нужно осваивать специальные навыки. Могут ли им в настоящее время отказать такому ребенку в приеме в обычную школу?

– На правовых основаниях не могут. Если в заключении ПМПК прописано, что одним из условий обучения ребенка является, например, наличие специалиста, знающего шрифт Брайля, то школа должна это условие создать. Есть разные мнения, в том числе и среди родителей – одни считают, что нужна инклюзия, другие предпочитают специализированные школы. Но в любом случае выбор должны делать сами родители.

Практика же пока несколько другая. На сайте центральной ПМПК Санкт-Петербурга есть список школ, реализующих инклюзию – и их довольно много, в каждом районе порядка десяти. Родители же рассказывают, что часто в этот список попадают школы, которые берут одного-двух детей с ОВЗ с достаточно легкими нарушениями.

Даже если в школе есть один такой ребенок, это уже считается инклюзией. А детям с тяжелыми, тем более, с множественными нарушениями попасть в обычную школу гораздо сложнее.

– Если в школе уже есть инклюзивный класс, может ли администрация школы отказать в приеме ребенку, если его диагноз отличается от диагнозов детей, которые уже в этом классе учатся?

– Такой отказ будет также незаконен – в одной школе, если она не является школой для реализации определенного вида адаптированных программ, могут быть разные дети с ОВЗ. Но есть определенные нормы наполнения классов.

То есть школа имеет право отказаться принять ребенка из-за отсутствия мест. Но есть места в школе или нет – это ведь можно проверить.

– Как выглядят рекомендации по обучению ребенка в новой форме ИПРА?

– Основное отличие новой формы ИПРА в том, что теперь там прямо указано: графа о том, нуждается ребенок в особых условиях при обучении или нет, заполняется на основании заключения ПМПК. Раньше не было понятно, как ИПРА и заключение ПМПК между собой соотносятся. Еще в ИПРА есть специальные разделы, посвященные тому, какая помощь нужна ребенку с инвалидностью для преодоления различных барьеров. И это тоже можно использовать для помощи ребенку в системе образования.

Например, там есть графа о преодолении барьеров для доступа к объектам социальной инфраструктуры, к каковым, конечно, относится и школа. И запись в этой графе может быть основанием для того, чтобы ребенку предоставляли ассистента. Доступную среду, те же пандусы тоже должна обеспечить в случае надобности школа.

– Многих родителей детей с ОВЗ проблема инклюзии начинает волновать задолго до времени, когда детям пора в школу. Ведь в детских садах тоже возникают непростые ситуации…

– Дошкольное образование не является обязательным, но все равно для детей с ОВЗ есть законные гарантии того, что им должны быть созданы нужные условия в детских садах – так же, как и в школах.

В детских садах же тоже часто отказываются принимать детей с ОВЗ, а еще часто требуют, чтобы родители сопровождали таких детей в течение всего дня. Такие требования незаконны.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, можно посмотреть здесь.

Чтобы предотвратить распространение коронавируса, учеников московских школ перевели на дистанционное обучение. Пока взрослые работают, дети дома предоставлены сами себе. А ведь закон обязывает родителей заботиться о здоровье ребенка. Неисполнение этой обязанности может привести к несчастному случаю и повлечь уголовную ответственность

Школьникам – домашнее обучение, родителям – наказание за оставление детей без присмотра

Из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции страна перешла на режим повышенной готовности 1 . В Москве учеников и студентов перевели на дистанционное обучение, многих работников – на удаленную работу. Те же, у кого есть маленькие дети и при этом нет возможности работать на дому и присматривать за ними, оказались в непростой ситуации.

На что имеют право трудящиеся родители во время действия режима повышенной готовности?

В Москве режим повышенной готовности к распространению инфекции был введен указом мэра 5 марта 2 . В этом документе для работающих родителей актуален пункт 4.2: работодатели обязаны оказывать работникам содействие в обеспечении режима самоизоляции на дому.

Прежде всего нужно уяснить, что перевод работника на дистанционную форму – это изменение условий трудового договора. До введения режима чрезвычайной ситуации такое возможно только на основании дополнительного соглашения сторон, т.е. при обоюдном желании работника и работодателя. В настоящее время распространение коронавирусной инфекции в Москве к чрезвычайной ситуации не отнесено 3 . Меры, принимаемые государством, являются превентивными 4 , а указ мэра носит скорее рекомендательный характер.

Итак, перевод работника без его согласия на удаленную работу в рамках ст. 72.2 Трудового кодекса невозможен, так как на территории России не установлена эпидемия. А из буквального толкования уже упомянутого п. 4.2 указа мэра следует вывод, что обязанности переводить сотрудников на дистанционную работу у работодателя нет. Однако он должен обеспечить возможность работать удаленно, если у сотрудников появилось такое желание. Решение о переходе на надомный режим работы они принимают самостоятельно и вправе просить об этом работодателя.

Ну а если работодатель не может предоставить такую возможность из-за специфики профессиональной деятельности сотрудника? Что в такой ситуации делать родителям: нанимать няню, если никто из родственников и знакомых не может присмотреть за ребенком, или оставлять его дома одного?

За оставление ребенка без присмотра родителям может грозить уголовная ответственность?

С 21 марта по 12 апреля приостановлено посещение детьми образовательных учреждений. Исключение составляют дошкольники и школьники 1–4-х классов. При наличии согласия родителей обучение их может быть продолжено в группах до 12 человек. Об этом говорится в принятом 16 марта приказе Департамента образования и науки г. Москвы.

Но на практике обучение и младших школьников проходит сейчас дома в режиме онлайн с 9:00 до 13:00, а необходимость очного присутствия ребенка в мини-группах родителям надо обосновать. Первые дни онлайн-обучения демонстрируют положительное отношение детей к таким занятиям: они учатся дома перед компьютером, но при этом сохраняется коллективность урока за счет аудиосвязи с одноклассниками.

Однако есть и один существенный недостаток у домашнего обучения: по истечении учебного времени многие дети оказываются предоставленными самим себе, пока взрослые на работе. А между тем закон обязывает родителей заботиться о здоровье своих детей (ст. 63 Семейного кодекса) и защищать их права и законные интересы (ст. 56, 64 Семейного кодекса). И если неисполнение этих обязанностей привело к трагическим последствиям, на родителей может быть возложена уголовная ответственность.

В моей практике был случай, когда девочка 11 лет не захотела идти с родителями за грибами и осталась на даче снимать видео для социальной сети. Вдохновившись просмотром популярного мультика про монстров, она соорудила декорации из подручных материалов и начала выступление на камеру. Результатом стали асфиксия, двое суток в реанимации и многомесячная реабилитация. Девочка оставалась одна всего два часа, и родителей к ответственности тогда не привлекли. Но минимум раз в неделю посещать следственный комитет им приходилось.

Решение о том, как обеспечить безопасность детей, принимают родители, и ответственность за него лежит на них.

Педагоги и психологи рекомендуют более внимательно отнестись к правилам безопасности: расскажите ребенку, как вести себя в различных ситуациях; попросите соседку-домохозяйку или пенсионерку иногда заходить, пока ребенок один дома, и нелишним будет узнать ее номер телефона на экстренный случай; проверьте исправность электроприборов при выходе из дома и отключите лишние; запретите ребенку пользоваться плитой, если дома есть СВЧ-печь; составьте для него список образовательных, бытовых и досуговых заданий на день и почаще ему звоните.

Чтобы предотвратить распространение коронавируса, учеников московских школ перевели на дистанционное обучение. Пока взрослые работают, дети дома предоставлены сами себе. А ведь закон обязывает родителей заботиться о здоровье ребенка. Неисполнение этой обязанности может привести к несчастному случаю и повлечь уголовную ответственность

Школьникам – домашнее обучение, родителям – наказание за оставление детей без присмотра

Из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции страна перешла на режим повышенной готовности 1 . В Москве учеников и студентов перевели на дистанционное обучение, многих работников – на удаленную работу. Те же, у кого есть маленькие дети и при этом нет возможности работать на дому и присматривать за ними, оказались в непростой ситуации.

На что имеют право трудящиеся родители во время действия режима повышенной готовности?

В Москве режим повышенной готовности к распространению инфекции был введен указом мэра 5 марта 2 . В этом документе для работающих родителей актуален пункт 4.2: работодатели обязаны оказывать работникам содействие в обеспечении режима самоизоляции на дому.

Прежде всего нужно уяснить, что перевод работника на дистанционную форму – это изменение условий трудового договора. До введения режима чрезвычайной ситуации такое возможно только на основании дополнительного соглашения сторон, т.е. при обоюдном желании работника и работодателя. В настоящее время распространение коронавирусной инфекции в Москве к чрезвычайной ситуации не отнесено 3 . Меры, принимаемые государством, являются превентивными 4 , а указ мэра носит скорее рекомендательный характер.

Итак, перевод работника без его согласия на удаленную работу в рамках ст. 72.2 Трудового кодекса невозможен, так как на территории России не установлена эпидемия. А из буквального толкования уже упомянутого п. 4.2 указа мэра следует вывод, что обязанности переводить сотрудников на дистанционную работу у работодателя нет. Однако он должен обеспечить возможность работать удаленно, если у сотрудников появилось такое желание. Решение о переходе на надомный режим работы они принимают самостоятельно и вправе просить об этом работодателя.

Ну а если работодатель не может предоставить такую возможность из-за специфики профессиональной деятельности сотрудника? Что в такой ситуации делать родителям: нанимать няню, если никто из родственников и знакомых не может присмотреть за ребенком, или оставлять его дома одного?

За оставление ребенка без присмотра родителям может грозить уголовная ответственность?

С 21 марта по 12 апреля приостановлено посещение детьми образовательных учреждений. Исключение составляют дошкольники и школьники 1–4-х классов. При наличии согласия родителей обучение их может быть продолжено в группах до 12 человек. Об этом говорится в принятом 16 марта приказе Департамента образования и науки г. Москвы.

Но на практике обучение и младших школьников проходит сейчас дома в режиме онлайн с 9:00 до 13:00, а необходимость очного присутствия ребенка в мини-группах родителям надо обосновать. Первые дни онлайн-обучения демонстрируют положительное отношение детей к таким занятиям: они учатся дома перед компьютером, но при этом сохраняется коллективность урока за счет аудиосвязи с одноклассниками.

Однако есть и один существенный недостаток у домашнего обучения: по истечении учебного времени многие дети оказываются предоставленными самим себе, пока взрослые на работе. А между тем закон обязывает родителей заботиться о здоровье своих детей (ст. 63 Семейного кодекса) и защищать их права и законные интересы (ст. 56, 64 Семейного кодекса). И если неисполнение этих обязанностей привело к трагическим последствиям, на родителей может быть возложена уголовная ответственность.

В моей практике был случай, когда девочка 11 лет не захотела идти с родителями за грибами и осталась на даче снимать видео для социальной сети. Вдохновившись просмотром популярного мультика про монстров, она соорудила декорации из подручных материалов и начала выступление на камеру. Результатом стали асфиксия, двое суток в реанимации и многомесячная реабилитация. Девочка оставалась одна всего два часа, и родителей к ответственности тогда не привлекли. Но минимум раз в неделю посещать следственный комитет им приходилось.

Решение о том, как обеспечить безопасность детей, принимают родители, и ответственность за него лежит на них.

Педагоги и психологи рекомендуют более внимательно отнестись к правилам безопасности: расскажите ребенку, как вести себя в различных ситуациях; попросите соседку-домохозяйку или пенсионерку иногда заходить, пока ребенок один дома, и нелишним будет узнать ее номер телефона на экстренный случай; проверьте исправность электроприборов при выходе из дома и отключите лишние; запретите ребенку пользоваться плитой, если дома есть СВЧ-печь; составьте для него список образовательных, бытовых и досуговых заданий на день и почаще ему звоните.

Читайте также: