Правосудие основа государства кто сказал

Обновлено: 25.06.2024

Согласно классическому пониманию сущностью является такой набор свойств и качеств, бытие которого неизменно и служит основанием для отличия одного предмета познания от другого. В отношении мира предметов и вещей все весьма просто — сущность познается через функциональность и весь тот тезаурус возможного использования, который не вступает в противоречие с целевым предназначением исследуемого. В отношении форм деятельности человека, не связанных с формированием материального результата, вопрос о сущности намного сложнее. Анализ приобретает структурный характер, и наши представления о сущности рассматриваемого явления всецело зависят от метода исследования, который во многом определяется его целевым назначением.

В вопросе о сущности правосудия надо быть предельно осмотрительным и при определении предмета исследования, и при выборе его методов.Прежде всего следует отметить, что правосудие не является надуманным предметом анализа. То, что называется правосудием, существует с тех времен, как возникло общественное сознание. Правосудие, как и власть, имманентно обществу. По мысли Шарля Монтескье, чьи идеи оказались так созвучны современности, правосудие — форма актуально сущего — судебной власти. Правда, в наши дни правосудие стало формой манципации действий должностных лиц, называемых судьями, но на это никто не обращает внимания.

До сих пор в правовой науке нет определения правосудия. Есть компиляция текста закона, дополненная теоретическими оборотами. В самом обобщенном виде правосудие понимается как деятельность судебной власти (судов), осуществляемая от имени государства, по разрешению гражданских, административных и уголовных и прочих дел в определенной процессуальной форме в соответствии с Конституцией и действующим законодательством РФ.Как видим, это именно определение деятельности судов, которым подменяется дефиниция правосудия. Подобные определения — свидетельство того, что мы до сих пор находимся в плену мифологического мышления. По сути в данном определении закреплен принцип: правосудием считается то, что исходит от суда. Ссылка на процессуальную форму и законность — не более чем соблюдение ритуала.

В отношении процедур российского процессуального права рискну заметить, что они в сущности не отличаются от ордалий древнего права. И те, и другие являются ключом к установлению положений, вынесенных из области непосредственной перцепции (виновность подсудимого), вера в них безоговорочна. Но если ранее ордалия была формой универсального способа установления истины (поскольку была понятна и судье, и простому наблюдателю), то сегодня таинство судебного производства для обывателя сравнимо скорее с храмовыми обрядами жрецов Древнего Египта. Обычный человек лишен возможности установить причинно-следственную связь между тем, что происходит в суде, и результатом по делу. Именно поэтому суды всего мира с успехом отвергают процессуальную форму, которая сама по себе ничего не гарантирует в области познания. Пока это называется коррупцией и судебными ошибками, но история уже выходит на новый виток, где вовсе не процессуальные моменты играют решающую роль в постановлении решения.

При всей архаичности такой системы наши предшественники прекрасно представляли, что компетенция правосудия не беспредельна. Государство сравнительно недавно присвоило себе универсальность правосудия, лишив рядового человека форм снятия социальных противоречий. Удобными и доступными формами осуществления правосудия без представителя государства когда-то были суд божий, дуэль, поединок. С их помощью функции правосудия исполнялись четко и справедливо (ибо справедливость наглядно выступала как конечный результат испытания или поединка), они подчинялись установленным правилам, являясь при этом публичным институтом общества. С признанием таких форм варварскими, архаичными состязательность, по замыслу реформаторов, должна была в полной мере реализовываться в зале суда, что и отразилось в процессуальном законодательстве. До наших дней состязательность и формальное равноправие составляют основу судопроизводства в большинстве медиатизированных стран мира. Правда, социальные противоречия в обществе только усилились.

Существует концепция, согласно которой баланс сил в обществе составляет единое целое, поэтому, отнимая что-то у общества, государство должно предоставлять взамен нечто если не лучшее, то адекватное. За последние 150 лет государство отобрало у граждан самостоятельность в решении вопросов, которые на протяжении предыдущих тысячелетий составляли исключительную компетенцию частной воли. При этом подразумевается, что система снятия противоречий, предложенная государством взамен, настольно совершенна, что необходимость в старых институтах отпала. Этот тезис можно опровергать основательно и последовательно, но мы ограничимся единственным частным замечанием. Если проанализировать с точки зрения здравого смысла такое преступление, как самоуправство, то нельзя не удивиться формулировке ст. 330 УК РФ: проще было сразу написать, что любое деяние, не подпадающее под остальные признаки преступления, предусмотренные статьями Особенной части УК, может быть признано преступлением. Думается, правоприменительная практика не изменилась бы.

Такое правосудие вызывает раздражение, безверие, правовой нигилизм. Такое правосудие не способно стабилизировать социальные отношения, оно может только усиливать противоречия. Суд уже давно не владеет умами, не заставляет приходить к истине, суд даже перестал выражать закон, потому что закон не отражает запросов действительного, не выступает регулятором социума, и тем более — формой хранения накопленного знания. Как результат (природа не терпит пустоты) общество саморегулируется, обретая стабилизацию в отношениях, которые сегодня называются коррупцией и организованной преступностью. Те, кто занимается террористической деятельностью — не злодеи от рождения и не выродки от природы, это люди, существующие в той области социума, которая произведена современной организацией цивилизации. Вряд ли кто-то стал бы бросать бомбу в царя в начале XX в. в России, если бы имел возможность через судебное решение повлиять на режим в стране, и вряд ли бы кто-то захотел повлиять на режим в стране через суд, будучи согласен с режимом и убежден в его справедливости практикой судебной власти. Справедливое судебное решение есть доказательство правоты власти: когда в суде снимаются противоречия, гражданин на личном опыте убеждается в ее справедливости.

Таким образом, проблематика дефиниции сущности правосудия находится за пределами формально-юридического подхода и требует комплексного исследования на основе универсальных методов познания, позволяющих рассматривать данную проблему в динамике ее развития.

Думается, это позволит в дальнейшем создать такую систему мониторинга соответствия деятельности судов их предназначению, которая позволит избежать трансформации организованной преступности в публично организованное государственно-подобное образование.
Sapienti sat!

По догме права и по общим представлениям древнеримских юристов о праве и правосудии.

* Ius est ars boni et aequi - право - это искусство добра и справедливости.

* Dura lex, sed lex - суров закон, но это - закон.

* Cogitationis poenam nemo patitur - никто не несет ответственности за свои мысли.

* Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat - бремя доказательства лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает.

* Ejus est nolle qui potest velle - отказываться от притязаний может тот, кто имеет право.

* Falsus in uno, falsus in omnibus - лживый в одном, лживый во всем

* Frustra legis auxilium quaerit qui in legem committit - лицо, нарушившее закон, напрасно ищет помощи со стороны закона.

* Ignorantia juris nocet, ignoratio facti non nocet (Игноранциа юрис ноцет, игнорацио факти нон ноцет) - незнание закона не является оправданием, незнание факта является оправданием.

* Inde datae leges, ne firmior omnia posset - законы для того и даны, чтобы урезать власть сильнейшего.

* In legibus salus - в законах спасение.

* In dubio pro reo - в случае сомнения - в пользу обвиняемого.

* Judex aequitatem semper spectare debet - судья всегда должен иметь в виду справедливость.

* Judex est lex loquens - судья - это говорящий закон.

* Juris praecepta sunt haec: honeste vivere, alterum non laedere, suum cuique tribuere - предписания закона сводятся к следующему: честно жить, не обвинять других, каждому воздавать по заслугам.

* Jus publicum privatorum pactis mutari non potest - государственное право не может быть изменяемо соглашением частных лиц.

* Justitia regnorum fundamentum - правосудие - основа государства.

* Jus utendi et abutendi - "право употреблять и злоупотреблять" - право пользоваться вещью по своему усмотрению.

* Legalitas regnorum fundamentum - законность - основа государства.

* Legem brevem esse oporter - закон должен быть кратким.

* Legis virtus haec est: imperare, vetare, permittere, punire - сила закона заключается в том, чтобы приказывать, запрещать, разрешать, наказывать.

* Lex est recta ratio imperans honesta - закон - это справедливое рассуждение, предписывающее то, что благородно.

* Legum servi esse debemus, ut liberi esse possimus - нужно подчиняться законам, чтобы быть свободным.

* Lex posterior derogat priori - более ранний закон отменяется позднейшим.

* Melior est causa possidentis - положение обладателя лучше, так как он не обязан доказывать права на обладание.

* Nemo debet bis puniri pro uno delicto - никто не должен дважды нести наказание за одно преступление.

* Nulla potentia supra leges debet ess - не должно быть никакой силы над законом.

* Omnis indemnatus pro innoxis legibus habetur - каждый неосужденный рассматривается правом как невиновный.

* Pereat mundus et fiat justitia - пусть погибнет мир, но да свершится правосудие.

* Poena non potest, culpa perennis erit - наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек.

* Prior tempore - potior jure - первому по времени - предпочтение в праве.

* Quaestio juris omnis aut verborum proprietate, aut voluntatis conjectura continetur - исследование закона заключается в установлении полного содержания слов или предположительного толкования их смысла.

* Qui facuit, cum loqui debuit et potuit, consentire videtur - кто промолчал, когда мог и должен был говорить, тот рассматривается как согласившийся.

* Quivis praesumitur bonus donec probetur contrarium - каждый предполагается честным, пока не доказано обратное.

* Quod medikamenia morbis exhibent, hoc jura negotiis - что для болезни лекарство, то для дел право.

* Quodcunque aliquis ob tutelam corporis sui fecerit jure id fecisse videtur - все, что человек делает для защиты самого себя, считается сделанным законно.

* Quod non est in actis, non est in mundo - чего нет в документах, того нет на свете.

* Rerum perpetuo similiter judicatarum auctoritas vim legis obtinere debet - судебные решения по делам, которые постоянно решаются одинаково, приобретают силу закона.

* Res judicata pro veritate habetur- судебное решение должно приниматься за истину.

* Res nullius cedit primo occupanti - ничья вещь становится собственностью того, кто первый ею завладеет.

* Sequi debet potentia justitiam, non praecedere - сила должна следовать за правосудием, а не предшествовать.

* Silentium videtur confessio - молчание равносильно признанию.

* Supervacuum esset leges condere, nisi esset qui leges tueretur - излишне издавать законы, если эти законы, будучи изданными, не будут проводиться в жизнь.

* Testis unus, testis nullus - один свидетель - не свидетель.

* Ubi emolumentum, ibi onus - где выгода, там и бремя.

* Ubi jus incertum, ibi nullum - когда закон неопределен, закона нет.

* Verba chartarum fortius accipiuntur contra proferentem - слова договора следует толковать самым строгим образом против того, кто предложил договор.

Дополнительно к изречениям древнеримских юристов, относящихся и к догме права и к общим представлениям о праве, - к сведению читателя приводятся основные формулы и термины римского права юридико-догматического характера.

Apices juris - юридические тонкости.

Corpus juris civilis - свод гражданского права (Кодекс Юстиниана).

De lege ferenda - с точки зрения законодательного предположения.

De lege lata - с точки зрения действующего закона.

Elegantia juris - юридическая тонкость; правовая точность.

Extra jus - за пределами закона; за пределами требований права.

Jure uti - поступать строго по закону.

Juris vinculum - узы закона.

Jus ad rem - право на вещь.

Jus gladii - "право меча" - право на применение вооруженной силы.

Jus naturale - естественное право.

Jus primae occupationis - право первого захвата.

Jus privatum - частное право.

Jus publicum - публичное право.

Manu forti - силой принуждения.

Manu militari - вооруженный силой; применив насилие.

Mens legis - дух, смысл закона.

Non scripta, sed nata lex - закон не писаный, а естественный.

Nudum jus - "голое право", т.е. право без возможности его реализации.

Onus probandi - бремя доказательства", обязанность приводить доказательства.

Pacta servanda sunt - договоры следует выполнять.

Pleno jure - с полным правом.

Quaestio facti - суть вопроса в том, что случилось, произошло.

Quaestio juris - вопрос в правильности, законности дела.

Questa vexata - "беспокойный вопрос", т.е. вопрос права, поставивший суд в затруднительное положение.

Ratio scripta - писаный разум - право.

Rebus sic stantibus - при неизменном положении вещей.

Regula juris - правовая норма.

Restitutio in integrum - возвращение в первоначальное состояние, восстановление в прежнем положении, в прежних правах.

Читайте также: