Какая организация осуществляет мониторинг атмосферного воздуха в пермском крае

Обновлено: 30.06.2024

Особенность географического положения Перми. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, анализ его качества в районах города. Сведения о выбросах загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников. Программа воздухоохранных мероприятий.

Рубрика Экология и охрана природы
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 07.01.2014
Размер файла 2,0 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Кафедра охраны окружающей среды

Атмосферный воздух города Перми

Выполнил: студент группы ООС-11

Проверил: профессор кафедры ООС,

д-р техн. наук Рудакова Л.В.

Содержание

Глава 1. Качество атмосферного воздуха

1.1 Особенность географического положения г. Перми

1.2 Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха в г.Перми

1.3 Качество атмосферного воздуха районов г.Перми

Глава 2. Воздействие на атмосферный воздух

2.1 Общие сведения по Пермскому краю по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух

2.2 Сведения о выбросах загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения

2.3 Сведения о выбросах загрязняющих веществ от передвижных источников

2.4 Программа воздухоохранных мероприятий предприятиями г.Перми

Глава 3. Зонирование территории города Перми по степени экологического риска

Интенсивное развитие промышленности, рост городов, увеличение количества транспортных средств, активное освоение околоземного пространства приводят к изменению газового состава атмосферы, накоплению различных видов загрязнений (пылевого, химического, электромагнитного, радиационного, шумового и др.), разрушению озонового слоя атмосферы, нарушению ее естественного баланса.

Все это наносит ощутимый вред экономике, здоровью людей, природной среде и вызывает необходимость регулирования антропогенного воздействия на атмосферный воздух.

Негативное воздействие на окружающую среду за период 2007-2011 гг., по данным регулярных наблюдений на станциях Росгидромета, существенно изменилось по ряду показателей: понизились среднегодовые концентрации оксида азота на 11%, бензапирена - на 17%, взвешенных веществ, диоксида азота и оксида углерода - на 5-6%, диоксида серы и формальдегида -- не изменились.

Тем не менее, сведения о степени загрязнения воздуха городов России, по данным регулярных наблюдений в 2011 г., показывают, что уровень загрязнения атмосферы остается высоким. По результатам наблюдений, проведенных в 252 городах России, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха проживает 55,1 млн человек, что составляет 53% городского населения России[3].

В списке особо неблагополучных в экологическом отношение российских городов все 13 городов-миллионеров, все 22 крупнейших города (от 500 до 1000 тыс. жителей), подавляющее большинство областных, краевых и республиканских центров (63 из 72), почти 3/4 общего числа больших городов (113 из 165). Среди 13 средних и 14 малых городов преобладают центры черной и цветной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности. В их число входит и Байкальск всего лишь с 16 тыс. жителей, но его целлюлозно-бумажный комбинат наносит огромный вред уникальному озеру Байкал.

Среди крупных экономических районов России наибольшее число городов, негативно воздействующих на окружающую среду находится на Урале. Их здесь 27, т.е. почти каждый пятый уральский город в числе экологически весьма неблагополучных[4].

Цель работы: провести оценку качества атмосферного воздуха города Перми

- Познакомиться с качеством атмосферного воздуха г. Перми

- Выявить основные источники загрязнения атмосферного воздуха

- Проанализировать степень экологического риска загрязнения атмосферного воздуха в г. Перми

Глава 1. Качество атмосферного воздуха

Атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой природную смесь газов приземного слоя атмосферы за пределами жилых, производственных и иных помещений, сформировавшуюся в ходе эволюции Земли. У поверхности Земли воздух на 78 % состоит из азота, на 21 % - из кислорода, менее чем на 1 % - из аргона. В воздухе возможно незначительное содержание углекислого газа, водорода, гелия, неона и других элементов.

Под загрязнением атмосферного воздуха понимается нарушение гигиенических и экологических нормативов качества воздуха вследствие поступления в атмосферный воздух или образования в нем вредных (загрязняющих) веществ, связанных с промышленными выбросами.

Загрязненный воздух создается деятельностью промышленных предприятий, электростанций, автомобилей, которые выбрасывают в атмосферу сотни тонн вредных веществ. Многочисленные вредные вещества, поступающие в атмосферу от антропогенных источников перемешиваются и вымываются из нее. В воздушном бассейне постоянно происходят фотохимические процессы, приводящие к появлению новых соединений иногда более вредных, чем исходные. Уровень загрязнения атмосферы определяется по значениям средних и максимальных разовых концентраций примесей. Степень загрязнения атмосферы оценивается при сравнении концентрации с ПДК.

ПДК - утверждённый в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив. Под ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Для атмосферного воздуха населённых мест и закрытых помещений СанПиН 2.1.6.1032-01:

ПДК_сс -- среднесуточное (не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании)

ПДК_мр -- максимально-разовое (не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе, субсенсорных) реакций в организме человека) [11]

Для воздуха рабочей зоны ГОСТ 12.1.005-88 (Рабочей зоной следует считать пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площади, на которой находятся места постоянного или временного пребывания рабочих)

ПДКмр.рз -- максимальное разовое в рабочей зоне

ПДКсс.рс -- среднесменная в рабочей зоне[1]

Для оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха используются три показателя качества воздуха: индекс загрязнения атмосферы - ИЗА, стандартный индекс - СИ и наибольшая повторяемость превышения ПДК - НП. * СИ -- наибольшая измеренная разовая концентрация примеси, деленная на ПДК, из данных измерений на посту за одной примесью, или на всех постах за одной примесью, или на всех постах за всеми примесями.

* НП -- наибольшая повторяемость превышения ПДК из данных измерений на посту за одной примесью, или на всех постах за одной примесью, или на всех постах за всеми примесями.

* ИЗА - суммарный индекс загрязнения атмосферы.

Согласно значениям ИЗА, СИ, НП принято различать следующие степени загрязнения атмосферного воздуха в таблице 1.1

Единая территориальная система экологического мониторин­га Пермской области функционирует и развивается с целью инфор­мационного обеспечения управления в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспече­ния экологически безопасного, устойчивого развития, ведения госу­дарственного фонда данных о состоянии окружающей среды и эко­систем, природных ресурсов, источников и процессов антропогенно­го воздействия на территории области и является составной частью информационной системы Пермской области.

ЕТСЭМ Пермской области создана на основе территориаль­но-ведомственного принципа построения и включает в себя госу­дарственную и ведомственную системы мониторинга состояния окружающей среды, источников антропогенного воздействия, при­родных ресурсов, экосистем и социально-гигиенического монито­ринга.

На территории Пермской области экологический мониторинг осуществляют:

- территориальные органы и учреждения федеральных ве­домств;

- исполнительные органы государственной власти области;

- подразделения по охране окружающей среды органов мест­ного самоуправления городов и районов области;

- муниципальные лаборатории (г. Чайковский и Лысьва);

для обеспечения экологической безопасности производства, окру­жающей среды и здоровья населения. Программы мониторинга по­зволяют унифицировать информацию о проведении наблюдений за источниками загрязнения окружающей среды.

Формирование ведомственной наблюдательной сети и прове­дение наблюдений в районе расположения предприятий за счет их финансов позволяет экономить средства на проведение экологи­ческого мониторинга за счет федерального и местного бюджетов. В 2000 г. на тиражирование и распространение методологии создания системы мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду Пермской областью получен грант Агентства Международного развития США.

Расчетные методы оценки состояния загрязнения атмосферно­го воздуха. В 8 городах Пермской области (635 предприятий, более 16 тысяч источников выбросов) используется новый подход к расчетной оценке степени загрязнения атмосферного воздуха и нормированию выбросов, основанный на результатах сводных (комплексных) расче­тов рассеивания выбросов загрязняющих веществ всех предприятий города.

Исходными данными для проведения расчетной оценки состоя­ния загрязнения атмосферы служат базовая информация, содержащаяся в инвентаризациях источников выбросов предприятий, проектах нор­мативов предельно допустимых выбросов, рабочих проектах строи­тельства новых предприятий, прошедших государственную экологи­ческую экспертизу, а так же результаты государственного контроля, сведения о фоновых концентрациях (полученные по данным натурных измерений проводимых ПЦГМС), об утвержденных границах санитар­но-защитных зон.

Мониторинг экосистем. К этой категории мониторинга отно­сится мониторинг состояния почв, животного и растительного мира.

В 2001 г. продолжалось наблюдение за видами-индикаторами состояния окружающей природной среды на семи мониторинговых площадках. Проведены учеты численности и наблюдения за репродук­тивными показателями редких и исчезающих животных, а также за видами, замыкающими трофические цепи и трофические пирамиды (накапливающие различные поллютанты) - рыбоядными и хищными птицами. Для подавляющего большинства видов характерны естест­венные колебания численности и относительно стабильные показатели размножения. В целом по области наблюдается устойчивый рост чис­ленности сапсана и его репродуктивных показателей, а также орлана- белохвоста.

Интегрированный банк природоохранных данных Пермской об­ласти. В настоящее время развитие ЕТСЭМ на территории Пермской области осуществляется в направлении создания единой информаци­онной системы сбора информации по всем функциональным подсис­темам путем создания интегрированного банка экологических данных Пермской области, который представляет собой модульную распреде­ленную систему, состоящую из:

- распределенных территориальных модулей, установленных в подразделениях по охране окружающей среды органов местного само­управления Пермской области.

Модули, входящие в состав интегрированного банка, позволяют вводить, хранить и анализировать информацию по стандартным фор­мам статистической отчетности: 2ТП (воздух), 2ТП (водхоз), 2ТП (ра­диоактивность), 2ТП (радиоактивные вещества). Помимо этого, в базу данных вводится и в ней хранится значительное количество другой информации: по учету и оценке отходов производства и потребления, выданным разрешениям на выброс загрязняющих веществ в атмо­сферный воздух, платежам предприятий природопользователей за за­грязнение окружающей среды, справочник по загрязняющим вещест­вам, выбрасываемым в атмосферу, справочник по загрязняющим ве­ществам, сбрасываемым в водные объекты, справочник отходов и т. д.

Методическое руководство и координацию работ по текущему содержанию (администрированию) и развитию интегрированного бан­ка экологических данных осуществляет Управление по охране ок­ружающей среды Пермской области. Управление взаимодействует с подразделениями по охране окружающей среды органов местного са­моуправления Пермской области, обеспечивая поток информации с мест получения данных на уровень субъекта Российской Федерации.

Сбор, обработка, хранение, анализ и отображение пространст­венно распространенных данных осуществляется с использованием компьютерных технологий -- географических информационных сис­тем (ГИС). Основой применения ГИС являются цифровые то­пографические карты (ЦТК), полученные в Роскартографии. Исполь­зование единой топоосновы позволило снять технические и организа­ционные проблемы совместимости и интеграции данных. В настоящее время в Пермской области активно ведутся работы по созданию гео­графической информационной системы для органов государственной власти Пермской области (ГИС ОГВ). В рамках ЕТСЭМ создается эко­логический блок ГИС ОГВ, включающий тематические слои:

- особо охраняемые природные территории и объекты;

- заповедники и ландшафтные заказники;

- площадки мониторинга состояния лесов;

- квартальная сеть, границы лесхозов и лесничеств Гослесфонда Пермской области;

- точечно-символьный слой предприятий природопользователей Пермской области;

- гидрохимические условия водоносных горизонтов с привязкой банка данных по водозаборным скважинам (водозаборам);

- места размещения промышленных и бытовых отходов, могиль­ники высокотоксичных отходов в Пермской области;

- электронная основа геоэкологической карты Пермской области М 1:500 000.

Созданные базы данных и тематические слои ГИС используются при экспертизе проектов на строительство и реконструкцию, анализе эффективности природоохранных мероприятий по снижению выбро­сов, разработке предупредительных мероприятий и оценке последствий чрезвычайных ситуаций, оценке антропогенной нагрузки на террито­рии.

- заключать соглашения между ведомствами - участниками ЕТСЭМ о взаимодействии при организации, проведении и информа­ционном обеспечении экологического мониторинга;

- создавать территориальный информационно-аналитический центр ЕТСЭМ;

- продолжать работу по созданию муниципальных баз данных о состоянии окружающей среды города, района;

- создавать геоинформационные системы для органов государ­ственной власти Пермской области и информационно­телекоммуникационной системы специального назначения.

Соликамская лаборатория мониторинга атмосферного воздуха является обособленным подразделением Пермского ЦГМС и осуществляет на территории г. Березники деятельность в области определения метеорологических характеристик и уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Регулярные наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха проводятся на 2 стационарных постах наблюдений (ПНЗ):

ПНЗ №3 – перекресток ул. К.Маркса – ул. Юбилейная;

ПНЗ №5 – ул. Мира, 92.

На постах наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха отбор проб осуществляется в соответствии с государственным заказом по утвержденной программе наблюдений за качеством атмосферного воздуха.

Основные метеорологические характеристики по метеостанции Березники

Метеорологические характеристики Многолетние значения Значения за 2018 год
Осадки, количество дней 252 265
Скорость ветра, м/с 3,3 2,5
Повторяемость приземных инверсий температуры, % 41 21
Повторяемость застоев воздуха, % 12 8
Повторяемость ветра со скоростью 0-1 м/с, % 27 30
Повторяемость приподнятых инверсий температуры, % 33 46
Повторяемость туманов, % 0,42 (0,47) 0,49

Качество атмосферного воздуха в 2018 году.

Концентрации взвешенных веществ. Средняя за год концентрация ниже 1 ПДК. Максимальная из разовых концентрация составляет 1 ПДК.

Концентрации серы диоксида. Средняя за год и максимальная разовая концентрации ниже 1 ПДК.

Концентрации углерода оксида. Средняя за год концентрация по городу ниже 1 ПДК. Максимальная из разовых концентраций обнаружена на ПНЗ №5 – 2,2 ПДК, всего по городу отмечено 5 случаев превышения максимальной разовой ПДКм.р.

Концентрации азота диоксида. Средняя за год и максимальная разовая концентрации ниже 1 ПДК.

Концентрации азота оксида. Средняя за год и максимальная разовая концентрации ниже 1 ПДК.

Концентрации специфических примесей.

Средняя за год концентрация формальдегида составила 1,2 ПДК. Максимальная из разовых концентрация – 1,6 ПДК обнаружена на ПНЗ №3, всего по городу отмечено 14 случаев превышения максимальной разовой ПДКм.р.

Средняя за год концентрация фенола составляет 0,8 ПДК. Максимальная из разовых концентрация – 1,8 ПДК обнаружена на станции 3, всего по городу отмечен 21 случай превышения максимальной разовой ПДКм.р.

Средняя за год концентрация бенз(а)пирена составляет 0,3 ПДК. Максимальная из среднемесячных концентрация обнаружена на станции 5 – 1,2ПДК.

Средняя за год концентрация аммиака и максимальная разовая концентрации ниже 1 ПДК.

Средняя за год концентрация хлорида водорода ниже 1 ПДК. Максимальная из разовых концентрация – 2,2 ПДК обнаружена на станции 3, всего по городу отмечено 15 случаев превышения максимальной разовой ПДКм.р.

Максимальная из разовых концентрация сероводорода ниже 1 ПДК.

Концентрации тяжелых металлов (железо, хром, свинец, медь, никель, кадмий, марганец, цинк и магний) не превысили 1 ПДК.

В г. Березники за 2018 год уровень загрязнения атмосферного воздуха характеризуется как низкий и определяется значениями: СИ=8,6 для этилбензола; НП=2,6 для фенола; ИЗА – низкий.

Динамика изменения уровня загрязнения атмосферного воздуха за 5-ти летний период в городе Березники представлена на диаграмме.


Тенденция загрязнения атмосферы за 2014 – 2018 годы.

Наметилась тенденция роста загрязнения атмосферного воздуха взвешенными веществами, фенолом, хлористым водородом, формальдегидом, ароматическими углеводородами (бензол, ксилолы, толуол, этилбензол), тяжелыми металлами (кадмий, никель).

Постановление Правительства Пермского края
от 7 апреля 2016 г. N 196-п
"Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Пермского края"

С изменениями и дополнениями от:

28 декабря 2017 г.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", со статьей 19 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 899 "Об утверждении Порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам" и в целях предотвращения угрозы жизни и здоровью населения в периоды неблагоприятных метеорологических условий Правительство Пермского края постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Пермского края.

2. Признать утратившими силу:

3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 12 января 2018 г. - Постановление Правительства Пермского края от 28 декабря 2017 г. N 1063-п

4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства - министра территориального развития Пермского края Кокшарова Р.А.

Председатель Правительства
Пермского края

Порядок
проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Пермского края
(утв. постановлением Правительства Пермского края от 7 апреля 2016 г. N 196-п)

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 19 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 899 "Об утверждении Порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам" и иными нормативными правовыми актами в области охраны атмосферного воздуха с целью предотвращения угрозы жизни и здоровью населения при изменении состояния атмосферного воздуха, снижения негативного воздействия на окружающую среду в городских и иных поселениях выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее соответственно - выбросы, НМУ).

1.2. Действие настоящего Порядка распространяется на юридических лиц (независимо от их организационно-правовых форм) и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов на территории Пермского края (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели).

1.3. Под НМУ в настоящем Порядке понимаются метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

1.4. Регулирование выбросов в городских и иных поселениях осуществляется на основании информации о НМУ, представляемой в форме прогнозов НМУ соответствующей степени опасности с целью предотвращения опасного роста концентрации примесей в воздухе.

1.5. Информация о НМУ предоставляется Пермским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (Пермский ЦГМС - филиал ФГБУ "Уральское УГМС") в соответствии с законодательством.

1.6. В период действия прогноза НМУ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов.

II. Разработка и согласование мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ

2.1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ в соответствии с требованиями законодательства и методическими документами в области охраны атмосферного воздуха.

2.2. Разработка мероприятий по регулированию выбросов в период НМУ проводится как для действующих, так и для проектируемых объектов хозяйственной и иной деятельности. Мероприятия по уменьшению выбросов в период НМУ подлежат пересмотру при изменении технологии производства и объемов выбросов.

2.3. Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и оформляются по форме, установленной методическими документами в области охраны атмосферного воздуха, утверждаются руководителем юридического лица (или иным уполномоченным должностным лицом), индивидуальным предпринимателем.

2.4. Утвержденные мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ согласовываются с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края (далее - Инспекция) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не подлежащими федеральному государственному экологическому надзору, в порядке, установленном Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным приказом Инспекции.

2.5. Утвержденные мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, согласовываются Инспекцией в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления в Инспекцию соответствующего обращения юридического лица или индивидуального предпринимателя.

III. Осуществление контроля за выполнением мероприятий в период НМУ

3.1. Контроль за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ на объектах хозяйственной и иной деятельности осуществляется органами федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора, а также лицами, ответственными за проведение производственного экологического контроля, в соответствии с их полномочиями.

3.2. Государственный экологический надзор за выполнением мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и охраны атмосферного воздуха посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с учетом положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также в рамках административных расследований в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

3.3. Производственный контроль за выполнением мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с утвержденной ими программой производственного экологического контроля.

3.4. Контроль степени эффективности мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ осуществляется органами государственного экологического надзора в соответствии с их полномочиями с помощью инструментальных или иных методов, разрешенных соответствующими нормативными документами.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В целях предотвращения угрозы жизни и здоровью населения при изменении состояния атмосферного воздуха, снижения негативного воздействия на окружающую среду в городских и иных поселениях выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) определен порядок
проведения работ по регулированию выбросов вредных веществ.

Информация о НМУ предоставляется Пермским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В период действия прогноза НМУ все юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов на территории Пермского края, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов.

Названными юридическими лица и индивидуальными предпринимателями должны быть разработаны мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ.

Контроль за выполнением мероприятий в период НМУ будет осуществляться органами федерального и регионального государственного экологического надзора, а также лицами, ответственными за проведение производственного экологического контроля.

Постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Постановление Правительства Пермского края от 7 апреля 2016 г. N 196-п "Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Пермского края"

Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства Пермского края от 13 января 2021 г. N 2-п

Изменения вступают в силу с 25 января 2021 г.

Изменения вступают в силу с 7 января 2020 г.

Постановление Правительства Пермского края от 28 декабря 2017 г. N 1063-п

Руководитель Управления Росприроднадзора по Пермскому краю провел выездное расширенное совещание по экологическим проблемам Березниковско-Соликамского промышленного узла

В совещании приняли участие Главный федеральный инспектор по Пермскому краю А.П. Андреев, руководители территориальных органов федеральных органов государственной власти и органов власти Пермского края, представители научных учреждений, главы администраций городов Березники и Соликамск и руководители крупнейших предприятий промышленного узла.


– Современное состояние окружающей среды Пермского края характеризуется крупномасштабным загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод, накоплением огромного количества отходов производства и потребления.

- высокой техногенной нагрузкой на природную среду и население, обусловленной многоотраслевой экономикой и концентрацией промышленных производств;

- долговременным негативным воздействием на природные комплексы и долгосрочностью последствий этого воздействия;

- использованием устаревших технологий и оборудования, высокой ресурсо- и энергоемкостью производства;

- сосредоточением крупнотоннажного промышленного производства, вносящего доминирующий вклад в формирование воздействия на окружающую среду в отдельных, достаточно изолированных промышленных узлах, таких как Березниковско-Соликамский.

Город Березники находится на 1 месте в Пермском крае по суммарному уровню антропогенной нагрузки и занимает 1 место по образованию и размещению отходов в природной среде, 1 место по объему сбрасываемых загрязняющих веществ в водные объекты, 2 место по выбросам загрязняющих веществ от автотранспорта, 6 место по выбросам в атмосферный воздух от стационарных (промышленных) источников.

Город Соликамск находится на 4 месте по суммарному уровню антропогенной нагрузки и занимает 2 место по образованию и размещению отходов в природной среде, 2 место по объему сбрасываемых загрязняющих веществ в водные объекты, 5 место по выбросам загрязняющих веществ от автотранспорта, 23 место по выбросам в атмосферный воздух от стационарных (промышленных) источников.

Производственная деятельность, интенсивное использование природных ресурсов без учета их рационального использования и охраны на протяжении десятилетий нанесли огромный экологической ущерб окружающей среде, создали серьезные экологические проблемы в городах Березники и Соликамск.

Государственное регулирование в сфере охраны окружающей среды в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информациюnо ее состоянии, закрепленную в ст. 42 Конституции Российской Федерации, возмещение экологического ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, требует нового осмысления и принятия действенных и жестких мер и решений.

Пора изменить административный подход к природоохранной деятельности на экономический и лечить причину, а не следствия.

Ответственность за осуществление государственного экологического контроля, государственного управления и регулирование в сфере охраны окружающей среды и принятие мер по обеспечению благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории Пермского края, и конкретно в Березниковско-Соликамском промышленном узле, возложена как на контрольно-надзорные органы, так и на органы государственной власти Пермского края и администрации Березников и Соликамска, а в первую очередь, на промышленные предприятия, осуществляющие производственную и хозяйственную деятельность на территории этих городов.

В настоящее время экологическая политика предприятий в условиях полной экономической самостоятельности большинства организаций, бездействие правительства Пермского края, органов местного самоуправления является преступной для окружающей среды, представляет экологическую угрозу для безопасности Российской Федерации и комфортного существования человека.


Государственный экологический контроль на территории края осуществляют Управление Росприроднадзора по Пермскому краю по объектам, подлежащим федеральному экологического контролю и правительство Пермского края в лице Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края по всем объектам, не входящим в перечень объектов федерального экологического контроля.

Принимаемые меры административной ответственности за нарушения природоохранного законодательства являются недостаточными для комплексного решения экологических проблем Березниковско-Соликамского промышленного узла и значительного улучшения экологической обстановки.

- загрязнение атмосферного воздуха, а именно содержание в нем загрязняющих веществ выше предельно допустимых концентраций;

- загрязнение водных объектов вследствие превышения предельно-допустимых концентраций и установленных нормативов сброса загрязняющих веществ промышленными предприятиями;

- накопление на городских территориях сотен миллионов тонн промышленных отходов, размещение их в непосредственной близости от водных объектов, низкая степень использования отходов и отсутствие мероприятий, направленных на поиск и внедрение прогрессивных малоотходных технологий на промышленных предприятиях.

Наибольший экологический эффект по снижению нагрузки на атмосферный воздух может быть достигнут при выполнении следующих мероприятий:

- разгрузка транспортных потоков с целью снижения загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом;

- немедленная передача информации в органы федерального и регионального контроля о разовых превышениях ПДК в природных средах (подчас она приходит через 2-3 недели или несколько месяцев);

Особое внимание следует уделить мерам по ужесточению выполнения мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

- проведение промышленными предприятиями мероприятий, направленных на сокращение сбросов сточных вод;

- ликвидация водовыпусков предприятий-водопользователей, осуществляющих сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты;

- снижение объема сброса сточных вод, массы загрязняющих веществ в малые реки г. Березники (Зырянка, Ленва, Толыч), г. Соликамск (Черная);

- строительство, реконструкция, замена сетей водопровода, канализации с целью сокращения потерь воды при транспортировании на предприятия и населению.

- разработка системы обращения с отходами производства и потребления на территории г. Березники и Соликамск;

- запрещение дальнейшего размещения отходов и объектов их накопления в городской черте, водоохранной зоне, в руслах малых рек;

- строительство нового полигона ТБО в Соликамске и рекультивация действующей свалки ТБО, расположенной в настоящее время в городской черте;

- проведение мероприятий промышленными предприятиями, направленных на сокращение образования отходов.

Несмотря на сложную экологическую обстановку, Правительством Пермского края, администрациями г. Березники и Соликамск не принимаются меры по разработке и реализации программ по охране окружающей среды на территории края и городских поселений.

- определение основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта, городского округа;

Природоохранные мероприятия, предусмотренные администрациями г. Березники и Соликамск в составе планов стратегического развития городов носят формальный характер и направлены, в основном, на благоустройство территорий, не решают проблему улучшения состояния атмосферного воздуха, водных объектов, уменьшения загрязнения земель опасными веществами при размещении отходов.

При подготовке к совещанию Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю совместно с Западно-Уральским управлением Ростехнадзора проанализированы представленные крупными предприятиями Березников и Соликамска природоохранные мероприятия. Были сформированы предложения по снижению выбросов, сбросов, образования отходов на 2010-2014 годы на территории Соликамско-Березниковского промышленного узла, которые предложены к обсуждению и рассмотрению на совещании.

В то же время следует отметить, что предложенные мероприятия позволяют лишь незначительно уменьшить выбросы, сбросы, образование отходов в Соликамко-Березниковском промышленном узле и не приведут к решению всех экологических проблем городов и стабильному улучшению экологической обстановки. Представленные планы развития производства предприятий показывают рост производственных мощностей в 2010-2014 годах наряду с резким уменьшением финансовых средств, направленных на реализацию природоохранных мероприятий, что практически сведет на нет предусмотренное уменьшение нагрузки за счет запланированных мероприятий.

В последние годы обновление основных фондов предприятий, сопровождающееся внедрением малоотходных технологий, проводится медленно или совсем не проводится.

Представленные предприятиями планы природоохранных мероприятий на 2010-2014 годы не ликвидируют экологический ущерб, нанесенный в предыдущие годы и в текущий период.

С низкой активностью формируется инфраструктура, обеспечивающая сбор, транспортировку, переработку отходов. Основной операцией, завершающей жизненный цикл отходов, остается их размещение.

Учитывая, что более 60% выбросов загрязняющих веществ в г. Березники и Соликамск приходится на автотранспорт, администрациями не разработаны меры по оптимизации схемы его движения, либо ограничению движения в период неблагоприятных метеоусловий.


Интенсивная эксплуатация природных ресурсов в Соликамско-Березниковском промышленном узле промышленными предприятиями, бездействие правительства Пермского края и администраций г. Березники и Соликамск привели к загрязнению и разрушению природных объектов, потере и перерождению многих видов растительного и животного мира Пермского края, вызвали образование оползней, обрушение в бортах карьеров и отвалов, деформацию массива горных пород и земной поверхности, оседание земной поверхности, подтопление земель, нарушение гидрохимического режима подземных вод.

Анализ существующей экологической ситуации на территории Березниковско-Соликамского промрайона показал актуальность и необходимость разработки и реализации комплекса мер и комплексных программ, направленных на предотвращение (устранение) экологического ущерба, нанесенного окружающей среде в результате хозяйственной деятельности предприятий, основной целью которых должно быть максимальное уменьшение воздействия вредных факторов техногенного и антропогенного характера на воздушный бассейн, поверхностные и подземные воды, земельные ресурсы, растительный и животный мир, решение конкретных задач и их ресурсное обеспечение.

По итогам расширенного совещания была отмечена актуальность проблемы, при этом констатировалось отсутствие в Пермском крае с 2006 года краевой целевой программы по охране окружающей среды, что затрудняет принятие муниципальных программ по улучшению экологического состояния территорий.

Органам местного самоуправления городов Березники и Соликамск было предложено разработать городские программы по охране окружающей среды на основе предложений промышленных предприятий и подготовить предложения по созданию городской системы мониторинга окружающей среды. Кроме того, министерству природных ресурсов Пермского края совместно с администрацией г. Березники до 15 апреля 2010 года, в целях решения проблемы по снижению уровня загрязнения реки Кама, было предложено создать рабочую группу по разработке мер, направленных на комплексное решение проблемы очистки сточных вод и достижению установленных нормативов сброса загрязняющих веществ в р. Каму. Промышленные предприятия городов тоже не остались без внимания, они представят в администрации городов Соликамск и Березники предложения по снижению негативного воздействии на окружающую среду, по утилизации накопленных отходов и по обеспечению нормативной очистки промышленных стоков, поступающих в конечном итоге в Камское водохранилище.

Информация о выполнении принятых решений будет заслушана на выездном совещании в третьем квартале текущего года.

Читайте также: