Какие типы права с позиций формационного подхода были отнесены к понятию эксплуататорские типы права

Обновлено: 30.06.2024

4. Типы права (формационный и цивилизационный подходы).

Признаки: 1) Территориальная определенность, наличие четко обозначенных гос-венных границ – гос-во осуществляет охрану данных границ от нападений извне; 2) Тесная, устойчивая связь населения с офиц.властью в виде гражданства или подданства (подданные не имеют к гос-ву никаких прав); 3) наличие публичной власти, которая выделена из общества и с этим обществом не совпадает. Публичная власть состоит из особых отрядов вооруженных людей (армия, полиция, милиция, тюрьмы, суды, весь чиновничий аппарат правообеспечительных органов); 4) Обязательные платежи в бюджет – налоги, штрафы, пени, пошлины и сборы; 5) Суверенитет: внутренний (независимость от внутренних угроз), внешний (независимость от внешних угроз); 6) Наличие правовых норм.

Раскрыть сущность гос-ва – значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без гос-ва. Наиболее важной, качественно постоянной чертой гос-ва является то, что оно во всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Гос-во как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса, оно одновременно является организатором общих дел, вытекающих из природы всякого общества. Однако реальность человеческого бытия внесла существенные коррективы в соотношение классовых и общих задач гос-ва. С изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, сужение сущности гос-ва как организации классового господства, с др. – расширение и обогащение тех объективных его свойств, кот.характеризуют гос-во как организацию всего общества. В каждом конкретном гос-ве есть общее, характерное для всех гос-в, особенное, выражающее отличительные признаки родственной группы гос-в, и единичное, присущее только данному конкретному гос-ву. На всех ступенях своего исторического развития гос-во сохраняет свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условий общественной жизни. Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, гос-во начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными обществ.слоями. В деят-сти гос-ва на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда. Существенно изменяется роль гос-ва и на международной арене, его внешняя деят-сть, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими гос-вами. Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное гос-во как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое гос-во (по форме).

Своеобразие конкретной формы гос-ва любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и гос-венной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой гос-во. Другими словами, категория формы гос-ва непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Серьезное влияние на форму гос-ва оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и др.факторы. Специфику формы гос-ва определяет также характер взаимоотношений гос-ва и его органов с негос-венными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

5. Тип гос-ва В настоящее время существует два подхода к типологии гос-ва: цивилизационный и формационный. Первый из них основан на отнесении гос-ва к определенной цивилизации. можно выделить следующие виды цивилизации и соответствующих им типов гос-ва: 1) восточные, западные и смешанные (промежуточные); 2) древние, средневековые и современные; 3) крестьянские, промышленные и научно-технические; 4) доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; 5) локальные, особенные и современные. Рассматривая данный вариант типологии, следует отметить два момента. Во-первых, здесь не выделяется то главное, что характеризует гос-во, - принадлежность политической власти. Во-вторых, это недостаточная разработанность такой типологии, о чем свидетельствует множественность оснований для выделения самих цивилизаций и соответственно типов гос-ва. Более надежной представляется типология, основанная на характере властеотношений, т.е. сути власти, ее классовой (социальной) принадлежности, которая к тому же дает четкое и последовательное выделение типов гос-ва и их смены в процессе исторического развития человечества. Цивилизационный же подход может служить своего рода дополнением этой типологии. Именно такой подход к классификации гос-в применялся в нашей науке, причем в его основе лежало понятие исторического типа гос-ва. Исторический тип гос-ва – это совокупность основных, важнейших черт гос-ва определенной общественно-экономической формации, выражающих его сущность и социальное назначение (а также совокупность гос-в, относящихся к одной общественно-экономической формации и имеющих единую сущность. Существенным недостатком такой типологии в прошлом была узкая трактовка классового подхода, игнорирование общесоциальной роли гос-ва. Тем не менее был получен ряд ценных для теории результатов: 1) установлена зависимость типа гос-ва, классовой принадлежности власти от экономики, способа производства, от характера общественно-экономической формации; 2) были объединены в одни классификационные группы гос-ва, имеющие единый – по отражению классовых интересов – характер власти; 3) появилась возможность выявлять общее и особенное в организации, целеполагании, функционировании и развитии гос-в, входящих в указанные типы; 4) были выявлены закономерности смены одного типа гос-ва другим – соответственно сменам общественно-экономических формаций: вслед за рабовладельческим приходит феодальное гос-во, а его сменяет буржуазное.

12. Понятие и виды форм права. Источники права. Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Источники права – специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм. Различаются следующие основные формы (источники права): правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт. Правовым обычаем называется санкционированное гос-вом правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юрид.делу, которому гос-во придает общеобязательное значение. Различаются судебный и административный прецедент. Суть юрид.прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение гос-венного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее метсо. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются гос-вом. К нормативно-прав.актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнит.власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

Государство имеет разные черты, признаки и системы классификации. Это связано с разносторонним и многогранным смыслом, который вкладывается в данное определение. Один из самых распространенных типов классификации – типология государства и права. Такая политическая форма организации общества рассматривается с точки зрения двух различных подходов: формационного и цивилизационного.

Различные подходы к классификации государства и права. Современный взгляд на проблему

Рисунок 1. Типология государства

Формационный подход

Формация – определенный этап в развитии общества и его структуре, характеризующийся типом производственных отношений.

Формационный подход активно использовался в марксизме. Марксистская теория трактовала государственное устройство в качестве надстройки над экономическим базисом, в основе которой лежат материальные и производственные отношения. Согласно выдвинутым идеям, финансовое положение социума определяет, какая ступень общественного развития на данный момент превалирует в политической и правовой сфере государства. Поэтому социально-экономический строй лежит в основе производственного характера любой страны.

Ф. Энгельсом и К. Марксом выделялось три макроформации:

  • архаическая (древняя);
  • эксплуататорская;
  • коммунистическая.

Основной определяющий критерий – наличие частной собственности и классов, а также их взаимодействие.

В 1938 году данная концепция была пересмотрена И. В. Сталиным, и количество формаций увеличилось до пяти:

  • первобытнообщинная;
  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • капиталистическая;
  • социалистическая.

Цивилизационный подход

Цивилизация – емкое определение, включающие в себя развитие духовной и материальной культуры (как в античности, так и в современности). Л. Г. Морган и Ф. Энгельс подразумевали под данным понятием этап в становлении общества, следующий сразу за варварством. Некоторые идеалистические теории, наоборот, обозначали ее как эпоху деградации и культурного упадка, не усматривая в ней целостность и органичность.

Цивилизационная типология, ввиду большого количества отличающихся друг от друга обозначений, подразумевает классификацию цивилизации по шести типам:

  • локальная (шумерская, эгейская и индийская);
  • особенная (западноевропейская, российская, исламская, буддистская);
  • древняя, средневековая, современная;
  • крестьянская, промышленная, научно-техническая;
  • доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;
  • мировая.

Считается, что последний вид находится на данный момент на этапе формирования. В основе такой цивилизации лежит глобальный гуманизм, базирующийся на человеческой духовности, которая развивалась на протяжении всей истории человечества. В данном принципе первостепенное значение занимает ценность человеческой жизни, при этом не отрицаются национальные обычаи, разнообразие верований, традиции, сложившееся миропонимание. Цивилизационный подход рассматривает благо человека как высший критерий, по которому оценивается уровень комфорта и прогресса отдельных граждан и всего социума.

Согласно территориальному фактору, важнейшими определяющими условиями являются географические и климатические особенности региона.

Первоначально историк выделил около ста подобных самостоятельных форм организации социума, но затем, пересмотрев собственные взгляды, он сократил их количество до 21, в числе которых остались некоторые прекратившие свое существование цивилизации. Ученый поделил их на две группы:

  1. Первичные. Государство играет главную роль в социально-экономическом развитии и неразрывно связано с религией, а не является исключительно надстройкой.

Древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская.

  1. Вторичные. Государственное образование не входит в культурный и религиозный комплекс.

Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская.

Взгляды А. Тойнби критиковались отечественными и западными учеными, поскольку в его позиции отсутствовали четкие критерии определения:

  • уровень экономического развития;
  • этнические особенности;
  • религия;
  • мораль;
  • культура.

По мнению историка, установив тип цивилизации, можно было одновременно выяснить вид государственного устройства. Но типология стран по цивилизационному подходу им не была разобрана. Несмотря на это, А. Тойнби стремился представить данный метод как всеобъемлющий инструмент изучения истории развития общества.

Принципы соотношения

Государство и духовно-культурная жизнь общества взаимодействуют друг с другом на основе трех принципов:

  1. Учет не только социальных интересов и действующих сил, но и устойчивых нормативных образцов поведения, исторического опыта, представлений о мире, ценностей.
  2. Власть рассматривается как часть культуры, имеющая неразрывную связь с престижем, моралью, ценностной ориентацией, сложившимся мировоззрением, символикой.
  3. В государственной жизни изучаются отличия, вытекающие из своеобразия национальной культуры и характера, которые послужили причиной разного развития отдельных стран, стартовавших в одинаковых условиях.

Природа различных государственных образований имеет принципиальные особенности в ту или иную историческую эпоху. Поэтому типология государств представляет важное значение в изучении их социальной природы, определение характера на разных этапах развития. Каждый выделяемый тип – строгая система сторон и свойств отдельной политической формы организации общества в истории. Все страны в определенную историческую эпоху имели схожие сущностные черты.

Формационный подход основан на учении о смене общественно-экономических формаций.

В рамках этого учения под общественно-экономической формацией понимается исторический тип общества, имеющий определенный способ производства, господствующую форму собственности, классовую структуру. Таким образом, базисом общественно-экономической формации является особый тип производственных отношений, которому соответствует свой исторический тип государства.

Выразившая указанный подход марксистская, или материалистическая, теория права возникла в XIX—XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.

Основными идеями данной доктрины можно считать следующие:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

В недавнем прошлом, в советской учебной и научной литературе типология права осуществлялась вместе с государством исключительно на основе марксистского учения о классовых общественно-экономических формациях. [1] Под историческим типом государства и права понималась закономерная ступень в развитии государственно-правовых систем, существующих в пределах одной общественно-экономической формации, характеризующихся единством экономической основы, классовой сущности и внешних форм проявления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены устаревших, "изживших себя" типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Сравнительное правоведение, правовая компаративистика — отрасль (раздел) правоведения (юридической науки), изучающая правовые системы различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий.

Сравнительное правоведение, несмотря на высокий уровень теоретизации, является одной из наиболее востребованных наук в области законодательной деятельности и деятельности международных организаций. Среди основных целей сравнительного правоведения принято выделять:

Помимо чисто гносеологических, сравнительное правоведение преследует следующие практические цели:

способствовать сближению и унификации законодательства различных государств в тех областях, где это очевидно необходимо (прежде всего, гражданское, торговое, гуманитарное право);

выработка предложений по совершенствованию собственной, национальной системы права на основе изучения правового опыта зарубежных государств.

Достижение этих, сугубо практических целей, особенно актуально в настоящее время вследствие масштабных интеграционных процессов в Европейском Союзе и проектов принятия общеевропейских актов, таких как Европейский ГК и общеевропейская Конституция.

Концепции сущности права.

Сущность — главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

1. ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА. Сторонники этой теории считают, что наряду с нормами права, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Естественное право составляют общепризнанные права человека и гражданина, которыми люди обладают в силу факта своего рождения (право на жизнь, право на свободу совести, мысли, религий, на свободу передвижения в пределах государства, право на труд, свободный выбор профессии и пр.).

Подробно эти права отражены в Всеобщей Декларации прав и свобод человека (принята ООН в 1948 г.) и других документах. Государство не может посягать на естественные права людей. Позитивное право – это право, установленное государством. Нормы позитивного права признаются правом только в том случае, если они не противоречат естественному праву.

2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА. В ее основе лежит идея о том, что право не делается, а образуется стихийно на основе обычаев и традиций народа. Право является продуктом народного духа. Достоинства школы: 1. внимание к обычаям народа. 2. критическое отношение к формальному заимствованию законов и понятий других государств. Недостатки: 1. отрицает внешнее влияние на право. 2. придает националистическое звучание праву.

3. КЛАССОВАЯ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ ПРАВА. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Право понимается как возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Право определяется материальным уровнем жизни общества, экономикой. Достоинства: 1. выражена действительная связь права с экономикой и политикой. 2. право понимается как надстройка над экономическим базисом, отражающая волю господствующего класса. Недостатки: Не учитывает влияние других факторов на право (например, общественного сознания).

4. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ПРАВА. Правовые нормы государства – это лишь часть права.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

4. Типы права (формационный и цивилизационный подходы).

Признаки: 1) Территориальная определенность, наличие четко обозначенных гос-венных границ – гос-во осуществляет охрану данных границ от нападений извне; 2) Тесная, устойчивая связь населения с офиц.властью в виде гражданства или подданства (подданные не имеют к гос-ву никаких прав); 3) наличие публичной власти, которая выделена из общества и с этим обществом не совпадает. Публичная власть состоит из особых отрядов вооруженных людей (армия, полиция, милиция, тюрьмы, суды, весь чиновничий аппарат правообеспечительных органов); 4) Обязательные платежи в бюджет – налоги, штрафы, пени, пошлины и сборы; 5) Суверенитет: внутренний (независимость от внутренних угроз), внешний (независимость от внешних угроз); 6) Наличие правовых норм.

Раскрыть сущность гос-ва – значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без гос-ва. Наиболее важной, качественно постоянной чертой гос-ва является то, что оно во всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Гос-во как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса, оно одновременно является организатором общих дел, вытекающих из природы всякого общества. Однако реальность человеческого бытия внесла существенные коррективы в соотношение классовых и общих задач гос-ва. С изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, сужение сущности гос-ва как организации классового господства, с др. – расширение и обогащение тех объективных его свойств, кот.характеризуют гос-во как организацию всего общества. В каждом конкретном гос-ве есть общее, характерное для всех гос-в, особенное, выражающее отличительные признаки родственной группы гос-в, и единичное, присущее только данному конкретному гос-ву. На всех ступенях своего исторического развития гос-во сохраняет свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условий общественной жизни. Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, гос-во начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными обществ.слоями. В деят-сти гос-ва на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда. Существенно изменяется роль гос-ва и на международной арене, его внешняя деят-сть, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими гос-вами. Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное гос-во как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое гос-во (по форме).

Своеобразие конкретной формы гос-ва любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и гос-венной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой гос-во. Другими словами, категория формы гос-ва непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Серьезное влияние на форму гос-ва оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и др.факторы. Специфику формы гос-ва определяет также характер взаимоотношений гос-ва и его органов с негос-венными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

5. Тип гос-ва В настоящее время существует два подхода к типологии гос-ва: цивилизационный и формационный. Первый из них основан на отнесении гос-ва к определенной цивилизации. можно выделить следующие виды цивилизации и соответствующих им типов гос-ва: 1) восточные, западные и смешанные (промежуточные); 2) древние, средневековые и современные; 3) крестьянские, промышленные и научно-технические; 4) доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; 5) локальные, особенные и современные. Рассматривая данный вариант типологии, следует отметить два момента. Во-первых, здесь не выделяется то главное, что характеризует гос-во, - принадлежность политической власти. Во-вторых, это недостаточная разработанность такой типологии, о чем свидетельствует множественность оснований для выделения самих цивилизаций и соответственно типов гос-ва. Более надежной представляется типология, основанная на характере властеотношений, т.е. сути власти, ее классовой (социальной) принадлежности, которая к тому же дает четкое и последовательное выделение типов гос-ва и их смены в процессе исторического развития человечества. Цивилизационный же подход может служить своего рода дополнением этой типологии. Именно такой подход к классификации гос-в применялся в нашей науке, причем в его основе лежало понятие исторического типа гос-ва. Исторический тип гос-ва – это совокупность основных, важнейших черт гос-ва определенной общественно-экономической формации, выражающих его сущность и социальное назначение (а также совокупность гос-в, относящихся к одной общественно-экономической формации и имеющих единую сущность. Существенным недостатком такой типологии в прошлом была узкая трактовка классового подхода, игнорирование общесоциальной роли гос-ва. Тем не менее был получен ряд ценных для теории результатов: 1) установлена зависимость типа гос-ва, классовой принадлежности власти от экономики, способа производства, от характера общественно-экономической формации; 2) были объединены в одни классификационные группы гос-ва, имеющие единый – по отражению классовых интересов – характер власти; 3) появилась возможность выявлять общее и особенное в организации, целеполагании, функционировании и развитии гос-в, входящих в указанные типы; 4) были выявлены закономерности смены одного типа гос-ва другим – соответственно сменам общественно-экономических формаций: вслед за рабовладельческим приходит феодальное гос-во, а его сменяет буржуазное.

12. Понятие и виды форм права. Источники права. Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Источники права – специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм. Различаются следующие основные формы (источники права): правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт. Правовым обычаем называется санкционированное гос-вом правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юрид.делу, которому гос-во придает общеобязательное значение. Различаются судебный и административный прецедент. Суть юрид.прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение гос-венного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее метсо. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются гос-вом. К нормативно-прав.актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнит.власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

Читайте также: