Право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественной жизни что является

Обновлено: 15.05.2024

2) При­зна­ки права: а) уста­нав­ли­ва­ет­ся государством; б) пись­мен­ная форма; в) обес­пе­чи­ва­ет­ся ме­ха­низ­мом юри­ди­че­ской ответственности.

3) От­ли­чия права от дру­гих видов со­ци­аль­ных норм.

4)Структура си­сте­мы права: а) от­рас­ли права; б) ин­сти­ту­ты права; в) нормы права

5) Ис­точ­ни­ки права: а) пра­во­вой обычай; б) юри­ди­че­ский прецедент; в) нор­ма­тив­ный пра­во­вой акт

1) Право:

  • определение;
  • признаки;
  • функции;
  • право в системе социальных норм.

Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

  • система правовых (юридических) норм;
  • официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации;
  • совокупность всех правовых явлений, т. е. правовая система;
  • совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, мудрость Бога.

Признаки права:

Это совокупность основных черт права, придающих ему характер специфической системы нормативного регулирования.

формально определенных правилповедения, установленных или санкционированных

Праву присущи такие признаки, как:

  • Системность, означает, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Таким образом, обеспечивается закрепление и охрана регулируемых отношений.
  • Нормативность права, означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы и характеризуются повторяемостью и всеобщностью. Нормативность означает, что право представлено нормами ― правилами поведения, определяющими права и обязанности участников регулируемых отношений, их ответственность.
  • Государственная обеспеченность, означающая, что создание, реализация, охрана права неразрывно связана с государственной деятельностью.
  • Формальная определенность, означающая, что принципы и предписания права характеризуются определенностью, т. е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного содержания и т. д.).
  • Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует, т. е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях.
  • Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права.

Функции права:

  • Культурно-историческая— право аккумулирует в себе все духовные ценности и достижения народа, общества, передает их из одного поколения в другое.
  • Воспитательная— право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений правовой защиты и наказания.
  • Социальногоконтроля — право определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношениях, используя при этом меры стимулирования и ограничения.
  • Регулятивная— право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отношений, упорядочение связей между людьми.
  • Охранительная— право защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия на них со стороны, которое может пагубно отразиться на всем ходе общественного развития.

Теории происхождения права:

Законы существуют вечно, ибо являются божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше.

С рождения человек от природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить или изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей.

Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.

Право связано с государством и зависит от социально-экономических факторов общества.

2) Источники права:

Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте, который и становится обязательным для исполнения.

Источник (форма) права — это внешние официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

Виды источников права:

  • Правовойобычай(обычноеправо) — нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании людей обязательное значение. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства в качестве источника права, например: законы Ману, Русская Правда и Салическая правда.
  • Судебный(юридический)прецедент — правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел. Был распространен в эпоху Средневековья, постепенно теряет свое значение в Новое время, играет в наши дни главную роль лишь в Великобритании и англоязычных странах.
  • Правоваядоктрина — изложение правовых принципов, правоположений представителями власти, юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение. В настоящее время это относится к мусульманскому праву.
  • Священныекниги — сакральные тексты, излагающие религиозные нормы, которым государством придан общеобязательный статус, например: Библия, Коран и др.
  • Нормативныйправовойакт — официальный письменный документ, который содержит нормы права, например: конституция государства, иные законы, система подзаконных актов (постановления правительства, приказы и инструкции министерств, ведомств, решения местных органов власти), содержащие нормы поведения, общие правила.

В самом общем виде иерархическую систему нормативных правовых актов России можно представить следующим образом:

Основные признаки нормативного правового акта:

  • Издается компетентными органами государства.
  • Обладает юридической силой, обеспечивается государством.
  • Имеет вид письменного документа.
  • Носит легитимный характер.
  • Содержит нормы права.
  • Характеризуется не конкретностью адресата, т. е. отсутствием индивидуально-определенного адресата.

Знаете ли Вы, что особую группу в этой системе образуют:

Нормативные правовые акты могут быть классифицированы по различным основаниям на отдельные виды.

Закон — это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:

  • Конституция— основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственное устройство, учреждающий органы государственной власти (Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., конституции республик в составе РФ).
  • Федеральныеконституционныезаконы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (федеральные конституционные законы о Конституционном суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т. п.).
  • Федеральныезаконы (текущие или обычные) — акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и т. п.).
  • ЗаконысубъектовФедерации — издаются представительными органами субъектов Федерации и распространяются только на соответствующую территорию (закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т. п.).

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. Подзаконные акты имеют важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Виды подзаконных актов:

  • Указы Президента РФ — обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место.
  • Постановления Правительства РФ — обязательны к исполнению на территории РФ. Могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.
  • Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти — принимаются на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ; регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.
  • Решения и постановления местных органов государственной власти — принимаются, например, областными представительными, законодательными структурами.
  • Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления — принимаются, например, главами областных администраций, губернаторами и др.
  • Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов — принимаются в пределах компетенции муниципальных органов власти и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.
  • Локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

3) Деление права:

Основное деление права.

Деление права по отношению к государству

Деление права по виду регулируемых отношений.

Деление права на публичное и частное сложилось в юридической науке и практике давно, его проводили еще римские юристы. Публичное право — это область государственных дел (отношения граждан и государства), а частное право — сфера частных дел (отношения между гражданами).

Линии сравнения Публичное право Частное право
1. Интересы Общественные, государственные Личные
2. Предмет правового регулирования Неимущественные отношения Имущественные и неимущественные отношения
3. Метод правового регулирования Соподчиненность и координация действий участников правовых отношений. Императивный (субординационный) метод: вертикально-властная связь между субъектами общественных отношений Соподчиненность и координация действий участников правовых отношений. Диспозиционный (координационный) метод: горизонтальные связи равных субъектов общественных отношений
4. Состав участников Государственные органы власти; частные лица и государство Частные лица (физические и юридические)
5. Состав отраслей права Конституционное, административное, уголовное, финансовое право, процессуальные отрасли и т. д. Гражданское, предпринимательское, трудовое, семейное право и т. д.
6. Сущность Нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления Упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц

Материальное и процессуальное право:

Материальное право — совокупность норм системы права, непосредственно регулирующих общественные отношения и совокупность отраслей права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

Термин материальное право используется в юриспруденции в качестве понятия, обозначающего такие правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования.

Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, устанавливают правовой статус, основания и пределы юридической ответственности и т. д.

К отраслям материального права относятся:

  • конституционное право;
  • административное право;
  • финансовое право;
  • предпринимательское право;
  • гражданское право;
  • жилищное право;
  • семейное право;
  • экологическое право;
  • трудовое право;
  • уголовное право.

Знаете ли Вы, что…

Процессуальное право — это часть норм правовой системы, регулирующая отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских и арбитражных дел. Существуют три основные формы судебного процесса: гражданский, арбитражный и уголовный.

4) Право в системе социальных норм:

Право, являясь регулятором общественных отношений, тем не менее, занимает свое, особое место в системе социальныхнорм, обладая набором отличительных черт.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ответы. Проверочная работа по темам: Понятие социальной нормы. Источники права. НПА. Правоотношения. Правонарушения.

Перечислите виды социальных норм:

А) морали; Б) обычаев; В) этикета; Г) корпоративные; Д) религиозные; Е) правовые.

2 . Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

Наименование отрасли

Её сущность

Регулирует имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения

ОТВЕТ: гражданское право.

3. В декабре 2001 г. Государственной Думой был принят и Советом Федерации одобрен Кодекс РФ об административных правонарушениях, включающий нормы о рассмотрении административных правонарушений и назначении административных наказаний, обладающий юридической силой. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного документа и запишите цифры, под которыми они указаны.

федеральный конституционный закон

нормативный правовой акт

акт органов исполнительной власти

ОТВЕТ: 3, 4, 6.

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:

1) экологическое право; 2) материальное право; 3) трудовое право; 4) конституционное право; 5) семейное право.

ОТВЕТ: 2.

ОТВЕТ: гражданского права.

6 . Под структурой правовой нормы понимается:

А) правило поведения, которому должны следовать участники общественных отношений;

Б) обстоятельства, при наличии которых норма будет действо­вать;

Г) ее характерное внутреннее строение.

7. Определите вид перечисленных ниже юридических фактов:

увольнение с работы;

заключение договора купли-продажи квартиры;

затопление дома при наводнении;

вступление в брак;

нарушение правил дорожного движения;

наступление пенсионного возраста;

вынесение приговора судом.

8 . Определите вид социальных норм, которые описаны ниже:

А) весной перед выгоном скотины в поле хозяева обходят свой двор с образом и ладаном, завершая это действо угощение пастухов;

Б) при знакомстве младшие всегда должны первыми представляться старшим. Женщина, вне зависимости от возраста, первой не представляется мужчине (правда, возможны и исключения, например, если эта женщина – студентка, а мужчина – пожилой профессор);

В) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях;

Г) распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключение организаций торговли общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, -

Влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

9. Продолжите определение: «Правонарушение – это противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица, влекущее за собой юридическую ответственность.

10. Как называется право, принадлежащее конкретному лицу:
А) субъективное право;
Б) объективное право;
В) позитивное право.
11. У каких субъектов права одновременно возникает правоспособность и дееспособность:
А) у юридических лиц;
Б) у физических лиц;
В) у физических лиц с достижением совершеннолетия.
12. Перечислите элементы состава правонарушения:

В) субъективная сторона;

Г) объективная сторона.

13 . Федеральный закон вступает в силу:

А) не ранее его официального опубликования;

Б) может вступать в силу как до, так и после официального опубликования;
В) до его официального опубликования;

Г) все ответы верны;

Д) правильный ответ отсутствует.

14 . Что из перечисленного ниже правильно характеризует связь между Конституцией и другими нормативными актами:

А) Конституция принимается в соответствии с другими нормативными актами;

Б) нормы Конституции равны по значению нормам других нормативных актов;

В) все нормативные акты принимаются в соответствии с Конституцией;

Г) нормативные акты принимаются без согласования с положениями Конституции.

15 . К признакам права не относятся:

А) официальная форма правовых норм;

Б) охрана норм государством;

В) поддержка обществом правовых норм;

Г) обязательность норм для населения государства.

17. Для участия в правоотношениях любому субъекту необходимы:
А) правоспособность, дееспособность, деликтоспособность;

Б) только деликтоспособность;

В) только дееспособность;

Г) только правоспособность.

18 . Психическое отношение лица к совершенному им деянию, включающее в себя мотивационную, интеллектуальную и волевую стороны психических процессов, относится к понятию ________преступления.
А) состав;

В) субъективная сторона;

19. Правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы, называются:
А) корпоративными нормами;

Б) принципами права;

В) нормами права;

Г) договорными нормами.

20. Виновно совершенное общественно опасное деяние, которое запрещено Уголовным кодексом под угрозой наказания, относится к понятию:

А) преступление;

21. Гражданская правоспособность возникает с::

А) со смертью лица;

Б) с момента рождения;

Проверочная работа по темам: Понятие социальной нормы. Источники права. НПА. Правоотношения. Правонарушения.

1. Элементом структуры нормы права не является:

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:

1) правовая доктрина; 2) судебный прецедент; 3) нормативный правовой акт; 4) источник права; 5) правовой обычай.

ОТВЕТ: 4.

3 .На протяжении всей истории право играет значительную роль в жизни общества, выполняя соответствующие функции. Укажите соответствие наименования функции и ее сущности.

Её сущность

А. Право определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ограничения.

Б. Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отношений, упорядочение связей между людьми.

В. Право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений, правовой защиты и наказания.

Г. Право защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия на них со стороны, которое может пагубно отразиться на всём ходе общественного развития.

Д. Право аккумулирует в себе все духовные ценности и достижения народа, общества, передаёт их из одного поколения в другое.

5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:

1) нормы обычаев; 2) нормы этикета; 3) нормы морали; 4) социальные нормы; 5) нормы права.

ОТВЕТ: 4.

6 . Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

Наименование отрасли

Её сущность

отрасль права, регулирующая трудовые правоотношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха.

Ответ: трудовое право.

7. Основаниями юридической ответственности являются:

А) факт совершения правонарушения, т.е. виновного деяния, совершенного деликтоспособным субъектом;

Б) принятие властного акта компетентным правоохранительным органом (судом, полицией, государственной инспекцией), осуждающего правонарушителя, накладывающего на него меры наказания;

В) норма права, запрещающая определенное деяние и предусматривающая применение санкций за его совершение;

Г) правильный ответ отсутствует;

Д) верны ответы А, Б, В.

8. По общему правилу закон в Российской Федерации:

А) имеет обратную силу, т.е. действует и на те факты, события, отношения, которые имели место до вступления закона в силу;

Б) вопрос об обратной силе закона решается Государственной думой в каждом конкретном случае;

В) не имеет обратной силы, т.е. не действует на те факты, события, отношения, которые имели место до вступления закона в силу;

Г) правильный ответ отсутствует.

9. Гражданин П., находясь в затруднительном финансовом положении, решил возвратить взятые в долг у гражданина К. деньги по частям, что не было предусмотрено долговым обязательством. Желая получить всю сумму сразу, гражданин К. обратился в суд. Статьи, какого кодекса станут основанием для рассмотрения дела в суде?

А) Гражданского;

10. Гражданское право — это отрасль права, которая:

А) регулирует общественные отношения, возникающие в деятельности государственного управления;

Б) определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для общественных отношений;

В) регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные имущественные отношения;

Г) регулирует основы социально-экономического, политического, территориального устройства.

12. Правотворчество — это деятельность по:

А) подготовке правовых актов;

Б) изданию правовых актов;

В) совершенствованию правовых актов;

Г) все вышеперечисленное.

13. К нормативно-правовым актам не относится:

А) приказ министра;

Г) указ президента.

14. Правомерное поведение — это:

А) совокупность взглядов, установок, целостных ориентаций, выражающих отношение отдельных людей и социальных групп к праву;

Б) правовое воспитание, формирующее правовые установки, отношения, мотивы деятельности в сфере, регулируемой правом;

В) законопослушное поведение, соответствующих нормам права;

Г) система идеальных элементов, относящихся к сфере действия права.

16. Полная дееспособность наступает по достижении ______возраста.

Б) восемнадцатилетнего;

17. Общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и санкционированное государством, обеспечиваемое возможностью государственного принуждения и являющееся регулятором общественных отношений, называется:

А) нормой обычаев;

Б) нормой права;

В) нормой морали;

Г) религиозной нормой.

18. Назовите форму вины:

19. Лицо (организация), совершившее правонарушение – это:

А) субъективная сторона правонарушения;

Б) объективная сторона правонарушения;

В) субъект правонарушения;

Г) объект правонарушения.

20. Действие НПА в пространстве определяется:

А) сроком действия НПА;

Б) кругом лиц, на которых НПА распространяет свое действие;

В) лицами, которым он адресован;

Г) территорией, на которую распространяются его предписания.

21. Содержание и объем дееспособности физического лица зависит от:

А) имущественного положения лица;

Б) возраста лица;

Г) политических убеждений.

Проверочная работа по темам: Понятие социальной нормы. Источники права. НПА. Правоотношения. Правонарушения.

1. Перечислите виды социальных норм:

2 . Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

Наименование отрасли

Её сущность

Регулирует имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения

ОТВЕТ: __________________.

3. В декабре 2001 г. Государственной Думой был принят и Советом Федерации одобрен Кодекс РФ об административных правонарушениях, включающий нормы о рассмотрении административных правонарушений и назначении административных наказаний, обладающий юридической силой. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного документа и запишите цифры, под которыми они указаны.

федеральный конституционный закон

нормативный правовой акт

акт органов исполнительной власти

ОТВЕТ: ______.

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:

1) экологическое право; 2) материальное право; 3) трудовое право; 4) конституционное право; 5) семейное право.

ОТВЕТ: ____.

ОТВЕТ: _____________.

6 . Под структурой правовой нормы понимается:

А) правило поведения, которому должны следовать участники общественных отношений;

Б) обстоятельства, при наличии которых норма будет действо­вать;

Г) ее характерное внутреннее строение.

7. Определите вид перечисленных ниже юридических фактов:

увольнение с работы;

заключение договора купли-продажи квартиры;

затопление дома при наводнении;

вступление в брак;

нарушение правил дорожного движения;

наступление пенсионного возраста;

вынесение приговора судом.

8 . Определите вид социальных норм, которые описаны ниже:

А) весной перед выгоном скотины в поле хозяева обходят свой двор с образом и ладаном, завершая это действо угощение пастухов;

Б) при знакомстве младшие всегда должны первыми представляться старшим. Женщина, вне зависимости от возраста, первой не представляется мужчине (правда, возможны и исключения, например, если эта женщина – студентка, а мужчина – пожилой профессор);

В) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях;

Г) распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключение организаций торговли общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, -

Влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

10. Как называется право, принадлежащее конкретному лицу:
А) субъективное право;
Б) объективное право;
В) позитивное право.
11. У каких субъектов права одновременно возникает правоспособность и дееспособность:
А) у юридических лиц;
Б) у физических лиц;
В) у физических лиц с достижением совершеннолетия.
12. Перечислите элементы состава правонарушения:

13 . Федеральный закон вступает в силу:

А) не ранее его официального опубликования;

Б) может вступать в силу как до, так и после официального опубликования;
В) до его официального опубликования;

Г) все ответы верны;

Д) правильный ответ отсутствует.

14 . Что из перечисленного ниже правильно характеризует связь между Конституцией и другими нормативными актами:

А) Конституция принимается в соответствии с другими нормативными актами;

Б) нормы Конституции равны по значению нормам других нормативных актов;

В) все нормативные акты принимаются в соответствии с Конституцией;

Г) нормативные акты принимаются без согласования с положениями Конституции.

15 . К признакам права не относятся:

А) официальная форма правовых норм;

Б) охрана норм государством;

В) поддержка обществом правовых норм;

Г) обязательность норм для населения государства.

17. Для участия в правоотношениях любому субъекту необходимы:
А) правоспособность, дееспособность, деликтоспособность;

Б) только деликтоспособность;

В) только дееспособность;

Г) только правоспособность.

18 . Психическое отношение лица к совершенному им деянию, включающее в себя мотивационную, интеллектуальную и волевую стороны психических процессов, относится к понятию ________преступления.
А) состав;

В) субъективная сторона;

19. Правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы, называются:
А) корпоративными нормами;

Б) принципами права;

В) нормами права;

Г) договорными нормами.

20. Виновно совершенное общественно опасное деяние, которое запрещено Уголовным кодексом под угрозой наказания, относится к понятию:

наиболее полно в поощрениях и наказаниях. Далеко не случайно слово "стимул" в словарях толкуется подчас как поощрение, а понятие "поощрение" употребляется в паре со словом "наказание".

Чертами поощрения и наказания, характеризующими их как правовые явления, являются:

1) правовые средства воздействия, субъекты права;

2) наличие определенных процедур их применения, и они заранее определены в законах;

3) обеспечение мерами принуждения;

4) наличие фактора обеспечения претворения в жизнь других поощрений;

5) наступление поощрения и наказания как необходимое определение субъективной стороны.

Классификация правовых стимулов и ограничений осуществляется в зависимости от:

1) принадлежности к конкретной отрасли права;

2) объема (полные и частичные);

3) времени действия (постоянные и временные);

4) содержания (материально-правовые и морально-правовые).

Правовые стимулы рассматриваются вместе с правовыми ограничениями, поскольку они выступают в качестве парных юридических категорий, которые внутренне диалектически связаны и взаимообеспечивают друг друга в процессе правового регулирования.

Подводя итог, необходимо сказать, что правовые стимулы и правовые ограничения, воздействуя на сознание субъектов определенным образом, сочетаются друг с другом.

90. Понятие, признаки и функции правовых льгот

Льготы представляют собой идеи справедливости и равенства в условиях правового государства, выступающие специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ, предоставляя определенные преимущества субъектам права.

Льготы – это предоставление определенному лицу преимуществ по сравнению с другими лицами, участвующими в правоотношениях аналогичного характера, частично или полностью освобождающие от выполнения установленных законом обязанностей либо облегчающие выполнение возложенных обязанностей.

Льготы – это социальная мера, в которой проявляется общественная ценность, под которой подразумевается определенное законодателем облегчение положения субъекта, позволяющее ему преимущественно полно и эффективно с наибольшей скоростью удовлетворить интересы, определенные возникшим правоотношением, и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Льготы – это правовая категория, присущая специально правовому статусу лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера, особое право, дополняющее имеющиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу.

Отличительными признаками правовых льгот является то, что они :

1) сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим. Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы;

2) представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни;

3) выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Правовую льготу не следует отождествлять с таким внешне похожим на нее феноменом, как привилегия. Их объединяет то, что оба средства – исключения из общих правил, позволяющие улучшать положение субъектов.

Льготы – это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав и свобод граждан при осуществлении ими предоставленными законом прав.

Цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.

Правовые льготы выполняют компенсационную и стимулирующую функции.

Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин.

Стимулирующая функция заключается в способности побуждать к отдельным видам общественно полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица.

Подобную функцию льготы выполняют наряду с такими юридическими средствами, как дозволения, поощрения. Стимулирующая сила у льгот больше, чем у дозволений, ибо льгота – дополнительная возможность, преимущество.

91. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ПРАВОВЫХ ПООЩРЕНИЙ. ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ САНКЦИИ

Проблема поощрительных санкций в литературе оценивается неоднозначно. В науке имеются сторонники и противники использования данного термина, однако, по мнению многих теоретиков правовой науки, понятие поощрительной санкции в целом достаточно адекватно отражает реальную действительность и имеет право на существование, что все больше поддерживается и представителями других наук.

Правовое поощрение является формой и мерой юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

Правовое поощрение неразрывно связано с заслуженным поведением (заслуга – это общепризнанная полезность чьих-либо поступков, деятельности); сопряжено с сугубо добровольным поступком. Кроме того, оно стимулирует позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства, а также сочетает различные интересы, удовлетворяя стороны благоприятными последствиями.

Правовые поощрения выполняют следующие функции:

1) социального контроля, поощрения (координируют ту или иную деятельность лиц);

2) мотивационную (поощрение побуждает к совершению социально ценных действий);

3) коммуникативную , которая заключается в содержании определенной юридической информации, конкретных сведениях, поступающих от субъекта управления к объекту и служащих способом связи между ними;

4) оценивающую , которая сводится к тому, что управляющий орган дает официальную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его;

5) гарантирующую , создающую благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка,

обеспечивающую реализацию других юридических средств (прежде всего обязанностей);

6) распределительную , которая состоит в том, что право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов;

7) воспитательную (поощрение, создавая у человека за заслуженное поведение положительный психологический настрой и вызывая чувство удовлетворения, показывает образец добросовестной деятельности, вдохновляет людей к проявлению инициативы, к творчеству).

Поощрительная санкция – это мера воздействия, важнейшее средство социального контроля позитивного характера, стимулирующая поведение субъекта правоотношения.

Поощрительная санкция выражает реакцию общества на определенные факты, направленную на стимулирование, поощрение желательного, одобряемого поведения.

Поощрительные санкции выражают одобрение тщательному выполнению норм и призваны стимулировать правомерное поведение.

Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества.

Поощрительные меры совместно с мерами принуждения обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции состоит в гарантировании тех социальных целей, ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно.

Поощрительные санкции способствуют дальнейшему развитию правоотношений и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения стимулов в праве, средств, и более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.

наиболее полно в поощрениях и наказаниях. Далеко не случайно слово "стимул" в словарях толкуется подчас как поощрение, а понятие "поощрение" употребляется в паре со словом "наказание".

Чертами поощрения и наказания, характеризующими их как правовые явления, являются:

1) правовые средства воздействия, субъекты права;

2) наличие определенных процедур их применения, и они заранее определены в законах;

3) обеспечение мерами принуждения;

4) наличие фактора обеспечения претворения в жизнь других поощрений;

5) наступление поощрения и наказания как необходимое определение субъективной стороны.

Классификация правовых стимулов и ограничений осуществляется в зависимости от:

1) принадлежности к конкретной отрасли права;

2) объема (полные и частичные);

3) времени действия (постоянные и временные);

4) содержания (материально-правовые и морально-правовые).

Правовые стимулы рассматриваются вместе с правовыми ограничениями, поскольку они выступают в качестве парных юридических категорий, которые внутренне диалектически связаны и взаимообеспечивают друг друга в процессе правового регулирования.

Подводя итог, необходимо сказать, что правовые стимулы и правовые ограничения, воздействуя на сознание субъектов определенным образом, сочетаются друг с другом.

90. Понятие, признаки и функции правовых льгот

Льготы представляют собой идеи справедливости и равенства в условиях правового государства, выступающие специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ, предоставляя определенные преимущества субъектам права.

Льготы – это предоставление определенному лицу преимуществ по сравнению с другими лицами, участвующими в правоотношениях аналогичного характера, частично или полностью освобождающие от выполнения установленных законом обязанностей либо облегчающие выполнение возложенных обязанностей.

Льготы – это социальная мера, в которой проявляется общественная ценность, под которой подразумевается определенное законодателем облегчение положения субъекта, позволяющее ему преимущественно полно и эффективно с наибольшей скоростью удовлетворить интересы, определенные возникшим правоотношением, и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Льготы – это правовая категория, присущая специально правовому статусу лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера, особое право, дополняющее имеющиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу.

Отличительными признаками правовых льгот является то, что они :

1) сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим. Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы;

2) представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни;

3) выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Правовую льготу не следует отождествлять с таким внешне похожим на нее феноменом, как привилегия. Их объединяет то, что оба средства – исключения из общих правил, позволяющие улучшать положение субъектов.

Льготы – это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав и свобод граждан при осуществлении ими предоставленными законом прав.

Цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.

Правовые льготы выполняют компенсационную и стимулирующую функции.

Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин.

Стимулирующая функция заключается в способности побуждать к отдельным видам общественно полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица.

Подобную функцию льготы выполняют наряду с такими юридическими средствами, как дозволения, поощрения. Стимулирующая сила у льгот больше, чем у дозволений, ибо льгота – дополнительная возможность, преимущество.

91. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ПРАВОВЫХ ПООЩРЕНИЙ. ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ САНКЦИИ

Проблема поощрительных санкций в литературе оценивается неоднозначно. В науке имеются сторонники и противники использования данного термина, однако, по мнению многих теоретиков правовой науки, понятие поощрительной санкции в целом достаточно адекватно отражает реальную действительность и имеет право на существование, что все больше поддерживается и представителями других наук.

Правовое поощрение является формой и мерой юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

Правовое поощрение неразрывно связано с заслуженным поведением (заслуга – это общепризнанная полезность чьих-либо поступков, деятельности); сопряжено с сугубо добровольным поступком. Кроме того, оно стимулирует позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства, а также сочетает различные интересы, удовлетворяя стороны благоприятными последствиями.

Правовые поощрения выполняют следующие функции:

1) социального контроля, поощрения (координируют ту или иную деятельность лиц);

2) мотивационную (поощрение побуждает к совершению социально ценных действий);

3) коммуникативную , которая заключается в содержании определенной юридической информации, конкретных сведениях, поступающих от субъекта управления к объекту и служащих способом связи между ними;

4) оценивающую , которая сводится к тому, что управляющий орган дает официальную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его;

5) гарантирующую , создающую благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка,

обеспечивающую реализацию других юридических средств (прежде всего обязанностей);

6) распределительную , которая состоит в том, что право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов;

7) воспитательную (поощрение, создавая у человека за заслуженное поведение положительный психологический настрой и вызывая чувство удовлетворения, показывает образец добросовестной деятельности, вдохновляет людей к проявлению инициативы, к творчеству).

Поощрительная санкция – это мера воздействия, важнейшее средство социального контроля позитивного характера, стимулирующая поведение субъекта правоотношения.

Поощрительная санкция выражает реакцию общества на определенные факты, направленную на стимулирование, поощрение желательного, одобряемого поведения.

Поощрительные санкции выражают одобрение тщательному выполнению норм и призваны стимулировать правомерное поведение.

Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества.

Поощрительные меры совместно с мерами принуждения обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции состоит в гарантировании тех социальных целей, ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно.

Поощрительные санкции способствуют дальнейшему развитию правоотношений и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения стимулов в праве, средств, и более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.

Читайте также: