Чем достигается обеспечение условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей

Обновлено: 02.07.2024

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И СТАЖИРОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ

Заместитель Министра автомобильного транспорта РСФСР А.С.Пантелеев 20 января 1986 г.

Начальник Управления Главного ревизора по безопасности движения И.И.Талицкий 14 января 1986 г.

Начальник Технического управления, к.т.н. А.М.Пешков 27 декабря 1985 г.

Директор НИИАТ, к.т.н. Г.И.Кузнецов 19 декабря 1985 г.

РАЗРАБОТАН: Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Корнеев А.И. (руководитель темы), Белов П.П., Грибков В.П., Донченко В.В., Пинт А.А.

Разработан на основе письма Минавтотранса РСФСР N CB-13/76 от 07.04.80 "О вводе в действие учебного плана и программы ежегодных занятий с водителями в автотранспортных предприятиях Министерства", циркулярного письма N 82-ц от 13.09.83 "О внедрении специальных программ и методических рекомендаций НИИАТа по совершенствованию профессионального мастерства водителей автомобилей", циркулярного письма Минавтотранса РСФСР N 173-ц от 13.06.68, приказа Минавтотранса РСФСР N 32 от 18.01.67, Положения о стажировке водителей-выпускников учкомбинатов и автошкол в автохозяйствах Минавтошосдора РСФСР, утвержденного Минавтошосдором от 12.05.67.

Работа выполнена в соответствии с комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

1.2. Требования настоящего РД выполняются работниками отделов кадров, служб безопасности движения;главным инженером и диспетчером.

2. Повышение профессионального мастерства водителей

2.1. Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется на занятиях, проводимых по плану и программе ежегодных занятий с водителями в предприятиях, введенных в действие письмом Минавтотранса РСФСР N СВ-13/76 от 7.04.80, а также по программам методик совершенствования профессионального мастерства водителей различных транспортных средств, введенных в действие циркулярным письмом N 82-ц от 13.09.83 Минавтотранса РСФСР.

2.2. Территориальным управлениям и предприятиям необходимо иметь план (график) проведения занятий с водителями по повышению их мастерства как с отрывом (40-часовая программа), так и без отрыва (40-часовая программа) от производства, определить в них круг лиц, ответственных за организацию и проведение этапов занятий.

2.3. Для проведения занятий привлекаются наиболее опытные инженерно-технические работники предприятий, инженеры по безопасности движения, водители-наставники и водители-инструкторы.

2.4. Принятие зачетов по окончании ежегодной учебы водителей производится комиссией, назначаемой приказом по предприятию, с оформлением на каждую группу соответствующих протоколов, которые затем хранятся в отделе кадров предприятия.

2.5. По окончании обучения водителей по совершенствованию их профессионального мастерства выдавать свидетельства в установленной форме согласно приложению 1.

2.6. Ответственность за организацию и качество проведения занятий с водителями по повышению их профессионального мастерства возлагается на главных инженеров предприятий и объединений.

2.7. Республиканским объединениям и Главным управлениям автомобильного транспорта необходимо организовать контроль и учет (через отдел кадров) обучения водителей по указанным программам.

2.8. Ежегодные занятия с водителями в предприятиях проводятся в течение 40 часов без отрыва от производства. В течение года обучение по программе этих занятий должен пройти весь численный состав водителей предприятия.

2.9. Занятия по методикам НИИАТ предусматривают проведение комплекса мероприятий, включая теоретическую, тренажерную и автодромную подготовку водителей.

2.10. Обучение водителей автобусов по указанным методикам проводить один раз в три года, грузовых автомобилей и легковых таксомоторов - один раз в пять лет.

2.11. При организации мероприятий по повышению профессионального мастерства с отрывом от производства за период занятий водителям выплачивать тарифную ставку по соответствующему типу и марке автомобиля.

2.12. В первую очередь к обучению по программе НИИАТ привлекать всех водителей, вновь принятых на работу в предприятие (в счет времени, отведенного на их стажировку); водителей, совершивших дорожно-транспортное происшествие, привлекать к обучению дополнительно. После отпуска или месячного перерыва в работе по другим причинам водители обязаны сдавать тестовые контрольные нормативы для получения зачета; сдача зачета оформляется протоколом.

3. Стажировка водителей

3.1. Целью стажировки является адаптация водителя к условиям работы на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление и совершенствование комплекса их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.

3.2. Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен.

3.3. Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

3.4. Стажирование должно осуществляться в предприятии под руководством опытных водителей-наставников. Водитель закрепляется за водителем-наставником, как правило, на весь срок стажировки.

3.5. Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, такси и грузового автомобиля - не менее 3 лет, не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, отмеченных просечками в талоне предупреждений, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебном комбинате и имеющих свидетельство на право стажирования водителей автобусов. Водители-наставники назначаются приказом по предприятию.

3.6. Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования (приложение 2).

3.7. За период стажировки водителям-наставникам выплачивается заработная плата из расчета тарифной ставки, предусмотренной для водителя автомобиля, на котором они проводят стажировку.

4. Стажировка водителей таксомоторов и грузовых автомобилей

4.1. Водители, впервые назначаемые для работы на легковых таксомоторах, проходят стажировку в течение трех дней, в том числе:

вождение легкового таксомотора без пассажиров под руководством водителя-наставника - 1 день;

вождение легкового таксомотора с пассажирами под руководством водителя-наставника - 2 дня.

4.2. Водители грузовых автомобилей, впервые назначаемые на работу, проходят стажировку сроком до 1 месяца (приказ Минавтотранса РСФСР N 32 от 18.01.67).

5. Стажировка водителей автобусов

5.1. Стажировка водителей автобусов включает предмаршрутную стажировку и стажировку на маршруте в условиях реального движения.

5.2. К выходу на маршрут для проведения маршрутной стажировки допускаются водители автобусов, прошедшие предрейсовый медицинский осмотр.

6. Категории лиц, которые должны проходить стажировку в качестве водителей автобуса, и ее продолжительность

6.1. К первой категории относятся лица, ранее не работавшие водителем, закончившие обучение в учебном комбинате, сдавшие экзамены в ГАИ и получившие удостоверение на право управления автобусом (категория "Д"). Для них продолжительность стажировки составляет:

61 час - предмаршрутная стажировка;

163 часа - маршрутная стажировка.

Всего - 224 часа.

6.2. Ко второй категории относятся водители, переподготовленные с категорий транспортных средств "В" и "С" на "Д". Продолжительность стажировки для них составляет:

30 час - предмаршрутная стажировка;

72 часа - маршрутная стажировка.

Всего - 102 часа.

6.3. К третьей категории относятся водители I и II класса, ранее не работавшие на автобусе. Продолжительность стажировки для них составляет:

18 часов - предмаршрутная стажировка;

32 часа - маршрутная стажировка.

Всего - 50 часов.

6.4. К четвертой категории относятся водители, имеющие право на управление автобусами, но не управлявшие ими более полугода. Продолжительность стажировки для них составляет:

8 часов - предмаршрутная стажировка;

16 часов - маршрутная стажировка.

6.5. К пятой категории относятся водители автобусов, имеющие перерыв в водительской деятельности более трех месяцев.* Продолжительность стажировки для них составляет:

8 часов - предмаршрутная стажировка;

24 часа - маршрутная стажировка.

* В случае работы водителя на горных маршрутах - более двух месяцев.

6.6. К шестой категории относятся водители автобусов, переведенные с одной марки автобуса на другую. Продолжительность стажировки для них составляет:

предмаршрутная стажировка не проводится;

32 часа - маршрутная стажировка.

6.7. К седьмой категории относятся водители автобусов, перешедшие для работы с одной категории маршрутов на другую**. Продолжительность стажировки для них приведена в табл.1.

20 часовая программа обучения водителей по бдд

На сегодняшний день 20 часовая программа обучения водителей по безопасности дорожного движения, с точки зрения закона, висит на волоске.

Я имею ввиду следующее. То как нам предъявляет требование надзорный орган (УГАДН), выглядит вообще не убедительно и даже очень спорно.

Ситуация по 20 часовой программе, а именно обучение водителей по РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.), находится на переломном моменте.

Как всегда, обо всем по порядку.

20 часовая программа обучения водителей. Позиция УГАДН

Логическая цепочка и правовая связка надзорного органа такая:

…юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения…

Вот такой набор выкатывает нам надзорный орган, когда приходит с надзорной проверкой и выписывает Предписание.

И самое интересное, я посмотрел судебную практику, и увидел, что чаще всего суды встают на сторону надзорного органа. И в мотивационной части суда зачастую нет глубокого анализа этих документов.

И есть судебная практика, где суд считает, что надзорные органы выписали предписание не законно. Например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда (Дело № А66-8046/2014)

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей . Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа. Анализируем нормативную базу

Итак, давайте будем теперь смотреть трезво на ту цепочку, которая, как вы сейчас поймете, висит на волоске.

1. Распоряжение Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118, которое вводило в действие учебный план и программу ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями, и на которое в судах ссылается надзорный орган (УГАДН), оказывается отменено еще в 2002 году.

Вот этот нормативный документ: Министерство Транспорта Российской Федерации Приказ от 16 октября 2002 года N 132.

Текст посмотреть можно: ЗДЕСЬ

20 часовая программа обучения водителей

То есть мы Распоряжение Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118, которое вводило в действие учебный план и программу ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями, вычеркиваем из своей текущей работы.

Но обращаю внимание на эту цитату:

…В соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 9.03.1995 N 27, утвердившего Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий по соответствующему учебному плану и программе с периодичностью не реже одного раза в год…

То есть периодичность устанавливает Приказ Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, который тоже утратил силу с 29 марта 2011 года.

20 часовая программа обучения водителей

3. О ежегодности проведения занятий с водителями говорит еще один нормативный документ на который ссылается УГАДН.

Но позвольте, давайте прочитаем пункт 1.1 Общего положения этого РД, цитирую:

…Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР…

Ну, во-первых, здесь нет ничего о легковых автомобилях. А во-вторых, и это главное, нет теперь такого Министерства. А если даже и предположить, что это нынешнее Министерство Транспорта РФ, то у Министерства нет предприятий.

И не забываем главное, что законную силу нормативному акту придает регистрация в Минюсте и официальное опубликование.

20-chasovaya-programma-obucheniya-voditelej

…юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения…

И когда мы берем судебную практику и официальные комментарии Министерства транспорта о том, что

…Рекомендательные документы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, РД-26127100-1070-01, могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству…

то мы понимаем, что надо сделать правильные выводы по 20 часовой программе обучения водителей.

То есть вывод такой — нормы из этих РД не должны противоречить действующему законодательству, и они могут (но не обязаны) применяться…

Поэтому я и говорю, что позиция надзорных органов в той связке, которую они представляют, держится на законодательном волоске.

В вопросе обучения по 20 часовой программе нужно просто правильно все прочитать и применить нормы которые будут не противоречить друг другу, а дополнять друг друга.

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей . Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа обучения. Повышение квалификации

К вопросу повышения квалификации водителей я зайду с другой стороны.

Напомню, что обучение по 20 часовой программе с водителями не что иное как повышение профессионального мастерства водителя.

Под мастерством мы понимаем умение управлять автомобилем и умение правильно оценивать дорожно-транспортные ситуации, применяя накопленный опыт.

И мы приблизились вплотную к такому понятию как профессиональная компетенция водителя.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при управлении транспортным средством.

И теперь, мы понимаем, что обучение по 20 часовой программе это не что иное как профессиональное обучение.

…4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня…

И мы понимаем, что нашим водителям может пригодиться профессиональное обучение в виде повышения квалификации. То есть необходимо

…совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации…

А теперь главный момент. По какой программе проводится профессиональное обучение в виде повышения квалификации водителей?

…Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации…

Программу профессионального обучения разрабатывает и утверждает образовательное учреждение. Так как профессионального стандарта по водителям пока не утверждено, то на основе профессиональных требований и разрабатывается такая программа.

И под это дело, как раз и стыкуется Учебно-тематический план РД-26127100-1070-01 (20 часовая программа обучения), основа которого не противоречит Квалификационным требованиям, а как раз отражает тематику этих требований.

Это значит, сам план и 20 программа обучения обучения водителей очень хорошо подходит для профессионального обучения в виде повышения квалификации.

Наряду с 20 часовой программой обучения водителей, могут быть разработаны и другие программы. Каждое образовательное учреждение может разработать свою программу (закон это не запрещает).

Главное, чтобы содержание программы соответствовало профессиональному стандарту или квалификационным требованиям.

И вы имеете право выбирать среди предложенных вам программ.

Но, реальная действительность сегодня такова, что тематика 20 часовой программы обучения устраивает всех: надзорные органы, образовательные учреждения и обучающихся.

Также, 20 часовая программа обучения водителей хороша и актуальна тогда, когда встает вопрос о том, кто может обучать.

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей . Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа обучения водителей. Кто может обучать

Напомню, мы ведем речь не просто о повышении квалификации в целом, а анализируем конкретную ситуацию с 20 часовой программой обучения, которая представляет собой один из вариантов повышения квалификации водителей.

Мне на глаза не попадалась судебная практика, где бы надзорный орган предписывал проводить обучение только в образовательных учреждениях.

Что по этому поводу говорят законы.

Снова Глава 9. Профессиональное обучение.

…Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц…

Давайте также обратимся к новому ГОСТ 12.0.004-2015 (Организация обучения безопасности труда).

20 часовая программа обучения водителей

Здесь есть две главы:

6. Особенности организации обучения безопасности труда непосредственно на работе

…6.2 Обучение безопасности труда проводится при всех формах и видах профессионального обучения работающих, особенно рабочих профессий, при переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на рабочих местах или в специально оборудованных помещениях (учебных местах) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб организатора обучения и при необходимости обучающих организаций…

7. Особенности организации обучения безопасности труда в обучающих организациях

…7.1 Повышение уровня знаний рабочих и младшего обслуживающего персонала, руководителей и специалистов, работодателей — индивидуальных предпринимателей, иных самозанятых лиц по вопросам безопасности труда осуществляют в обучающих организациях при всех формах повышения слушателями их профессиональной компетентности (повышения квалификации, профессионального обучения, профессиональной переподготовки), для чего в учебно-тематические планы и программы курсов обучения по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10% общего объема курса обучения…

А также мы знаем, что нормы РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.) могут применяться если не противоречат действующему законодательству.

Цитирую пояснительную записку к РД-26127100-1070-01:

…Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций.

Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, при проведении практических занятий — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий, по пяти разделам проводится общий итоговый зачет. Сведения об обучении заносятся в личное дело водителя…

Таким образом делаем вывод, что проводить обучение по 20 часовой программе, как профессиональное обучение в рамках повышения квалификации (совершенствования и/или получения новой компетенции), можно либо по месту работу с привлечением специалистов, либо в образовательном учреждении.

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей . Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа. Периодичность

ГОСТ 12.0.004-2015 (Организация обучения безопасности труда) на эту тему пишет так:

…7.3 Виды, периодичность, сроки и порядок обучения, а также форму контроля знаний по безопасности труда в системе повышения квалификации рабочих, руководителей и специалистов, иных лиц определяют в соответствии с установленным национальным законодательством порядком и (или) установившейся практикой…

Что же нам говорит национальное законодательство?

В статье 20 пункте 1, нет даже намека на сроки и периодичность.

О ежегодности мы можем прочитать в РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.).

Но там идет цитата о ежегодности из утратившего силу Приказа Минтранса РФ от 9.03.1995 N 27.

Но, как я написал выше, в этом РД речь идет о повышении мастерства водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Вроде не противоречит действующему законодательству. Но явно не про нас.

Пока дела обстоят именно так. А как вы думаете на этот счет? Жду от Вас комментарии. Комментарии можно оставить в самом низу страницы.

Комментарии можете оставлять внизу.

Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой e-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.

комментариев 28

Если вдуматься, то работодатель не оказывает услуг работнику. Потому что они действуют в рамках Трудового договора. А услуги оказываются в рамках гражданско-правового договора. То есть если работодатель обучает работника соседней организации, то рождается договор об оказании услуг, что автоматически подразумевает наличие лицензии.

Поэтому с одной стороны квалификационный экзамен после профессионального обучения проводить надо, но с другой сотороны нужен ли он, если вы водителю не устанавливаете после обучения ни разряда, ни класса, ни категории.

Поэтому не все так гладко как кажется надзорным органам, да и нам с вами. Еще раз спасибо за комментарий.

20 часовая программа обучения водителей по бдд

На сегодняшний день 20 часовая программа обучения водителей по безопасности дорожного движения, с точки зрения закона, висит на волоске.

Я имею ввиду следующее. То как нам предъявляет требование надзорный орган (УГАДН), выглядит вообще не убедительно и даже очень спорно.

Ситуация по 20 часовой программе, а именно обучение водителей по РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.), находится на переломном моменте.

Как всегда, обо всем по порядку.

20 часовая программа обучения водителей. Позиция УГАДН

Логическая цепочка и правовая связка надзорного органа такая:

…юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения…

Вот такой набор выкатывает нам надзорный орган, когда приходит с надзорной проверкой и выписывает Предписание.

И самое интересное, я посмотрел судебную практику, и увидел, что чаще всего суды встают на сторону надзорного органа. И в мотивационной части суда зачастую нет глубокого анализа этих документов.

И есть судебная практика, где суд считает, что надзорные органы выписали предписание не законно. Например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда (Дело № А66-8046/2014)

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей . Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа. Анализируем нормативную базу

Итак, давайте будем теперь смотреть трезво на ту цепочку, которая, как вы сейчас поймете, висит на волоске.

1. Распоряжение Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118, которое вводило в действие учебный план и программу ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями, и на которое в судах ссылается надзорный орган (УГАДН), оказывается отменено еще в 2002 году.

Вот этот нормативный документ: Министерство Транспорта Российской Федерации Приказ от 16 октября 2002 года N 132.

Текст посмотреть можно: ЗДЕСЬ

20 часовая программа обучения водителей

То есть мы Распоряжение Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118, которое вводило в действие учебный план и программу ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями, вычеркиваем из своей текущей работы.

Но обращаю внимание на эту цитату:

…В соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 9.03.1995 N 27, утвердившего Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий по соответствующему учебному плану и программе с периодичностью не реже одного раза в год…

То есть периодичность устанавливает Приказ Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, который тоже утратил силу с 29 марта 2011 года.

20 часовая программа обучения водителей

3. О ежегодности проведения занятий с водителями говорит еще один нормативный документ на который ссылается УГАДН.

Но позвольте, давайте прочитаем пункт 1.1 Общего положения этого РД, цитирую:

…Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР…

Ну, во-первых, здесь нет ничего о легковых автомобилях. А во-вторых, и это главное, нет теперь такого Министерства. А если даже и предположить, что это нынешнее Министерство Транспорта РФ, то у Министерства нет предприятий.

И не забываем главное, что законную силу нормативному акту придает регистрация в Минюсте и официальное опубликование.

20-chasovaya-programma-obucheniya-voditelej

…юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения…

И когда мы берем судебную практику и официальные комментарии Министерства транспорта о том, что

…Рекомендательные документы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, РД-26127100-1070-01, могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству…

то мы понимаем, что надо сделать правильные выводы по 20 часовой программе обучения водителей.

То есть вывод такой — нормы из этих РД не должны противоречить действующему законодательству, и они могут (но не обязаны) применяться…

Поэтому я и говорю, что позиция надзорных органов в той связке, которую они представляют, держится на законодательном волоске.

В вопросе обучения по 20 часовой программе нужно просто правильно все прочитать и применить нормы которые будут не противоречить друг другу, а дополнять друг друга.

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей . Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа обучения. Повышение квалификации

К вопросу повышения квалификации водителей я зайду с другой стороны.

Напомню, что обучение по 20 часовой программе с водителями не что иное как повышение профессионального мастерства водителя.

Под мастерством мы понимаем умение управлять автомобилем и умение правильно оценивать дорожно-транспортные ситуации, применяя накопленный опыт.

И мы приблизились вплотную к такому понятию как профессиональная компетенция водителя.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при управлении транспортным средством.

И теперь, мы понимаем, что обучение по 20 часовой программе это не что иное как профессиональное обучение.

…4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня…

И мы понимаем, что нашим водителям может пригодиться профессиональное обучение в виде повышения квалификации. То есть необходимо

…совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации…

А теперь главный момент. По какой программе проводится профессиональное обучение в виде повышения квалификации водителей?

…Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации…

Программу профессионального обучения разрабатывает и утверждает образовательное учреждение. Так как профессионального стандарта по водителям пока не утверждено, то на основе профессиональных требований и разрабатывается такая программа.

И под это дело, как раз и стыкуется Учебно-тематический план РД-26127100-1070-01 (20 часовая программа обучения), основа которого не противоречит Квалификационным требованиям, а как раз отражает тематику этих требований.

Это значит, сам план и 20 программа обучения обучения водителей очень хорошо подходит для профессионального обучения в виде повышения квалификации.

Наряду с 20 часовой программой обучения водителей, могут быть разработаны и другие программы. Каждое образовательное учреждение может разработать свою программу (закон это не запрещает).

Главное, чтобы содержание программы соответствовало профессиональному стандарту или квалификационным требованиям.

И вы имеете право выбирать среди предложенных вам программ.

Но, реальная действительность сегодня такова, что тематика 20 часовой программы обучения устраивает всех: надзорные органы, образовательные учреждения и обучающихся.

Также, 20 часовая программа обучения водителей хороша и актуальна тогда, когда встает вопрос о том, кто может обучать.

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей . Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа обучения водителей. Кто может обучать

Напомню, мы ведем речь не просто о повышении квалификации в целом, а анализируем конкретную ситуацию с 20 часовой программой обучения, которая представляет собой один из вариантов повышения квалификации водителей.

Мне на глаза не попадалась судебная практика, где бы надзорный орган предписывал проводить обучение только в образовательных учреждениях.

Что по этому поводу говорят законы.

Снова Глава 9. Профессиональное обучение.

…Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц…

Давайте также обратимся к новому ГОСТ 12.0.004-2015 (Организация обучения безопасности труда).

20 часовая программа обучения водителей

Здесь есть две главы:

6. Особенности организации обучения безопасности труда непосредственно на работе

…6.2 Обучение безопасности труда проводится при всех формах и видах профессионального обучения работающих, особенно рабочих профессий, при переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на рабочих местах или в специально оборудованных помещениях (учебных местах) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб организатора обучения и при необходимости обучающих организаций…

7. Особенности организации обучения безопасности труда в обучающих организациях

…7.1 Повышение уровня знаний рабочих и младшего обслуживающего персонала, руководителей и специалистов, работодателей — индивидуальных предпринимателей, иных самозанятых лиц по вопросам безопасности труда осуществляют в обучающих организациях при всех формах повышения слушателями их профессиональной компетентности (повышения квалификации, профессионального обучения, профессиональной переподготовки), для чего в учебно-тематические планы и программы курсов обучения по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10% общего объема курса обучения…

А также мы знаем, что нормы РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.) могут применяться если не противоречат действующему законодательству.

Цитирую пояснительную записку к РД-26127100-1070-01:

…Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций.

Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, при проведении практических занятий — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий, по пяти разделам проводится общий итоговый зачет. Сведения об обучении заносятся в личное дело водителя…

Таким образом делаем вывод, что проводить обучение по 20 часовой программе, как профессиональное обучение в рамках повышения квалификации (совершенствования и/или получения новой компетенции), можно либо по месту работу с привлечением специалистов, либо в образовательном учреждении.

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей . Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа. Периодичность

ГОСТ 12.0.004-2015 (Организация обучения безопасности труда) на эту тему пишет так:

…7.3 Виды, периодичность, сроки и порядок обучения, а также форму контроля знаний по безопасности труда в системе повышения квалификации рабочих, руководителей и специалистов, иных лиц определяют в соответствии с установленным национальным законодательством порядком и (или) установившейся практикой…

Что же нам говорит национальное законодательство?

В статье 20 пункте 1, нет даже намека на сроки и периодичность.

О ежегодности мы можем прочитать в РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.).

Но там идет цитата о ежегодности из утратившего силу Приказа Минтранса РФ от 9.03.1995 N 27.

Но, как я написал выше, в этом РД речь идет о повышении мастерства водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Вроде не противоречит действующему законодательству. Но явно не про нас.

Пока дела обстоят именно так. А как вы думаете на этот счет? Жду от Вас комментарии. Комментарии можно оставить в самом низу страницы.

Комментарии можете оставлять внизу.

Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой e-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.

комментариев 28

Если вдуматься, то работодатель не оказывает услуг работнику. Потому что они действуют в рамках Трудового договора. А услуги оказываются в рамках гражданско-правового договора. То есть если работодатель обучает работника соседней организации, то рождается договор об оказании услуг, что автоматически подразумевает наличие лицензии.

Поэтому с одной стороны квалификационный экзамен после профессионального обучения проводить надо, но с другой сотороны нужен ли он, если вы водителю не устанавливаете после обучения ни разряда, ни класса, ни категории.

Поэтому не все так гладко как кажется надзорным органам, да и нам с вами. Еще раз спасибо за комментарий.


Уровень профессионального мастерства водителя является одним из факторов, определяющих надежность его работы, и представляет собой объективную характеристику водителя. Он определяет имеющиеся у водителя навыки и способности, необходимые для безопасного управления автомобилем.

Профессиональная подготовленность водителя требует особой ответственности, так как от нее зависят безопасность и жизнь участников дорожного движения.

Научиться безопасному вождению автомобиля можно при условии хорошей теоретической и практической подготовки. Конечно, иметь хорошие знания необходимо, но для мастерского управления надо приобрести, сформировать в личном опыте приемы вождения автомобиля в сложных дорожных и погодно-климатических условиях, научиться вести себя в аварийных, критических ситуациях.

Любой водитель, даже недавно севший за руль, выполняет действия по управлению автомобилем автоматически, без участия сознания. Благодаря этому, все его внимание сосредотачивается на объектах, составляющих непрерывно меняющуюся дорожную обстановку. Внимательный водитель быстро учитывает все изменения дорожной обстановки и реагирует на каждое из них соответствующим расчетом. По мере накопления опыта расчет производится все более подсознательно и все с меньшими ошибками. Именно в этом проявляется разница между новичком и мастером – высококвалифицированным водителем. У опытных водителей быстрый подсознательный расчет оборачивается автоматическим выполнением правил движения. Уровень профессионального мастерства определяется и психологической подготовленностью, наличием высоких моральных качеств. Если водитель не обладает чувством высокой ответственности за безопасность других людей, его нельзя допускать к управлению транспортным средством.

Современному водителю работать труднее, чем его коллеге 30-40 лет назад. Возросли интенсивность и скорость движения, увеличились нервно-психологические нагрузки. Соответственно, выше стали требования, предъявляемые к сидящим за рулем. Сейчас уже недостаточно только хорошо владеть автомобилем. Уровень профессионального мастерства определяется и умением водителя думать, анализировать, видеть и прогнозировать.

Какими же основными принципами должен руководствоваться водитель, чтобы обеспечить безопасность движения в любой, самой сложной дорожно-транспортной обстановке?

Видеть самому и быть видимым другим – в этой краткой формуле заключен важнейший принцип мастерства управления автомобилем. По статистическим данным около 27% ДТП происходит из-за невнимательного наблюдения водителем за дорожной обстановкой.

Исследования показывают, что в подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способности и не переоценивал их возможности. Для этого он должен управлять автомобилем, используя свое зрение наиболее рационально. Ведь многие водители даже не задумываются над тем, правильно или неправильно они пользуются своим зрением, можно или нельзя совершенствовать свои навыки и умение наблюдать за дорожной обстановкой.

Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгляда воспринять всю обстановку сразу. Для того, чтобы осмыслить дорожно-транспортную обстановку, водитель должен сконцентрировать свое внимание на наиболее важных элементах с точки зрения безопасности управления автомобилем. Можно выделить три основные группы таких элементов:

— поведение и состояние других участников движения;
— дорожные знаки, сигналы светофоров или регулировщика и дорожная разметка;
— дорожные условия.

Кроме того, водитель должен правильно оценивать положение своего автомобиля относительно выделенных элементов.

Водителям можно рекомендовать общие правила систематического наблюдения за дорожной обстановкой. Так, опытные водители выдерживают нужное направление своего автомобиля, ориентируясь на область дороги вблизи центра пути движения. Этот центр представляет собой условную точку, расположенную впереди по пути движения автомобиля. Обычно эта точка находится посередине полосы движения.

Как далеко следует смотреть водителю?

При нормальных условиях движения (хорошая погода, сухое покрытие) можно рекомендовать расстояние, которое пройдет автомобиль за 12 секунд. При скорости, например, 60 км/ч это расстояние равно, примерно, 200 метрам. Чем больше скорость, тем дальше вперед следует смотреть водителю.

Как показали наблюдения, водители, использующие для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый край дороги, двигаются излишне близко к центру дороги или к ее обочине.

Важным элементом наблюдения является также рациональное чередование быстрых осмотров дорожной обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов.

Для того, чтобы избежать таких ошибок необходимо использовать центральное зрение только для рассмотрения важных с точки зрения безопасности объектов. Но и на них не следует слишком долго концентрировать свое внимание. Всю информацию о предшествующей дорожно-транспортной обстановке нужно держать в памяти и не отвлекаться на объекты, не относящиеся к дорожному движению.

Много ДТП происходит из-за того, что водитель не увидел движущегося сзади транспортного средства. Причина заключается в неумении правильно пользоваться зеркалом заднего вида и объединять в целостное представление то, что водитель видит впереди своего автомобиля с тем, что он увидел в зеркало заднего вида. Опытный водитель тщательно отрегулирует зеркало заднего вида перед началом движения. Ведь тогда для наблюдения ему потребуется лишь незначительный поворот головы.

Наблюдение следует вести, когда впереди нет опасности, быстро взглянув в зеркало заднего вида. Особого внимания требует оценка расположения и относительной скорости следующих сзади транспортных средств. На основании таких оценок водитель может сделать вывод о величине дистанции между своим и следующим за ним автомобилем.

Надо помнить, что существует не просматриваемая в зеркало зона сзади автомобиля, которую водитель не может контролировать. Для ее осмотра необходим поворот головы назад.

Раскрывая данную тему, необходимо отметить, что молодые водители при восприятии обстановки ориентируются в основном по ее отдельным деталям и не могут создать целостной картины, что ведет к постоянным проблемам в ее восприятии. Они часто забывают о необходимости наблюдения за обстановкой сбоку и сзади своего автомобиля, концентрируют внимание непосредственно перед своим автомобилем и чрезмерно контролируют его движение.

Следующий принцип заключается в умении предвидеть возможные изменения дорожно-транспортной обстановки, в которой движется водитель.

Основой такого прогноза служат опыт водителя, его знания и та информация об обстановке на дороге, которую он получил и не успел переработать.

В противном случае при возникновении сложной дорожной ситуации, о возможном развитии которой у водителя нет необходимой информации, головной мозг запаздывает послать или вовсе не посылает исполнительные импульсы возбуждения мышцам рук и ног, а те в свою очередь, не воздействуют на органы управления автомобилем. Водитель с запаздыванием реагирует на возникшую опасность не потому, что он растерялся или невнимательно вел автомобиль (как обычно констатируется при разборе многих ДТП), а потому, что в его мозговых центрах не содержалась нужная информация для принятия правильного решения в данной критической ситуации.

Анализируя информацию, водитель только выявляет наиболее важные объекты и события, при прогнозировании он предполагает, как они будут влиять на безопасность движения.

Процесс прогнозирования можно представить, как ответы на следующие вопросы:

— что может произойти в ближайшее время?
— что произойдет с большей вероятностью?
— представляет ли это непосредственную или потенциальную опасность?
— опасна ли ситуация в целом?

Можно выделить три основные причины ошибок водителя, связанные с прогнозированием:

— неправильная оценка опасности дорожно-транспортной ситуации;
— переоценка своих возможностей и мастерства управления автомобилем;
— сознательно повышенный риск.

Знание Правил дорожного движения и их соблюдение, конечно, повышает вероятность прогноза. Однако в большей степени на правильность прогноза влияет оценка наиболее важных пространственно-временных параметров, таких как скорость и ускорение, направление движения. По ним водитель может определить время и пространство, которым он располагает для выполнения маневра, оценить его безопасность.

Как показывают исследования, водители делают такие оценки с недостаточной точностью.

Так, например, водители особенно плохо определяют расстояние до встречного автомобиля, а вследствие этого неправильно определяется место встречного разъезда, а это уже опасно. Чаще всего водитель, движущийся с более высокой скоростью, недооценивает расстояние до точки встречи, а водитель медленно движущегося автомобиля переоценивает его.

Статистика аварийности показывает,
что наибольшее число ДТП происходит в ситуациях, когда потенциальная опасность (появление которой водитель считал маловероятной) вдруг становится непосредственной опасностью.

Примерами таких ДТП может быть наезд на пешехода, выбежавшего из-за стоящего автомобиля на дороге с малоинтенсивным движением или столкновение со встречным автомобилем, выехавшим из-за крутого поворота пустынной дороги.

Основная причина таких ДТП – это пренебрежение опасностью, появление которой водитель оценивал как маловероятное событие.

Вторая причина ошибок прогноза заключается в неправильной оценке водителями своих способностей и мастерства управления автомобилем. Как показали исследования, сильно переоценивают свои возможности водители со стажем работы от 2 до 5 лет.

Третья причина ошибок – сознательно повышенный риск со стороны водителя. Надо отметить, что сознательное рискованное поведение чаще всего является следствием индивидуальных качеств водителя.

Есть люди, которым нравиться рисковать просто так, из спортивного интереса. Про них можно сказать, что это черта их характера. Склонность к риску у водителей – очень опасная черта, так как она значительно повышает вероятность попадания в ДТП.

Согласно Правилам дорожного движения водители должны принимать предупредительные меры в момент возникновения опасности.

Более чем в четверти ДТП водители могли их избежать или снизить тяжесть последствий, если бы заблаговременно приняли меры безопасности до наступления кульминации опасной ситуации. Поэтому в процессе движения водители должны постоянно давать ответ на вопрос – имеются ли признаки потенциальной опасности.

Конечно, проще определить признаки, связанные с явным нарушением Правил (например, переход дороги в не установленном месте, нарушение правил обгона, остановки и стоянки и т.д.).

Для этого в большинстве случаев достаточно глубокого знания Правил дорожного движения.

Сложнее обстоит дело с так называемыми неординарными признаками, связанными, например, с усложненными погодными и дорожными условиями, поведением пешеходов, особенно детей. Для их обнаружения и оценки нужен определенный водительский опыт.

Зарубежные и отечественные исследования позволяют сделать вывод, что недостаток опыта поведения в условиях дорожного движения восполняется водителями за счет личного участия в конфликтных ситуациях на дороге, то есть путем самообучения. Процесс накопления такого опыта является случайным, длительным и далеко не всегда безопасным. Поэтому изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности позволит существенно сократить время приобретения водительского опыта.

Читайте также: