Пособие как рисовать голову

Обновлено: 02.07.2024

Построение лица начинается с овала, отсюда и название - "овал лица". Овал лица не может быть треугольным, квадратным, шестигранником, тетраэдром - только овал.
Если посмотреть на человека ан фас, то мы увидим этот самый овал - он проходит от подбородка, по щеке, лбу и заканчивается на тыковке головы.
Глаза всегда находятся посередине овала. Если мы видим на фото и подбородок и глаза, то этого будет достаточно, чтобы самостоятельно построить овал.

Формула: овал лица равен длине от уровня глаз до подбородка х 2.

Также действует и обратная формула - уровень глаз находится посередине овала.

А вот формула- овал лица равен расстоянию от уровня глаз до самой верхней точки головы- действует очень редко, потому что волосы мешают определить то место,где находится самая верхняя точка головы. Потому мы будем считать по подбородку.

Как определить где у нас будет нос?
Разделив лицо пополам мы делим нижнюю часть (от глаз до подбородка) тоже пополам- это будет линия кончика носа.
Точно также и рот- нужно разделить пополам расстояние от кончика носа до подбородка.
По фото:
1=2
3=4
5=6
3= (1+2)2
5=((1+2)2)2

Построение овала головы. Простая математика, фото № 1

На следующем фото трудно понять, где же кроется верхняя часть овала лица

Построение овала головы. Простая математика, фото № 2

Но! У нас есть линия глаз,линия подбородка и линия нижней части овала лица-челюсть. Зная расстояние между глазами и подбородком, мы создаем идентичную часть овала сверху. Так мы узнаем где же под волосами кроется голова.

Построение овала головы. Простая математика, фото № 3

Пример следующий. На этом фото голова модели немного наклонена. Поэтому линию глаз мы проводим по точкам: от уголка одного глаза до уголка другого глаза, и продолжаем линию до края овала. Линия получатся не горизонтальной, соответственно проводим линию носа и губ параллельно линии глаз. Всегда линии глаз, носа и рта параллельны друг другу. Иначе быть не может

Построение овала головы. Простая математика, фото № 4

Продолжив линию рта до овала мы отмечаем эти точки крестиками. Маленький секрет-угол нижней челюсти,который нужен для построения других ракурсов головы.

Итак,как же нам поможет угол челюсти?
Возьмем фото в профиль. Рисуем овал по левой части лица,потому что там- подбородок,один из наших ориентиров.
Делим пополам овал, проводим линию носа и рта.

Построение овала головы. Простая математика, фото № 5
Построение овала головы. Простая математика, фото № 6

Линию рта доводим до края овала-вот он, угол челюсти. Можете проверить на исходнике-он именно там, и это не совпадение.
Ставим точку,как ориентир.

Построение овала головы. Простая математика, фото № 7

Ставим вторую точку- это линия глаз спроецированная на овал.

Построение овала головы. Простая математика, фото № 8

И ставим третью точку- маковка. Самая верхняя часть овала.

Построение овала головы. Простая математика, фото № 9

Нам нужно соединить все три точки, нарисовав круг. Четверть дела сделана - у нас есть часть круга - это линия от верхней точки и до глаз, по сути эти точки уже соединены. Но нам нужно соединить и третью точку ,которую мы делали ну углу челюсти.
Вспоминаем первый класс или, даже, дошкольные образовательные кружки. Помните, как нас учили рисовать кружок в четырех клетках? Сначала рисуем четвертушку круга, продолжаем ее до половины, добавляем еще четвертушку и соединяем в один круг. Вот и тут также. Четвертушка одна у нас есть, нужно ее продолжить до половины - пересечь ту самую точку на челюсти. Соединив точки получим полукруг, который нужно самостоятельно, без точек, дорисовать до полноценного круга.

Построение овала головы. Простая математика, фото № 10

Построение овала головы. Простая математика, фото № 11

Вуаля!
А может. просто так совпало,что линия губ находится на уровне угла челюсти? Проверим еще раз
Берем фото в профиль

Построение овала головы. Простая математика, фото № 12

Делаем снова овал по левой части головы, потому что там лицо и подбородок. Делим пополам овал, намечаем нос, рот. Проводим линию рта вправо до овала и ставим точку. Проводим линию глаз, и ставим точку справа. Отмечаем маковку.

Построение овала головы. Простая математика, фото № 13

И снова стопроцентное попадание в угол! Соединяем точки по лбу,делаем полукруг,которые дорисовываем до полноценного круга

Построение овала головы. Простая математика, фото № 14

Да, такой фокус действует на профиль,но работает ли он на ракурс в три четверти?
Проверим!
Тут надо быть внимательным-не видно где же верхняя часть головы, из-за того что фото темное,да и волосы мешают.

Построение овала головы. Простая математика, фото № 15

Что мы делаем? Ориентируясь на подбородок и правую часть лица, мы делаем овал.Зная, что верхняя часть овала равна нижней части, дорисовываем верхнюю часть.Отмечаем глаза (половина овала), нос и рот. Проводим линию рта влево-ставим точку. Опять этот угол челюсти!
Далее снова- точка глаза и маковка

Построение овала головы. Простая математика, фото № 16

Построение овала головы. Простая математика, фото № 17

Построение овала головы. Простая математика, фото № 18

Так вот где всё остальное! Дорисовываем и любуемся конечным результатом

Построение овала головы. Простая математика, фото № 19

Попробуем повторить на более сложном примере

Построение овала головы. Простая математика, фото № 20

Что мы видим? Рот. Он не прямой - он в виде дуги. Попробуем.
Делаем овал, ориентируясь на подбородок. Делим пополам. По линии глаз создаем дугу (лицо-то не плоское,а все-таки объемное) , линия носа и рта будет параллельна линии глаз!
Доводим линию рта до края овала-делаем точку. Находим точку линии глаз на овале.

Построение овала головы. Простая математика, фото № 21

Придется действовать без маковки. Есть линия лба и две точки - их надо соединить максимально кругло.

Построение овала головы. Простая математика, фото № 22

И завершаем круг
Вот и снова получилась голова. У нас вышло несколько голов в разных ракурсах. Всё это очень не сложно!
И последний пример - на засыпку.
Бывает смотришь на фото, рисуешь, а вроде что-то как-то не то, куда-то всё уехало, выглядит криво, а в чем дело - не понятно. Как на этом фото.Лицо повернуто? Да,но насколько?

Построение овала головы. Простая математика, фото № 23

Так не проверишь, придется прибегать к нашему методу.
Делаем овал по системе "я знаю что верхняя часть овала равна нижней"
Отмечаем глаза, нос и рот.

Построение овала головы. Простая математика, фото № 24

Построение овала головы. Простая математика, фото № 25

И я ,все-таки, была права- голова чуть-чуть повернута. Это видно за счет того,что круг смещен относительно овала.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Муниципальное учреждение дополнительного образования

города Саранска Республики Мордовия

Конспект урока по рисунку
для детей 9 -12 лет

педагог изобразительного искусства

Калиниченко Татьяна Александровна

Предмет: рисунок

- Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека.

1. получить представление о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица;

2. овладевать первичными навыками изображения головы человека;

3. приобретать новые знания изображения в рисунке

4. научить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица.

5. дать понятие средней линии и симметрии лица, пропорции.

Основные понятия:

Пропорция, средняя линия, симметрия

Оборудование к занятию:

Наглядный материал о построение головы человека; эскизы; поэтапное выполнение работы.

Материалы для учащихся: бумага, карандаши В, Н, ластик

Ссылка: Конструкция головы человека и ее пропорции

План работы:

1. Необходимо организовать рабочие место.

2. Выбор формата листа (горизонтальный или вертикальный)

3. Композиция на листе. (Правильно расположить рисунок на листе).

4. Сделать построение головы человека с правильными пропорциями

5. Последний этап: работа в тоне

6. Длительность занятия составляет 3 занятия по 2 часа

Для художников человек был и остается главным объектом изображения. Что бы изобразить человека, передать его внешний облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела, закономерности их образования. Для этого нужно знать хорошо анатомию. Многие выдающиеся мастера прошлого (Микеланджело) изучали анатомию непосредственно участвуя в хирургических операциях.

Раздел анатомии, необходимый художникам, называется пластической анатомией и изучает то, что образует внешние формы тела – скелет, мышечный и кожный покров.

Сегодня на уроке мы будем изучать конструкцию головы человека и ее пропорции.

II . Изучение нового материала:

Человек должен понимать законы природы и уметь видеть красоту вокруг себя, а прежде всего, в лицах людей, чтобы ощущать свою индивидуальность. Лицо человека выражает его эмоции, мысли, симпатии и антипатии. Фактически все эмоции мы можем увидеть или ощутить.

Голову человека рисуют в анфас (фас), (когда он смотрит прямо),

в профиль (когда голова повёрнута боком)

и в пол-оборота

Мы будем рисовать положение головы - анфас.

Форма головы бывает разных типов.

Какую форму имеет наша голова? В основном голова имеет округлую форму, напоминает яйцо.

Давайте нарисуем овал. Затем нанесем вертикальную ось, по середине овала. Ведь лицо человека симметрично! Что это значит? Симметрично, значит правая и левая часть лица абсолютно похожи.

Чтобы правильно нарисовать голову человека, нужно знать её пропорции.

Пропорция – это соотношение величин частей, составляющих одно целое.

К основным частям лица относятся: глаза, нос, губы, уши.

Условно лицо можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.

Верхний край уха расположен на уровне бровей, нижний — на уровне основания носа.

Рисуем глаза

Линию глаз можно поделить на пять оди­наковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза, т. е. между глазами умещается еще один глаз.

Глаза – это самая экспрессивная деталь лица. Если глаза закрыты или спрятаны, теряется большая часть выразительных средств. Глаза иногда могут говорить больше, чем слова и по ним мы часто читаем эмоции человека – от неловкости, презрения, негодования до любви, страдания или радости. Глаза играют очень важную роль в сходстве портрета с натурой. Начать рисовать глаз можно с его обобщённой формы — шара, вставленного в горизонтально расположенный овал (глазную впа­дину). Поэтому, приступая к прорисовке глаз, нужно наметить глазные впадины, при этом помня, что они расположены не очень близко к носу. Далее, наметив зрачок, начинаем прорисовывать веки.

Рисуем верхнее веко, на котором располагаются ресницы. Ресницы рисуем в направлении от носа. Рисуем нижнее веко. Рисуем ресницы.

Ширина носа равняется длине глаз.

Носы бывают длинные, короткие, узкие и широкие. Ос­нование носа равно ширине глаза. Намечая нос, нужно помнить, что середина лицевой линии носа проходит через середину его ос­нования и кончика. Рисуем крылья носа дугообразными линиями. Дугообразными линиями рисуем ноздри.

Прежде чем начать рисовать губы, нужно наметить среднюю линию рта (это линия, где верхняя губа соединяется с нижней), затем на этой линии определить длину и толщину губ (обычно ниж­няя губа более толстая, чем верхняя, но бывает, что они равны по толщине). Также нужно помнить, что рот находится ниже линии основания носа. Далее нужно начать обрисовывать очертания губ, стараясь передать их характерную форму (тонкие, толстые, сред­ние, ровные по контуру или с изгибом на верхней губе).

Уши обычно расположены на уровне от бровей до основания носа. Для того чтобы правильно наметить уши, нужно вычертить воображаемую ось уха, которая проходит параллельно линии носа. Далее намечают общую форму уха и прорисовывают детали.

Волосы красиво обрамляют голову и начинаются на середине расстояния от линии глаз до темени (верхней точки головы).

Шея является опорой для головы и прочно укреплена на пле­чах. Перед началом рисования нужно определить высоту шеи и её отношение к высоте и ширине головы. Сначала намечают средин­ную линию шеи, проходящую от нижней части челюсти до шей­ной впадины. Сама шея состоит как бы из трёх условных фигур: прямоугольника и двух треугольников.

Общие правила готовы. Место положения частей на лице у каждого человека одинаково.

А что же касается деталей? Посмотрите на своих близких. У всех на лице есть рот, нос, глаза, брови, лоб, волосы. Но, почему мы различаем друг друга?

Потому что у всех разные формы и размеры частей лица.

Подведем итоги основной части нашего урока:

Лицо человека – уникальная часть тела. Почему? О чем говорят нам различные выражения лиц. Различные выражения лица говорят нам о душевном состоянии человека: радости, грусти, унынии, удивлении и др.

Я предлагаю вам сегодня поэкспериментировать с лицами человека. Помните: в портрете главное – не сходство с портретируемым, а собственное отношение художника к человеку.

III. Практическая работа

1. На листе бумаге соблюдаем композицию, рисуем в центре листа.

2. Рисуем овал и по центру проводим линию для того, чтобы части лица были симметричны.

3. Пункты деления головы; дели овал на три равных части: расстояние от подбородка до носа, от носа до бровей, от бровей до края головы.

4. Делим линию глаз на 5 равных частей, проводим линию до низа. Рисуем глаза двумя дугообразными линиями. Расстояние между глаз равно глазу. Проверяем.

5. Рисуем глаза: глаз имеет два зрачка. Один большой – цветной, а второй маленький – чёрный. Закрашиваем зрачки. Чтобы глаза не были вытаращенными, прикроем зрачки веком. Глаза – это самая красивая деталь лица. Если глаза закрыты или спрятаны, теряется большая часть выразительных средств. Глаза иногда могут говорить больше, чем слова и по ним мы часто читаем эмоции человека. Рисуем верхнее веко, на котором располагаются ресницы. Ресницы рисуем в направлении от носа. Рисуем нижние ресницы.

6. Над глазами находятся брови, нарисуем их. Форму придумайте сами. Закрасим их в направлении от носа.

7. Рисуем нос. Если научишься рисовать нос – научишься рисовать человека. Делим нижнюю часть головы пополам, проводим горизонтальную линию – линия носа(кончик). От бровей ведем две параллельные линии переносицы, слегка расходящиеся к кончику носа. Рисуем крылья носа дугообразными линиями. Дугообразными линиями рисуем ноздри.

8. Часть лица от линии кончика носа до подбородка делим пополам – линия рта. Уголки рта находятся под зрачками. Проводим линии от зрачков вниз. Форма губ разная. От середины двумя дугообразными линиями влево и вправо рисуем верхнюю губу. Дугообразной линией рисуем нижнюю губу. Закрашиваем. Верхняя губа темнее, нижняя – светлее, т.к. на неё падает свет.

Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необходимо уловить и стремиться передавать их характерную особенность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.

9. Рисуем уши. Уши располагаются между линиями переносицы и кончика носа. Рисуем уши ближе к голове, прорисовываем мочку уха, обозначаем ямки. Ухо поначалу представляется очень сложным и требует обучения и практики для достижения точности его изображения.

10. Итак, основные пропорции уже нарисованные.

Выделяем мягким карандашом: брови, ресницы, зрачок, ноздри, линию рта. Рисуем волосы. Создайте образ мальчика или девочки и подрисуем шею, чтобы смотрелся цельным портрет. В действительности редко встречаются у людей такие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.

11. Уберите вспомогательные линии. Придайте портрету жизненность с помощью штриховки.

IV. Актуализация знаний

Рисунок головы требует более глубоких знаний и большого опыта.

Рисование человека необходимо начинать с построения обобщенной, но характерной массы всей головы, а затем постепенно работать над выявлением сначала ее больших форм, а затем деталей, составляя их друг с другом, и со всей головой , как в натуре, так и на рисунке.

Используя основные правила изображения головы человека, на листе выполнить портрет своих близких.

Сегодня вы сделали только первый шаг в освоении техники изображения человека. Но, только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиться сходства в портретах.

V. Закрепление изученного:

1. На сколько равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста волос? (3)

2. Чему равно расстояние между глазами (ширине одного глаза)

3. Что равно расстоянию одного зрачка до другого (ширина губ)

4. Что расположено между линией бровей и линией основания носа? (уши)

5. Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа (нижняя губа)

Список использованной литературы

Читайте также: