При каких состояниях ребенка педагог не имеет права оказать ему первую помощь

Обновлено: 02.07.2024

Оказание первой помощи в ДОУ является одной из обязанностей воспитателя. Но оказывается не во всех ситуациях он имеет право проводить мероприятия по восстановлению здоровья воспитанника. На законодательном уровне указаны состояния и перечень мероприятий по оказанию первой помощи, которые может проводить воспитатель.

Первая помощь — это комплекс срочных простейших мероприятий по спасению жизни человека. Ее оказывает тот, кто находится рядом с пострадавшим до приезда медицинских работников. Также эти мероприятия может провести сам пострадавший, тогда это будет самопомощь. В детском саду ответственность за жизнь и здоровье детей несут воспитатели и организационный медицинский работник.

Оказать первую помощь ребенку должен любой сотрудник, находящийся рядом в этот момент. Однако, нужно понимать, что не все знают, какие действия следует предпринимать. Поэтому воспитатель раз в три года проходит обучение по оказанию первой доврачебной помощи.

Также эта обязанность педагогическогоработника указана в локальных нормативных актах ДОУ:

инструкциях по охране труда.

Со всеми документами воспитатели должны быть ознакомлены. Если сотрудник не оказал доврачебную помощь, находясь рядом с ребенком, он понесет ответственность за несоблюдение должностной инструкции. Поэтому воспитатели должны прослушать курс по оказанию первой помощи и проводить профилактические мероприятия, чтобы не допустить возникновения ситуаций, опасных для здоровья ребенка.

Также воспитатели должны уметь определять первые признаки заболеваний и симптомы опасных состояний, чтобы выбрать правильный алгоритм действий. С этой информацией в первую очередь должен ознакомить врач или медицинский работник ДОУ. В раздевалке или группе должны быть памятки с перечислением опасных симптомов и алгоритмом действий в определенной ситуации.

Общие рекомендации и алгоритм оказания первой помощи

С детьми могут происходить разные ситуации, но не всегда воспитатель имеет право проводить мероприятия по оказанию доврачебной помощи. Есть случаи, когда совершать какие-либо манипуляции может только медицинский сотрудник. Но в любой ситуации воспитатель обязан вызвать медработника ДОУ или бригаду скорой помощи. На законодательном уровне зафиксировано 8 ситуаций, когда воспитатель обязан оказать доврачебную помощь, и 11 мероприятий, которые он может провести.

Первую помощь педагогможет оказывать при следующих состояниях:

остановке дыхания и кровообращения;

появлении наружного кровотечения;

попадания инородного тела в верхние дыхательные пути;

Если воспитанник жалуется на болезненные ощущения в области грудной клетки и животе, у него высокая температура или у него признаки состояний, не относящихся к этом списку, педагог должен вызвать медицинского сотрудника.

Если у ребенка одно из неотложных состояний, воспитатель обязан провести следующий комплекс мероприятий по оказанию медицинской помощи:

нужно проанализировать обстановку и организовать необходимые условия для оказания первой помощи;

определить ясность сознания;

восстановить проходимость верхних дыхательных путей и поддерживать их работу;

определить признаки жизни у пострадавшего;

остановить наружное кровотечение;

определить признаки травм;

придать пострадавшему правильное положение тела;

следить за его состоянием до приезда специалистов и психологически поддерживать его;

передать сотрудникам скорой помощи.

Все эти мероприятия нужно проводить в определенной последовательности в зависимости от состояния ребенка. Но в любом случае воспитатель должен сообщить медицинскому работнику ДОУ о состоянии здоровья ребенка.

Чтобы не допустить появления ситуаций, опасных для здоровья ребенка, нужно проводить профилактические мероприятия. Если соблюдать все рекомендации, то педагоги смогут создать все условия для безопасного пребывания ребенка в детском саду.

Алгоритм действий педагога

В каждой группе и у входа в детский сад должен быть оформлен уголок, посвященный оказанию доврачебной помощи ребенку.

Если возникла ситуация, угрожающая здоровью и жизни воспитанника, педагогдолжен выполнить следующие действия:

Оценить обстановку и создать для ребенка безопасные условия. Например, отключить электричество или переместить его с проезжей части на тротуар.

Проверить ясность сознания, задав вопрос или прикоснувшись к ребенку. При его отсутствии проверить наличие дыхания.

Если дыхание отсутствует, вызвать скорую помощь и до ее приезда провести сердечно-легочную реанимацию.

Если сознание отсутствует, но дыхание есть, ребенка нужно положить в устойчивое боковое положение. Это необходимо для поддержки проходимости дыхательных путей.

Если ребенок находится в сознании нужно провести осмотр на наличие повреждений и кровотечений. В зависимости от этого провести медицинские мероприятия.

Нужно обеспечить безопасное положение тела ребенка до приезда скорой и оказывать ему психологическую поддержку.

Если на момент происшествия рядом не было родителей или законных представителей, воспитатель может оказывать доврачебную помощь без их согласия. Если они находились рядом, то все действия педагог должен согласовывать с ними.

Транспортировка пострадавшего ребенка

Транспортировка должна быть организована в соответствии со всеми требованиями безопасности.Перемещение травмированного ребенка осуществляется одним из следующих способов:

При перемещении нужно следить за тем, чтобы состоянию ребенка ничего не угрожало. При использовании носилок нельзя идти в ногу, опускать и поднимать носилки нужно по команде. Выбирать положение необходимо исходя из состояния пострадавшего.

Психологическая помощь

Воспитатель должен создать спокойную обстановку, не допустить возникновения паники. Нельзя кричать на детей или совершать агрессивные действия. Следует разговаривать с ребенком, чтобы он чувствовал поддержку, желательно комментировать действия, акцентировав внимание на их положительном эффекте. Необходимо успокоить ребенка, чтобы не ухудшать его состояние.

Во время оказания первой помощи воспитатель должен сохранять спокойствие и проанализировать ситуацию перед проведением необходимых мер. Дошкольный работник не имеет права самостоятельно назначать ребенку препараты и обрабатывать сложные раны. Все это находится только в компетенции специалистов.

Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5–6 лет в детском саду Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду. Воспитатель – это, несомненно, творческая.

Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из приоритетных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОО.

Но так как большую часть времени дети проводятс воспитателем, в первую очередь на него возлагается эта обязанность.Если ребенок подавился куском пищи и не может дышать, получил серьезную травму или у него произошла внезапная остановка сердца, жизньдошкольника зависит от педагога. В его силах оказать первую помощь до прибытия медицинскихработников и тем самым спасти ребенка. Но педагог часто не знает, что делать, опасается ответственности за неправильные действия и полагается на медицинского работника. А что еслимедсестра отсутствует на рабочем месте в момент происшествия или ее вообще нет в штатедошкольной образовательной организации? Разберемся, как следует воспитателю поступатьв подобных ситуациях и где заканчивается зонаего ответственности.

Имеет ли право воспитательоказывать первую помощь детям

Первая помощь оказывается с целью спасти пострадавшего – устранить угрозу его жизни, предупредитьдальнейшие повреждения и возможныеосложнения.Каждый человек в России вправе оказать первую помощь пострадавшему в случае экстреннойситуации при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков1. Если человек не может этого сделать, он должен вызвать скорую медицинскую помощь, что тоже относитсяк мероприятиям первой помощи. Таким образом, воспитатель имеет право оказывать

первую помощь, но при наличии соответствующей подготовки.

Специальную подготовку педагогам должен обеспечить работодатель за счет средствобразовательной организации1. Период обучения – 1 раз в три года

2. Порядок, формуи оформление результатов обучения такжеопределяет работодатель

Какие ситуации требуютоказания первой помощи.

С детьми случаются разные ситуации, но не всеони находятся в зоне ответственности воспитателя и требуют оказания первой помощи. Есть ситуации, в которых необходима исключительно помощь врача.

Объем оказания первой помощи определенна законодательном уровне. Существует всего 8 неотложных состояний и 11 мероприятийпо спасению жизни

4. Первую помощь оказываюттолько при состояниях, в которых есть непосредственная угроза жизни и здоровью, а именно:

остановка дыхания и кровообращения;

инородные тела верхних дыхательных путей;

травмы различных областей тела;

Таким образом, в ситуациях, когда ребенок жалуется на боли в груди и животе, у него высокаятемпература или иные состояния, которые не входят в этот перечень, воспитатель должен обратиться за медицинской помощью.

При восьми неотложных состояниях предусмотреныследующие мероприятия первой помощи:

оценить обстановку и создать безопасные условиядля оказания первой помощи;

вызвать скорую медицинскую помощь;

восстановить и поддерживать проходимость дыхательныхпутей;

определить признаки жизни у пострадавшего;

провести сердечно-легочную реанимацию;

остановить наружное кровотечение;

выявить признаки травм, отравлений и других состояний,угрожающих жизни и здоровью;

придать оптимальное положение тела пострадавшему;

контролировать состояние пострадавшего и оказыватьему психологическую поддержку;

передать пострадавшего бригаде скорой медицинскойпомощи.

Первую помощь согласно данному перечню необходимооказывать в определенной последовательности

и варьировать в зависимости от состоянияпострадавшего. Алгоритм действий педагогас учетом этой последовательности представленв виде памятки в приложении 1.

Таким образом, ни применение лекарственныхпрепаратов, ни обработка ран не входят в перечень

мероприятий первой помощи, и, значит, воспитательне обязан это делать.

Решение о применении медикаментов – этофактически назначение лечения, которое требуетопределенных медицинских знаний. Такое правоимеет врач или фельдшер. Воспитатель можеттолько помочь ребенку принять лекарство, котороеранее назначил врач.

Обработка ран – дело хирурга, т. к. при осмотреребенка может потребоваться остановка кровотечения,

зашивание раны и прочие хирургическиедействия. Что же касается поверхностных ссадин,то они не представляют угрозы для жизни и здоровьяребенка даже без их обработки.

Какую ответственность несетвоспитатель за неоказаниепервой помощи

Воспитатель самостоятельно принимает решениеоб оказании первой помощи исходя из состояния

оставил без помощи воспитанника в опасном дляего жизни или здоровья состоянии. Предусмотрено

также альтернативное наказание – штрафные санкцииили лишение свободы до 1 года.

При этом если педагога обвиняют в несчастномслучае, произошедшем с ребенком, но он оказал

ч. 1 ст. 61 УК РФ).

Кроме того, не является преступлением неумышленноепричинение вреда в ходе оказанияпервой помощи. Согласно ст. 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАПРФ и ст. 1067 ГК РФ не наказывается причинениевреда в том случае, если им был устранен большийвред (например, если во время сердечно-легочнойреанимации педагог надавил на грудную клеткуи сломал ребро или порвал одежду, но при этомспас жизнь ребенку).

Повысить уровень знаний и качество оказанияпервой помощи поможет профессиональнаяподготовка и регулярная переподготовка педагогов.

В связи с тем, что эти знания и навыкине применяются каждый день, никто не застрахованот ошибки.

ВАЖНО Памятка для педагогов

  • 1 Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).
  • 2 Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.
  • 3 При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригадыскорой медицинской помощи.
  • 4 Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений).
  • 5 Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовитескорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия:например, остановите кровотечение, наложите повязки и т.д.
  • 6 Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.

Анкета для педагогов

Родители доверяют нам самое дорогое – своих детей. Наша обязанность не только развивать и воспитывать их, но и охранять жизнь и здоровье дошкольников. Чтобы быть готовыми к различным ситуациям, суметь вовремя оказать необходимую помощь ребенку и тем самым избежать печальных последствий, предлагаем вам проверить свои знания и ответить на вопросы данной анкеты.

1. Кто может оказывать первую помощь пострадавшему ребенку?

любой человек, который оказался рядом с пострадавшим ребенком;

любой человек, который оказался рядом с пострадавшим ребенком, при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков;

только медицинский работник.

2. При каких состояниях ребенка педагог может оказать ему первую помощь?

травмы различных областей тела;

инородные тела верхних дыхательных путей;

остановка дыхания и кровообращения;

3. Какие из перечисленных мероприятий относятся к оказанию первой помощи?

вызов скорой медицинской помощи;

определение признаков жизни у пострадавшего ребенка;

оценка обстановки и создание безопасных условий для оказания первой помощи;

восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей;

придание оптимального положения телу;

временная остановка наружного кровотечения;

выявление признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;

применение лекарственных препаратов;

контроль состояния и оказание психологической поддержки;

передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.

4. В какой последовательности следует осматривать ребенка при его травмировании?

конечности, область таза и живот, грудная клетка, шея, голова;

голова, шея, грудная клетка, живот и область таза, конечности;

грудная клетка, живот и область таза, голова, шея, конечности.

5. Что нужно делать при сильном кровотечении у ребенка в результате травмы до прибытия бригадыскорой медицинской помощи?

обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи;

наложить на рану салфетку, прижать, туго забинтовать;

промыть рану, обработать ее, затем наложить салфетку, туго забинтовать;

если давящая повязка не помогает и кровотечение не останавливается, прижать артерию пальцем, наложить кровоостанавливающий жгут.

6. Как проверить наличие дыхания у ребенка при внезапной потере сознания?

наклониться к ребенку, приложить ухо к его грудной клетке и в течение 10 секунд прислушиваться;

в течение 10 секунд внимательно смотреть на его грудную клетку;

запрокинуть голову ребенка, поднять подбородок, в течение 10 секунд прислушиваться, пытаться ощутить дыхание ребенка на своей щеке, увидеть дыхательные движения его грудной клетки.

7. Как проверить признаки сознания у ребенка?

спросить у ребенка, как его зовут;

поводить перед ребенком каким-нибудь предметом и понаблюдать за движением его глаз.

8. Что делать, если ребенок подавился и не может дышать, говорить и кашлять?

ударить по спине между лопатками (до 5 попыток), наклонив ребенка вперед;

выполнить толчки в верхнюю часть живота (детям до года – в грудь) до 5 попыток, если традиционные удары по спине не помогли;

если удары в спину и толчки в верхнюю часть живота не помогли, уложить ребенка на пол, проверить признаки дыхания, при их отсутствии – вызвать скорую медицинскую помощь и приступить к сердечно-легочной реанимации.

9. Что делать, если ребенок получил ожог пламенем, кипятком или паром?

вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком;

вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком и одновременно

с этим охлаждать место ожога холодной проточной водой не менее 20 минут;

вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком и одновременно

с этим приложить холодный предмет к месту ожога, предварительно обернув его куском ткани.

10. Какие предпринять меры при подозрении на отравление ребенка?

прекратить поступление ядовитого вещества в организм ребенка (вынести его из загазованнойзоны, удалить жало насекомого, стереть ядовитое вещество с поверхности кожи и т. д.);

удалить поступивший яд (например, вызвать рвоту);

вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком, оказывая помощьпри необходимости (например, при исчезновении признаков жизни приступить к сердечно-легочной реанимации).

1 Памятка составлена на основе перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий

по оказанию первой помощи, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н.

 Образовательный центр


Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Оказание первой доврачебной помощи в ДОУ является одной из обязанностей воспитателя. Но оказывается не во всех ситуациях он имеет право проводить мероприятия по восстановлению здоровья воспитанника. На законодательном уровне указаны состояния и перечень мероприятий по оказанию первой помощи, которые может проводить воспитатель.

Первая доврачебная помощь — это комплекс мероприятий, главная цель которых восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего. Ее оказывает тот, кто находится рядом с пострадавшим до приезда медицинских работников. Также эти мероприятия может провести сам пострадавший, тогда это будет самопомощь. В детском саду ответственность за жизнь и здоровье детей несут воспитатели и организационный медицинский работник.

Оказать первую помощь ребенку должен любой сотрудник, находящийся рядом в этот момент. Однако, нужно понимать, что не все знают, какие действия следует предпринимать. Поэтому воспитатель раз в три года проходит обучение по оказанию первой доврачебной помощи. Подготовку оплачивает работодатель, также он выбирает подходящий курс.

Также эта обязанность педагогического работника указана в локальных нормативных актах ДОУ:

Со всеми документами воспитатели должны быть ознакомлены. Если сотрудник не оказал доврачебную помощь, находясь рядом с ребенком, он понесет ответственность за несоблюдение должностной инструкции. Поэтому воспитатели должны прослушать курс по оказанию первой помощи и проводить профилактические мероприятия, чтобы не допустить возникновения ситуаций, опасных для здоровья ребенка.


Также воспитатели должны уметь определять первые признаки заболеваний и симптомы опасных состояний, чтобы выбрать правильный алгоритм действий. С этой информацией в первую очередь должен ознакомить врач или медицинский работник ДОУ. В раздевалке или группе должны быть памятки с перечислением опасных симптомов и алгоритмом действий в определенной ситуации.

С детьми могут происходить разные ситуации, но не всегда воспитатель имеет право проводить мероприятия по оказанию доврачебной помощи. Есть случаи, когда совершать какие-либо манипуляции может только медицинский сотрудник. Но в любой ситуации воспитатель обязан вызвать медработника ДОУ или бригаду скорой помощи.

На законодательном уровне зафиксировано 8 ситуаций, когда воспитатель обязан оказать доврачебную помощь, и 11 мероприятий, которые он может провести.

Первую помощь педагог может оказывать при следующих состояниях:

Если воспитанник жалуется на болезненные ощущения в области грудной клетки и животе, у него высокая температура или у него признаки состояний, не относящихся к этом списку, педагог должен вызвать медицинского сотрудника .

Если у ребенка одно из неотложных состояний, воспитатель обязан провести следующий комплекс мероприятий по оказанию медицинской помощи:

Все эти мероприятия нужно проводить в определенной последовательности в зависимости от состояния ребенка. Но в любом случае воспитатель должен сообщить медицинскому работнику ДОУ о состоянии здоровья ребенка.

Чтобы не допустить появления ситуаций, опасных для здоровья ребенка, нужно проводить профилактические мероприятия. В этой статье подробно описано как избежать ситуаций, связанных с отравлением воспитанника, которые нередко возникают именно в ДОУ. Если соблюдать все рекомендации, то педагоги смогут создать все условия для безопасного пребывания ребенка в детском саду.

В каждой группе и у входа в детский сад должен быть оформлен уголок, посвященный оказанию доврачебной помощи ребенку.

Если возникла ситуация, угрожающая здоровью и жизни воспитанника, педагог должен выполнить следующие действия:

Оценить обстановку и создать для ребенка безопасные условия. Например, отключить электричество или переместить его с проезжей части на тротуар.

Проверить ясность сознания, задав вопрос или прикоснувшись к ребенку. При его отсутствии проверить наличие дыхания.

Если дыхание отсутствует, вызвать скорую помощь и до ее приезда провести сердечно-легочную реанимацию.

Если сознание отсутствует, но дыхание есть, ребенка нужно положить в устойчивое боковое положение. Это необходимо для поддержки проходимости дыхательных путей.

Если ребенок находится в сознании нужно провести осмотр на наличие повреждений и кровотечений. В зависимости от этого провести медицинские мероприятия.

Нужно обеспечить безопасное положение тела ребенка до приезда скорой и оказывать ему психологическую поддержку.

Если на момент происшествия рядом не было родителей или законных представителей, воспитатель может оказывать доврачебную помощь без их согласия. Если они находились рядом, то все действия педагог должен согласовывать с ними.

Транспортировка должна быть организована в соответствии со всеми требованиями безопасности.

Перемещение травмированного ребенка осуществляется одним из следующих способов:

При перемещении нужно следить за тем, чтобы состоянию ребенка ничего не угрожало. При использовании носилок нельзя идти в ногу, опускать и поднимать носилки нужно по команде. Выбирать положение необходимо исходя из состояния пострадавшего.

Воспитатель должен создать спокойную обстановку, не допустить возникновения паники. Нельзя кричать на детей или совершать агрессивные действия. Следует разговаривать с ребенком, чтобы он чувствовал поддержку, желательно комментировать действия, акцентировав внимание на их положительном эффекте. Необходимо успокоить ребенка, чтобы не ухудшать его состояние.

Во время оказания первой помощи воспитатель должен сохранять спокойствие и проанализировать ситуацию перед проведением необходимых мер. Дошкольный работник не имеет права самостоятельно назначать ребенку препараты и обрабатывать сложные раны. Все это находится только в компетенции специалистов.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Консульнация

Воспитатель:

Воронеж 2021

Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из приоритетных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОО.

Но так как большую часть времени дети проводят с воспитателем, в первую очередь на него возлагается эта обязанность. Если ребенок подавился куском пищи и не может дышать, получил серьезную травму или у него произошла внезапная остановка сердца, жизнь дошкольника зависит от педагога. В его силах оказать первую помощь до прибытия медицинских работников и тем самым спасти ребенка. Но педагог часто не знает, что делать, опасается ответственности за неправильные действия и полагается на медицинского работника. А что если медсестра отсутствует на рабочем месте в момент происшествия или ее вообще нет в штате дошкольной образовательной организации? Разберемся, как следует воспитателю поступать в подобных ситуациях и где заканчивается зона его ответственности.

Имеет ли право воспитатель оказывать первую помощь детям

Первая помощь оказывается с целью спасти пострадавшего – устранить угрозу его жизни, предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения. Каждый человек в России вправе оказать первую помощь пострадавшему в случае экстренной ситуации при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков1. Если человек не может этого сделать, он должен вызвать скорую медицинскую помощь, что тоже относится к мероприятиям первой помощи. Таким образом, воспитатель имеет право оказывать первую помощь, но при наличии соответствующей подготовки.

Специальную подготовку педагогам должен обеспечить работодатель за счет средств образовательной организации:

1. Период обучения – 1 раз в три года

2. Порядок, форму и оформление результатов обучения также определяет работодатель

Какие ситуации требуют оказания первой помощи.

С детьми случаются разные ситуации, но не все они находятся в зоне ответственности воспитателя и требуют оказания первой помощи. Есть ситуации, в которых необходима исключительно помощь врача.

Объем оказания первой помощи определенна законодательном уровне. Существует всего 8 неотложных состояний и 11 мероприятий по спасению жизни

4. Первую помощь оказывают только при состояниях, в которых есть непосредственная угроза жизни и здоровью, а именно:

остановка дыхания и кровообращения;

инородные тела верхних дыхательных путей;

травмы различных областей тела;

Таким образом, в ситуациях, когда ребенок жалуется на боли в груди и животе, у него высокая температура или иные состояния, которые не входят в этот перечень, воспитатель должен обратиться за медицинской помощью.

При неотложных состояниях предусмотрены следующие мероприятия первой помощи:

оценить обстановку и создать безопасные условия для оказания первой помощи;

вызвать скорую медицинскую помощь;

восстановить и поддерживать проходимость дыхательных путей;

определить признаки жизни у пострадавшего;

провести сердечно-легочную реанимацию;

остановить наружное кровотечение;

выявить признаки травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;

придать оптимальное положение тела пострадавшему;

контролировать состояние пострадавшего и оказывать ему психологическую поддержку;

передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.

Первую помощь согласно данному перечню необходимо оказывать в определенной последовательности

и варьировать в зависимости от состояния пострадавшего. Алгоритм действий педагога с учетом этой последовательности представлен в виде памятки.

Таким образом, ни применение лекарственных препаратов, ни обработка ран не входят в перечень

мероприятий первой помощи, и, значит, воспитатель не обязан это делать.

Решение о применении медикаментов – это фактически назначение лечения, которое требует определенных медицинских знаний. Такое право имеет врач или фельдшер. Воспитатель может только помочь ребенку принять лекарство, которое ранее назначил врач.

Обработка ран – дело хирурга, т. к. при осмотре ребенка может потребоваться остановка кровотечения,

зашивание раны и прочие хирургические действия. Что же касается поверхностных ссадин, то они не представляют угрозы для жизни и здоровья ребенка даже без их обработки.

Какую ответственность несет воспитатель за неоказание первой помощи

Воспитатель самостоятельно принимает решение об оказании первой помощи исходя из состояния

оставил без помощи воспитанника в опасном для его жизни или здоровья состоянии. Предусмотрено

также альтернативное наказание – штрафные санкции или лишение свободы до 1 года.

При этом если педагога обвиняют в несчастном случае, произошедшем с ребенком, но он оказал

ч. 1 ст. 61 УК РФ).

Кроме того, не является преступлением неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи. Согласно ст. 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАПРФ и ст. 1067 ГК РФ не наказывается причинение вреда в том случае, если им был устранен больший вред (например, если во время сердечно-легочной реанимации педагог надавил на грудную клетку и сломал ребро или порвал одежду, но при этом спас жизнь ребенку).

Повысить уровень знаний и качество оказания первой помощи поможет профессиональная подготовка и регулярная переподготовка педагогов.

В связи с тем, что эти знания и навыки не применяются каждый день, никто не застрахован от ошибки.

ВАЖНО Памятка для педагогов

1Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).

2Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.

3При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригады скорой медицинской помощи.

4Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений).

5Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовите скорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия: например, остановите кровотечение, наложите повязки и т.д.

Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: