Что такое правовой климат
Обновлено: 04.07.2024
Климат меняется, это очевидно. Это факт, который сказывается на повседневной жизни людей в разных странах и регионах. Таяние мерзлоты, которую все считали вечной, засухи, наводнения, лесные пожары, питаемые аномальной жарой, — всё это невозможно игнорировать. Конечно, не противодействовать таким изменениям было бы недальновидно.
Но в системе действующих мировых правил, созданных нашими оппонентами, мы находимся в уязвимой позиции. Единственный путь для России — добиваться лидерства в мировой климатической повестке, формируя новые смыслы, новые правила и условия взаимодействия. Возможно ли это? И что мы можем для этого предпринять?
Проблемы внутрироссийского восприятия климатической повестки
Одна из первостепенных задач — это преодоление наших внутристрановых проблем восприятия ситуации. Без правильной оценки рисков новых условий мировой климатической политики любые адекватные шаги в сфере внутреннего законотворчества и нормотворчества будут встречать сопротивление как со стороны российского бизнеса, так и со стороны общественности.
Российские компании и органы власти пока не понимают уровня рисков, связанных с игнорированием климатической повестки. Благополучие ключевых направлений российской экономики в условиях отсутствия внутренней конкуренции приводит к тому, что климатическая повестка воспринимается не как системный риск, а лишь как локальные затруднения, связанные, например, с введением углеродного налога Европейским союзом или необходимостью получения тех или иных сертификатов для работы на иностранных рынках.
Ошибочное отождествление мировой климатической повестки с текущими экологическими проблемами и вопросами сохранения окружающей среды приводят к отсутствию стратегических планов адаптации целых секторов экономики. Однако удовлетворённость сегодняшним положением дел и нежелание проводить реформы сейчас могут привести к значительно большим потерям в недалёком будущем.
Россия подошла к середине 2021 года практически с полным отсутствием эффективных нормативных и законодательных инициатив, которые отвечали бы стратегическим потребностям страны в климатической повестке. Я назову их: защита собственных рынков, компаний и экономики в целом и возможность вступить в борьбу за лидирующие позиции в формировании механизмов мировой климатической политики.
Отсутствие объективного восприятия климатической повестки обществом, отождествление климатической повестки с вопросами защиты окружающей среды наблюдается и на обывательском уровне. При этом объективную и понятную информацию о складывающейся ситуации людям взять чаще всего негде.
Результат — многочисленные спекуляции. Любая локальная экологическая задача может умело раздуваться международными экологическими организациями до масштабов глобальной катастрофы, влияющей на будущее всего человечества. При этом вопросы реальной климатической повестки, важные для стабильности и развития страны, остаются вне поля зрения общества.
Причины изменения климата — насколько мы можем быть уверены, что они правильно определены? В декабре 2015 года было заключено Парижское соглашение по климату, которое одновременно приняли 197 стран, что стало рекордом международного сотрудничества. Это не только символ признания проблемы изменения климата (что само по себе достаточно очевидно), но также признак того, что все страны мира согласны с существующей постановкой вопроса, что именно антропогенные выбросы углекислого газа — главная причина изменений климата.
Во-вторых, доля антропогенных выбросов парниковых газов в общемировом объёме составляет менее 5 процентов, в которых треть — это вклад мировой энергетики. А 95 процентов выбросов — это природные факторы.
Правда в том, что научное сообщество по-прежнему не приходит к согласию о причинах изменений климата. Мы по-прежнему больше не знаем, чем знаем. Можно сказать, что антропогенные выбросы СО2 как причина изменения климата — это наиболее приемлемая из известных в настоящее время версий. Но это не значит, что она истинна.
Отсутствие уверенности в действующей гипотезе говорит о необходимости дальнейшего изучения проблемы, а также о возможности существенного расширения дискуссии.
Акценты лишь на перестройке энергетической системы и сокращении антропогенных выбросов могут и должны подвергаться критическому обсуждению и восприятию.
Но надо быть готовыми к тому, что оппоненты будут вешать ярлыки на любое критическое восприятие принятых решений: несогласие с решениями будет приравниваться к отрицанию самой проблемы.
Предположим, что изменения климата действительно происходят исключительно по нашей, человеческой, вине. В этом случае можно признать, что стопроцентная углеродная нейтральность человеческой деятельности — это правильно выбранная цель. Однако стратегии её достижения могут быть разные.
Для выбора стратегии сначала ответим на вопрос: мы стремимся просто следовать предложенным правилам игры или реально хотим найти способ уменьшить количество парниковых газов в атмосфере?
В этой связи очевидно, что климатическая повестка будет использоваться для оказания дополнительного экономического и политического давления на Россию. Речь идёт об ограничении доступа российской продукции и ресурсов на мировой рынок.
При этом наблюдается очевидный конфликт интересов. Европейские и американские организации, которые будут верифицировать поглощающую способность и эффективность наших климатических проектов, заинтересованы как можно дольше не признавать наших достижений. Ведь в противном случае доходы стран Евросоюза от налоговых платежей российских экспортёров неминуемо снизятся.
Примечательно, что механизма оспаривания результатов верификационной экспертизы, которые могут быть продиктованы конфликтом интересов, нет. Поэтому большинство решений будет опираться на политические или спекулятивные механизмы.
В рамках пассивной стратегии Россия должна будет оперативно и решительно снизить добычу и потребление всего, что выбрасывает СО2. Это прежде всего топливо — нефть и газ. Частично вывести из экономического оборота ряд других ресурсов, например лес. Полностью перестроить большую часть производств.
Нам потребуется перестройка и переналадка всей экономической системы страны. Кто будет за это платить? Конечно, можно говорить, что за это будут платить компании или бюджет. Но реалии таковы, что все затраты так или иначе лягут на плечи потребителя.
Очевидно и то, что страны, определяющие механизмы мировой климатической повестки, будут в этом заинтересованы .
Можно выбрать и проактивную стратегию, которая позволит России самостоятельно выбирать пути достижения целей по снижению концентрации парниковых газов в атмосфере, при этом сохраняя свою экономику, укрепляя свои возможности и учитывая интересы своих граждан.
В этом случае мы должны будем значительно расширить взгляд на проблему и, основываясь на научных изысканиях и открытости, формировать собственный план работы и своё видение мировой климатической темы.
Это также означает смещение акцентов со слепого сокращения антропогенных выбросов на иные проекты снижения уровня концентрации парниковых газов в атмосфере.
Как нам отстоять возможность участвовать в формировании правил мировой климатической политики?
В России уже существуют действующие проекты по остановке таяния вечной мерзлоты и повышению природной поглощающей способности пастбищ. Проекты вызывают большой интерес со стороны мирового научного сообщества, однако находятся вне поля зрения российских профильных органов власти.
Тем не менее в отличие от проектов по сокращению техногенных выбросов СО2 они не столь затратные, но при этом одновременно способствуют и улучшению окружающей среды, и увеличению биоразнообразия.
Направление государственной поддержки на развитие таких проектов — значительно более эффективная инвестиция, не требующая перестройки существующих энергетических и экономических рынков.
Усилить учёт поглощающей способности российских лесов.
Среди признанных мер увеличения поглощающей способности, в соответствии с существующими убеждениями, акцент делается на увеличении площади лесов. Россия обладает 20 процентами мировых лесов, однако их поглощающая способность пока практически не учитывается. Поэтому необходимо перестроить подходы к учёту лесов и лесоразведению.
Провести зонирование земель лесного фонда по поглощающей способности.
Ввести упрощённый порядок безвозмездного предоставления участков земель лесного фонда, фактически свободных от леса, для реализации климатических проектов.
Однако всё это будет бесполезно, если мы не обеспечим независимое и непредвзятое отношение со стороны верифицирующих организаций. Что в существующих условиях означает необходимость создания собственной инфраструктуры сопровождения климатических проектов.
Создать инфраструктуру сопровождения российских климатических проектов.
Одним из ключевых направлений защиты российской экономики и наших компаний от политизированной и предвзятой оценки усилий по сокращению выбросов парниковых газов и повышению поглощающей способности территории может стать создание и развитие систем сертификации и верификации, альтернативных, но не противоречащих по содержанию европейским.
Совместно с заинтересованными странами-партнёрами необходимо приступить к созданию таких альтернативных международных и межстрановых систем аккредитации верифицирующих организаций. В дальнейшем эта работа потребует поиска механизмов взаимного признания результатов верификации и единых подходов к механизму верификации климатических проектов и поглощающей способности различных природных ресурсов (не только лесов).
Укрепить значение атомной энергетики.
Развитие внутренних методик и стандартов ESG-информирования.
Критики введения требований к раскрытию ESG-информации (англ. — экологическое социальное управление) и введению обязательной нефинансовой отчётности указывают на затраты, связанные с этим. Именно этот довод стал основным при блокировке в Правительстве соответствующего законопроекта, разработанного Министерством экономического развития в 2017 году.
Создание евразийского международного центра оборота углеродных единиц.
Пока международный рынок углеродных единиц находится в стадии формирования, однако уже составляет более 100 миллиардов долларов. В ближайшие годы он будет расти в геометрической прогрессии. Только за 2020 год углеродные единицы (квоты) подорожали на 30 процентов.
Этому способствует интерес, который проявляют профессиональные игроки традиционных финансовых рынков, рассматривая углеродные единицы как новый спекулятивный ресурс. Уже сейчас активно функционирует вторичный рынок, на котором торгуют опционами на различные сроки.
Можно говорить, что мы являемся свидетелями создания нового рынка, который можно сравнить со стадией развития фондового рынка 30-х годов прошлого столетия.
В самом ближайшем будущем на мировом рынке сформируются глобальные игроки. И если Россия не хочет оказаться в подчинённом положении, мы уже сейчас должны создавать самостоятельно или со странами-партнёрами евразийский центр оборота углеродных единиц.
Активизация научных исследований.
Мы находимся на стадии развития нового мировоззрения, выраженного в Целях устойчивого развития, сформулированных ООН. Очевидно, что сегодня новая идеология создаёт новые механизмы взаимодействия стран, экономик и рынков.
Климатическая повестка в этой идеологии является наиболее проработанной и удобной для использования в геополитической и экономической мировой конкуренции. Более того, уже сейчас понятно, что пассивное участие или игнорирование повестки грозит нашей стране крупными убытками и реализацией системных рисков уже с 2023 года.
Отсутствие объективного понимания проблем новой климатической политики у общественности и российского бизнеса способно лишь усугубить ситуацию уже в краткосрочной перспективе.
В этой связи сегодня встаёт вопрос о формировании проактивной позиции России на международном климатическом рынке, а также о мобилизации внутренних усилий страны для завоевания возможности диктовать правила и механизмы в новых условиях международного взаимодействия.
Увеличение в последние годы числа наводнений, засух, тайфунов и иных природных катастроф обусловило появление дискуссий о причинах глобального изменения климата, а также взаимосвязи между изменением климата и правами человека.
Д.А. Абезин,
А.П. Анисимов,
Увеличение в последние годы числа наводнений, засух, тайфунов и иных природных катастроф обусловило появление дискуссий о причинах глобального изменения климата, а также взаимосвязи между изменением климата и правами человека. На эту взаимосвязь уже обращают внимание международные организации, а в отдельных зарубежных странах появляется первая судебная практика по делам о защите прав человека в условиях глобального изменения климата. Аргументируется вывод о том, что климат должен стать новым объектом охраны окружающей среды, как это реализовано в ряде стран Содружества Независимых Государств, с разработкой мер по смягчению и адаптации к его изменениям. Это позволит повысить защищенность экологических прав человека.
Ключевые слова: климат, права человека, природные объекты, международное сотрудничество, Организация Объединенных Наций, судебная защита, парниковые газы, смягчение, адаптация.
Впервые вопрос о взаимосвязи прав человека и климата был поставлен в США. В декабре 2005 года племя инуитов, живущее в Арктике, подало прошение в межамериканскую Комиссию по правам человека (IACHR), в котором обвинило США в нарушении обязательств по защите прав человека. Они полагали, что государство нарушило свои обязательства и не предприняло эффективных шагов, чтобы снизить уровень выбросов парниковых газов. В своем прошении инуиты подробно описали воздействие возрастающих арктических температур на способность аборигенов обладать всем разнообразием прав человека, включая право на жизнь (тающий лед и вечная мерзлота делают передвижение членов племени более опасным); собственность (в результате таяния вечной мерзлоты рушатся здания, и жители вынуждены покидать свои дома); здоровье (пища ухудшается, так как сокращается численность животных, которые составляют основу рациона инуитов). В прошении указано на связь увеличения средних температурных показателей с возрастающим уровнем парниковых газов и с неудачами США в вопросе уменьшения их эмиссии. Инуиты требовали, чтобы США приняли ряд обязательных мер по ограничению эмиссии парниковых газов и сотрудничали с другими странами в этом вопросе на глобальном уровне, что облегчило бы положение племени. Прошению удалось привлечь внимание науки и общественности к серьезным эффектам глобального потепления, однако в удовлетворении заявленных требований было отказано [5, p. 482].
В других судебных делах истцы решили изменить тактику. Так, жители небольшой деревни Кивалина (США), населенной в основном индейцами, попытались добиться денежной компенсации, а не судебного запрета на выброс парниковых газов. Выживанию деревни угрожает эрозия земель, обусловленная воздействием волн и штормов на море на протяжении нескольких десятилетий. Жители Кивалины зависят от морского льда, который формируется на их береговой линии каждый год. В последние годы морской лед сформировывался позже, чем обычно, и разбивался ранее, чем ожидалось, был более тонким и менее обширным. Крупная эрозия и возможность будущих штормов разрушают землю, угрожают зданиям и инфраструктуре. Если деревню не переместить, очень скоро она может прекратить свое существование. Однако Девятый окружной суд США отклонил иск жителей Кивалины [9]. Таким образом, первые попытки увязать права человека и состояние климата потерпели неудачу, однако не сняли проблему с повестки дня.
В практическую плоскость этот вопрос перешел благодаря усилиям Республики Мальдивы — островного государства в Индийском океане, особенно уязвимого для последствий изменения климата. В ноябре 2007 года Мальдивы созвали конференцию небольших островных государств, которые решили попытаться провести переговоры для заключения нового соглашения о климате с большим пониманием эффектов влияния изменения климата на права человека. С этой целью они просили, чтобы офис верховного комиссара ООН по правам человека (Office of the U.N. High Commissioner for Human Rights) (далее — OHCHR) провел детальное изучение отношений между изменением климата и правами человека, и в марте 2008 года Мальдивы убедили Совет по правам человека инспирировать подготовку такого отчета. В отчете утверждается, что изменение климата не нарушает права человека. Это заключение выглядит весьма спорно. Очевидно, что OHCHR постарался избежать технических сложностей, а также политических последствий оглашения выводов о том, что страны нарушают законодательство о правах человека, просто выбрасывая в атмосферу парниковые газы. Самый большой недостаток отчета OHCHR состоит в том, что он очень мало говорит о содержании обязанностей государств относительно изменения климата. Однако в отчете высказана принципиально новая позиция в одном ключевом вопросе: заключение ясно дает понять, что эти обязанности не ограничены территориально. В частности, в отчете подчеркивается, что государства имеют международную обязанность сотрудничать, чтобы защитить права человека, и что эта обязанность особенно важна в части решения вопроса изменения климата, представляющего глобальную угрозу правам человека. Хотя это утверждение может показаться безвредным, оно, вероятно, было самым спорным в отчете, поскольку многие развитые государства долго сопротивлялись суждению, что у них есть обязательства по правам человека перед теми, кто не находится в пределах их территории и юрисдикции [5, р. 477—478].
В том же стиле высказываются и другие противники признания связи между состоянием прав человека и изменением климата. Они выделяют три теоретических проблемы, которые делают любое движение к основанной на правах человека защите климата непрактичным и неблагоразумным:
1) изменение климата — это очень сложная проблема охраны окружающей среды, характеризуемая совокупностью причинно-следственных связей между начальной деятельностью человека, в результате которой производятся выбросы парниковых газов, и возможными физическими воздействиями, которые могут последовать из этой эмиссии. Кроме того, нет особой уверенности относительно величины текущего и будущего изменения климата, особенно если учесть, что существует как естественное изменение климата, так и изменения, появившиеся под влиянием антропогенного фактора;
2) климатические изменения — это глобальное явление. Международный характер выброса парниковых газов и разбросанные по всему миру эмитенты выбросов — государственные и частные, богатые и бедные — затрудняет определение вклада каждого эмитента и государства в общий уровень выбросов;
3) климатические изменения являются долгосрочной проблемой. Эмиссия диоксида углерода в среднем остается в атмосфере приблизительно 100 лет. Соответственно, воздействия изменений климата сегодня вызваны не недавней эмиссией, а накопленными парниковыми газами за длительный период времени эмитентами, большинство из которых не знало о любом потенциально неблагоприятном будущем воздействии.
В этих аргументах есть некоторая логика, однако они не окончательны и, что еще более важно, отражают одномерное представление о потенциальных концептуальных связях между изменением климата и правами человека. Они основаны на предпосылке о том, что центральная цель закона о правах человека состоит в обеспечении защиты жертв нарушения определенных прав. Эта структура требует идентифицируемых нарушений и вреда, вызванного нарушением прав человека.
В настоящее время очень трудно доказать, что изменение климата влечет нарушение прав человека. Физические воздействия глобального потепления не могут быть легко классифицированы как нарушения прав человека не в последнюю очередь потому, что связанный с изменением климата вред часто не может быть четко приписан действиям или бездействию определенных государств. Кроме того, даже если ответственность и вред могут быть установлены, существующий закон о правах человека прежде всего касается действий правительства по защите своих собственных граждан и других лиц, живущих в пределах его территории и под его юрисдикцией.
Поэтому нет никакой пользы от наличия ответственности или методик возмещения вреда для ситуаций, являющихся результатом воздействия таких факторов, как изменение климата, где ответственность и вред в основном межнациональные. Однако гарантирование средств от нарушения определенных прав человека — не единственная потенциальная задача законов о правах человека. Права человека представляют собой не только юридические императивы, но и ряд других согласованных на международном уровне ценностей, вокруг которых общее действие может быть договорным и мотивированным. Таким образом, права человека должны не только являться способом требовать возмещения уже причиненного вреда, но и быть прогнозным средством поощрения развития и обеспечения качественного вклада в прочные, эффективные и стабильные стратегические ответы на обоих (национальном и международном) уровнях через смягчение и адаптацию. Прогрессивный смысл этого подхода состоит в том, что поиск соединения прав человека и изменений климата должен быть продолжен как представляющий большую современную ценность, хотя есть ясные теоретические трудности в применении основанных на правах человека решений в сфере изменения климата [6, р. 456—458].
Посредством выдвижения на первый план рассматриваемой проблемы о повышении защищенности климатических прав человека будет достигнута большая долгосрочная выгода от соединения прав человека и изменения климата, поскольку изменение климата демонстрирует, возможно лучше, чем какая-либо другая проблема, несоответствие существующего международного законодательства о правах человека развитию современного, глобализированного мира. Ясно, что само изменение климата непосредственно не затрагивает права человека. Скорее глобальное потепление обусловлено изменениями климата, что, в свою очередь, затрагивает и права человека. Таким образом, для повышения обеспеченности прав человека необходимо, чтобы международное сообщество возобновило к ним свой интерес и вывело экологические права на новый уровень международно-правовой защиты [6, р. 469].
Действительно, сложность доказывания причинно-следственных связей между выбросами парниковых газов, изменением климата и нарушением прав человека не должна оправдывать бездействие государств в части недостаточной защиты прав человека или слабого сотрудничества в вопросах охраны окружающей среды, включая преодоление последствий изменения климата. Исходя из этого, 28 марта 2008 г. Совет по правам человека ООН принял Резолюцию 7/231 по правам человека и изменению климата, в которой отметил, что изменение климата имеет большое значение для полного осуществления прав человека. На важность сотрудничества по вопросам климата обращалось внимание и в Итоговом документе Конференции ООН по устойчивому развитию Рио+20 2012 года, где выражалась обеспокоенность по поводу масштабов и серьезности негативных последствий изменения климата, которые не обошли стороной ни одну страну и которые подрывают усилия всех стран, в частности развивающихся, по обеспечению достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций 2000 года (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН
№ A/RES/52/2), и угрожают безопасности и самому существованию этих стран. Поэтому особое внимание обращалось на то, что борьба с изменением климата требует принятия безотлагательных мер в соответствии с принципами и положениями Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 года.
Признание климатических прав человека на международном и национальном уровне приведет к массовым судебным процессам по защите прав человека от негативных климатических изменений. К настоящему времени судебные слушания по искам об изменении климата проходят в рамках традиционного подхода, при котором причины или эффекты изменения климата не могут быть достоверно подтверждены мерами контроля и оценки воздействия, а правительственные правила или условия осуществления выбросов не могут сократить эмиссию парниковых газов. Есть ряд примеров, когда экологические организации бросали вызов разрешениям агентства с требованием обсудить воздействие разрешенной деятельности на изменение климата. Типичным примером является рассмотренное в Верховном Суде США дело Massachusetts v. EPA. В этом иске штат и экологические организации успешно оспорили отказ Управления по охране окружающей среды США (EPA) урегулировать выброс парниковых газов в соответствии с существующим установленным в законе порядком. В другом судебном деле о принятии стандартов выбросов парниковых газов в Калифорнии для новых транспортных средств автомобильные представительства бросили вызов надежности и уместности заключения эксперта-климатолога. Хотя в этом случае они не добились успеха, он является весьма иллюстративным как тип проблемы, которая может возникнуть при опытном научном свидетельстве эксперта о климате [4, р. 4].
1) предотвратить появление прямого или косвенного источника эмиссии парникового газа, например, обжалование разрешения строительства угольной электростанции (33% случаев смягчения и 14% общего количества дел);
3) обжаловать законы или правила агентств, требующих более строгих пределов эмиссии парниковых газов, например, иски, которые стремятся препятствовать тому, чтобы EPA регулировало эмиссию парниковых газов (35% случаев смягчения и 14% общего количества дел) [7, р. 39—40].
Таким образом, в ряде зарубежных стран (например, в США) развивается не только теория защиты прав человека от процессов глобального изменения климата, но и судебная защита таких прав. И пусть далеко не всегда истцам удается получить компенсацию или запретить выброс парниковых газов, данная тенденция означает постепенную наработку опыта и формирование критериев убедительности представляемых сторонами доказательств.
Одним из возможных путей развития судебной практики по делам о нарушениях прав человека глобальным изменением климата является указание на нарушение других прав человека, тесно связанных с климатическими правами. На такую тесную взаимосвязь уже неоднократно обращалось внимание в теории и на практике. Так, Мальдивы отмечали, что повышающийся уровень моря и другие эффекты изменения климата угрожают правам жителей ряда небольших островов. Право этих жителей на жизнь, например, было бы нарушено увеличением частоты и серьезности наводнений; их право на собственность было бы затронуто потерей домов и другого имущества из-за наводнений; их права на здоровье, еду, воду и жилье были бы нарушены возрастающей температурой воды; а коллективное право на самоопределение — окончательной потерей страны под водой [5, р. 486].
На аналогичную связь между изменением климата и правами человека обращали внимание и Маршалловы острова, отмечавшие, что повышение уровня моря и сокращение суши могут привести Маршалловы острова к прекращению их физической пригодности для жилья, что уже поднимает проблемы миграции, переселения, культурного выживания и суверенитета [6, р. 455].
Данная проблема поднималась и в российской юридической науке. А.М. Солнцев полагает, что изменение климата как экологическая проблема потенциально оказывает вредное воздействие на следующие права: право человека на достаточное жилище; право на достаточный жизненный уровень; право человека на доступ к воде. В России сейчас насчитывается несколько сотен тысяч экологических беженцев и вынужденных переселенцев [3, с. 122—126].
Это означает появление нового уровня международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды, климата и прав человека, которое рано или поздно будет востребовано в России и во всех остальных странах мира.
1. Абанина Е.Н. Защита права граждан на благоприятную окружающую среду при обращении прокурора в суд: вопросы теории и практики // Современное право. 2014. № 7.
3. Солнцев А.М. Современное международное право о защите окружающей среды и экологических правах человека. М ., 2013.
4. Engel K., Overpeck J. Adaptation and the courtroom: judging climate science // Michigan Journal of Environmental & Administrative Law. 2013. Vol. 3.
5. Knox J.H. Linking Human Rights and Climate Change at the United Nations // Harvard Environmental Law Review. 2009. Vol. 33.
6. Limon M. Human Rights and Climate Change: Constructing a Case for Political Action // Harvard Environmental Law Review. 2009. Vol. 33.
7. Markell D., Ruhl J.B. An Empirical Assessment of Climate Change in the Courts: A New Jurisprudence or Business as Usual? // Florida Law Review. 2012. Vol. 64.
8. Parker-Flynn J.E. The Intersection of Mitigation and Adaptation in Climate Law and Policy // University of California, Davis. 2014. Vol. 38.
9. Reese B. Too Many Cooks in the Climate Change Kitchen: The Case for an Administrative Remedy for Damages Caused by Increased Greenhouse Gas Concentrations // Michigan Journal of Environmental & Administrative Law. 2015. Vol. 4.
Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":
Аннотация
Изменение климата— неоспоримый факт, что очевидно из наблюдений за повышением глобальной средней температуры воздуха и океана, широко распространенным таянием снега и льда, повышением глобального среднего уровня моря. Потепление климатической системы Земли неблагоприятно сказывается на правах человека, в частности, под угрозой находятся право на здоровье, доступ к питьевой воде, достаточное питание и достойное жилище. Данная статья рассматривает влияние проблемы изменения на осуществление прав человека.
Abstract
Climate change is an indisputable fact nowadays. It is obvious from such phenomena as increasing of global average air and ocean temperatures , widespread melting of ice, and rising sea level. All these adversely affect on human rights, in particular, the right to health, access to clean water, adequate food and decent housing are under threat. This article examines the impact of climate changes on the issue of human rights.
В ряде узкоспециализированных договоров, принятых уже после Стокгольмской конференции, также подчеркивается необходимость защиты окружающей среды. К ним относятся Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания от 16 ноября 1974 года, где страны обязуются сотрудничать друг с другом ради сохранения природных ресурсов, Всемирная хартия природы 1982 года, определяющая меры по резервации генетического разнообразия, защите природы от последствий военных действий[3; с. 2] и другие.
В соответствии с Уставом ООН [3; ст. 2], Всеобщей декларацией прав человека [4; Преамбула] и другими международными документами по правам человека, государства обязаны сотрудничать в целях предотвращения нарушения прав человека, в то же время они должны принимать эффективные меры в борьбе с изменением климата, по смягчению данного явления или адаптации к его последствиям.
Совет ООН по правам человека признал, что экологические изменения, вызванные изменением климата, могут вмешиваться в реализацию основных прав человека, признанных международным правом, в том числе защищенных Международными пактами[5; Преамбула]. Последствия изменения климата уже сказываются как на отдельных индивидах, так и на группах людей.
Особенно уязвимы к последствиям изменения климата люди и народы, чей образ жизни неразрывно связаны с природой, а также прибрежные и низменные островные государства, которые не имеют экономических ресурсов для адаптации к тяжелым изменениям.
Связь между изменением климата и правами человека в настоящий момент не вызывает никаких споров. Основная задача состоит во введении правозащитного подхода к разработке и реализации эффективных и справедливого мер в отношении последствий климатических изменений[6; Преамбула]. Данный подход предполагает интеграцию норм, стандартов и принципов права прав человека в различных стратегиях в сфере изменения климата.
Однако даже при реализации этих решений есть угроза нарушения прав человека. Так, перемещение лиц, например, для строительства новой ГЭС, основанной на чистой энергии, может существенно влияет на их права, в том числе право на безопасное жилище, благоприятную окружающую среду, информацию. В данном случае, перед национальными государственными органами стоит задача обеспечить соблюдение основных норм о доступе к информации, уведомлении и предварительной консультации, компенсации и предоставлении альтернативного жилья. Восстановление лесных массивов может повлечь вмешательство в жизнь коренных народов и лесных жителей. Переход на биотопливо, вероятно, приведет к увеличению цен на еду (что, в принципе, происходит уже сейчас)[8; с. 247].
Кроме коренных народов, в особенности незащищенными в условиях изменения климата, оказываются также дети, женщины, внутренние переселенцы, беженцы и мигранты.
В беднейших регионах мир, как правило, женщины несут основную ответственность за сбор основных продуктов питания, воды для их семей. Засухи, вызванные изменением климата, осложнят их работу, так как при низкой влажности производство сельскохозяйственных культур снижается. Кроме того, нехватка продовольствия и воды будет вызывать систематические недоедания среди детей, также при таких условиях снижаются их шансы получить среднее образование.
Более того, в 2007 году было проведено исследование в 141 стране об особенностях влияния стихийных бедствий на здоровье населения. Основным выводом этого проекта было то, что гендерные различия в смертях от природных катастроф напрямую связаны с экономическими и социальными правами женщин [9, с. 27]. Действительно, женщины и дети во время таких событий умирают в 14 раз чаще, чем мужчины [10].
Вышеперечисленные права человека признаются всем международным сообществом и защищаются в основных международных документах, которые охватывают гражданские и политические права, такие как право на жизнь, свободу слова, вероисповедания, собственности. Они также включают в себя экономические, социальные и культурные права, такие как право на семью, образование, культуру, здравоохранение, свободу выбора места жительства и свободу передвижения, а также неприкосновенность жилища. Эти права являются универсальными и фундаментальными, и государства обязаны обеспечить их реализацию, а универсальные и региональные оргнизации по правам человека призваны контролировать данный процесс.
Относительно практики Европейского суда по правам человека нужно заметить, что, несмотря на то, что в Европейской конвенции по правам человека[14] отсутствует статья, посвящённая экологическим правам, Суд в своей практике рассматривает дела по защите данной группы прав, применяя иные статьи договора. Так, наиболее интересными являются дела Фадеева против Российской Федерации[15], Енерйилдиз против Турции [16], Ледяева и другие против Российской Федерации [17], Татар против Румынии [18].
Несмотря на то, что данные замечания и резолюции имеют только рекомендательный характер, все же мягкие меры порой оказываются эффективнее любых агрессивных действий. Поэтому уже то, что данную проблему вывели на международный уровень, само по себе является большим достижением.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, неисполнение международных норм по защите экономических, социальных и культурных прав человека усугубляются различными проявлениями последствий климатических изменений. В результате, самыми уязвимыми оказываются индивидуумы и группы индивидуумов, защита которых и так уже представлялась достаточно слабой. Именно поэтому, представляется целесообразным разработка соответствующих институтов или механизмов в рамках Рамочной Конвенции ООН по изменению климата, которые способствовали бы принятие во внимание интересов людей, народов или общин, чьи права так или иначе могут быть нарушены при реализации программ по мерам реагирования на последствия изменения климата.
Во-вторых, люди, живущие в наименее развитых странах и маленьких островных государствах, меньше всех приспособленных к условиям изменяющегося климата, находятся в наихудшем положении с точки зрения прав человека.
В-третьих, исполнение своих обязательств по соблюдению прав человека с учетом климатических изменений – первоочередная задача государств. И недопустимо оправдание нарушения прав человека мерами, предпринятыми для смягчения последствий природных катаклизмов или адаптации к данным условиям, права человека должны иметь приоритет.
Библиографический список
© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Климатическая доктрина Российской Федерации представляет собой систему взглядов на цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной политики Российской Федерации в отношении изменений климата.
Климатическая доктрина Российской Федерации представляет собой систему взглядов на цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной политики Российской Федерации в отношении изменений климата.
Стратегической целью политики Российской Федерации в области климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный (в т.ч. демографический) аспекты развития в условиях изменяющегося климата и возникновения соответствующих угроз и вызовов.
Основными принципами политики Российской Федерации в области климата являются:
– глобальный характер интересов Российской Федерации в отношении изменений климата и их последствий;
– приоритет национальных интересов в разработке и реализации государственной политики в области климата;
– ясность и информационная открытость политики Российской Федерации в области климата;
– признание необходимости действий как внутри страны, так и в рамках полноправного международного партнерства Российской Федерации в международных исследовательских программах и проектах.
– всесторонность учета возможных потерь и выгод, связанных с изменениями климата;
– предосторожность при планировании и реализации мер по обеспечению защищенности человека, экономики и государства от неблагоприятных последствий изменений климата.
Содержание политики Российской Федерации в области климата определяется задачами, которые подчинены достижению ее стратегической цели, и решаются с учетом особенностей Российской Федерации в контексте проблемы изменений климата.
Основными задачами политики Российской Федерации в области климата являются:
– укрепление и развитие информационной и научной основы политики Российской Федерации в области климата, включая всемерное усиление научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего максимальную полноту и достоверность информации о состоянии климатической системы, воздействиях на климат, его происходящих и будущих изменениях и их последствиях;
– разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата;
– разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат;
– участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.
Основные направления политики Российской Федерации в области климата включают:
– развитие нормативной базы, правовое обеспечение и организацию государственного регулирования в области изменений климата;
– развитие экономических механизмов, связанных с реализацией мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
– научное обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
– кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
– информационное обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
– международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат.
Значительная часть территории Российской Федерации находится в области максимальных (как наблюдаемых, так и прогнозируемых) изменений климата. Происходящие и ожидаемые изменения климата, в первую очередь негативные последствия этих изменений, оказывают существенное воздействие на социально-экономическое развитие страны в целом, жизнь и здоровье ее граждан.
К отрицательным последствиям ожидаемых изменений климата для Российской Федерации относятся, в частности: повышение риска для здоровья (увеличение уровня заболеваемости и смертности) некоторых групп населения; рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений, случаев опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы – в других; повышение пожароопасности в лесных массивах; деградация вечной мерзлоты с ущербом для строений и коммуникаций в северных регионах; нарушение экологического равновесия, вытеснение одних биологических видов другими; распространение инфекционных и паразитарных заболеваний; увеличение расходов электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населенных пунктов.
К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемых изменений климата, с которыми связан значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития, относятся, в частности: сокращение расходов энергии в отопительный период; улучшение ледовой обстановки и, соответственно, условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения; улучшение структуры и расширение зоны растениеводства, а также повышение эффективности животноводства (при выполнении ряда дополнительных условий и принятии ряда мер); повышение продуктивности бореальных лесов.
К преимуществу Российской Федерации, по сравнению со многими странами и регионами Земли, относится более высокий адаптационный потенциал страны в целом, который обеспечивают: большие размеры территории; наличие значительных водных ресурсов; относительно небольшая доля населения, проживающего на территориях, особо уязвимых к изменениям климата.
Исключительное, по сравнению с другими странами, разнообразие и масштабы изменений климата регионов Российской Федерации и его последствий для окружающей среды, экономики и населения является естественным следствием больших размеров территории и большого многообразия природных условий.
23 апреля 2009 года Климатическую доктрину РФ одобрил Президиум Правительства РФ.
17 декабря 2009 года помощник президента РФ Аркадий Дворкович сообщил, что Дмитрий Медведев подписал Климатическую доктрину РФ.
Читайте также: