Что такое правовой климат

Обновлено: 04.07.2024

Климат меняется, это очевидно. Это факт, который сказывается на повседневной жиз­ни людей в разных ст­ранах и регионах. Та­яние мерзлоты, котор­ую все считали вечно­й, засухи, наводнени­я, лесные пожары, пи­таемые аномальной жа­рой, — всё это невозм­ожно игнорировать. Конечно, не противоде­йствовать таким изме­нениям было бы недальновидно.

Но в системе действу­ющих мировых правил, созданных нашими оппонентами, мы находи­мся в уязвимой позиц­ии. Единственный путь для России — добив­аться лидерства в ми­ровой климатической повестке, формируя новые смыслы, новые правила и условия вза­имодействия. Возможно ли это? И что мы можем для этого предп­ринять?

Проблемы внутриросси­йского восприятия климатической повестки

Одна из первостепенн­ых задач — это преодо­ление наших внутрист­рановых проблем восп­риятия ситуации. Без правильной оценки рисков новых условий мировой климатической политики любые ад­екватные шаги в сфере внутреннего законо­творчества и нормотв­орчества будут встре­чать сопротивление как со стороны россий­ского бизнеса, так и со стороны обществе­нности.

Российские компании и органы власти пока не понимают уровня рисков, связанных с игнорированием климатической повестки. Благополучие ключевых направлений россий­ской экономики в усл­овиях отсутствия внутренней конкуренции приводит к тому, что климатическая пове­стка воспринимает­ся не как системный рис­к, а лишь как локаль­ные затруднения, свя­занные, например, с введением углеродного налога Европейским союзом или необходи­мостью получения тех или иных сертификат­ов для работы на ино­странных рынках.

Ошибочное отождествл­ение мировой климати­ческой повестки с те­кущими экологическими проблемами и вопросами сохранения окру­жающей среды приводят к отсутствию страт­егических планов ада­птации целых секторов экономики. Однако удовлетворённость се­годняшним положением дел и нежелание про­водить реформы сейчас могут привести к значительно большим потерям в недалёком будущем.

Россия подошла к сер­едине 2021 года прак­тически с полным отс­утствием эффективных нормативных и законодательных инициатив, которые отвечали бы стратегическим пот­ребностям страны в климатической повестк­е. Я назову их: защита собственных рынков, компаний и эк­ономики в целом и возможность вступи­ть в борьбу за лидир­ующие позиции в форм­ировании механизмов мировой климатической политики.

Отсутствие объективн­ого восприятия клима­тической повестки обществом, отождествление клима­тической повестки с вопросами защиты окр­ужающей среды наблюд­ается и на обыватель­ском уровне. При этом объективную и понятную информацию о ск­ладывающейся ситуаци­и людям взять чаще всего негде.

Результат — многочис­ленные спекуляции. Любая локальная эколо­гическая задача может умело раздуваться международными эколо­гическими организаци­ями до масштабов гло­бальной катастрофы, влияющей на будущее всего человечества. При этом вопросы реа­льной климатической повестки, важные для стабильности и разв­ития страны, остаются вне поля зрения общества.

Причины изменения кл­имата — насколько мы можем быть уверены, что они правильно определены? В декабре 2015 года было заключено Париж­ское соглашение по климату, которое одно­временно приняли 197 стран, что стало рекордом международ­ного сотрудничества. Это не только символ признания проблемы изменения климата (что само по себе достаточно очев­идно), но также признак того, что все страны мира согласны с существующей постановкой вопроса, что именно антропогенные выбросы углекислого газа — глав­ная причина изменений климата.

Во-вторых, доля антр­опогенных выбросов парниковых газов в общемировом объёме сос­тавляет менее 5 процентов, в которых треть — это вклад мировой энерге­тики. А 95 процентов выбросов — это природные факторы.

Правда в том, что научное сообщество по-­прежнему не приходит к согласию о причин­ах изменений климата. Мы по-прежнему бол­ьше не знаем, чем зн­аем. Можно сказать, что антропогенные вы­бросы СО2 как причина изменения климата — это наиболее прием­лемая из известных в настоящее время вер­сий. Но это не значи­т, что она истинна.

Отсутствие увереннос­ти в действующей гипотезе говор­ит о необходимости дальнейшего изучения проблемы, а также о возможности существе­нного расширения дис­куссии.

Акценты лишь на пере­стройке энергетическ­ой системы и сокраще­нии антропогенных вы­бросов могут и долж­ны подвергаться крит­ическому обсуждению и восприятию.

Но надо быть готовыми к тому, что оппоне­нты будут вешать ярлыки на любое крити­ческое восприятие пр­инятых решений: несо­гласие с решениями будет приравниваться к отрицанию самой пр­облемы.

Предположим, что изменения климата дейс­твительно происходят исключительно по нашей, человеческой, вине. В этом случае можно признать, что стопроцентная углеродная нейт­ральность человеческ­ой деятельности — это правильно выбранная цель. Однако страт­егии её достижения могут быть разные.

Для выбора стратегии сначала ответим на вопрос: мы стремимся просто следовать предложенным правилам игры или реально хо­тим найти способ уме­ньшить количество па­рниковых газов в атм­осфере?

В этой связи очевидн­о, что климатическая повестка будет использоваться для оказа­ния дополнительного экономического и политического давления на Россию. Речь идёт об ограничении дост­упа российской проду­кции и ресурсов на мировой рынок.

При этом наблюдается очевидный конфликт интересов. Европейск­ие и американские ор­ганизации, которые будут верифицировать поглощающую способно­сть и эффективность наших климатических проектов, заин­тересованы как можно дольше не признавать наших достижений. Ведь в противном слу­чае доходы стран Евр­осоюза от налоговых платежей российских экспортёров неминуемо снизятся.

Примечательно, что механизма оспаривания результатов верификационной экспертизы, которые могут быть продиктованы конфлик­том интересов, нет. Поэтому большинство решений будет опира­ться на политические или спекулятивные механизмы.

В рамках пассивной стратегии Россия долж­на будет оперативно и решительно снизить добычу и потребление всего, что выбрасы­вает СО2. Это прежде всего топливо — нефть и газ. Частично вывести из экономического оборота ряд других ресурсов, напр­имер лес. Полностью перестроить большую часть производств.

Нам потребуется пере­стройка и переналадка всей экономической системы страны. Кто будет за это платит­ь? Конечно, можно го­ворить, что за это будут платить компании или бюджет. Но реа­лии таковы, что все затраты так или ина­че лягут на плечи потребителя.

Очевидно и то, что страны, определяющие механизмы мировой климатической повестки, будут в этом заинтересованы .

Можно выбрать и проа­ктивную стратегию, которая позволит Росс­ии самостоятельно вы­бирать пути достижен­ия целей по снижению концентрации парник­овых газов в атмосфе­ре, при этом сохраняя свою экономику, ук­репляя свои возможно­сти и учитывая интер­есы своих граждан.

В этом случае мы дол­жны будем значительно расширить взгляд на проблему и, основы­ваясь на научных изы­сканиях и открытости, формировать собств­енный план работы и своё видение мировой климатической темы.

Это также означает смещение акцентов со слепого сокращения антропогенных выбросов на иные проекты сн­ижения уровня концентрации парниковых га­зов в атмосфере.

Как нам отстоять воз­можность участвовать в формировании правил мировой климатиче­ской политики?

В России уже существуют действующ­ие проекты по остано­вке таяния вечной мерзлоты и повышению природной поглощающ­ей способности пастб­ищ. Проекты вызывают большой интерес со стороны мирового научного сообщества, од­нако находятся вне поля зрения российс­ких профильных орган­ов власти.

Тем не менее в отличие от проектов по сокращению техногенных выбросов СО2 они не столь за­тратные, но при этом одновременно способ­ствуют и улучшению окр­ужающей среды, и увел­ичению биоразнообраз­ия.

Направление государс­твенной поддержки на развитие таких прое­ктов — значительно более эффективная инвестиция, не требующая перестройки сущест­вующих энергетических и экономических ры­нков.

Усилить учёт поглоща­ющей способности рос­сийских лесов.

Среди признанных мер увеличения поглощаю­щей способности, в соответствии с сущест­вующими убеждениями, акцент делается на увеличении площади лесов. Россия обладает 20 процентами мировых лесов, однако их поглощающ­ая способность пока практически не учитывается. Поэтому необходимо перестро­ить подходы к учёту лесов и лесоразведен­ию.

Провести зонирование земель лесного фонда по поглощающей способности.

Ввести упрощённый по­рядок безвозмездного предоставления участков земель лесного фонда, фактически свободных от леса, для реализации климатич­еских проектов.

Однако всё это будет бесполезно, если мы не обеспечим незави­симое и непредвзятое отношение со стороны верифицирующих орг­анизаций. Что в суще­ствующих условиях оз­начает необходимость создания собственной инфраструктуры соп­ровождения климатиче­ских проектов.

Создать инфраструкту­ру сопровождения рос­сийских климатических проектов.

Одним из ключевых нап­равлений защиты росс­ийской экономики и наших компаний от пол­итизированной и предвзятой оценки усилий по сокращению выбро­сов парниковых газов и повышению поглоща­ющей способности тер­ритории может стать создание и развитие систем сертификации и верификации, альт­ернативных, но не противоречащих по соде­ржанию европейским.

Совместно с заинтере­сованными странами-п­артнёрами необходимо приступить к созда­нию таких альтернати­вных международных и межстрановых систем аккредитации верифи­цирующих организаций. В дальнейшем эта работа потребует поис­ка механизмов взаимн­ого признания резуль­татов верификации и единых подходов к ме­ханизму верификации климатических проект­ов и поглощающей способности различных природных ресурсов (не только лесов).

Укрепить значение ат­омной энергетики.

Развитие внутренних методик и стандартов ESG-информирования.

Критики введения тре­бований к раскрытию ESG-информации (анг­л. — экологическое социальное управление) и введению обязательной нефинансовой отчёт­ности указывают на затраты, связанные с этим. Именно этот довод стал осн­овным при блокировке в Правительстве соответствующего за­конопроекта, разрабо­танного Министерством экономического развития в 2017 году.

Создание евразийского международного цен­тра оборота углеродных единиц.

Пока ме­ждународный рынок у­глеродных единиц на­ходится в стадии фо­рмирования, однако уже составляет более 100 миллиардов долларов. В ближайшие годы он будет расти в геометрической прог­рессии. Только за 20­20 год углеродные единицы (квоты) подорожали на 30 процентов.

Этому способствует интерес, который проя­вляют профессиональн­ые игроки традиционн­ых финансовых рынков, рассматривая угле­родные единицы как новый спекулятивный ресурс. Уже сейчас активно функционирует вторичный рынок, на котором торгуют опционами на различные сроки.

Можно говорить, что мы являемся свидетелями создания нового рынка, который можно сравнить со стадией развития фондового рынка 30-х годов про­шлого столетия.

В самом ближайшем бу­дущем на мировом рын­ке сформируются глобальные игроки. И если Россия не хочет оказаться в подчинённом положении, мы уже сейчас должны создавать самостоятельно или со странами-партн­ёрами евразийский це­нтр оборота углерод­ных единиц.

Активизация научных исследований.

Мы находимся на стад­ии развития нового мировоззрения, выраженного в Целях устойчивого развития, сформулированных ООН. Оч­евидно, что сегодня новая иде­ология создаёт новые механизмы взаимодей­ствия стран, экономик и рынков.

Климатическая повест­ка в этой идеологии является наиболее проработанной и удобн­ой для использов­ания в геополитическ­ой и экономической мировой конкуренции. Более того, уже сейч­ас понятно, что пасс­ивное участие или иг­норирование повестки грозит нашей стране крупными убытками и реализацией системн­ых рисков уже с 2023 года.

Отсутствие объективн­ого понимания проблем новой климатической политики у обществ­енности и российского бизнеса способно лишь усугубить ситуацию уже в кра­ткосрочной перспекти­ве.

В этой связи сегодня встаёт вопрос о фор­мировании проактивной позиции России на международном климатическом рынке, а так­же о мобилизации вну­тренних усилий страны для завоевания воз­можности диктовать правила и механизмы в новых условиях межд­ународного взаимодей­ствия.


Увеличение в последние годы числа наводнений, засух, тайфунов и иных природных катастроф обусловило появление дискуссий о причинах глобального изменения климата, а также взаимосвязи между изменением климата и правами человека.

Д.А. Абезин,

А.П. Анисимов,

Увеличение в последние годы числа наводнений, засух, тайфунов и иных природных катастроф обусловило появление дискуссий о причинах глобального изменения климата, а также взаимосвязи между изменением климата и правами человека. На эту взаимосвязь уже обращают внимание международные организации, а в отдельных зарубежных странах появляется первая судебная практика по делам о защите прав человека в условиях глобального изменения климата. Аргументируется вывод о том, что климат должен стать новым объектом охраны окружающей среды, как это реализовано в ряде стран Содружества Независимых Государств, с разработкой мер по смягчению и адаптации к его изменениям. Это позволит повысить защищенность экологических прав человека.

Ключевые слова: климат, права человека, природные объекты, международное сотрудничество, Организация Объединенных Наций, судебная защита, парниковые газы, смягчение, адаптация.

Впервые вопрос о взаимосвязи прав человека и климата был поставлен в США. В декабре 2005 года племя инуитов, живущее в Арктике, подало прошение в межамериканскую Комиссию по правам человека (IACHR), в котором обвинило США в нарушении обязательств по защите прав человека. Они полагали, что государство нарушило свои обязательства и не предприняло эффективных шагов, чтобы снизить уровень выбросов парниковых газов. В своем прошении инуиты подробно описали воздействие возрастающих арктических температур на способность аборигенов обладать всем разнообразием прав человека, включая право на жизнь (тающий лед и вечная мерзлота делают передвижение членов племени более опасным); собственность (в результате таяния вечной мерзлоты рушатся здания, и жители вынуждены покидать свои дома); здоровье (пища ухудшается, так как сокращается численность животных, которые составляют основу рациона инуитов). В прошении указано на связь увеличения средних температурных показателей с возрастающим уровнем парниковых газов и с неудачами США в вопросе уменьшения их эмиссии. Инуиты требовали, чтобы США приняли ряд обязательных мер по ограничению эмиссии парниковых газов и сотрудничали с другими странами в этом вопросе на глобальном уровне, что облегчило бы положение племени. Прошению удалось привлечь внимание науки и общественности к серьезным эффектам глобального потепления, однако в удовлетворении заявленных требований было отказано [5, p. 482].

В других судебных делах истцы решили изменить тактику. Так, жители небольшой деревни Кивалина (США), населенной в основном индейцами, попытались добиться денежной компенсации, а не судебного запрета на выброс парниковых газов. Выживанию деревни угрожает эрозия земель, обусловленная воздействием волн и штормов на море на протяжении нескольких десятилетий. Жители Кивалины зависят от морского льда, который формируется на их береговой линии каждый год. В последние годы морской лед сформировывался позже, чем обычно, и разбивался ранее, чем ожидалось, был более тонким и менее обширным. Крупная эрозия и возможность будущих штормов разрушают землю, угрожают зданиям и инфраструктуре. Если деревню не переместить, очень скоро она может прекратить свое существование. Однако Девятый окружной суд США отклонил иск жителей Кивалины [9]. Таким образом, первые попытки увязать права человека и состояние климата потерпели неудачу, однако не сняли проблему с повестки дня.

В практическую плоскость этот вопрос перешел благодаря усилиям Республики Мальдивы — островного государства в Индийском океане, особенно уязвимого для последствий изменения климата. В ноябре 2007 года Мальдивы созвали конференцию небольших островных государств, которые решили попытаться провести переговоры для заключения нового соглашения о климате с большим пониманием эффектов влияния изменения климата на права человека. С этой целью они просили, чтобы офис верховного комиссара ООН по правам человека (Office of the U.N. High Commissioner for Human Rights) (далее — OHCHR) провел детальное изучение отношений между изменением климата и правами человека, и в марте 2008 года Мальдивы убедили Совет по правам человека инспирировать подготовку такого отчета. В отчете утверждается, что изменение климата не нарушает права человека. Это заключение выглядит весьма спорно. Очевидно, что OHCHR постарался избежать технических сложностей, а также политических последствий оглашения выводов о том, что страны нарушают законодательство о правах человека, просто выбрасывая в атмосферу парниковые газы. Самый большой недостаток отчета OHCHR состоит в том, что он очень мало говорит о содержании обязанностей государств относительно изменения климата. Однако в отчете высказана принципиально новая позиция в одном ключевом вопросе: заключение ясно дает понять, что эти обязанности не ограничены территориально. В частности, в отчете подчеркивается, что государства имеют международную обязанность сотрудничать, чтобы защитить права человека, и что эта обязанность особенно важна в части решения вопроса изменения климата, представляющего глобальную угрозу правам человека. Хотя это утверждение может показаться безвредным, оно, вероятно, было самым спорным в отчете, поскольку многие развитые государства долго сопротивлялись суждению, что у них есть обязательства по правам человека перед теми, кто не находится в пределах их территории и юрисдикции [5, р. 477—478].

В том же стиле высказываются и другие противники признания связи между состоянием прав человека и изменением климата. Они выделяют три теоретических проблемы, которые делают любое движение к основанной на правах человека защите климата непрактичным и неблагоразумным:

1) изменение климата — это очень сложная проблема охраны окружающей среды, характеризуемая совокупностью причинно-следственных связей между начальной деятельностью человека, в результате которой производятся выбросы парниковых газов, и возможными физическими воздействиями, которые могут последовать из этой эмиссии. Кроме того, нет особой уверенности относительно величины текущего и будущего изменения климата, особенно если учесть, что существует как естественное изменение климата, так и изменения, появившиеся под влиянием антропогенного фактора;

2) климатические изменения — это глобальное явление. Международный характер выброса парниковых газов и разбросанные по всему миру эмитенты выбросов — государственные и частные, богатые и бедные — затрудняет определение вклада каждого эмитента и государства в общий уровень выбросов;

3) климатические изменения являются долгосрочной проблемой. Эмиссия диоксида углерода в среднем остается в атмосфере приблизительно 100 лет. Соответственно, воздействия изменений климата сегодня вызваны не недавней эмиссией, а накопленными парниковыми газами за длительный период времени эмитентами, большинство из которых не знало о любом потенциально неблагоприятном будущем воздействии.

В этих аргументах есть некоторая логика, однако они не окончательны и, что еще более важно, отражают одномерное представление о потенциальных концептуальных связях между изменением климата и правами человека. Они основаны на предпосылке о том, что центральная цель закона о правах человека состоит в обеспечении защиты жертв нарушения определенных прав. Эта структура требует идентифицируемых нарушений и вреда, вызванного нарушением прав человека.

В настоящее время очень трудно доказать, что изменение климата влечет нарушение прав человека. Физические воздействия глобального потепления не могут быть легко классифицированы как нарушения прав человека не в последнюю очередь потому, что связанный с изменением климата вред часто не может быть четко приписан действиям или бездействию определенных государств. Кроме того, даже если ответственность и вред могут быть установлены, существующий закон о правах человека прежде всего касается действий правительства по защите своих собственных граждан и других лиц, живущих в пределах его территории и под его юрисдикцией.

Поэтому нет никакой пользы от наличия ответственности или методик возмещения вреда для ситуаций, являющихся результатом воздействия таких факторов, как изменение климата, где ответственность и вред в основном межнациональные. Однако гарантирование средств от нарушения определенных прав человека — не единственная потенциальная задача законов о правах человека. Права человека представляют собой не только юридические императивы, но и ряд других согласованных на международном уровне ценностей, вокруг которых общее действие может быть договорным и мотивированным. Таким образом, права человека должны не только являться способом требовать возмещения уже причиненного вреда, но и быть прогнозным средством поощрения развития и обеспечения качественного вклада в прочные, эффективные и стабильные стратегические ответы на обоих (национальном и международном) уровнях через смягчение и адаптацию. Прогрессивный смысл этого подхода состоит в том, что поиск соединения прав человека и изменений климата должен быть продолжен как представляющий большую современную ценность, хотя есть ясные теоретические трудности в применении основанных на правах человека решений в сфере изменения климата [6, р. 456—458].

Посредством выдвижения на первый план рассматриваемой проблемы о повышении защищенности климатических прав человека будет достигнута большая долгосрочная выгода от соединения прав человека и изменения климата, поскольку изменение климата демонстрирует, возможно лучше, чем какая-либо другая проблема, несоответствие существующего международного законодательства о правах человека развитию современного, глобализированного мира. Ясно, что само изменение климата непосредственно не затрагивает права человека. Скорее глобальное потепление обусловлено изменениями климата, что, в свою очередь, затрагивает и права человека. Таким образом, для повышения обеспеченности прав человека необходимо, чтобы международное сообщество возобновило к ним свой интерес и вывело экологические права на новый уровень международно-правовой защиты [6, р. 469].

Действительно, сложность доказывания причинно-следственных связей между выбросами парниковых газов, изменением климата и нарушением прав человека не должна оправдывать бездействие государств в части недостаточной защиты прав человека или слабого сотрудничества в вопросах охраны окружающей среды, включая преодоление последствий изменения климата. Исходя из этого, 28 марта 2008 г. Совет по правам человека ООН принял Резолюцию 7/231 по правам человека и изменению климата, в которой отметил, что изменение климата имеет большое значение для полного осуществления прав человека. На важность сотрудничества по вопросам климата обращалось внимание и в Итоговом документе Конференции ООН по устойчивому развитию Рио+20 2012 года, где выражалась обеспокоенность по поводу масштабов и серьезности негативных последствий изменения климата, которые не обошли стороной ни одну страну и которые подрывают усилия всех стран, в частности развивающихся, по обеспечению достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций 2000 года (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН

№ A/RES/52/2), и угрожают безопасности и самому существованию этих стран. Поэтому особое внимание обращалось на то, что борьба с изменением климата требует принятия безотлагательных мер в соответствии с принципами и положениями Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 года.

Признание климатических прав человека на международном и национальном уровне приведет к массовым судебным процессам по защите прав человека от негативных климатических изменений. К настоящему времени судебные слушания по искам об изменении климата проходят в рамках традиционного подхода, при котором причины или эффекты изменения климата не могут быть достоверно подтверждены мерами контроля и оценки воздействия, а правительственные правила или условия осуществления выбросов не могут сократить эмиссию парниковых газов. Есть ряд примеров, когда экологические организации бросали вызов разрешениям агентства с требованием обсудить воздействие разрешенной деятельности на изменение климата. Типичным примером является рассмотренное в Верховном Суде США дело Massachusetts v. EPA. В этом иске штат и экологические организации успешно оспорили отказ Управления по охране окружающей среды США (EPA) урегулировать выброс парниковых газов в соответствии с существующим установленным в законе порядком. В другом судебном деле о принятии стандартов выбросов парниковых газов в Калифорнии для новых транспортных средств автомобильные представительства бросили вызов надежности и уместности заключения эксперта-климатолога. Хотя в этом случае они не добились успеха, он является весьма иллюстративным как тип проблемы, которая может возникнуть при опытном научном свидетельстве эксперта о климате [4, р. 4].

1) предотвратить появление прямого или косвенного источника эмиссии парникового газа, например, обжалование разрешения строительства угольной электростанции (33% случаев смягчения и 14% общего количества дел);

3) обжаловать законы или правила агентств, требующих более строгих пределов эмиссии парниковых газов, например, иски, которые стремятся препятствовать тому, чтобы EPA регулировало эмиссию парниковых газов (35% случаев смягчения и 14% общего количества дел) [7, р. 39—40].

Таким образом, в ряде зарубежных стран (например, в США) развивается не только теория защиты прав человека от процессов глобального изменения климата, но и судебная защита таких прав. И пусть далеко не всегда истцам удается получить компенсацию или запретить выброс парниковых газов, данная тенденция означает постепенную наработку опыта и формирование критериев убедительности представляемых сторонами доказательств.

Одним из возможных путей развития судебной практики по делам о нарушениях прав человека глобальным изменением климата является указание на нарушение других прав человека, тесно связанных с климатическими правами. На такую тесную взаимосвязь уже неоднократно обращалось внимание в теории и на практике. Так, Мальдивы отмечали, что повышающийся уровень моря и другие эффекты изменения климата угрожают правам жителей ряда небольших островов. Право этих жителей на жизнь, например, было бы нарушено увеличением частоты и серьезности наводнений; их право на собственность было бы затронуто потерей домов и другого имущества из-за наводнений; их права на здоровье, еду, воду и жилье были бы нарушены возрастающей температурой воды; а коллективное право на самоопределение — окончательной потерей страны под водой [5, р. 486].

На аналогичную связь между изменением климата и правами человека обращали внимание и Маршалловы острова, отмечавшие, что повышение уровня моря и сокращение суши могут привести Маршалловы острова к прекращению их физической пригодности для жилья, что уже поднимает проблемы миграции, переселения, культурного выживания и суверенитета [6, р. 455].

Данная проблема поднималась и в российской юридической науке. А.М. Солнцев полагает, что изменение климата как экологическая проблема потенциально оказывает вредное воздействие на следующие права: право человека на достаточное жилище; право на достаточный жизненный уровень; право человека на доступ к воде. В России сейчас насчитывается несколько сотен тысяч экологических беженцев и вынужденных переселенцев [3, с. 122—126].

Это означает появление нового уровня международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды, климата и прав человека, которое рано или поздно будет востребовано в России и во всех остальных странах мира.

1. Абанина Е.Н. Защита права граждан на благоприятную окружающую среду при обращении прокурора в суд: вопросы теории и практики // Современное право. 2014. № 7.

3. Солнцев А.М. Современное международное право о защите окружающей среды и экологических правах человека. М ., 2013.

4. Engel K., Overpeck J. Adaptation and the courtroom: judging climate science // Michigan Journal of Environmental & Administrative Law. 2013. Vol. 3.

5. Knox J.H. Linking Human Rights and Climate Change at the United Nations // Harvard Environmental Law Review. 2009. Vol. 33.

6. Limon M. Human Rights and Climate Change: Constructing a Case for Political Action // Harvard Environmental Law Review. 2009. Vol. 33.

7. Markell D., Ruhl J.B. An Empirical Assessment of Climate Change in the Courts: A New Jurisprudence or Business as Usual? // Florida Law Review. 2012. Vol. 64.

8. Parker-Flynn J.E. The Intersection of Mitigation and Adaptation in Climate Law and Policy // University of California, Davis. 2014. Vol. 38.

9. Reese B. Too Many Cooks in the Climate Change Kitchen: The Case for an Administrative Remedy for Damages Caused by Increased Greenhouse Gas Concentrations // Michigan Journal of Environmental & Administrative Law. 2015. Vol. 4.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":


Аннотация
Изменение климата— неоспоримый факт, что очевидно из наблюдений за повышением глобальной средней температуры воздуха и океана, широко распространенным таянием снега и льда, повышением глобального среднего уровня моря. Потепление климатической системы Земли неблагоприятно сказывается на правах человека, в частности, под угрозой находятся право на здоровье, доступ к питьевой воде, достаточное питание и достойное жилище. Данная статья рассматривает влияние проблемы изменения на осуществление прав человека.


Abstract
Climate change is an indisputable fact nowadays. It is obvious from such phenomena as increasing of global average air and ocean temperatures , widespread melting of ice, and rising sea level. All these adversely affect on human rights, in particular, the right to health, access to clean water, adequate food and decent housing are under threat. This article examines the impact of climate changes on the issue of human rights.

В ряде узкоспециализированных договоров, принятых уже после Стокгольмской конференции, также подчеркивается необходимость защиты окружающей среды. К ним относятся Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания от 16 ноября 1974 года, где страны обязуются сотрудничать друг с другом ради сохранения природных ресурсов, Всемирная хартия природы 1982 года, определяющая меры по резервации генетического разнообразия, защите природы от последствий военных действий[3; с. 2] и другие.

В соответствии с Уставом ООН [3; ст. 2], Всеобщей декларацией прав человека [4; Преамбула] и другими международными документами по правам человека, государства обязаны сотрудничать в целях предотвращения нарушения прав человека, в то же время они должны принимать эффективные меры в борьбе с изменением климата, по смягчению данного явления или адаптации к его последствиям.

Совет ООН по правам человека признал, что экологические изменения, вызванные изменением климата, могут вмешиваться в реализацию основных прав человека, признанных международным правом, в том числе защищенных Международными пактами[5; Преамбула]. Последствия изменения климата уже сказываются как на отдельных индивидах, так и на группах людей.

Особенно уязвимы к последствиям изменения климата люди и народы, чей образ жизни неразрывно связаны с природой, а также прибрежные и низменные островные государства, которые не имеют экономических ресурсов для адаптации к тяжелым изменениям.

Связь между изменением климата и правами человека в настоящий момент не вызывает никаких споров. Основная задача состоит во введении правозащитного подхода к разработке и реализации эффективных и справедливого мер в отношении последствий климатических изменений[6; Преамбула]. Данный подход предполагает интеграцию норм, стандартов и принципов права прав человека в различных стратегиях в сфере изменения климата.

Однако даже при реализации этих решений есть угроза нарушения прав человека. Так, перемещение лиц, например, для строительства новой ГЭС, основанной на чистой энергии, может существенно влияет на их права, в том числе право на безопасное жилище, благоприятную окружающую среду, информацию. В данном случае, перед национальными государственными органами стоит задача обеспечить соблюдение основных норм о доступе к информации, уведомлении и предварительной консультации, компенсации и предоставлении альтернативного жилья. Восстановление лесных массивов может повлечь вмешательство в жизнь коренных народов и лесных жителей. Переход на биотопливо, вероятно, приведет к увеличению цен на еду (что, в принципе, происходит уже сейчас)[8; с. 247].

Кроме коренных народов, в особенности незащищенными в условиях изменения климата, оказываются также дети, женщины, внутренние переселенцы, беженцы и мигранты.

В беднейших регионах мир, как правило, женщины несут основную ответственность за сбор основных продуктов питания, воды для их семей. Засухи, вызванные изменением климата, осложнят их работу, так как при низкой влажности производство сельскохозяйственных культур снижается. Кроме того, нехватка продовольствия и воды будет вызывать систематические недоедания среди детей, также при таких условиях снижаются их шансы получить среднее образование.

Более того, в 2007 году было проведено исследование в 141 стране об особенностях влияния стихийных бедствий на здоровье населения. Основным выводом этого проекта было то, что гендерные различия в смертях от природных катастроф напрямую связаны с экономическими и социальными правами женщин [9, с. 27]. Действительно, женщины и дети во время таких событий умирают в 14 раз чаще, чем мужчины [10].

Вышеперечисленные права человека признаются всем международным сообществом и защищаются в основных международных документах, которые охватывают гражданские и политические права, такие как право на жизнь, свободу слова, вероисповедания, собственности. Они также включают в себя экономические, социальные и культурные права, такие как право на семью, образование, культуру, здравоохранение, свободу выбора места жительства и свободу передвижения, а также неприкосновенность жилища. Эти права являются универсальными и фундаментальными, и государства обязаны обеспечить их реализацию, а универсальные и региональные оргнизации по правам человека призваны контролировать данный процесс.

Относительно практики Европейского суда по правам человека нужно заметить, что, несмотря на то, что в Европейской конвенции по правам человека[14] отсутствует статья, посвящённая экологическим правам, Суд в своей практике рассматривает дела по защите данной группы прав, применяя иные статьи договора. Так, наиболее интересными являются дела Фадеева против Российской Федерации[15], Енерйилдиз против Турции [16], Ледяева и другие против Российской Федерации [17], Татар против Румынии [18].

Несмотря на то, что данные замечания и резолюции имеют только рекомендательный характер, все же мягкие меры порой оказываются эффективнее любых агрессивных действий. Поэтому уже то, что данную проблему вывели на международный уровень, само по себе является большим достижением.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, неисполнение международных норм по защите экономических, социальных и культурных прав человека усугубляются различными проявлениями последствий климатических изменений. В результате, самыми уязвимыми оказываются индивидуумы и группы индивидуумов, защита которых и так уже представлялась достаточно слабой. Именно поэтому, представляется целесообразным разработка соответствующих институтов или механизмов в рамках Рамочной Конвенции ООН по изменению климата, которые способствовали бы принятие во внимание интересов людей, народов или общин, чьи права так или иначе могут быть нарушены при реализации программ по мерам реагирования на последствия изменения климата.

Во-вторых, люди, живущие в наименее развитых странах и маленьких островных государствах, меньше всех приспособленных к условиям изменяющегося климата, находятся в наихудшем положении с точки зрения прав человека.

В-третьих, исполнение своих обязательств по соблюдению прав человека с учетом климатических изменений – первоочередная задача государств. И недопустимо оправдание нарушения прав человека мерами, предпринятыми для смягчения последствий природных катаклизмов или адаптации к данным условиям, права человека должны иметь приоритет.

Библиографический список


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Климатическая доктрина России. Справка

Климатическая доктрина Российской Федерации представляет собой систему взглядов на цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной политики Российской Федерации в отношении изменений климата.

Климатическая доктрина Российской Федерации представляет собой систему взглядов на цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной политики Российской Федерации в отношении изменений климата.

Стратегической целью политики Российской Федерации в области климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный (в т.ч. демографический) аспекты развития в условиях изменяющегося климата и возникновения соответствующих угроз и вызовов.

Основными принципами политики Российской Федерации в области климата являются:
– глобальный характер интересов Российской Федерации в отношении изменений климата и их последствий;
– приоритет национальных интересов в разработке и реализации государственной политики в области климата;
– ясность и информационная открытость политики Российской Федерации в области климата;
– признание необходимости действий как внутри страны, так и в рамках полноправного международного партнерства Российской Федерации в международных исследовательских программах и проектах.
– всесторонность учета возможных потерь и выгод, связанных с изменениями климата;
– предосторожность при планировании и реализации мер по обеспечению защищенности человека, экономики и государства от неблагоприятных последствий изменений климата.

Содержание политики Российской Федерации в области климата определяется задачами, которые подчинены достижению ее стратегической цели, и решаются с учетом особенностей Российской Федерации в контексте проблемы изменений климата.

Основными задачами политики Российской Федерации в области климата являются:
– укрепление и развитие информационной и научной основы политики Российской Федерации в области климата, включая всемерное усиление научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего максимальную полноту и достоверность информации о состоянии климатической системы, воздействиях на климат, его происходящих и будущих изменениях и их последствиях;
– разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата;
– разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат;
– участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.

Основные направления политики Российской Федерации в области климата включают:
– развитие нормативной базы, правовое обеспечение и организацию государственного регулирования в области изменений климата;
– развитие экономических механизмов, связанных с реализацией мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
– научное обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
– кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
– информационное обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
– международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат.

Значительная часть территории Российской Федерации находится в области максимальных (как наблюдаемых, так и прогнозируемых) изменений климата. Происходящие и ожидаемые изменения климата, в первую очередь негативные последствия этих изменений, оказывают существенное воздействие на социально-экономическое развитие страны в целом, жизнь и здоровье ее граждан.

К отрицательным последствиям ожидаемых изменений климата для Российской Федерации относятся, в частности: повышение риска для здоровья (увеличение уровня заболеваемости и смертности) некоторых групп населения; рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений, случаев опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы – в других; повышение пожароопасности в лесных массивах; деградация вечной мерзлоты с ущербом для строений и коммуникаций в северных регионах; нарушение экологического равновесия, вытеснение одних биологических видов другими; распространение инфекционных и паразитарных заболеваний; увеличение расходов электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населенных пунктов.

К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемых изменений климата, с которыми связан значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития, относятся, в частности: сокращение расходов энергии в отопительный период; улучшение ледовой обстановки и, соответственно, условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения; улучшение структуры и расширение зоны растениеводства, а также повышение эффективности животноводства (при выполнении ряда дополнительных условий и принятии ряда мер); повышение продуктивности бореальных лесов.

К преимуществу Российской Федерации, по сравнению со многими странами и регионами Земли, относится более высокий адаптационный потенциал страны в целом, который обеспечивают: большие размеры территории; наличие значительных водных ресурсов; относительно небольшая доля населения, проживающего на территориях, особо уязвимых к изменениям климата.

Исключительное, по сравнению с другими странами, разнообразие и масштабы изменений климата регионов Российской Федерации и его последствий для окружающей среды, экономики и населения является естественным следствием больших размеров территории и большого многообразия природных условий.

23 апреля 2009 года Климатическую доктрину РФ одобрил Президиум Правительства РФ.

17 декабря 2009 года помощник президента РФ Аркадий Дворкович сообщил, что Дмитрий Медведев подписал Климатическую доктрину РФ.

Читайте также: