Российская правовая система как квази правовая система

Обновлено: 02.07.2024

Правовая система (не путать с системой права!) - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения и поведение людей. Это интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

Право - ядро и нормативная основа правовой системы; по его характеру судят о сущности правовой системы.

Элементы правовой системы:

  • право;
  • правотворчество;
  • правосудие;
  • юридическая практика;
  • нормативные правовые акты;
  • правоотношения;
  • субъективные права и обязанности;
  • правовые учреждения;
  • законность;
  • правосознание и др.

Исчерпывающий перечень дать трудно, т.к. правовая система сложное, многоуровневое, динамическое образование.

Блоки правовой системы:

  1. нормативный;
  2. правообразующий;
  3. доктринальный (научный);
  4. статистический;
  5. прав и обязанностей и др.

Ценность правовой системы - в системном подходе.

Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое.

Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Это - интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это "вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений".

Правовая система дает возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные ее компоненты. Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суд, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание, юридические доктрины и др.

Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система - сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов, правосубъектности и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы.

Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный (научный), статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного общества.

Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и немалые) аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни общества. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения. Преимущество названного подхода состоит в том, что, будучи предельно широким, он призван отразить в целостном виде общую панораму правового пространства - тот сложный юридический мир, в котором постоянно находятся, вращаются участники социального общения.

Это позволяет полнее, контрастнее выявить наиболее существенные корреляционные, субординационные и другие связи и отношения между целым и его частями, а также последних между собой, точнее определить место и роль каждого звена системы в общей работе всего правового механизма, находящегося в распоряжении государства. Поэтому интегративный подход к правовой системе - единственно возможный.

Естественно, что функционирование такой системы - сложнейший процесс. Поэтому современная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, как систему.

Правовая система и правовая надстройка различаются по своему содержанию, элементному составу, гносеологическим функциям, социальному назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными и иными факторами, генезису. Правовая система - более дробная и более дифференцированная категория; она многоэлементна, полиструктурна, иерархична.

Категория надстройки "раскрывает местоположение правовых явлений прежде всего в отношении экономического базиса; понятие же правовой системы служит главным образом для выражения внутренних связей, их организации, структуры" (В.Н. Кудрявцев, А.М. Васильев). Иными словами, если правовая надстройка как философская категория показывает, что первично и что вторично, подчеркивает детерминированность юридических явлений материальными и иными факторами, то правовая система фиксирует правовую реальность в иной плоскости - со стороны ее внутренней и внешней организации, структурных элементов, динамического состояния, механизма действия, эффективности. Она включает в себя весь юридический инструментарий, находящийся в распоряжении государства, отражает сферу, охватывающую все правовое в обществе.

Правовая система по своему содержанию шире, богаче, сложнее. Это то, что можно назвать юридической формой данного способа производства, данного общественного строя. Перед нами - правовая сфера жизни общества.

Роль права в правовой системе

Право, как уже подчеркивалось, - эпицентр правовой системы. Юридические нормы, будучи обязательными эталонами общественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие конструкции правовой системы, без которых она могла бы превратиться в простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере ослабленными.

Нормы права вместе с порождаемыми ими правоотношениями - это необходимые крепления, связки правовой системы. Но право - тоже система и притом наиболее устойчивая и дисциплинирующая, содержащая в себе четкие оценочные критерии. Это - базовая система в системе. Являясь первичными клеточками правовой системы, юридические нормы и составляют ее первооснову, придают ей жизненные силы. Именно через эти нормы достигаются прежде всего основные цели правового регулирования.

Право доминирует в правовой системе, играет в ней роль консолидирующего фактора, "центра притяжения". Все другие ее элементы являются фактически производными от права. И всякие изменения в нем неизбежно порождают изменения во всей правовой системе или, по крайней мере, во многих ее частях. Тем не менее это не тождественные понятия.

Конечно, в историко-политическом, общесоциологическом и общекультурном плане право и правовую систему нередко отождествляют, когда, например, рассматривают сравнительные типы права, национальные правовые системы различных стран (аналогично тому как в обыденной жизни не всегда проводят различие между обществом и государством, не вдаваясь в научное содержание этих терминов).

Конечные цели правового регулирования достигаются только с помощью всей совокупности юридических средств, находящихся в распоряжении государства, а не за счет отдельных из них, например правовых норм, санкций, субъективных прав и обязанностей, правоотношений и т.д. Поэтому важно, чтобы все звенья правовой системы работали четко и безотказно, активно выполняли свои функции.

Правовая система непрерывно меняется, однако ее составные части претерпевают изменения с разными скоростями, и ни одна из них не меняется столь же быстро, как другая. В то же время существуют некие постоянные, долго живущие элементы - принципы системы, которые присутствовали в системе всегда (даже в прошлые века) и будут такими же в течение еще долгого времени. Они придают необходимую форму и определенность целому.

Современная российская правовая система, как и американская, организована на федеральной основе. В каждом субъекте Федерации - своя правовая система, имеющая местные особенности и включающая в себя региональные нормы и институты. Свои правовые системы созданы в бывших союзных республиках - ныне суверенных государствах. В наше время наблюдается интенсивное сближение и взаимопроникновение различных правовых систем на основе обязательного для всех международного права и национальных особенностей каждой страны.

В Конституции РФ записано: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы" (ч. 4 ст. 15). Это и понятно - право любого государства тысячами нитей связано с международным правом как сгустком длительного коллективного опыта. Такое взаимодействие отражает современные мировые интеграционные процессы.

Правовая система России представляет собой совокупность различных элементов: традиций, правовых основ, социальных и психологических норм, правосознания.

В обобщенном смысле правовая система РФ — это целый организованный правовой мир с источниками, юридической основой и перспективой, нацеленной на будущее.

Существует мнение, что отечественная правовая система представляет собой уникальную культурную идентификацию. Однако данный вопрос вызывает множество споров и мнений из-за неоднозначности природы происхождения российского права.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Выделяют следующие гипотезы принадлежности российской правовой системы:

  • происходит из романо-германской правовой семьи;
  • является представителем социалистического права;
  • принадлежит к системе славянского законодательства.

Элементы, входящие в состав правовой системы

Система российского права отражает культуру правосознания граждан, общества и всего государства. Благодаря ей социальные сведения размещаются по нормам, отраслям и различным институтам. С помощью выстроенной структуры законодатель выбирает соответствующую норму права.

Виды связи между нормой, отраслью и институтом:

  • причинно-следственная, т.е. посредством одной нормы предусмотрена другая;
  • функциональная — субъективные права и обязанности подразумевают взаимосвязь между нормами и институтами;
  • внешняя — когда норма выступает как часть одного института;
  • внутренняя — обслуживает вертикальную и горизонтальную правовые структуры.

Правовая система обеспечивает стабильное правовое регулирование, которое осуществляется при реформах и выступает механизмом преемственности правового развития для следующего исторического этапа.

Самая большая составляющая часть системы отечественного права — совокупность правовых норм, направленных на регулирование отношений в обществе. Эта отрасль имеет ключевое значение.

В традиции романской правовой семьи отрасль содержит институты, представляющие собой правовые нормы, воздействующие на конкретный тип общественных отношений. Классификация институтов российской правовой системы:

  • отраслевой и межотраслевой;
  • регулятивный и охранительный;
  • простой и комплексный.

В. Н. Синюков, российский ученый-правовед, отмечает, что присущая российской системе комбинация методов и предметов правового регулирования формирует разнообразные законодательные структуры без каких-либо ограничений, а это характерно для немецкой и французской систем.

По этой причине, как считает Синюков, отрасли лишь условно делятся по императивному и диспозитивному методам; в то время как римское, т.е. классическое, деление на частное и публичное на практике не реализовалось в полной мере.

Российская правовая система выделяет следующие отрасли права:

  • конституционное;
  • уголовное;
  • гражданское;
  • уголовно-процессуальное;
  • гражданско-процессуальное;
  • аграрное;
  • земельное;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • семейное;
  • финансовое;
  • информационное;
  • авторское право и др. виды.

Первоисточники и источники права в Российской Федерации

Источники российской правовой системы:

  • Конституция;
  • федеральное законодательство;
  • конституционные законы;
  • законы федерального уровня;
  • указы и распоряжения Президента;
  • локальные акты;
  • международные акты.

Российская система права разделяет правовые акты в соответствии с четкой иерархией, которая проводится в соответствии с юридической силой нормативных документов. Существует вертикальная и горизонтальная схемы направлений:

  1. Для вертикальной иерархии характерно распределение норм в порядке от Конституции России до подведомственных актов. В такой классификации законы подразделяются на федеральные (распространяется на все области РФ и республики в составе страны) и региональные (действуют в конкретных субъектах РФ).
  2. Горизонтальное направление. Все акты равны по юридической силе, однако у них разная приоритетность в зависимости от определенных обстоятельств. Акты субъектов равны по юридической силе, но применимы лишь в пределах того или иного региона. Другой пример: при наличии двух актов с одинаковой силой один из них преобладает в конкретной сфере или по определенному вопросу, или при судебных спорах, если есть противоречия в правовых нормах закона — отраслевых или общих.

Конституция РФ

Акт обладает высшей юридической силой и находится на вершине иерархии правовой системы Российской Федерации. Ее действие распространяется на территории всей страны. Суды, принимая решение, обязаны опираться в первую очередь на Конституцию.

Федеральные конституционные законы

ФКЗ — законы, принятые по указанным в Конституции РФ вопросам или в федеральных конституционных законах.

Федеральные законы

Федеральные законы призваны регулировать узкие группы правовых общественных отношений. Закон содержит отношения, регулируемые нормами, также в них указывается цель принятия и прописаны субъекты, на которые распространяется закон.

Законы субъектов РФ

Законы субъектов РФ являются источниками права, принятыми законодательными органами власти субъектов РФ относительно вопросов общего или исключительного ведения. Их перечень закрепляется в Конституции. Законы субъектов принимают такие акты в случае, если тот или иной вопрос недостаточно урегулирован на федеральном уровне. Иными словами, субъекты в процессе принятия закона создают свою практику.

Подзаконный акт

Подзаконный акт является нормативным актом, принятым при исполнительно-распорядительной деятельности местных органов управления.

Международные акты

Международные договоры занимают особое место среди всех источников и классифицируются, исходя от уровня их заключения:

  • межгосударственные — договоры, заключенные именем РФ;
  • межправительственные — заключенные Правительством;
  • межведомственные — заключены именем федеральных органов исполнительных органов.

Другие нормативные правовые акты

Локальный правовой акт — тоже источник права. К ним относятся договоры с их общеобязательным характером исполнения для каждой стороны.

  • судебные прецеденты;
  • правовые обычаи.

Судебный прецедент

Судебный прецедент — это конкретное решение суда по определенному делу. В современной России он применяется как источник права только в тех случаях, если рассматриваются судебные акты, влияющие на содержание норм уже принятых законов. Правовые прецеденты получили широкое распространение в англо-саксонской системе.

Правовой обычай

Правовым обычаем признается правило поведения, сложившееся в правовой практике и получившее широкое распространение. Оно не установлено прямо в законе РФ, но его применение может быть регламентировано международными договорами или актами внутригосударственного характера. Является самым древним источником права.

Правовая система России представляет совокупность норм внутрироссийской системы права, норм международного права, ратифицированных в Российской Федерации, а также учений, идеологии и правоприменительной практики. Ввиду того, что российская правовая система относится к романо-германской правовой семье, главенствующую роль в РФ играют нормативно-правовые акты (НПА) в отличие от англо-саксонской семьи, где самыми важными источниками права являются судебные прецеденты. Правовой системе России присуща жесткая иерархичность НПА, которые отличаются друг от друга, прежде всего, по их юридической силе.

какая правовая система в России

  • Какая правовая система в России
  • Какие существуют отрасли права
  • По каким вопросам принимаются федеральные конституционные законы

Так как Российская Федерация является федеративным государством, то особенностью его правовой системы является наличие двух уровней: федерального и уровня субъектов РФ. Причем федеральное законодательство априори выше по юридической силе, чем законодательство субъектов федерации.

Федеральный уровень законодательства составляют следующие НПА:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры и соглашения Российской Федерации, ратифицированные в установленном порядке;
3. Законы о поправках к Конституции России;
4. Федеральные конституционные законы (ФКЗ);
5. Федеральные законы (ФЗ);
6. Акты Президента Российской Федерации;
7. Акты Правительства Российской Федерации;
8. Ведомственные НПА.

Конституция Российской Федерации– это НПА, обладающий высшей юридической силой на территории РФ; основа правовой системы России. Помимо выполнения своей юридической функции как регулятора общественных отношений, Конституция Российской Федерации – политический документ, декларирующий цели государства в различных сферах жизни общества, например, в социальной, экономической, культурной и т.д.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры и соглашения России являются, согласно положениям ст.15 Конституции Российской Федерации, составной частью российской правовой системы. Причем Конституция Российской Федерации устанавливает примат норм международного права перед национальным правом, закрепляя это положение в ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации.

Законы о поправках к Конституции Российской Федерации выделяются отдельным пунктом ввиду усложненного порядка их принятия, а именно: они требуют одобрения не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ. Кроме того, необходимо согласие 2/3 представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день - не менее 54 субъектов Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются по вопросам, на которые прямо указывает Конституция Российской Федерации, например, порядок принятия нового субъекта в состав России; введение чрезвычайного и военного положения и т.д. Их отличительными особенностями являются обладание большей юридической силой в отличие от федеральных законов, а также усложненный порядок принятия (одобрение не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ). Президент Российской Федерации правом вето в отношении ФКЗ не обладает.

Федеральные законы – основной вид НПА, которыми регулируются общественные отношения. ФЗ принимаются по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации, и вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов. Полный перечень данных вопросов закреплен в ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации. За принятие ФЗ должны проголосовать 50%+1 от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и 50%+1 от общего числа членов Совета Федерации РФ.

Акты Президента Российской Федерации. К данным подзаконным актам относятся указы и распоряжения. Они принимаются только по вопросам ведения РФ и не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

К актам Правительства Российской Федерации относятся постановления и распоряжения. Они принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, а также во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации. Если постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации будут противоречить НПА, обладающим большей юридической силой, они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

На уровне субъектов РФ действует следующая иерархия НПА:
1. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации – становой хребет правовой системы субъекта РФ, определяющий его правовой статус и систему законодательства;
2. Законы субъекта Российской Федерации – издаются по вопросам совместного ведения РФ и субъектов и по вопросам исключительного ведения субъектов. Они не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
3. Акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации – например, приказы и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ (губернатора); постановления Правительства субъекта РФ и т.д. Данные акты определяют порядок исполнения федеральных и региональных НПА.


В современном мире каждое государство имеет своё право. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями.

Объектом исследования в работе является правовая семья, структура относительно сходных правовых систем различных государств. Предметом же в этом изучении будут конкретные правовые семьи, о классификации которых будет сказано ниже.

Система как философское понятие - это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни. 1

собственно, право, как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках

активная сторона правосознания

судебная (юридическая) практика.

Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в "семьи".

Заслуживает поддержки подход западных компаративистов, отрицающих типологию правовых систем единственно по признаку их классовой сущности. При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права.

Теперь рассмотрим более подробно основные правовые семьи. Это: романо-германская; англосаксонская; исламо-иудейская; социалистическая и обычная.

1. Романо-германская правовая система (страны континентальной Европы, включая Россию, и Латинской Америки, Тур­ция, Таиланд, Япония и ряд бывших колоний - Габон, Нигер и др.). Общность происхождения этой системы заключается в том, что до XIII в. в Европе господствовали национальные обычаи германских и славянских народов, затем же развитие рыночных отношений привело к рецепции (заимствованию) и возрожде­нию развитого древнеримского частного права, что и дало на­звание этой системе. Другой особенностью является господство нормативных правовых актов, что позволяет формулировать предельно общие нормы. Такие нормы легко поддаются кодификации, отчего многие отрасли права имеют кодифицирован­ные законы (хотя, например, в Финляндии издают отдельные законы, и лишь в 1999 г. принята целостная Конституция). Стиль мышления юристов здесь носит дедуктивный характер - от общей нормы к отдельному случаю.

Таким образом, англосаксонская система формировалась не рационально и систематизировано, но эволюционно, через накопление отдель­ных решений. Стиль мышления юристов здесь индуктивный, от частного случая.

3. Исламо-иудейская правовая система (ряд исламских стран и Израиль). Это религиозная по своему происхождению система, и в силу большой общности ислама и иудаизма можно гово­рить о единой семье. Исторически здесь, в отличие, например, от христианских государств, не было деления права на светское и церковное (каноническое); все право считается религиозным. Все поступки подразделяются на обязательные, рекомендуемые, не рекомендуемые и запрещенные. Основным источником права является правовая доктрина, т. к. судебные дела решались не на основе священных текстов, а посредством юридических сочинений (правители не имели права на правотворчество). Хотя, конечно, Коран или Тора рассматриваются в качестве своего рода конституции; такова официальная позиция в Ливии или позиция религиозных партий в Израиле, не позволяющих принять конституцию страны. 4

4. Социалистическая правовая система (Вьетнам, Китай, КНДР, Куба, Лаос). Для этой системы, возникшей в советской России, характерны коммунистические идеи о постепенном от­мирании права, в переходный же период его сохранения - почти полная замена частного права публичным, т.е. господство метода юридической централизации. Основным источником права, как и в романо-германской системе, является нормативный пра­вовой акт, но без строгой иерархии законов и подзаконных актов. В странах этой системы наблюдается сращивание партий­ных органов с государственными.

5. Обычная правовая система (Мадагаскар, Папуа-Новая Гвинея). Для этой системы характерно продолжение господства правовых обычаев. Принимаемые законы повторяют нормы обычаев либо не работают из-за неприятия их традиционным правосознанием. Именно в двух названных странах применение обычаев наиболее легализовано, хотя они играют важную роль и в ряде иных стран.

В заключение следует отметить, что в современном мире правовые системы широко влияют друг на друга: в англосаксонской, исламо-иудейской и обычной системах растет число законов; в странах романо-германской системы усиливается роль материалов судебной практики; в социалистических странах становится все шире область частного права.

Список используемой литературы

4) Сюкияйнен А.Р. "Мусульманское право"., Москва 1986 г.

1  Лазарев В.В. "Общая теория права и государства"., Москва 1994 г. [с.11]

Читайте также: