Правовой обычай как источник избирательного права создается

Обновлено: 30.06.2024

Под источником права в данной работе будет подразумеваться внешний способ закрепления правовых норм (форма права), т. е. источник права в юридическом, а не в материальном или идеологическом смысле. Все существующие источники избирательного права можно подразделить на две большие группы: международные и внутригосударственные источники.

Изучение международно-правовых источников избирательного права, на наш взгляд, следует начать с рассмотрения классификации самих источников международного публичного права. Эта классификация частично изложена в ст. 38 Статута Международного суда ООН, принятого в Сан-Франциско 26 июля 1945 г.[53]:

1) общие принципы права – jus cogens;

2) договорные нормы;

3) обычные нормы;

4) акты международных конференций и международных организаций;

6) доктринальные нормы.

Договорные нормы, которые являются международными источниками избирательного права, содержатся в различных конвенциях, регулирующих избирательные правоотношения. Очевидно, что Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., устанавливающая в ст. 3 протокола №1 право гражданина на свободные выборы, является таким источником[57].

Таким образом, основные международные источники избирательного права – договорные нормы, судебные прецеденты и положения Всеобще декларации прав человека. Этот вывод основывается на анализе их юридической силы.

В зависимости от юридической силы источников, их можно классифицировать на обязательные и рекомендательные. Акты, имеющие обязательное значение, общеизвестны. Среди них, в первую очередь, необходимо выделить Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.[62], Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Основные международные источники избирательного права, в свою очередь, подразделяются на несколько групп. Так, в первую очередь международные договоры можно подразделить в зависимости от территории применения на универсальные, региональные и локальные. К универсальным актам можно отнести Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.[67]

Региональные источники – это источники, действие которых распространяется на определенные части земного шара. Среди них следует, в первую очередь, выделить Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенцию СНГ о правах и основных свободах от 26 мая 1995 г.[68], Американскую конвенцию о правах человека от 26 ноября 1969 г.[69], Африканскую хартию прав человека и народов от 26 июня 1981 г.[70], Хартию Европейского союза об основных правах от 7 декабря 2002 г.[71] и др. Прецеденты Европейского суда по правам человека также можно отнести к региональным источникам.

К локальным источникам можно отнести международные договоры, заключенные Российской Федерацией с ближайшими государствами-соседями. Так, локальным источником является Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства от 12 декабря 1999 г.[72], предусматривающий проведение всенародных выборов в Палату представителей Союзного государства.

Международные источники избирательного права можно также подразделить на общие и специальные. Общие источники – это такие источники (конвенции, акты международных организаций и пр.), которые не приняты исключительно для регулирования избирательных правоотношений. К числу общих источников можно отнести Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических от 16 декабря 1966 г.

Специальные источники – источники, устанавливающие исключительно принципы и стандарты избирательного права. В данный момент принята только одна специальная конвенция – Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г. (далее – Конвенция СНГ)[73]. Специальные источники имеют большое значение, так как они устанавливают не только принципы избирательного права, но и конкретные нормы, регулирующие избирательный процесс.

Внутринациональные источники избирательного права можно классифицировать по их юридической силе (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, законы, подзаконные акты и др.) и по территориальному критерию (федеральные, региональные, местные). Конституция РФ – основополагающий нормативный акт, обладающий высшей юридической силой и прямым действием на всей территории Российской Федерации. Следует отметить, что в действующей Конституции РФ, в отличие от прежних конституций советского периода, нет главы об избирательной системе, основных принципах избирательного права, что вызывает справедливые упреки со стороны ученых и практиков[74]. Конституция РФ содержит указание на то, что свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3), устанавливает цензы избирательного права (ч. 3 ст. 32, ч. 2 и 3 ст. 81, ч. 1 ст. 97) и принципы избрания Президента РФ (ч. 1 ст. 81). Между тем принципы избирательного права, которые должны соблюдаться при проведении любых выборов на территории России, нормативно в Конституции РФ не закреплены. Также в Конституции РФ не содержится закрытый перечень цензов избирательного права. Данное положение, на наш взгляд, создает условия для установления федеральным законодателем необоснованных цензов избирательного права. Таким образом, указанный пробел в Конституции РФ создает условия для умаления конституционных прав граждан.

Среди подзаконных актов следует, в первую очередь, выделить Положение о проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва, утвержденное указом Президента РФ от 19 апреля 2006 г. Акты ЦИК РФ, изданные в порядке делегированного правотворчества, также являются подзаконными. Таким актом является, например Временный порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, утвержденный Постановлением ЦИК РФ №41/353-6 от 5 октября 2011 г[82].

– возрастной ценз пассивного избирательного права;

– количество подписей, сбор которых необходим для регистрации кандидата, списков кандидатов;

– численность избирательных комиссий и порядок их формирования;

– порядок финансирования избирательных кампаний;

– выбор конкретной избирательной системы и др.

В уставах муниципальных образованиях уточняется:

– численный состав местного представительного органа;

– срок полномочий депутатов;

– численность избирательной комиссии муниципального образования;

– определяется выбор конкретной избирательной системы из числа предусмотренных региональным законом вариантов;

– может предусматриваться ценз неизбираемости к кандидатам на выборах глав муниципальных образований;

– решается вопрос об избрании непосредственно населением главы муниципального образования.

Вопрос об отнесении к источникам отечественного избирательного права обычаев решен законодателем, современной наукой и судебной практикой отрицательно. Фактически, только Конституция РСФСР от 10 июля 1918 г.[84] в ст. 66 устанавливала обязанность проведения выборов в обычном порядке. В дальнейшем законодатель отказался от данного источника избирательного права.

Спорен вопрос об отнесении к источникам избирательного права различных актов избирательных комиссий, содержащих общеобязательное толкование норм избирательного законодательства или имеющих сугубо рекомендательное значение (различные модельные законы). Также в отечественной науке неразрешенным является вопрос об отнесении к источникам избирательного права правовых позиций органов конституционного правосудия, постановлений пленумов Верховного Суда РФ. Мы не будем вдаваться в подробности спора, существующего в науке. Однако мы считаем, что необходимо отметить ряд положений.

Подавляющее большинство актов органов судебного конституционного правосудия, пленумов Верховного Суда РФ, ЦИК РФ имеет интерпретационный характер. Лишь в редких случаях Конституционный Суд РФ формулирует правовую позицию о необходимости установления новых норм права, предопределяя их содержание (так, в постановлении №26-П от 17 ноября 1998 г. Конституционный Суд РФ указал, что в федеральном законодательстве необходимо предусмотреть положения о допуске к распределению мандатов не менее двух партийных списков, получивших в совокупности не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании). Однако даже в этом случае Конституционный Суд РФ, по сути, не сформулировал новую норму права, а развил конституционные положения о проведении демократических выборов, отражающих волю большинства избирателей.

Читайте также: