В интерпретации семейной истории можно выделить категории

Обновлено: 02.07.2024

Как уже упоминалось выше, исторические параметры функционирования семейной системы касаются тех ее аспектов, которые имеют событийный исторический контекст, выявляемый при вертикальном срезе семьи.

Интерес к психологическим исследованиям семьи в вертикальной (межпоколенной) перспективе, связывающей актуальное семейное функционирование семьи с семейной историей и с опытом отношений в расширенных семьях, возник в 50-х годах XX века в западной психологии в рамках, прежде всего, психотерапевтической практики. В 1960-1970-х годах прошлого века выходит большое количество работ, посвященных изучению проблемы семейной истории и межпоколенной передачи информации в семье (Н. Аккерман, М. Боуэн, А.А. Шутценбергер, I. Boszormenyi-Nagy, J. Framo, G. Spark и др.). В фокусе внимания оказываются феномены межличностного взаимодействия и проблема передачи этих паттернов через поколения. F. Dolto, I. Boszormenyi-Nagy, G. Spark обнаружили, что неразрешенные конфликты, тайны, выбор профессии и т.д. передаются из поколения в поколение.

О связи качества эмоциональных отношений со значимыми близкими (главным образом с матерью) в раннем возрасте и особенностях человека, проявляющихся в дальнейшем в общении, семейной жизни, профессиональной деятельности, свидетельствуют исследования, выполненные в рамках теории привязанности. Основные принципы теории привязанности были сформулированы в работах Дж. Боулби и М. Эйнсворт в 70-80-х гг. прошлого века. В настоящее время наблюдается интенсивное расширение этой теории, в том числе выражающееся в ее выходе за пределы детского возраста и распространении на весь онтогенез. Согласно сторонникам данной теории (П. Криттенден и др.), чувствительность человека к определенному виду информации – когнитивной (интеллектуальной) или аффективной (эмоциональной), а также способность дифференцировать эти два вида информации и интегрировать их в целостную модель поведения и взаимоотношений с другими людьми зависит от качества привязанности между матерью и ребенком в раннем детстве. Причем в трактовке П. Криттенден, важную роль играет не собственно привязанность, а эффективность взаимодействия матери и ребенка, рассматриваемая через стратегии приспособления ребенка к материнскому поведению (Е.О. Смирнова, 1999). Таким образом, в рамках теории привязанности различия в индивидуальном опыте отношений с родителями являются ключом к пониманию особенностей поведения взрослого человека, в том числе в качестве брачного партнера. Большое значение при этом отводится стратегиям поведения, которые вырабатываются ребенком в отношениях с родителями и переносятся на взрослую жизнь. Родительская семья выступает значимым фактором, определяющим функционирование выросших в ней детей, однако по сравнению с подходами, ориентированными на изучение семейной истории, здесь акцент ставится на индивидуальные свойства супругов, а не на паттерны взаимодействия, передающиеся из поколения в поколение и определяющие характер супружеских отношений.

Ниже будут рассмотреныследующиеисторические параметры функционирования семейной системы: семейная история, семейный сценарий, семейный миф, семейная легенда.

Семейная история

Для межпоколенной передачи важно понятие скрытой (невидимой) лояльности семье. Оно является ключевым и означает ставшую бессознательной верность прародителям (И.Ю. Хамитова, 2004).

Семейный сценарий

Понятие о сценариях было проработано также в трансактном анализе. Э. Берн считал, что жизненные сценарии основаны на родительском программировании. Он углубил представления о сценариях, добавив в их описание влияние широкого социального контекста. При этом он акцентировал внимание на их достаточно раннем возникновении, связанном с детским выбором стратегии выживания в мире, а также на роли рассказываемых в детстве сказок и историй как основы предпочтения героя для неосознаваемой идентификации. Э. Берн определил жизненный сценарий как план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала. Эвристичным является использование его идеи о сценарии и контрсценарии.

Семейные сценарии всегда содержат повторения и могут касаться любых аспектов жизнедеятельности семьи:

  • супружеских отношений (в моей семье все женщины были несчастливы в браке, потому что мужья им изменяли);
  • денег (в нашей семье вместе с достатком всегда кто-то тяжело заболевал или умирал);
  • привязанности событий к определенному возрасту (я вышла замуж в 22 года, так же, как моя мама, бабушка и сестра);
  • профессиональной деятельности (все женщины в нашей семье работали в системе образования и сетовали на низкую зарплату, но ничего не меняли) и др.

Семейный миф

Мифологический семейный фон характеризуется некритичным отношением к нему членов семьи и служит для них вектором, определяющим построение социальных контактов вне семьи.

Этиология семейного мифа связана, как правило, с двумя факторами:

1) наличие в семейной истории семейной тайны, или какого-либо ненормативного кризиса – развода, измены, чьей-то смерти, естественное проживание которого в силу определенных причин было невозможным;

2) склонность семьи к процессам расщепления и отвержения чего-то неприемлемого, травмирующего.

Негативное воздействие семейных мифов выражается в том, что они препятствуют способности семьи приспосабливаться к изменениям внутренних или внешних условий ее жизнедеятельности, то есть делают семейную систему ригидной.

Семейная легенда

Легенда относится к жизни нуклеарной семьи, но со временем она может стать частью семейного мифа. Анализ ее содержания позволяет выявить семейные стрессоры, то есть факторы, дестабилизирующие семейную систему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

1. Аккерман Н. Семейный подход к супружеским расстройствам / Н. Аккерман // Семейная психотерапия / сост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2000. – С. 225–241.

2. Алешина, Ю.Е. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов / Ю.Е. Алешина, И.Ю. Борисов // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 14, Психология. – 1989. – № 2. – С. 44–53.

3. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

4. Антонов, А.И. Социология семьи : учеб. пособие / А.И. Антонов, В.М. Медков – М. : МГУ, 1996. – 302 с.

5. Бейтсон, Г. Экология разума: избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Г. Бейтсон. – М. : Смысл, 2000. – 476 с.

6. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы : Пер. с англ. – М. : Прогресс, 1988. – 400 с.

7. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. – 2-е изд. – М. : Академ. проект, 2006. – 232 с.

9. Бурняшев, М.Г. Социально-психологические аспекты полоролевой дифференциации и системной интеграции семьи : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / М.Г. Бурняшев. – Ярославль, 2003. – 204 л.

11. Вацлавик, П. Психология межличностных коммуникаций / П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон. – СПб. : Речь, 2000. – 298 с.

12. Велента, Т.Ф. Супружеские отношения в молодой семье при разных уровнях сплоченности супругов с родителями: дисс. …канд. психол. наук: 19.00.05 / Т.Ф. Велента. – Минск, 2008. . – 148 л.

13. Дружинин, В.Н. Психология семьи /В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2006. – 178 с.

14. Дымнова, Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской / Т.И. Дымнова // Вопр. психологии. – 1998. – № 2. – С.46–56.

15. Керр, М. Эмоциональная система / М. Керр, М. Боуэн // Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А.Я. Варги. – М., 2005. – С. 37–80.

16. Кратохвил, С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / С. Кратохвил. – М. : Медицина, 1991. – 336 с.

17. Куттер, П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей / П. Куттер. – СПб. : Б.С.К., 1998. – 115 с.

19. Минухин, С. Техники семейной терапии/ С. Минухин, Ч. Фишман. – М., 1998. – 304 с.

20. Николс, М. Семейная терапия: концепции и методы / М. Николс, Р. Шварц / пер. с англ. О. Очкур, А. Шишко. – М. : Эксмо, 2004. – 960 с.

21. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб: Речь, 2006. – 360 с.

23. Смирнова, Е.О. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) / Е.О. Смирнова, Р. Радеева // Вопр. психологии. – 1999. – № 1. – С. 105–116.

24. Уорден, М. Основы семейной психотерапии / М. Уорден – 4-е междунар. изд. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 256 с.

25. Фримен, Д. Техники семейной психотерапии / Д. Фримен. – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.

28. Холмогорова, А.Б. Научные основания и практические задачи семейной психотерапии/ А.Б. Холмогорова // Московский психотерапевтический журнал. 2002. № 1. С. 93–119.

29. Черников, А.В. Системная семейная терапия : Интегративная модель диагностики/ А.В. Черников. – М., 2001. – 208 c.

30. Шутценбергер, А.А. Синдром предков / А.А. Шутценбергер. – М., 2001. – 240 с.

31. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с

32. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия : учеб. пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб. : Речь, 2006. – 336 с.

33. Beavers, R. Successful families : assessment and intervention / R. Beavers, R. Hampson. – New York : Norton, 1990. – 327 p.

34. Biddle, B.J. Role theory: Concepts and research / B.J. Biddle, E.J. Thomas. – N.Y., etc. : Wiley & Sons, 1966. – 453 p.

35. Boszormenyi-Nagy, I. Invisible loyalties : Reciprocity in intergenerational family therapy / I Boszormenyi-Nagy, G. Spark. – New York : Brunner/Mazel, 1984. – 408 p.

36. Crittenden, P.M. Qualiti of attachment in the preschool years / P.M. Crittenden // Devel. Psycopatol. – 1992. – V. 4. – P. 209–241.

37. d’Aquili, E. (eds.). The Spectrum of Ritual: Biogenetic Structural Analysis/ E. d’Aquili, C. Laughlin, J. McManus. – New York: Columbia University Press, 1979.

38. Dolto, F. La cause des adolescents / F. Dolto. – Paris : R. Laffont, 1988. – 276 р.

40. Gehring, T. Family System Test (FAST) : manual / T. Gehring. – Seattle: Hogreff & Huber Publishers, 1998. – 126 p.

41. Haley, J. Problem-solving theraphy / J. Haley. – San Francisco: Jossey-Bass. – 1976.

42. Intensive family therapy: theoretical and practical aspects / ed. I Boszormenyi-Nagy, J. Framo. – New York : Brunner/Mazel, 1985. – 507 p.

43. Minuchin, S. Families and Family Therapy / S. Minuchin. –Cambridge, MA: Harvard University Press, 1974.

44. The Family System Test FAST: theory and application / ed. T. Gehring, M. Debry. – Philadelphia : Brunner-Routledge, 2001. – 293 р.

1) Гомеостаз (от греч. homoios – подобный и stasis – неподвижность) – процесс, за счет которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма.

После проведения ССТ дается его качественная и количественная оценка.

Определение уровня иерархии в семейной структуре основано на оценке раз­ницы в высоте фигур, обозначающих членов семьи. Оценка иерархии включает не только позицию и власть каждого члена семьи по отдельности и разницу между ними, но также и классификацию качества границ между поколениями.

Совокупность всех измерений сплоченности и иерархии дает возможность получить описание типов семейных структур. На основе измерений сплочен­ности и иерархии выделяют три типа семейных структур:

П сбалансированный — уровень сплоченности и иерархии средний;

П среднесбалансированный — средний уровень сплоченности сочетается с высоким или низким уровнем иерархии, либо средний уровень иерар­хии сочетается с высоким или низким уровнем сплоченности;

□ несбалансированный — оба измерения отмечаются крайним количе­ством баллов (высокая или низкая сплоченность и иерархия).

Классификация структур отношения может быть выполнена как на семей­ном уровне, так и на уровне различных подсистем. Данная типология позволя­ет получить простые описания семейных структур и разницу в их восприятии отдельными членами семьи, а также разницу между индивидуальными и груп­повыми репрезентациями.

Структуры семейных отношений определяются и формируются под влия­нием индивидуальных ценностей членов семьи и особенностей культуры того общества, в котором данная семья проживает. Таким образом, любая интер­претация должна принимать во внимание особенности более широкого кон­текста существования семьи.

Важную помощь при интерпретации семейных конструктов оказывают спонтанные замечания респондентов и обмен информацией между респонден­тами и экспериментатором. Привлекая внимание к некоторым характеристи­кам репрезентации или обсуждая различия между репрезентациями, можно получить важные данные для выдвижения системных гипотез. Кроме того, полезно наблюдение за невербальным поведением респондентов. Во время проведения тестирования важно обращать внимание на порядок, в котором расставляются фигуры, и налюбые изменения (замены), сделанные после рас­становки. Это может дать информацию о том, кто из членов семьи является центральной фигурой для респондента или насколько четко определены пози­ции в семье.

ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ

Генограмма

Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи как минимум в трех поколениях. В терапевтическую практику генограмма впервые была введена Мюррэем Боуэ-ном в 1978 году (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

Методика позволяет посредством построения диаграммы, отражающей исто­рию расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколе­ния в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профес­сиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на совре­менные поведенческие образцы, а также на отношения во внутрисемейных диадах и треугольниках. Генограмма дает возможность психотерапевту (исследо­вателю) и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и со­бытия семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе.

Генограмма имеет много общего с традиционными подходами к сбору дан­ных по истории семьи, но ее главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи. По сравнению с дру­гими формами исследовательской записи, генограмма позволяет постоянно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей. Наглядное представление взаимоотношений большого количества членов семьи и клю­чевых событий семейной истории облегчает психотерапевтическую работу. При построении генограммы практически вся семейная информация представля­ется графически, что позволяет исследователю (терапевту) быстро охватить сложные семейные паттерны.

Генограмма является богатым источником гипотез о том, как актуальные проблемы семьи могут быть связаны с семейным контекстом и историей раз­вития. Для терапевтических записей генограмма обеспечивает краткое резю­ме, позволяющее терапевту (консультанту), не знакомому со случаем, быстро воспринять большое количество информации о семье и получить представле­ние о ее потенциальных проблемах.

позволяет представить трудно сопоставимую информацию о семейной исто­рии в более удобной графической форме. Особенно важной эта методика ста­новится при размышлении терапевта (консультанта) о том, почему семья при­шла за помощью именно сейчас, а не годом раньше или позже. Что изменилось в семье? Что стало другим во внешних связях семьи? Что заставило семью ис­кать помощь в это особое время? В чем состоит пусковой момент кризиса? (Чер­ников А. В., 2001).

Описание методики

Впроцессе семейного консультирования и психотерапии сбор информации о семейной истории обычно проходит в контексте общего семейного интер­вью, и терапевт не может игнорировать проблему, с которой пришла семья. Поэтому конструирование генограммы должно быть частью более широкой задачи присоединения и помощи семье. Проводя интервью, терапевт двигает­ся от представленной проблемы к более широкому семейному и социальному контексту, от актуальной семейной ситуации к исторической хронологии се­мейных событий, от легких вопросов к трудным, провоцирующим тревогу, от очевидных фактов к суждениям о взаимоотношениях и затем к циркулярным гипотезам о семейном функционировании.

Генограмма выстраивается, как правило, в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Пред­полагается, что членам семьи интересны сведения о своих близких родствен­никах и прародителях.

В процессе построения генограммы терапевт (консультант) собирает сле­дующую информацию (Черников А. В., 2001):

2. Демографические данные: имена, пол, возраст членов семьи, продолжи­тельность брака, род занятий и образование членов семьи и т. д.

5. Недавние события и изменения в жизненном цикле семьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т. д.

6. Реакции семьи на важные события семейной истории: «Какова была реак­ция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван?

8. Другие значимые для семьи люди: друзья, коллеги по работе, учителя, врачи и т. д.

просы следует задавать особенно тактично и осторожно. Если семья выражает сильное сопротивление, то терапевт должен отступить и вернуться к ним по­зднее.

Возможны иные способы работы с генограммой. Так, например, психоте­рапевт может предложить каждому члену семьи с помощью основных обозна­чений, используемых для построения генограммы, изобразить графически свое представление о семье, то есть генограмма может быть составлена самими чле­нами семьи (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М, 2003). Не­редко такая генограмма отражает характерные структурные нарушения семей­ной системы.

Генограмма семьи: основные обозначения



На генограмме рядом с теми членами семьи, к которым это относится, мо­жет коротко помечаться важная информация, например: имена, образование, род занятий, серьезные заболевания членов семьи, место жительства на насто­ящий момент.

щие в разных частях семьи, не рассматриваются просто как диапазон слу' чайностей, а видятся скорее как взаимосвязанные системным способом. Отметим также, что важные события, вероятнее всего, случаются в опреде' ленное время, чем в другое. Особенно это касается того, что происходит в переходные периоды между стадиями жизненного цикла в семейной исто' рии. Симптомы группируются вокруг таких переходов, когда члены семьи лицом к лицу встречаются с задачей реорганизации своих взаимоотноше' ний друг с другом при переходе на новую фазу (см. параграф 2.3). Симп' томатическая семья “застревает” во времени и часто оказывается не в со' стоянии выйти из тупика путем изменения правил своего функционирова' ния, переструктурирования и движения. Изучение семейной истории мо' жет дать важные ключи к пониманию природы таких тупиков и прояснить, как симптомы могут появляться, консервируя некоторые стереотипы взаи' моотношений или защищая определенное “наследство” предыдущих по' колений.

Иллюстрируя системный подход к анализу семейной истории, мы исполь' зуем специальную форму записи информации — генограмму , разработан' ную для этих целей Мюррэем Боуэном. (Система используемых символов представлена в приложении 1; применение этого диагностико'терапевти' ческого инструмента описано в разделах 3.1, 3.2.) Генограмма помогает те' рапевту проследить “течение тревоги” через поколения и пересечение ее с текущим семейным контекстом.

Далее в этом разделе мы постараемся коротко суммировать категории, на которые терапевт опирается в системной интерпретации семейной ис' тории.

1) Порядок рождения, пол и разница в возрасте между детьми в семье

Исследования, проведенные Уолтером Тоуменом [Toman, 1976], показывают, что модели поведения людей во многом определяются тем, были ли они старшими, средними, младшими или единственными детьми в семье. Он изучал тысячи нормальных семей и неизменно обнаруживал, что люди, за' нимающие одинаковые позиции в семье по порядку рождения, имеют весь' ма близкие характеристики. Дискуссия на эту тему имеет давнюю историю и, хотя некоторые авторы спорят с ним по отдельным вопросам [Adler, 1958; Bank & Kahn, 1982; Ernst & Angst, 1983; Forer, 1976; Sutton'Smits & Rosenberg, 1970], точка зрения Тоумена является на сегодняшний день наи' более популярной [McGoldric, Gerson, 1985; Ричардсон, 1994].

Существует ограниченное число возможных ролевых позиций в семье в за'

висимости от количества детей, их пола и промежутка между их рождени'

72 Диагностика в системной семейной терапии

ем. И, хотя в настоящее время модели поведения, связанные с порядком рождения, претерпевают изменения вследствие социальных перемен, конт' роля над рождаемостью, женских движений, большого числа семей, повтор' но вступающих в брак, можно говорить о некоторых устойчивых различи' ях между ролевыми позициями детей. Стереотипы сиблинговых позиций не означают, что каждый должен быть именно таким. Однако они указыва' ют, что люди, родившиеся в семье в той или иной последовательности, чаще всего бывают именно такими. Анализ исключений из правил дает до' полнительную и очень ценную информацию о семье. Опишем коротко эти характеристики и их влияние на модели супружеских взаимоотношений.

Старшему ребенку в семье обычно больше других детей свойственны от' ветственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он склонен брать на себя часть родительских функций, заботясь о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни или потери родителей. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, про' должение семейных традиций, часто становится лидером. Рождение следу' ющего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обла' дании любовью матери и часто сопровождается ревностью к сопернику. Старшие дети, особенно мальчики, чаще других наследуют профессии отца и деда, и с ними семья в большей степени связывает успехи в карьере. Ак' цент на высокие достижения делает старшего ребенка более серьезным, стремящимся к совершенству и менее склонным к играм, чем другие. По' этому довольно распространенной психологической проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей и других автори' тетных фигур. Им трудно расслабиться и получать удовольствие от жизни.

Младшему ребенку больше свойственны беззаботность, оптимизм и готов' ность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он мо' жет так навсегда и остаться малышом. К его достижениям родители, как правило, относятся менее требовательно. И если старшие дети в семье не умирают или серьезно не заболевают, он меньше посвящает себя продол' жению дела семьи. “Положение младшего брата всегда чревато опасностью быть избалованным и остаться семейным ребенком. Он может стать арти' стом, или, как результат сверхкомпенсации, развить огромные амбиции и бороться за то, чтобы быть спасителем всей семьи” [Adler, 1970].

У младшего ребенка могут возникать проблемы с самодисциплиной и труд' ности в принятии решений, поскольку рядом всегда был кто'то старший и мудрый, чтобы позаботиться о его делах. Поскольку такой ребенок привык быть в семье самым маленьким, он знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывает манипулятивные пути дости' жения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать. Если в семье его чрезмерно опекали, то он может оказаться бунтарем и, выбирая партнером по браку старшего ребенка, бороться впоследствии против его

Основные параметры интегративной модели и диагностируемые проблемы 73

контроля. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно легок в обращении и популярен среди друзей.

Если вспомнить традиции средневековья, то земельный надел и замок дос' тавался старшему сыну, а младшие уходили искать счастья в крестовые по' ходы. Неслучайно также, что библейский блудный сын был младшим в се' мье. Из известных людей можно упомянуть, например, Уинстона Черчилля, Бориса Ельцина, Раису Горбачеву, у которых ярко выражены характеристи' ки старших детей. В свою очередь, младшими детьми были Грегори Бейт' сон, Элизабет Тейлор и Бернард Шоу, чье бунтующее поведение и остроум' ное высмеивание благовоспитанности и общественного порядка прекрасно соотносятся со стереотипом поведения младшего ребенка в семье.

Средний ребенок может демонстрировать характеристики как младшего, так и старшего или их комбинации. Однако часто средний ребенок, если только он не является единственной девочкой или единственным мальчи' ком в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль в семейной системе. Такие дети бывают лишены авторитета старших детей и спонтанности младших. Альфред Адлер, автор теории о комплексе неполноценности, сам будучи вторым сыном, писал: “Второй ре' бенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон — бо' рясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его дого' нит младший. ” [Adler, 1970].

Если семья многодетная, то характеристики средних детей во многом зави' сят от того, в группе каких детей они родились: среди младших или среди старших и какова разница в возрасте между ними. Промежуточная пози' ция средних детей стимулирует развитие у них социальных навыков. Они часто умеют вести переговоры и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами.

Единственный ребенок оказывается одновременно самым старшим и са' мым младшим в семье. В результате такие дети имеют многие свойства старшего ребенка, но могут сохранять в себе детские качества до зрелого возраста. Более чем какой'либо другой, единственный ребенок наследует характеристики родителя того же пола. Например, девочка, мать которой была младшей сестрой братьев, окажется более непостоянной и склонной к флирту, чем та, у которой мать была старшей сестрой сестер. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, как и на старшего, он обычно отличается в школе и в последую' щих областях приложения сил. Будучи исключительным фокусом внима' ния, единственные дети часто очень тесно привязаны к родителям на про' тяжении всей жизни и испытывают большие трудности в сепарации. Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, единственный ребенок

74 Диагностика в системной семейной терапии

уже в детстве может походить на маленького взрослого. Кроме того, он до' статочно комфортно будет чувствовать себя в одиночестве. Индира Ганди, второй премьер'министр Индии, является примером единственного ребен' ка. “Она выросла довольно изолированно и жила в присутствии старших людей, рано став доверенным лицом своего отца. Она явно имела чувство мессии и ответственности, что свойственно старшим детям, но как лидер, как это и свойственно единственному ребенку, была достаточно автори' тарной и вела скорее изолированное существование, будучи сама себе со' ветчиком” [McGoldric, Gerson, 1985].

Для близнецов параметры старший/младший ребенок также имеют значе' ния и проявляются в зависимости от того, в группе каких детей они роди' лись. Например, близнецы, имеющие старшую сестру/брата, будут действо' вать как младшие дети. Если родители подчеркивают, что один из них по' явился на свет раньше другого, то роли старший/младший, могут быть по' делены ими между собой. Близнецы показывают самые низкие результаты в тестах на интеллект по сравнению с детьми, занимающими другую пози' цию в порядке рождения. Возможно, это связано с тем, что они функцио' нируют как отдельная команда и меньше других ориентируются на взрос' лых и сверстников. Во взрослой жизни они испытывают сложности в раз' делении и обретении отдельной, собственной идентичности, особенно если они одного пола [Ричардсон, 1994].

Ребенок с особыми свойствами может изменить типично ожидаемые харак' теристики. Второй ребенок может функционировать как первый, если име' ет особые таланты или старший болен. С другой стороны, порядковая по' зиция ребенка может быть усилена, если его родитель того же пола имеет такую же порядковую позицию.

Большое значение имеют установки родителей относительно пола ребен' ка. В большинстве культур семьи обычно оказывают предпочтение сыновь' ям. Старшая сестра в семье может нести ответственность за воспитание младших детей и принимать на себя часть родительских функций, в то вре' мя как следующий за ней брат будет получать славу и высокие родитель' ские ожидания. В некоторых исследованиях утреждается, что хотя пред' почтительность сыновей уменьшается, существует большая вероятность, что семьи, в которых рождаются только девочки, будут продолжать попыт' ки, в то время как семьи, где есть только сыновья, остановятся на меньшем количестве детей [Broverman et al., 1972].

Что касается разницы в возрасте, то если она составляет более пяти'шести лет, каждый из детей по своим характеристикам будет приближаться к единственному ребенку, хотя к ним будут добавляться некоторые качества той позиции, к которой он ближе всего. Например, старшая сестра брата, которая на восемь лет старше его, будет скорее единственной дочерью, ка'

Основные параметры интегративной модели и диагностируемые проблемы 75

кова она и была на протяжении восьми лет, но в ее поведении будут за' метны и черты старшей сестры братьев. Чем меньше разница в возрасте, тем более вероятно, что дети будут вступать в конкуренцию за достиже' ния. Например, если между старшим братом и младшей сестрой разница всего в год, то наступит время, когда он будет бояться, что его опередит девочка, которая развивается быстрее.

Тоумен [Toman, 1976] утверждает, что для стабильного супружества боль! шое значение имеет то, в какой мере в нем повторяется положение, ко! торое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер. В связи с этим можно выделить комплементарный, некомплементарный и частично комплементарный браки. Тоумен полагает, что в комплементарном браке старшего и младшего ребенка супругам легче договориться и подстроиться друг под друга, так как они воспроизводят свой опыт взаимоотношений с братьями и сестрами (рис. 2.4.1). Они играют в браке комплементарные роли — один заботится, другой принимает заботу; один планирует, другой осуществляет эти планы; один хочет ходить на работу, другой предпочита' ет оставаться дома и т.д. Их связь тем прочнее и продолжительнее, чем больше отношения обоих партнеров напоминают их положение в семьях родителей.

Некомплементарный брак — это брак партнеров с одинаковой порядко' вой позицией в родительской семье (рис. 2.4.2). При прочих равных усло'

Семейная история, генограмма и вы: 7 скрытых влияний. Вы знаете мою любовь к истории в целом и составлению родословной в частности. Продолжаю шокировать родственников и после составления родословной – расширяя ее до генограммы. Это полезный инструмент, который может дать много информации о вас самих и ваших поступках. Что такое генограмма и как ее составить?

Семейная история, генограмма и вы: 7 скрытых влияний

Прежде всего, я хочу обратить ваше внимание на то, что построение генограммы – это дополнительный метод со слабой доказательной базой. Его результаты варьируются и весьма неточны. И этот метод имеет в первую очередь ценность как проецирование опыта семьи на свой опыт. Человек очень пластичен и ваше самочувствие и здоровье в первую очередь зависят от вас самих, а не от далеких предков. Списывать на них все свои проблемы – неправильно. Да, семейная история работает не только в негативную, но и в позитивную сторону. Ок? А теперь к делу!

Построение генограммы

Хороший материал для изучения и введения в генограмму – семейные традиции. Как браки заключать, как детей выкармливать и воспитывать, как больных лечить, список семейных праздников, привычка поздравлять открытками или отсутствие оной. Профессиональные предпочтения, умение-неумение делать карьеру.. .

Генограмма - это графическое изображение взаимотношений семьи, затрагивающее несколько поколений, обычно 3-4 поколения. Цель ее - показать внутрисемейные отношения и образцы поведения передаваемые между поколений, а также значимые и скрываемые фигуры и события, такие как насильственные смерти, аборты, самоубийства, болезни, профессиональные успехи и неудачи, а также внутрисемейные диады и треугольники.

Генограмма позволяет психотерапевту взгнянуть на семейную историю как на систему передачи образцов поведения в системе семьи на современные поведенчиские образцы. Найти те "склеты в шкафах" или артефакты, поведение и взаимоотношение которых бессознательно влияет на поведение и взаимоотношения клиента.

Семейная история, генограмма и вы: 7 скрытых влияний

Семейная история дает возможность узнать определенные стереотипы поведения и закономерности взаимодействия, которые повторяются из поколения в поколение. Изучение этого параметра было начато М. Боуэном, которому удалось показать, что от поколения к поколению в семейной истории происходит накопление дисфункциональных паттернов и это приводит к патологии членов семьи.

Семейную историю можно отразить с помощью генограммы. Существуют определенные закономерности, которые можно увидеть с помощью генограммы, например, по генограмме можно сделать предположение о выборе брачного партнера. Часто молодые люди ищут такие отношения, которые они пытались построить с родителем противоположного пола, но не смогли.

Данные генограммы позволяют выявить скрытые причины страхов, депрессий, склонности строить отношения на основе треугольника и т.д. Дело в том, что на вас может действовать то, что вы совсем не знаете. Патогенная непроговариваемость пагубна не столько тем, что поддерживает в ребенке различного рода неосведомленности, сколько тем, что сквозь нее проходит непреодолимая тревога родителей о том, что они скрывают.

Семейная история, генограмма и вы: 7 скрытых влияний

В психотерапии применяют также генограмму как проективную методику (Ф. Каслоу). В этом случае клиента просят нарисовать генограмму своей семьи (не семьи происхождения). Ф. Каслоу называет генограмму проективным инструментом для оценки семьи конкретного человека, дающим множество подсказок для определения целей и процесса психотерапии

Мы менее свободны, чем полагаем, но у нас есть возможность отвоевать свою свободу и избежать роковых повторений в нашей семейной истории, поняв сложные хитросплетения в собственной семье.

Метод генограммы может быть использован для анализа межпоколенческой передачи моделей определенных видов семейного поведения, в частности родительского и супружеского. Вы сможете проследить повторяющиеся события, стратегии поведения, различные тенденции в отношениях (например, продолжительность браков и др.). С помощью метода вы можете увидеть, какие факторы влияют на семейный сценарий. Давайте разберем несколько понятий из генограммы.

1. Ролевые ожидания и навязанные роли.

Семейная история, генограмма и вы: 7 скрытых влияний

2. Двойное принуждение.

3. Семейный миф

В семейной системе психические функции одного члена семьи обусловливают психические функции другого ее члена; происходит постоянное взаимное регулирование, а правила функционирования семейной системы бывают как явными, так и неявными, но главным обра зом неявными.

4. Семейный секрет

Если в поколениях накапливаются долги и несправедливости, новый член семьи уже при рождении нагружается тяжелым наследством. Р. Каес обращает внимание на роль памяти, индивидуальной и коллективной, благодаря которой существует история поколений и возможна передача между поколениями.

Таким образом, передача является историческим основанием, связывающим поколения. При этом у группы, как и у личности, есть тенденция устранять из памяти болезненные вещи, отвергать то, что может представлять угрозу для группы в целом и для связей внутри нее. Такое содержание подвергается вытеснению, отрицанию, превращению в секрет.

Секрет — это информация, которую запрещено знать, раскрывать, которую надо прятать. Если он раскроется, может нарушиться стабильность семейной системы. Но секрет передается, точнее, передается незнание, запрет на знание и знание незнания. Исследователи сравнивают передачу секрета с черной бутылкой, передаваемой из поколения в поколение, о которой надо заботиться, но нельзя ее раскрывать — там хранится опасная информация.

С. Тиссерон подробно описывает влияние секрета на психику ребенка. Все семейные секреты, какими бы прекрасными ни были намерения, их порождающие, всегда воспринимаются ребенком как насилие. Насилие, которое он не забудет никогда, которое повиснет тяжелым грузом над всей его психической жизнью и рикошетом скажется на его профессиональной, любовной и социальной жизни.

Семейная история, генограмма и вы: 7 скрытых влияний

5. Синдром предков.

6. Трансгенерационная передача.

Она происходит через несколько (иногда сильно удаленных друг от друга) поколений и базируется на невербальном языке. Чтобы понять механизм трансгенерационной передачи, надо вникнуть в суть семейных невербальных установок. К примеру, вы можете ничего не знать о своей прабабушке, потому что ни ваша мать, ни бабушка никогда ничего о ней не говорили.

Но подсознание гораздо внимательнее вас, оно не пропускает ни одного жеста-поступка, косвенно выдающего связь между каким-либо событием и вашей родственницей. Допустим, прабабушка овдовела в 31 год, через год после рождения ребенка. Причем каким-то образом она стала причиной гибели своего мужа и больше замуж не выходила. Разумеется, подробности трагедии в семье замалчиваются. И даже ваша бабушка может быть не в курсе того, что случилось с ее отцом. Но ровно через год после рождения вашей матери она разводится со своим мужем. И больше не выходит замуж.

Ваша мать в свою очередь теряет своего мужа — вашего отца. Будет ли неожиданным тот факт, что вы до сих пор не обрели семейное счастье или имели опыт неудачных отношений? Установки предков могут быть разными. Но как бы они ни звучали, всегда вызывают у человека высокую степень доверия. Ведь мы слышим их с самого раннего детства и от самых значимых для нас людей.

Особенно это касается случаев, когда родители, а также предшествующие поколения, перенесли в своей жизни серьезную психическую травму; информация об этом будет передаваться потомкам. Если это событие было психически переработано, символизировано, вписано в индивидуальную память как опыт, получивший статус прошлого, воспоминания, потомку передается не только содержимое травматического опыта, но и способы его психической переработки и совладания с ним, что оказывает влияние на индивидуальное развитие ребенка.

7. Эффект сильного слова (самосбывающееся пророчество)

Самоисполняющееся пророчество — это предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге неизбежно оказывается верным. Предсказание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение людей (к примеру, посредством страха или вследствие чувства логического противоречия) таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению предсказания.

Семейная история, генограмма и вы: 7 скрытых влияний

Разные генограммы

Можно сделать генограммы, которые прослеживают передачу и определенных паттернов реагирования.

Генограмма, фокусированная на чувствах, может помочь раскрыть причины этих решений и верований. Она может использоваться для сбора значительной информации в целом о чувствах в семье, и для ее завершения может потребоваться несколько сессий. Такая генограмма может включать ответы на следующие вопросы:

Какие чувства были преобладающими у каждого из членов Вашей семьи?

Какое чувство, настроение было преобладающим в вашей семье в целом? Кто создавал это настроение, кто был ответственным за него?

Какие чувства были наиболее частыми, а какие наиболее сильными?

Выражение каких чувств в семье было под запретом? Если табуированное чувство все же проявлялось, какое следовало наказание?

Что происходило при невысказанности чувств в семье?

Кто в семье знал, а кто не знал о том, что чувствовали другие?

Что случалось с Вами, когда Вы выражали запретное чувство или чувства?

Как Вы приспособились к жизни, испытывая такие, так сказать, нежелательные эмоции?

Пытались ли другие навязывать вам свое мнение в том, как и что Вы должны чувствовать?

Видели ли Вы когда-либо, как кто-нибудь терял контроль над его или её чувствами? Что тогда происходило? Страдал ли кто-нибудь конкретно от этого? Как именно?

Если в Вашей семье использовалось физическое наказание, какие чувства выражали при этом родители? А какие чувства были позволены детям?

Испытываете ли Вы чувства, которые не можете объяснить, но которые близки к тем чувствам, которые Вы испытывали в прошлом?

Вопросы о том, какие чувства были представлены в семье, какие чувства были приемлемыми или не приемлемыми, и как различные чувства выражались, объясняют историческую основу отношений. Например, партнер тогда может начать видеть, как определенные чувства всегда блокировались. И что отношения, которые, возможно, когда-то были функциональны и полезны, могут быть уже не функциональны сегодня.

Это в равной степени касается и такого социально неодобряемого чувства, как гнев. И в этом случае родительская семья – такой же сильный фактор в развитии этой системы взглядов, как и других. Дети многому научаются о гневе и конфликте по мере того, что они видят, или не в состоянии видеть, в поведении своих родителей. И силу этого влияния трудно преувеличить.

Когда партнер полагает, что определенные чувства нельзя переживать или выражать, применение соответствующей фокусированной генограммы может помочь раскрыть причину этого.

Генограмма, фокусированная на чувстве гнева (Генограмма Гнева) как раз и иллюстрирует эти влияния (DeMaria, Weeks, & Hof, 1999).


Она дает ответы на следующие вопросы:

Что такое, по-вашему, есть гнев?

Когда Вы рассержены, что это означает?

Когда Вы рассержены на своего супруга (партнера), что это означает?

Когда супруг рассержен, что это означает?

Когда супруг рассержен на Вас, что это означает?

Как Вы реагируете на гнев вашего супруга?

Как Вы реагируете на собственный гнев?

Как Вы даете знать своему супругу, что Вы в гневе?

Насколько долго обычно длится ваша рассерженность?

Какие еще другие чувства ассоциируются у Вас с гневом?

Как Ваши родители обращались с гневом, с конфликтом?

Видели ли Вы когда-нибудь своих родителей в гневе, или конфликте по отношению друг к другу?

Когда кто-то из членов вашей семьи (называется каждый) становились разозленными, как на это реагировали другие?

Как вы приспособились к гневу каждого из ваших родителей?

Когда кто-нибудь из родителей был рассержен на Вас, что Вы чувствовали, и что делали?

Когда Вы становились рассерженным, кто выслушивал Вас, или был в состоянии выслушивать? Кто нет?

Как члены вашей семьи реагировали, когда Вы становились сердитыми?

Кому позволялось, а кому не позволялось сердиться в вашей семье?

Какое у Вас есть лучшее/худшее воспоминание о гневе в вашей семье?

Пострадал ли кто-нибудь серьезно в вашей семье в ситуации, когда кто-то другой был в гневе?

Вопросы генограммы часто показывают разницу неких образцов родительских семей обоих партнеров, и связанное с этим ощущение комфорта от интенсивности выражения эмоций.

Автор: Андрей Беловешкин

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

006-18 (700x466, 142Kb)

Каждый из нас, хочет он того или нет, является потомком своего Рода, членом семьи своих предков, элементом собственной семейной системы.

Принадлежность к семейной системе - один из очень важных и значимых ресурсов человека, повышающий успешность и эффективность его жизни.

Согласно подходу Берта Хеллингера, каждый человек является частью определенной семейно-родовой системы .

Будучи частью системы, человек включен в некоторое системное семейно-родовое взаимодействие, оказывающее значительное влияние на всю его жизнь и судьбу. Это взаимодействие может быть структурно описано категориями и порядками общей теории систем.

Внутри каждой семейно-родовой системы действуют определенные законы, по которым она живет и развивается .

Один из семейных терапевтов первого поколения М. Боуэн в 1978 г. разработал метод построения генограммы, с помощью которой человек может отобразить людей, составляющих историческое прошлое и настоящее своей семьи.

Цель заключается в том, чтобы помочь людям воспринять их настоящую и будущую систему межличностых взаимоотношений как нечто, что они могут продолжать осознанно и продуманно строить, объединяя семью своего происхождения со своей созданной ими семьей.

Методика “Генограмма” используется для анализа хода семейной истории, стадий развития семьи, паттернов взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение, и событий, предшествующих кризису семьи и обращению за психологической помощью.

ГЕНОГРАММА: ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ.

Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи как минимум в трех поколениях.

В терапевтическую практику генограмма впервые была введена Мюррэем Боуэ-ном в 1978 году (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

Для того чтобы составить генограмму, необходимо провести опрос всех членов семьи. Затем вы можете использовать специальные символы генограммы, чтобы создать диаграмму, которая будет документировать историю вашей семьи.

Генограмма показывает, как в данной семье люди связаны друг с другом, и может содержать такую информацию, как: имена, фамилии, даты рождения, бракосочетаний, разводов и смерти (если в раннем возрасте, то причину смерти), образование, род занятий, профессии, тяжелые заболевания, страна проживания, религия.

ГЕНОГРАММА – это графическое изображение всех членов семьи человека, которая описывает происходящие важные события.

Анализ генограммы позволяет выявить повторяющиеся в системе события, даты (“синдром годовщины”), распознать наследственные семейные болезни, а также негативные эмоциональные паттерны (модели) и паттерны отношений, личностные характеристики и семейные верования, передающиеся из поколения в поколение.

Методика позволяет посредством построения диаграммы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на современные поведенческие образцы, а также на отношения во внутрисемейных диадах и треугольниках. Генограмма дает возможность специалисту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе.

ГЕНОГРАММА: ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ.

Дети обозначаются по старшинству слева направо.

Полноценная генограмма должна включать в себя от 3 до 7 поколений.

Кто из членов семьи должен быть включен в генограмму:

● родные и сводные братья и сестры
● мать, отец, первые партнеры родителей
● родные дяди и тети
● предыдущие и нынешние партнеры, мужья (жены)
● дети (родные, приемные, усыновленные, абортированные)
● бабушки, дедушки (иногда их братья или сестры, если у них выдалась особенно тяжелая судьба)
● прабабушки и прадедушки (иногда до 5-7 колена), если случились особенно тяжелые события внутри семьи)
● интегрированные в систему лица (няни, кормилицы, человек, оказавший большое влияние на жизнь семьи, например, оставивший наследство)

Исследуйте свою семейную историю. Сначала запишите все, что знаете лично вы. Когда вы исчерпаете свои собственные знания, начните говорить с членами семьи. Задайте вопросы о семейных отношениях и существенных событиях. Делайте записи, примите все сказанное к сведению.

● Будьте внимательны, ведь эти обсуждения, возможно, могут оказаться трудными для некоторых членов семьи.

● Будьте готовы выслушать уйму историй. Истории являются наилучшим средством для запоминания и хранения информации - поощряйте это, слушайте внимательно, открыто задавайте вопросы, которые мотивируют особу раскрыть больше информации.

● Возможно, вы также сможете найти информацию через сетевые поиски или семейные книги. Однако вы должны быть уверены, что эта информация является точной. Если вы решили использовать данные способы, то вам придется перепроверять полученную информацию от разных источников и способом общения с живыми людьми.

Составляя генограмму, необходимо ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в семье?

2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, психические заболевания, наркомания).

3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5. Как лучше всего можно было бы описать личные качества каждого члена семьи?

6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8. Кто был экстравертом, а кто был интровертом?

9. Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в семье? Каковы их правила и ограничения?

11. Каковы семейные мифы? Каковы их тайны?

12. Как члены семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела).

13. Каковы первостепенные ценности? Каковы семейные ценности?

14. Как в семье проявляется мужественность и женственность?

15. Каковы семейные “можно” и “нельзя”, “должен” и “не должен”?

16. Что происходит с чувствами в семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявления?

17. Как принимаются решения в семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

Символы, которыми пользуются при составлении генограммы:

ГЕНОГРАММА: ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ.

Генограмма может быть использована для показания разнообразия семейных отношений, а также видов заболеваний.

Генограмма включает в себя символы, которые указывают на семейные взаимоотношения, например на конфликт, близость, отчужденность, и т.п. Эмоциональные отношения имеют специфические символы, что помогает сохранять смысловой поток генограммы.

Таким образом, цель составления и применения генограммы заключается в том, чтобы помочь людям мыслить в ракурсе своего личного исторического прошлого и понять, что их отношения с членами семьи происхождения требуют завершения. Чтобы люди смогли найти выход из тупиков и сделать отношения в своих семьях более удовлетворяющими, чтобы они смогли избавиться от таких взаимоотношений в семье, которые, оставаясь неизменными, причиняют боль.

Семь измерений генограммы (по рук. М.В.Смоленской).

Генограмма имеет семь частей, каждая из которых будет полезной по-своему. По возможности необходимо заполнить каждую часть.

1. Семейное древо: Начинать надо со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используется квадрат, а для каждой женщины – круг. Изобразить надо свое собственное положение, затем – супруга(и) и детей. Это является “ядром семьи” и центром или “стволом” семейного древа.

Теперь можно расширять схему, чтобы включить различные ветви семейного древа: на нем будут изображены родители, все их дети, дедушки и бабушки, а также их дети. Если сразу не удается вспомнить все подробности, то необходимо просто рисовать круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких можно насчитать.

Затем необходимо пронумеровать круги и квадраты и вписать в каждый имя и возраст. Таким образом, можно будет ссылаться на каждого человека по номеру или имени. В конце внести даты браков (Б) и разводов (Р).

2. Медицинские сведения: Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если знать, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически.

Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем древе.

3. Эмоциональные паттерны: Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Обычно человек может определить эти паттерны (модели), задавая вопросы такого рода: “Какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?” Затем сравнить то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: “90% времени дед был сердитым”, другой вступает в разговор и добавляет: “Да, и на остальные 10% несчастным!” Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти “унаследованные” паттерны.

4. Динамика отношений: Теперь надо посмотреть, как члены семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можно спросить: “Какие отношения были у мамы с папой?” “Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?” Открыты ли семейные отношения или замкнуты, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Затем можно определить категории любых отношений между членами семьи или отношения между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделить заглавными буквами (А, Б, С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи: Будет полезно взглянуть и на то, как разные части семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или “проблемные” люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, захотеться использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы можно описать их подробно в соответствии с цветом.

Поэтому необходимо обратить особое внимание на эти верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать мышление, блокировать развитие и удерживать от раскрытия потенциала. Исследование таких верований – начало выравнивания их с вашим ВЫСШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.

7. Общество и ваша семья: На заключительном этапе необходимо сделать шаг назад и посмотреть, какой видит себя семья, являясь частью общества. Как семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя? И как обычно общество отвечает семье?

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Как только вы составили генограмму, тщательно проследите, какие сходства и последовательность можно идентифицировать. Возможно, есть образцы наследственного поведения или специфические психологические тенденции, которые очень примечательны, когда все группируется вместе таким образом.

● Будьте осторожны в своих предположениях. Не следует делать выводы о наследственных специфических болезнях вашей семьи, основываясь только на данных из генограммы. Обратитесь к медицинскому специалисту по поводу ваших подозрений, пусть он проконсультирует вас в вопросах данного наследственного заболевания.

● Не используйте генограмму в качестве предположения о каких-либо действиях и побуждениях членов семьи, а так же не пытайтесь противостоять им. Если вы обнаружили тенденции того, что дядя Федя увольняется с каждой своей работы, а двоюродная сестра Мария всегда уводит чужих парней, не спешите махать у них перед носом составленной генограммой в качестве доказательства того, что им нужна помощь психоаналитика. Постарайтесь избежать поверхностного отношения членов семьи после создания данной генограммы, сначала попросите сделать о ней заключение у вашего семейного или личного адвоката.

● Если вы подробно описываете семейную историю, то факты и сходства, обнаруженные благодаря генограмме, могут объяснить, почему члены семьи сменили географическую область, какие виды отношений прослеживаются, и, возможно, даже найти членов семьи, которые не были официально признаны.

● Храните свою генограмму в безопасном месте. Факты и события, входящие в диаграмму, могут быть неприятными или нежелательными для некоторых членов семьи.

● Это может быть превосходным школьным заданием, ученики выберут знаменитую особу и исследуют историю её семьи и семейные отношения. Это можно облегчить, используя интернет, но поиск может выдавать неточные факты и узкую информацию, так что ее можно рассматривать в качестве личного исследования, но не обязательно исчерпывающего.

● Всегда сохраняйте конфиденциальность членов семьи, когда делитесь вашей генограммой с другими людьми, не входящими в семью.

● Никогда не используйте генограмму, чтобы противостоять члену семьи без помощи адвоката или профессионала из области здравоохранения.

Читайте также: