Правоприменение считается особой формой реализации права так как исходит от

Обновлено: 02.07.2024

Применение права — это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.

Применение норм права — это их реализация в предусмотренных правом случаях и в предписанной им форме правореализующих действий государственного органа (или должностного лица), осуществляемая в пределах его компетенции по разрешению конкретных правовых дел и принятию соответствующих правовых актов.

Все государственные органы и должностные лица в сфере своей компетенции занимаются правоприменительной деятельностью. И в целом все государственные функции (от правоустановления до правоприменения) осуществляются (и должны осуществляться) в виде правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц, в форме реализации их компетенции. В совокупности таких правоприменительных (правореализующих) действий реально проявляется правовая природа государства. Вместе с тем именно совокупность правоприменительных действий наглядно демонстрирует правовую форму и правовой характер деятельности государства в реальной действительности.

В правоприменительной деятельности реальное состояние действующего права и реальное состояние существующего государства выражены в их неразрывном единстве. Поэтому качество правоприменительной деятельности является самым надежным и достоверным критерием для оценки сложившейся правовой и государственной действительности.

В правоприменительной деятельности действия государственного органа (или должностного лица) по реализации им своей компетенции обусловлены и продиктованы его обязанностями и правами по разрешению конкретного правового дела. Содержанием такого правового дела может быть любой юридически значимый вопрос, разрешение которого, согласно действующему праву, требует участия компетентного государственного органа, его действий и решений.

Применение - особая форма реализации права и характеризуется тем, что:

1 носит властный характер;

1 имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);

1 осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);

1 связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта;

1 направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав и обязанностей, мер наказания и поощрения и т.п.

Правоприменение необходимо в тех случаях, когда:

1) субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности;

10) возникает потребность в государственном принуждении;

13) имеется спор по поводу юридического факта;

1) необходимо определить момент возникновения прав или факт прекращения обязанностей, например в случае утраты документов;

11) принимается решение о награждении заслуженных граждан;

1) необходимо принять государственное решение, имеющее правовую значимость, например, назначить день проведения выборов или референдума и т.д.

Правоприменение от иных форм реализации права отличает ряд характерных черт, которые позволяют учёным говорить о правоприменении, как особой форме реализации права. К таким чертам относятся:

1) властность государственной деятельности по применению права;

2) применение права происходит в рамках конкретных правоотношений;

3) в особой процессуальной форме;

4) сложная форма, так как сочетает и иные формы реализации права (исполнением, соблюдением, использованием), с взаимным проникновением одной формы в другую;

5) применение права - процесс, имеющий ряд сменяющихся стадий, закреплённых процессуально, имеющих начало и конец;

6) в окончании рассмотрения дела применяется конкретный правовой акт, исходящий от компетентного субъекта, разрешающий правовой конфликт.

Стадии правоприменения

В правоприменительном процессе можно выделить три основные стадии:

6) установление фактической основы дела (устанавливается объективная истина по делу). Основная задача первой стадии процесса правоприменения — выявление, исследование и установление фактических обстоятельств дела под углом зрения их соответствия правоприменительным случаям (условиям, основаниям), предусмотренным гипотезой определенной нормы, которую необходимо применить при соответствующих обстоятельствах. Всестороннее, полное и объективное юридическое выявление (сбор), изучение и установление фактических обстоятельств дела должно осуществляться в соответствии с общими требованиями достижения объективной истины об этих обстоятельствах и вместе с тем в строгом соответствии со специальными целями, задачами, формами и средствами их юридического исследования для достижения в конечном счете не абстрактной, а именно конкретной юридически значимой объективной истины о правовых свойствах, характеристиках и значениях исследуемых фактов. Это специфическое юридическое исследование фактических обстоятельств дела должно проводиться в рамках и на основе установленного правопорядка, в предусмотренных процессуальных формах, с помощью надлежащих юридико-доказательственных средств (свидетельские показания, вещественные доказательства, документы, данные экспертизы, личные признания участников дела и т.д.). Собранные и проанализированные формы должны носить достоверный характер и в своей совокупности — в виде фактического состава дела — полностью соответствовать по своим юридически значимым характеристикам тем условиям, которые предусмотрены гипотезой применяемой нормы.




7) установление юридической основы дела (правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права). Юридическая квалификация фактических обстоятельств дела (фактического состава дела, включая конкретные действия всех его участников) на второй стадии правоприменительного процесса — это продолжение и завершение их юридических (юридико-квалификационно мотивированных, конкретизированных и ориентированных) исследований, начатых на первой стадии правоприменения. Ведь и на первой стадии собирались и изучались не просто факты как таковые, а именно определенные, юридически значимые факты, т.е. юридически характеризуемые, оцениваемые, квалифицируемые факты. Юридическая квалификация любого факта — это его оценка с точки зрения определенной нормы права, устанавливающая конкретное юридическое значение данного факта (действия лица, отношения, события и т.д.). Поэтому все правоприменение в целом носит юридико-квалификационный характер, и различные моменты и аспекты юридической квалификации фактических обстоятельств дела присущи всем формам и стадиям правоприменительной деятельности.

10) принятие решения по делу (выносится правоприменительный акт). Окончательная юридическая квалификация установленного фактического состава рассматриваемого правового дела (вопроса) позволяет перейти к завершающей третьей стадии правоприменительного процесса — к принятию решения по данному делу. Решение по делу представляет собой акт применения права, определяющий конкретные права и обязанности субъектов рассмотренного отношения.

Правоприменительный акт носит индивидуальный (персонально определенный) характер, обязателен для исполнения, при необходимости — посредством мер государственного принуждения.

Правоприменительный акт может быть выражен в письменной форме (в виде самостоятельного письменного документа или письменной резолюции на другом документе), устно (наложение штрафа на месте), посредством официальных знаков (жесты регулировщика и т.д.).

Классификация правоприменительных актов по различным группам может быть осуществлена по разным основаниям — по субъектам, принявшим соответствующие акты, по их регулятивно-правовому характеру и т.д.

Правоприменительные акты различных государственных органов и должностных лиц имеют официальные (законодательно определенные) типовые наименования, например: распоряжение Президента РФ или Правительства РФ; приказ министра или руководителя предприятия, учреждения; постановление следователя или прокурора по вопросам предварительного следствия; письменное указание прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел; определение суда по вопросам судебного разбирательства дела; решение суда по гражданским делам; приговор суда по уголовным делам и т.д.


Правоприменение - активно-властная форма реализации права, осуществляемая уполномоченными на то субъектами, в основном органами государства, должностными лицами. Суть правоприменения состоит в наделении одних субъектов правами, возложении на других юридических обязанностей, привлечении третьих к юридической ответственности. Это одна из официальных, законных, правовых форм деятельности органов государства, должностных лиц и уполномоченных негосударственных организаций. Правоприменение, связанное с реализацией регулятивных норм, определяется как правонаделительное или оперативно-исполнительное, а связанное с реализацией охранительных норм - как правоохранительное. Правоприменение в процессе правового регулирования носит вспомогательный характер, оно "подключается" к этому процессу, когда обнаруживается потребность конкретизировать общую норму или встречаются препятствия: спор о праве, правонарушения, неспособность нормы права к самореализации (например, нормы о пенсионном обеспечении) и т.д. Поэтому для правоприменения всегда необходим субъект, наделенный властными полномочиями.

Применение права-особый вид реализации права,который представляет собой государственно-властную деятельность уполномоченных и компетентных государственных и иных органов по претворению в жизнь правовых норм путем издания актов индивидуального значения относительно конкретных субъектов и юридических фактов.

Признаки применения права:

1. Только уполномоченными госорганами, ДЛ, ОМС (в отличие от других форм реализации права).

2. Одно из видов государственной деятельности, имеет государственно-властный характер, т. е. обеспечено гос. принуждением. Правоприменение осуществляется в формах:

а) Оперативно-исполнительная деятельность (позитивное регулирование – регистрация брака, приказ о приеме на работу)

3. В строгом процессуальном порядке и на определенных законом основаниях.

4. На принципах законности, социальной справедливости, целесообразности, обоснованности.

5. Применяют по стадиям, в определенной последовательности.

6. Устанавливают конкретные факты, права и обязанности, ответственность в каждом случае применения - индивидуальный характер.

Применение права в частности необходимо в следующих случаях и по следующим причинам:

1) имеет место спор, конфликт по поводу прав и обязанностей между различными субъектами права и в данном случае соответствующие правовые нормы могут быть реализованы уже только с помощью специальных властных решений, принимаемых уполномоченными на то органами и лицами, например, судами

2) имеет место неисполнение кем-то своих юридических обязанностей.

3) имеют место признаки правонарушений – по закону такого рода вопросы могут решать только специально уполномоченные на то органы и должностные лица, которые и решат вопрос о составе правонарушения, о наличии правонарушения, о привлечении к юридической ответственности;

4) существует множество правовых норм, реализация которых изначально, в принципе возможна только через правоприменительную деятельность соответствующих органов и должностных лиц. (пенсия, награды)

Стадии применения права:

1. сбор и изучение фактических обстоятельств дела.

2. Выбор юр. нормы, которая необходима для юр. квалификации и оценки фактических обстоятельств.

3. Анализ содержания нормы

4. Принятие решения

5. Принятие индивидуального акта (документа) применение права

6. Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц.

Признаки акта применения права (индивидуального акта):

(!) В акте применения не содержатся нормы права, не является источником права, а только применяет нормы права.

(!) Применяется к строго установленному кругу лиц и строго определенному случаю.

(!) Акт применения права - юр факт, служит основанием для возн-изм-прекр конкретного правоотношения.

(!) Рассчитан на однократное применение

Атрибуты акта применения права:

Ø Название акта (протокол, квитанция)

Ø Название органа, принявшего док-т

Ø Указываются нормы права, которые реализуются

Ø Дата и место принятия

Ø 2 части акта: 1)описательная; 2)резолютивная.

Ø Должен издаваться в пределах компетенции, соответствовать НПА, быть мотивированным.

***Внутри применения права могут быть другие формы реализации права. Применение права может быть и без акта применения права (конклюдентные действия).

Классификация актов применения права:

1. По издавшим их субъектам (акты ОГВ, госуправления, контрольно-надз. органов, судебные, МСУ)

2. По характеру правового воздействия (исполнительные, охранительные)

3. По значению (основные и вспомогательные)

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Особой формой реализации права является правоприменение, представляющее собой комплексную властную деятельность, которая сочетает в себе и соблюдение, и использование, и исполнение правовых предписаний.

Применение права — это государственно-властная творческая деятельность компетентных органов, лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально- конкретных правовых предписаний.

Виды: Правоприменение обусловлено определенными обстоятельствами. Необходимость в нем возникает, когда совершено правонарушение и необходимо установить для правонарушителя,соответствующую меру наказания либо когда предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов (служба в армии, поступление в вуз, устройство на работу и т. п.). То же самое относится к возникновению спора о праве и необходимости защитить чье-либо субъективное право. Наконец, необходимость осуществления предусмотренного законом контроля за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей (нотариальное удостоверение бесспорных прав, получение разрешения на какую- либо деятельность и т. п.).

Признаки правоприменения:
1.это властно-императивная форма реализации права
2.осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами.
3.носит процессуальный характер
4.состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью
5.имеет под собой соответствующие юридических основания
6.связано с вынесением правоприменительных актов.
7.является разовым и индивидуально определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов
8.направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Стадии правоприменительного процесса:
1. Установление фактических обстоятельств дела. Главной целью является выяснение объективной истины по делу, проведение осмотра места происшествия ( исследование вещдоков, экспертизы и т.д.), установления мотивов, выяснение причин, поиск истины.
2.Выбор нормы права и юридическая квалификация дела (анализ). Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить какое преступление совершено умышлено или неосторожно, установить прямой или косвенный умысел, неосторожность (самонадеянность или небрежность)
3.Проверка и толкование нормы права. Данная стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение противоречий, коллизий, пробелов.
4.Решение дела. В результате проведенных вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (приговор по уголовному делу, решение по гр.делу)
5.Контрольно-исполнительная стадия. Заключительная стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения.

Правоприменительный акт: понятие и виды.

Акт применения права —это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Правоприменительные акты принимают практически все органы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на: а) акты государственных органов и общественных организаций; б) акты главы государства — Президента РФ;

в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;

д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры;

и) акты органов надзора и контроля; ж) акты коллегиальные и единоличные.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые; в) акты уголовно-правовые;

г) акты применения материального и процессуального права.

3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить: а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения; б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.

5. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-документы и акты-действия.

Правоприменительный акт-документ — это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.

Акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.

Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты применения права-действия — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.

6. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные — это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Реализация права – воплощение предписаний юридических норм в жизнь посредством правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных, лиц, общественных объединений, физических лиц).

Применение права, как особая форма реализации и стадии правоприменительного процесса обновлено: 21 января, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

Особенности правореализации

Для правореализации характерны следующие особенности:

  • реализация права всегда связана только с правомерным поведением. Последнее может быть выражено в виде активного поведения или пассивного, т.е. воздержания от совершения противоправных действий;
  • писаные нормы посредством реализации права обретают фактическое воплощение;
  • посредством реализации права обеспечивается правопорядок в обществе;
  • субъект, обладающий субъективными правами, в большей степени заинтересован в правореализации;
  • реализация права осуществляется в разных формах, так как на этот процесс влияет ряд факторов – экономические, культурные, политические, психологические, организационные.

Для процесса правореализации немаловажное значение имеют финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии, т.е. те, факторы, обеспечивающие благоприятную стабильную среду, которая способствует нормальному правовому регулированию.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Формы реализации права

В науке выделяют четыре формы реализации права:

  • соблюдение,
  • использование,
  • исполнение,
  • применение.

Соблюдение права

Соблюдение права предполагает воздержание субъекта от совершения противоправных действий.

Эта форма реализации права характеризуется следующими особенностями:

  • пассивностью поведения субъектов;
  • универсальностью;
  • касается преимущественно запретов;
  • осуществляется вне конкретных правоотношений;
  • происходит естественно, нигде не фиксируется.

Исполнение права

Исполнение права проявляется в виде активных действий субъектами возложенных на них обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы. Прохождение срочной службы в армии, уплата налогов, оплата проезда – все эти действия являются примерами исполнения права.

Основными признаками правореализации являются:

  • активные действия субъектов права;
  • распространяется в основном на обязывающие нормы права;
  • отличается властностью предписаний, т.к. за нарушение юридической нормы следуют санкции;
  • правоисполнительные действия в большинстве случаев четко оформлены и зафиксированы.

Использование права

Использование права – форма правореализации, при которой субъекты права по своему желанию осуществляют предоставленные им нормами права возможности (примерами правоиспользования физическими лицами являются вступление в брак, заключение договора купли-продажи; государственными органами и юридическими лицами: выплата пенсии, заработной платы, вручение паспорта и т.д.).

Использованию права присущи следующие черты:

  • добровольность – никто не может принудить субъекта права использовать свое право;
  • при данной форме права реализуются в основном управомочивающие нормы;
  • отсутствие ответственности за неиспользование своих прав для физических лиц. Неисполнение полномочий государственными органами и юридическими лицами влечет за собой юридическую ответственность.

Применение права

Применение права – это специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий. Отметим, что граждане не являются субъектами применения права.

Для правоприменения характерны следующие особенности:

  • исключительно властная деятельность;
  • связано с разрешением конкретных ситуаций, которые требуют профессионализма и подготовки;
  • осуществляется в рамках конкретных правоотношений. Стороны правоотношений могут иметь различное правовое положение;
  • имеет определенную, установленную законом процессуальную форму;
  • состоит из ряда последовательных стадий;
  • связано с вынесением индивидуальных правоприменительных актов;
  • носит подзаконный характер, ввиду осуществления на основе действующего законодательства и в его пределах.

Таким образом, вышеперечисленные признаки правоприменения свидетельствуют о том, что оно в значительной степени отличается от трех остальных форм реализации права – соблюдения, исполнения и использования.

Обстоятельства правоприменения

Правоприменение возможно при наступлении следующих обстоятельств:

  • при совершении правонарушения и необходимости применения санкции к правонарушителю, а также привлечении последнего к ответственности;
  • при недобросовестном исполнении обязательств (например, уплата штрафа, несоблюдение условий договора);
  • при препятствовании в реализации своего права субъекту (например, субъект получил ордер на квартиру, но занять ее не может в силу того, что она самоуправно занята другим субъектом);
  • при возникновении споров о праве, когда стороны не могут самостоятельно прийти к консенсусу (имущественные споры, споры о разделе наследства и пр.);
  • при необходимости государственного контроля за юридически значимыми действиями (регулирование сделок купли-продажи недвижимости, нотариальная регистрация завещаний, оформление доверенности и пр.);
  • при регулировании взаимоотношений в государственных органах (назначение на государственную должность, снятие с государственной должности и др.);
  • при реализации поощрительных норм в отношении конкретных лиц (например, представление к награде, назначение пенсии, получение премии и т.д.);
  • при необходимости законного установления наличия/отсутствия какого-либо факта, события состояния (признание лица умершим, нахождение в родстве, в браке, приобретение или утрата гражданства);
  • при наличии пробелов в законодательстве и необходимости их восполнения.

Данный перечень обстоятельств правоприменения не является исчерпывающим.

Виды правоприменительной деятельности

Выделяют два вида правоприменительной деятельности – оперативно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная деятельность имеет своей направленностью, как правило, реализацию собственных полномочий (предоставление визы, регистрация брака органами загса, прием на работу администрацией учреждений, предприятий и др.).

Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям.

Реализация права в форме применения имеет пять основных стадий:

  • установление фактических обстоятельств дела,
  • выбор нормы права и юридическая квалификация дела,
  • проверка и толкование нормы,
  • принятие решения по делу,
  • контрольно-исполнительная стадия.

На стадии установления фактических обстоятельств дела совершаются различные процессуальные мероприятия (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и пр.), устанавливаются мотивы правонарушения, выявляются его причины.

Вторая стадия правоприменительного процесса характеризуется установлением юридической основы дела, т.е. его квалификации. Начало стадии состоит в выборе нормы, которая подлежит применению. На данной стадии производится юридическая оценка все совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения их с определенными нормами права. Эта стадия требует высокого профессионализма и подготовленности лица, реализующего данную стадию правоприменительного процесса.

На стадии проверки и толкования нормы права производится проверка юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, по кругу лиц, производится устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов. В некоторых источниках данная стадия правоприменительного процесса входит в состав второй стадий.

Четвертая стадия является результатом предыдущих трех стадий. На данной стадии правоприменительного процесса абстрактная норма приобретает форму конкретного правоприменительного акта, которым может являться, приговор суда по уголовному, определение суда по гражданскому делу.

На стадии исполнения контролируется достигнутый результат, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, реализуется процесс принятия решения.

Вывод

Правореализация – это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу.

Применение права, как особая форма реализации и стадии правоприменительного процесса обновлено: 21 января, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

Читайте также: